3. Развитие социальной психологии в России

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы». Рассматривая толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Плеханов, революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. С позиций исторического материализма он дал определение понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук — психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог Вагнер, невропатолог и психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский).

8 стр., 3847 слов

Мини-реферат на тему: История становления социальной психологии в России

21 Содержание: Введение Зарождение социальной психологии как науки в России Первый этап развития социальной психологии в России. 1920-е гг Социальная психология в 1930-1950-х годах Второй этап развития социальной психологии. 1950-1960-е гг Социальная психология с 1970 гг. по настоящее время Заключение Список литературы Введение История развитая социальной психологии в СССР освещалась в ...

Следует особенно отметить труды Бехтерева, проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце прошлого века, когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его терминологии).

Свое понимание социально-психологических явлений он представил наиболее полно в книге «Коллективная рефлексология». Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов, правда, использует этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за «механистический материализм». Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных им совместно с Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии.

14 стр., 6918 слов

В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии

Курсовая работа Выполнила: аспирант кафедры детских болезней с курсом детской хирургии и педиатрии ФПДО Филимонова Т.А. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Кафедра педагогики, психологии и ТСО ФПДО Рязань 2005 Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, ...

Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Аркин, Беляев и др.).

В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.).

Начинались поиски методов социальной психологии.

Однако период конца 20-х — начала 30-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти тридцать лет — до конца 1950-х гг. В Большой Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени официальное отношение к социальной психологии. В 1957 г. она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением».

Таким образом, период начала 30-х — конца 50-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Достойны упоминания лишь труды педагога и писателя Макаренко, в течение 15 лет руководившего организациями по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Практическая деятельность Макаренко послужила основой для его «теории и методики коммунистического воспитания в коллективе». Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста». Основная позиция Макаренко состояла в том, что личный интерес человека — это «правильно понятый общественный интерес». Взгляды Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии марксизма-ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. В период с начала 50-х и до середины 80-х гг. эти идеи не подлежали какой бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взглядов Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

1. Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами: 1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в ...

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское руководство допустило некоторую либерализацию научной сферы. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опубликованных в 1959 г., ряд ленинградских ученых (Ананьев, Ковалев, Парыгин) выступили с критикой нигилистического отношения к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходимость разработки социальной психологии на марксистской основе. В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии». Здесь выступили такие инициаторы развития отечественной социальной психологии, как Баранов, Парыгин, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Платонов.

Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Кузьмина).

Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (книги Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы социальной психологии»).

В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».

Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Кузьмина) и в 1972 г. в Московском университете (под руководством Андреевой).

2 стр., 879 слов

Виды социально-психологических исследований

Виды социально-психологических исследований 1. Обусловленность выбора конкретного вида социально-психологического исследования социальное психологическое экспериментальное корреляционное Эмпирическому и теоретическому уровням знания соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида научной познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое ...

Начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. В 1980 г. выходит первый учебник для студентов вузов — «Социальная психология» Андреевой, выдержавший к настоящему времени несколько изданий.

В последующие годы отечественные социальные психологи проводят свою работу в различных сферах общественной жизни. Публикуются материалы исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения. Расширяется также масштаб практического использования социально-психологических знаний.

5. Методология и методы социально-психологического исследования

Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии социальной психологии:

1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;

2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;

3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

Особенности научного исследования в социальной психологии:

1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;

2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;

3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;

4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

23 стр., 11405 слов

Глава II. Методы социально-психологического исследования

... повышения надежности и достоверности полученной информации следует сопоставлять ее с результатами наблюдений, экспериментов, опросов других людей. В практике социально – психологических исследований различают следующие виды опроса: ... доверия к психологу. Возможно возвращение к затронутой теме позднее, когда общение станет более доверительным и респондент будет готов разговаривать на нужную ...

Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Специфика социально-психологических исследований:

1) описывают психологические характеристики самой группы;

2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

4) источником данных является сам человек;

5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;

6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;

7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

Источники информации в социальной психологии:

1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);

3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;

4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Тенденции развития социально-психологических методов исследования:

1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);

2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;

3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

... общения между людьми: Общения между людьми ... передачи  информации о ... приобретённые – социально обусловленные ... людей.     Исследования жестов и голоса  выявляют  влияние  аналогичных  факторов. Так, эксперименты, ... человека – представляют собой не  рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, ...

4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).

Виды методов социальной психологии:

1) методы сбора информации:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) корреляционное исследование;

г) опрос;

д) интервьюирование;

е) шкалирование;

ж) тестирование;

з) проективные методики;

и) социометрия;

к) изучение документов;

л) изучение продуктов деятельности;

2) методы обработки информации:

а) приемы теоретической и логической обработки данных;

б) использование математической статистики.

На следующем этапе проводится сбор первичной информации с помощью наблюдения, опроса и анализа различного рода документации (контент-анализа).

На заключительной стадии производиться обработка и анализ результатов. Этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ.

6. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы

Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.

Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций. Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.

Достоинства метода в возможности:

1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;

2) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;

3) количественно изменять условия эксперимента;

4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.

Недостатки экспериментального метода включают:

1) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;

2) аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно проводится в искусственных условиях, в связи с чем, выявленные в ходе эксперимента особенности и закономерности протекания социально-психических процессов, имеющие часто абстрактный характер, не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;

3) осложняющая роль воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.

Виды экспериментов:

1) по форме проведения:

а) натуральный эксперимент – заключается в действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;

б) мысленный эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;

2) по условиям проведения:

а) полевой эксперимент – организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента. Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;

б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей. Действия испытуемых определяются инструкцией. Испытуемые знают, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента могут не понимать. Преимущества: возможность многократного проведения эксперимента с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатки: искусственность условий проведения исследований.

К особыми видами экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.

В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.

Аппаратные средства предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу. В настоящее время аппаратурные методики используются для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса.

20. Общение как познание людьми друг друга

Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

1) фаза взаимонаправленности;

2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

3) фаза взаимоинформирования (собственно действие);

4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

Характеристики общения:

1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать:

а) сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа;

б) о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении;

в) данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт;

г) информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа);

д) знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению);

2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

3) внешняя сторона общения, которая выражается:

а) коммуникативной активностью;

б) интенсивностью действий;

в) инициативностью;

г) мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на:

а) дружеский;

б) подавляющий;

в) популистский;

г) заигрывающий;

д) требовательный;

е) деловой;

ж) позиционный;

з) сдержанный и др.;

6) средства общения;

7) функции общения.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;

2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.

30. Структура общения

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения – реципиент;

3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

26. Проблема манипулятивного воздействия в общении

Психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

Представляется интересным остановиться на типологии основных стратегий психологического воздействия, предложенной Г. А. Ковалевым. По его мнению, в реальной человеческой жизнедеятельности имеют место три основные стратегии – «императивная», «манипулятивная» и «развивающая»

Императивная стратегия психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий.

Объективная парадигма.(цель открыта, другой как пассивный объект, игнорирование интересов другого, неограниченное одностороннее преимущество, использование насилия, внешнее кратковременное подчинение)Функции: контроль поведения, установок; их подкрепление и направление в нужное русло; функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Воздействия осуществляются без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условия межличностных коммуникаций. Приводит чаще всего к отрицательным последствиям. Использование императивных методов воздействия приводит чаще всего лишь к внешнему кратковременному подчинению со стороны объекта воздействия и не затрагивает глубинные структуры его психической организации. Императивная стратегия наиболее уместна и эффективна в экстремальных ситуациях, где требуется оперативное принятие и исполнение важных для сохранения системы решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа.

Манипулятивная стратегия соответствует «субъектной» парадигме, основывающейся на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию (другой как способ достижения цели, стремление получить односторонний выигрыш, скрытый характер воздействия, испольхование психологической силы, мастерство и сноровка в исполнении).основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знания в целях воздействия. Используется для формирования общественного мнения, например в рекламе. Манипулятивная стратегия реализуется главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования, действующих в обход психического контроля, а также так называемых маскировочных и конверсионных техник, блокирующих систему психологических защит или разрушающих ее, выстраивая взамен новую субъективную пространственно-временную организацию, новую модель мира.

Составляющие: целенапрвленное преобразование информации (искажение, утаивание, способ подачи, особая компоновка, момент подачи, подпороговая передача информации (смена звукового и визуального фона повышает пропускную способность смыслового канала)), сокрытие намерений самого воздействия, средства принуждения (сила, силовое давление, власть, открытое или скрытое принуждение, косвенное запугивание), мишени воздействия ( групповые установки, стереотипы, эмоциональные состояния, эксплуатация влечений и потребностей), роботизация(деиндивидуализация).

Развивающая стратегия основывается на «субъект-субъектной» или «диалогической» парадигме, где психика выступает в качестве открытой, находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психологические условия реализацией является диалог. Принципы на которых основывается – эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой и актуальные состояния друг друга, искренность выражений и чувств. Психика в этом случае рассматривается как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование. «Развивающая стратегия обеспечивает, в отличие от двух других стратегий, актуализацию потенциалов собственного саморазвития каждой из взаимодействующих между собой систем. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и обоюдная открытость. Диалог как обоюдооткрытый процесс предполагает не только достаточно высокий уровень психологической культуры субъекта, но и тот факт, что диалогу надо учиться и учиться постоянно. Должны быть организованы условия для такого диалогического взаимодействия.

Психологические условия реализации диалога, по К. Роджерсу: 1) естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия; 2) безусловное позитивное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и приятие его как равноправного партнера по общению; 3) эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.

Е. Л. Доценко предлагает пять уровней установок на взаимодействие в межличностных отношениях.

Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие – от насилия, подавления до внушения, приказа.

Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» – тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением более сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек.

Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться. Стремление переиграть его, вырвать одностороннее преимущество.

Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть, с которым надо считаться

Содружество. Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей.

Манипуляцию часто отождествляют с влиянием.

Под манипуляцией обычно понимается один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

По нашему мнению, принципиальное различие между манипулятивным воздействием и личным влиянием заключено в следующих трех критериях.

Манипулирующее воздействие

Личное влияние

— Скрытность и тайный характер намерений (использование другого как средства достижения собственных целей);

— Стремление подчинить своей воле (получить односторонний выигрыш);

— Разрушающий личность эффект воздействия (в первую очередь негативный эффект сказывается на личности адресата, но опосредованно – на личности манипулятора).

— Искренность и открытость чувств, эмоций, намерений и мотивов человека, оказывающего влияние;

— Наличие в акте влияния собственной доброй воли и личных интересов взаимодействующих людей;

— Обогащающий, развивающий эффект воздействия (в первую очередь, на личность того человека, на которого оказывается воздействие).

Е. Л. Доценко, например, видит разрушительный эффект манипуляции в расщеплении личности адресата, ее невротизации, повышении «роботообразности», податливости к внешнему влиянию. Средства манипулятивного воздействия он группирует в соответствии с основными признаками манипуляции.

Тайный характер манипулятивного влияния обеспечивается многовекторностью воздействия – решением сразу нескольких подзадач. Например, отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата со стороны других людей и т. п.

Для оказания психологического давления используется адекватное целям оружие воздействия: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

Проникновение в психическую сферу адресата происходит через психический автоматизм – структурно-динамическое образование, актуализация которого с высокой вероятностью приводит к стандартному результату, будь то мотивационное напряжение (стремление к успеху, деньгам, славе, сексуальному удовольствию) или какое-то действие.

Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг – создание (или актуализация) состояния конкуренции мотивов. Актуализировать можно лишь то, что уже имеется во внутреннем мире человека, А там имеется очень многое – надо лишь суметь получить доступ к тому или иному устремлению человека. Как только доступ будет получен, устремление будет актуализировано, разбуженная энергия начнет действовать без внешней поддержки. Второй шаг – изменение побудительной силы конкурирующих мотивов (изменение ценности одного из них, изменение цены достижения, управление оценкой вероятности достижения целей и т. п.).

Какие признаки позволяют определить, манипулирует вами партнер в корыстных целях или просто не умеет общаться?

Как распознать «профессионального» манипулятора?

Неизменно присущий всякому манипулятору признак – это стремление овладеть волей партнера. Манипулятор всегда будет стремиться поставить вас в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в ваших слабостях, страхах, в любых желаниях, от которых вы не свободны (желание денег, власти, славы, признания, любви)

Второй отличительный признак манипулятора – обман, лицемерие в его поведении: смущающие вас слащавое заискивание, стремление угодить, либо неотвязность и прилипчивость, либо ощущение, что он чего-то не договаривает и «темнит»

Третье отличие манипулятора вы всегда обнаружите в его суждениях, где будет звучать призыв не к объединению, а к отъединению. Он будет убеждать вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» («количество мест очень ограничено»), в необходимости позиции силы – «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения», «с людьми нужно не дружить, а ссорить их между собой, чтобы быстрее победить». Интрига – любимый конек манипулятора. Другой – это всегда лишь средство достижения собственных целей

Е. Л. Доценко, например, предполагает, что более эффективными будут такие действия, как предложение сотрудничества, разрушение сценария борьбы, разоблачение тайных намерений манипулятора с помощью прямых или косвенных вопросов, с предоставлением ему, однако, права сохранить свое лицо (поскольку партнер должен сам убедиться в неэффективности своих действий)

При общении с манипулятором должны преобладать:

логика активно-выжидательной позиции (чтобы выиграть время и получить подтверждение каким-либо своим предположениям, задавайте вопросы).

Босс сотруднику: «Говорите, коллеги недовольны работой Ильи Петровича? А что конкретно Вы имеете в виду, Елена Михайловна?»;

чувство такта и самообладание (не вовлекайтесь слишком эмоционально в ситуацию, сохраняйте диссоциированность с ней).

«Ты, конечно же, прав, Тимофей, они нас обманывают, что товар не идет, но давайте подождем еще недельку, прежде чем устраивать разборки»;

вера в способность партнера отказаться от борьбы и вера в свои силы (главное – не пересилить, а осилить).

«Я знаю другой способ решения этой ситуации, который поможет обойтись нам без кровопролития. Что, если мы …»;

намерение прервать привычный, навязываемый сценарий и стремление предложить свой, нестереотипный, не соответствующий ожиданиям оппонента. В разговоре с торговым агентом «Гербалайфа»: «А я слышала, что сейчас очень модно и полезно не худеть, а питаться всем, чем хочешь, но главное, чтобы это было приготовлено вами самими и из свежих продуктов. Хотите, расскажу один простой рецепт?»;

настрой на совместное решение проблемы. Один сотрудник другому: «Я, может быть, и пользуюсь доверием у босса, но давайте вместе скажем ему об этой проблеме».

Необходимо также помнить, что всегда есть «аварийный» выход из ситуации – можно прервать контакт под благовидным предлогом, вернувшись к нему при первом же подходящем случае (когда вы будете достаточно готовы и сильны для противостояния).

Любые негативные чувства должны быть переработаны (иначе могут разрушить вас), а их энергия может быть использована для улучшения отношений. Таков неполный перечень простейших рекомендаций по защите от психологического нападения.

Ведущим же фактором в сопротивлении внешнему давлению и манипулированию, по мнению многих психологов, выступает личностный потенциал, личностная сила, которая представляет собой устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей (сложность внутреннего мира, духовная зрелость и т.д.)

28. Психология больших социальных групп (методологические проблемы)

Проводя классификацию больших групп большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные — организованные, при этом к организованным относятся нации, народности, социальные классы, слои, некоторые исследователи называют партии, общественные движения, большие организации, трудовые коллективы. Как отмечает Г.Г.Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом”. Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.).” (Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп[1].

Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Могут быть выделены группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам.

Стихийные группы возникают случайно, они, как правило, кратковременны и некоторые авторы объединяют их общим названием — толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае неразрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.

В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы.

Общение в больших группах носит опосредованный (через СМИ) характер. Одним из регуляторов отношений в больших группах являются социальные стереотипы.

Г. Ле Бон в работе «Психология народов и масс» отмечал, что в толпе всегда преобладает бессознательное — «Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. – Толпа так же легко становится героичной, как и преступной».

Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях – и притом только при этих условиях – собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.

Одним из общих свойств толпы является необыкновенная податливость внушению.

Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа, и сознание значительного, хотя и временного, могущества, доставляемого численностью, дает возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые невозможны для отдельного человека.

Основные способы психологического воздействия.

· Внушение — целенаправленное эмоционально-волевое воздействие, основанное на некритическом восприятии. Суггестор — человек, осуществляющий внушение. Условия внушающего воздействия: авторитетность источника внушения и доверие к нему. Внушение может быть направлено как на отдельного человека так и на группу в целом

· Убеждение — способ психологического воздействия, который основан на логике, на обращении к разуму. Слагаемые убеждения: постановка фраз, аргументы, факты, доказательства, логические рассуждения.

· Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение носит автоматический характер и плохо поддается сознательному контролю. Это один из наиболее древних механизмов воздействия. Одним из наиболее ярких примеров заражения является распространение панических настроений. Высокая энергетика собственного поведения, артистизм в исполнении действий способствуют передаче своего состояния другому человеку.

· Подражание — способ психологического воздействия, который основан на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого другими поведения. Публичная известность способствует стремлению подражать у других людей.

К видам психологического влияния относят также просьбы, принуждения, критику, игнорирование, самопродвижение и манипулирование[2].

Методологические проблемы

Социально-психологическое исследование характеристик БСГ наталкивается на ряд трудностей (отсутствие методик).

У традиции исследования БСГ – сложная судьба: с одной стороны, СП начиналась с исследования БСГ (работы М. Лацаруса, Тарда, Лебона, Сигеле).

В американской психологии проблематике БСГ уделялось недостаточное внимание, сам термин БСГ там употребляется крайне редко. Объяснение такого невнимания к проблеме БСГ связывают с существованием двух СП: психологической и социологической.

Радикальные преобразования в мире в конце 20 века сделали очевидной необходимость изучения больших социальных групп. Прежде всего, европейская социальная психология (призыв Московиси сделать больший акцент на исследовании БСГ).

В отечественной психологии исследования БСГ занимают особое место: этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов БСГ, как организованных, так и стихийных. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа БСГ, а также массовых процессов и социальных движений.

4 основных вопроса, связанных с методологией изучения БСГ:

Какие группа следует рассматривать в качестве больших?

Большие в количественном отношении образования людей разделяют на два типа: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относится толпа, публика, аудитория, и в точном значении социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые (социальные ко\лассы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы).

Общая схема изучения признаков БСГ не может быть предложена, поскольку в каждой из них специфичная модель коммуникации, различно их значение в историческом прцессе. Сквозные характеристики БСГ должны быть наполнены специфическим содержанием.

Какова структура психологии БСГ, ее основные элементы, характер их соподчинения, взаимосвязи?

Общие признаки (нравы, обычаи, традиции, наличие специфического языка, образ жизни).

В больших группах более очевидно значение ценностей и стереотипов. Для их исследования нужно учитывать 2 характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности).

Структура: психический склад, как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции и т.д.); эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения)

Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное. Общее, но не одинаковое.

Методы изучения БСГ

Этнография — анализ продуктов культуры

Сравнительные межкультурные исследования

Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ

Концепция «социальных представлений»

29. Типы больших организованных социальных групп (пример – подробно)

План ответа

Классификация групп

Принципы исследования психологии больших социальных групп (БСГ)

2.1 Методологические проблемы

2.2 Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

3. Стихийные группы и массовые движения

3.1 Общая характеристика и типы стихийных групп

3.2 Социальные движения

Литература: Андреева Г.М. Социальная психология

Социальная психология: Хрестоматия/ сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. (статьи Штомпки П. и Дилигенского Г.Г.)

Ответ:

Классификация групп

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами.

В социальной психологии под группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства их жизнедеятельности, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Группы

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Условные – или иначе формально соединенные в группу (например, объединение в группу испытуемых по данным выполнения задачи)

Реальные – объект внимания социальной психологии. Люди собраны вместе.

Лабораторные – собраны вместе на момент эксперимента.

Естественные – существующие независимо от эксперимента.

Большие — например, этнос, толпа, гендер.

Малые группы – основной объект изучения социальных психологов. Проблемным вопросом является вопрос о численных границах.

Стихийные большие группы – неорганизованные, термин группа к ним весьма условен.

Устойчивые – организованные, длительно существующие, подобно классам, нациям.

Вопрос об исследовании больших групп требует особого рассмотрения. Стоит отметить, что в традиции СП их исследования представлены не равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (преимущественно большие неорганизованные стихийно возникшие группы), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в СП.

Принципы исследования психологии больших социальных групп

Методологические проблемы

Социально-психологическое исследование характеристик БСГ наталкивается на ряд трудностей (отсутствие методик).

У традиции исследования БСГ – сложная судьба: с одной стороны, СП начиналась с исследования БСГ (работы М. Лацаруса, Тарда, Лебона, Сигеле).

В американской психологии проблематике БСГ уделялось недостаточное внимание, сам термин БСГ там употребляется крайне редко. Объяснение такого невнимания к проблеме БСГ связывают с существованием двух СП: психологической и социологической.

Радикальные преобразования в мире в конце 20 века сделали очевидной необходимость изучения больших социальных групп. Прежде всего, европейская социальная психология (призыв Московиси сделать больший акцент на исследовании БСГ).

В отечественной психологии исследования БСГ занимают особое место: этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов БСГ, как организованных, так и стихийных. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа БСГ, а также массовых процессов и социальных движений.

4 основных вопроса, связанных с методологией изучения БСГ:

Какие группа следует рассматривать в качестве больших?

Большие в количественном отношении образования людей разделяют на два типа: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относится толпа, публика, аудитория, и в точном значении социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые (социальные ко\лассы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы).

Общая схема изучения признаков БСГ не может быть предложена, поскольку в каждой из них специфичная модель коммуникации, различно их значение в историческом прцессе. Сквозные характеристики БСГ должны быть наполнены специфическим содержанием.

Какова структура психологии БСГ, ее основные элементы, характер их соподчинения, взаимосвязи?

Общие признаки (нравы, обычаи, традиции, наличие специфического языка, образ жизни).

В больших группах более очевидно значение ценностей и стереотипов. Для их исследования нужно учитывать 2 характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности).

Структура: психический склад, как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции и т.д.); эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения)

Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное. Общее, но не одинаковое.

Методы изучения БСГ

Этнография — анализ продуктов культуры

Сравнительные межкультурные исследования

Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ

Концепция «социальных представлений»

Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

Социальные классы и слои

В традиционном для отечественной психологии подходе можно выделить 3 основные линии исследования классов: выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в наше время; характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельны членов класса, как частный случай соотношения психологии групп и психологии индивида, включенного в группу.

Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сторона классовой психологии (классовые потребности, классовые интересы, социальные роли).

Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен во множество социальных групп, следовательно возникает переплетение интересов. Наиважнейшим устойчивым компонентом классовой психологии является психический склад – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения, деятельности, на основании которого можно реконструировать нормы данной СГ. Этот облик проявляется в социальном характере, привычках и обычаях, традициях. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов группы, они дают характеристику такого комплексного признака класса как образ жизни. Анализ привычек и обычаев – социально-психологическая проблема.

Радикальные изменения конца 20 века привели к существенным изменениям в социальной структуре общества, многие классы перестали существовать, модифицировались, появились новые. В социальной психологии эти аспекты еще только намечаются.

Этнические группы специально исследуются этнопсихологией. Нации – наиболее распространенная форма этнической общности. Кроме того существует такие этнич группы, как народности, национальные группы и т.д. Традиция исследования этнич гр восходит к работам В. Вундта по «психологии народов» (метод исследования этнич гр – изучение языка, мифов, обычаев, поскольку эти образования составляют структуру этнич гр).

Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, усвоение этого опыта – содержание процесса социализации индивида.

В психологии этнических общностей различают две стороны:

1. наиболее устойчивая часть – психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи)

2. эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства).

Эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов, которые влияют на этнические симпатии и антипатии. Может возникать явление этноцентризма — предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы.

Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность различий между группами, которые должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»).

Эти черты способны исторически изменяться.

Гендерные и возрастные группы выделяются по демографическим характеристикам (принцип пола, принцив возраста).

Понятие гендер тспользуется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендер, иногда обозначаемый как «социальный пол» не всегда совпадает с биологическим полом человека и предполагает, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. В определение гендер включают набор социальных ролей предписанных обществом представителям того и другого пола. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (исследуется гендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины); структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов); символическом (исследуются образы «настоящего мужчины», «настоящей женщины»).

Гендерная психология охватывает широкий круг проблем: пол (гендер), гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции. С исследованиям БСГ связаны социально-психологические аспекты гендера, сконцентрированные вокруг трех проблем: гендерная идентификация (выявление специфических характеристик феминности и маскулинности. Именно в рамках данного направления проявляется влияние феминизма, как отдельного направления в современных гуманитарных науках, как определенного общественного движения, отстаивающего равноправие женщин), гендерные стереотипы (в качестве причин формирования и закрепления называют различные гендерные роли), гендерные роли (семейные роли, особенности социализации мальчиков и девочек, их специфика в различных культурах).

Анализ психологических характеристик возрастных групп делается при изучении социализации. Направления исследований: традиционные возрастные проблемы, проблема поколений, способы адаптации к социальным изменениям, разработка различных жизненных стратегий, возникновение субкультур.

Стихийные группы и массовые движения.

3.1 Общая характеристика и типы стихийных групп

Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

В социальной психологии 20 века психологические характеристики таких групп описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более, что стихийные группы выступают его субъектом.

Важный фактор формирования стихийных групп – общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различные больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, который можно определить как массовое сознание. Выразителем этого массового сознания является общественной мнение, которое возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов на взгляды других людей. Для социальной психологии исследование общественного мнения, предшествующего формированию стихийных групп, крайне важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Типы стихийных групп:

Толпа – образуется на улице по поводу какого-либо события, длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Она может быстро разойтись, или же возбуждение может нарастать и толпа может перейти к действиям. Состояние толпы нестабильно, поведение стихийно и может привести к агрессивным формам. В толпе могут возникать элементы организации, но и они крайне нестабильны. Лебон дает негативные характеристики толпе: если индивид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, консервативна, нетерпима, нуждается в поддержке вождя. Для толпы характерны специфические формы коммуникации; они базируются на соединении разнородных источников информации: известные суждения из общественного мнения, случайные, произвольно интерпретированные сведения из СМИ, слухи – принимаемые на веру утверждения, не подкрепленные никакими источниками.

Московиси, изучая работы Лебона о толпе, делает вывод, что толпы – это «перископы, отображающие на поверхности подводные течения», поэтому их необходимо изучать, т.к. без этого не понять современный мир.

Масса это более стабильное образование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников (СМИ, слухи).

С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации — различного рода слухи и сплетни. У них — свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды (Шерковин, 1975. С. 286).

Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Отметим, что в связи с переходом социальной психологии к экспериментальным исследованиям, акцент на долгое время был перенесен на малую группу, хотя в сегодняшних условиях массовых форм потребления, изучение больших стихийных групп крайне актуально. В таких группах воздействие приобретает свою специфику.

Способы воздействия в стихийных группах:

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в принятии определенного эмоционального настроя, возникающего в массе, где действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особенно силен эффект заражения в ситуации паники, которая возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о какой-либо пугающей или непонятной новости. Сила заражения обратно пропорциональна уровню развития самосознания индивидов.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушаемость зависит от ряда факторов (возраста, степени утомления, авторитета человека, осуществляющего внушение).

В прикладном плане изучение внушения имеет большое значение для таких сфер как пропаганда и реклама.

Подражание – здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Все три описанных способа воздействия наталкиваются на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие – процесс, в котором существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Стихийные группы, демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

3.2 Социальные движения

Социальные движения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Штомпка П. (Социология социальный изменений) под социальными движениями понимает свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституционализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Он выделяет следующие компоненты социальных движений:

Коллективность людей, действующих совместно

Единство в соотношении цели коллективных действий, а именно – изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно

Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации

Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институционализированные застывшие формы.

Дилигенский Г.Г. в свою очередь подчеркивает, что социальные движения являются массовым групповых субъектом. Общность, охватываемая движением чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, форма существования – акции, которые могут возникать и прекращаться, затухать. Движение выражается в таких действиях, как забастовки, демонстрации, митинги. Отличие движения от других форм больших групп, по мнению Дилигенского, состоит в том, сто движение представляет собой общность объединенную общим действием. В движении личность на какое-то время преодолевает свою изоляцию, отчуждение от других людей, в то же время возрастает ее чувство социального достоинства.

Общие черты социальных движений:

базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе.

в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств.

всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда — относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения.

Типы движений:

Социальные движения обладают различным уровнем, в связи с чем выделяют:

это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.),

локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и

движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Типы движений по Штомпке:

Социальные движения отличаются по масштабам предполагаемых изменений. Ограниченные по своим целям, не ориентированные на преобразование институциональных структур, а направленные на преобразование внутри структур – реформистские движения (пр-р движение за и против абортов).

Стремящиеся к глубоким преобразованиям основ социальной организации – радикальные (за гражданские права в США)

Социальные движения различаются по качеству предполагаемых изменений. Создание новых институтов, ведение новых законов, внедрение нового образа жизни и веровании – прогрессивные. Стремление восстановить институты, законы, образ жизни, которые когда-то существовали – консервативные или ретроактивные.

Социальные движения различаются по отношению к целям предполагаемых изменений. Одни сосредотачиваются на изменениях социальных структур, другие – на изменении личности.

Социальные движения различаются «вектором» изменений. У большинства движений вектор позитивен, но может сложиться и противоположная ситуация, когда объединяются для того, чтобы воспрепятствовать развитию каких-либо тенденций – отрицательный вектор движений.

Социальные движения различаются по лежащей в их основе стратегии или логике: инструментальная логика – стремление достичь политической власти и ее средствами усилить предполагаемые изменения в законах, институтах и организации общества; экспрессивная логика – стремление достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации.

В конкретном обществе в конкртный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше.

Описывая внутреннюю динамику социальных движений, Штомпка выделяет следующие стадии: возникновение, мобилизация, совершенствование структуры, завершение.

Важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.

Соотношения позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. В движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества и его точки зрения.

Проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения.