Технологии социальной работы с молодыми военнослужащими и их семьями
- Понятие военно-социальной работы и ее специфические черты.
2)Цель, основные задачи и направления, объект, субъект военно-социальной работы.
3)Факторы, влияющие на выбор методов и форм работы с молодыми военнослужащими.
4) Сущность и специфика социальной работы с различными категориями военнослужащих и членами их семей: военнослужащими срочной службы, военнослужащими-контрактниками, военнослужащими, уволенными в запас или отставку, военнослужащими-участниками боевых действий.
5) Морально- психологическая и социальная поддержка семьи военнослужащих.
6) Сущность комплексной реабилитации военнослужащих после пребывания в экстремальных условиях. Посттравматические стрессорные расстройства (ПТСР), их причины и симптомы.
7)Виды реабилитации: социально-экономическая, социокультурная, профессионально-трудовая, психологическая и пр. Задачи, принципы, этапы и содержание реабилитационных мероприятий.
1) Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации — это деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц, осуществляемая в тесном взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями с использованием правовых, организационных, воспитательных средств, по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, по оказанию помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.
Военно-социальная работа организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск (сил), поддержания в Вооруженных Силах правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами.
специфика профессиональной деятельности, связанной с
воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.
Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...
... исследования Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность представленной работы на тему “ Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления ” - это та ... термин "наркотические средства", или "наркотики" кроме медицинского, приобрёл также социальное и юридическое значение. Факторы, влияющие на возникновение влечения к психотропным веществам. ...
1)Функциональные обязанности военнослужащих строго
регламентированы, а субординационная структура является жестко
иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат
неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица,
которое его получает.
2)Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи)
отсутствует возможность выбора занятия и места жительства.
3) Человек,
проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию
н еблаг оп ри я тных фак торов : эм оци ональ на я и
фи зи ческ ая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов,
замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация,
4)постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности
уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты
2) Главной целью военно-социальной работы является создание оптимальных социальных условий, позволяющих военнослужащим и гражданскому персоналу эффективно решать возложенные на них обязанности. В данном контексте под условиями понимается та обстановка, материальная и духовная среда, в которой протекают жизнедеятельность военнослужащих и их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил
К объектам социальной защиты относятся все категории военнослужащих. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни, реализацию интересов, укрепление здоровья, создание условий для духовного развития.
Государство является главным субъектом социальной защиты, выражающим интересы военнослужащих. Государство разрабатывает и принимает нормы социальной защиты: правовые акты, регулирующие различные стороны жизни военнослужащих, оно также определяет социальный статус военнослужащих и, следовательно, уровень их социальной защиты.
Основными задачами военно-социальной работы являются:
- реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации;
- соблюдение международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;
- изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации;
- определение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей;
- выработка, принятие и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава;
- организация и проведение правового воспитания различных категорий личного состава, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащим;
- оказание индивидуальной социальной помощи различным категориям военнослужащих;
- обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;
- рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;
- поддержание взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Направления
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от ЧС социального характера
... и нарушение условий жизнедеятельности людей. Самая крайняя форма ЧС социального характера – социальная катастрофа. Социальная катастрофа – скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ... трагическими последствиями (например, революции, вооруженные конфликты и т.д.). Этапы развития социальной катастрофы: - Дестабилизация существовавшего ранее уклада жизни в отдельном регионе или ...
1) обеспечение и организация социальной защиты, социальной
поддержки и социальной помощи военнослужащим, членам их
семей и гражданскому персоналу;
2) организация правовой работы и правового воспитания военно-
служащих, формирование у них дисциплинированности и пра-
вовой культуры.
3) Факторы, влияющие на выбор методов и форм работы с молодыми военнослужащими.
— род войск
— специфика деятельности конкретной воинской части
— расположение военной части (удалённые от населённых пунктов, корабли)
— состояние местной инфраструктуры (возможность проведения досуга,трудоустройства членов семьи,обучения детей и т.д.)
Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в
значительной степени определяется принадлежностью к призывному или
контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих,
длительностью их пребывания на военной службе.
4)
Военнослужащие срочной службы
Особенность военно-социальной работы с молодыми военнослужащими обусловлена пограничным возрастом — 18–19 лет, — который характеризуется значительными изменениями в организме и психике, незавершенностью их формирования, неравномерностью развития, что может вызвать затруднения в адаптации.
Многолетний опыт воспитательной работы в Вооруженных Силах, традиции российской армии позволили выработать определенные рекомендации по адаптации данной категории военнослужащих. Сегодня в Вооруженных Силах используются методические пособия и рекомендации «О порядке приема, ввода в строй молодого пополнения и назначения на воинские должности выпускников учебных воинских частей». Особое внимание уделяется именно начальному периоду службы.
Социальная и воспитательная работа по сопровождению адаптации молодого пополнения в воинской части предусматривает несколько этапов:
а) подготовка и прием молодого пополнения, организация пер-
вых дней его пребывания в воинской части;
б) проведение начальной военной подготовки молодого попол-
нения;
в) начальный этап службы молодых воинов в воинском подраз-
Влияние психологических особенностей женщин на адаптацию к условиям ...
... федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяются тем, что, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, женщины-военнослужащие пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными ...
делении.
Этап подготовки и приема молодого пополнения предусматривает обеспечение благоприятного вхождения в строй молодого пополнения, что требует от командиров и начальников максимальной заботы и внимания к их проблемам и потребностям.
Подготовка начинается за 1–2 месяца до прибытия призывников в воинскую часть. Организуются и проводятся разъяснительная работа с солдатами старших периодов военной службы, занятия по изучению методик работы с молодым пополнением и недопущению случаев неуставных взаимоотношений. Производятся отбор по личным качествам должностных лиц, выезжающих в военкоматы для получения молодого пополнения, их инструктаж.Уже в военкоматах призывники знакомятся с информацией о виде Вооруженных Сил и воинской части, в которой им предстоит служить, получают рекомендации относительно поведения в пути следования, практические советы по активному вхождению в ритм армейской жизни и службы; здесь также происходит первичное ознакомление с индивидуальными качествами призывников.
Этап проведения начальной военной подготовки молодого пополнения обеспечивает эффективную адаптацию молодых воинов к армейским условиям. В этот период молодые воины получают знания об общих положениях военной службы, воинских законах и уставах, ответственности за дисциплинарные проступки и воинские преступления, о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, о поведении в случаях возникновения неуставных взаимоотношений, у них происходит активное формирование первичных установок и навыков военной службы. Также происходит изучение морально-психологических и деловых качеств молодых солдат.
Повышенное внимание в рамках индивидуально-воспитательной работы уделяется военнослужащим, отличающимся замкнутостью, имеющим отклонения в психике и поведении, являющимся объектам шуток и насмешек, переживающим острую тоску по дому.На этом этапе особенно важно проявление постоянной заботы, обеспечение обстановки доброжелательности и внимания к молодым солдатам, четкой организации работы всех служб и должностных лиц воинской части. Поэтому к воспитательной работе привлекается весь руководящий состав воинской части, решительно пресекаются любые попытки военнослужащих старшего призыва оказать психологическое воздействие на молодых солдат путем оскорбления их достоинства, проявления грубости и т.д.
Этап завершается подготовкой и проведением торжественного принятия военной присяги, на которую приглашаются родные и близкие призывника.
Начальный этап службы молодых воинов в воинском подразделении оказывает большое влияние на молодых воинов. Первые дни пребывания в подразделении, первые впечатления и первые встречи с командованием и сослуживцами во многом определяют место новобранцев в коллективе, их отношение в целом к военной службе.
Социальная и воспитательная работа в этот период нацелена на развитие у молодых воинов положительной мотивации к овладению воинской специальностью и добросовестному выполнению своих обязанностей. Основные усилия направляются на активный их ввод в строй согласно должностному предназначению. Особое внимание должно обращаться на исключение неуставных взаимоотношений в любых проявлениях со стороны военнослужащих старших сроков призыва. Уделяется повышенное внимание первым заступлениям на боевое дежурство, в караул, первым полевым за-нятиям, поощрениям за усердие в учебе и службе и взысканиям за проступки. Кроме того, продолжается целенаправленное изучение личности воинов для их учета в организации службы.
Психологические особенности обеспечения адаптации к новым условиям ...
... работы. Основная цель: дипломной работы заключается в выявлении сущности процесса адаптации военнослужащих срочной службы и теоретическом обосновании психологических особенностей адаптации военнослужащих проходящих военную службу ... в военной науке сложилось два основных направления понимания сущности адаптации военнослужащих к новым условиям жизни и деятельности. Современный военнослужащий ...
военнослужащие, увольняющиеся с военной службы
Военнослужащие, увольняемые с военной службы в силу своих специфических особенностей, нуждаются в помощи со стороны органов военного и государственного управления. С начала 1990-х гг. из различных силовых структур в связи с их реформированием уволено более 1 млн человек. По оценке специалистов Министерства обороны РФ, около 70% увольняемых военнослужащих нуждаются в профессиональной переподготовке для последующего трудоустройства [25] (Справочно-методическое пособие по переподготовке и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы. — М., 1999. — С. 163–164 )
В ходе социальной работы с военнослужащими, увольняющимися с военной службы, осуществляются:
- предоставление отпусков по личным обстоятельствам;
- оказание консультационной и практической помощи в реали-
зации трудоустройства и профессиональной переподготовки;
- выдача рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государ-
ственные образовательные учреждения профессионального
образования — при необходимости;
- оформление документов для получения жилья в избранном
месте жительства после увольнения с военной службы;
- организация заблаговременной связи и обмена информацией
между военнослужащим, подлежащим увольнению с военной
службы, и соответствующими органами (военкомат, центр за-
нятости) региона, выбранного для постоянного проживания.
Решение указанных задач является повседневной деятельностью органов военного управления, командиров и начальников, должностных лиц органов воспитательной работы.
Социальная работа с участниками боевых действий и вооруженных конфликтов.
Работа по социальной поддержке военнослужащих — участников боевых действий и вооруженных конфликтов имеет в нашей стране богатые традиции. Значительными проблемами являются развитие пост-травматического стрессового расстройства в виде комплекса психологических проблем и адаптация к мирной жизни.В первую очередь социальная помощь должна оказываться военнослужащим, получившим ранения, увечья и заболевания, а также членам семей погибших военнослужащих.В.М. Корякин выделяет следующие направления деятельности государства и других субъектов военно-социальной работы по решению задач социальной защиты участников боевых действий:
1) Развитие законодательства о социальной защите участников
Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы
... соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы. Неудовлетворенность ... требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества. Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма ...
боевых действий, предоставление им дополнительных льгот, прав,
гарантий и компенсаций. Сегодня имеется значительное количе-
ство разнообразных нормативно-правовых актов в данной сфере,
основным из которых является Федеральный закон «О ветеранах».
2) Организация системы проведения комплексной реабилита-
ции как в период непосредственного участия военнослужащих в
боевых действиях, так и по их окончании.
3) Сотрудничество Министерства обороны и других федераль-
ных органов исполнительной власти, где законодательством пре-
дусмотрена военная служба, с общественными организациями
ветеранов (Всероссийская организация ветеранов войны, труда,
вооруженных сил и правоохранительных органов; Общероссийская
общественная организация ветеранов войны и военной службы;
Российский союз ветеранов Афганистана и др.)
4) Военно-социальная работа с семьями военнослужащих, по-
гибших при исполнении воинского долга. Важнейшими задачами
являются облегчение тяжелого материального положения семей,
помощь вдовам погибших в трудоустройстве, преодоление тяжелой
психологической травмы в связи с гибелью отца и супруга, обес-
печение летнего отдыха детей, государственная поддержка в полу-
чении образования.
Военнослужащие – контрактники
Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников,
принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат),
могут быть сходными:
• малообеспеченность;
• проблемы с образованием и воспитанием детей;
• проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;
• проблемы с жильем;
• проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.
Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только
общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов;
неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых
переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы;
недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и
воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу
детей и др.
Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего
пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь,
неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы
влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для
значительной части военнослужащих-контрактников военная служба — это
единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь
для семьи).
Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по
контракту — социальное и юридическое консультирование по всем вопросам,
связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов
Социальная организация
... 1. Организационное пространство социальной организации включает: определенное физическое поле: распределение членов организации по структурным подразделениям ... семья, государство, армия. Иерархия является наиболее общим способом структурирования членов группы, которые общаются главным образом со своим непосредственным руководителем и своими непосредственными подчиненными. Такая структура организации ...
их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими
инстанциями, органами местной власти, В случае нарушения таких прав офицер,
осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке
подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит
разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения
конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции,
компетентные разрешить конфликт.
5) Морально- психологическая и социальная поддержка семьи военнослужащих.
Выделяют следующие основные направления социальной работы с семьями военнослужащих:
- систематическое рассмотрение вопросов практической работы с семьями военнослужащих, гражданского персонала и условий их жизни;
- непосредственное общение командиров и начальников с чле-нами семей военнослужащих и женским активом, постоянное внимание к жизни военнослужащих, состоянию нравственной атмосферы в их семьях, утверждению в них трезвого образа жизни;
- учет нужд и потребностей молодых и многодетных семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, при рассмотрении вопросов предоставления жилья, финансового обеспечения, оказания материальной помощи;
- разъяснение положения нормативно-правовых актов по улучшению социально экономического положения, о льготах, предоставляемых военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил и членам их семей;
- забота об организации досуга и семейного отдыха, оздоровлении детей военнослужащих и гражданского персонала, активное использование возможностей культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений Вооруженных Сил Российской Федерации;
- включение в состав жилищных, аттестационных и других комиссий, затрагивающих интересы военнослужащих и членов их семей, специалистов по работе с семьями военнослужащих.
—разъяснение членам семей военнослужащих задач, вытекающих из особенностей жизни воинских коллективов;
- направление усилий на повышение престижа прочного семейного союза, материнства и отцовства, ответственности супругов за сохранение семьи, создание в ней обстановки высокой нрав-ственности и взаимного уважения, способствующей успешному выполнению военными кадрами их служебного долга;
- оказание помощи многодетным и молодым семьям, семьям погибших военнослужащих;
- трудоустройство женщин, развитие форм надомной работы;
- вовлечение членов семей военнослужащих в благоустройство военных городков, улиц, домов;
- установление тесных контактов с представителями женской общественности района, области, города, края, республики по месту дислокации войск (сил)
6) Посттравматическое стрессовое расстройство (посттравматический стрессовый синдром) – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей
Наиболее частыми причинами возникновения посттравматического стрессового расстройства являются климатические и сейсмические массовые бедствия (ураганы, смерчи, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, цунами); несчастные случаи на транспорте и в промышленности, взрывы и пожары, биологические, химические и ядерные катастрофы; «умышленные» бедствия (террористические акты, мятежи, социальные волнения, войны).
Семья как социальный институт 5
... и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам. 5. ...
Экстремальными могут быть и ситуации, имеющие значение для отдельного человека, например акты агрессии.
Симптомы
Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый пациентом стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события[источник не указан 303 дня], и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и флешбеки.
При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, пациент не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях[источник не указан 303 дня]. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.
Направления реабилитации:
-восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих
-восстановление социального, психического статуса и повышение адаптивных возможностей в мирной жизни
7)
Военно-социальная работа предполагает применение в полном объеме общих технологий, активно используемых в других сферах общества, — социальной диагностики, социальной терапии и коррекции, социальной адаптации и реабилитации, социального страхования и социального обеспечения.
Принципы реабилитации : Этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность и непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий – главные принципы социальной реабилитации
Задачи социальной работы и реабилитации военнослужащих:
1) выработка, принятие и организация выполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала;
2) участие в решении вопросов, связанных с реализацией прав военнослужащих по обязательному государственному личному страхованию;
3) обеспечение первоочередной адресной социальной поддержки военнослужащих:
- принимающих (принимавших) участие в боевых действиях;
- проходящих службу в отдаленных гарнизонах;
- проходящих службу в подразделениях особого риска;
- многодетных;
- не имеющих жилья;
- имеющих в составе семей больных, инвалидов и т.п.;
4) обеспечение социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил;
5) организация профессиональной переподготовки военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;
6) координация деятельности должностных лиц и органов военного управления по реализации прав и льгот военнослужащих;
Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи
... выраженной во фразе «Мы - представители определенной национальности». Цель исследования – определить особенности социального конструирования гражданской идентичности российской молодежи. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена ...
7) координация деятельности общественных объединений, созданных в воинских частях, в решении социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
8) установление и поддержание взаимодействия, координация деятельности, партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов обустройства войск,решении социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала;
9) представительство интересов коллективов военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей в местных государственных и общественных организациях, взаимодействие со средствами массовой информации;
10) правовая деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
11) оказание индивидуальной юридической помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;216
12) социальное воспитание военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;
13) организация и проведение правового воспитания военнослужащих, разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих и членов их семей;
14) организация мероприятий по соблюдению международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными.