1 Технологии социальной работы как отрасль социальных технологий

Технология – система знай о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. (Стефанов Никола, 1976)

Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания.

Социальные технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! сиситема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология социальной работы – одна из отраслей соц технологий, ориентированных на соц обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий.

Технологию ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров.

Зайнышев

БЕС

2. Задачи учебного курса «Технологии социальной работы»

Сначала говорим, кто такой специалист по соцработе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, способный оказать помощь в ТЖС и т.п.

10 стр., 4603 слов

37) Виды социальных технологий, стратегические и тактические, ...

... материала путем формализованного опроса диагностируемых. Вопросник – совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств проявлений ... от этого выделяют и технологии социальной работы. В первом случае технология социальной работы нацелены на все ... противоречиво. Вносить необходимые коррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данных социального прогнозирования. ...

Как специалист по соцработе он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику соцработы с отдельными категориями граждан, традиции соцработы в России и за рубежом.

Кроме теории нужна и практика (навыки в области социально-психологического анализа, диагностики, проведения социологических исследования и т.п.)

Критерии профессионализма:

  • организаторские способности;
  • высокая общая и правовая культура;
  • психолого-педагогический такт.

Цель курса «ТСР» — формирование профессионализма у будущих специалистов.

Задачи курса ТСР:

  1. овладение теоретическими основами технологии соцработы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
  2. развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
  3. формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

Далее можно перечислить почти все названия технологий, которые мы знаем 

3. Содержание технологического процесса

Процесс – это изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В соцработе внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние – его нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы.

Сущностная характеристика ТП – устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

Структура ТП:

  • алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными (в соцработе это последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта соцработы и перевод его в искомое состояние);
  • операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели);
  • инструментарий – арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

Этапы ТП:

4 стр., 1650 слов

Медико-социальные проблемы лиц, страдающих эпилепсией

... актуальности. Объект – лица, страдающие эпилепсией. Предмет – медико-социальные проблемы лиц, страдающих эпилепсией. Цель – изучение проблем медико-социального характера лиц, страдающих эпилепсией. Задачи: – дать описание понятию ... достигающими выраженного слабоумия со специфическими клиническими чертами; на отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. Клиническая картина ...

  1. формулирование цели воздействия;
  2. выработка и выбор способов воздействия;
  3. организация воздействия;
  4. оценка и анализ результатов воздействия.

Содержание ТП:

Самое главное – выявить социальную проблему. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема – это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

Условие решения социальной проблемы – это ее Условие решения социальной проблемы – это ее точное формулирование. Т.е. проблема должна быть реальной, существующей. Разрешение любой проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.

Если ничего не делать, то противоречие пройдет следующие стадии:

  1. стадия тождества (противоречие может возникнуть даже из-за несущественных различий);
  2. стадия существенных различий (несущественные различия => существенные);
  3. стадия противоположностей (поляризация антагонизма, существенные различия => во взаимоотрицающие противоположности);
  4. стадия конфликта (крайняя степень обострения, открытое противоборство).

Цикл ТП:

Предварительный этап (выявление проблемы, подготовка) => Этап целеполагания (первичное формулирование цели деятельности соц.работников) => Этап обработки инфо (поиск доп.источников инфо, обработка, выводы) => Этап процедурно-организационной работы (реализация мер соц.воздействия) => Контрольно-аналитический этап (анализ итогов, плюсы и минусы работы, перспективы).

4 Вопрос. Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе.

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности – широко используется в общественных науках.

Во-первых, Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

  • Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;
  • Предполагает активное функционирование всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Основной проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.

Во-вторых, Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деятельность – процесс осуществления цели.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... в деятельность социальных служб; 10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; 11.Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, ...

Особое место занимает Ц. в организации и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.

Ц. в соц.работе следует рассматривать с т.з. ее методологии и организации.

Методологический аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.

Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.

Функции цели в технологии с.р.:

  • Определяет рациональный вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;
  • Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;
  • Обеспечивает конкретизацию проблемы;
  • Помогает определить способы действия.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

Это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.

Т.о., Ц. – важнейший этап технологического процесса в с.р., определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

5. Проблемы технологизации процессов социальной работы

Существует скептическое отношение к возможности и необходимости технологизации соцработы. Так считают те, кто полагает, что соцработа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников.

Но сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов соцработы, забывая о том, что соцработа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Также к проблеме можно отнести то, что к каждому клиенту необходим индивидуальный подход, следовательно, необходимо адаптировать технологии каждый раз к новому клиенту.

Можно и порассуждать о сущности социальной работы, ее отличии от социальных процессов (к вопросу о технологиях того и того).

4 стр., 1615 слов

Понятие технологии и консультирования в социальной работе

... Предмет исследования - технологии социального консультирования В этом свете тема курсовой работы особенно актуальна, поскольку посвящена технологии социальной работы, целью которой является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов. Исходя из цели, ...

6. Основные методы исследования в социальной работе.

Социологические методы.

  1. Количественные методы:
  • Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.
  • Социологическое наблюдение. Виды:
    • Включенное, невключенное;
    • Лабораторное, полевое;
    • Стандартизированное, нестандартизированное;
    • Систематическое, эпизодическое, случайное.
  • Социологический эксперимент. Используется редко. Виды:
    • Мысленные (предположение в теории – что будет?)
    • Натурные (проводятся на натуре)
  • Опросные методы:
  • Анкетирование (в социологии не >1000 человек);
  • Интервьюирование (много видов);
  • Опросы: прессовый; почтовый; телефонный, факсовый, телевизионный, экспертный;
  • Референдумы и иные общенародные голосования.
    • Выявление экспертных оценок;
    • Социометрические методики.

  1. Качественные методы (их более 40):
  • Фокус-групповая методика. Через нее делают почти все маркейтенговые исследования. количество человек от 8 до 16ти, задают примерно 8 вопросов каждому.
  • Кейс-стади: 1) обрисовать место, где берутся исследования; 2) берут интервью у разных возрастных категорий, слова, услышанные от людей, менять нельзя => прочувствовать особенности речи.
  • БОУ (быстрый опрос участников).

    Наименее затратный метод.

    • Анализ исходной документации;
    • Наблюдение за объектом до групповой дискуссии;
    • Прямое наблюдение за участником;
    • Полуструктурированное интервью;
    • Тестирование может быть, а может и не быть;
    • Фокус-групповое обсуждение;
    • Иные способы проведения групповой дискуссии, если это необходимо;
    • Ранжирование мнений и оценок;
    • Фиксация кода групповой дискуссии;
    • Анализ итогов дискуссии;
    • Паспортирование и картографирование.
      • Проблемное колесо (1 проблема, спрашиваются по 1-2 вопроса у людей разных категорий, обобщается)
      • Интеграция экспортных оценок – это совокупность приемов перевода количественного анализа оценок в качественный метод мозгового штурма или ранжирования (мозговой штурм – метод).

7. Организационно-управленческие технологии и документация в соцработе

Управленческие кадры в области соцработы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

... и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников ... регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности. В системе общих принципов управления на современном ... соответствии новым целям функционирования. С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел ...

Управленческая деятельность технологична (имеет свои стандарты, закономерности) => организационно-управленческие технологии в соцработе.

Группа административных методов.

-по способам админ.воздействия –

  • регламентирующие методы (жесткий тип воздействия: нормы, правила, рамки, инструкции и др. документы, предписывающие что-либо) – обеспечивают организованность в работе, поддерживают оптимальный режим деятельности;
  • распорядительные методы (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации) – м.б. в письменной форме и в устной;
  • дисциплинарные.

Т.о., мы организуем эффективное управление деятельности между людьми => все счастливы 

-по функциям управления-

  • планирование (определяется цель, средства ее достижения, программа достижения цели и т.п.) – реализуется через прогнозирование, моделирование и программирование; заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимися корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.

Группа процедурных методов (они рассм. в плане основных этапов организаторской деятельности)

Целеполагание, постановка задач(методы определения, формулирования целей), решение(методы подготовки и принятия решений), организационно-исполнительная деятельность, кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров), ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов), распорядительство (административные методы), определение времени работы, контроль (методы контроля за исполнения).

Выполняя эти обязанности, специалист по соцработе выступает в нескольких ролях:

  • управляющий (власть, руководящий людьми)
  • лидер (авторитет, может вести за собой)
  • дипломат (устанавливает контакты, преодолевает конфликты)
  • инноватор (умеет оценить и внедрить изобретение)
  • человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры и вообще супермен и образец для подражания 

Сюда же – методы выработки и принятия управленческого решения (метод мозгового штурма, метод общественной дискуссии, метод голосования «за», «против», метод утопических игр)

8 Вопрос. Социально-экономические методы в технологиях социальной работы.

Экономическая сфера и социальная тесно взаимосвязаны между собой. Экономика – это определяющая основа решения всех социальных задач; в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности общества. Уровень развитости социальной сферы многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.

Социальная защита населения должна строиться на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих интересы общества и личности.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ ... каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы: первая — позволяет исследовать оценку ...

В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения и т.д., т.п.

Основным критерием социально ориентированной экономики должны стать:

  1. стабильность экономического роста государства;
  2. повышение жизненного уровня населения;
  3. гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.

Важной проблемой технологии защиты населения является проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия переходного периода ( например: переход к рыночным отношениям).

В связи с этим социально-экономические методы и формы помощи требуют макроэкономического подхода, они не могут носить локальный характер.

При макроэкономическом подходе субъектами воздействия являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности – процессы социально-экономического планирования и финансирования социальной помощи.

9. Социально-психологические и социально-педагогические методы

СОЦ-ПСИХ МЕТОДЫ:

  • наблюдение, опрос, тест, моделирование, эксперимент

Эти методы предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов.

Без знания психологии соцработнику нечего делать в этой сфере: он не сможет психологически воздействовать на клиента.

Возможные психологические подходы к технологии соцработы:

Глубинная психология (Фрейд, Адлер, Берн): соцработник должен знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или комплексов.

Бихевиористское направление (психология поведения): соцработник должен раскрыть клиенту ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а также найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры. Методы: тренировка релаксации, моделирование поведение и поощрение за желаемое поведение и проч.

Когнитивная психология: соцработник должен помочь клиенту изменить его схемы и установки, и тем самым справиться с его проблемами.

Гуманистическое направление (гештальттерапия, психодрама, групповая терапия).

Социальная помощь населению оказывается по направлениям практич.псих-ии:

— сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики;

— психологическая коррекция;

— психологическое консультирование;

— психопрофилактическая работа.

СОЦ-ПЕД МЕТОДЫ:

Как связаны педагогика и соцработа? В педагогике возникли прикладные педагогические дисциплины: андрогогика (педагогика взрослых), герогогика (педагогика старости), педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика; педагогика детей с различными дефектами – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. И.т.п. => знания об особенностях воспитательных процессов различных возрастных и социально-демографических групп, и т.п.

12 стр., 5832 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

... и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения в которой за ...

Различие между социальным педагогом и социальным работником: педагог направлен на детей и среду, в которой живет и развивается ребенок; соцработник шире.

  • Методы обучения (дидактические методы) – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования – методы моделирования, модульного олучения, ролевых игр, мозгового штурма, деловых игры, методы погружения.
  • Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств:

-методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности: поощрение и порицание;

-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности – убеждение и побуждение;

-метод самовоспитания.

10. Типология технологий социальной работы.

«Назначение социальных технологий в регулировании социальных процессов в разных общностях с помощью специальных средств», — Пьер Бурдье.

Каждому виду социальной деятельности соответствует своя технология, как и каждой проблеме. Мир – это многомерное пространство. Каждый занимает позицию в мире и относится к определенному классу.

Главная задача соц. работы – выявление глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, его структура существует в 2х эпостасиях:

  1. Реальность 1го порядка – это распределение материальных ресурсов; присвоение преступных в социальном плане благ и ценностей.
  2. Реальность 2го порядка – существует в представлениях, в схемах мышления и поведения, эту реальность называют символической матрицей, т.е. символическое поведение, деятельность и т.д.

Выбор технологии зависит в том числе от конкретных условий реализации этих технологий: это состояние материальных, политических, финансовых, народных ресурсов и т.д.

Особенность социальных технологий – адресность, п.ч. проблема у к-н. категорий может быть общая и иметь разное решение.

Классификация социальных технологий (по признакам наиболее существенных для объекта):

  1. Масштабы и иерархия воздействия технологий (глобальные, континентальные, региональные, групповые и т.д.)
  2. Сфера социализации и жизнедеятельности (производство, политическая сфера, социальная, духовная сферы и т.д.)
  3. По степени зрелости социальных объектов.

11. Методы в социальной работе и их классификация

Соцработа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер (фундаментальные социальные знания не поддаются технологизации, а прикладные поддаются).

Методы — пути, способы познания и преобразования объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... процесс познания и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Требования к научному методу: Научный метод должен быть относительно строгим. Когда общие закономерности реконструируются в виде ... понять взаимовлияние определяющих развитие факторов. Перейдём непосредственно к теоретическим методам. К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение ...

Роль методов в социальной работе двоякая:

  1. способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
  2. определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

Классификация методов (по степени общности).

  1. Всеобщий (философский) метод – единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности:
    1. всеобщий метод материалистической диалектики (отражение объективной реальности, исключая субъективность) и т.п..
  2. Общенаучные методы (в разных областях деятельности):
    1. метод научной абстракции;
    2. метод анализа и синтеза;
    3. метод индукции и дедукции;
    4. единство общего и особенного в теории и практики соцработы;
    5. исторический метод (метод закономерности);
    6. метод восхождения от простого к сложному;
    7. единство качественного и количественного анализа (требует исп-е техники);
    8. генетический метод (исследование преемственности);
    9. конкретно-социологический метод;
    10. методы формализации (составление данных о процессах социального развития в виде схем и т.п.);
    11. метод аналогии (оценка конкретной социальной ситуации в сравнении с другой);
    12. системно-структурный метод (выяснение целостности явлений, нового качества).
  3. Частные специальные методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний:
    1. социологические;
    2. социально-психологические;
    3. социально-педагогические;
    4. организационно-распорядительные (административные);
    5. социально-экономические.

12 Вопрос. Социальная профилактика: особенности и методы проведения.

Профилактика подразумевает устранение причин, которые способны вызвать те или иные нежелательные последствия. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но так же и на предотвращение возможных негативных явлений.

Социальная профилактика правонарушений – комплекс социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, их уменьшение, искоренение путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

Субъекты социальной профилактики нарушений:

  • Государственные и хозяйственные органы;
  • Профсоюзные и общественные организации;
  • Трудовые коллективы;
  • Должностные лица;
  • Граждане, участвующие в деятельности по предупр-ию правонарушений.

4 группы объектов социально-профилактического воздействия:

  • Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;
  • Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления;
  • Негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;
  • Негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

Меры воздействия на социально-профилактические объекты:

  1. Общие (содействуют предупреждению и сокращению правонарушений);
  2. Специальные (предназначены для профилактики всех правонарушений, направлены на факторы, влияющие на сокращение правонарушений);
  3. Индивидуальные (предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению порядка).

Методы социальной профилактики:

  1. Психопрофилактический метод;
  2. Психологическое консультирование;
  3. Психолого-педагогический метод;
  4. Диагностирование и прогнозирование.

Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов

13. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе

Социальная адаптация – процесс активного приспособления к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Важнее всего СА в переломные периоды жизнедеятельности человека, в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Полная социальная адаптация включает:

  • управленческую (организационную) адаптацию (без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия на работе, в быту => адаптация м.б. управляема; управление – через социальные институты и в русле самоуправления);
  • экономическую адаптацию (процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов: привыкание к размеру пенсии, к реформе монетизации льгот и проч.);
  • педагогическую адаптацию (приспособление к системе образования, обучения и воспитания: проблема дезадаптации безпризорников);
  • психологическую адаптацию (происходит непрерывно: т.к. изменяется жизнь; здесь нужно сказать о стрессе – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях и при особых обстоятельствах (космонавт), об адаптационном синдроме – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия, стрессоры);
  • профессиональную адаптацию (приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности).

Адаптационные процессы (АП) проявляются в 3х формах:

  • преимущественно стихийное протекание АП => неудовлетворенность человека условиями самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения (результат – отказ от общественно-полезной деятельности, досуг, самореализация в альтернативных группах, субкультурах);
  • равное соотношение стихийных и сознательных элементов => конструирование идеальных моделей воображаемой деятельности без реального воплощения (результат – создание различных социальных утопий и их пропаганда);
  • преобладание сознательных элементов => формирование жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности (лучше всего способствует самореализации человека).

В практике соцработы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в т.ч. в домах-интернатах для престарелых.

Возьмем дом-интернат для престарелых. Здесь 3 этапа работы с лицом пожилого возраста (определенная технология):

  1. пребывание в приемно-карантинном отделение – 2 недели (мы разъясняем цели и задачи учреждения, знакомим с распорядком дня и т.п.; для этого используем методы беседы, консультирование и т.п.; цель – снизить неуверенность, напряженность, тревожность);
  2. размещение для проживания в доме-интернате (клиент переводится на ПМЖ в интернат; мы должны провести социально-психологическую адаптацию: подбор комнаты, соседей, научить общению и т.п.);
  3. проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев (перед клиентом встает вопрос: остаться или вернуться в домашние условия; мы должны создать в течение полугода благоприятный микроклимат (метод «терапия средой»)).

14. Социальная диагностика: цели, этапы, методы проведения

Диагностика – методологический инструмент, дающий необходимое знание, на основе которого разрабатываются различные соц прогнозы, проекты, изучается общественное мнение, морально-психологический климат в обществе. Определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиента.

Цель – установление достоверной информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений, выработка рекомендаций для принятия решений, для проектирования действий по оказанию помощи.

Факторы: Социальные (внешние) и биологические (внутренние): необходимо давать целостную характеристику: медико-биологическую, психолого-педагогическую, социально-экономическую.

Требования: валидность, надежность, однозначность, точность

Схема: диагноз – прогноз – программа — внедрение

Этапы диагностики:

  1. Предварительное ознакомление: положительные — отрицательные качества; особенности поведения клиента
  2. Сбор информации: интервью, контент-анализ и т.п.
  3. Обработка и анализ факторов, вызывающих проблему
  4. Сравнение различной информации, ранжирование, дерево целей-задач.
  5. Приоритетные проблемы

Методы:

  1. Зондажно-информационное обследование: сбор данных о состоянии домовладение, инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения
  2. Социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, состав местного населения, его занятий, традиции, обычаи и т.д.
  3. Информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной прессы, писем, жалоб в СМИ.
  4. Социальное картографирование: зависимость качества жизни от факторов среды обитания, социально-пространственное распределение (загрязненные районы, размещение участков…)
  5. Наблюдение: изучение внешних проявлений поведения человека (слова, мимика, жесты..)
  6. Беседа: получение информации на основе вербальной коммуникации (умение заинтересовать, расположить собеседника)
  7. Анкетирование: сбор материала путем формализованного опроса
  8. Вопросник: анкета с утверждениями, на которые м.б. ответ: да, нет, не знаю
  9. Экспертная оценка: анкетирование и интервьюирование с привлечением экспертов
  10. Социометрия: исчисление разнообразных персональных и групповых индексов
  11. Мониторинг: постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ изменений
  12. Тестирование: четкая процедура сбора, обработки и интерпретации первичных данных
  13. Биографический метод: диагностика жизненного пути человека
  14. Другие: Контент-анализ, докладная записка, фокус-группа, создание сценариев и т.п.

Зайнышев, Лекции Чижевой

БЕС

15. Социально-диагностические методы в социальной работе.

Требования к методам социальной диагностики:

  • валидность;
  • надежность;
  • однозначность;
  • точность.

Дополнительные требования:

  1. предпочтителен наиболее простой метод из всех возможных и наименее трудоемкий, но позволяющий получить результат;
  2. метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимум изических и психологических условий, необходимых для его проведения;
  3. технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной, настраивающей на сотрудничество с социальным работником, доверительное отношение.

Социально-диагностическая технология не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую

Методы (количественные и качественные):

  • наблюдение (можем диагностировать через поведение: мимику, жесты, позу и т.п.);
  • беседа (метод получения и корректировки информации через вербальную коммуникацию);
  • анкетирование (метод сбора статист.материала путем формализованного опроса);
  • контент-анализ;
  • социальный эксперимент;
  • вопросник (изучаем и оцениваем отдельные свойства личности: да, нет, не знаю);
  • метод экспертной оценки (через анкетирование и интервьюирование);
  • социометрия (метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений);
  • мониторинг (организация постоянного отслеживания информации и ее изменения);
  • методы тестирования (тест-опросник, тест-задание, тест-проектирование)
  • биографический метод (способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности на основе изучения личности в контексте ее личной истории).
  1. Сущность и содержание социальной терапии (индивидуальная и групповая)

Терапия – забота, уход, лечение (греч)

Соц терапия тесно связана с психотерапией. Необходимо знать все методы: психотерапия как метод лечения – воздействие на соматическое и психическое состояние клиента; как метод манипулирования – для общественного контроля; как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель); как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).

Психотерапия позволяет воздействовать на причины недугов.

В основе лежит процедура социальной помощи, оказание поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений, устранение препятствий, мешающих полноценному соц развитию клиента.

Срник должен уметь воздействовать как интеллектуально, так и эмоционально.

Индивидуальная: применяется, когда требуется конфиденциальность. Необходима осторожность, чтобы не травмировать клиента. Обычно после 2-3 сеансов клиент переводиться на групповую форму.

Групповая: позволяет взглянуть на себя глазами группы, углубить и тщательно проработать программу индивидуальной терапии. Можно решить следующие задачи:

  • Корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких членов группы
  • Предупреждение дисфункции
  • Обеспечение нормального развития членов группы
  • Утверждение личности
  • Воспитание чувства гражданственности

Виды терапии:

  • Трудовая терапия: работ поднимает жизненный тонус, снимает напряженность и беспокойство
  • Терапия самовоспитания: самооценка, самоизучение, самоанализ, самоубеждение, самопоощрение. Происходят изменения личности.
  • Метод поведенческой терапии в группе: это тренинги соц навыков.
  • Дискуссионная терапия: затрагивает многие проблемы
  • Социотерапия: воздействие на социальное окружение
  • Музыкотерапия: чувства и переживания, вызванные музыкой
  • Ритмотерапия: удовлетворяет потребности в соц связях, позволяет выполнять разл соц роли.
  • Арттерапия: лечение искусством
  • Цветотерапия: голубой успокаивает, красны возбуждает
  • Психогимнастика: двигательная экспрессия, мимика, пантомима. Уменьшает напряженность, сокращает эмоциональную дистанцию между людьми
  • Натурпсихология: лечение природой
  • Логотерапия: беседа с клиентом, вербализация его эмоционального состояния
  • Библиотерапия: клиент ведет записи о прочитанных книгах, что помогает объективно оценить его состояние.
  • Имаготерапия: использование игры образами
  • Методы кризисной психотерапии: Рациональная психотерапия (логический анализ), Когнитивная психотерапия (исправление мыслей, которые вызывают неприятные эмоции); Гештальт-терапия (коррекция процессов восприятия)4 Гипноз (в кризисных состояниях)

Зайнышев, Лекции Чижевой

БЕС

17. Сущность и содержание технологии социальной реабилитации

В учебнике раздела нет. Источники: мозги, Интернет.

Реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Социальная реабилитация (восстановление нарушенных социальных связей) может проводиться с разными категориями людей:

  • инвалидами;
  • детьми-сиротами;
  • осужденными
  • и др., попавшие в ТЖС и нуждающиеся в реабилитации.

Социальная реабилитация может касаться не только самого «больного», но и его окружение (семью, близких, друзей).

Среди задач соцработника при работе, например, с инвалидом можно выделить:

  • завязывание социальных связей между социальными службами;
  • помощь в техническом обеспечении инвалида (протезно-ортопедические изделия и т.п.);
  • помощь в трудоустройстве;
  • социально-психологическая работа с инвалидом и его окружением;
  • восстановление социального статуса инвалида!

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

18. Социально консультирование и посредничество

Консультирование — процесс профессионального общения специалиста с клиентом, направленный на оказание социально-психологической помощи.

Задачи: 1) исследование проблемной ситуации 2) поиск вариантов решения проблемы 3) психологическое воздействие

Конкретное консультирование – когда речь идет об узкоспециальной проблеме

Программное консультирование – помогает объективно оценить деятельность, продиагностировать ситуацию

Основные принципы: клиент – индивидуальность; отказ рассмотрения человека с точки зрения нормы; предоставление права собственного выбора; вызываем расположение клиента, не противоречим ему, умеем слушать, наблюдать, уважать; испытываем эмпатическое принятие, предоставляем обратную связь. Консультация должна иметь конкретную цель, помощь добровольная.

Этапы:

  1. подготовка клиента к исследованию. Установление контакта, создание атмосферы безопасности. Встреча, приветствие – орг.вопросы – инициирование беседы – создание настроя
  2. Понимание консультантом проблемной ситуации. Поддержка контакта с клиентом. Побуждаем к высказываниям. Помогаем описать проблему, направляем беседу, формулируем гипотезу. Просим конкретизировать, описывать, оценивать, рассказывать о себе, о чувствах.
  3. Изменение эмоционального состояния клиента. Структурируем информацию. У клиента появляется новое видение проблемы. Исследуем варианты решения проблем
  4. Подведение итогов. Воздействующее резюме; обратная связь (свои впечатления); обсуждение перспективы дальнейших отношений; орг.вопросы и финансы; прощание.

Техники консультирования 1 эшелона:

Активное слушание; техники вопросов; эмпатическое слушание (помогаем обобщить, высказать чувства)

Техники 2 эшелона: интерпретация (толкование, высказывание гипотез); столкновение клиента с противоречащей его взглядам информацией; самораскрытие консультанта4 рекомендации; предоставление профессиональной информации; специальные психотерапевтические техники.

Посредничество применяется, когда мы сами на можем помочь клиенту. Этапы:

Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения

Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему

Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением

Приемы: выписать адрес, телефон, имя специалиста, как добраться до места, что клиента ожидает в этом учреждении. Можно дать сопроводительное письмо. Предварительно нужно договориться с учреждением. Полезно, если клиент пойдет не один, а сродственниками, друзьями.

Необходимо убедиться в том, что контакт состоялся. Поспособствовать укреплению контакта

Зайнышев, Лекции Чижевой

БЕС

19. Социальное обслуживание: понятие, принципы, цели и основные виды. Развитие системы социального обслуживания в рф

ФЗ «об основах социального обслуживания населения в РФ»

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы социального обслуживания:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность.

Социальное обслуживание осуществляется государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, являющимися собственностью субъектов Российской Федерации и находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Виды:

  • на дому;
  • в стационарных учреждениях;
  • предоставление временного приюта;
  • организация дневного пребывания в учреждения соц-обслуживания;
  • консультативная помощь.

Про развитие в РФ не нашла… да оно и не надо, наверное  на зачет по крайней мере.

20. Инновационные технологии в социальной работе

Инновационные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменений в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Новой является модель эволюционного исследования: Фаза анализа (обозначение проблемы, предполагаемые методы решения); Фаза разработки (определение целей и направленности нововведения, поиск альтернативных решений, соединение воедино компонентов разработки, описание способа использования нововведения); Фаза развития (пробное применение, проверка адекватности, переработка); Фаза оценки (оценивают затраты, эффективность, продуктивность); Фаза распространения (внедрение)

Холостова

БЕС