Тема 2 ПЗ1 заочники

6

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

_______________________________________________________________

  1. Кафедра психологии и педагогики

  1. УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

Ю.Н. Соболев

«____» ___________ 200__ г.

Методическая разработка

для проведения практического занятия по курсу

дифференциальная психология

Тема 2. Источники индивидуальных различий.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики

протокол № 11 от «24»06.2009 г.

Санкт-Петербург

2009

План проведения

практического занятия

Тема 2. Источники индивидуальных различий.

  1. Учебные цели

1. Ознакомить слушателей с экстраполяцией специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования»

2. Рассмотреть процесс постановки психологического диагноза, факторы влияющие на его результат.

II. Воспитательные цели

  1. Воспитывать у учащихся стремление к углубленному освоению материала по теме занятия.
  2. Выработать убежденность в применении полученных знаний в профессиональной деятельности.

Практическое занятие: Экстраполяция специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования.

16 стр., 7942 слов

Психология и педагогика, основные понятия

... психология имеет с педагогикой. На стыке психологии и педагогики образовалась педагогическая психология. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психология ... можно выразить понятием "индивидуальный субъект", "индивидуальная субъектность". Они характеризуют ... на различные общности людей). 2. Педагогическая психология изучает ...

Учебный вопрос:

1Экстраполяция специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования.

Время: 4 учебных часов

Место: учебный класс

Материальное обеспечение и литература:

Литература:

  1. Психологические тесты. – Т.1 и 2. – М., 1999.
  2. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Т.1 и 2. – М., 1999.
  4. Психологическая диагностика Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 156 с.
  5. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.1 и 2. – М., 1982.
  6. Батаршев А.В. Тестирование : Основной инструментарий практического психолога : [учебное пособие]. – М. : Изд-во «Дело», 1999. – 240 с.
  7. Мастер и Маргарита. М. Булгаков. 2004 г.

Ход занятия

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

Во вступительной части занятия преподаватель проверяет наличие студентов, объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность их отработки, ориентировочное время на каждый вопрос, раздает материалы для анализа, данные профессионально психологического отбора, личностные опросники,

В ходе занятияпреподаватель руководит и контролирует работу студентов, консультирует их по возникающим частным вопросам непосредственно на рабочих местах, оказывает помощь в работе с литературой, инструкциями и оборудованием и при необходимости разъясняет всей группе отдельные положения, вызывающие затруднения у большинства обучаемых.

Контроль качества выполнения задания осуществляется в процессе занятия по мере готовности студентов.

При отработке первого учебного вопросаПреподаватель в индивидуальном порядке контролирует работу обучаемых с данными, задавая контрольные вопросы по изучаемому материалу, и отвечает на возникающие вопросы в ходе работы студентов, задает наводящие вопросы, заставляющие обучаемых обратить внимание на те или иные упущения, недостатки, ошибки и т.д. На основании проведенного опроса и контроля работы студентов преподаватель предварительно их оценивает, особое внимание обращается экстраполяцию специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования.

Для этого проводиться анализ поведения человека на примере литературоного призведения хорошо знакомого обучающимся. В начале фиксируется внимание на выявлении и описании прогностически важных психологических явлений — первый уровень психологического диагноза. Следующим этапом идет оценка выраженности различных вторичных факторов детермирующих поведение — синдромологической уровень психологического диагноза, определяются причины, этапы развития состояний, задатков, способностей.

Оценивается возможность об отнесении к определенному типу личности. Определение идеальности, нормальности, слабости, или патологичности. По Модели – типологии К. Леонгарда, К. Юнга. Модели черт личности, работы Г. Оллпорта, Х. Одберта, Дж. Гилфорда, В. Циммермана. Модель Г. Айзенка. Модель Р.Б. Кэттела. С учетом половых различий Особенности объяснения половых различий в биологических, нейроандрогенетических и психологических концепциях. Концепция В.А. Геодакяна, принципа сопряженных систем как основы устойчивости при эволюции в движущейся среде. Женский и мужской пол как две сопряженные подсистемы, с консервативной и оперативной специализацией соответственно. Экстраполяция специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования.

В конце занятия преподаватель подводятся оценку выполненной работы, отмечает общие трудности и ошибки .

10

1010

160

мин

10 мин

Подготовил:

доцент кафедры психологии и педагогики,

к. мед. наук, доцент полковник вн. сл. С.П. Шклярук

Задание к практическому занятию

Тема 2. Источники индивидуальных различий.

1. Учебные цели:

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях.

2.  Овладеть умением интерпретации психологических данных, сформировать умение оперировать данными на уровне эмпирического, этиологического и типологического диагноза, роли различных факторов определяющих особенности личности и индивида в эффективности деятельности.

II. Воспитательные цели:

1.  Воспитывать профессиональные умения, определяющие успешность практической деятельности психолога.

2. Воспитывать способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей.

Учебные вопросы:

1. Экстраполяция специализации на анатомо-физиологические и поведенческие признаки в различных условиях существования.

  1. Задание и указания обучающимся по подготовке к практическому занятию

  1. При отработке первого учебного вопроса обратить внимание на то, как описываются различные проявления психической деятельности, суметь выявить существенные факторы, связанные с особенностями человека как индивида, личности, с различными фазами их развития, отличать внешние и внутренние факторы детерминирующие развитие и эффективность жизнедеятельности и деятельности

При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (научные труды, статьи из журналов).

  1. Литература: Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
  2. Блок В. Уровни бодрствования и внимания //Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1970.
  3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. — М., 1992.
  4. Ильин Е. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Кроль В.М. Психофизиология человека: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений/Серия «Учебное пособие» – СПб.: Питер, 2003.
  6. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М.: Наука, 1982.
  7. Мастер и Маргарита М.Булгаков. 2004

Подготовил:

доцент кафедры психологии и педагогики,

к. мед. наук, доцент полковник вн. сл. С.П. Шклярук