Технологии социальной работы с детьми инвалидами
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы детской инвалидности
1.1. Понятие детской инвалидности и ее виды, понятие реабилитации 6
1.2. Правовые основы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 20
1.3. Зарубежные концепции социальной работы с детьми-инвалидами 27
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми больными детским
церебральным параличом
2.1. Понятие и характеристика детей с диагнозом ДЦП 42
2.2. Организация и программа социальной работы с дошкольниками
с ДЦП 52
2.3. Описание методов и результатов проведения программы
«Выездной лицей» 58
Заключение 71
Литература 75
Приложения 79
Введение
Инвалидность наряду с показателями заболеваемости, физического развития, группой медико-демографических критериев является важным индикатором состояния здоровья населения. Согласно определению ВОЗ, здоровье – «это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
В настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций — дифтерии, полиомиелита, туберкулеза и др. и, как результат вышеуказанных явлений — повышение общего числа детей-инвалидов.
По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности составляет в мире 1-2% от детской популяции и, согласно прогнозам, численность данного контингента детей будет увеличиваться и в дальнейшем.
Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 000 детей с врожденными и наследственными заболеваниями, из них более половины, как показывает практика, признаются в дальнейшем инвалидами.
Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида
... детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. – 2–3 % детской ... ребенка-инвалида; особенности работы педагога – психолога с разными категориями детей-инвалидов. Во второй главе «Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы» предлагается анализ результатов диагностики детей-инвалидов ...
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.
В связи с вышеизложенным, серьезное беспокойство врачей, ученых вызывают вопросы разработки и применения технологий социальной работы с детьми-инвалидами. Все это и обусловливает социальную значимость изучаемой проблемы.
Вопросами изучения применения технологий социальной работы в работы с детьми – инвалидами занимались многие исследователи ().
Анализ накопившегося опыта показывает, что к настоящему времени разработано множество технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Описание и анализ опыта применения этих технологий и составляет научную значимость данного исследования.
Практическая значимость предопределена тем, что проведенная нами аналитическая работа поможет социальным работникам, воспитателя, психологам, педагогам специальных учреждений в работе с детьми-инвалидами.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.
На сегодняшний день проблеме изучения и применения различных технологий социальной работы при реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями уделяется в научной социальной и психолого-педагогической литературе достаточно внимания. Это, прежде всего, обусловлено тем, что проблема детей-инвалидов в настоящее время приобретает первостепенное значение. В тоже время, существует необходимость, определения наиболее эффективных методов и методик работы с детьми различных групп инвалидности.
Цель дипломной работы — изучение опыта применения технологий социальной работы с детьми инвалидами.
Объект исследования – дети-инвалиды, больные детский церебральный паралич (ДЦП).
Предмет исследования – реабилитация детей с диагнозом ДЦП в социально-психологическом и педагогическом аспектах.
Гипотеза исследования – включение в технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями интегрированных подходов поможет им лучше адаптироваться к требованиям окружающей среды.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям «детской инвалидности» и ее видами.
2. Изучение правовых основ медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.
3. Анализ зарубежного и отечественного опыта применения технологий социальной работы с детьми-инвалидами.
4. Понятие и характеристика детей больных детским церебральным параличом.
5. Описание и анализ применения технологий социальной работы с детьми больными ДЦП.
В качестве экспериментальной базы исследования была использована негосударственная благотворительная общественная организация «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями инициированный клубом «Контакты-1». В ходе исследования нами были проанализированы данные 75 старших дошкольников.
Основными методами исследования явились:
1. Изучение документации. Нами были изучены следующие материалы: личные дела на каждого ребенка, медицинские карты, журнал наблюдений с характеристикой каждого ребенка, результаты обследований дошкольников с ДЦП.
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...
... педагогам, психологам. Формы и методы работы: Мониторинговые исследования детей с СДВГ. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. Обучение педагогов ДОУ и родителей ... работы с гиперактивными детьми. Проведение методических объединений, семинаров, «круглых столов», консультаций, консилиумов, тренингов, посвященных данной теме. Планируемые результаты: Успешная социальная адаптация ребенка ...
2. Беседа:
— с учителями, родителями детей, направленная на получение дополнительных данных по каждому из детей;
— с дошкольниками с ДЦП на установление с ними контакта и выявления психофизиологических особенностей детей.
3. Наблюдение. Для получения информации о программе коррекции мы наблюдали за дошкольниками в процессе игровой, учебной, реабилитационной деятельности.
4. Сравнительный метод. При помощи данного метода, мы сравнивали данные исследований до и после проведения программы коррекции.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: понятие «инвалидность», нормативно-правовая документация, зарубежный и отечественный опыт применения технологий социальной работы в реабилитации детей с ограниченными возможностями.
2. Во второй практической главе нами были рассмотрены технологии социальной работы на примере работы с дошкольниками больными ДЦП. В данной главе нами были рассмотрены понятие и основные характеристики детского церебрального паралича, подробно описаны организация и программа социальной работы, проанализированы результаты применения программы в течение последних 5 лет.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы детской инвалидности
1.1. Понятие детской инвалидности и ее виды, понятие реабилитации
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности…………
Заключение
Настоящее исследование было посвящено актуальной и все еще широко исследуемой в наше время проблеме применения технологий социальной работы с детьми инвалидами.
Теоретическая и практическая части нашей работы позволяет нам сделать ряд выводов.
В качестве основных понятий исследования нами были выделены следующие:
1. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В настоящее время инвалидов разделяют на три группы по трудоспособности: I группа (нетрудоспособные), II группа (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), III группа (трудоспособные в щадящих условиях труда).
2. Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Эстетическое воспитание детей с ограниченными физическими возможностями ...
... формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. ... ритмической деятельности. 4. Разработать и апробировать программу эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями посредством музыкально-ритмической ...
3. Абилитация — это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека.
4. Реабилитацией – это восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменении условий жизнедеятельности.
5. Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Многие понятия, касающиеся детской инвалидности, выработаны системой международного и российского права. В российском законодательстве подробно описываются те системы льгот и поддержки, которые должны оказываться инвалидам в государстве. Правда, как показывает практика, эти законы не всегда выполняются. Транспорт, архитектурные строения, улицы оставаясь без специальных приспособлений не могут позволить, например, больным – колясочникам, свободно передвигаться по городу, учиться, посещать театры и музеи. И таких примеров можно привести достаточно много.
Анализируя зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами, мы выявили, что решением проблем детской инвалидности занимаются и государственные учреждения, и негосударственные организации. Зарубежная практика показывает необходимость применения не только различных материально направленных программ, но и включение ребенка с ограниченными возможностями в систему интеграции в общество. Только тогда такой ребенок сможет адаптироваться в окружающем его мире, выстроить свою систему социальных отношений, развиться как личность. Это положение является составляющим в различных программах трудотерапии и оккупациональной терапии, а также направления реабилитации «Новая жизнь». Именно в этом аспекте в зарубежной практике используется не столько понятие «инвалид», которое имеет некоторый уничижительный и пренебрежительный оттенок в нашем обществе, сколько понятие «человек с ограниченными возможностями», которое позволяет видеть в больном личность с каким-либо физическим недугом.
В практической части данной работы нами были рассмотрены особенности применения интегративного подхода в работе с дошкольниками с ДЦП.
В качестве экспериментальной базы исследования была использована некоммерческая организация «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями инициированный клубом «Контакты-1». Для анализа нами была взята за основу программа Центра — «Выездной лицей».
Основная цель программы — подготовка дошкольника с диагнозом «детский церебральный паралич» к обучению в школе.
Основу программы составляют занятия с детьми изодеятельностью, которые позволяют ребенку с ДЦП освоить необходимые мелко моторные навыки необходимые в школе. В широком смысле деятельность по программе подразумевает проведение различных игровых, музыкальных, творческих занятий, которые оказывают влияние на все стороны личности дошкольника с ДЦП.
Реализации программы предполагает проведение занятий как дома, так и в Центре.
В качестве основных методов исследования нами были использованы: изучение документации, беседа с педагогами, родителями и дошкольниками, наблюдение, методики изучения мелко моторных актов, а также сравнительный метод, который позволил сравнить результаты действия программы по различным параметрам.
Особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями
... стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22. 11. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации ... профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации детей с ОВЗ занимались такие ...
Основными оценочными параметрами нами были выбраны следующие: 1. Психомоторное развитие и развитие общих двигательных навыков. 2. Эмоциональная сфера. 3. Коммуникативная сфера 4. Адаптированность поведения 5. Готовность ребенка к школе.
В качестве экспериментальных данных нами за последние 5 лет были взяты личные материалы 75 дошкольников в возрасте 6-7 лет с различными формами проявления ДЦП (за каждый год по 15 дел).
Проведенный нами анализ результатов показал, что в целом наша гипотеза о том, что включение в технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями интегрированных подходов поможет им лучше адаптироваться к требованиям окружающей среды, нашла свое подтверждение.
Работая с дошкольниками с ДЦП по программе, специалистам удалось не только повысить у детей уровень мелкой моторики, но и развить у них коммуникативные качества, эмоциональную сферу, повысить уровень адаптации в новых условиях. У многих дошкольников повысился уровень готовности к школе, дети стали более открытыми, эмоционально богатыми, творческими личностями.
Мы не можем говорить, что действие программы оказалось для всех детей одинаково эффективным. Дошкольники с глубокими, тяжелыми нарушениями в целом плохо поддавались коррекционному воздействию программы. Однако даже эти дети с большим удовольствием участвовали в мероприятиях и игровых, творческих занятиях.
Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что для успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями любые применяемые технологии социальной работы должны строиться на основе интегративного подхода, который подразумевает включение ребенка через какую-либо программу, в жизнь всего сообщества, где есть место и нормальным детям, и ему, где он равный среди равных, где среда, окружающая его – доступна и где он может вместе со всеми играть, общаться, учиться и развиваться как личность.
Литература
1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации. — М., 2007.
2. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
3. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. — М.,2004.
4. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности// Социологический сборник. Вып. 7. — М.: Социум, 2000. С. 51.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.,1994.
6. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль,1993.
7. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. — М., 1995.
8. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М.,2000.
9. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. — М., 1995.
10. Декларация о правах инвалидов. Генеральная ассамблея ООН, 1975.
Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
... менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к ...
11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни-ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.
13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.,1993.
14. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.
15. Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000.
16. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/Под ред. С.И. Реутова. — Пермь, 2004.
17. Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в развитии. — М.,2002.
18. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. — М., 1997.
19. Клюева Н.В., Касаткина Н.В, Учим детей общению. — Ярославль, 2005.
20. Коноваленно В.В., Коноваленко С.В, Артикуляционная и пальчико-вая гимнастика. Комплекс упражнений. — М.,2006.
21. Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. — М.,2005.
22. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.
23. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — Ставрополь.,2003.
25. Оккупациональная терапия в Великобритании. — М., 1999.
26. Основы социальной работы/ под ред. П.Д. Павленок – М., 2003.
27. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
28. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. — М., 2000.
29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М.,1997.
30. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – СПб., 2002.
31. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).
— В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,2001.
32. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. — СПб., 1995.
33. Синицына Е. Умные занятия. — М.,1993.
34. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1997. С. 327.
35. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.,1994.
36. Социальная работа: теория и практика Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2001
37. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
38. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. — М., 1996.
Социальная и биологическая основы материнства
... начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда ... личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями.. Рассматривая основные типы ...
39. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М. – Тула, 2003.
40. Технологии социальной работы.//Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001.
41. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — СПб., 1999.
42. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата. — М., 2004.
43. Холостова Е. И. Оккупациональная терапия как на вое направление реабилитологии // Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.
44. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2006.
45. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – СПб., 2006.
46. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.