СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА. 9
1.1. Роль и значение психологического сопровождения
в развитии личности ребенка-инвалида 9
1.2. Особенности работы педагога – психолога с различными
категориями детей-инвалидов 30
Выводы 39
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 40
2.1. Принципы и этапы исследования 40
2.2. Содержание и результаты опытно-
экспериментальной работы 45
2.3. Программа психологического сопровождения развития
личности ребенка-инвалида 50
Выводы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и постановка проблемы исследования.
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за по-следнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 году в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. – 2–3 % детской популяции
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными на-следственными заболеваниями, среди них 70–75 % являются инвалидами (А.М. Панов, 1995).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
... характера. Рассмотрим некоторые формы психологической помощи детям дошкольного возраста, в частности психологическое Сопровождение естественного развития ребенка с помощью психогимнастики. У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышаются способности ...
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедея-тельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися откло-нениями в развитии является одним из основных и главных в истории специ-ального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
У истоков учения возникновения аномального развития стояли такие видные исследователи как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, А.Н. Грабарова, Л.В. Занкова, Ф.М. Новика и других.
Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, Х. С. Замский, М. С. Певзнер, И. М. Соловьев. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы специальной школы.
Теория и практика психологического сопровождения детей с отклоне-ниями в развитии значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей специальных школ (авторы публикаций – учителя В.А. Грузинская, Е.Д. Микулина, А.Н. Смирнова, К.Ф. Ширина и другие).
В настоящее время проблемой психологического сопровождения развития детей-инвалидов занимается достаточно малое число исследователей (Мамайчук И.И., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мас-тюхова Е.М., и др.).
Мы полагаем, что сегодня сложились необходимые предпосылки для исследования проблемы психологического сопровождения развития детей-инвалидов, в частности, вопросов, связанных с организацией коррекционной работы с детьми, страдающими физическими и психическими отклонениями в процессе проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, с целью развития личности детей-инвалидов, что и определило тему настоящего исследования «Психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов».
Цель исследования – рассмотреть особенности психологического со-провождения развития личности детей-инвалидов.
Объектом исследования являются дети-инвалиды дошкольного и школьного возраста.
Предмет исследования – психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была вы-двинута общая гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс специальных учреждений программы психологического сопровождения необходимо для нормального формирования и становления личности детей-инвалидов.
Задачи исследования:
– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Методика исследования эмоциональной направленности личности
... 30)2 40)0 50)2 4 Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.
– проанализировать теоретический и практический опыт организации и проведения психологического сопровождения развития детей-инвалидов;
– рассмотреть основные направления деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов;
– разработать программу психологического сопровождения развития личности детей-инвалидов.
Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее исследование основывается на ряде общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют: принцип системного подхода предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин; принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
Кроме того, исследование опирается на теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в детском возрасте (Л. С. Выготский, И. Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), теории психологии субъекта и его деятельности А. В. Брушинского, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, В. А. Петровского, концепции психологии индивидуальности В. С. Мерлина и В. В. Белоуса; идеи гуманизации образования в рамках личностноразвивающей парадигмы (А. Г. Асмолов, Е. И. Исаев, И. Б. Котова, В. А.Петровский, В. А. Сластенина и др.); концепции психологического сопровождения личности на разных этапах ее развития (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.); исследования психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта работы педагогов-психологов специального образовательного учреждения; изучение документации на учащихся; направленное педагогическое наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся; анкетирование родителей и педагогов-психологов; экспериментальное проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с последующим анализом их эффективности.
Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе специальных учреждений при организации работы по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов.
Базой экспериментального исследования стало специальное учреждение – центр «Доверие», и дети разных возрастных категорий (от 3 до 15 лет) с различными психическими и физическими отклонениями от нормы (всего 26 человек).
Этапы исследования:
I этап (август 2004 – ноябрь 2005 гг.) – научно-методического поиска – изучение, анализ, теоретическое обобщение научных подходов по проблеме исследования.
II этап (ноябрь 2004 – декабрь 2005 гг.) – организационный – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
III этап (декабрь 2004 – январь 2005 гг.) – констатирующий эксперимент – выполнялось диагностическое исследование, направленное на изучение личности детей-инвалидов.
Когнитивный подход к исследованию личности
... верхний узел – более общую Большое количество исследований было посвящено изучению Я-схем, включающих ... непротиворечивой картины мира. Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для ... (-)Несоответствующий: Я чувствую, что справляюсь с работой, учебными заданиями, домашними делами и т. ... рядом со мной (мой партнер, мои дети и т. д.). Я склонен перенимать ...
IV этап (январь 2005 – март 2005) – заключительный – были обобщены полученные результаты и подготовлена программа по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.
Основное содержание работы.
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования; определен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования; показаны его этапы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Проблемы психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида» рассмотрены роль и значение психологического сопровождения в развитии личности ребенка-инвалида; особенности работы педагога – психолога с разными категориями детей-инвалидов.
Во второй главе «Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы» предлагается анализ результатов диагностики детей-инвалидов и собственно сами результаты опытно-экспериментальной работы; а также предлагается программа психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учреждения.
И теоретическая и экспериментальная главы дипломного исследования заканчиваются выводами.
В заключении также сделаны основные выводы по результатам исследования, предлагается список литературы и приложения, содержащие экспериментальный диагностический материал, а также программу психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учрежде-ния……
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 3–16.
2. Алексеева Л. С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе — комплексе «Детская личность». Президентская программа «Дети России». – М., 1997.
3. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Велико-британии. //Дефектология. – 1997. – № 3.
4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.
5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. – 1998. – № 3.
6. Возрастно-педагогический подход в консультировании детей и подростков: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Буршенская, Е. И. Захарова, О. А. Каробанова и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.
8. Гомезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. – 1998. – № 2.
Темы ов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по ...
... как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) Раздел 3. Основные ступени развития человека. 1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности. Врожденные формы психики ...
10. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской – М., 2000.
11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001.
12. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб., 1996.
13. Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России». – 2001.
14. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 1996. – № 1.
15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
16. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.
17. Мак-Дермонт Я., О,Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.
18. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития).
//Дефектология.– 1997. – № 4.
19. Матейчек З. В. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992.
20. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
22. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
23. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
24. Немов Р. С. Психология. Книга 1. – М., 1998.
25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
26. Онебьева В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
27. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., Издательский цент «Академия», 2002.
28. Павлов И.Н. Социальная работа с инвалидами. – М.: Просвещение, 1996.
29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей //Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997.
30. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
31. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
32. Программа создания государственной системы раннего выявления специальной помощи детям с отклонениями в развитии //Школьный психолог. – 2002. – № 6.
33. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов./Под общ. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
34. Психологические тесты в двух томах. Том I. / Под ред. А. А. Карелина. – М.: «Владос», 2003.
35. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// дошкольное воспитание. – 1998 — №12.
36. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд. Изд. Центр «Академия», 2000.
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...
... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ... через второй, третий и так далее раздражители. Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание одновременно действующих раздражителей. Чем более ...
37. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.
38. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии. – 20001 — №4
39. Смирнов Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
40. Современные подходы к болезни Дауна /Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: Педагогика, 1992.
41. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями /Общ. ред. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – М., 1996.
42. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. //Дефектология. – 1998. – № 1.
43. Урантаева Г. О., Афонькина Ю. А, практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Г. А. Урантаевой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
44. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения, 4 части. – М., 1998.
45. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части. – М., 1998.
46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
47. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998.
48. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.
49. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001.
50. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха. ///Дефектология. – 1998. – № 1.
51. Шмидт В. В., Шмидт В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов. // Детский практический психолог. – 1996. — № 1-2.
52. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
53. Эриксон Э. Г. Детство и общетсво / Пер. с науч. Ред. А. А. Алексеев 2-е изд. перер. И доп. – СПб., 2000.