§ 2.1. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Великобритании

В Великобритании существуют все необходимые нормативно- правовые акты для полноценного осуществления социальной политики в отношении инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Законодательной основой системы защиты прав инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Великобритании являются законы:

  • О национальной помощи 1948 года;
  • Об инвалидах 1986 года;
  • О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;
  • О социальном обеспечении 1994 года;
  • О недискриминации инвалидов 1995 года и др.

Данные законы, наряду с конституционными правами, провозглашают права детей с ограниченными возможностями на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, учебным заведениям и жилью, на получение работы.

В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, оказывают 3 группы организаций:

  • частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату;
  • общественный сектор;
  • местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки. Для детей с ограниченными возможностями и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью «развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной». Социальный работник из Департамента социальных служб оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам ребенка с ограниченными возможностями и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь ребенка с ограниченными возможностями вне дома.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

... реабилитация детей с ограниченными возможностями должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его ... III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». К детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной ...

Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи. Так же существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу семьи ребенка с ограниченными возможностями могут предоставить любое оборудование. Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности. До поступления в школу в большинстве регионов Великобритании, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4−5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

Для работы с детьми с нарушениями интеллекта организуются дома, в которых проживает не более 30 детей с ограниченными возможностями. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.

4 стр., 1572 слов

Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

... фактором развития и становления личности ребенка, поэтому важно, в какой семье он воспитывается. Семья с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это семья, имеющая особый статус, в ... навыки, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать. Часто семья с таким ребенком получает негативную реакцию со стороны окружающих, особенно ...

Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей-инвалидов:

1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах) .

3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды .

5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность .

6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т. п.) .

7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.

20 стр., 9806 слов

Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях

... социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему ... в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование ...

Почти во всех западноевропейских странах, в том числе и в Великобритании, функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие — всем нуждающимся умирающим людям. Там работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста — соционома (социальный работник со специальной подготовкой, в том числе и юридической) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т. д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи.

Особое внимание уделяется работе с родителями и ближайшим окружением ребенка с ограниченными возможностями. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи. Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально- бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании. При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов (письма, результаты обследования жилищных условий, заявление родителей, ответы официальных органов и др.), полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи.

Развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными возможностями и без них, так как здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее. За рубежом получила распространение методика, разработанная в России- это игра «Ринго -надежда». В ней предложено использование распространенной игры «Ринго «для детей с ограниченными возможностями. Для каждой категории детей с ограниченными возможностями разработана своя методика проведения. Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние. Для детей с ДЦП английская фирма «Рэхаб энд медикал» предлагает программу «Развитие основных навыков движения через обучения» (РОНДО).

3 стр., 1060 слов

Профессиональное становление личности. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями

... информацию о технологиях самообслуживания и средствах адаптации. Любой человек с ограниченными возможностями, каждая семья , имеющая в своем составе инвалида, должны получать реабилитационное обслуживание ... их во все аспекты жизни общества Каждый человек с ограниченными возможностями, и каждая семья, имеющая в своем составе инвалида, должны получать необходимое реабилитационное ...

Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия).

§ 2.2. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Швеции

В начале XX века Швеция была одной из беднейших стран Европы, а сегодня — это страна со стабильной экономикой, высоким темпом развития и высоким человеческим потенциалом. В Швеции законодательно определено предоставление инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, технических средств для передвижения, занятий спортом. Кроме того, предусмотрено оборудование квартир для их комфортного проживания специальными адаптационными устройствами. Если же говорить собственно о детях, то здесь ни один ребенок не будет оставлен. В 1980−90-е годы в стране были ликвидированы все интернаты для проживания детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями проживают с родителями. При этом очень развито дошкольное воспитание. Ребенок может ходить и к муниципальным «дневным мамам», и в детсады. Сироту пристраивают в финансируемые социальные семьи, где он растет до вступления в права наследования. Кстати, если в качестве таковой семьи выступают родственники, они также получают помощь.

7 стр., 3374 слов

Дети с ограниченными возможностями: проблемы гендерной социализации

... условия и т. д. В результате дети с ограниченными возможностями оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за их низкого социально-экономического ... проблема инвалидов — убедить других в том, что у них те же самые человеческие желания и порывы» [11]. Для человека, имеющего ограниченные возможности, «столь ...

Вот перечень всех видов поддержки:

1. Консультационные услуги и поддержка, что подразумевает реабилитацию как психологическую, так и физическую (лечебная гимнастика).

Ребенок получает помощь от целой группы профессионалов. Отвечает за это региональный совет, где есть все необходимые специалисты.

2. Персональный ассистент предоставляется человеку, который сам не может справляться с необходимыми функциями. Финансируется муниципалитетом (если помощь требуется менее 20 часов в неделю) или же страховой кассой (более 20 часов или даже круглосуточно).

С этими деньгами можно нанять как государственного, так и частного ассистента, оговорить, что он конкретно будет делать. При наиболее тяжелых отклонениях могут предоставить сразу нескольких ассистентов. Всего такую услугу получает более 4000 детей с ограниченными возможностями.

3. Сопровождающий. В некоторых случаях функциональные расстройства касаются только способности к самостоятельному передвижению. Таким опекаемым могут предоставить на несколько часов в неделю сопровождающего, также оплачиваемого муниципалитетом.

4. Контактное лицо. Это сотрудник по найму, который исполняет роль друга. Услуга возникла, когда дети с ограниченными возможностями еще жили в интернатах и чувствовали себя изолированно. Такие «друзья» получают небольшое вознаграждение, чтобы сходить со своим подопечным, например, в кино. Подбирают людей по интересам. Для подростков — прекрасный способ и подзаработать, и развлечься. Например, сходить со сверстником с ограниченными возможностями на футбол.

5. Служба замещения родственников. Сотрудник муниципалитета замещает родителей, если их по тем или иными причинам нет дома или они заняты.

10 стр., 4652 слов

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

... способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов. Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную ... за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с ...

6. Краткосрочное проживание вне дома. Ребенка с ограниченными возможностями перевозят или в специальный дом для краткосрочного проживания, как правило, на выходные или раз в месяц, а летом в лагерь.

7. Продленный день. На него остаются все дети, но для детей с ограниченными возможностями как в школе-десятилетке, так и в четырехлетней гимназии это особо важная услуга: родители не обязаны уходить с работы раньше времени.

8. Проживание в социальных семьях или домах. Забота о родителях — они могут уехать на выходные или в отпуск.

9. Групповые жилища или жилища с предоставлением услуг. Форма проживания, заменившая бывшие интернаты. Чаще всего практикуется для детей с тяжелыми ограничениями. Обычно в таком доме живут 4−5 человек, каждый из которых имеет свою маленькую полноценную квартиру, но все они имеют выходы в общее помещение, где постоянно находятся сотрудники, и где можно проводить совместные трапезы, общаться. Но приватное пространство неприкосновенно — ребенок с огарниченными возможностями может находиться у себя в квартире, там есть все необходимое.

10. Дневное времяпрепровождение. По сути, реализация права на работу для людей с ограниченными способностями, многие из которых, хотя и получают пенсию, имеют силы и желание что-либо делать. Созданы специальные центры дневных занятий, инвалиды работают в кафе — варят кофе, или в конторах копируют документы. Внимание к потребностям инвалидов огромное. При диагностировании у ребенка детского церебрального паралича с семьей немедленно связывается соответствующий реабилитационный центр. При муниципалитетах есть также специальные службы, консультирующие по всем аспектам законодательства, относящимся к инвалидам.

Все услуги — бесплатные, и обеспечиваются очень высокими налогами, но при этом общество всегда знает, на что тратятся его деньги. В закон о здравоохранении Швеции, который не может быть изменен, вписана отдельная глава, обязывающая муниципалитеты предоставлять все необходимые технические средства для инвалидов, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. Все работники региональных советов, посещая ребенка с ограниченными возможностями, обязаны вести журнал пациента, где записываются его нужды. В центрах вспомогательных средств много мастерских, есть целый штат консультантов-держателей рецептов: они выписывают направления, по которому семья ребенка с ограниченными возможностями может приобрести себе то или иное оборудование по максимально низкой цене. Есть также и трудотерапевты, специалисты по лечебной гимнастике. Закон о реабилитации предписывает для каждого ребенка с ограниченными возможностями создать целую группу, в которую обязательно входят специалист по лечебной гимнастике, логопед, педагог, трудотерапевт, психолог. В отдельном Центре для незрячих имеются оптики, окулисты, специалисты по изменению окружающей среды для людей со сниженным зрением. И всем специалистам при этих центрах также дают возможность проходить курсы совершенствования квалификации, они всегда осведомлены в юридических тонкостях, знают об изменениях правил и законодательства.

С 1968 года все дети с расстройствами получили равные права на образование, и все инвалиды пошли в школы. Задача школы — подготовить детей к самостоятельной жизни. Затраты на обучение каждого ребенка-инвалида родителям компенсирует муниципалитет, согласно закону 1994 года. Школа определяет сумму затрат на ребенка. Муниципалитет одобряет смету, если же согласия достигнуть не удается, вопрос отправляется на рассмотрение парламента, который и выносит окончательное решение.

Каждый ребенок проходит 4 теста (физический, психологический, медицинские).

Затем — трехнедельный испытательный срок, по истечении которого он может выбрать: оставаться в этой школе или перейти в другую. А учителя делают выводы об их потребностях. Каждому подыскивают дело: забота о природе или окружающей среде, работа в кафе, медиа, спорт. И, естественно, подбирают программу развития. Для большинства есть общенациональные программы, для некоторых (чаще всего дети с аутизмом) разрабатывается индивидуальный курс. Есть узкоспециальные программы по моторике, коммуникации. Родители также выбирают, чего бы они хотели достичь за эти четыре года: чтобы ребенок смог научиться есть без посторонней помощи или самостоятельно ездить по городу. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план развития, который пересматривается и при необходимости дополняется в конце семестра. Дети и родители принимают в этом непосредственное участие. Вообще, граждане Швеции, объединенные в общественные структуры, могут добиться практически всего: в вопросах экологии, защиты прав инвалидов, равноправия полов, условий труда и уровня оплаты, образования детей, ухода за пожилыми и т. д.

Местное самоуправление наиболее важное для шведов и занимает очень большое место в «шведской модели». Особым показателем высокого уровня общественного устройства может служить отношение к инвалидам, в том числе и к детям с ограниченными способностями. Практически везде можно встретить человека на коляске (на улице, в метро, в магазине, на хоккейном матче).

Любой человек с инвалидностью с детства интегрирован в общество. Во многих муниципалитетах расходы на реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными способностями в общество равняются с расходами, которые затрачивают на образование. В Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов.

§ 2.3. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Польши

Права инвалидов, в том числе и права детей с ограниченными возможностями, в Польше властями соблюдаются неукоснительно. Неправительственные организации, фонды и общества появились в Польше примерно в то же самое время, что и в государствах Западной Европы. Вначале они занимались, в основном, благотворительной деятельностью, позже начали заниматься также корпоративной, культурно-просветительской и научной деятельностью, а также реализовывать программы, связанные с идеей социального развития и общественной солидарности. В период II Речи Посполитой (1918−1939 гг.) неправительственные организации развивались очень интенсивно.

Вторая мировая война и эпоха насаждения коммунистической идеологии повлияли на резкое снижение общественной активности. Часть неправительственных организаций была ликвидирована, а часть включена в идеологические структуры. В стране действует фонд им. брата Альберта, помогающий детям с ограниченными возможностями в области умственного развития (организует и ведет специальные медицинские учреждения, обеспечивает уход, помогает семьям, в которых есть инвалиды).

Следует отметить, что неправительственные организации занимаются просветительской деятельностью среди молодежи, создавая негосударственные школы или фонды, поддерживающие государственные учебные заведения.

В Польше действуют также организации, специализирующиеся в области защиты прав человека (Хельсинский фонд по защите прав человека или польский филиал Amnesty International).

Они осуществляют мониторинг за соблюдением прав человека и гражданских прав в Польше, и действуют в защиту прав в тех государствах, которые признаны недемократическими. К наиболее крупным неправительственным организациям, занимающимся гуманитарной деятельностью, относятся: Фонд SOS — опекает людей, находящихся в особо трудной материальной и жизненной ситуации, инициирует и реализует акции социальной помощи. В Польше хорошо поставлена реабилитация инвалидов и интеграция их в среду здоровых людей. Существуют специальные законодательные акты, регулирующие исключительно вопросы трудоустройства инвалидов, обеспечение равных прав и возможностей в этой сфере.

Основной целью существование подобных законов является реабилитация людей с ограниченными возможностями, интеграция их в общество и обеспечение необходимых условий для эффективной работы. В стране существуют законы, запрещающие прямую или косвенную дискриминацию по отношению к инвалидам начиная со стадии отбора сотрудников и трудоустройства и заканчивая процедурой освобождения от занимаемой должности. Люди с инвалидностью, столкнувшиеся с дискриминацией по отношению к себе, имеют возможность требовать возмещение причиненного морального ущерба и упущенной экономической выгоды.

Центр поддержки общественных инициатив и организацией помощи детям с ограниченными возможностями активно занимается реабилитацией. Детей стараются поставить на ноги всеми доступными методами. При этом, в центре реабилитации с ребенком одновременно будет работать столько специалистов, сколько посчитает необходимым лечащий врач — от 2 до 6. Они за ним будут ухаживать одновременно, особенно во время «прогулки». Например, один реабилитолог станет придерживать руку ребенка с ограниченными возможностями, второй — выравнивать осанку, третий открывать двери и т. д.Наибольшей популярностью среди родителей детей с ограниченными возможностями пользуется центр «Евромед». Сюда со всей Европы, а также США, Южной Кореи и стран Ближнего Востока везут детей и взрослых с разной степенью тяжести детского церебрального паралича (ДЦП) и последствиями различных травм. Польские общественные организации регулярно проводят акции, во время которых показывают гражданам, что, каким бы тяжелым не был недуг, собственной силой воли, с помощью окружающих и всего общества в целом человек может преодолеть все препятствия и реализовать свои способности в повседневной жизни.

Так в стране традиционно проходит неделя инвалидов — красочный и яркий праздник во всех городах Польши. В эти дни организуются выставки и аукционы изделий, выполненных руками людей, имеющих инвалидность. На летней сцене в центре города идут концерты, соревнования и представления. Все желающие совершенно бесплатно могут покататься на яхте по водоемам, где проходит праздник. В последний день празднования устраивается большое шествие от центральной площади до здания мэрии. Польские общественные организации в течение уже долгого времени используют множество моделей реабилитации инвалидов, имеющих различные формы и степени тяжести заболеваний. Города в стране имеют специальные звуковые светофоры и расцвеченные пешеходные переходы, практически все здания оборудованы пандусами.

§ 2.4. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Франции

Во Франции законодательство защищает права инвалидов, в том числе и права детей с ограниченными возможностями, наравне с правами других граждан. Специальными законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест (6% от общего числа рабочих мест), на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Например, предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу инвалидов, если, разумеется, эти инвалиды имеют соответствующую квалификацию.

Каждое второе предприятие во Франции платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устройства инвалидов (AGEFIPH).

Существует форма поощрения работодателя — ему выплачивается премия в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта инвалиду на срок не менее 12-ти месяцев. Вопросами социальной защиты инвалидов и реабилитации занимается Министерство здравоохранения и социального обеспечения страны. Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры занимаются трудоустройством инвалидов. Есть предприятия с щадящим режимом труда, ориентированные под инвалидов.

Помощь детям с ограниченными вожможносятми осуществляется не только на уровне государства, но различными министерствами регионов, департаментами, коммунами и ассоциациями. У всех имеются соответствующие интернет-сайты, на которых можно получить всю необходимую информацию. Согласно статистике, во Франции около 5% населения имеют физические или умственные отклонения. Тяжелая степень инвалидности официально зарегистрирована у более 1 млн 200 тыс. человек. В клиниках и специальных центрах постоянно проживают более 360 тыс. человек, из которых примерно 220 тыс. детей (до 18 лет они находятся здесь бесплатно, если родители вписали их в свою страховку, а далее — за сумму в 16 евро ежедневно).

Между тем, далеко не все семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями во Франции получают пособия по инвалидности. Только 85 тыс. семей получают пособия на детей с ограниченными возможностями. Но с учетом разных типов помощи, она доступна почти 1,5 млн человек. 2/3 детей с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, но в большинстве своем — в особых классах в школах и колледжах, которые либо состоят целиком из детей с различными дефектами, либо в каждом таком классе имеется несколько детей с ограниченными возможностями. Вместе с обычными учителями этими детьми занимается учитель-воспитатель.

Около 85 тыс. детей с ограниченными возможностями получают образование в специальных учебно-лечебных заведениях, которые зависят от министерства по социальным проблемам. В стране действует Высшая инстанция по борьбе против дискриминации и за равенство (HALDE).

Она оказывает помощь всем жертвам дискриминации, которую запрещает французское законодательство (расовые, этнические, половые, а также ущемлении прав на образование, занятость, жилье и т. д.).Все ассоциации оказывающие помощь инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, (их во Франции тысячи), как правило, бесплатно.

§ 2.5. Фрг

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями, и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера; лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и другие вспомогательные средства. При этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.

На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и опыта) в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также в области здравоохранения и социальных услуг. При необходимости возможно проживание в интернате.

Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных центров со сходными задачами (на 457 мест).

Молодые люди, которые находятся под наблюдением врачей, психологов и педагогов и которым по состоянию здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих для них профессий в одном из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).

В Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания — фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в психическом развитии ребенка. За счет использования цитогенетических и перинатальных исследований предупреждается рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет выявлять детей, страдающих врожденной глухотой, и проводить раннюю реабилитацию.

Положителен опыт ФРГ в вопросе определения возможных затрат и реального выделения средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год, в ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2млрд. российских руб), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) — около 1,5 млрд. канад. долл. (около 27 млрд. руб), в Великобритании (5 млн. инвалидов) — около 1 млрд. ф. ст., что составляет 41 млрд руб. (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).13

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты детей с ограниченными возможностями, определяется круг государственных органов, участвующих в реализации программ защиты этих граждан и ответственных за них или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

С середины 70-х годов в ряде государств мира были приняты специальные законодательные акты, но проблемам инвалидов и детей с огарниченными возможностями.

В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями, а именно социальное страхование, компенсация и помощь.

Вопросы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями регулируются законами:

  • об инвалидах 1974 года;
  • об единообразии мер по реабилитации 1974 года;
  • о содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;
  • о борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;
  • кодексом социального законодательства.

В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector