Самосознание подростков с ограниченными возможностями 2

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ДОКТОРПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОКТОРПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

РЕЦЕНЗЕНТ

КАНДИДАТПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

СЛУШАТЕЛЬ

КАЗАНЬ 2003

2

Оглавление
Введение… 3

1.Самосознание как психологический феномен… 6

1.1.  Структура и функции самосознания… 6

1.2.Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

исследователей… 14

1.3.Особенности самосознания подростка… 20

1.4.      

Особенности развития личности подростков сограниченными возмо­
жностями… 26

1.5.      

Описание методовисследования… 33

2.  Сравнительныйанализ самосознания здоровых и подростков с ограни­
ченными возможностями… 39

2.1.Исследование  особенностей   самооценки  и уровня притязаний
здоровых подростков иподростков-инвалидов… 39

2.2. 

Исследование уровня рефлексии исамосознания здоровых подростков
и подростков с ограниченными возможностями… 43

2.3. 

Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков

и подростков-инвалидов… 47

Заключение… 55

Список литературы… 58

Приложения… 61

Введение

Одной из актуальных проблем психологииявляется изучение самосознания детей иподростков с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для пониманияличности подростков, что необходимо для последующего интегрирования их вобщество.

Самосознание — этосистема представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических,интеллектуальных и других качеств, так исамооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личностьвнешних факторов [1;12].

В данной работерассмотрены особенности самосознания подростков с ограниченными возможностями. Если дляздорового подростка формирование положительной «Я концепции» играют важнуюроль, то для подростка с ограниченнымивозможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себеи чувство неполноценности. Еслиребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, посколькувнешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.

5 стр., 2442 слов

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

... САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ 1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях ... подросткового возраста 12-15 лет по Л. И. Божович) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, ...

Проблемамисамосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Средизарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознанияличности уделяется большое внимание в работах И. Кона, В. Столина,И. Чесноковой, Г. Акопова и т.д.

В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа «Я»в различных его психологических аспектах.

До настоящего времени проблемапсихологического изучения личности подростков  с ограниченными  физическими  возможностями остается  мало

разработанной. По самосознанию подростков сограниченными физическими возможностями литературы не достаточно. Большей частью этолишь отдельные статьи вжурналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. Это работы О.Л. Романовой, И.К. Левченко, И.И. Мамайчука,И.В. Кривоноса, О.Е. Шаповаловой, Е.С. Шильштейна.

Цель данной работы — рассмотреть особенности самосознания подростков с ограниченными физическими возможностями.

Объект исследования — подростки с ограниченными физическими возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновскогорайона г.Казани.

Предмет исследованияизучение особенностей самосознания подростков с ограниченными возможностями.

В ходе работывыдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с ограниченными  физическими возможностями отлично отсамосознания их здоровыхсверстников. Основная гипотеза разбита на следующие: 1. У подростков сограниченными физическими возможностями неадекватная (либо  очень  высокая, либо  очень  низкая) самооценка,  в  то время  как у большинства ихздоровых сверстников самооценка адекватная. 2.Инвалидыс ограниченными  возможностями более интроверсированны, чем здоровые подростки.

3. У подростков с ограниченными возможностямиоказавшихся во фрустрационнойситуации, преобладаеттип реакции с фиксацией на самозащите.Для здоровых подростков характерен тип реакции с фиксацией на удовлетворениепотребности или на препятствии.

Для достижения цели были поставленыследующие задачи: 1. Рассмотреть понятие,структуру и развитие самосознания подростков с ограниченными физическими возможностями в трудах отечественных и зарубежныхисследователей.

2.           

Рассмотреть особенности самосознания у подростков с граниченными физическимивозможностями.

3.           

Исследовать особенности  самосознания у подростков с ограниченными физическими возможностями.

Для эмпирическогодоказательства гипотезы в качестве методов исследования были использованы: методикаизучения уровня притязаний и самооценкиДембо-Рубинштейна, методика «Личностныйдифференциал», тест фрустрационнойтолерантности Розенцвейга.Исследуемую группу составили 30подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 30 здоровыхшкольников, учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательнойшколы.

23 стр., 11067 слов

Субъективное переживание чувства одиночества подростками

... возраста с ограниченными возможностями и лиц подросткового возраста с нормальным физическим развитием. Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в субъективном ощущении одиночества у здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями. Методологическими ...

Данная работа включает в себявведение, две главы, заключение, список литературы и приложения, содержит диаграммы,таблицы. В дипломной работе использовалось31 источников литературы.

1. Самосознание как психологический феномен

В данной главераскрывается смысл самосознания в различных психологических теориях зарубежных и отечественных авторов.Освещены сущность и структура самосознания. Описываются особенностисамосознания здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями.Этот раздел включает описание методик, с помощью которых проводилось исследование и содержит характеристику группыиспытуемых.

1.1. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

исследователей

Несмотря нанебольшое количество научных публикаций, представленные в них материалыпозволяют выделить основные подходы к изучению феномена самосознания или «Я-концепции» в зарубежной психологии.

Основополагающиеподходы Джеймса. УильямДжеймс первым из психологов начал разрабатыватьпроблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он рассматривалкак двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект».Это — две стороны одной целостности, всегда существующиеодновременно. Одна из них является собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другие -содержание этого опыта («Я-как-объект»).

«Личностное Я» — это всегдаодновременно и «Я-сознающее» и «Я-как-объект».

По мысли Джеймса, «Я — как объект» — этовсе то, что человек может назвать своим. Вэтой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я»,«материальное Я», «социальное Я» и «физическоеЯ».

В обществе человекимеет возможность устанавливать себе цели, связанные с различными компонентаминашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных проявлений  относительно  этих целей.  По  Джеймсу из  этого

вытекает — наша самооценка зависит оттого, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, этослужит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Всем людямсвойственно стремление максимальноразвить все возможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека, ограниченность существованияв пространстве и во временизаставляют каждого выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечныецели, с достижением которых человексвязывает свой жизненный успех. Самооценка повышается, если они реализуются, ипонижается если человеку не удается их реализовать. В конечном счете мы сами создаем свои притязания исвязываем их с определенными уровнямиличностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает какнеудачу [3;160].

Символический итеракционизм в работе Кули и Мидаопираетсяна три основныепосылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от трехзначений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во- вторых эти значенияявляются продуктами социального взаимодействия. В — третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениями врезультате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и«другие» образуют единое целое, поскольку общество представляющее собой сумму поведений его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида .

6 стр., 2763 слов

Концепции мк в исследованиях зарубежных социологов

... акта; контент-анализ; бихевиоризм) * П.Лазарсфельд (теория «минимального эффекта») и Б. Берельсон (концепция удовлетворения потребностей аудитории) * Модели политической коммуникации К. Шеннона и У. Уивера 1. ... глава) В кн.: Маркс К. Социология. М. 2000. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев. 1994. Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт комплексного социологического ...

Чарльз Кули первым подчеркнул значениесубъективно интерпритируемой обратной связи,получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном«Я». Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том,как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я- концепцию».

«Зеркальное Я»возникает на основе символического взаимодействия индивида сразнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения междучленами группы предоставляют

индивиду обратную связь it.» самооценки. Такимобразом, «Я-концепция» формируется методом проб и ошибок процесса в ходе которогоусваиваются ценности, установки и роли[21;60].

ДжорджМидсчитал,что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть нечто иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках котороговозникают впервые выделенные Джеймсом «Я-сознающее» и «Я- как-Объект». Через усвоение культуры человек способенпредсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человекпоказывает наше собственное поведение. Мид полагал,что самоопределениечеловека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия техпредставлений, которые существуют у других людейотносительно этого человека.

У индивида развивается способностьреагировать на самого себя, формируетсяустановка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытываетотрицательное и пренебрежительноеотношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с темихарактеристиками и ценностями,которые приписывают ему другие [21;67].

Представления обидентичности, развитые Эриксоном. Проблематика «Я-концепции» рассматривается Эриксономсквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологическойоснове продукт определенной культуры.Эго-идентичность — индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций,поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицировать себя.

В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и соответствующих изменений эго — идентичности, охарактеризованы присущие каждойиз этих стадий кризисные повороты пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этихвнутренних конфликтов.

Формированиеэго-идентичности протекает в основном в сфере бессознательного. Эриксонкритикует такие понятия, как самооценка, «образ Я», считая их статическими. В то времякак, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда недостигает завершенности, не является чем тонеизменным, что может быть за тем использовано как готовый инструментличности. Процесс формирования идентичности«Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширениясамосознания и самопознания. Эриксон считает, чточувство идентичности являетсяоптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути [21;80].

20 стр., 9976 слов

1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», ...

... Общее: Индивид определяет личные качества человека. Личность также определяет человека как совокупность его социальных качеств. Личность свидетельствует об индивидуальности человека. 2.Проблема личности в ... темперамента. Современные концепции темперамента. Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей личности, составляет основу развития характера человека, остается почти ...

Феноменалистическаяпсихология в работахКарла Роджерса. Феноменалистическийподход в психологиив понимании человека происходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, тоесть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведениеиндивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, толькоприсущее восприятие окружающей обстановки.

Центральным   понятием  феноменалистического            подхода является

восприятие, то есть, что человеквоспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своимповедением. С появлением негативного самовосприятия можно с большой вероятностью ожидать, что последующее поведение индивидаподтверждает его неполноценность в собственных глазах. Это явлениеизвестно под названием «самореалиующеесяпророчество». К счастью оно хорошо срабатывает, и в случае позитивной установки на себя: в результатеподтверждающих ее данных формируется благоприятная «Я-концепция»[23; ПО].

Карл Роджерсразработал особый подход в психотерапии — «терапию, центрированную на клиенте». Основные положения теории Роджерса выглядят следующим образом:

10

Сущность феноменалистическойтеории личностного «Я» заключается в том, что  человек живет  главным образом  в  своем индивидуальном и субъективном мире.

«Я-концепция»возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности,социальной.

«Я концепция» — это система восприятий. Именно «Я-концепция»,а не «реальноеЯ» имеет определенное значение для личности и ее поведения. «Я-концепция»выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций   на  окружение   индивида.    «Я-концепцией»   предопределяется восприятие значений,приписываемых этому окружению.

Вместе с «Я-концепцией»развивается потребность в позитивном отношении со  стороны   окружающих,   независимо  от   того,   является  ли   данная потребностьприобретенной или врожденной.

Потребность   в   позитивном  отношении   к   себе  или   потребность   в

самоуважении, так же развивается на основе интернализациипозитивного

отношения к себе со стороны других.

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может

возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в

позитивномотношении к себе. Так возникает рассогласовываниемежду «Я»

и   реальным   опытом,  иными   словами,   развивается  психологическая

дезадаптация.   Дезадаптацию   следует понимать   как  результат попыток

оградить сложившуюся «Я-концепцию» от угрозыстолкновения с таким

опытом, который с ней не согласуется.

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... (Ego – Я) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;пред­ставляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности ... потребность самодостаточности.   ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ 2. Социологические теории личности В социологии наиболее известны следующие теории личности. Теория зеркального «Я» ...

Человеческий   организм   представляет   собой  единое   целое.   Роджерс

приписывает организму лишь один внутренний мотив — тенденцию    к

самоактуализации.

Развитие «Я-концепции» — это не просто процесснакапливания данных

опыта,   условных  реакций  и   навязанных  другими  представлений.   «Я-

11

концепция» представляет собойопределенную систему, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природудругого.

— Рассматривая понятие «идеального Я», Роджерс полагал, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие «идеального Я» становитьсяболее реалистичным, и «Я» начинает больше гармонировать с идеалом. Такимобразом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуетсясуществование нереалистического собственного идеала и несоответствие между «Я-концепцией» и«идеальным Я».

Главная проблема вподходе Роджерса в понимании «Я-концепции»связана с использованиеминдивидом механизмов психологической защиты, необходимыхдля того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией».

Поведение рассматривается Роджерсом как попытка согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого резонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих«Я-концепции», индивид использует один из двухзащитных механизмов -искажение или отрицание.Первый используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняетсам факт наличия переживания. Роджерсиспользует терапию центрированную на клиенте, как метод, направленный намодификацию состояния «Я-концепции» с целью устранения диссонанса между нею инепосредственными переживаниями индивида.В результате невротический синдром у него устраняется и достигается состояние психологической адаптации[23; 104].

Следовательно, взарубежной литературе термин «Я-концепция», обозначаетсовокупность представлений индивида о самом себе. То есть самосознание чаще всего отождествляется сэмоционально-ценностным и отношением субъектак себе и поведенческими реакциями, которые порождаются образом «Я» и самоотношением.

12

В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривается на уровне самосознания. Проблеме самосознания посвященонемало исследований. В работах Л.С. Выготского [5;31-42], И.И. Чесноковой[30;50], И.С. Кона [12;335], В.В. Столина [28;284], А.Г. Спиркина[27;303] проанализированы вопросы остановлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.

А.Г. Спиркин, в качестве основных характеристиксамосознания выделяет личность, субъект и Я человека. «Самосознание-это знаниесубъекта о мире и о своем месте в нем, какпроявление способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своегожизненного окружения; сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметам осмысления и понимания, атакже главной способностью«практического преобразования» этих проявлений» [27;60]. Противоположныйподход находим в работе В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева [1;57], у которых «Я» выступает какцентральное звено самосознания. Самосознаниетрактуется как проявление способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделатьсвой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания, а так же главной способностью «практическогопреобразования» этих проявлений.

14 стр., 6672 слов

Формирование самооценки в онтогенезе психики человека

... его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э.Эриксон рассматривает с ... Цель исследования: определить закономерности формирования самооценки в онтогенезе психики индивида. В соответствии с целью ... в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального ...

И.И. Чеснокова несколько сужает трактовку самосознаниядифференцируя его по признаку «внешнее -внутреннее», не рассматривая сам процесс осознания рефлексию.Она пишет: «Самосознание не есть самостоятельное явление психики… Объектом самосознания является самаличность, которая выступает и как субъект икак объект познания. Самосознание — есть всегда сознание самого себя каксознательного субъекта, человека, реального индивида»[30;50].

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневуюконцепцию образа «Я». Его основная идея, в целом, образ «Я» понимается какустановочная система: установки   обладают тремя   компонентами:   когнитивным,   аффективным и

13

производным от первых двух поведенческим(готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень образа «Я» составляютнеосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся впсихологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе, выше расположены осознанные и самооценкаотдельных свойств и качеств; затем этичастные самооценки складываются в относительно целостный образ; инаконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых длядостижения этих целей.

И.С. Кон подчеркиваетфункциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней образа «Я», тот факт, что высший уровень, меняязначение и удельный вес низших уровнейиерархии «Я» не уничтожает их относительной автономности, так что между нимимогут возникать противоречия и конфликты [12;321].

В.В Столинутверждает, что единицами самосознания личности является не образы сами по себе, и не самооценки в когнетивной или эмоциональной форме и не образы плюссамооценки. «Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я»,отражающий столкновение различных жизненных отношенийсубъекта, столкновение его мотивов и деятельности» [28;201].

В зарубежной литературе основной акцентделается на развитие и формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологиисамосознание рассматривается в контекстедеятельности. Однако определение самосознания практически не раскрывается или раскрывается очень обще, состороны образа «Я» или самоотношения, а значитсамосознание как самостоятельный предмет пропадает.

14

1.2Структураи функции самосознания.

Особый интерес впсихологии представляют исследования личности, которые рассматривают человека, преждевсего, со стороны целостности «Я» концепции или самосознания [28;6].

«Я» — это своегорода ядро, центр человеческой личности, в котором отображается то,каким индивид известен самому себе, каким он видит и представляет себя.

Так самосознание представляет собойединство трех сторон: 1.Когнитивная составляющая самосознания (Образ «Я») — представление индивида о самом себе, о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости и прочее, то естьпознавательная, которая обозначается каксамопознание. Самопознание, как начальное звено самосознания, дает человеку знание о самом себе: оно имеет два уровняразвития. На первом уровнесамопознание складывается через соотношение самого себя в созданном иммире с другими людьми. Основные приемы, используемые человеком при этом самовоспитание и самонаблюдение, споследующим самоанализом. В результатеэтих процессов складывается представление о некотором психологическом качестве человека. Затем,происходит перенос этого качества насебя. Конкретные способы восприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными [20; 12].

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее ... схемы целостной личности. В личности выделяют следующие психологические компоненты, либо подструктуры. Самосознание. Центр сознания - это самосознание, или сознание собственного "Я". Самосознание и сознание ...

Существуютследующие   варианты существованиясамопознания или «Я-концепции»:

—        

Целое, единое «Я», единство которого поддерживается путемпостоянного
взаимодействия и социальнойсредой и посредством внутреннего механизма
адаптации:

—        

Раздвоенное,    деперсонализированное   «Я»    —    следствие   нарушения,
прекращения,искажения взаимодействия человека со средой и  с самим
собой. Сдругой стороны, центральным образованием личности считается

15

самосознание, как осознание своего отношения к миру, себя как личности,

своих поступков, действий, желаний и интересов [3;200].

2.    Эмоционально-ценностная    сторона  —   самоотношение    —  осознанное отношение к себе, то есть самооценка.

Самооценка- это оценка человеком самогосебя, своих возможностей, являясь регуляторомповедения человека, она определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность ксебе, к своим успехам и неудачам. Самооценка определяет уровеньпритязания, то есть уровень задач, которыечеловек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным.

То есть, самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это неконстатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зренияопределенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется тоили иное отношениек себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия [4;34].

Оценивая себя и свои возможности, личностьпринимает в расчет уровень своего интеллекта и грани характера, управляемостьэмоционально-волевыми процессами испособность вызывать уважение у людей, собственную внешность и авторитет в коллективе, способности итворческие проявления. Самооценкаможет быть низкой, средней, высокой и завышенной [8;47]. Средняя и высокая высота самооценки являетсяоптимальной, приемлимой, справедливой для любого индивида. Низкая, как ичрезмерно высокая несут собой различныепроблемы, которые на обыденном языке привычно именуются комплексами.

Если человек обладаетнепривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным, то он ощущаетнегативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой, то комплекс недооценки илипереоценки собственной

8 стр., 3596 слов

Влияние самооценки на поведение человека в социуме

... самопринятиеминдивидом самого себя.   А.Н.Леонтьевпредлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» какустойчивое эмоциональное отношение, имеющее « ... ситуативных образов в целостное образование –понятие собственного Я(№ 26)), являющимся прямым  выражением оценки ... бытия человека (в т.ч. и сама самооценка) может быть имсамооценен, т.е. содержательное поле самооценки бесконечно. ...

16

личности на протяжении всей жизни человека мешает ему бытьполноценной личностью, плодотворно жить.

Выделяюттри существенных момента в понимании самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формированиииграет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то естьпредставление о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление частофигурирует в различных психотерапевтическихметодиках, при этом высокая степень совпадения, «реального Я» с«идеальным Я» считается важным показателем психического здоровья. И так, ктодостигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ«Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв междуэтими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка по всейвероятности будет низкой [4;34].

Второй фактор, важныйдля формирования самооценки, связан с идентификацией социальных реакций на данного индивида. Другимисловами человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению оцениваютдругие.

Наконец, еще одинвзгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оцениваетуспешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. В целом картинавыглядит такимобразом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом«вписаться» в структуру общества.

Самооценка не являетсяпостоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Самооценка — это личностноесуждение о собственной ценности, которая выражается в установках, свойственныхиндивиду. Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности, синонимаминегативной «Я-концепции» становятся в этом случаенегативное отношение к себе, неприятиесебя, ощущение своей неполноценности [11;59].

Следовательно, самооценка отражает степеньразвития у индивида чувства самоуважения,ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко

17

всему тому, что входит в сферу его «Я».Поэтому низкая самооценка предполагаетнеприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Таким образом, самооценка как таковаяавтономно является очень важным элементомсамосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степенисамопринятиисубъекта, его удовлетворения самим собой. Крометого, самооценка служит источникомпополнения знаний человека о себе.

Поведенческая составляющая самосознания. Люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Структурасамосознания включает в себя покрайней мере, три основные модальности самоустановок:

—        

«реальное Я» — установки, связанное с тем как индивидвоспринимает свои
актуальные   способности,   роли,  свой   актуальный   статус,  то   есть   его
представлениями о том, каков он на самомделе;

—        

«зеркальное (социальное) Я» — установки связанные спредставлениями
индивидао том, как его видят другие;

—        

«идеальное Я»-установки связанные с представлениямииндивида о том,
какимон хотел бы стать [3;240].

Большинство авторов [2;34] при изучениисамосознания учитывают эти модальныеразличия. У индивида «реальное Я» и «социальное Я» должны быть согласованы посодержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержаниемидеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаютсяобъективному измерению.

«Идеальное Я» складывается из целого рядапредставлений, отражаю