Плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии социальной медицины и реабилитационных технологий

Кафедра социальной медицины, рекреации и адаптивной физической культуры

Курсовая работа

По дисциплине: «Частные методики адаптивной физической культуры»

На тему: «Плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями»

Исполнитель: **********

Студентка 3 курса

Специальности АФК

Преподаватель: Сязина И.Н.

Москва 2007

Содержание

Введение 3

1. Плавание как вид спорта в системе реабилитации и адаптации

лиц с ограниченными возможностями 5

2. Категории лиц с ограниченными возможностями

нуждающиеся в реабилитации и адаптации с помощью плавания 11

3. Плавание в комплексной реабилитации инвалидов с

поражением опорно-двигательного аппарата и конечностей 19

4. Подводное плавание как средство социальной реабилитации

людей с ограниченными возможностями 24

Заключение 32

Литература 34

Введение

Обучение плаванию людей с ограниченными возможностями во всех цивилизованных странах решает задачу государственного значения, поскольку, во-первых, служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде; во-вторых, является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации; в-третьих, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие человека; в-четвертых, поднимает социальный статус индивида, адаптируя его к современным требованиям общественного развития. Все это оказывает существенное влияние на процесс реабилитации и адаптации человека с ограниченными возможностями в обществе и обусловливает, тем самым, обусловливая социальную значимость изучаемой нами проблемы.

Проблема рассмотрения плавания в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями является для современной науки достаточно новой и еще мало изученной. Однако уже сегодня к интересным работам в этой области можно отнести статьи и монографии В.Г. Богатых, С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, Н.В. Мазитова и других. Научная значимость данного исследования определяется попыткой проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой нами проблеме.

Анализ основных положений в области применения плавания при занятиях с людьми с неограниченными возможностями может помочь специалистам более эффективно и правильно применять данный вид лечебной, адаптивной спортивной деятельности. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.

26 стр., 12560 слов

Психосоциальная помощь в реабилитации и адаптации участников ...

... Законодательная база для реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов в России 3.2. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих - участников ... вооруженной силы. Тем, кто прошел испытание войной, предоставляется возможность раскрыть и познать себя в условиях, когда ... в феврале 1989 г. полным выводом в Союз «ограниченного контингента». В конце «перестройки и особенно после ...

Цель исследования: рассмотрение плавания в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Объект исследования: система реабилитационного и адаптационного пространства для лиц с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: плавание как адаптивный вид спорта, включенный в общую систему работы с лицами с ограниченными возможностями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия исследования.

2. Проанализировать основные характеристики лиц с ограниченными возможностями, наиболее нуждающимися в плавании как виде адаптированной спортивной дисциплины.

3. Охарактеризовать плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями.

1. Плавание как вид спорта в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями

Термин «реабилитация» впервые был применен в 1946 году по отношению к больным туберкулезом в Вашингтоне. Определение понятия «реабилитация» (от лат. re — приставка, которая обозначает обратное действие, habilitas — применим) в медико-педагогическом понимании обозначает возвращение больного человека к нормальной жизни и труду в пределах его психофизиологических возможностей [9]…………..

Заключение

Многолетняя практика восстановления двигательных функций лиц с ограниченными возможностями объединяет множество самых разнообразных реабилитационных методов, среди которых приоритетное значение имеет лечебная физкультура. Ее ведущей задачей является формирование вертикального положения тела, его передвижений и ручных действий. При детских церебральных параличах в состав ЛФК входят не только прикладные виды физических упражнений, ортопедические мероприятия, но и гидрокинезотерапия – организация различных упражнений в водной среде.

Лечебное, адаптивное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр., при работе с людьми слабослышащими или слабовидящими.

Обобщая все выше сказанное можно отметить, что для людей с различными видами нарушений водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног, их реципроктные движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации.

При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса.

3 стр., 1062 слов

Особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями

... с предприятиями, организациями всех форм собственности. Объект исследования: особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: особенности профориентации детей с ОВЗ. Цель работы: ... А. Г. Психология личности. – СПб. 2013. 9. Коркунов Е.П. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. - М., 2015. 10. Малофеев Н.Н., Никольская ...

Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении индивидом пассивных и активных физических упражнений. Во время плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Гидрокинезотерапия эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций.

В результате существенным образом облегчается совершение человеком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление.

Кроме того, следует учитывать, что плавание оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психо-эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями.

В воде человек намного более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время гидрокинезотерапии люди не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК. Плавание увлекает индивида, доставляет ему удовольствие.

В реабилитационной практике плавание является не только средством восстановления двигательных функций, но и условием улучшения общего состояния организма. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность организма к различным инфекциям, повышает уровень его коммуникативных способностей. Таким образом, плавание способствует не только развитию двигательных возможностей человека с ограниченными способностями, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. — М.: ФиС, 1983. — 176 с.

2. Аганянц Е.К., Погребной А.И. Резервы точности организации движений корково-спинальными механизмами у человека // Характеристика функциональных резервов спортсмена. — Л., 1982, с. 57-62.

3. Булкин В.А., Ершова Е.Н., Мишарина С.Н. Моторно-психическое обеспечение двигательной деятельности инвалидов по зрению //Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Матер. науч. конф. — М.: ФОН, 1995, с. 20-24.

4. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. – М., 2004.

5. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация — универсальные биологические механизмы приспособления. — М.: Медицина, 1997. — 176 с.

6. Дубровский И.В. Методы коммуникации и экстренные сигналы при работе с инвалидами в процессе обучения подводному плаванию. – М., 2004.

7. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 1, с. 2-7.

8. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации двигательного аппарата к различным видам деятельности // IV Всесоюзный симпозиум по физиологическим проблемам адаптации. Тарту, 1984, с. 73-76.

9. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пос. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.

10. Курдыбайло С.Ф., Яхонтова Г.Ю. Средства повышения двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей// Травматология и ортопедия России. 1994, № 1, с. 16-24.

5 стр., 2118 слов

Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов

... росте матерей, неудовлетворенные потребности в уважении, невозможность самим определить свою судьбу. ребенок инвалид мать семья Однако интерпретация данных методики цветовых выборов широка и многопланова. ... смена полоролевого поведения (мужской стиль) связана с обстоятельствами жизни матерей детей-инвалидов. Проведенная нашим центром статистика показывает, что около 1/3 женщин вынуждены воспитывать ...

11. Курдыбайло С.Ф., Богатых В.Г. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей. – М., 2002.

12. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998. — 271 с.

13. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1.

14. Мазитова Н. В. Дополнительное физкультурное образование детей с нарушением в развитии [Текст]/ Н. В. Мазитова // Проблемы обеспечения психологического, социального и соматического благополучия детей и подростков: материалы Международной научно-практической конференции.– Комсомольск-на-Амуре, 2004. – С.42 – 47.

15. Мазитова Н. В. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста в смешанных группах (на примере детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей; детей с легкой степенью умственной отсталостью и нормально развивающихся детей) [Текст] / Н. В. Мазитова // Вестник Бурятского университета. Серия 17: Физкультура и спорт. – Вып.2. – Улан-Удэ, 2006. – С.115 – 124.

16. Малер А.Р. Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в обществе. – М., 2001.

17. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике нервных болезней. — М.,1982. — 223 с.

18. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. — Киев: Здоровье, 1988. — 216 с.

19. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов. — Волгоград, 2000. — 223 с.

20. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / Под ред. В.С. Дмитриева, А.В. Сахно. Малаховка, 1993, т. 2, с. 87-128.

21. Селье Г. Стресс без дистресса /Общ. ред. Е.М. Крепса. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.

22. Семагин В.Н., Зухарь А.В., Куликов М.А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция. — М.: Наука,1988, — 133 с.

23. Солодков А.С. Динамика функций организма инвалидов в процессе реабилитации физическими упражнениями//Адаптивная физическая культура. 2000, № 1-2, с. 26.

24. Федорова И.П. Роль лечебного плавания в реабилитации детей с ДЦП. – М., 2002.

25. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Метод. реком. по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /Под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. -152 с.