Сущность военно-профессиональной компетентности офицера

Сущность военно-профессиональной компетентности офицера

Необходимость формирования и развития профессиональной компетентности военнослужащих определяется требованиями социального заказа по гарантированной защите Отечества, обеспечению военной безопасности, решению задач реформирования Вооруженных Сил.

В процессе расширения политических, социально-экономических связей Казахстана с другими государствами усиливается роль органов Пограничной службы КНБ РК в обеспечении национальной безопасности на государственной границе. Активизация борьбы с преступностью, в том числе трансграничной, происходит в условиях замены военных форм охраны государственной границы на правоохранительные. В связи с этим сегодня существенно возросли требования к профессиональной, психологической подготовке офицеров пограничных подразделений, к их способности осуществлять служебную деятельность в характерных для нее экстремальных условиях. Новые требования к офицерам-пограничникам, реальные результаты их службы свидетельствуют о наличии существенных проблем с их готовностью к профессиональной деятельности, об имеющихся проблемах в их подготовке в высших военных учебных заведениях.

Усиление внимания к вопросам формирования профессионализма офицеров-пограничников обусловлено рядом социально-правовых, научно-организационных, психолого-педагогических и других факторов.

Одним из основных противоречий современного военно-педагогического процесса является несоответствие между требуемым и реальным уровнем подготовки офицерского состава. В ее процессе преимущественно осваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт.

Несмотря на общую тенденцию резкого снижения уровня воинской дисциплины, вала неуставных взаимоотношений, грубого давления офицерского состава на подчиненных вплоть до рукоприкладства и вопреки декларируемой общей тенденции гуманизации и демократизации отношений в воинских коллективах заметна остановка в психологических исследованиях, регресс в публикациях. Значительная часть офицерского состава подразделений и частей ныне характеризуется крайне низким уровнем психологической подготовленности.

Вместе с тем учеными, преимущественно педагогами, правоведами, социологами, процесс совершенствования служебно-боевой деятельности рассматривается в основном через призму кадровых, организационных, правовых, управленческих мероприятий, в определенной степени без внимания к личности как субъекту пограничной деятельности, вне целостным системным психологическим подходам к данному вопросу.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по ...

К сожалению, уровень вузовской психологической подготовки офицеров-командиров и заместителей командиров по воспитательной работе, вряд ли отвечает современным требованиям. Он как бы застыл на школярском изучении некоторых дефиниций в психологических функциях и психических образованиях, что негативно сказывается на всей их работе с личным составом.

С научно-психологических позиций не обоснованы и даже не полностью обозначены функции командира и заместителя по воспитательной работе.

И не случайно в периодической военной печати не раз отмечалось, что многие офицеры став во главе воинских коллективов, неуверенно чувствуют себя, когда им приходится решать социально-психологические проблемы руководства людьми, робко, с оглядкой применяют свои знания на практике.

Таким образом, основными причинами перехода при подготовке военных специалистов к формированию у них военно-профессиональной компетентности следует считать следующие [1].

1. Интенсивные изменения современного общества, высокие темпы его социально-экономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации, что усложняет процесс усвоения профессиональных знаний. Приобретаемые в процессе подготовки военно-профессиональные знания порой устаревают быстрее, чем военнослужащие будут готовы к исполнению функциональных обязанностей.

2. Задачи модернизации военно-профессионального образования, требующие учета запросов личности военнослужащего и потребностей общества в высокопрофессиональных военных специалистах.

3. Повышение значимости активности, самостоятельности, готовности военнослужащих к выполнению служебных обязанностей, умения мобилизовать свой личностный потенциал для успешного решения разнообразных задач воинской деятельности. Необходимо готовить военного профессионала, который не будет ждать инструкций, а с первых дней службы в должности станет успешно исполнять ее, проявляя творчество и разумную инициативу.

Решение задач подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно через формирование у военнослужащих военно-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы и основанной на приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте, готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.

В современном понимании компетенция рассматривается в следующих 2-х аспектах [2]:

— обладающий компетенцией;

— обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Содержание понятия «компетентный» также выражается в 2-х аспектах:

— обладающий компетентностью, правомочный;

3 стр., 1016 слов

Психологические основы профессиональной компетентности

... время, цели и задачи деятельности психолога требуют от него личностной и профессиональной зрелости. В.Н. Каранашев отмечает, что важнейшее качество деятельности психолога- профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки ...

— знающий, сведущий в определённой области.

Из этого следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

Поэтому для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у офицеров сформированной военно-профессиональной компетентности как его способности к успешному решению своих профессиональных задач.

В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».

О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определяется как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений».

Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической компетентности входят следующие компоненты — умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются умения.

Компетентность — это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях.

Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого, институционального, коммуникативного.

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д. Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда.

Содержание военно-профессиональной компетентность определяется целями, задачами и характером воинской деятельности, имеющей ряд специфических особенностей: обусловленность ее целей и задач социальным заказом общества и их правовое закрепление в законах, воинских уставах и приказах; многосторонность задач воинской деятельности и их экстремальный характер; направленность результатов воинского труда на обеспечение национальной безопасности государства и др.

Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры [3].

7 стр., 3110 слов

Анализ психологической деятельности военного инженера

... Способы   Мотивы     Цели деятельности военного инженера заключаются в достижении в достижении высокой ... человеческой деятельности являются игровая, учебная и трудовая. Деятельность авиационных специалистов связана с овладением профессиональным ... командиры и начальники должны обладать глубокими знаниями , прочными и гибкими навыками и умениями работы с людьми Руководящая деятельность ...

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность — это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется развитие конкретного военнослужащего и воинских коллективов, и достигаются результаты воинского труда — боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Различные виды воинской деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. В общем виде алгоритм этого процесса предполагает уяснение целей и задач военной службы, изучение обстановки и принятие решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекция военно-профессиональной деятельности.

В диапазоне профессиональных функций современного офицера-командира наряду с рассматриваемыми традиционно функциями (командной, воспитательной и обучающей) выделяются также востребованные целью чрезвычайной социальной значимости служебной деятельности, функции:

А. Руководства людьми и коллективами, в свою очередь, включающего в себя: планирование и прогнозирование, принятие решений, постановку целей и задач исполнителям, Б. Организации и координации совместной деятельности подчиненных людей и коллективов (подразделений): распорядительство, контроль и санкционирование.

В. Формирование социально-психологического климата воинского коллектива.

Г. Психологическое и социально-психологическое воздействие на подчиненных.

Д. Охрана психического здоровья подчиненных и организация профилактики их психических и соматических заболеваний.

Е. Руководство психологической работой в полку (батальоне) — в плане психологической поддержке тех, кто в ней нуждается, а также психологической помощи, коррекции, основанной на психодиагностике, осуществляемой войсковым психологом.

Работа командира с подчиненными во всей совокупности ее разносторонних функций с необходимостью предполагает, более того, императивно требует от него высокой психологической компетентности.

Психологическая компетентность это совокупность разнообразных глубоких функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений, а также определенных (необходимых и достаточных) личностных качеств, позволяющих осуществлять работу с подчиненными с учетом их индивидуально-психологических особенностей, равно как и с учетом особенностей всех социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, в полку и его подразделениях.

5 стр., 2032 слов

Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

... деятельности человека в условиях ог­раниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психо­логический; общественно-идеологический; производственно-экономичес­кий; анатомо-функциональный. 3. Психологический ... ются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. ... заболевания или травмы функций, либо, если это ... в войнах и военных конфликтах, и ...

Психологическая компетентность современного офицера — одна из коренных составляющих (наряду с командной, тактической, военно-технической) военно-профессиональной компетентности.

При подготовке подразделений в мирное время служебно-профессиональная деятельность командира направляется на поддержание постоянной боевой готовности, на формирование боевых, определенных социально-нравственных и психологических качеств, необходимых воинам для успешного выполнения поставленных служебно(учебно)-боевых задач [4].

Деятельность командира многофункциональна. Согласно книге под ред. генерал-полковника И.Н. Шкадова «Вопросы воспитания и обучения в военно-учебных заведениях», а также книге М.И. Дьяченко, Е.И. Осипенкова, Л.Е. Мерзляка «Психолого-педагогические основы деятельности командира» раскрывается ряд функций офицера (командира) [5]:

Общественно-политическая.

Организационно-управленческая.

Военно-специальная.

Военно-педагогическая.

Административно-хозяйственная.

Разумеется, все эти функции чрезвычайно важны в деятельности командира. Вместе с тем, как показывает жизнь, и перечень функций, и степень их значимости, приоритетности имеют несколько иную, более точную трактовку. В условиях мирного времени в широком диапазоне обязанностей командира, определяющими видами деятельности является организация пограничной службы и управление личным составом, поддержание высокой боевой готовности части (подразделения), укрепление воинской дисциплины и порядка, подготовка воинов к ведению боевых действий при осложнении обстановки на границе и в условиях современной войны. Поэтому от командира требуется, наряду с искусством руководить людьми и коллективами, творческий подход к решению поставленных задач, умение нешаблонно мыслить и т.д.

Все это предопределяет значительную психологическую работу с людьми и коллективами. В то же время в современных условиях перечень функций выглядит психологически обедненным. Требуется, следовательно, иной, более углубленный подход к рассмотрению тех функций командира, которые обусловлены характером его деятельности с людьми и коллективами.

Проведенный анализ деятельности командира подразделения (начальника заставы) показывает так же, что они традиционно ориентированы преимущественно на предметный и методический аспекты работы с подчиненными.

Психологические аспекты и проблемы понимаются, скорее, декларативно. В то время как от них сегодня требуются не только эти знания, но и психологические знания и умения, а также и определенная совокупность качеств, которые с известной долей условности можно сгруппировать в следующие блоки:

1-й — социально-нравственный: гражданственность, гармоничное сочетание социальной и личностной мотивации, социальной ответственности, чувство долга, точности в выполнении обязательностей и других признаков порядочности.

2-й — интеллектуальный: быстрота (оперативность), гибкость, самостоятельность и критичность ума — качеств, тесно сопряженных, прежде всего, с уровнем интеллектуального развития, отражающемся в коэффициенте интеллектуальности. Ибо одной из важных особенностей деятельности командира — переработка массивной, зачастую неопределенной информации, в целях принятия ответственных решений.

3 стр., 1169 слов

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность ...

... | инертность | торможение | темперамент | лабильность Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … . | одаренность+ | способность | гениальность | ... квартире+ êродители верят в самостоятельность ребенка êэмоциональное отвержение êпсихологическая безопасность в кабинет êпривыкли жить в маленькой квартире ~ ...

3-й — организаторско-распорядительский: требовательность, сочетающую с уважительностью и тактичностью к подчиненным, верности слову, распорядительности, эмоционально-волевой устойчивости.

4-й — коммуникативные качества: высокий уровень и реалистичность самооценки, уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства, чувство юмора, оптимальная экстровертивность, высокий уровень контроля в ситуации общения, грамотность, определенность и выразительность речи.

В деятельности командира наибольший удельный вес приходится не на исполнительские действия, а на организацию взаимодействия, установление и поддержание контактов и на вербальное и невербальное воздействие. В совокупности, эти качества определяют имидж руководителя, обеспечивают ему деловое и неформальное лидерство — как главнейшую предпосылку высокой влиятельности, авторитета.

Одним из главных личностных критериев профпригодности командира, высокой прогностичности эффективной деятельности, определяющих уровень действенности всех без исключения функций является мотивационная готовность к деятельности.

Психологического просвещения сегодня явно недостаточно. Уровень психологического развития личности сегодняшнего офицера не позволяет ему легко переориентироваться на принципиально иное восприятие человека (подчиненного) и коллектива (подчиненных) и своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому для обеспечения истинной психологической готовности командира к профессиональной служебной деятельности необходим переход на качественно иной уровень профессионально-психологической подготовки командного состава. Совершенно очевидно, что нужен переход от психологического просветительства к психологической подготовке к служебной деятельности, как к работе, в которой весьма важным является психологический и социально-психологический аспект: психодиагностика, психологическая поддержка, психокоррекция, активизация механизмов психологической защиты личности и т.д. и т.п.

Все приведенные выше психологические и социально-психологические знания и умения, а также личностно-психологические качества командира представляют собой его психологическую компетентность, которая выступает одной из коренных составляющих (компонент) его общей профессиональной компетентности.

Ключевое понятие профессионализма офицера является сложным индивидным психологическим образованием, свойством, которое диалектически связывает личность и деятельность и характеризует эффективность и надежность последней. Критериями его развития являются профессиональные значимые свойства личности, мотивация, самооценка, служебное взаимодействие, способность к саморегуляции.

Негативными психологическими явлениями, имеющими место в деятельности офицеров-пограничников, есть профессиональные деструкции (профессиональные деформации, эмоциональное выгорание), стрессы, тревога, другие. Они обусловлены как самой службой, так и их индивидуальными особенностями (отсутствием опыта поведения в сложных ситуациях, типологией нервной системы, чертами характера и т.д.).

3 стр., 1265 слов

Основные направления деятельности Психологической службы

... процесса. Основные направления деятельности Психологической службы К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся: 3.1.Психологическая диагностика: — изучение индивидуальных психологических особенностей всех ... а также жизненных планов; — систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию. Права педагога-психолога Педагог-психолог имеет право: ...

Более склонны к профессиональным деструкций молодые офицеры.

Таким образом, уровень психологической компетентности является признаком профессионально-психологической подготовленности офицера. Его, следовательно, можно считать важным критерием отбора и подготовки командных кадров.

профессиональный компетентность офицер командир

Литература

1 Критерии и показатели профессиональной компетентности управленческих кадров РВСН // Инф. Сборник РВСН.- М.: ВАРВСН, 2005. — №2.

2 Тарасенко А.В Психологические основы оптимальной управленческой деятельности руководителя. Монография — М.: Изд. «Союз», 2009.

3 Коваленко А.В. Профессионализм субъектов психологической работы Вооруженных Сил Республики Казахстан и направления его развития// Сборник научных статей адъюнктов Военного университета (ДСП).

— М.: ВУ, 2009. — Выпуск 12. — С. 52-72.

4 Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под. Ред. И.Н.Шкадова.- М., 1976. — С. 26.

5 М.И. Дьяченко, Е.Ф. Осипенков, Л.Е. Мерзляк. Психолого-педагогические основы деятельности командира. — М., 1977. — С. 8.

Размещено на