Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях. Первый — биологический, или телесный, уровень протекания компенсаторных процессов. Второй — психологический уровень компенсации — чрезвычайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемыхкопинг-стратегий, т.е. сознательных усилий личности, направленныхна поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Третий уровень компенсаторных процессов — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Высший уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Уровни реализации компенсаторных процессов представлены на рисунке 2.
|
|
|
СОЦИАЛЬНЫЙ | ||
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ||
БИОЛОГИЧЕСКИЙ |
Рисунок 2. Уровни реализации компенсаторных процессов
Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Рисунок 2 позволяет увидеть, что чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот.
Процесс компенсации понимается Л.С. Выготским, не как автоматическое замещение пострадавшей функции, а как следствие ее самостоятельного упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Л.С. Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющимся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем что их выпадение вызывает к жизни новые образования представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект.
Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.
Процессы компенсации у детей в отличие от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой либо из функций. Аномальные же дети проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям специального обучения и воспитания формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.
Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей развития функций у ребенка следует учитывать не только уже сформировавшиеся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления – зону ближайшего развития. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в стадии формирования в результате на разных стадиях развития ребенка сложившиеся механизмы компенсации изменяются и развиваются, прежде всего, под влиянием обучения.
При отклоняющемся развитии сохраняются также принципы протекания нервных процессов, что и в норме. В процессе компенсации используются сохранные анализаторы, корковые замыкательные механизмы и эффекторные органы. В результате неорганизации функций образуются новые межфункциональные связи и отношения.
Перестройка функций при разных формах аномального развития ребенка обнаруживается прежде всего в изменении сигнальных систем обеспечивающих передачу внешних воздействий в кору головного мозга, и реализацию систем обратных связей, с помощью которых оцениваются, контролируются и регулируются движения. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам. Взаимодействие сохранных анализаторов при перестройке функций позволяет в зависимости от условий и содержания деятельности, выполнять одну и ту же работу разными способами. Одни виды сигнализации могут быть заменены другими. При сформировавшихся способах компенсации используются вариантные приемы действий с помощью сигналов поступающих со слухового, кожного, двигательного, зрительного и других анализаторов.
Л.С. Выготский выделил несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:
1) реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности;
2) фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой;
3) бегство в болезнь — т.е. ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе.
Виды копинг-стратегий.
Впервые термин копинг стратегия появился в 1962 году. Термин «копинг-стратегия» был впервые применен Л. Мэрфи при изучении детских кризисов развития. Спустя несколько лет Р. Лазарус в 1966 году в книге «PsychologicalStressandCopingProcess» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») описал копинг как стратегию совладания с тревогой и стрессом.
Название «копинг» происходит от английского глагола tocope. В переводе «копинг стратегия» – стратегия, чтобы справиться, так как «cope» перводится как «справиться».
Копинг-стратегия определяется как совокупность различных поведенческих стратегий, моделей, направленных на преодоление требовательности, чрезмерной планки жизненных запросов, потребностей, при мысли о которых человек испытывает стресс, тревогу.Копинг – это применение разных поведенческих, психологических, познавательных и эмоциональных стратегий для избавления от нервной перегрузки.
Методика копинг-стратегии зависит от конкретной проблемы, самочувствия человека. В настоящее время методики копинга очень разнообразны и объединяют несколько видов копинг-стратегий. Для того, чтобы подобрать правильную копинг-стратегию, необходимо знать реакцию человека на стресс. Исходя из этой реакции, будет определена копинг стратегия.
Выделяют 8 видов копинг стратегий:
1. Копинг-стратегия «конфронтация» – ожесточенное противостояние между человеком и сложившейся ситуацией. Копинг-стратегия «конфронтация» применяется человеком как агрессивный ответ определённым жизненным обстоятельствам. В рамках данной копинг-стратегии человек воспринимает ситуацию враждебно и отвечает адекватно ее враждебности. У копинг стратегии «конфронтация»есть свои преимущества и недостатки. Ее применение допустимо в случае наличия конкретной угрозы. Первый недостаток копинг-стратегии «конфронтация»– усугубление проблемы в случае,если угроза является ложной. Второй недостаток – частая необходимость идти на сделку с совестью и нарушать закон.
2. Копинг-стратегия «самоконтроль» –подавление эмоциональных чувств человеком. Копинг-стратегия «самоконтроль» применяется для того, чтобы перейти к разумным действиям. Даннуюкопинг-стратегию используют при форс-мажорных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах. Помимо очевидных плюсов имеет и минусы – чтобы справиться с противником, который блефует, копинг-стратегия «самоконтроль» не подходит.
3. Копинг-стратегия «поиск поддержки» –стремление человека обратиться за помощью к близким, единомышленникам. Копинг-стратегия «поиск поддержки» используется во время утраты близкого, личного горя, несчастья, она позволяет избавиться от одиночества в трудную минуту. Недостатком данной копинг-стратегии является то, что применение этой стратегии должно быть оправданным. Неоправданное применение копинг-стратегии «поиск поддержки»может создать отрицательное мнение о человеке, злоупотребляющим этой стратегией.
4. Копинг-стратегия «побег» – уход от проблем. Ответственность за поступки в рамках этой копинг-стратегии переносится на чужие плечи. Как правило, такая стратегия не приносит положительных результатов.
5. Копинг-стратегия «планирование» –выработка точного плана выхода из сложившейся ситуации. Применение копинг-стратегии «планирование» уместно, если нарастает опасность. Недостатком применения данной копинг-стратегии является ее использование в случаях, когда угроза несопоставима с возможностями по ее ликвидации. Тогда подойдет копинг-стратегия «побег».
6. Копинг-стратегия «позитивная переоценка» – стремление увидеть в любой ситуации свои плюсы.положительные стороны. Копинг-стратегию «позитивная переоценка» используют там, где от человека мало что зависит. В то же время, эта копинг-стратегия неэффективна, если потерять концентрацию в нужный момент.
7. Копинг-стратегия «принятие ответственности» – принятие своих ошибок как данность. Копинг-стратегия «принятие ответственности» применяется волевыми и сильными людьми. Ее недостатком является то, что любой человек не всесилен и порой ему неподвластно взять на себя слишком большую ответственность.
8. Копинг-стратегия «откладывание ответственности» – решение проблемы на расстоянии. Копинг-стратегию «откладывание ответственности» ещё называют стратегией дистанцирования от проблемы. Она применяется, когда человек имеет дело с разъяренным противником. Недостатком использования данной копинг-стратегии является усугубление проблемы, если необходимо моментально решение.
Дополнительная литература
1. Богданова Т. Г.Сурдопсихология. М., 2002.
2. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов.М., 1995.
3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления.М., 1987.
4. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
5. Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997.
6. ЛитвакА. Г. Теоретические проблемы тифлопсихологии. Л., 1974.
7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
8. Мамайчук. И. И.Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000.
9. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.СПб.,2000.
11. Реннер К. Основы реабилитации.М., 1980.
12. Солнцев Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
13. Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. Киев, 1976.