Деловые коммуникации_Т2

Тема 2. Социально-психологическиеособенности восприятия и понимания делового партнера

1.Механизмы восприятия и понимания делового партнера

2.Фильтры восприятия. Основные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинетический)

3.Барьеры восприятия и понимания

Механизмы восприятия и понимания делового партнера

Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое — особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того чтобы понять человека, нужно этого хотеть: хотеть понять о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.

Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие и понимание в общении были ясными, легкими, наполненными. Это отношения с любимыми, с близкими друзьями — все здесь происходит само собой, без труда и раздумий. В таких ситуациях нет очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-тоне так и т.д.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатияи рефлексия.

Идентификация (от лат. тождественность) отражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека являетсяуподобление ему себя. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия (от греч. сопереживание) — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется

именно в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

8 стр., 3635 слов

Восприятие и понимание людьми друг друга

... личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности - важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно ...

Термин «эмпатия» был введен Э. Титченером, который говорил: «Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. <…> Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме».

Но взглянуть на вещи с чьей-тоточки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя скем-то,это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсемпо-иному.И тот и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии (от лат. — обращение назад).

Это осознание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом, умение посмотреть на себя со стороны глазами другого.

Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. Но необходимо еще ответить на вопрос, как мы понимаем их действия. И не только потому, что, как говорил И. В. Гете, человек лучше виден через свои поступки («Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»), но и потому, что адекватное понимание действий человека может, в конечном счете, привести к успеху взаимодействия с ним.

К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня или ему что-тоот вас нужно? А может быть у него просто хорошее настроение?

Вы рассказываете о своих проблемах другу, а он вдруг посередине разговора извиняется и просит отложить разговор на завтра. Почему? У него какое-тосрочное дело именно сейчас или вы ему просто надоели со своими проблемами?

Для каждого из нас от понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания не могли не заинтересовать психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и

результатов каузальной атрибуции («приписывания причин») поведения.

Как на практике человек объясняет поведение других?

Например, человек опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта; другой предполагает, что опоздание — результат легкомыслия того, кто опаздывает, третий начинает сомневаться, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи; а четвертый считает, что их специально заставляют ждать. Таким образом, у каждого свои представления о причине опоздания. Первый видит ее в обстоятельствах; второй — в особенности личности опаздывающего; третий видит причину в себе; а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно поразному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели поразному проводят атрибуцию.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... приобретает умение правильно толковать мыслительное поведение, чтобы избежать ошибок в понимании того или иного поступка человека. Далее, поведение  человека может классифицироваться таким образом: поведение сознательное и поведение неосознанное. Когда мы обдумываем проблемы ...

Когда происходит каузальная атрибуция? Необходимость в ней появляется в тех случаях, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. Тогда люди прибегают к каузальной атрибуции своего или чужого поведения и пытаются таким образом оказать влияние на дальнейшие события. Причем, чем большие затруднения встречаются нам при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин этих затруднений.

Можно ли предвидеть поведение партнера? Слова «я от него этого не ожидал», к сожалению, нередко можно услышать в общении. Обычно их произносят с недоумением и обидой. Но если спросить «непредсказуемого», почему он так поступил, с его точки зрения все окажется логичным и упорядоченным. Способность взглянуть на события глазами другого человека называется децентрацией.

Децентрация — это «механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование собственных образов, понятий и представлений путем принятия в расчет возможных точек зрения других людей».

«Стать другим» на время удается не всем. Неумение встать на позицию другого человека может привести к непониманию и конфликтам.

В своей книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» Р. Фишер и Г. Юри приводят в качестве примера отношения хозяйки и квартиросъемщика. Хозяйка считает, что студент должен ценить ее отношение к нему: она берет небольшую плату за комнату, не

вмешивается в его дела. Студентом она недовольна: по вечерам у него гремит музыка, о квартплате приходится напоминать. Студент же полагает, что он платит больше, чем следовало бы, и в срок, что он — хороший постоялец, так как по вечерам всегда дома, а хозяйка — сухая и черствая женщина, поскольку никогда ни о чем не спрашивает. Решение хозяйки отказать студенту в квартире он воспринимает с удивлением и возмущением. Она же удивляется отсутствию слов благодарности за хорошее отношение.

Можно сделать вывод: чтобы предвидеть поведение партнера, нужно взглянуть на ситуацию его глазами. Когда поведение партнера не удается предвидеть, мы терзаемся вопросом: «Почему он так поступил?». При этом мы склонны принимать свои страхи и опасения за намерения другой стороны.

Ошибки в прогнозировании поведения партнера чаще всего бывают вызваны следующими причинами.

1.Мы недостаточно знаем партнера и судим о его характере па основе одного значимого поступка или выстраиваем его образ, представляя лишь отдельные черты.

2.Поведение человека отличается от поведения стереотипа в силу его индивидуальных особенностей, а мы не учли этого.

3.Мы недостаточно знаем ситуацию, в которой оказался партнер.

4.Мы рассуждаем по схеме: «Я бы на его месте поступил так», вместо того, чтобы представить, как поступит в этой ситуации он.

3 стр., 1248 слов

Плохое поведение — информация к размышлению

Плохое поведение — информация к размышлению. Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто ... применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет ...

Опираясь на знание особенностей и механизмов восприятия людьми друг друга, можно дать некоторые рекомендации.

1.Развивать наблюдательность, обращать внимание на все особенности внешнего облика и психологического склада человека (чтобы не получилось потом: «А я и не заметил»).

2.Стремиться получить о человеке полную информацию (чтобы не домысливать).

3.Давать по возможности полную информацию о себе (чтобы не было слухов).

4.Говорить с партнером на его языке (учитывать приоритетный канал восприятия).

5.Беседовать с партнерами в удобном месте, в спокойной обстановке.

6.Не поддаваться влиянию предварительной информации о партнере.

7.Пояснять свои действия (чтобы не было претензий и разочарований).

8.Объективно оценивать партнера и делать выводы беспристрастно.

Фильтры восприятия

Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое…

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать.

Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать «ненужных» людей, и, заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-тоотказываться, чтобы не перегружаться.Кто-точитает «Известия»,кто-тодетектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее. Есть люди, которые находят хорошую работу, друзей и замечательную жену (мужа), и это также связано с тем, что они ищут, а что отсеивают. Есть люди, которые постоянно думают о проблемах, о том, что плохо в этом мире, и они тоже находят это. Мир достаточно велик, и в нем есть все. Нужно только немного направить самого себя, и вы найдете то, что ищете.

«Если вы пойдете по миру в поисках проблем – найдете проблемы!

Если пойдете в поисках мастерства – найдете мастерство!»

Что ищешь, то и находишь. Скажите, как можно найти то, чего не замечаешь? Наша голова – весьма полезный и чуткий инструмент, она делает именно то, что вы ей приказываете (не что хотите, а что приказываете).

И она совершенно честно ищет то, что вы ей предлагаете найти.

Пример – телевизионное вещание: 5-7каналов почти по 16 часов в сутки. Кто что смотрит? Одни смотрят исключительно сериалы, другие предпочитают новости, третьи вообще смотрят все подряд, кроме детских передач. Есть еще категория людей, которая телевизор не смотрит, но это та же самая история. Это ведь тоже выделениечего-то.

5 стр., 2317 слов

Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации ...

... информации и средств обучения, также особенностей восприятия аудиовизуальной информации. 1. Информация. Особенности восприятия информации Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир ... возникает ассоциация ощущений, что ведет ... восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней ...

Или отсечение, если хотите. И здесь нет речи о том, что более правильно выделять, а что менее правильно, ведь это личное дело каждого – замечать что-тоили нет! Здесь речь идет о том, что мы все времячего-тоне замечаем. А может, иногда стоит обратить на это внимание? И наоборот, возможно, мы слишком много думаем очем-то.А нужно ли нам посвящать этим мыслям так много времени? И также это совершенно непосредственно касается общения. Люди отбрасывают то, что им не подходит, и берут то, что прошло через их фильтры.

Вот о том, как устроено общение, и кто из чего что берет, и как сделать, чтобы все нужное к вам попало, и пойдет рассказ дальше.

Каналы восприятия

Давайте рассмотрим, как мы воспринимаем мир. Какого рода информация поступает к нам. Всю совокупность поступающей к нам информации можно разделить на два источника: внешний мир и внутренний мир. Информация из внешнего мира – это информация, которая приходит к нам непосредственно из органов восприятия, т.е. зрения, слуха, осязания и т.д. Информация из внутреннего мира – это то, что мы представить внутренним взором, слухом или осязанием.

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства.

Визуальный (В).

То, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальный (А).

То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетический (К).

(От «кинес” – «движение”, по-гречески).То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус.

То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на три части:

Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание;

Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло;

Метаощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.

Метаощущения обычно расположены в районе груди и иногда

захватывают шею и голову.

Если мы объединим все вместе, то получится:

Зрение (визуальная система).

Слух (аудиальная система)

Вкус.

Запах.

Кожная чувствительность (тактильные ощущения).

Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло.

Метаощущения – оценочные ощущения.

Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности.

8 стр., 3785 слов

1. Психологические барьеры в общении

... барьеры: - «барьер» несовпадения установок; - «барьер» сужения функции общения; - «барьер» негативной установки; - «барьер» прошлого негативного опыта общения, в результате собственных неудач; - «барьер» боязни ошибки; - «барьер» подражания; - «барьер» отсутствия контакта. Под барьерами общения ... [1]. Существуют так называемые психологические барьеры общения, когда «недостаточная рефлексия и низкая ...

Например, самая скоростная – визуальная.

Аудиальная несколько менее быстрая. А кинестетическая самая медленная.

Для того чтобы было понятней, проведем такое очень простое упражнение. Просто посмотрите вокруг. Что вы видите прямо сейчас там, куда смотрите? Экран монитора, свои руки, может птицу за окном? Послушайте звуки, которые вы слышите прямо сейчас. Это может быть тиканье часов, шум от компьютера, звуки за окном и др. Почувствуйте, как вы ощущаете прикосновение одежды к вашей коже или то, какая сейчас температура в комнате. Просто сами ощущения, без попытки назвать или трактовать их. Съешьте конфету и во время еды ощутите ее вкус. Тоже, не надо называть его. Просто ощутите.

Все это была информация из внешнего мира. Теперь осознаем информацию из внутреннего мира. Здесь есть два способа: либо что-товспомнить, либочто-топредставить. Здесь так же, информация либо сама приходит к вам, либо вы ее создаете. Вспомните, как выглядит ваша машина, если она у вас есть. Если ее у вас нет, то представьте, какую машину вы бы хотели иметь. Когда вы это делаете, вы как бы видите внутренним взоромкакую-токартинку или фильм. При этом то, на что сейчас смотрят ваши глаза, вы можете не замечать. Это бывает, когда человек очем-тозадумается. Он как бы погружается в свой внутренний мир и не замечает, что происходит вокруг.

Скажите про себя «Мама мыла раму». Фактически звуков во внешнем мире не было, однако про себя вы их слышали. Возможно, вы можете вспомнить, как какие-тоголоса приходили в вашу голову. Размышление очем-тоне вслух, создает внутренний диалог или монолог. Мелодия, засевшая в вашей голове. Это все примеры звуковой информации из внутреннего мира. Точно также вы можете вспомнить для себя вкус мандарина, или прикосновение любимого человека, или запах розы. Ни мандарина, ни розы сейчас, вероятно, при вас нет, но ощущение есть, и оно создано вами в вашем внутреннем мире.

Итак, есть два источника информации: внутренний мир и внешний мир. Любая информация для человека, как из внешнего, так и из внутреннего мира, может быть следующих видов:

1.Зрительная: то, что я вижу или представляю зрительно

2.Слуховая: то, что я слышу или представляю, как звук или слова

3.Кинестетическая (ощущения тела, запахи, вкусы): то, что я сейчас чувствую или ощущаю.

Эти виды информации свойственны человеку. Через них он осознает мир. Однако если взять, например, перелетных птиц, то, говорят, что у них есть еще ощущение магнитного поля земли. Как они его ощущают, мы не можем знать, т.к. у нас этого канала информации нет. Т.е. каждое существо получает информацию из мира по каким-токаналам. У человека они одни, у других животных могут быть похожие или другие. Интересно, например, как амеба ощущает пищу. В любом случае, входящая информациякак-тоощущается в субъективном опыте.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... психологи уделяют также анализу вербальных и невербальных признаков, на которые ориентируется человек, считающий, что партнер по общению выдает ложную или социально желательную информацию. Большое количество публикаций в ... 26 Введение. Актуальность: Представьте себе мир, в котором бы все люди говорили правду и были бы откровенны друг с другом. Такой мир не мог бы вообще существовать. ...

Вернемся к каналам человека. Конечно же, все каналы информации в текущий момент передают информацию. Все каналы одновременно передают нам информацию. Например, вы видите текст на дисплее, слышите шум машин за окном, говорите про себя о чем-то,ощущаете тяжесть в желудке, и т.д. Мы можете вспоминать события вчерашнего дня и при этом видеть на своем внутреннем экране людей, слышать их голоса и ощущать свое, например, негодование по этому поводу.

Другое дело, что не все каналы на данный момент осознаются, и не вся информация в канале сознается. Например, вы смотрите телевизор, но при этом не замечаете, как ощущения в своей правой руке или запаха табака или то, что при этом вы про себя комментируете события на экране. Человек не может одновременно все воспринимать.

То, что попадет в сознание, а что нет, определяют фильтры восприятия ивнимание.

Итак, графически каналы информации можно представить так:

Рассмотрим с этой позиции основные виды опыта человека:

1)Воображение и творчество: создание во внутреннем мире новых образов во всех каналах.

2)Память: воссоздание во внутреннем мире запомненной из внешнего мира информации из всех каналов.

3)Боль, наслаждение и другие ощущения тела: кинестетический канал внешнего мира.

4)Чувства и эмоции: кинестетический канал внешнего мира.

5)Интуиция: кинестетический канал внутреннего и внешнего мира.

6)Размышления: аудиальный и визуальный каналы внутреннего

мира.

Вся отфильтрованная информация в итоге попадает в наше сознание, где мы ее и воспринимаем. Это создает наш опыт и осознание жизни в текущий момент времени.

Барьеры восприятия и понимания

«Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними»

Ли Якокка «Осуждают то, чего не понимают»

Квинтилиан

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это

иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых,по-другому,во-вторых,по-своему.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... должна принадлежать общению и взаимодействию людей. Кроме субъект - субъектного подхода к изучению природы общения, который еще в психологической литературе называют диалогическим (партнер по общению остается ... 2 Особенности делового общения заключаются в том, что — партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; — общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание ...

Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

Укаждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют

преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);

отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

Деловые коммуникации_Т2 — Стр 2

характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и, если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.

Барьеры восприятия и понимания.

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что насчто-токоробит.

14 стр., 6517 слов

Барьеры общения и методы их преодоления

... коммуникативную (общение как обмен информацией), перцептивную (общение как восприятие людьми друг друга) и интерактивную (общение как взаимодействие), можно также выделить различные виды барьеров. 2. Коммуникативные барьеры в общении В ... же слова, соответственно одно послание может по-разному пониматься разными людьми. Когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) ...

Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, — серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.

Коммуникативные барьеры.

Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.

Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации).

Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.

Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см. Вербальные средства коммуникации).

Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.

Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:

прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, попробуйте войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами; стоит сказать человеку «Понимаю Вас» — и появляется возможность конструктивно повести разговор;

сочувственное отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;

напряженную обстановку можно разрядить и шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;

прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись накакой-нибудьмелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.

Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие

без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.

Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.

Как преодолеть барьеры в общении?

Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.

Наши типичные ошибки:

неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может

быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех,

в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое коммуникативные барьеры?

2.Назовите основные характеристики логического барьера и пути их преодоления.

3.Назовите основные характеристики барьера восприятия и понимания и пути его преодоления.

4.Назовите основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления.

5.Назовите основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления.

6.Назовите основные характеристики барьера взаимодействия и пути его преодоления.

Задание 1

Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:

Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?

Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?

Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?

Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?

Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?

Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?

Задание 2

Расскажите о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсудите.

Задание 3

Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.

Задание 4

Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к

сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуледа, но… .

Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Задание 5

Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.

Задание 6

Работа над правильностью речи.

1.Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

2.Устраните многословие в выражениях: каждая минута

времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые

познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

3.Объясните значения слов-паронимови придумайте обороты со словами:сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4.Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

Задание 7

Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:

1)каталог, квартал, красивее, аристократия;

2)товарищеская ответственность, задолго, партнер;

3)осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;

4)упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;

5)оптовые цены, валовой доход, перспектива;

6)безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;

7)хозяева, мельком, тяжба, тесно;

8)звонит, загнутый, намерение, ходатай;

9)ходатайствовать, осведомиться, кладовая;

10)языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;

11)одновременный, углубить, опошлить, нормировать;

12)ножницы, прочитанный, светло, некоторые;

13)намереваться, принять, в голову;

14)формировать, хаос, прибывший, давнишний;

15)истекший, бытие, дебаты, фарватер;

16)тест, темп, диспансер, демагогия;

17)тенденция, претензия, претендент, декольте;

18)компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).

Задание 8

1. Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глаголхотеть – в настоящем времени.

2. Как правильно: так многоили столько много, очки надетьили одеть, осмеятьили обсмеять?

3.Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем.

4.Просклоняйте существительные: выборы, средства.

5.Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта, сколько

рублей.

6.Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле.

Задание 9

Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

1.Встреча прошла с большим интересом.

2.Я заметил характерную ему ошибку.

3.Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

4.Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

5.На встрече присутствовал и представитель с завода.

6.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния

дел.

7.Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8.Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9.На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10.Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12.Я понял, какой намек мне дали.

13.У нас самая дешевая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать обстановку.

15.Николай ждал меня на коридоре.

16.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.

17.Все это сказывается на работу.

18.Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание 10

Объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни, играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.

Задание 11. «Брачные объявления»

Каждый участник получает карточку с названием какого-топредмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления – «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера, интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить свою пару.