АВАНСЦЕНА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Ассоциативный ряд – способность возникшей ассоциации вызвать другую. Когда одна ассоциация служит толчком для возникновения второй, вторая – третьей, третья – четвёртой и т. д., и в нашем сознании возникает то, что мы называем ассоциативным рядом.

Гармоничность, чёткость и лаконичность композиции зависит так же от соотношения в ней блоков, эпизодов и единиц сценической информации, как мер членения сценария. Выстраиванием этого отношения занимается такая наука как архитектоника сценария.

БЭС даёт следующее определение архитектоники:

Архитектоника– это строительное искусство. Это построение литературного произведения, как единого целого, а так же взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов.

О. И. Марков в своей работе «Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба» пишет, что архитектоника – это соотношение между главными и подчинёнными элементами сценария, связь между его отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов. Архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Иначе говоря, архитектоника это замер времени, посекундно, которое длиться любая часть сценарии от текста, ведущего до его проходки к микрофону, а так же номера исполнителя и т.д.

Акцент– это выделение какого-либо компонента. Акцентировать значит художественными средствами приковывать внимание зрителя к выделяемому объекту. Акцент – это художественно смысловой удар, это выразительное подчёркивание.

Акустика – изучает звуковые явления (греческоеacustikos– относящийся к слушанию).

Музыкальная акустика изучает природу музыкального звучания, а также музыкальные системы и строи. Под акустикой подразумевают также характер и качество слышимости в каком-либо помещении.

Аксессуар – мелкий предмет, деталь сценической обстановки, принадлежность чего-либо, сопутствующая чему-либо. В искусстве второстепенные детали изображения. В театре предметы бутафории или реквизита. Аксессуары туалета – предметы, дополняющие костюм.

Арлекин – мягкий занавес, подвешен на сцене сразу за порталом вверху, во всю его ширину – перед основным, антрактовым занавесом.

12 стр., 5932 слов

Глава II. Особенность конфликта в сценарии культурно–досуговых

... Объект исследования – конфликт, как основной элемент построения сценария культурно–досуговых программы Предмет исследования – конфликт в сценарии, как особенность композиционного построения культурно–досуговых программ ... В конфликте раскрывается характер, сущность персонажей. Это сложный драматургический организм, в основе которого всегда лежит борьба, столкновение интересов (“я хочу” персонажей). ...

Блок сценария– совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

Бутафория – это поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.

Бутафорский цех изготавливает фрагменты декораций – лепные и фигурные металлические украшения. Скульптуру, «резьбу по дереву», а также детали костюмов – пояса, пряжки, шляпы, веера и т. д.

Удалённость сцены от зрителя и специально поставленный свет позволяют бутафорам достигать впечатления реальности подчас очень простыми средствами: из жести делается «хрустальная» посуда; из папье-маше – «мрамор» и т. д. Бутафория выступает в театре как художественно – выразительное средство.

Групповая беседа– организованный диалог, коллективное обсуждение какого-либо вопроса; форма изучения аудитории, её интересов, знаний, культурного уровня.

Гагин определяет драматургию так: драматургия– есть продуманная специально выстроенная и организованная структура. Композиция какого-либо материала. Отсюда сложившиеся понятии в самых различных сферах творческой жизни – драматургия урока, доклада и т.д.

Дискуссия– это публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств достижения общей цели. В настоящее время дискуссионные программы востребованы на ТВ: разнообразные ток-шоу диск-го или диспутивного характера. Такое определение дискуссии дают Фоменко Н.К. и Туев В. В. в своей разработке учебно-методической классификации дискуссионных форм речевой коммуникации. Они же определяютзадачи организатора коммуникативного процесса:организатор дискуссии должен организовать глубокое, всестороннее коллективное обсуждение проблемы, расширить объём знаний участников дискуссии по обсуждаемому вопросу, а также стимулировать процесс коммуникации.

Тематическая дискуссия- публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств общей цели.

Дискуссионная программапредставляет собой определённый вид спора. Надо сказать, сто спор первичен, чем дискуссия, поэтому стоит рассмотреть это понятие.

Спор– это всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждый отстаивает свою правоту.Существует несколько классификаций спора:

  • По цели;
  • Приёмы и средства достижения цели
  • Количество участников
  • Форма проведения (диспут, дискуссия)

Теоретики приводят следующую классификацию спора по цели:

  • Аподиктический – поиск истины, опираясь на логику
  • Эвристический – убеждение противника, в чем либо.
  • Софистический – одержание победы над противником, поиски истины противника не существует.

Чаще всего дискуссию отождествляют с диспутом. Но Юрский на наш взгляд в своей работе «Методика организационной работы» хорошо разводит эти 2 понятия.

10 стр., 4649 слов

1. Цели освоения дисциплины 7

... приема концентрации и удержания внимания аудитории. Практическое занятие № 8-9. Виды спора, правила ведения спора, подготовка и проведения публичной дискуссии на заданную тему. 6.2. Самостоятельная работа ... материала; - самоанализ речевой деятельности; - исследование различных видов СМИ с целью установления перспектив развития неориторики и риторики массовых коммуникаций. 7. Учебно-методическое и ...

Диспут – это спор, борьба противник, проблемы;Диспут– это еще и борьба за слушателей. Он взаимоисключает примирения. Применяются любые приемы для достижения победы.

Н.К. Фоменко и В.В. Туев в своей классификации дискуссионных форм речевой коммуникации определяют диспут как публичный спор антагонистов, концепции которых взаимно исключают друг друга.Задачи организатора диспутатрактуются авторами так: разрешить конфликтную ситуацию и утвердить истину посредством публичного спора; организатор диспута должен учить аудиторию отстаивать свои взгляды, а так же искусству убеждать, развивать индивидуальную культуру мышления и полемики.

Досуг – это свободное время человека, деятельность человека в свободное время.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуютдве формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

  1. Самообразование
  2. Общественная деятельность
  3. потребление культурных ценностей
  4. Занятие спортом
  5. Туризм и путешествия
  6. Развлечения
  7. Общение с людьми
  8. Общение с природой
  9. Пассивный отдых
  10. Антисоциальные виды досуга

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Дебют – первое публичное выступление артиста на театральной сцене или концертной эстраде.

Единицы сценической информации– любые элементы театрализованных представлений и праздников подвергающих зрителя чувственному и психологическому воздействию.

Жанр – ( от фр.Genre– род, вид) понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства. В любом жанре раскрывается некоторая общность содержания (особый характер жизненных связей и отношений), направленности, отбора жизненных явлений и их художественного воплощения, идейно – эстетических оценок, особенностей эмоционального воздействия. Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков.

Зрелище – это случай, событие, происшествие, видимое глазами. Все, что мы рассматриваем, на что глядим внимательно. (В. Даль).

С.И. Ожегов. Зрелище– театральные или театрализованные представления, спортивные выступления.

Зрелищность– совокупность динамических эффектов и приемов вовлечения зрителей в действие с заранее рассчитанным результатом.

23 стр., 11371 слов

25.Профессиональная ориентация: понятие, цель, виды. Профессиональное ...

... психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности. Сложились следующие формы профориентационной работы: профессиональное обучение ... комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Применительно к трудовой деятельности потребность – это ...

Искусство– это творческое отражение, воспроизведение реальной действительности в образно-художественных формах.

Игра– вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (БСЭ).

Игра– своеобразный документальный спектакль. Событие – реальное, жизненное здесь только предполагается, для зрителей оно выступает как художественный образ, для знатоков, как реальное событие в их жизни (В.Я. Ворошилов).

Играть – забавляться, шутить, резвиться, тешиться, неотъемлемое свойство игры – это удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в ней.

Имитация – (от латинского -imitation– подражание), приём музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его.

Интерпретация – истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения ( от латинскогоinterpretation– разъяснение, истолкование).

В отличие от других видов искусства музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста. Естественно, чем шире его кругозор, общая культура, чем глубже, основательнее профессиональная подготовка, тем более значительной и впечатляющей будет интерпретация. «Исполнение – второе творение».

Интермедия – музыка или сценическая пьеса, исполняемая между двумя частями или эпизодами произведения (латинскоеintermedia– находящаяся посередине).

ВXVII–XVIIIвв. интермедиями назывались небольшие комические оперы, исполнявшиеся в антрактах спектакля. Интермедией называется также промежуточный эпизод между проведениями темы в фуге.

Характер интермедии в драматургии – противопоставление двух разных точек зрения, по сути, спор. Интермедия (сценка – спор) не может быть удачной без юмора, без заострённой характеристики ведущих диалог или спорящих.

Идея – это активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения (улучшения) в общественную жизнь, то, ради чего написано произведение. То есть, ради чего и во имя чего режиссёр будет ставить данное произведение.

Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Культура– это совокупность производственных и духовных достижений людей, возделывание, выращивание какого-либо животного растения, высокий уровень развития чего-либо.

КДП– это результат традиционной, своеобразной продукции созданной на основе сценарного замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. (Учебник КДД Жарков и Чижиков).

Культурно-досуговая программа– это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:

12 стр., 5896 слов

Рабочая программа дисциплины 40

... кафедры психологии образования протокол заседания от____________№________ Ростов-на-Дону, 2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения ... оптимизации профессионального пространства. Практическая деятельность: - умение разрабатывать психолого-педагогические программы, развивающие профессиональное мышление, профессиональный и личностный потенциал педагога; - ...

  1. Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
  2. Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
  3. Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
  4. Фольклорная программа (обрядовые праздники)

Культурно-досуговая программанесет в себецельюколлективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа).

Конкурсно-досуговые программыпользуются популярностью у населения всех возрастов.Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме.Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников.Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.

Конкурс – это познавательная форма отдыха, позволяющая выявить лидеров или лидирующих участников, какой-либо области знаний или общественной полезной деятельности. Триодин В. Е.

Конкурс – (от лат.) стечение, столкновение.Конкурс- это соревнование, имеющие целью выявить лучшего из числа участников.

Следует отметить конкурсы по типу:

1.ипровизационные 2.интеллектуальные 3.спортивные 4.фольклорные 5.музыкальные

6. игровые

по способу коммуникации: межличностные и командные.

Концерт(от лат, – состязаюсь).Словарь Брокгауза и Ефрона расшифровывает концерт как:

Концерт – публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений, вокальных или инструментальных, исходя из содержания из содержания программы концерт получает название (симфонический, духовный и т. д.).

Так же хочется заметить, что в 1959 год. Малая советская энциклопедия добавляет к определению Брокгауза и Эфрона фразу: “… литературных, хореографических, а также сценических (вне театрального представления) произведений”.

3 издание Бол.Сов.Э: “ Концерт – это публичное выступление артистов по определенной заранее составленной программе. Виды концертов: музыкальные (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и т. д.); литературный (художественное чтение); эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы,пародии, цирковые номера и т. д.)”.

Технологию создания и особенности построения композиции исследованы в работах: Чечётина, Старшинова, Рубба, Маркова и других.

7 стр., 3285 слов

Можаев. Особенности российского сценария

... Потемкин» он выразил в совершенной полноте и чистоте пластический пространственный образ. Разбирая композицию своего фильма, Эйзенштейн говорит, что главным действующим лицом являются не герои, но ... понимать возможности, язык кино, уметь мыслить кинообразами уже на стадии продумывания сценария. Потому что сценарий — это словесный прообраз будущего фильма, его идейная первооснова. И все-такидаже на ...

Композиция(от лат.) – составление, связывание. Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Композиция– важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг с другом по отношению к целому.

Эльмар Старшинов рассматривает композицию как процесс, то есть:

Композиция– это связь и последовательность событий во времени и пространстве. Композиция – это процесс в результате, которого создаётся взаимосвязь компонентов в единое целое.

Конферансье — (от фр. лектор, докладчик), человек, непосредственно докладывающий публике о номерах, артистах и. д. Далекими предшественниками наших конферансье являются распорядители народного балагана: зазывалы, балконные и подкачельные комики — острословы и смелые сатирики. Успех конферанса, как и любого другого разговорного жанра эстрады, зависит от того, какие проблемы легли в его основу, насколько он по своему содержанию и форме созвучен с требованиями времени. Роль конферансье усложнена тем, что он должен в течение концерта затронуть множество самых различных вопросов. Здесь важно находить верное соотношение, между главными и второстепенными темами. Одно из обязательных качеств конферансье — умение импровизировать, т. е. остроумно реагировать на все реплики публики. Конферансье должен объединять разрозненные, разнохарактерные номера программы в одно целое, заботиться о соблюдении ритма концерта и восстанавливать после пауз. Конферансье представитель артистов перед зрительным залом.

В свою очередь отмечаем, что ведущий (в переводе с др. русского – знание) – вещун – оратор, выступал на народных собраниях; человек, ведущий за собой, лидер; (С.И. Ожегов) человек, который проводит радио-, телепередачи, вечера, встречи.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета. Это столкновение идей, желаний, мнений, характеров, мировоззрений, столкновение противоборствующих сил.

Композиция – от латинского (складывать, строить).

Это способ группировки материала, составляющего ткань произведения. Относится ко всем родам и видам искусства, в том числе и в драме. Композиция строится по законам драматургии.

Понятие «композиция» означает, обусловленное содержанием, характером и назначением, построение художественного произведения, которое во многом определяет его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Композиция обеспечивает нарастание темпо – ритма представления и его эмоционального воздействия на зрителя.

Каркас – это анализ «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий, круг которых ограничен раками сформулированной проблемы. Поскольку инструментом создания каркаса является ракурс (начальная точка движения художественного мышления автора), а «сырье» – «факты жизни» и «факты искусства», постольку каркас строиться по законам художественной логики.

6 стр., 2962 слов

Трансакционный анализ. Сценарии игр

... и к когнитивному. С точки зрения современного транзактного анализа, развитие жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Берна являются только и уже ... анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате; - анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют. 1.1. Структурный анализ. Структурный анализ является ...

Сбор и анализ документального материала формирует и позицию сценариста к определенному событию.

Лекция– квалификационное, научное обоснование, систематизированное освещение проблем науки и общественной жизни в форме монолога. Лекция, как правило, читается специалистом в определённой области знаний.

Лейтмотив (напоминание) – один из основных монтажных приёмов. Это музыкальный материал, который несёт чёткий музыкальный образ через всю программу, но трансформируется в зависимости от характера эпизода. Роль лейтмотива – обобщающая, объединяющая.

Мизансцена – расположение действующих лиц на сценической площадке в определённых физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены – через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.

Мизансцена – одно из важнейших средств образного выражения режиссёрской мысли. В характере мизансцен проявляется стиль и жанр спектакля.

Монтаж – смысловое соединение эпизодов, выявляющее их взаимную связь по содержанию, изобразительному решению, ритму и

т. д. , создающее единство эпизода и представления в целом и служащее раскрытию идейно – художественного содержания всего представления.

Метод — способ эмоционального воздействия субъекта на объект, эффективного на него влияния.

Метод – (от греч. путь познания, учение, наука) это способ достижения какой-либо цели или результата, это совокупность приёмов или операций практического и теоретического освоения, познания действительности.

Модификация – видоизменение, качественно различные состояния или разновидности чего-либо.

Методическая модификациярассматривается авторами как видоизменение традиционной базовой модели КДП и конструирования её разновидностей.

Модель– (от франц. — мера, образец; от лат. — образ).

Модель в широком смысле слова – это любой образ (мысленный, условный) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его представителя.Модель – это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса.Модель– это эскиз будущей КДП.

Моделирование– это исследование каких-либо явлений или систем объектов, путём построения или изучения их моделирования.

Параметр– (от др.греческого — отмерив) постоянная величина характеризующая какие-либо свойства процесса или явления.

Методические модели– это постоянные характеристики, отражающие отличительные особенности той или иной КДП.

Организация в переводе с французского – формирование. Ожегов дает следующее определение. Организация – это планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина. Жарков пишет, что подорганизациейследует понимать оптимальное упорядочение всех составных элементов процесса, с помощью которых достигается их четкая взаимосвязь.

10 стр., 4749 слов

S:Из перечисленных требований к вырабатываемым сценариям развития ...

... нахождения организации в области управляемых или допустимых состояний, называются -: активизации деятельности подразделений -: комплексной мотивации сотрудников -: снижения издержек   S:Ординарные ... -: перспективными +: оперативными -: стратегическими -: тактическими S:Решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления к изменениям ...

Организация есть процесс, где совокупность операций сгруппировано по определенным этапам. Организатором является тот кто создает порядок , тот кто организует.

Обряд – совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями. Они представляют собой социально-культурные действия людей, которые вызывает праздничная ситуация.

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называютсемейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные

Программа.В справочной литературе термин программа рассматривается как: содержание и план деятельности; изложение основных положений и целей деятельности; краткое изложение содержания учебного процесса; перечень номеров и содержание театральных и концертных представлений.

Принципы — это основные положения, которые надо иметь в виду, организуя деятельность, чтобы была стабильной, эффективной.

Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Раскрыть в теме вопросы, решения которых волнуют зрительный зал, т.е. сформулировать проблему, актуальную для аудитории.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Подтекст (по Станиславскому)- это что определяет изнутри внешнее действие.

Подтекст – это сумма психологических мотивов, мотивировок слов, произношения и исполнения.

Подтекст– это субъективная сторона высказывания; это чувство мысли. Что бы удержать себя на линии подтекста при каждом повторении творчества нужно всякий раз просматривать созданную воображением киноленту видения.

Действовать, словом значит внедрять в сознание партнёра свою киноленту видения.

Также Станиславский ввёл в театральный обиход термин «Иллюстрированный подтекст», то есть подтекст, наполненный картинами. Видения возникают раньше слов, и должны быть богаче и полнее их. Ведущий должен уметь рисовать эти картины мысленно, а потом воспроизводить их словом, ведь яркость, насыщенность речи – одно из его профессиональных качеств.

21 стр., 10033 слов

«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного ...

... учителем. Модуль 5. Профориентационная диагностика. Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся Цель – выявление психологических особенностей учащихся с помощью анализа рисунков. ... стиле ри­сования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, ком­ментарий, паузы, эмоциональные реакции во время ...

Термин «перспектива» был ввёдён К. С. Станиславским. Перспектива – расчетливое, гармоничное соотношение и распределение частей при охвате целого, пьесы и роли. Играть без перспективы, значит играть мелкими кусочками, топтаться на месте. Если есть перспектива, эпизоды выстраиваются в гармоничную линию событий, к тому же перспектива обеспечивает динамику развития всего действия.

Реквизит – (от латинского — необходимое, требуемое), совокупность предметов (подлинные и бутафорские), необходимые актёрам по ходу действия спектакля. В реквизите всегда много подлинных предметов. Количество реквизита зависит от художественного решения спектакля, от драматургии.

Режиссёрский замысел – начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального наброска (эскиза) будущего произведения, который является как бы первой ступенькой его создания. Художественное творчество начинается с поиска образного художественного замысла будущего произведения. Процесс этот сложный, неоднозначный и очень индивидуальный. Одно из самых существенных требований, предъявляемых к режиссёрскому замыслу – он должен представлять собой раскованный, смелый полёт фантазии. В то же время не оторванный от действительности, от законов жанра («условий игры»), традиций; от реальных возможностей исполнителей (солистов и коллективов), имеющихся в распоряжении режиссёра – автора, от особенностей места произведения; материальных, технических и других возможностей.

Режиссёрский замысел – первичен, его рождение – один из самых важных моментов в процессе творчества режиссёра. От точности, стройности, ясности режиссёрского замысла зависит не только художественная целостность сценического произведения, но и успех у зрителей.

АВАНСЦЕНА — Стр 2

Ритуал – официально принятый распорядок торжественных приёмов, шествий, закреплённых в привычках и традициях людей.

О. И. Марков даёт следующее определение клубного сценария:

Клубный сценарий– это художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные задачи. Исходя из это можно сказать, что клубный сценарий всегда имеет два аспекта: художественный и психолого-педагогический. Сценарий всегда является программой воспитательного воздействия того или иного театрализованного представления.

Сценарий — это своеобразная драматическая форма, рожденная соответствующими конкретными «социальными заказами», предполагающая литературно – сценическую разработку.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и т.п. Предназначен для постановки на сценической площадке, на основе которого создается театрализованное представление, праздник, массовое зрелище игровая или какая – либо иная программа.

Генкин, Руденский, рассматривают сценарий КДП, как синтез художественной и психолого – педагогической программ.

Сценарий – особый вид драматургии, литературная основа, подробно излагающая весь ход яркого, действенного, образного выражения идеи с активным призывом её осуществления.

Сценарий – это перевод, осуществляемый с языка словесного вида искусства на язык аудиовизуального искусства.

Сценарий театрализованного представления включает в себя как литературный, так и режиссёрский материал, что сказывается на специфике сценарной работы.

В сценарии важна внутренняя логика. А её создаёт: продуманная конфликтность в разнообразных её выражениях; тематическое единство по главной мысли, по идее произведения; действенное построение всех элементов, от номера до единого действия всего сценария в целом.

Сценарий театрализованного представления можно определить как способ фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всём объёме выразительных средств.

Сценарий– это художественное программа педагогического воздействия решающая конкретные педагогические цели, практические задачи.

Сценарий – это литературно-сценическая разработка содержания клубного мероприятия, предлагающая комплексное воздействие на его зрителя участника. Гагин

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории; либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально – музыкально – вокального произведения; литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно – тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб; режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитуры, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарный замысел – это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно- пластической разрешенности. О.И. Марков.

Сценарно-режиссерский ход– это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия. Он должен быть придуман или найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сцен. Задания. Это увлекательный ход

Сюжетная композиция– это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и фактов «искусства».

Сюжет должен обеспечивать динамичность действия, развивающегося по законам композиции: от экспозиции, завязки через нарастания действия и кульминации к развязке.

Сценарий всегда состоит из блоков, блоки из эпизодов, эпизоды из единиц сценической информации. Каждый блок имеет свою экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

Специфика(от средневекового лат. specificus — особый, особенный), отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению.

Сверхзадача – это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссёра и направляющая затем его творческую работу.

Сверхзадача– это утверждение авторской позиции по средствам художественной организации доказательств. (Н. Еременко).

Сюжетный ход– это основная сквозная линия объединяющая все события раскрывающая содержание, идею произведения.

Основу эпизодов составляет событие.(Событии – это качественное изменение ситуации) Событие является одним из этапов основного конфликта. Вокруг события и формируется эпизод.

Структура – от лат. строение, порядок. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Структура – это строения и внутренняя форма системы, выступающая как единство устойчивых закономерностей, взаимосвязей между ее элементами.(философский словарь)

Система — это упорядоченная организация какого-либо процесса деятельности учреждения, которое имеет структуру их взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, свои механизмы управления этой структурой и относительную замкнутость, автономность относительно других систем и структур. Признаки и условия системы: многоэлементность, целостность, автономность, изолированность.

Система– это есть целостность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению какой – либо функции.

Система – это форма организации чего-либо; это устройство, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимосвязи частей; совокупность организаций однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое.

Символ – художественный (от греческогоsymbolon– знак, условный знак) – образ, взятый со стороны своей знаковости. В искусстве символ выступает как средство выразительности, он создаётся художником, как создаются метафоры и сравнения. Художественный символ обладает многозначностью. Символичность образа – это необходимая в реалистическом искусстве мера условности, непосредственно направленная против голой описательности. Символ помогает более яркому раскрытию образного содержания произведения искусства.

Сюжет – непрерывная линия развития взаимоотношений героев произведения, выражает причинно следственную связь их поступков и основных моментов содержания. Сюжет является конкретизированной фабулой.

Сюжет (от франц.) предмет, содержание – это широкий диапазон разработанных взаимоотношений, это характеры, предлагаемые обстоятельства.

Э. Старшинов пишет, что сюжет отражает внутреннее строение вещей, а композиция – внешнее строение частей в единое целое.

Стилизация – (фр.Stilisation– стиль) намеренная имитация художественного стиля, характерного для определённого автора, направленная для художественной культуры, социальной общности, эпохи и т. д. Принцип стилизации часто используется художниками для постановки извечных нравственных проблем. Через механизм стилизации осуществляется процесс переосмысления, актуализации стилевого богатства прошлого, становления, вычленения самобытного стиля в искусстве современной эпохи, отражающего её социально – художественное своеобразие.

Термин «анимация» (от лат.animation– «оживлять», «воодушевлять», «одухотворять») впервые появился в началеXXвека во Франции в связи с введением в 1901 году закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности. Анимация в России возникла сравнительно недавно: сначала в туристическом бизнесе, затем с развитием рыночных отношений появилась бизнес-анимация (аниматоры-менеджеры продаж или по продвижению услуг), параллельно развивалась анимация в шоу-бизнесе. В сфере досуга и отдыха произошла трансформация массовика-затейника, культорганизатора, профессиональные качества которого стали основой профессии аниматора. Игры и развлечения стали составной частью анимационного жанра. Сегодня анимация рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Это новое направление призвано вдохнуть «душу» в педагогику игры.

Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. (Н.Н. Ярошенко).

Социокультурная анимация – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Аниматор – специалист, занимающийся проведением индивидуальных и коллективных досуговых программ. Он создает атмосферу увлеченности, игры и азарта, которая привлекает и втягивает в процесс игры и творчества, способствует оживлению отдыха и организации непосредственных впечатлений от личного участия в анимационных программах. Аниматоры предлагают сюжетно-динамические, ролевые игры, оригинальные, стилизованные праздники, всевозможные развлекательные программы, имеющие целью познакомить и сдружить участников и организаторов, зрителей и артистов. Аниматор должен быть другом и радушным хозяином, умелым организатором полноценного досуга. Задача анимационной группы – делать шоу-программы такими, чтобы гости – взрослые и дети – отдыхали и наслаждались отдыхом, активно участвуя в праздниках.

Термин «технология» (от греческого technо — искусство, 1оgos — учение), трактуется как специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов, как «систематический методразработки, применения и оценки всего процесса с учетом как технических, так и человеческих ресурсов взаимодействия между ними с целью получения эффективного результата».

Технология– это в самом общем смысле этого слова система упорядоченных и последовательно организованных действий для достижения поставленных целей.

Технология- стемно-организованная деятельность, состоящая из последовательных и взаимосвязанных этапов, операций приёмов наиболее эффективно способствующих достижению цели и результата.

Технология – это деятельность, ориентированная на получение конечного результата или цели максимально эффективными способами.

Тема- круг жизненных явлений, которое должны быть художественно исследованы в сценарии.

Театрализация– это метод организация КДП, по законам драматургии театра, а так же метод активизации зрителей.

Темпо – ритм. «Где жизнь – там и действие, где действие – там и движение, а там, где движение, — там и темп, а где темп – там и ритм».

Темпо — ритм нельзя вспомнить и ощутить, не создав соответствующих видений, не представив себе мысленно предлагаемых обстоятельств и не почувствовав задач и действий. Они так крепко связаны друг с другом, что одно порождает другое, то есть предлагаемые обстоятельства вызывают темпо — ритм, а темпо — ритм заставляет думать о соответствующих предлагаемых обстоятельствах.

Церемониал (от лат.Ceremonia– обряд) – официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий и т.п.

Чествовать– устраивать празднества в честь кого – нибудь. Следовательно,церемониал чествования– это официально принятый распорядок торжественных мероприятий, устраиваемых в честь кого-нибудь.

Эпизод — (от греч. – превосходящий, посторонний), та или иная, в известной степени завершённая часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Каждый эпизод имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию, в то же время все эпизоды логически связаны между собой общим сюжетным ходом всего представления.

Эпизод (греч. epeisodion, буква, вставка).

В Большой энциклопедическом словаре эпизод в первом случае рассматривается как происшествие. Во втором, как часть художественного произведения, относительно самостоятельная единица его действия.

Толковый словарь живого великорусского языка Даля дает такое определение понятию Эпизод – случай сам по себе посторонний, но по сцеплению связанный с главным происшествием, вводный рассказ.

Марков в своей книге пишет о том, что Эпизод сценария – это внутреннее (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связанны.

Эпизод сценария– внутренняя (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.

Эстрада – это нечто открытое. Открытая площадка подразумевает открытость исполнителя. Эстрадному искусству свойственно тесное сближение исполнителя с публикой, рождающее совершенную систему общения двух сторон.

Функция– от лат. Исполнение, осуществление, деятельность, обязанность, работа.

Фабула — изображение содержания произведения, главных моментов его движения, обобщённый сюжет.

Шоу– как термин появился в 30-е годы 20 века. Понятие шоу означает пышное варьете, представление.

В переводе с английского шоу– показная пышность, парадность, показ, демонстрация, зрелище, спектакль.Шоу – это некоторое организованное действо, направленное на восприятие кем-либо и имеющее следующие характеристики: массовость участников и зрителей, товарность представляемого продукта, особый тип зрелищности.

Ванченко выделяет 5 основных видов шоу:

  1. Ток-шоу (разговорное шоу).
  2. Документальное (реалити шоу).
  3. Шоу — театр.
  4. Музыкально-развлекательное шоу.
  5. Шоу – игра.

Шоу-мен– хозяин цирка, аттракциона и т.п., балаганщик, специалист по организации публичных зрелищ.

Конферансье, шоу-мен средствами своего искусства представляет жанры эстрады, номера (Викторов).

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову:Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Определение понятия СКД В.В. Туева.

СКД– это деятельность общества по приобщению человека к культуре.

СКД– это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.

СКД– это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

СКД– это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.

СКД– это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СКД — особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.

СКДкак новая профессия 21 века, новая гуманитарная наука, новый образовательный предмет, который включается в программы всех вузов (университетов, пединтитутов, институтов культуры, искусств).

Термин научный и образовательный, в котором так или иначе отражается определенный вид профессиональной деятельности людей. Эта деятельность называется социально — культурная, совершается в социально-культурной сфере, в соц. — культ. среде, социально-культурными учреждениями, социально-культурными средствами, специфическими формами для всех категорий населения на разных объектах и в разное врем, но прежде всего в свободное время людей, часы их досуга.

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

и т.д.

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

и т.д.)

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

-культурологический характер

-развивающий характер

Функции СКД:

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера(от греч. sphaira — шар).

1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния).

2) Общественное окружение, среда, обстановка.

Социальная сфера– это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная сфера — непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.

Социальная — культурная сферашире, чем СКД. В неё входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. СКД является только частью СКС. Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть социально-культурной сферы — это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.

Виды сети социально-культурной сферы:

  1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).
  2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)
  3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.
  4. городские (муниципальные)

5. районные государственные.

6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,

автобиблиотеки).

Социально-культурные комплексы и Центры досуга — это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. ОсновнымизадачамиСКЦ и ЦД являются:

— создание условий для активного отдыха населения;

— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива

художественной самодеятельности;

— оказание услуг населению (в т.ч. платных);

— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

— игровая и концертная деятельность;

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные– предоставление условий для игровой деятельности (групповые,

индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий для занятия спортом.

  1. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
  2. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
  3. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
  4. Информационные –оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Библиотека – учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.

Клуб(англ. клаб — собираться, собрание), древнейший уникальный социально-комун. институт культуры. Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.

Клубное объединение- активная форма организации досуга, общения людей по интересам. Клуб — способ привлечь население в УК для самоорганизации самодеятельности людей, форма народной демократии. Направления: официальная культура, любительское творчество, самодеятельность.Клубное объединениекак самодеятельная форма активного досуга. Принципы это основные положения, которые надо иметь в виду, организуя деятельность, чтобы была стабильной, эффективной. Клубное объединение- это романтическое объединение, посвящено много книг, учебных пособий. Смирнова «Клубное объединение»,

Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».

Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Кружок– творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.