Содержание программы семинарских занятий по курсу: «Социальная психология»

I. Развитие социально-психологических идей

Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Пограничный характер социально-психологического знания: специфика понимания предмета социальной психологии в отличие от предмета социологии и общей психологии.

Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии.

История социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания. Первые социально-психологические исследования. Этапы развития социальной психологии.

История социальной психологии в России. Отсутствие сформировавшейся социальной психологии как науки в дореволюционный период. Развитие ее в рамках социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Щедравицкий, Л.К. Войталовский, Н.К. Михайловский).

Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции (В.М. Бехтерев).

Дискуссия о предмете социальной психологии в послереволюционный период. Роль идей Л.С. Выготского в подготовке нового этапа развития социальной психологии.

Современные представления о предмете социальной психологии Функции социальной психологии в обществе. Практическая ориентация социальной

психологии на современном этапе развития российского общества.

  Зарождение и развитие социально-психологических идей.

 Место социально-психологической проблематики в античной философии и социально-философской мысли нового времени. Развитие социально-психологических идей в историко-эволюционной социологии 19 века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. “Психология народов” М. Лацаруса и Г. Штейнталя. специфика подхода В .Вундта к “психологии народов”. Концепции “Психологии масс” Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона. Теория “инстинктов социального поведения” В. Мак-Дауголла. Теоретическая и методологическая ограниченность первых социально-психологических теорий, отсутствие экспериментальной практики.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы ...

... Социальная психология в системе других наук Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию  интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология ...

Включенность социально-психологической проблематики в марксистскую теорию, философские предпосылки социально-психологического знания в общей социальной теории марксизма. Ориентация на марксистскую философию в советской социальной психологии. Ее идеологическая ангажированность.

Период экспериментального развития социальной психологи на Западе в 20-м веке. Программа экспериментальной социальной психологии в работах В.Меде и Ф.Олпорта. Переориентация социальной психологии с исследования с больших общностей на исследование малых групп.

Возрастание роли прикладной социальной психологии. Внедрение социальной психологии в систему производства (Э. Мейо), пропаганды (Г. Лассуэл) и других сфер общественной жизни. Переориентация на философию неопозитивизма и, как следствие, увеличение прикладных исследований в социальной психологии.

Основные теоретические концепции социальной психологии на Западе в настоящее время. Теоретический эклектицизм в определении “школ” социальной психологии. Развитие течений необихевиоризма (А. Бандура, Н. Миллер, Д. Доллард), психоанализа (Э. Фромм, В. Байон, В. Шутц), гуманистически ориентированные концепции (А. Маслоу, К. Роджерс), интеракционистские теории (Г. Мид), “когнитивные теории” (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум).

 

Основные методологические подходы к объяснению социально-психологических феноменов. Общая характеристика методов

Информационно-инструментальная парадигма. Коммуникация как информационный обмен. Влияние на трактовку общения в психологии: бихевиоризм и символический интеракционизм.

Экзистенциально-феноменологическая парадигма. Вчувствование,сопереживание, понимание внутреннего экзистенциального опыта другого как особая характеристика коммуникативного акта. Коммуникативный акт как событие, содействие, сопереживание. Диалог лишенный экзистенциального смысла как несостоявшееся общение. Влияние данной парадигмы на гуманистический подход к общению в психологии.

Марксистская парадигма. Связь общения с диалектикой развития общественных отношений и способов их актуализации. Определяющая роль марксистской парадигмы при выдвижении основных методологических принципов разработок и исследований проблемы общения в отечественной психологии.

Общение как предмет научного знания. Изучение общения в лингвистике, социологии, психологии и т.д.

Общепсихологический подход к общению.

Аспекты анализа общения: а) личностный — роль общения в становлении и развитии личности, влияние личностных особенностей (установок, потребностей, мотивов, интересов и т.п.) на процесс и результаты общения; б) познавательный — общение как процесс включенный в познание мира и человека, особенности работы ощущений и восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения и речи при общении людей; в) эмоциональный — способности эмоционального общения, язык эмоций; г) деятельностный — формирование умений и навыков общения, общение как деятельность, роль общения в разных видах деятельности.

Некоторые теоретические подходы к разработке проблемы общения в отечественной психологии и культуре. Экспериментальные исследования общения в коллективной рефлексологии В.М.Бехтерева. Трехкомпонентная структура общения в психологии отношений В.Н.Мясищева. Общение в контексте культурно-исторического подхода Л.В.Выготского. Концепция общения К.С.Станиславского, ее значение для психологии.

12 стр., 5955 слов

Психология социального взаимодействия

... 6 . Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на ... взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности. Общение Стороны общения. три взаимосвязанные стороны общения Перцептивная сторона Коммуникативная сторона общения Интерактивная сторона общения ...

II. Изучение общения в рамках социальной психологии.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

Общественные отношения и межличностные отношения: суть взаимосвязи и различия. Межличностные отношения как особый срез общественных отношений (По Г.М.Андреевой).

Социальная роль. Ролевые отношения как общественные отношения и как личностно окрашенные отношения («стиль исполнения роли»).

Общение в системе общественных и межличностных отношений.

Общение как предмет социально-психологического рассмотрения.

Принцип единства общения и деятельности в отечественной психологии. Различные трактовки характера связи общения и деятельности (Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев).

Значимость принципа связи общения и деятлеьности как задающего требование к социально-психологическому изучению общения не только с точки зрения его формы, но и предметного содержания.

Структура общения по Б.Ф.Ломову и Г.М.Андреевой (интерактивная, коммуникативная и перцептивная стороны общения).

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

Основные позиции в вопросе о связи общения и взаимодействия (их отождествления, самостоятельности существования, связь по типу «форма-содержание»).

Понимание взаимодействия как организации совместных действий, а коммуникации — как организуемой в ходе совместной деятельности и «по поводу» нее (Г.М.Андреева).

Попытки описания структуры совместной деятельности в социологии и социальной психологии (Т.Парсонс, Я. Щепаньский, В.Н.Панферов).

Ограниченность этих попыток как результат отрыва форм взаимодействия от реального содержания социальной деятельности.

Описание взаимодействия в транзактном анализе (Э.Берна).

Описание акта взаимодействия через позиции участников (Родитель, Ребенок, Взрослый).

Представление об эффективности взаимодействия в транзактном анализе.

Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»(Г.Мид).

Взаимодействие как детерминируемое системой символов. Описание формирования личности во взаимодействии с другими через контроль действий личности представлениями о ней у окружающих. Понятие «значимого другого». «I» и «me» в структуре личности. Отождествление обмена информацией и организации совместной деятельности в интеракционизме.

Взаимодействие в теории «взаимодействия исходов» (Дж. Тибо, Г.Келли), необихевиоризм. Описание взаимодействия в терминах «исходов»

-вознаграждений и потерь участников взаимодействия. «Диллема уздника» как пример использования матрицы исходов в качестве методического приема для описания взаимодействия исходов, а также описания возможных стратегий поведения участников взаимодействия.

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности ...

... вопросы эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к ... заимствуется своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы». Речь подростков может быть ...

Экспериментальное исследование взаимодействия с использованием схемы Р.Бейлса. Четыре основных вида взаимодействия по Р.Бейлсу.

Взаимодействие как организация совместной деятельности в деятельностном подходе в социальной психологии. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Классификация форм совместной деятельности с точки зрения типов объединения индивидуальных вкладов участников по Л.И.Уманскому: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Недостаточность анализа взаимодействия только с точки зрения формы взаимодействия (на примере альтруизма).

Необходимость рассмотрения взаимодействия в контексте более широкой системы деятельности. Различение стратегии взаимодействия (как определяемой характером общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью) и тактики взаимодейтвия (определяемой непосредственным представлением о партнере).

(По Г.М.Андреевой).

Возможная трактовка интерактивной стороны общения в соответствии с принципами, задаваемыми мыследеятельностным подходом (Г.П.Щедровицкого).

Виды взаимодействия: конкурентное и кооперативное. Конфликт как форма конкурентного поведения. Общее понимание конфликта. Структура конфликта. Классификация конфликтов М.Дойча: деструктивный и продуктивный конфликт. Установка «выигрыш-проигрыш» и установка «выигрыш-выигрыш» при разрешении конфликта. Факторы, способствующие примирению сторон в конфликте. (По Д.Майерсу).

 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

 Особенности обмена информацией между людьми (в отличии от кибернетических устройств): значимость информации; смысл информации; постижение предмета; влияние на взаимоотношения; наличие единого тезауруса, единой системы кодификации и декодификации; а также наличие сходства в понимании ситуации общения.

Возможные коммуникативные барьеры в коммуникации. Барьеры коммуникации социального и психологического характера.

Физические барьеры общения: барьеры физической среды, барьеры композиции физического пространства, барьеры физических состояний общающихся, барьеры пассивности и демобилизации партнеров по общению.

Личностные барьеры общения: барьер неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятое представление, неадекватность отношения и др.), барьер страха, барьер страдания, барьер плохого настроения, барьер недостаточности понимания важности общения, барьер речи и др.

Социально-психологические барьеры: организационно-психологические барьеры, когнитивно-психологические барьеры, психомоторные барьеры, сенсорно-речевые барьеры, психосоциальные барьеры и др.

Понятие фасцинации как совокупности средств, помогающих принятию информации (снятию фильтра недоверия.

Средства коммуникации, Классификация коммуникативных процессов в зависимости от используемых знаковых систем. Вербальная и невербальная коммуникация.

4 стр., 1957 слов

Вопрос5. Правила эффективной обратной связи: ты мне, я тебе. ...

... впитывающее") и рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему) слушание. НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.Эта форма ... прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы ... точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг ... ненависть, антипатия). Третье условие оказывает влияние на принятие позиции педагога даже ...

Вербальная коммуникация. «Говорение» и «слушание» как психологические компоненты вербальной коммуникации. Представление о диалоге как последовательной смене коммуникативных ролей (говорящего и слушающего), обеспечивающей обогащение и развитие темы разговора.

Структура коммуникативного процесса по Г. Лассуэллу: коммуникатор, сообщение, аудитория (реципиент), канал передачи информации, эффективность. Использование данной схемы для исследования и соорганизации способов и средств воздействия в процессе убеждающей коммуникации.

Невербальгая коммуникация. Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.

Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика).

Примеры коммуникативных содержаний, передаваемых с помощью этой системы, Возможности построения словаря выразительных движений.

Культурные различия в использовании оптико-кинетической системы.

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, ее роль в усилении выразительности речи. (Интонация и различные невербальные включения в человеческую речь).

Пространственно-временная система знаковых средств как составляющая коммуникативной ситуации. Проксемика. Исследования «пространственной

психологии» представителей различных культур Э.Холлом. понятие хронотропа.

Визуальный контакт («контакт глазами») как система знаковых средств. Основные содержания, передаваемые через данную систему знаков.

Основные феномены коммуникации.

Самораскрытие и самопредъявление (самопрезентация) как феномены личностной представленности человека в общении.

Понимание самораскрытия в гуманистической психологии.

Исследования и понимание самораскрытия С Джоурардом.

Функции, последствия самораскрытия: развивающая (способствующая личностному развитию и росту), способствование самоосознанию, психотерапевтическая, способствование развитию межличностных отношений, сближению людей и др.

Возможные негативные последствия самораскрытия для межличностных отношений.

Основные параметры самораскрытия (глубина, широта, гибкость).

Феномен взаимности самораскрытия.

Динамика самораскрытия в процессе развития межличностных отношений.

Понимание самопредъявления (самопрезентации или управления впечатлением) в интеракционизме.

Реинтерпретация некоторых феноменов психологии (подверженность принципу справедливости, поло-ролевые отличия в поведении и т.д.) с позиций теории самопредъявления.

Мотивация самопредъявления: стремление к одобрению, поддержание чувства собственной уникальности и др.

Самопредъявление и «Я» личности. Теории независимости и взаимозависимости «Я концепции» и самопредъявления.

7 стр., 3348 слов

«Влияние ценностных ориентаций на межкультурную коммуникацию ...

... и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей актуализировали процессы межкультурной коммуникации, необходимость ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ... организации процесса развития ценностных ориентаций школьников в процессе межкультурной коммуникации; - компонентного состава ценностных ориентаций (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, ...

Теории отождествляющие и разводящие эти феномены.

Индивидуальные отличия самопредъявления. Способность управления впечатлением (самомониторинг) — шкала М. Снайдера.

Стратегии и тактики управления впечатлением (примеры).

Имидж.

Техники создания имиджа.

Феномен обратной связи в межличностном общении.

Понятие обратной связи в межличностном общении.

Функции межличностной обратной связи: регулятор поведения человека, регулятор межличностных отношений, источник самопознания.

Репродуктивная (аппаратурная) и личностная обратная связь.

Объективно-нормативная и субъективно-аффективная обратная связь как разновидности личностной обратной связи (по Р.Каплану).

Основные условия принятия обратной связи: форма обратной связи и характеристики климата межличностных отношений.

Влияние ролевых и личностных характеристик коммуникатора обратной связи на ее принятие. Влияние статуса коммуникатора на принятие положительной и отрицательной обратной связи, а также на принятие обратной связи, данной в форме обобщенных описаний. «Барнум — эффект».

Примеры личностных характеристик, влияющих на принятие обратной связи (исследования Б.Оберхоффа).

Зависимость принятия обратной связи от особенностей личности реципиента (его самооценки, локуса контроля, стиля защитного поведения).

Влияние формы и способов подачи обратной связи на ее принятие. Параметры обратной связи (по А. Джекобсу): 1) валентность (положительная или отрицательная), 2) последовательность предъявления (сначала положительная, потом отрицательная или наоборот), 3) форма: эмоциональная, поведенческая. Влияние этих параметров на принятие обратной связи (по исследованиям Б.Оберхофа и др.

Параметры формы обратной связи в исследовании О.В.Соловьевой: оценочная (подразделяемая на собственно оценочную и атрибутивную) и описательная (подразделяемая на собственно описания и автодискриптивную обратную связь).

Аргументированность обратной связи.

Позиция лидера обратной связи в группе.

Параметры конструктивной обратной связи (выделенные на основании работы тренинговых групп): неоценочность, неинтерпретативность, специфичность, дискрептивность, оргшументированность (Л.А.Петровская).

Коммуникативная техника » Я — высказывания».

Коммуникативная техника «отзеркаливание чувств».

Феномен понимания в межличностном общении.

Понимание как проблема. Причины непонимания собеседниками друг друга, коммуникативные барьеры.

Коммуникативные техники и способности, помогающие понять собеседника.

Способность занять позицию партнера.

Роль рефлексии в понимании.

Эмпатическое слушание.

Техники активного слушания. Вербальные и невербальные компоненты техники активного слушания. Техника парафразирования. Техника резюмирования.

4 стр., 1629 слов

Психология влияния

... в жизни своей никогда не пользуются. В этой связи огромной популярностью у читателей пользуется книга Роберта Чалдини "Психология влияния", выдержавшая три международных издания. В этой книге автор ... потому что это модно". Не указывались ни преимущества провайдера, н ни цены. Восприятие, основанное на контрасте Попробуйте дома проделать небольшой опыт. Возьмите три емкости с ...

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Соотношение понятий «социальная перцепция», «межличностная перцепция», «взаимопонимание», «познание другого».

Варианты социально-перцептивных процессов (по Г.М.Андреевой).

Взаимосвязь процессов познания другого и самопознания (К.Маркс, Г .Мид).

Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Два основных направления изучения взаимопонимания: 1) изучение содержательной стороны и различных эффектов, возникающих при восприятии людьми друг друга; 2) изучение влияния характеристик субъекта и объекта социальной перцепции на процесс взаимопонимания.

  Содержательная сторона процесса восприятия.

 Когнитивная психология о восприятии, представлении, запоминании, формировании суждений о других людях. (По Д.Майерсу).

 Интерпретация поведения другого, атрибуция. Каузальная атрибуция как приписывание причин поведения другого, а также намерений, чувств, качеств личности.

Каузальная атрибуция как содержание межличностного восприятия и как раздел социально-психологического знания.

Феномен социальной атрибуции как феномен «психологии здравого смысла» — изучение каузальной атрибуции в рамках когнитивной психологии.

Идеи Фрица Хайдера о внутренних (диспозиционных) и внешних (ситуационных) причинах, объясняющих поведение других.

Теория Гарольда Келли о трех факторах (постоянства, ясности, консенсуса), влияющих на приписывание поведения внутренним или внешним причинам.

 Понятие фундаментальной ошибки атрибуции, введенное Ли Россом — 1977 г.

Примеры экспериментальных исследований и повседневных наблюдений, демонстрирующих недооценивание влияние ситуации и переоценивания проявления черт и установок личности при объяснении поведения других.

Объяснения причин совершения ошибки атрибуции.

Условия, способствующие повышению чувствительности к ситуативным влияниям при интерпретации поведения других.

Факторы, влияющие на атрибуцию (уникальность, «желательность» — «нежелательность» поступка, позиция воспринимающего: наблюдатель или участник события).

Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности, новизны, проекции, стериотипизации.

 Роль стереотипов в возникновении предрассудков как негативных установок по отношению к группе или отдельным ее членам. (По Д.Майерсу).

Предрассудки как возможный источник дискриминации (негативного поведения к группам и ее членам).

Психологические источники предрассудков (ингрупповой фаворитизм, конформизм, потребность в статусе и принадлежности и др.)

Когнитивная психология о предрассудках как побочном продукте нашего мышления — способа упрощения окружающего мира.

Феномен категоризации как организации окружающего мира через группировку объектов.

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...

... М2.Б.3 Социальная психология образования Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2004 Крысько В.Г. Социальная психология: учебник. – СПб.: Питер, 2007 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008 Социальная психология: учебное ...

Тенденция преувеличивать сходство внутри групп и различия между группами как результат категоризации и как источник предрассудков.

Роль «принципа справедливолсти» в формировании предрассудков.

Искажающее влияние не суждения необычных ярких случаев.

Роль установок в процессах восприятия человека человеком (эксперименты А.А.Бодалева; М.Ротбарта и П.Биррелла).

Влияние характеристик субъекта восприятия на социальную перцепцию.

Возрастные и индивидуальные особенности восприятия и понимания человека человеком (А.Б.Бодалев и др).

Профессиональные особенности восприятия человека человеком.

Влияние рода деятельности и положения человека (учитель или ученик), а также профессионального мастерства на понимание других людей.

Влияние характеристик объекта восприятия на социальную перцепцию.

Самопредъявление как управление производимым впечатлением

Формирование первого впечатления о человеке.

Роль внешности и поведения другого, ситуации познания и личностных особенностей воспринимающего в формировании первого впечатления о другом.

Влияние пола, «красоты», телосложения, костюма, невербальных компонентов в создании первого впечатления о человеке в целом.

Влияние контрастности поведения по сравнению с поведением других, облика сопровождающих лиц и других ситуационных характеристик на первое впечатление о человеке.

Влияние имеющейся у человека «теории личности» (Н.Гейдж, Л.Кронбах) на оценку других (благоприятную или неблагоприятную).

Влияние индивидуально-личностных факторов: типа образования, степени уверенности в себе, собственного эмоционального состояния через механизм «проекции» и т.д на складывание первого впечатления о другом.

Проблема точности межличностного восприятия.

Сопоставление результатов восприятия человека с данными личностных опросников, экспертными оценками, с самооценкой, а также выявление «эффектов восприятия» выступающих как «помехи» как приемы используемые в исследованиях точности межличностного восприятия.

Влияние длительности знакомства с человеком на меру точности восприятия его.

Возможные критерии уровней понимания особенностей личности другого

(по А.А.Бодалеву или С.В.Кондратьевой).

Понятие «когнитивной сложности-простоты» индивида как фактора определяющего дифференцированность восприятия других (в рамках когнитивной психологии).

Реп-тест (Г.Келли), его использование для определения «когнитивной сложности-простоты» индивида (Байери).

Аттракция как процесс формирования привлекательности человека и продукт этого процесса. Аттракция как особый вид социальной установки с преобладанием эмоционального компонента.

13 стр., 6420 слов

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

... особенности некоторых этнических групп. Этнический стереотип, темперамент, способности. Этноцентризм. Этнофилия, этнофобия. Социально-психологические аспекты межэтнических отношений.   Тема 5. Проблема личности в социальной психологии Общение и деятельность. Структура общения. ...

Симпатия, дружба, любовь как уровни аттракции.

Факторы, влияющие на возникновение положительных эмоциональных отношений между людьми («красота» или «выровненная внешняя привлекательность», компетентность, эмоциональный фон воспринимающего и др.).

Психологические исследования дружбы и любви (по Д.Майерсу).

Возможности социально-перцептивного тренинга и видеотренинга в развитии перцептивной компетенции.

Механизмы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание, убеждение. Прямой и косвенный способы убеждения.

Слагаемые убеждения (по Д.Майерсу).

Влияние коммуникатора: способность вызывать доверие, привлекательность. Влияние содержания сообщения: рассудочность или эмоциональность, степень расхождения с мнением аудитории,

апелляция к аргументам оппонентов, последовательность сообщений (первичность против вторичности).

Влияние канала информации: личное воздействие или через СМИ. Влияние особенностей аудитории: возраста, предупрежденности, что будет получено спорное сообщение, меры заинтересованности.

Факторы, помогающие быть стойкими в своих убеждениях, оставаясь открытыми для ценных предложений (по Д.Майерсу).

 Виды общения. Диалогическое общение. Гуманистическое общение. Манипуляция в общении.  Распространенные дихотомии видов общения: непосредственное и опосредствованное, ролевое и личностное, закрытое и открытое (доверительное), интимно-личностное и деловое, вынужденное и свободное, монологическое и диалогическое, манипулятивное и гуманистическое и т.д.

 

Развитие представлений о диалогическом общении в отечественной социальной психологии. Возможные культурные источники данных представлений. Значение в этом контексте идей М.М.Бахтина.

Диалог как предметно-смысловая фокусировка, как личностное включение коммуникатора в сферу жизнедеятельности и сознания реципиента с последующим включением в эту сферу информационных содержаний личностно осмысленных коммуникатором (А.У.Хараш).

Диалог как отказ от ролевых масок, как установление особых отношений (духовная общность, взаимное доверие, доброжелательность), как диалогичность самого предмета диалога и т.д.

Гуманистическое общение, его понимание в рамка гуманистической психологии. Карл Роджерс о конгруэнтности — соответствии нашего опыта и его осознания. Значимость конгруэнтности для общения между людьми. Общий закон межличностных отношений К.Роджерса о связи конгруэнтности опыта, его осознания, сообщения о нем с тенденцией к увеличению конгруэнтности общающихся, взаимопонимания сообщений, психологической согласованности действий партнеров, взаимной удовлетворенности отношениями.

Феномен манипулятивного общения. Способы манипулирования в общении, манипулятивные техники. Искусство «заводить друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги как искусство манипуляции (по Шострому Эверетту).

Способы противостояния манипуляции в общении.

Особенности общения, факторы его успешности в различных сферах деятельности.  Педагогическое общение, управленческое общение, деловое, психотерапевтическое, общение средствами рекламы, общение через СМИ, общение средствами искусства, лекционное общение и т.д.

Общение через средства массовой коммуникации как направленное воздействие с запланированным эффектом.

Специфические особенности общения в условиях массовой коммуникации в сравнении с межличностным общением (по Н.Н.Богомоловой, А.А.Леонтьеву): мера опосредствованности техническими средствами, групповой субъект коммуникации или отдельный индивид, социальная или индивидуальная ориентированность сообщения, наличие непосредственной обратной связи, требовательность к соблюдению социальных норм общения, коллективный или индивидуальный характер коммуникатора, реципиент как массовая аудитория или как отдельный человек, однонаправленность-взаимонаправленность информации, преобладание двухступенчатого или непосредственного характера восприятия сообщения.

Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации: социальной ориентировки, аффилиации (приобщения к группе), контакта с другими, самоутверждения.

Структурные компоненты массовой коммуникации (канал, коммуникатор, сообщение, аудитория).

Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации: печати, радио, телевидения (близость к межличностному общению, легкость восприятия информации, «эффект присутствия», возможность вернуться к воспринятой информации, иметь ее при себе и т.д.

Коллективный характер коммуникатора в СМИ. Влияние социально-демографических и личностных характеристик коммуникатора на восприятие передаваемого им сообщения.

Публичность, периодичность, социальная актуальность, универсальность сообщений в массовой коммуникации.

Связь восприятия текста с социальными установками аудитории. Двухступенчатый процесс принятия реципиентами сообщений массовой коммуникации. Понятие двухступенчатого характера восприятия сообщения.

Роль «лидеров мнения» и референтных групп в формировании отношений к сообщениям массовой коммуникации.

Лекционное общение. Факторы, влияющие а эффективность лекционного общения. Ориентировка в целях и мотивах общения аудитории. Ориентировка в личностных и социально-демографических характеристиках аудитории. Временные, пространственные условия общения. Невербальные компоненты общения лектора и аудитории (размещение в пространстве, контакт глаз, улыбка и т.д.)

Общение средствами искусства. Искусство как «общественная техника чувств» (Л.С.Выготский).

Значимость владения языком искусства для его понимания (А.А.Леонтьев).

Способность понимать соотношение техники и языка искусства: воспринимать технику в ее функциональной нагрузке. Способность переносить понимание такого соотношения на новый материал.

Психотерапевтическое общение. Значимость ряда коммуникативных способностей в психотерапевтическом общении: способности к установлению контакта с клиентом, эмпатии, способности слушать и понимать, умения способствовать самораскрытию клиента, снятию защит, способности регулировать дистанцию в общении, выходить из контакта и т.д.

Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Составляющие и особенности коммуникации имеющие особую значимость для установления контакта с учениками и достижения учебных и воспитательных задач.

Деловое общение. Коммуникативные способности значимые для делового общения: умение управлять групповой дискуссией, умение строить беседу, брать и отдавать инициативу, убеждать собеседника, правильно понимать его позицию и личностные особенности и т.д. (краткая характеристика).

 Компетентность в общении. Параметры конструктивного общения. Пути и способы развития компетентности в общении.

 

Компетентность в общении как способность к установлению и поддержанию необходимых контактов с другими людьми, как совокупность соответствующих знаний и умений. Коммуникативная компетентность как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, П.В.Растянников).

Проблема выделения критериев компетентности в общении.

Основные принципы выделения критериев компетентности: а) никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения; б) никакой оценки без развития (выделение способностей, которые могут быть сформированы или усовершенствованы).

Представления о структуре предметной деятельности как теоретическая основа содержательного анализа коммуникативной компетентности. Диагностика компетентности ориентировочной и исполнительной частей коммуникативного действия.

Пути развития коммуникативной компетентности: освоение соответствующего культурного опыта (на основании публицистики, искусства, СМИ и т.д.), рефлексия собственного коммуникативного опыта и ситуаций взаимодействия, а мыслительное проигрывание различных ситуации, социально-психологический тренинг.

Возможные параметры конструктивного общения: неоценочность, неинтерпретативность, аргументированность, дескриптивность, язык чувств и т.д.

Общая характеристика социально-психологического тренинга (СПТ) как формы активного социально-психологического обучения. Краткая история возникновения данной формы работы.

Теоретические подходы, определяющие разные варианты работы групп СПТ. Варианты СПТ в зависимости от цели.

Наиболее часто встречающиеся принципы работы групп СПТ: «здесь и теперь», доверительность, конфиденциальность, персонифицированность высказываний, искренность, оценка не участников а поведения и т.д.

Понятие групповой динамики в СПТ. Подготовка ведущего СПТ.

 

III. Социальная психология групп

 

Проблема группы в социальной психологии

Социология об объективных критериях различения социальных групп в обществе. Значение социологического анализа для постановки проблемы группы в социальной психологии. Критика понимания «группы» в социальной психологии как простого собрания людей, например, в условиях лабораторного эксперимента. Социальная психология и «групповая психология». Исследование особенностей реальных социальных групп для понимания детерминации социального поведения личности как задача социальной психологии.

Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система деятельности и как субъект деятельности. Психологические характеристики коллективного субъекта деятельности.

Общности и группы. Психологический признак общности — возникновение «мы — чувства». Группа и организация. Феномен «группового сознания».

Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие «санкций» в группе.

 Принципы исследования психологии больших социальных групп.

Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация.

Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы).

Методологическое значение исследования психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида. Временные, неорганизованные группы — толпы, аудитории, публика и т.д. Историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современном этапе.

Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп: ограничение возможностей эксперимента, специфика наблюдения, использование аппарата статистики, включение логико-теоретических методов анализа. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп.

Некоторые примеры анализа психологии больших социальных групп.

Психология социальных классов.

Специфика подхода в разных культурах. Марксистская традиция исследований психологии классов; традиции в американской и европейской социальной психологии. Понятие «социальный тип личности».

Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Проблема «социальных чувств» и «социального характера». Специфика «психического настроя» различных классов в различные исторические эпохи.

Особенности классового сознания различных классов на современном этапе общественного развития. Отражение изменений психологии в образе их жизни.

Психологические особенности этнических групп. Традиции их исследования в социальной психологии. Зависимость осознания этнической принадлежности от социально-исторических условий существования этнической группы.

Психология наций. Понятие «психологический склад нации» и «национальный характер». Проблема этноцентризма. Понятие «этнического стереотипа». Относительность и историчность национальной психологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.

Критический анализ концепций культур — антропологии (Р.Бенедикт, М.Мид, Р.Линтон), концепции «базовой личности».

Задачи исследования психологии наций в современных условиях развития Российского общества.

Стихийные группы и массовые движения.

Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах. Способы воздействия.

Заражение как способ группового воздействия. Основа заражения — бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Зависимость заражения от уровня развития самосознания личности. Историческая тенденция уменьшения роли заражения как способа воздействия. Феномен заражения в современных обществах. Явление паники, его исследования в социальной психологии.

Внушение или суггестия как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Понятийный аппарат для описания социальной суггестии. Феномен контрсуггестии. Условия эффективности внушения. Прикладное значение исследований социальной суггестии. Внушение и убеждение.

Подражание. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Критика теории подражания Г.Тарда. Действительная роль подражания в историческом развитии человеческого общества и в онтогенезе.

Относительное значение заражение, внушения и подражания.

Социальные движения как специфический феномен массового поведения. Взаимодействие стихийных и организованных групп в социальных движениях.

Общественное мнение как база социальных движений. Механизмы формирования общественного мнения. Возможность использования психологических средств воздействия при формировании общественного мнения.

Специфика социально-психологических механизмов формирования общественного настроения. Роль средств массовой коммуникации при формировании общественного мнения и общественного настроения. Соотношение факторов сознательного воздействия на общественное мнение и общественное мнение и общественное настроение и стихийные воздействия. Проблема «социально бессознательного» в социальной психологии. Механизмы присоединения людей к социальным движениям. Соотношение позиций большинства и меньшинства. Проблема лидера в социальном движении.

Актуальность изучения психологии социальных движений в современных условиях.

 Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии двадцатого века. Объективные условия возрастания значения малых групп в общественной жизни. Перенос акцента на исследование малых групп в западной социальной психологии в связи с общими методологическими установками и ориентациями на «точность» социально-психологического знания. Основные вехи истории изучения малых групп в социальной психологии.

Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Традиции в социологическом и социально-психологическом исследовании малых групп на Западе: социометрическое направление (Дж.Морено), социологическое направление (Э.Мэйо), школа «групповой динамики» (К.Левин).

Критика методологических принципов этих исследований.

Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы. Нижний и верхний «пределы» малой группы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы.

Классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы.

Группа и организация.

Структура малой группы. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

 Динамические процессы в малых группах.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Зависимость исследований групповой динамики от теоретической и методологической позиции исследователя. Значение исследований групповой динамики в школе К.Левина.

Механизмы формирования малых групп. Условия превращения внешне заданной группы в психологическую реальность для индивида.

Феномен группового давления.

Различная интерпретация понятий «конформизм» и «конформность», «конформное поведение». Критический анализ экспериментов С.Аша по исследованию конформизма в лабораторных условиях. Недопустимость перенесения результатов лабораторного исследования конформизма на объяснение феномена группового давления на индивида в реальных условиях групповой деятельности. Современные исследования конформного поведения (М.Дойч, Г.Джерард).

Исследования конформного поведения в отечественной социальной психологии (А.В.Петровский).

Групповая сплоченность

Традиции изучения групповой сплоченности в истории социальной психологии. Социометрические индексы групповой сплоченности. Методы изучения сплоченности Л.Фестингера и Ньюкома. Органиченость представлений о сплоченности, основных на идее эмоциональной привлекательности группы.

Новый подход изучения групповой сплоченности на основе принципа деятельного опосредования групповой активности. Понятие ценностно-ориентационного единства группы как показателя групповой сплоченности в условиях совместной деятельности (А.И.Донцов).

Методы изучения групповой сплоченности в рамках нового подхода.

Лидерство и руководство в малых группах

Вопрос об определении понятия «лидер» и «руководитель», «лидерство» и «руководство».

Теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и в современной социальной психологии на Западе. Теория «черт» лидерства и ее связь с харизматической концепцией. «Ситуационная» теория лидерства. «Системная» теория лидерства.

Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе «групповой динамики» К.Левина. Ограничения при переносе характеристики стиля лидерства на стиль руководства. Необходимость совершенствования понятийного аппарата исследований лидерства. Проблема принятия лидера группой. Концепция ценностного обмена (Р.Л.Кричевский).

Методика выявления лидеров в малых группах. Использование социометрического текста для этих целей. Возможности и ограниченности социометрической методики. Другие методы выявления лидеров. Аппаратурные методы изучения лидерства.

Стиль лидерства и проблема эффективности групповой деятельности. Вероятностная модель эффективности руководства (Ф.Фидлер).

Принятие группового решения

Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.

Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Явление «поляризации группы». Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.

Феномен «сдвига риска» и его роль в объяснении природы группового решения. (Дж.Стоунер).

Методы повышения эффективности принятия решений групповой: «брэйнсторминг», «синэктика» и др.

Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен «группового духа» (И.Джанис).

Эффективность деятельности малой группы

Проблема выбора критерия эффективности. Множественность критериев эффективности для одной и той же группы. Типы малых групп и основные критерии их эффективности. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенность членством в ней — как две важнейшие стороны эффективности групповой деятельности. Возникновение новых критериев эффективности в процессе развития группы. Факторы, влияющие на эффективность ее деятельности. Значение психологической совместимости членов группы, каналов коммуникации и стиля лидерства для эффективности деятельности группы. Проблема передачи части функций управления членами группы как фактор повышения эффективности ее деятельности.

 Социально-психологические аспекты развития группы.

Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы. Традиции социально-психологического тренинга (теория В.Бенниса и Г.Шеппарда).

Современные концепции «социализации группы» (Р.Морленд, Дж.Ливайн).

Проблема развития группы в исследованиях индивидуума и коллективизма.

Проблема развития группы в психологической теории коллектива в отечественной социальной психологии (Л.А.Петровская).

Основные исторические этапы изучения коллектива в советской науке. Значение идей А.С.Макаренко для разработки социально-психологической теории коллектива.

Определение коллектива. Признаки коллектива, социально-психологический аспект его исследования. Стадии и уровни развития коллектива. Использование идеи деятельностного опосредствования групповых процессов для определения уровня развития коллектива. Методики измерения уровня развития коллектива.

Методологическое значение социально-психологической теории коллектива. Необходимость переосмысления динамических процессов малой группы с точки зрения ее развития. Возможность построения новой классификации групп с помощью социально-психологической теории коллектива.

Дискуссионные проблемы и дальнейшие задачи разработки социально-психологической теории коллектива.

 Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений как относительно новая область социальной психологии. История исследований психологии межгрупповых отношений в социальной психологии: интеракционистский подход М.Шерифа; когнитивистская концепция А.Тэшфела, В.Дуаза и др.

Необходимость различения социально-психологического и социологического подхода к изучению межгрупповых отношений. Преимущественный интерес к социально-перцептивным механизмам межгрупповых отношений как выражение специфики социально-психологического подхода. Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев).

Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномен «внутригруппового фаворитизма».

Значение анализа межгрупповых отношений для понимания психологических характеристик групп. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Основные направления исследований психологии межгрупповых отношений.

 

IV. Социально-психологические проблемы исследования личности

 Проблема личности в социальной психологии

Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности и определения роли каждой отдельной науки в этом комплексном подходе.

Исследование личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологического подхода: выявление того, каким образом, в каких конкретных группах и видах деятельности личность усваивает социальные влияния и каким образом, в каких конкретных группах и видах деятельности она реализует свою социальную сущность.

Вычленение основной социально-психологической проблематики исследований личности. Социально-психологические исследование личности и проблема прогнозирования социального поведения.

Практическое значение исследования социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития российского общества.

 Социализация

Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Необходимость вычленения собственно социально-психологического подхода к исследованию процесса социализации.

Связь этого процесса с исследованиями социализации в возрастной психологии.

Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения более широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности т.д. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания.

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации (концепция Э.Эриксона).

Институты социализации. Зависимость механизмов и институтов от характера общественных отношений.

Социализация и детерминация социального поведения личности.

Социальная установка

Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии (Категории “отношение”, “направленность”, “ценностная ориентация” и т.д.).

Традиция исследования социальных установок – “аттитюдов” в современной социальной психологии на Западе. Полемика вокруг понятия “аттитюд”. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных установок.

Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).

Недостаточность понятия социальной установки для объяснения механизмов социального поведения. Иерархическая структура диспозиций личности. Необходимость построения более широкой системы диспозиционного механизма. Связь этого механизма с содержательной стороны деятельности личности. Создание диспозиционной концепции регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.А.Ядов).

Проблема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.

 Личность в группе

Фокус проблемы личности в социальной психологии – положение личности в группе, в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Проблема социальной идентичности личности. Перспектива включения в социально-психологический анализ данных дифференциальной психологии.

Социально-психологические качества личности (проявляющиеся в совместной деятельности и общении).

Понятие “социально-психологической компетентности личности и его содержание. Коммуникативные свойства личности. Проблема когнитивной сложности и ее “когнитивного стиля”. Механизмы перцептивной защиты. Имплицитные теории личности. Эффективность деятельности личности. Место и роль социально-психологических качеств личности в оптимизации системы межличностных отношений в группе.

Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности (Л.А.Петровская).

Возможности и ограниченности социально-психологического тренинга.

Практическое значение совершенствования социально-психологических характеристик личности. Перспективы социально-психологических исследований личности.