Шмелева. Психология среды

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА.СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 3

И. А. Шмелева

Проблема взаимодействия человека с окружающей средой: области и аспекты психологического исследования

В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.

Ключевые слова: понятие экологии в психологии, экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой, психология устойчивого развития.

The psychological aspects of interdisciplinary problems of human—environmentinteractions are discussed in the paper. Increase of interest to the problem is justified resulting also from the intensification of global environmental problems humanity is facing and also from the needs of psychological maintenance of the concept of «Sustainable Development». Trends in Western psychology combined by the common scientific problem ofhuman-environmentinteraction having the substantive and methodological crossing are examined, among them: «Ecological psychology», «Ecopsychology», «Environmental psychology» and «Psychology of Sustainable Development». Multiple meanings of «ecology» notion widely used in modern psychological discourse are discussed. It is alleged that matches the context of foreign and Russian studies will contribute to the more active insertion of psychologists in the reality of human interaction with the environment.

5 стр., 2473 слов

Повышение эффективности формирования представлений об окружающей ...

... сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные ... В первой главе раскрываются особенности восприятия окружающей среды детьми дошкольного возраста. В ней дается характеристика психологии восприятия окружающей среды. Во втором параграфе показано роль экологических ...

Key words: the concept of ecology in psychology, ecological psychology, ecopsychology, environmental psychology, psychology of sustainable development.

Как показывает анализ научных публикаций и программ международных психологических конгрессов, интерес мировой психологии к

Шмелева Ирина Александровна — канд. психол. наук, доцентф-тамеждународных отношений СПбГУ.Е-mail:irina_shmeleva@hotmail.com

105

вопросам взаимодействия человека с окружающей средой (природной

иантропогенной), экологическим проблемам возрастает с каждым годом. Этот интерес связан, во-первых,с переосмыслением парадигм классических психологических исследований и активизацией интереса к экологическому и ситуационному подходам в психологии; вовторых — с философским и психологическим осмыслением проблем взаимоотношений человека и человеческого сообщества с природой

ибиосферой; в-третьих— с обострением глобальных проблем выживания человечества и с интенсивным развитием исследований в рамках концепции «Устойчивого развития», принятой ООН в 1987 г (Наше…, 1989).

Все сказанное послужило причиной активизации разработки областей, получивших на английском языке названия «Ecological psychology», «Ecopsychology» и «Environmental psychology», что соответ-

ственно переводится на русский язык как экологическая психология, экопсихология и психология взаимодействия с окружающей средой»1. Во многих русскоязычных публикациях термины, обозначающие их наименования, используются как синонимы. Задача этой статьи — показать, что по существу это разные направления, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения.

Понятие «экология» и его использование в психологии

Понятие «экология» происходит от двух греческих корней: оikos — «дом», «жилище» «место обитания», «родина» и logos — «учение», «знание», что в буквальном переводе означает «наука о местообитании». Существует множество современных определений, выводящих экологию за рамки сугубо естественных наук и включающих в нее другие дисциплины — право, экономику, социологию и психологию. «Экспансия экологии» в другие области научного знания является одной из характерных тенденций развития науки в последние десятилетия XX вв. (Дерябо, Ясвин, 1996).

10 стр., 4916 слов

СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

... вызывает сомнений прямая зависимость здоровья, функционального состояния и качества жизни человека от среды обитания, различных условий бытовой и производственной деятельности. По имеющимся прогнозам, ... "стадий первичной декомпенсации" не могут быть четко определены. Таким образом, создание понятия «предельно допустимые концентрации» (ПДК), основанное на учете физиологических критериев, является ...

Поэтому использование понятий «экология», «экологический» в современной психологии не случайно, но при этом именно в психологии происходит расширение смыслового поля понятия «экология».

Словари и научная литература дают различную трактовку термина «экология». Помимо традиционных определений, затрагивающих условия существования живых организмов, взаимоотношения организма и окружающейсреды,человекаиприроды,состояниеокружающейсреды, экологиятрактуетсякакцелостностьипаттернвзаимоотношениймежду

1 Переводпоследнегоназванияпредложениобоснованвнашихпубликациях(Шмелева, 2004, 2006).

106

организмом и его окружением, как контекст. В качестве синонима понятия «контекст» рассматривается понятие «окружающая среда».

Как показывает анализ публикаций, для психологии первичным является определение экологии через понятие «контекст» (context).

Обращение к словарю Вебстера (Webster, 1976; электронная версия, 2000) дает нам следующие значения понятияcontext (отметим, что слово появилось в английском языке еще в 1568 г.): (1) часть дискурса, которая окружает слово или фразу и может пролить свет на ее значение; (2) взаимосвязанные условия, в которыхчто-либосуществует или случается. В качестве синонимов рассматриваются такие слова, какenvironment (окружающая среда) иsetting (паттерн — манера, позиция или направление, в которомчто-либорасположено; время, место или обстоятельства, в которыхчто-либоразвивается или существует).

В качестве синонима понятияenvironment словарь даетbackground (фон, условия, истоки, окружение, задний план), а в качестве синонимовbackground — французские словаmilieu (атмосфера, обстановка, среда)

и mis-en-scene (мизансцена).

Трактовка этих терминов представляется наиболее интересной с точки зрения психологического анализа проблем взаимодействия с окружающей средой: background относится к обстоятельствам и событиям того, что предшествовало феномену или развитию;setting предполагает рассмотрение ситуаций реальной жизни «здесь и сейчас»;environment вбирает в себя все внешние факторы, которые оказывают формирующее воздействие на физическое, умственное или моральное развитие;milieu относится исключительно к физическому или социальному окружению человека или группы людей, аmis-en-scene характеризует использование тех или иных свойств для достижения определенного эффекта. Фактически здесь мы получаем семантическое поле понятийконтекст—среда—паттерн(существования и развития), имеющее определенное отношение к смыслу термина «экология», используемого в англоязычной психологической литературе. Рассмотрим семантику понятия «экология», встречающегося в англоязычной психологической литературе2.

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

... изучение взаимодействия человека и окружающей среды именно в рамках психологической науки. Р.Баркер в 1968 г. ввел термин «психологическая экология», который он затем заменил на «экологическую психологию». Темы экопсихологических исследований ...

В трактовке кросс-культурнойантропологии и психологии экология понимается как окружающая среда, среда обитания человека, включающая в себя географическое положение, ландшафт, климат, флору и фауну. В описании концепции, носящей названиеEcocultural Framework (экокультурная схема, каркас) (Berry et al., 2002), встречаются такие словосочетания, как экологический контекст, экологическая

2 Почти 25 лет назад анализ экологической ориентации в американской психологии развития1970—1980гг. был представлен в статье Г.В. Бурменской (1985), однако за последние годы стали доступны новые публикации, появилась возможность более широкого анализа проблемы.

107

ситуация, к которым авторы относят и экономические условия проживания этноса3.

«Экологией разума» называет новый способ думать об идеях и об агрегатахидейГ.Бейтсон(2000).Онполагает,чтозагадкабиологической эволюции и современный кризис в отношениях человека с окружающей средой могут быть поняты с точки зрения предлагаемой экологии идей, и утверждает, что экологическими могут быть названы вопросы

отом, как взаимодействуют идеи, существует ли естественный отбор, определяющий выживание одних и смерть других идей, какой тип экономики ограничивает разнообразие идей в данной области разума, каковы необходимые условия стабильности или выживания подобной системы. Фактически Бейтсон говорит о контексте как об экосистеме существования идей и воззрений по проблеме отношений человека с окружающей его средой.

У. Бронфенбреннер первоначально назвал разработанную им модель развития человека «экологической», затем «биоэкологической». Он утверждал, что с самого начала процесс развития представляет собой взаимодействие между организмом и его ближайшим окружением. Бронфенбреннеротмечал,чтоопиралсянаконцепциюЛ.С.Выготского

о«зонах ближайшего развития», и в одной из своих работ говорил о совпадении объема понятий «экология» и «контекст развития» (Bronfenbrenner, 1994).

Основной акцент в его модели делается на социальную средуразвитияребенка,понимаемуюдостаточношироко:отближайшего окружения—доэкономическихусловийсуществованиясемьиигоспод-ствующей политической системы. Экология развития в модели Бронфенбреннера — это реальные жизненные условия развития ребенка.

Э. Брунсвик ввел в психологию термин «экологическая валидность», что определяло степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности. Он утверждал, что «все проблемы психологии — не только психологии зрительного восприятия и обучения, но и более общие проблемы инстинкта, инсайта, интеллекта, мотивации, личностииэмоций—собираютсявокругодногообщегосвойства—дан-ной организму способности и тенденции приспособляться к случайным текстурам окружающей среды» (цит. по: Heft, 2001, с. 9).

Вконцепции Дж. Гибсона (1988) понятие «экологический подход, экологический мир» означает окружающий мир, который существенно отличаетсяотмира,описываемогофизикой.Отличиезаключаетсявтом, что наблюдатель и окружающий мир взаимно дополняют друг друга, образуя некоторое единство. Еще два словосочетания «экологическая оптика» и «экологическая ниша» присутствуют в концепции Дж. Гибсона, понятие «экологическая ниша» также встречается в работах по гештальтпсихологии и гештальттерапии (Colman, 2009).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... низших к высшим уровням ее интеллектуального развития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сфе­ры личности, обеспечивая устойчивую логику ее поведения в изменяющихся жизненных ситуациях. Движущие силы ... развития сами развиваются в ходе этого процесса, приобретая на каждом его ...

3 Подробный анализ концепции см.: Шмелева, 2005а.

108

Р. Баркер (Barker, 1968) использовал термин «экологическая психология» в одной из публикаций, но затем определил пространство своих исследований как экоповеденческую науку (ecobehavioral science), способную, по его мнению, дать концепцию и метод для понимания закономерностей структурирования контекста окружающей среды в социальные действия индивидуумов и социальных групп (Смит, 2003; Barker, 1968).

В концепции К. Левина встречаются два понятия, включающие термины с корнем «эко», — «психологическая экология» и «экологическое окружение». Согласно К. Левину, многофакторная психологическая среда (окружение) в том виде, как она переживается личностью, является наиболее значимой для анализа ее поведения. Изначально К. Левин вывел «не-психологические»факторы из контекста анализа поведения и поместил их в так называемое «экологическое окружение» (ecological environment), так как предполагал, что биологические и физические факторы среды должны быть исключены из психологического поля. По его мнению, эти факторы и процессы находятся на периферии человеческого опыта, но непосредственно не переживаются. Исследования Левина1940—1945гг. показали, что такие«не-психологические»факторы сильно влияют на психологическое поле. Он подчеркивал в своих последних работах, что изучение области поведения должно начинаться с определения соответствующих граничных условий этих факторов. Именно этот тип анализа был назван «психологической экологией», которую Левин понимал как подход к пониманию того, какая часть физического или социального мира будет определять во время текущего временно´го периода «пограничную зону жизненного пространства» (Левин, 2001; Heft, 2001).

Описание концепции, названной «экологической семиотикой», представлено у Нартовой-Бочавер(2008).

Автор опирается на понятие «семиотическаяэкология», используемоеА.Лангомсцельюпонимания экологических систем, например системы«личность—культура».

Приведенный анализ показывает, что в упоминаемых работах слово «экология» используется в основном в значении «контекст» и «целостность» и имеет отношение к среде существования и развития. Оно также употребляется как метафора понятия «экосистема» и в некоторых случаях — для обозначения географических, природных условий окружающей среды.

Экологическая психология

Современная (западная) экологическая психология (Э-психология)оформилась в середине1950-хгг. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что этим названием в западных психологических исследованиях именуется направление, развивающееся на методологических

2 стр., 594 слов

Психологический парадокс человека общая концепция

... будет изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...

109

позицияхэкологическогоподхода(Э-подхода)кзрительномувосприятиюДж. Гибсона4.

К предшественникам Э-подходаисследователи относят представителей функционализма (У. Джемса), философского бихевиоризма (Э. Холла), гештальтпсихологии (К. Левина, К. Коффку и Фр. Хейдера), а в качестве последователя называют Р. Баркера, автора концепции «behavioral setting» (паттерн или авансцена поведения).

Как пишет Х. Хефт (Heft, 2001), в большинстве исследований утверждается, что концепции Р.БаркераиДж.Гибсонаразвивалиськак«симпатизирующие»другдругу, но абсолютно независимые, тогда как ему видится между ними глубокая связь, имеющая корни в гештальтпсихологии, что могло бы, по его мнению, внести весомый вклад в развитие современнойЭ-психологии.Э-подходДж.Гибсонарассматриваетсякакодноизнаправленийиопре-деленнаяперспективакогнитивнойнаукивработахБ.М.Величковского(2006),атакжекакнаправлениеэколого-психологическихисследованийсовременной российской психологии (Панов, 2004).

Центральным в современной Э-психологииявляется понятие«affordance»—неологизм,созданныйДж.Гибсоном.Этословозаимствовано из немецкого языка (см.: Величковский, 2006), но в данном виде от-сутствуетвангло-русскихсловарях,атакжевтолковомсловареВебстера.Ванглийскомязыкесловопроисходитотглагола«afford»(бытьвсостоянии, позволить себе, давать, доставлять, делать доступным), относящегося к взаимоотношениям между организмом (личностью) и ее окружением, и трактуется каквозможность, предоставляемая окружающей средой для восприятия,действийиповедения,каквоспринимаемаяфункциональная значимость объекта, события или места. Понятие возможности лежит в основеконцепцииэкологическойоптики.Дж.Гибсон(1988)подчеркивал, что «affordance» является одновременно и фактом окружения, и фактом поведения, физическим и психическим феноменом и имеет отношение каккокружающейсреде,такикнаблюдателюэтойсреды.Онутверждал, что истоки понятия возможности были им найдены в концепциях Левина (в конструктах «поле» и «валентность») и Келлера (в утверждении, что значение и ценности являются качествами воспринимаемого поля) (Heft,2001).Д.Норман(Norman,1999)расширилпонятие,добавиввнего субъектные характеристики (цели, планы, ценности, прошлый опыт), влияющиенавосприятиефункциональныхвозможностейокружения.ПомнениюГ.Хефта,дальнейшиепутигештальтпсихологиииЭ-психологииразошлись, поскольку последняя в большей степени опиралась на радикальный эмпиризм У. Джемса, тогда как первая оставалась в рамках традиционных дуалистических кантианских воззрений (Heft, 2001).

4 Лишь однажды название «экологическая психология» связывалось с проблематикой классической экологии, т.е. с переносом биологических принципов анализа популяций на небольшиесоциальныесистемы(Stokols,1977),чтобыловызвановлияниемсоциальнойэкологии («Чикагская школа человеческой экологии») (Баньковская, 1991).

10 стр., 4836 слов

Б) Нормативы качества окружающей природной среды.

... в правовом регулировании экологических отношений. В) Нормирование качества окружающей среды. Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой является природные условия, условия на рабочем месте и ...

110

Идеи Дж. Гибсона получили дальнейшее развитие в работах Р. Баркера (Barker, 1968), предложившего концепцию для интерпретации наблюдений за разнообразными паттернами активности людей с позиций социофизических ситуаций, в которых люди оказывались в своей повседневной жизни. Понятие «behavioral setting» в русскоязычных изданиях переводится как «место поведения» (Андреева, 2005; Панов, 2004; Соловьева, 2006; Штейнбах, Еленский, 2004; Ясвин, 2000), что, по нашему мнению, значительно сужает семантическое поле данного понятия и ограничивает его исследовательские возможности, если при этом не раскрывается его семантическое содержание. Наш вывод подтверждается и ремаркой Г. Хефта (Heft, 2001, с. 252) о том, что понятие

«behavioral setting», как и понятия «perceptual system» и «affordance», в

публикациях часто используется (иногда ошибочно) в очень расплывчатых и неточных значениях.

Понятие «behavioral setting» включает в себя как статические, так и динамические,временные´ иситуационныехарактеристикииболееточно может быть переведено как «паттерн поведения» (ПП), понимаемый как система, структура, принцип, модель организации чего-либо.Как подчеркивают многие исследователи, возможности и паттерны поведения взаимосвязаны, но имеют отношение к разным уровням анализа: возможности концентрируются в большей степени на микроанализе и ситуациях развития, а поведенческие паттерны — на молярном уровне поведения и социальных действий. Р. Баркер стал рассматривать ПП как экологические комплексы наивысшего порядка, описывающие жизнедеятельность в конкретном сообществе. Концепция «паттернов поведения», так же как и концепция «возможностей», базируется на идее соответствия между физическими характеристиками паттерна и действиями, которые могут быть реализованы в его рамках. Р. Баркер полагал,чтоструктурамоделиповеденияиструктураатмосферы,среды, обстановкивданномППявляютсяконгруэнтными,соответствующими друг другу. Он описал конкретные свойства, присущие ПП, но утверждал, что перечень этот не исчерпывающий, поскольку необходимо учитывать динамические особенности этих экологических комплексов,

иговорил, что паттерны обрамляют индивидуальное поведение. Соответственно индивидуумы и их поведение являются неотъемлемыми компонентами ПП. Паттерн создается из конкретных поведенческих моделей, генерируемых и поддерживаемых их участниками. В то же время, будучи динамической структурой высшего порядка, паттерн создаетвозможностидляповеденческихактовидействий индивидуумов

игрупп, включенных в паттерн (Heft, 2001, с. 254).

Впоследних публикациях Р. Баркер подчеркивал: область, которой он занимался, была достаточно далека от той, что он назвал «экологической психологией» в своих ранних работах. Ее содержанию в большей степени соответствует название «экоповеденческая наука».

111

4 стр., 1713 слов

Психология образовательной среды

... взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.). Образовательная среда есть ... и саморегуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной ...

Дальнейшее развитие концепция Дж. Гибсона получает в работах Д.

Грино (Greeno, 1994), В. Мейса (Mace, 2000), Г. Хефта (Heft, 2001), Дж.

Юнта (Yunt, 2001), а также в многочисленных публикациях по проблеме возможностей (affordance), предоставляемых или не предоставляемых окружающей средой для развития и жизнедеятельности (Children…, 2006; Clark, Uzzell, 2002; Kytta, 2002).

Р. Гиффорд (Gifford, 2002) и Р. Кауфман-Хайоз(Kaufmann-Hayoz,2006) полагают, что принципы экологической психологии могут быть рассмотрены в качестве методологических основ современной психологии взаимодействия с окружающей средой.

Экопсихология — изучение и конструирование отношений человека с природной средой

В последнее десятилетие ХХ в. психология вплотную подошла к необходимости создания нового направления, основной задачей которого было бы изучение и «врачевание» отношений человека и природы. Название экопсихология (ЭП) было предложено в 1992 г. социальным историком Т. Росзаком. Несмотря на то что область исследований«человек—природа»существует столетия, именно ЭП рассматривается как призыв к спасению планеты от разрушений, вызванных человеком. В рамках ЭП Дж. Хиллман (Hillman,1995) призывает к ревизии психологии, полагая, что она должна учитывать природный контекст всех психическихпроцессов,всейчеловеческойжизни.ПомнениюТ.Росзака (Roszak, 1995), ЭП — это та область, где встречаются психология и экология с целью наладить здоровое и устойчивое взаимодействие человека с естественным окружением (природой).

ЭП изучает взаимоотношения между человеком и природой путем интеграции психологии и экологии и утверждает, что экологическое здоровье планеты в большой степени зависит от экологического разума, от сознательностиееобитателей. Для егодостижениянеобходимоглубокоепроникновениевличностныепроблемы и понимание места человека в окружающей природной среде.

Центральной в ЭП является концепция «экологической самости», в которой психика и мир сознательно соединены в психологическом восприятии себя самого и своего места в мире (Naess, 1995).

Средовая идентичность рассматривается здесь как важнейший компонент личностной идентичности (Identity…, 2003; Roszak et al., 1995).

В

российских исследованиях значимость средовой идентичности в социальных репрезентациях отмечала Г.М. Андреева (2005).

Другими важными понятиями являются: «биофилия» — любовь к природе; «экологическое бессознательное» — то, что позволяет людям испытывать чувство вины за вред, наносимый природе; «экологическое эго», вдохновляющее человека на ответственное отношение к своему природному окружению (Roszak, 1995).

112

ЭП имеет много корней в различных областях знаний: от психологии, философии, экологии, биологии до духовных течений Востока и Запада (Шмелева, 2005а).

Среди западных философских концепций следует отметить ряд особо значимых для формирования целостного представления о мире и нравственного отношения к природе.

9 стр., 4326 слов

Загрязнение окружающей природной среды

... и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших ... среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии ...

Во-первых,это философская концепция холизма, представленная Я. Смэтсом в 1926 г. (Smuts, 1999).

В.И. Вернадский назвал ее предвестником будущего расцвета науки и определил как теорию целостности и творческой эволюции во всеобщей системе природы, с которой должен считаться современный ученый. Он писал, что философия холизмапо-новомупытается перестроить теорию познания через новое понимание живого организма как единого целого в биосфере и может иметь большое значение для решения частной проблемы о непроходимой грани, разделяющей живые и косные естественные тела биосферы

(Вернадский, 2002, с. 458).

Во-вторых,это глубинная экология (Deep ecology) — философская доктрина, выдвинутая норвежским ученым, философом и общественным деятелем А. Наессом (Naess, 1995) и получившая практическое выражение в общественном движении с тем же названием. Основные ее принципы сводятся к следующему: все живые существа или виды имеют равную ценность сами по себе, что отличает ее от любой инструментальной или утилитарной ценности, которую они могут представлять для других существ. Люди могут взаимодействовать с другими существами только по поводу своих жизненных потребностей, но не для того, чтобы удовлетворять свои неуемные желания. Даже неживые существа — реки, горы — имеют внутреннюю ценность. Нет градации внутренней ценности, она абсолютна. Отношения с миром А. Наесс разделяет на глубинные и поверхностные и полагает, что необходимы глубинные изменения в установках, отношениях, духовное внутреннее изменение самого человека. Люди — часть природы. Ответственный образ жизни более согласуется с истинными человеческими целями, чем нынешний деструктивный подход к взаимодействию с природой. Глубинные вопросы — это вопросы о качестве жизни, о чувстве удовлетворенности, беспокойство о главном. Одна из задач человеческогосуществования—самореализациякакнепрерывныйпроцессосознаниятого, что Я не заканчивается личностью, а расширяется до целостногомира—такназываемаяширокаяидентификация.Человекунеобходимоизбавиться от понятий «объект» и «субъект» и почувствовать целостность и сопричастность всему. Концепция допускает, что каждый должен конструировать свою философию (возможно, на основе одной из существующих систем — христианства, буддизма, гуманизма), так называемую экософию.

В-третьих,это концепция биоэтики (земельной этики) А. Леопольда, которая позволила распространить этические принципы не только

113

8 ВМУ, психология, № 3

на взаимоотношения людей, но и на всех существ, живущих на земле, на отношение к земле и сохранение природных богатств и ресурсов

(Leopold, 1995).

В-четвертых,это идея конечности и ограниченности природных ресурсов земли, высказанная Г. Хардином в 1968 г. (Hardin, 1995) и получившаяметафоричноеназвание«Трагедияобщин».Метафораполучила дальнейшееразвитиевпонятии«Глобальныесовместныересурсы»(Global commons), под которыми понимается вся природа и биосфера планеты.

В-пятых,это концепция Геи (Gaia theory) Дж. Лавлока (Lavlock, 1991), рассматривавшего Землю как целостный живой организм. Идеи ЛавлокасозвучныконцепцииВернадского,работыкоторогообиосфере стали доступны на английском языке лишь в последние годы. В одной из статей Лавлок признал Вернадского своим предшественником.

Как отмечают многие исследователи, из психологических концепций ХХ в. наиболее значимыми для становления и развития ЭП являются концепции К. Юнга, С. Грофа и Дж. Хилмана. К. Юнг писал о дегуманизации мира, об оторванности человека от природы, о чувстве изолированности Человека в Космосе. Он полагал, что вместе с потерей контакта с природой потеряна и мощная энергия, которая питала эту символическуюсвязь.Дж.Юнт(Yunt,2001)отмечал,чтоК.Юнгникогда ничего не писал о науке экологии и никогда не подозревал, что появится область знаний, называемая ЭП. В то же время предложенный им глубинно-психологическийподход является релевантным приемом для понимания и обращения с психологическими корнями экологических проблем современного мира, с использованием концепции архетипа, коллективного бессознательного, регрессии, архаичного сознания. По мнению Т. Росзака, идея К. Юнга о коллективном бессознательном может оказаться наиболее важной концепцией глубинной психологии для развития ЭП (Roszak, 1995).

К. Юнг верил, что природа была одним из четырех архетипических образов, которые подавлялись в разуме цивилизованного человека. Потерю связи с бессознательной идентичностью он видел в качестве одной из причин потери психического здоровья. Он полагал, что психика служит инструментом восприятия мира, сохраняя способность к конструированию образа мира, который может быть экоцентричным в противопоставление эгоцентричному (Yunt, 2001).

Трансперсональная психология, основателями которой выступили в1960-егг.известныепсихологигуманистическогонаправления,считается еще одной значимой концепцией для становления ЭП. По мнению С. Грофа (2001), нынешний глобальный кризис является кризисомдуховно-психическим,ибо он отражает уровень эволюции сознания человеческого вида. В последние годы он, как и многие ученые, обращал внимание на то, что важными причинами разрастания глобального кризиса былиньютоново-картезианскаяпарадигма и монистический материализм, которые господствовали в западной науке на протяжении

114

Шмелева. Психология среды — Стр 2

последних трех сотен лет. Такой образ мышления включал в себя резкое раздвоение между разумом и природой, а вселенную представлял как гигантскую сверхмашину, управляемую законами механики.

Дж. Хиллман (1996), рассматривая психотерапию в контексте ЭП, отмечает, что за плечами психологии уже сотни лет психотерапии, но люди становятся все более чувствительными, а мир делается все хуже и хуже. Причину он видит в том, что без всякого внимания психологии остается сам ухудшающийся мир. Отделяя душу от внешнего мира, не признавая факта, что душа обитает в этом мире, психотерапия загнала себя в тупик. На всем во внешнем мире лежит печать нездоровья: запущенные здания, неухоженные свалки, несовершенные учреждения, школы, банковские системы. Внешний мир стал подозрительно токсичен, он полон симптомов нездоровья. Именно здесь Хиллман видит истоки бегства в себя, причины аутизма и депрессии. Он полагает, что ЭП может стать основой новой терапии и через погружение в природу решить два взаимосвязанных комплекса проблем — психологических, вытекающих из особенностей западной индустриальной культуры и из нарастающего разрыва с природой, и терапевтических, нацеленных на исправление патогенетического эффекта культуры, все больше изолирующей человека и доминирующей над природными процессами.

Психология взаимодействия с окружающей средой

Психология взаимодействия с окружающей средой (ПВОС)5 на про-

тяжении многих лет бурно обсуждалась в зарубежной и российской научной литературе (Дерябо, 1999; Нийт и др. 1989; Панов, 2004; Соловьева, 2006; Черноушек, 1989; Шмелева, 2004, 2006; Штейнбах, 2004;

Ясвин, 2000; Altman, 1977; Ittelson et al., 1974; Niit et al., 2002; Proshansky, Hanlon, 1977), но до сих пор нет общепризнанного представления о ее роли и месте в пространстве психологической науки, а также о названии (Большой…, 2005).

Р. Соммер пишет, что эта дисциплина и область исследования имела вереницу названий: «архитектурная психология», «экологическая психология», «экоповеденческая наука», «социофизическоепроектирование»имножестводругихтерминов,связанныхс экологией(Sommer,2000).Впоследние10—15летнаметилсяопределен-ный консенсус, который позволил авторам многочисленных учебников и руководств отразить в названии дисциплины два ключевых момента: типологиюокружающейчеловекасредыивзаимодействиекакосновную характеристику взаимоотношений человека со средой. Основоположники этой области психологии Д. Стоколс (Stokols, 1977) и И. Альтман (Altman, 1977) полагали, что она изучает взаимоотношения между психическими процессами и процессами социофизической окружающей

5 Методологические основы ПВОС были ранее нами рассмотрены (см.: Шмелева, 2004, 2005б, 2006).

115

среды. Р. Гиффорд определил ПВОС как «изучение взаимодействия между индивидуумами и их физическим окружением» (Gifford, 2002).

Следует подчеркнуть, что в отличие от Э-психологииПВОС является областью прикладных психологических исследований. Несомненное влияние на ее развитие оказали эргономика, техническая эстетика, архитектурная психология, прикладная социальная психология. По мнениюбольшинстваисследователей,появлениеПВОСсвязаносдвумя основными причинами, первая из которых — ограниченные возможности классической психологии в изучении взаимодействия со средой

влабораторных условиях; вторая — социальный запрос от различных сфер общественной практики.

Анализ выпущенных базовых учебников по ПВОС представлен

встатье Дж. Симе (Sime, 1999).

Обстоятельный обзор конкретных прикладных зарубежных исследований в рассматриваемой области до середины 1990-хгг. был подготовлен в рамках проекта ИП РАН (Лапин, Епифанов, 1995), а также представлен в статье Ю. Абрамовой (1995).

В этих работах были выделены следующие основные проблемы прикладных исследований: 1) стресс как результат реакции человека на взаимодействие с окружающей средой; 2) поведение в окружающей среде; 3) восприятие и оценка людьми окружающего их пространства; 4) пространственное познание и ментальная репрезентация среды.

Более широкое описание проблем ПВОС представил Р. Гиффорд (Gifford, 2002).

Помимо уже перечисленных сюда вошли: 1) личность и окружающая среда; 2) персональное пространство, территориальность, скученность (перенаселенность), приватность; 3) взаимодействие с окружающей средой в городах и в местах непосредственного проживания (резиденциях); 4) взаимодействие в образовательной среде; 5) взаимодействие с окружающей средой на рабочем месте и в организациях; 6) взаимодействие с экстремальной природной средой, риск, инвайронментальный стресс и совладания с катастрофическими ситуациями; 7) управление ограниченными природными ресурсами; 8) проектирование окружающей среды, более приспособленной для жизнедеятельности (ландшафтный дизайн, социальный дизайн).

По мнению Ч. Влека (Vlek, 2000), перспективными направлениями исследований являются: 1) восприятие, познание и оценка человеком своего окружения в зависимости от основной установки (антропоцентрической или экоцентрической), культурных различий, базовых ценностей и убеждений, сформированных в процессе обучения и социализации; 2) отношения между раздражающим воздействием среды, стрессом, вызванным воздействиями среды, и качеством жизни; 3) когнитивные, мотивационные и социальные факторы в эксплуатации окружающей среды; выявление поведения, приносящего вред окружающей среде; 4) анализ вклада психологии в реализацию концепции устойчивого развития; изучение поведения, стиля жизни и организа-

116

ционных культур в рамках данной концепции; 5) принятие решения в ситуации общественной дилеммы (commons dilemma) и применение моделей и методов изменения паттернов «неустойчивого» поведения; 6) обеспечение психологической поддержки в формировании политики в области управления проблемами окружающей среды, в принятии решений при оценке риска.

За последние 20 лет важной для ПВОС стала проблематика локальных, региональных и глобальных экологических проблем, что повлекло за собой появление и разработку ее нового направления — психологии устойчивого развития (Bonnes, Bonnaiuto, 2002; Schmuck, Schultz, 2002).

Устойчивое развитие (УР) рассматривается в настоящее время как процесс гармоничного экономического развития, удовлетворяющий принципам социальной справедливости и экологической ответственности. СмыслконцепцииУРраскрываетсякакразвитие,котороеобеспечивает удовлетворениепотребностейнынеживущихпоколенийбезущемления возможностей будущих поколений (Наше.., 1987).

Роль психологии в решении глобальных проблем постепенно осознается профессиональным психологическим сообществом(Kaufmann-Hayoz,2006; Pawlik, 1991; Uzzell, 2000).

Заключение

В современной зарубежной психологии междисциплинарная проблемавзаимодействиячеловекасокружающейсредойизучаетсяирешается в четырех взаимосвязанных областях, отношения между которыми могут быть представлены в виде диаграмм Эйлера—Венна(рисунок).

Структурирование предметного поля проблемы, более определенное очерчивание его семантических границ, соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека и человеческого сообщества с окружающей средой, как это наблюдается сегодня в развитых странах Европы, Канаде и США.

1

3

2 4

5

Пространство существования проблемы взаимодействия с окружающей средой. Условные обозначения: 1 — проблема взаимодействия с окружающей средой; 2 — экологическая психология; 3 — экопсихология; 4 — психология взаимодействия с окружающей средой; 5 — психология устойчивого развития

117

Список литературы

Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопр. психологии. 1995. № 2. С.130—137.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.Баньковская С.Н. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.

Большойпсихологическийсловарь/Подред.Б.Г.Мещерякова,В.П.Зинченко. М., 2005.

Бурменская Г.В. Экологическая ориентация в современной американской психологии // Вопр. психологии. 1985. № 4. С.155—162.

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М.,

2006.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания.

М., 2001.

ДерябоС.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические и теоретические проблемы экологической психологии // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 6. С.5—18.

Лапин Е.В., Епифанов Е.Г. Психологические аспекты взаимодействия человека

иокружающей среды // Психология и окружающая среда / Редкол.: В.Н. Носуленко

идр. М., 1995. С. 60—93.

Левин К. Динамическая психология. М., 2001.

Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета, предисл. Г.Х. Брутландт. М., 1989.

Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб., 2008.

Нийт Т., Хейдметс М., Круусвал Ю. Психология среды в Эстонии // Средовые условия развития социальных общностей / Под ред. Т. Нийта, М. Раудсепп, М. Хейдметса. Таллинн, 1989.

Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.,

2004.

Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика. СПб.; М., 2003.

Соловьева Е.А. Основы средовой психологии. СПб., 2006.Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Хиллман Дж. Архетипическая психология / Под ред. В.В. Зеленского. СПб.,

1996.

Шмелева И.А. Методологические проблемы развития «Психологии взаимодействия с окружающей средой» // Вестн.С.-Петерб.ун-та.2004. Сер. 6. Вып. 3. С.110—119.

ШмелеваИ.А. Экология и культура в контекстекросс-культурнойпсихологии и психологии взаимодействия с окружающей средой //Кросс-культурнаяпсихология: актуальные проблемы / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. СПб., 2005а.

Шмелева И.А. Экопсихология: научные основы и духовные истоки // Вестн.С.-Петерб.ун-та.2005б. Сер. 6. Вып. 1. С.75—84.

Шмелева И.А. Психология экологического сознания. СПб., 2006.

Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.,

2004.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.

118

Altman I. Research on environment and behavior: A personal statement of strategy // Perspectives on environment and behavior: Theory, research and application / Ed. by D. Stokols. N.Y.; L., 1977. P.303—323.

Barker R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA, 1968.

Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dassеn P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, UK, 2002.

Bonnes M., Bonaiuto M. Environmental psychology: Fromspatial-physicalenvironment to sustainable development // Handbook of environmental psychology / Ed. by R.B. Bechtel, A. Churchman. N.Y., 2002. P.28—54.

BronfenbrennerU.,CeciS.Nature-nurturereconceptualizesindevelopmentalperspective: A bioecological model // Psychol. Rev. 1994. Vol. 101. N 34. P.568—586.

Children and their environments: Learning, using and designing spaces / Ed. by C. Spenser, M. Blades. Cambridge, MA, 2006.

ClarkC.,UzzellD.Theaffordancesofthehome,neighborhood,schoolandtowncenter for adolescents // J. of Environment. Psychol. 2002. Vol. 22. N1—2.P.95—108.

Colman A.M. Oxford dictionary of psychology. 3rd ed. Oxford, UK, 2009.

Gifford R. Environmental psychology: principles and practice. Victoria, Canada, 2002.Greeno D. Gibson’s affordances // Psychol. Rev. 1994. Vol. 101. N 2. P.336—342.HardinG.Thetragedyofthecommons//People,penguins,andplastictrees:Basicissues

in environmental ethics / Ed. by Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P. 330—338.Heft Н. Ecological psychology in context: James Gibson, Roger Baker and the legacy

of William James radical empirism. Mahwah, NJ; L., 2001.

Hillman J. A psyche the size of the earth: a psychological forward // Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995. P.xxvii-xxiii.

Identity and the natural environment: The psychological significance of nature / Ed. by S. Clayton, S. Opotow. L., 2003.

Ittelson W. H., Proshansky H., Rivlin L., Winkel G. Introduction to environmental psychology. N.Y., 1974.

Kaufmann-Hayoz R. Human action in context: a model framework for interdisciplinary studies in view of sustainable development // Umwelt Psychologie. 10 Jg., Heft 1, 2006. S.154—177.

Kytta M. Affordances of children’s environments in the context of cities, small towns, suburbs and rural villages in Finland and Belarus // J. of Environment. Psychol. 2002. Vol. 22. P.109—123.

Leopold A. The land ethics // People, penguins, and plastic trees: Basic issues in environmental ethics / Ed. by Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P.142—151.

Lovelock J. Gaia: The practical science of planetary medicine. L., 1991.

Mace W.M. Discussion: The roots of emerging ecological psychology // Ecological Psychol. 2000. Vol. 12. N 4. P.345—352.

Naess A. Self realization: an ecological approach of being in the world // People, Penguins, and Plastic Trees. Basic issues in environmental ethics / Eds Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P.192—197.

NiitT.,RaudseppM.,HeidmentsM. Environmental psychology in Estonia:AHard-to-Kill Enterprise // Psychology in the Balticas: At the crossroads / Abstr. from the 5th Intern. Baltic psychol. conf. (Tartu (Estonia), August22—25,2002).

P.44—45.

Norman D. Affordances, convention and design // Interactions. 1999. Vol. 6. N 3 (May).

P.38—43.

PawlikK.Thepsychologyofglobalenvironmentalchange:Somebasicdataandagendafro cooperative international research // Int. J. of Psychology. 1991.Vol. 26. N 5. P.547—563.

Proshansky H.M., Hanlon T.O. Environmental psychology: Origins and development // Perspectives on environmental and behavior: Theory, research and application / Ed. D. Stokols. N.Y.; L., 1977. P.101—127.

119

Roszak T. Where Psyche meets Gaia // Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995. P.1—17.

Roszak T., Gomes M.E., Kanner A.D. Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind. / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995.

Schmuck P., Schultz W.P. Psychology of sustainable development. Boston, 2002.Sime J.D. What is environmental psychology? Text, content and context. Reviewed by

J.D. Sime // J. of Environment. Psychol. 1999. Vol. 19. P. 191—206.

Smuts J.C. Holism and evolution: The original source of the holistic approach to life. N.Y., 1999.

SommerR. Discipline and field of study:A search for clarification // J. of Environment. Psychol. 2000. Vol. 20. P.1—4.

Stokols D. Origins and directions ofenvironment-behavioralresearch // Perspectives on environmental and behavior: Theory, research and application / Ed. by D. Stokols. N.Y.; L., 1977. P.5—31.

Uzzell D. Thepsycho-spatialdimensions of global environmental problems // J. of Environment. Psychol. 2000. Vol. 20. N 3. P.307—318.

Vlek C. Essential psychology for environmental policy making // Int. J. of Psychol. 2000. Vol. 35. N 2. P.153—167.

Webster М. Webster’s new collegiate dictionary. Springfield, MA, 1976; URL: http://www.merriam-webster.com/(2006)

Yunt J.D. Jung’s contribution to an ecological psychology // J. of Humanit. Psychol. 2001. Vol. 41. N 2. P.296—121.

Поступила в редакцию

18.02.10