31. Структурализм э. Титченера. Психология акта ф. Брентано. Функционализм. Психология у. Джеймса

Эдвард Титченер- его вклад заключается в том, что он придал психологии научный статус, сформировал оперативные способы и научный аппарат и настаивал на подготовке экспериментальных психологов. Изображал объект психологии в облике системы примитивных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, восприятий), из которых создается все разнообразие внутренней жизни.

Задача психологии — раскрытие простых структур сознания, не поддающихся дальнейшему разделению, выяснение законов интеграции этих элементов, а также обнаружение связи психологических составляющих с физиологическими процессами. Центральным методом психологии в данном случае является аналитическая интроспекция. Интроспекция- не просто самонаблюдение, а способность изображать явления сознания как таковые.

Структурная школа считает своим объектом сознание, постигаемое с помощью разделения на составляющие.

Э. Б. Титченер разделял три категории составляющих: ощущение (элементарный процесс, имеющий качество, интенсивность, четкость, работа), образ и чувство. Титченер выдвинул теорию смысла, где знание о предмете основывается на комплексе чувственных элементов.

Ф. Брентановвел понятие интенционального акта. Интенциональный акт — внутринаправленность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы:

1) представления; 2) суждения; 3) эмоции.

У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект).

Уильям Джеймс (1842−1910) утверждал, что внутренний опыт человека — это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор).

Он предложил концепцию, в соответствии с которой первоначальными становятся трансформации в мышечной и сосудистой системах организма, а вторичными — порожденные ими экспансивные состояния.

32.Эксперементальные психологические исследования в конце 19−20 В. Возникновение педологии и психотехники

Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента.

10 стр., 4965 слов

2.2.1. Экспериментальная психология сознания

... ). Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в ... рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал ...

Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Приемы, с которыми связано исследование чувств, названы — «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные волнения.

Наряду с «методом впечатлений». Г. Фехнер реализовал методическую разработку. Значительным для этого способа является прием индивидуального сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых раздражений, на базе которых индивид осуществляет выбор избираемого или отклоняемого внешнего объекта.

Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Исследование ассоциаций стало предпосылкой копытному постижению памяти. Г. Эббингауз — один из исследователей ассоциаций и памяти.

Для исследования памяти Г. Эббингаузом были выделены три способа запоминания:

1) метод глубокого заучивания заключался в неоднократном воспроизведении больших рядов слогов до полного, безошибочного их повторения;

2) метод экономии позволял выявить, в какой мере каждое новое воспроизведение оказывает облегчающее воздействие на безошибочное повторение прежде заученного ряда слогов.

3) метод корректировки подразумевает пользование подсказкой тогда, когда испытуемый прерывался либо допускал погрешность.

Педология — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка. Возникновение Педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Термин «педология» был предложен Оскаром Крисменом. Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.

28 стр., 13668 слов

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

... методов исследования психики и экспериментальной психологии. В середине прошлого века английский психолог Г. Спенсер впервые заявил, что предметом психологии являются ассоциации ... его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Олпорт ... определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не ...

Подъём педология как дисциплина пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года. В школах было внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. Основной удар по педологии нанесла формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость применения тестирования.

Психотехника -отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда.

Основными задачами психотехники признавались:

1) осуществление отбора профессионального и ориентации профессиональной;

2) изучение процесса труда;

3) приспособление человека к машине и, наоборот;

4) выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама);

В России психотехника была связана с именем И. Н. Шпильрейна.

33. Общая характеристика открытого кризиса в зарубежной психологии (10-е-середина 30-х г. Г. XX века)

До кризиса, единым предметом психологии было сознание, а методом исследования — интроспекция. Во множестве возникающих новых теоретических воззрений формировалось новое понимание предмета этой науки. При этом каждая из научных школ, каждое направление отстаивали свой собственный предмет, отличный от других. Первый период кризиса — третья четверть 70-х гг. XIX в. — первое десятилетие XX в. Введя в психологию эксперимент (что было, несомненно, позитивным фактом), Вундт, вместе с тем, ограничил возможности его применения областью только элементарных процессов. К тому же и сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей — физиологии органов чувств, психофизики и психометрии, — сохранил свойственный этим областям физиологический характер и был лишь дополнен данными самонаблюдения. Однако вскоре после возникновения эксперимента он не только проникает практически во все области психологии, но меняется и его характер: из физиологического, каким он был по преимуществу у Вундта, он превращается в собственно психологический эксперимент у Эббингауза и других психологов. В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса — собственно период «открытого кризиса», который продолжался до середины 30-х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

5 стр., 2445 слов

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг

... хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии. Теория В.М. ... поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. Третий принцип — принцип ... направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и ... которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и ...

Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв. Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека. Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции и выступил с обоснованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению. Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии и отстаивала идею о социальной природе человеческой психики и ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология — обширное научное течение, имеющее ряд вариантов. Третий период кризиса характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или «гуманистическая», психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. Единство ... не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана ...

34.Бихевиоризм и необихевиоризм. Анализ решения проблемы эффективности психологического исследования в бихевиоризме. Бихевиоризм

«Отцом» бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона. Бихевиоризм называли «психологией без психики», т. е. психика идентична сознанию. Предметом — является поведение человека. Дж. Уотсон предложил регистрировать зримые проявления в поведении человека, которые рождаются внешними влияниями сознательно. Согласно формуле «Sh» R" (стимул-реакция) ответные реакции субъекта могут быть генетическими (наследственными) и приобретенными. Под наследственными имелись в виду рефлексы, физиологические реакции и простые эмоции; приобретенные — это привычки личности, его поведение, степень развития когнитивных процессов, усложненные чувства. Механизм исследования протекает по следующей схеме: под влиянием абсолютного стимула появляется наследственная реакция, которая находится в непосредственной связи с новыми условными стимулами.

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

... объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При ... из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная ... люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики ...

Дж. Уотсон проводил эксперимент: в качестве безусловного стимула выступал резкий звук (или другое внешнее воздействие), которое вызывало у маленького ребенка страх, в сочетании сус-ловным стимулом в виде кролика. Через некоторое время было замечено, что даже простой показ кролика ребенку вызывал у него возникновение чувства страха. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.

Необихевиоризм

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул — реакция», но появились психологи, которые поставили этот постулат под сомнение.

Эдвард Толмен (1886−1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Проводил опыт с крысами и лабиринтом. Вывод: поведением управляют не те стимулы, а своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».

Бурхус Скиннер (1904−1990).

Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией. По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении. По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление. Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.

35.Гештальтпсихология. Основные направления исследований в области восприятия, мышления, личности.

Гештальтпсихология психология говорит о целостности сознания. Сознание представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам. Мысль о том, что внутренняя, системная организация целого обеспечивает свойства и функции составляющих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время ...

С помощью этого можно изучить ряд важных составляющих восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его непосредственного окружения («фона») и др.

Датский психолог Э. Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади.

М. Вертгеймер,В. КелериК. Коффка в опытах над животными показали, что, игнорируя психические образы — гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.

Д.Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения. В 1917 году Келлер распространил принцип структурности на объяснение мышления, Коффка пытался построить на этом принципе теорию психического развития в онто- и филогенезе.

Критике гештальтистов подвергалась формула «проб и ошибок». В опытах над обезьянами они открыли такое восприятие отношений, как инсайт.

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Теорию, близкую к гештальтизму развивал К. Левин. Он назвал ее «теорией поля». Личность изображалась как «система напряжений». Левин провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. В результате опытов, он вывел феномен, получивший название «эффект Зейгарник». Его суть в том, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем.

36.Глубинная психология. Психоанализ з.Фрейда.Проблема безсознательного в психологии. Индивидуальная психология а.Адлера.Аналитическая психология к.Г.Юнга

Выдвинула идею о независимости психики от сознания и. пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Психоанализ Фрейда (1856 -1939): формировался в условиях крушения патриархальных принципов, соперничестве политических сил и поражении либерализма, расцвета национализма в Австрии. Структура личности становится учением о 3 инстанциях- «я», «оно», «Идеал-я». Система психоанализа: 3 сферы психики — сознательное (имеет свойство переживания), предсознательное (имеет способность сознания}, бессознательное (вытесненная бессознательная психика, на имеет способности проникнуть в сознание).

Психическое объясняется из психического путем анализа объективных проявлений бессознательного. Методы: 1) основной — анализа свободно всплывающих ассоциаций; 2) толкования сновидений; 3) анализ ошибочных действий.

Альфред Адлер (1870 -1937) обратил внимание на новый подход Фрейда в лечении неврозов, особенно на его книгу «Толкование сновидений», которую считал величайшим вкладом в понимание человека. Разрыв с Фрейдом произошел на почве теоретических расхождений, т.к. Адлер отрицал сексуальную этиологию неврозов и других феноменов. Стиль жизни отражает уникальность индивида; это понятие здесь приравнивается к «я», к личности. Формирование стиля жизни зависит от семьи, особенно от матери. Социальное чувство выражает связи между людьми в обществе. Оно развивается в 3 жизненных сферах: профессиональной деятельности, социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Условия, способствующие появлению чувства неполноценности в раннем детстве: 1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия; 2) неправильное воспитание, результатом которого являются изнеженные дети; 3) неправильное воспитание, в результате которого появляются бессердечные дети. Укреплению веры в свои силы способствует воспитание в детях упорства, отсутствие насмешек, принуждения (бессмысленного), наказаний и др.

Карл Густав Юнг (1875 -1961) экспериментировал со словесными ассоциациями и обнаружил бессознательные комплексы — психические фрагменты, выделившиеся после психических травм, в центре которых — эмоционально окрашенное содержание. Заинтересовался исследованиями Фрейда. Использовал в своей практике психоанализ, метод контролируемых ассоциаций (модификация ассоциативного эксперимента).

Сотрудничает с Фрейдом с 1906 года. Однако в 1912 году критикует Фрейда. Личное бессознательное-поверхностный слой психики, включает все содержания, связанные с индивидуальным опытом; содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное — главная роль; сверхличная бессознательная психика, включает инстинкты, влечения, представляющие в человеке природное существо, и архитипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика, включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, наследство от животных и пр. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности.

37.Эго-психология. Нейрофреедизм и его варианты. Концепция человека и личности в глубинной психологии.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Концепция человека и личности в глубинной психологии Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также побуждений, стремлений, мотивов в психической жизни. A. Адлера, фрейдизм, аналитическая концепция К. Г. Юнга, экзистенцинальный анализ Л. Бинсвангера, «гормическая» концепция B. Макдугалла, неофредизм.

З. Фрейд сформулировал главные понятия в глубинной психологии, такие как фиксация, регрессия, вытеснение и др. А. Адлер определял в качестве одного из главных мотивов стремление к самоутверждению. В дальнейшем система, разработанная А. Адлером, стала источником «культурно-социологических» тенденций глубинной психологии. С другой стороны, К. Г. Юнг развернул представление о функциях и структуре бессознательного, включающее и коллективное бессознательное. Идеи глубинной психологии оказали значительное влияние на различные отрасли психологии, а также на медицину. Она повлияла на развитие отрасли медицины, которая рассматривает влияние психологических факторов на соматические заболевания. Патологические состояния психики определяются непросто как заболевания, а как психологические трудности психологические конфликты, которые приняли резко выраженную открытую форму. Отрицая интроспективное воззрение, которое отождествляло психику с ее «явленностью», открытостью сознанию субъекта, глубинная психология заняла определенную позицию, которая несовместима с научно-детерминантным подходом.

Главные, побудительные причины действий человека изучаются в качестве изначально заложенных в его психологическом динамическом аппарате, который является бессознательным по своей сущности +. Л. С. Выготский, исходя из марксистской теории, противопоставил как «поверхностной» психологии, которая изучает различные феномены сознания интроспективным методом, т. е. методом самонаблюдения, так и глубинную психологию «вершинную», исследующую зависимость системы психологических функций (включая волю и аффекты) от исторически изменчивых форм культуры.

38.Проблема общественно-истореской обусловленности человеческой психики во французской социологической школе. Концепция двух типов мышления Л. Леви-Брюля. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П. Жане

В противоположность индивидуализму ассоцианистической психологии Эмиль Дюркгейм выдвинул идею об определяемости высших психических процессов человека обществом. Эта идея развивалась на основе созданной им социологической концепции о природе общества и общественных отношений. В результате Дюркгейм приходит к признанию двух факторов в развитии сознания человека.

Трактуя общество как совокупность коллективных представлений, коллективное сознание, а общение индивидов — как психологическое общение во время коллективных собраний, церемоний, религиозных праздников и обрядов, Дюркгейм рассматривал индивида вне реальных производственных отношений — «скорее как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев).

Люсьен Леви-Брюль проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. В практических действиях, например, мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе. Поставленная Леви-Брюлем проблема социальной обусловленности человеческой психики и ее развития в ходе истории явилась важным шагом на пути к пониманию природы человека.

П.ЖанеВ П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания).

К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. Действия.

39.Описательная психология. Проблема предмета и метода психологии по в.Дильтею. Психология э. Шпрангера

Описательная психология (descriptive psychology).

Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о чел. Однако подходы и содержание совр. ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам Гербарта, Фехнера и Вундта, были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее О. п. как источнику информ. о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология.

Вильгельм Дильтей (1833−1911), представитель «философии жизни», выступил скритикой традиционных философских школ с претензиями на новое миропонимание, созданное в самой жизни, этой единственной действительности, изучаемой с помощью созидательных инстинктов и гениальной интуиции. Главный психологический трактат — «Описательная психология» (1894 г.).

Согласно В. Дильтею все науки о духе должны основываться на психологии. Естественнонаучная принадлежность психологии, в особенности во время ее становления как автономной науки, принимает у В. Дильтея негативную окраску. Критике подверглись позиции психологии, которую В. Дильтей называет пояснительной, ее предположения в изображении элементов — атомов и их ассоциациий и пр., которые нельзя аргументировать.

Принципы В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрингера (1882−1963).

Ее задачами стали изучение отношения персональной духовной структуры личности к структуре объективного духа и обнаружение видов смысловой устремленности, получивших название «формы жизни».

От общего утверждения В. Дильтея о взаимодействии структуры внутренней жизни с культурой и о ценности как обусловливаемой экспансивным отношением личности Э. Шпрингер переходит к систематизации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, началу.

Э. Шпрингер выделяет шесть видов объективных ценностей: абстрактные, экономические, эстетические, общественные, политические, культовые.

40.Важнейшие тенденции развития отечественной психологии в 20−30х годах 20 В. Культурно историческая теория л.С.Выгодского

Выготский Лев Семенович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

Важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20−30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития.

Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период.

41.Становление деятельностного подхода. Психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. Теория. Учение о деятельности А.Н.Леонтьева. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Психология установки Д.Н.Узнадзе

Предмет: Субъект, включенный в деятельность Принцип единства сознания и деятельности — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930−40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как: самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека); как объяснительный принцип. Деятельность в отличии от реакции — это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

А.Н.Леонтьеврасширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: 1. Деятельность—Действие—Операция. 2. Деятельность определяется мотивом. 3. Действие определяется целью,

Операция определяется конкретными условиями ее протекания. Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если вы читаете учебник для того, чтобы сдать экзамен, то впоследствии можете увлечься и перечитать всю доступную литературу по этому предмету. Он станет вам интересен сам по себе. Такое явление А.Н.Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность различается по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т. д. Д.Б.Эльконинввел понятие «ведущей деятельности», т. е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ (Д.Н.Узнадзе)Концепция личности Узнадзе строится на понятии «установки», которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Поведение личности может протекать на двух уровнях — как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение. В ТЕОРИИ УСТАНОВКИ явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли.

42.Теоретические дискуссии 50−70х годов 20 В. Развитие психологической теории в трудах б.Г.Ананьева. Исследования б.М.Теплова в области дифференциальной психофизиологии

Борис Герасимович Ананьев (1907 -1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предусматривающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность в его понимании -одна из детерминант развития психики. Ключевая проблема научной концепции — проблема интеграции знания. Психологическое исследование связывал со смежными науками: биологией, педагогикой, медициной, техническими науками. Взаимодействие особенно необходимо при решении практических задач

У истоков концепции Ананьева стоят его исследования по отечественной психологии в позиции понимания ее роли для современной психологии. Круг исследований Ананьева: методологические и теоретические проблемы психологии; труды по общей, педагогической, возрастной, индивидуальной психологии, психологии труда и искусства и пр.; фундаментальные исследования по проблемам ощущения и восприятия.

Общая методологическая основа — принцип отражения и развития. Ощущения и восприятие рассматривал как источник познания и психического развития в целом. Генетические исследования: онтогенетическое природное развитие человека рассматривал как «последовательную смену стадий или фаз индивидуального развития — основных моментов целостности человеческого организма». История формирования и развития личности — это жизненный путь человека. Начало личности наступает позже начала индивида, по его мнению, и «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения, предметной деятельности». Индивидуальное развитие — внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методы изучения онтогенетической эволюции человека -возрастные (поперечные) срезы и лонгитюдинальный метод. Главная проблема творчества — проблема индивидуального развития человека. Впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека, и разрабатывал разные аспекты психологии общения. Общение понимал как вид человеческой деятельности и как компонент других видов деятельности.

Борис Михайлович Теплов (1896 -1965) разрабатывал проблему индивидуальных различий; основоположник советской дифференциальной психофизиологии; исследовал проблемы общей психологии, методы исследования; изучал восприятие, способности, мышление, историю психологии. В сфере психологии индивидуальных различий разрабатывал теоретические вопросы, касающиеся ! способностей и одаренности, в частности умственные и музыкальные способности. Предметом специальной разработки стали психофизиологические основы индивидуальных различий (с опорой на учение Павлова о свойствах нервной системы).

После распада СССР начался драматический период переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, ее методологических основ, восходящих к марксизму. Критике подвергся главный тезис- марксизм является единственной теоретической основой психологии. Пришло представление о плюрализме методологических ориентации; стало очевидным отсутствие единой теории, на основе которой можно построить психологию. Однако принципиальные положения Маркса и Ленина (о деятельности, теория отражения) не могут быть отброшены. Критика пришлась как раз на основные положения теории деятельности (о неразрывности связей сознания, психики с деятельностью, общности их строения и пр.).

Авторитетом пользуются до сих пор и за рубежом, и в России достижения советской психологии. Современная психология стремится выправить искажения науки после революции 1917 года, выразившиеся в изоляции от мировой науки. В области теории не появилось больших новых направлений, хотя исследования охватывают большой круг проблем: история и теория психологии, детская, инженерная, эргономика, психология управления и пр.

43.Современное состояние зарубежной психологии

Генетическая психология Ж.Пиаже.

Концепция психического развития А.Валлона.

Проблема исторического развития психики в структурной антропологии к.Левистросса.

  • Развитие современной зарубежной началось примерно со второй половины ХХ в. Данный период принято считать кризисным, так как появлялось множество направлений, которые опровергали или же основывались на критике основных тезисов друг друга. Многие течения психологии, возникшие раньше, были отставлены на второй план. Но именно это поспособствовало тому, что возникали новые, более совершенные. Наибольшую популярность получили работы в области исследования интеллекта.

Одним из ярких направлений данного этапа можно назвать психогенетику, которая начала свое существование еще в 1865 г. благодаря исследованиям Ф. Гальтона. Как правило, психогенетику считают междисциплинарной областью знаний, которая определяет роль и взаимодействие наследственности и средовых факторов при формировании индивидуальных психологических и психофизиологических различий.

Самые первые исследования в данной области были посвящены изучению наследуемых признаков, таких как талант и способности. Отсюда была сформулирована задача психогенетики: выяснить фактор, влияющий на формирование конкретного признака у индивида. По мере развития науки были разработаны методы исследования: генеалогический, метод близнецов и метод приемных детей.

  • Не меньший интерес вызывает и учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. В основу своего учения Ж. Пиаже положил объяснение восприятия и мышления ребенка.

Ж. Пиаже выделил стадии развития интеллекта, соответствие которым обусловливает нормальное развитие личности. Каждая из этих стадий должна проходить в рамках определенного, конкретного возраста. Ж. Пиаже первым из ученых отказался от количественного измерения интеллекта. Он сравнивал структуру интеллекта с четырехуровневой бочкой, наполнить которую можно только до второго уровня (знания и умения).

Можно постоянно наполнять эту бочку, но в этом случае знания перельются, и останутся умения. Он считал, что бессмысленное «наращивание» интеллекта, может привести к обратному процессу.

  • Концепция психического развития ребенка, созданная А. Валлоном, интересна тем, что в ней намечены стадии развития личности. Принципиальная методологическая установка А. Валлона — не­обходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномий в ходе развития ребенка, ибо «познание с самого начала и по своему суще­ству должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать их». Поэтому, с точки зрения А. Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними. Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому.

  • Двигаясь в русле этой общей программы и используя общий метод, можно прийти к психолингвистике, и в рамках этого предмета заняться проблемами психологии восприятия языковых конструкций, их запоминания и воспроизведения, а также перекодировки информации в разных языковых системах, развитием речи у ребенка, историей развития языка разных народов, особенностями языка глухонемых по сравнению с людьми с нормальным слухом, и т. д. Используя структурный подход, можно также исследовать связь языка и мышления, в аспекте нау коведческом (язык физики, математики, биологии и других наук).

    Можно конечно же в помощь психоаналитикам исследовать особенности «индивидуального» языка с целью выявления индивидуальных особенностей мышления — прежде всего, патологии психики, хотя далеко не только этого (достаточно напомнить о теории и практике тестирования).

    Короче, структурный подход к феномену языка открывает буквально необозримые горизонты исследований, выводящих очень далеко «за пределы» языка как непосредственной, объективной (в смысле — наличной, так сказать, «квазиприродной») данности. Все то, что было мной перечислено выше, давно уже превратилось в развитые предметные области науки, в каждой из которых работают весьма изощренные профессионалы. В большинстве этих предметных областей связь с философией (это касается и собственно мировоззренческих и философских оснований) уходит далеко на второй план, становится весьма не ясной и даже сомнительной для тех, кто работает в этих областях. Что же касается философов, то они, в общем, стремятся «задним числом» поставить результаты, полученные в этих, ставших самостоятельными, науках на службу философии (например, теории познания).

    Это, конечно, возможно — так же, как можно использовать эти результаты в технологии пропаганды или прикладной социологии, не обращая внимания на то, что в итоге получается нечто вроде circulus vituosus — ведь в основе этих наук лежали философские предпосылки!

44.Гуманистическая психология. Логотерапия в.Франкла. Взаимовлияние психотерапии и психологической практики

Гуманистическая психология — термин, введенный А. Маслоу (1954): «третья сила», движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. -Это направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. «Г. п.» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).

ЛОГОТЕРАПИЯ— одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:

1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;

2) о смысле жизни;

3) о свободе воли.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни. В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это — творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять. Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, — это религиозная ве

45.Экзистенциальная психология, онтопсихология: основные идеи, цели, понятия, методы.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ.existential psychology) направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы,стресс итревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальнаяпсихотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностнуюрефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достиженияпсихоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй,В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Онтопсихология- это научное направление с отчетливойантропоцентрической ориентацией: человек, его подлинное бытие является основным предметом онтопсихологии. Практической целью онтопсихологии является соответствие человека своей внутренней сущности, его аутентичность своему бытию, своей природе. Подобно всем психологическим школам, возникшим на основе клинического опыта, онтопсихологии как таковой предшествовала успешная методика лечения неврозов, психозов и психосоматических расстройств. Теоретические обобщения данной практики позволили А. Менегетти, сформулировать оригинальнуюконцепцию психологической структуры человека.

Цели и задачи онтопсихологического исследования — способствовать развитию творческого потенциала человека, его лидерского начала, активной жизненной позиции.

Как и другие психологические школы, онтопсихология рождается на основе клинического опыта. Обобщая психотерапевтическую практику Менегетти формулирует оригинальную концепцию психологической структуры человека, состоящую из следующих основных инстанций и процессов:

  • Онто Ин-се (от лат. in se― «в себе») ― сущность в себе, внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования;
  • естественные или неискаженные эманации (проявления) жизни или проекции Ин-се.
  • монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действиями социальных стереотипови штампов, вмешивающихся в жизнь, бытие и искажающих аутентичные эманации Ин-се.
  • искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов;
  • сознательно-логическое Я — последняя психологическая инстанция человека, именно она является единственно осознаной частью нашей психики, склонной при этом отождествлять себя со всей психикой человека.[30].

С позиций онтопсихологии человек является в большей степени продуктом собственного бессознательного, включающего большинство его психических структур. И поэтому цель онтопсихологической терапии помочь человеку в том, чтобы его сознание, его Я, стало адекватно его внутренней природе, или Ин-се.