Способности к управленческой деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Способности к управленческой деятельности»

Содержание

Введение

. Социально-психологические характеристики управленческой деятельности

. Способности руководителя

Заключение

Библиографический список литературы

Глоссарий

Приложение

Введение

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей и меньшей эффективность. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особу роль при изучении управленческой деятельности.

Тема актуальна, т.к. в настоящее время из-за сложности управленческой деятельности эта проблема недостаточно изучена и вопрос о составе и структуре управленческих способностей не решен в должной мере. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их аттестация и подготовка. В настоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.

Трудности изучения управленческих способностей связаны еще и с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно ускользает от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях — знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др.

Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как Кишель Е.Н., Чернышев В.Н., Урбанович А.А., Карпов А.В., Вересов Н.Н., Мещярекова В.М., Русаков С.А. и т.д. Каждый из этих авторов дал свое определение понятию управленческая деятельность, рассмотрел сущность и описал основные функции управленческой деятельности, выделил основные управленческие способности, которые проявляются у руководителя.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... 2. Стремление к продвижению по работе 3. Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней ...

Цель данной работы является определение сущности и раскрытие основных управленческих способностей руководителя.

Объектом данной курсовой работы является управленческая деятельность.

Предмет исследования способности к управленческой деятельности.

Задачи исследования:

. Определить понятие управленческая деятельность и дать характеристику ее сущности.

. Выделить и описать основные способности руководителя к управленческой деятельности.

. Разработать ряд рекомендаций связанных с развитием способностей руководителя.

Метод исследования — в рамках раскрытия темы курсовой работы используется общенаучный метод теоретического анализа научной и периодической литературы, с помощь которого рассмотрены основные управленческие способности руководителя и сущность управленческой деятельности.

Первая глава курсовой работы просвещенна раскрытию понятия управленческая деятельность, рассмотрению сущности и основных функций управленческой деятельности.

Во второй главе рассматривается описание управленческих способностей руководителя, его свойства и особенности деятельности. Здесь же рассмотрено понятие способности, а также его основные категории.

1. Социально-психологические характеристики управленческой деятельности

Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Русаков С.А., Ревская Н.Е., Карпов А.В., Овчарова Р.В., Тебекин А.В., Урбанович А.А., Чернышев В.Н. и Дювинин А.П. В данной главе рассматриваются и описываются основные цели и задачи их работ по данной проблеме.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место принадлежит вопросам, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельность руководителя. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данной главы состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности.

Управленческая деятельность — это деятельность человека, управлящего себе подобными. Русаков С.А., утверждает, что управление лдьми приводит к образовани социальных систем: групп, коллективов, организаций. Такое управление получило название «социальное управление». Управленческая деятельность изучается в рамках теории социального управления — науки, находящейся на стыке наук: теории управления, теории организации, психологии, социологии, кибернетики, информатики, а также множества других наук [17].

Ревская Н.Е. считает, что индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место и ее изучение является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следущем [15]:

12 стр., 5872 слов

Мотивация трудовой деятельности в системе управления

... тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой ... и осознанное, имеет свои истоки. Мотивация трудовой деятельности определяет возможность ее выполнения, а также активность ... основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что ...

) Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по другим разделам теории управления.

) Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

) Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания [15].

Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.

Карпов А.В. определяет деятельность как форму активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализут ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов) [7].

Мотив — это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [19].

Карпов А.В. делит деятельность на два основных плана характеристики — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический).

Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации [7].

5 стр., 2220 слов

Управленческая роль руководителя 5

... занимающееся оптовой торговлей. Предметом исследования являются управленческие роли руководителя данной организации. Целью исследования является изучение и оценка управленческой роли руководства, администрации ТУП «Универсальная база» ... и организации труда. 5. Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии. 6. Контроль за соблюдением законности в деятельности всех ...

Ревская Н.Е. утверждает, что основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Она считает, что основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие — это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели [1]. Операции — автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенность и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям [15].

Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).

Русаков С.А. говорит о том, что система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик [17].

Карпов А.В. ставит цель управленческой деятельности обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы, которая принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включат, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую» ее составляющие. Поэтому автор считает, что труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности[7].

4 стр., 1706 слов

18.Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности

... управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя ... Климат: 1.социальный:опр-ся осознанием общих целей и задач организации 2.моральный- опр-ся принятыми ценностями организации 3.психологический-неофициальные отношения, которые складываются ...

Ревская Н.Е. считает, что управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Но одновременно и сохранение иерархического начала также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования [15].

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделятся на внешние и внутренние. Овчарова Р.В. относит к внешним условиям, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. К внутренним условиям, автор относит необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны [13].

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности Карпов А.В. выделяет и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначатся понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации — это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомо-комплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомо-комплекс особенностей может проявляться с разной степень выраженности. Автор считает, что ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства и иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого — высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделятся три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности [7].Это — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.

7 стр., 3096 слов

Управленческие роли руководителей

... т.е. статусу, в организации. Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. 2. Содержание деятельности руководителей. Типология руководителей Основная задача менеджера ... периоде времени. Очень важным моментом в работе руководителя является правильное соизмерение задачи и способностей исполнителей. Психологическое состояние работника в процессе труда ...

Тебекин А.В. подробно описывает руководителей всех трех звеньев.

Руководители низшего звена принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими) [19]. Типичный их пример — мастер, заведующий отделом.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня — на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня — декан в вузе, директор филиала в фирме.

Руководители высшего звена — те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохранятся все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже — обобщающей ее характеристикой [19].

Управленческая деятельность — это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд.

К функциям управления относят целеполагание, планирование, организаци, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль.

Урбанович А.А. рассматривает и описывает все основные функции управления.

Функция целеполагания заклчается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. В каждый данный момент руководитель должен сверять сво деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих руководителей. Также руководитель должен уметь корректировать текущие действия и стратеги, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей

Функция планирования заклчается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений [18]. Функция организации заклчается в объединении элементов или частей (лдей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

4 стр., 1689 слов

Психологические особенности деятельности по выработки и исполнению ...

... руководителя путем использования механизма обратной связи. Выполнение принятого решения включает в себя все основные фазы управленческого цикла - планирование, организацию, ... проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующих между собой (например: к ... управленческих решений [6] Неформальные методы (эвристические) - основываются на аналитических способностях менеджеров. ...

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирущейся. Последовательность реализации функции организации обычно следущая:

·определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

·выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами.

·установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

·выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

·установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.)

·создание соответствущей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Автор считает, что после осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая надстройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования вклчает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействи субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Урбанович А.А. считает, что руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

·зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;

·связь стимулов с целями деятельности организации;

·единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

·разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

·сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

К числу основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции вклчает комплексное изучение деятельности и предполагает:

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

... полифокусности управленческой деятельности. Столь же типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель самой своей ... стрессов можно уменьшить. Одним видом борьбы со стрессами для руководителей компаний является умение ставить соразмерные возможностям цели, быть реалистом в оценке как ...

·наблдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистраци и группировку данных;

·количественну и качественну оценку эффективности деятельности;

·выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

·выявление причин сложившегося состояния;

·определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы [20].

Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должен исполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломлятся через реально сложившуся ситуаци, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотношений с вышестоящим руководством и др.

Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблдается определенная избирательность, предпочтение одних функций по сравнени с другими.

Таким образом, управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриватся сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста лбого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда вклчается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее).

Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге — и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей. Основными структурными компонентами управленческой деятельности являтся такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы, а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

. Способности руководителя

Основной вклад при рассмотрении данной проблемы внесли, такие ученые как Чернышев В.Н., Двинин А.П., Бугрова О.Г., Ревская Н.Е., Урбанович А.А., Огарков А.А., Кишель Е.Н., Розанова В.А., Бондаренко В.В., Гройберг Б. и Обозов Н.Н. Ниже, будут рассмотренны основные направления в их работах.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... Способности и деятельность. Диагностика способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, ... только в соответствующей целенаправленной деятельности. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а ...

В настоящее время создатся новые предприятия, фирмы, социальные институты и новые подразделения, и поэтому сегодня требуется много руководителей. Стать руководителем несложно, но человек, оказавшийся руководителем, должен обладать многими качествами, поначалу неочевидными и не всегда осознаваемыми.

В психологической науке имеется достаточно большое число исследований посвященных личности руководителя. Американский психолог М. Шоу предложил следущу классификаци личностных качеств менеджера. По его мнени, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

а) способности (в том числе управленческие);

б) биографические характеристики;

в) черты личности (личностные качества) [4].

Главными факторами эффективности управленческой деятельности являтся управленческие способности. Главная цель данной главы, это охарактеризовать способности, которыми должен обладать современный руководитель.

Ревская Н.Е. утверждает, что в психологии категория способностей является одной из самых сложных для изучения, а также выделяет, что способности отличатся от других психологических явлений по трем признакам:

) Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличащие одного человека от другого.

) Это только те особенности, от которых зависит эффективность деятельности.

) В основе способностей лежат задатки обусловленные наследственность [15].

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма (строения тела, силы нервной системы, характера мозговой деятельности и др.), составлящие природну основу развития способностей [6].

В структуре способностей выделят две их основные категории — общие и специальные способности [см.приложение А]. Формирутся и развиватся они на основе задатков.

Общие способности — это требования, которым должен отвечать работник лбой должности, специальности, сферы деятельности независимо от обстоятельств и условий трудовой деятельности [21]. Чернышев В.Н. и Двинин А.П. относят к общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности интеллект, креативность, обучаемость, активность и саморегуляци.

Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт экспериментально доказан в отношении интеллекта [см.приложение Б], рефлексивности и креативности. Относительно способности к обучаемости пока нет, но ситуация здесь, скорее всего будет аналогичной. Слабая обучаемость является негативным фактом управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благоприятствует эффективности управления.

Специальные способности — это требования, которым должен отвечать работник в зависимости от определенных обстоятельств и условий трудовой деятельности (экономическая политика, сфера деятельности, уровень управления).

Чернышев В.Н. и Двинин А.П. считат, что специальные способности связаны прямой зависимость с успешность управленческой деятельности. Авторы утверждат,что чем выше развиты специальные способности, тем выше при прочих равных условиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память и оперативная память являтся объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управленческой деятельность мыслительных способностей. Таку же роль играт перцептивные, волевые, аттенционные, имажинативные способности[21].

Таким образом, хороший руководитель, должен обладать как общими, так и специальными способностями.

Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Кондратьев М.. отметил, что руководитель несет ридическу ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственну активность [9].

Чернышев В.Н. и Двинин А.П. по сочетани общих и специальных способностей определят перечень типичных качеств «успешного» руководителя, работащего в условиях хозяйственной самостоятельности предприятия:

.Знание концепций и современных методов управления.

.Умение расположить к себе людей.

.Ориентация на профессиональный рост и должностное повышение.

.Склонность к решени проблем и навыки.

.Четкие по форме и содержани личные цели.

.Изобретательность и способность к инновациям.

.Умение убеждать лдей, организовывать их и внушать доверие.

.Зрелость и адекватность социально-гражданских качеств (морально-нравственных, этических, ответственность) требованиям общественного бытия.

.Владение приемами аутотренинга (это способность управлять состоянием своей психики и корректировать его [11]).

.Склонность к логически обоснованному риску.

.Знание социологии управляемого коллектива.

.Знание практически важных основ экономики, рынка ценных бумаг.

.Знание правовых основ управленческой деятельности. (Перечень качеств, необходимых умному, расторопному руководителю, может быть продолжен, а качества могут иметь иные формулировки.)

.Знание основ психологии управления [21].

Таким образом, независимо от отрасли, в которой работает руководитель, адреса фирмы и подразделения, которым доводится руководить, повсюду наиболее важными качествами являтся те, которые обозначают умение работать с людьми, анализировать поступки людей, понимать себя, опережать результаты взаимодействия.

Бугрова О.Г. указывает, что для выявления способностей руководителя и его профессионализма, важное значение имеет его умение принимать решения. Она считает, что такое разрешение возникших трудностей, противоречий происходит на всех этапах управленческого цикла — в процессе планирования, организации, мотивирования и контроля. Необходимость принятия решения возникает в том случае, когда невозможна привычная, стереотипная реакция на полученную информацию. Самыми трудными считаются решения, которые приниматся в условиях неопределенности, неполноты информации, в условиях дефицита времени. Именно здесь и проявлятся наиболее зримо способности, интуиция, талант руководителя.

Бугрова О.Г. выделяет ряд правил, которые должен соблдать руководитель, чтобы избежать или уменьшить риск ошибок при принятии решений:

) нужно хорошо продумать коммуникативное пространство, на основе которого следует принимать решения; прежде всего, следует определить, будет ли решение единоличным или коллективным.

) решение обязательно должно содержать механизм его исполнения, для этого в его выработке необходимо участие не только руководителей, но и непосредственных исполнителей решения;

) чтобы решение было эффективным, а не скоропалительным, при его разработке необходимо соблдать определенные этапы:

·выявление трудностей, проблем, возникших в процессе сбора информации о сути возникших трудностей;

·определение подлинной сущности возникшей проблемы;

·поиск общей идеи ее возможного решения;

·оценка различных вариантов решения;

·принятие наиболее приемлемого варианта решения [3].

Урбанович А.А. считает, что хороший руководитель проявляет свойства, которые условно делятся на три группы:

) Интеллектуально-личностные свойства. Личность, обладащая этими свойствами, имеет способности к понятийному мышлени, умени обобщать, различать, классифицировать, а также имеет склонность к продуманному риску, ассертивность. В работе, данная личность, умеет сформулировать проблему, вопросы, выделять главное и присутствует умение и опыт прогнозирования событий, динамики.

) Эмоционально-волевые свойства. Человек с данными свойствами, обладает позитивным настроем к окружащим, способен привлекать к себе лдей. Ему свойственны такие качества, как контактность и гибкость, и способность к саморегуляции чувств. В работе, человек, обладащий этими свойствами, умеет устанавливать, поддерживать и регулировать социальные конфликты.

) Социально-групповые качества. Личность, обладащая данными качествами, имеет такие свойства, как, склонность к власти и достижени поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственность, потребность к свободе. В работе, человек, умеет распорядиться власть и ответственность [20].

Розанова В.А. писала, что устойчивый успех чаще сопутствует тому руководител, работа которого требует реализации не более 50-60% общего объема накопленных знаний, способностей, умений [16].

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с лдьми. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает делову инициативу.

Руководство — это процесс воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной государством или группой (в случаях, если руководитель избирается) [20].

Огарков А.А. выделил, что для достижения высоких показателей в работе коллектива, современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединятся в три типа:

.Организационная проницательность, включающая:

·психологическу избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

·практическу направленность интеллекта, т. е. прагматическу ориентаци руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

·психологический такт — способность соблдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

.Эмоционально-волевая результативность — это умение влиять, способность воздействовать на других лдей волей и эмоциями. Она складывается из следущих факторов:

·энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленность, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

·требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

·способность критически оценивать сво деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

.Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленность [14]

) управлящим, наделенным власть;

) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);

) дипломатом, устанавливащим контакты с партнерами и властями, успешно преодолеващим внутренние и внешние конфликты;

) воспитателем, обладащим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направлящим его развитие в нужное русло;

) инноватором, понимащим роль науки в современном мире бизнеса, умещим оценить и незамедлительно внедрить в производство <<ноу-хау>>, изобретения, рациональные предложения;

) просто человеком, обладащим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честность, решительность характера, сильной волей, но в то же время рассудительность, способность быть образцом во всех отношениях [2].

Кишель Е.Н. указывает на то, что современный руководитель должен не только в совершенстве владеть искусством и наукой управления персоналом, но и своей деятельность. Это вклчает методы самоуправления, рационализации собственного труда, технику убеждения, навыки повышения своей работоспособности. Автор считает, что овладение этими приемами позволяет быстрее достигнуть профессиональных жизненных целей, получать высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно организовать свой труд и труд подчиненных.

Кишель Е.Н характеризует деятельность руководителя некоторыми психологическими особенностями. Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразну по содержани профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности одного человека ограниченны, и осложнены противоречиями.

Второй особенность деятельности руководителя с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т.д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличиват психологическу нагрузку на руководителей).

Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влиящие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.

Четвертой особенность деятельность руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянно работой с лдьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.

Пяту особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно психическая напряженность [8].

Таким образом, если сравнивать все психологические особенности деятельности руководителя, то они позволят представить неку соответствущу ему психологическу структуру, вклчащу комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим лдям; мотивационные факторы; волеву сферу; практический интеллект; личный характер; эмоциональну сферу; половозрастные особенности.

Автор Обозов Н.Н. считает, что одним из необходимых качеств директора по персоналу является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времених [12].

Борис Гройсберг выделяет следущие качества искусства руководителя управления собственной жизнедеятельность:

1.Формулирование жизненных целей, вклчащее: способность познать самого себя, то есть трезво оценивать свои сильные и слабые стороны; умение формулировать свои жизненные цели; умение принимать решения, которое заклчается в правильном установлении приоритетов; умение планировать сво карьеру.

2.Личная организованность — способность жить и работать в системе. Вклчает — умение ценить и эффективно использовать время. (То есть использовать его на решение приоритетных проблем, а также избегать лдей, отнимающих у вас время.) Умение выбрать приоритетную проблему, а также умение все делать по порядку. Следует регулярно учитывать и анализировать затраты своего времени.

.Самодисциплина. Вклчает обязательность и умение держать слово, пунктуальность и точность исполнения, чувство ответственности.

.Знание техники личной работы. Умение организовать рабочее место, пользоваться организационной и вычислительной техникой, работать с информацией, составлять документы, говорить по телефону, выслушать собеседника, планировать свои дела. У руководителя обязательно должен быть собственный ежедневник, заполнение его помогает анализировать, планировать и рационализировать свою деятельность.

.Умение работать с людьми. Подразумевает: искусство убеждения, публичных выступлений, знание правил ведения деловых переговоров, умение координировать совместну работу, умение делегировать полномочия.

.Здоровый образ жизни.

.Способность управлять своей волей, воспитывать в себе оптимизм и жизнерадостность. Умение заинтересовать и мотивировать себя. Также Гройсберг утверждает, что для усиления эффективности работы менеджер должен понимать и сознательно усиливать мотивы. От того, как руководитель психологически настроен на работу, зачасту зависит и весь успех дела [5].

Иногда руководител полезно быть жестким. Однако необходима трезвая оценка стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь в такой самооценке, американскими специалистами по управлени был разработан несложный, но полезный тест. В его основе тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами [10].

Д-ресурсы (от слова «действовать») тратятся нами на то, чтобы воздействовать на окружащих, навязывая им свои желания, свое видение проблем, свое стремление к быстрейшему их разрешени. В-ресурсы (от слова «воспринимать») служат для того, чтобы уяснить чувства, желания и стремления подчиненных и других лдей, с которыми приходится сталкиваться по делам службы [см.приложение В].

Таким образом, успешный руководитель должен уметь управлять не только лдьми, но и собственной жизнедеятельность. Современный успешный руководитель должен обладать различными личностными свойствами и характеристиками. Также у руководителя должны быть не только общие и специальные, но и организаторские способности. К основным способностям можно отнести понимание, настойчивость, инициативность, энергичность, независимость, гибкость и стрессоустойчивость. Руководитель должен обладать способность к сотрудничеству, способность брать управления на себя, способность делать ставку на других, способность к сочувстви и способность к прогнозировани. Обязательно у руководителя должно быть наличие цели не только в жизни, но и на работе. Руководитель должен быть заинтересован в росте организации, а не в собственной карьере, он должен использовать свою власть и влияние на благо общества. Успешный менеджер должен хорошо представлять себе, каков он, к чему он стремится и как он живет. Добиващийся успеха руководитель осознает границы своих возможностей, сотрудничает с другими, прислушивается к ним, но когда наступает момент принятия окончательного решения, он проявляет независимость. Успешно действущий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это времени.

Заключение

Цель и задачами данной работы являлось раскрытие понятия управленческой деятельности, определение ее сущности и раскрытие основных управленческих способностей руководителя.

В ходе курсовой работы, было выявлено, что управленческая деятельность — это неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриватся сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста лбого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда вклчается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее).

Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге — и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей. Основными структурными компонентами управленческой деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы , а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

Также было выяснено, что успешный руководитель должен уметь управлять не только лдьми, но и собственной жизнедеятельность. Современный успешный руководитель должен обладать различными личностными свойствами и характеристиками. Также у руководителя должны быть не только общие и специальные, но и организаторские способности. К основным способностям можно отнести понимание, настойчивость, инициативность, энергичность, независимость, гибкость и стрессоустойчивость. Руководитель должен обладать способность к сотрудничеству, способность брать управления на себя, способность делать ставку на других, способность к сочувстви и способность к прогнозировани. Обязательно у руководителя должно быть наличие цели не только в жизни, но и на работе. Руководитель должен быть заинтересован в росте организации, а не в собственной карьере, он должен использовать сво власть и влияние на благо общества. Успешный менеджер должен хорошо представлять себе, каков он, к чему он стремится и как он живет. Добиващийся успеха руководитель осознает границы своих возможностей, сотрудничает с другими, прислушивается к ним, но когда наступает момент принятия окончательного решения, он проявляет независимость. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это времени.

управление руководитель психологический

Библиографический список литературы

1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. — 522с.

. Бондаренко В.В. Менеджмент. Введение в професси: учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. дина. — М.: КНОРУС, 2014. — 133с.

. Бугрова О.Г. Психология управления — Электронный учебник. — Нижегородский институт менеджмента и бизнеса; кафедра психологии и педагогики, 2013 — 30-31с.

. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. — Воронеж: НПО «МОДЭК».,Российская академия образования Московский психолого-социальный институт, 2010 — 24с.

. Гройсберг Б. Руководитель: человек и функция. / Harward Business Review, 2010,№3. — 37с.

. Дудьев В.П. Психомоторика: слов.-справ. / В.П. Дудьев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 — 127с.

. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2009. — 38-47с.

. Кишель Е.Н. Социология и психология управления: Учеб. пособие — М.: Высш.шк., 2009. — 168-169с.

. Кондратьев М.. Психологический лексикон: слов.-справ. / Ред.- сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2009. — 451с.

. Мещерякова Е.В. Психология управления: учеб. пособие / Е.В. Мещерякова. — Минск: Выш. шк., 2012. — 64-66с.

. Немов Р.С. Основы психологического консультирования / Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009 — 266с.

. Обозов Н.Н. Способности успешного менеджера / [Электронный ресурс], 2013.

. Овчарова Р.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях).

— Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. — 17с.

. Огарков А.А. Организаторские способности современного руководителя / [Электронный ресурс], 2012.

. Ревская Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.- СПб.: Альфа, 2010. — 16-27с.,225-232с.

. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие. изд., 5-е, перераб. и доп. — М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2009. — 185с.

. Русаков С.А. Основы управленческой деятельности : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.А. Русаков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 21с.

. Словарь по управлени персоналом.

. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Теркин, Б.С. Касаев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2014 — 33с.

. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвест, 2009. — 40-42с.

. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. — СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отд-ние, 2010. — 195-203с.

Глоссарий

. Управленческая деятельность — это деятельность руководителя по определени цели и задачи управления, обработке информации, выработке и приняти решения, исполнителями которого будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

. Руководитель — это одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственность за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.

. Деятельность — это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

. Стимулирование — это целенаправленное применение по отношени к человеку стимулов, воздействущих на его активность.

. Прогнозирование — это предсказание будущего с помощь научных методов, а также сам результат предсказания.

. Планирование — это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанных с постановкой целей и действий в будущем.

. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определящих повседневное поведение и связь с обществом и природой.

. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказыващих влияние на работоспособность и здоровье работника.

. Иерархия — это порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах.

. Контроль — это одна из основных функций системы управления, осуществляемая на основе наблдения за поведением управляемой системы с цель обеспечения оптимального функционирования.

.Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств, позволящих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружащих и своего здоровья.

. Инициативность — это способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

. Самодисциплина — это умение дисциплинировать себя, подчинять свои действия определённым требованиям, а также это способность заставить себя предпринимать действия независимо от собственного эмоционального состояния.

. Лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

. Коммуникация — это передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между лдьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и вклчащий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракци (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Приложение А

Рисуноюк 1. Общие и специальные способности

Приложение Б

Рисуноюк 2. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта