Развитие координационных способностей у волейболистов 9-10-летнего возраста на этапе начальной подготовки

Введение 3

Глава 1 Особенности развития координационных способностей 3

1.1 Средства и методы развития координационных способностей 3

1.2 Особенности развития координационных способностей школьников 9-10 лет 3

1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста 3

Глава 2 Методы и организация исследования 3

2.1 Характеристика методов исследования 3

2.2 Педагогический эксперимент 3

2.3 Результаты исследования и их обсуждение 3

Заключение 3

Список литературы 3

Приложение 3

Введение

Волейбол — ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точносто-координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

В тренировочном процессе волейболистов кроме развития основных физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры — скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития Силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц-антогонистов.

Одновременно ряд авторов (А.Б. Лагутин, 1997; Л.Т. Майорова, 1998; А.А. Мирошников, 2000 и др.) отмечают, что существуют значительные предпосылки бурного развития двигательно-координационных способностей (ДКС) именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. А именно, при целенаправленном воспитании ДКС в этом возрасте темпы развития отдельных сторон их проявления в 1,5-2 раза превосходят другие двигательные способности и качества, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования ДКС в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы к 9-10 годам заложить добротную двигательно-координационную базу для успешного дальнейшего ее развития и обеспечения функциональной готовности детей к обучению в школе. Более того, акцентированное формирование мелкой моторики и, в частности, «ручной ловкости» способствует овладению техникой письма и рисования и опосредованно влияет на умственную работоспособность школьников младших классов [7].

11 стр., 5089 слов

Методика развития координационных способностей Курсовая работа

... упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.  4. Разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс ... лыжников, конькобежцев, пловцов; льда - у конькобежцев; мяча - у волейболистов, баскетболистов, футболистов; снега - у лыжников и биатлонистов; снаряда - ...

Глава 1 Особенности развития координационных способностей

Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 15-30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств — ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и во — вторых, способность быстро и координирование перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях [20,32].

Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико- тактических спортивно-игровых действий) может быть в числе последних [15].

Начиная с 30-х годов специалисты разных стран смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела: общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы.

11 стр., 5357 слов

Психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений

... Физкультура и спорт». Москва, 2005. 4. Карни Л.В. «Цигун». - М.: Изд-во: Будущее Земли, 2004. 5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. ... - основной эффект стретчинга и улучшением этой физической способности человека чаще всего оценивают его эффективность. По ... чтобы эффект растяжения и сокращения мышцы наступал быстро. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях. ...

Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способност…..

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1990 г. — 235с.

2. Блинов Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической диагностике. -М.: Физкультура и спорт, 2000 г. -200с.

3. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет. — Дис…. канд. пед. неук. — М., 1955.

4. Булкин В.А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания. — Дис. канд.пед.наук. — М., 1968.

5. Гелецкий В.М.. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2004. — 112 с.

6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 2000 г. — 264с.

7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г. — 186с.

8. Денисюк JI.O. О методике развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитании подростков.-М., 1968.-С. 28-29.

9. Ивойлов А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 152 с.

10. Ивойлов J1.B. Волейбол (Техника, обучение и совершенствование).

— Минск: Беларусь, 1969. — 147 с.

9 стр., 4017 слов

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

... Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ.институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. ...

11. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие — М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. — 192 с.

12. Козырева О.В. Разно-вариативные игры для детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и практика : сб. науч. тр; Урал. гос. акад. физ. культуры. — Челябинск, 2002. — вып. 2. — С. 60-69.

13. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г. — 146с.

14. Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников. — Физическая культура в школе, 1975, №1. С.7-9.

15. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 8-11.

16. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г. -204с.

17. Лях, В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе .— Б.м. — 2000 .— №5 .— С.3-10.

18. Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет): Автореф. дис. … канд. пед. наук.- Омск, 1988. — 19 с.

19. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1999 г. -165с.

20. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 1994 — 47 с.

21. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1991. — 191 е.: ил.

22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991 г. — 211с.

11 стр., 5235 слов

Совершенствование методики физического воспитания детей

Введение Актуальность работы. Одним из приоритетных вопросов теории и практики спортивной подготовки будущих спортсменов является совершенствование методики физического воспитания детей. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность ...

23. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. — М.: Физкультура и спорт, 1997 г.-235с.

24. Мирошников А.А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности детей 4-6 лет /Мирошников А.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. — М.: 2000. — С. 53-62.

25. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1982. -280с., ил. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1982. -280с., ил.

26. Нечко Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: Автореф. канд. дис. 1998. — 22 с.

27. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1976 г. — 354с.

28. Платонов В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки. — М.: СААМ. — 1995. — С. 20-23

29. Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. -Омск: Сиб- ГАФК, 1999 г. — 128с.

30. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1997 г. -105с.

31. Харре Л. Учение о тренировке. — М.: Физкультура и спорт, 1971 г. — 107с.

32. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 2000 г. — 348с.

33. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. К.: Наукова думка, 1990.