Содержание
1 Введение
2 Что такое сознание
3 Как формируется сознание
4 Сознание и язык
5 Структура сознания
5.1 Познавательные процессы
5.1.1 Ощущения
5.1.2 Восприятия
5.1.3 Память
Практикум. Тест “Память на образы”
Практикум. Тест на КВП
6 Формы общественного сознания
7 Взаимодействие сознания с материальным миром
8 Становление личности
9 Сознание и ответственность
10 Сознание и поступок
11 Уровни сознания
12 Бессознательное
12.1 Неосознаваемые автоматизмы
12. 2 Явления неосознаваемой установки
12.3 Неосознаваемые побудители сознательных действий
13 Метод свободных ассоциаций. Теория сновидений
Практикум. Экскурсия по музею Сновидений Зигмунда Фрейда
Практикум. Анализ сновидения
14 От бессознательного к сознательному
15 Заключение
Список используемой литературы
1 ВВЕДЕНИЕ
Что значит быть сознательным или бессознательным?
В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим качеством психических функций. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание. Значит, можно сделать вывод, что быть сознательным — это иметь поведение, которое направляется представлением о внешнем мире, сформированным взаимодействием развития психических функций.
Под бессознательным можно понимать, как действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения и т.д.).
Также бессознательное может восприниматься, как ряд активных психических процессов, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Сознательное и бессознательное есть в каждом. Разобравшись в полной мере, что есть сознательное и бессознательное, можно будет выделить основные положения, влияющие на развитие сознательного и бессознательного в нас самих, а также научиться более полно понимать окружающих нас людей и их действия. Именно по этим причинам я выбрала эту тему для своего портфолио.
Влияние игры на формирование высших психических функций у детей ...
... интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Объект исследования – процесс развития психических функций личности ребенка средствами игровой деятельности. Предмет исследования – игровые ... школьного возраста, развития высших психических функций. Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: развитие высших психических функций младших школьников средствами игры ...
2 Что такое сознание
Сознание является высшим уровнем развития психики человека.
Это высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.
Сознание отражает действительность через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий.
3 Как формируется сознание
Понимание сути сознательных процессов можно существенно улучшить, если более подробно рассмотреть процесс формирования сознания в ходе индивидуального развития.
У ребенка процесс формирования значений и явлений окружающего мира происходит благодаря обобщению и общению, которое служит побудительным основанием для классификации воспринимаемых явлений. Уже в доречевой фазе развития речь взрослого оказывает влияние, как на процесс формирования значений, так и на поведение ребенка. Благодаря речи между отдельными словами и отдельными предметами и действиями устанавливаются определенные связи. Слово, сказанное в тот момент, когда ребенок воспринимает некий предмет или осуществляет какое-либо действие, становится такой же частью этого предмета или действия, как и другие его свойства — блеск, форма, фактура поверхности предмета или сила и направление действия и т.д. Со временем так произнесенное взрослым слово становится стимулом, указывающим на предмет или побуждающим к действию. С усвоением активного словаря речи ребёнок получает возможность сам называть для себя предметы и отдавать самому себе команды. В дальнейшем процессе интериоризации речи и превращения её во внутреннюю свернутую речь, слова-команды перестают замечаться, и источник произвольности действий у ребенка становится для него самого скрытым. С развитием речи и усложнением форм взаимодействия с окружающим миром человек приобретает способность составлять уже сложные программы поведения.
С самого рождения ребенок погружается в мир, который расчленен и организован в соответствии с культурой общества и культурой семьи. Эта организация также оказывает влияние на формирование сознания у ребенка. Также на развитие сознания влияет и тот фактор, что чем больше с ребенком общаются и чем богаче словарный запас окружающих, тем больше категорий ребенку предоставляется для классификации его чувственных впечатлений, тем больше знаний он сможет “разделить” с окружающими, тем большим количеством впечатлений он сможет поделиться с самим собой и тем богаче, следовательно, становится его сознание.
Таким образом, получаем, что сначала восприятие, действие и эмоции определяются чувственными переживаниями, затем эти чувственные переживания начинают определяться какими-либо словами. Возникает опосредованное языком восприятие, формируется логическая структура памяти, которая к тому же приобретает характер произвольности, становится произвольным внимание, возникают новые формы эмоциональных переживаний. Из этого видно, что основой для формирования сознания является диалог.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений и понятий ...
... понятий о растительном мире в процессе изучения предмета «Человек и мир». Предмет исследования:методы, приёмы, средства формирования у младших школьников ... или явлений природы осуществляется через формирование у них ощущений на основе деятельности органов чувств ребёнка. В ... существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия в ...
Обобщенные программы дальнейшего развития сознания у человека можно увидеть ниже (Таблица 1).
Таблица 1. Программы развития сознания.
4 Сознание и язык
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык — это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак — это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.
5 Структура сознания
В структуру сознания входят ряды элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
С их помощью при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. ПАМЯТЬ
Она позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, ВООБРАЖЕНИЕ
Позволяет строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. МЫШЛЕНИЕ
Оно обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).
Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...
... практической деятельности человека. Продумать и составить вопросы для наблюдения или рассматривания чего-либо (на выбор студента), учитывая этапы: первоначальное общее восприятие, детализация объекта, соотношение частей, итоговое эмоциональное восприятие объекта как ...
Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков.
Познавательные процессы
Ощущения — это простейший по сравнению с другими познавательный процесс, который в действительности является продуктов сложной деятельности специальных органов, объединенных в целостные системы. Этот процесс состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Психические образы формируются в пространстве анализаторов, которые состоят из рецептора, афферентных и эфферентных нервных волокон и соответствующего участка нервной системы.
Рецепторы — специализированные клетки, чувствительные к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетками, по афферентным нервным волокнам направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам направляются к исполнительным органам (например, к мышцам и органам секреции).
Это так называемое рефлекторное кольцо, которое является физиологической основой формирования психических феноменов.
Способность рецепторов давать ощущения называется чувствительностью. Пороги чувствительности у человека очень малы, поэтому чувствительность органов чувств очень высока. Так, например, человек в абсолютной темноте способен видеть свет свечи на расстоянии 27 км.
Чувствительность не является постоянной характеристикой. Она все время меняется в зависимости от различных факторов. Такое приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя называется сенсорной адаптацией. Механизмы сенсорной адаптации действуют с целью настройки органов чувств на максимально адекватное отражение внешних воздействий в виде ощущений. Сенсорная адаптация имеет три формы:
1) При длительном воздействии в некоторых модальностях пороги ощущений повышаются настолько, что ощущение исчезает вовсе (полная сенсорная адаптация).
Она приводит к тому, что человек спустя определенное время перестает ощущать ,например , давление на плечо от висящей на нем сумке или когда он “привыкает” к каким-либо запахам в помещении. Это, значит, что пороги ощущений в процессе сенсорной адаптации повышаются настолько, что данный постоянно действующий раздражитель перестает вызывать ощущение.
2) Притупление ощущений под влиянием сильных раздражителей, когда мы “привыкаем” к яркому свету, сильному шуму так, что они перестают восприниматься нами, как сильные (негативная адаптация).
3) Повышение чувствительности проявляется в обострении зрения после длительного пребывания в темноте или в обострении слуха в тишине, также повышенная чувствительность к запахам еды в голодном состоянии (позитивная адаптация).
Восприятие — психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В результате деятельности восприятия в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... — нужен комплекс ощущений. Это новое психологическое понятие. Восприятие — воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Это активный процесс. Человек воспринимает мир ... двух видов: дистанционные, т. е. воспринимающие раздражение вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактные, или ...
Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем образом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии, как субъекта, так и самого объекта. Восприятие является как результатом интеграции нескольких ощущений (прежде сего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической), так и связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. По последним характеристикам можно сделать вывод о том, что образ восприятия является отличным от его объекта.
Восприятие всегда характеризуется избирательностью. Мы не в состоянии воспринимать все детали наличной ситуации. Воспринимаются с большей или меньшей подробностью только то, в чем особенно заинтересован человек в данный момент. Существуют три принципа, которые отражают мотивационную основу избирательности восприятия:
1) Принцип резонанса — правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности.
2) Принцип защиты — стимулы, противоречащие морально-этическим нормам, принятым личностью, а также ожиданиям субъекта или потенциально враждебные стимулы воспринимаются хуже или или подвергаются искажению.
3) Принцип настороженности, или сенсибильности, — стимулы, угрожающие целостности личности, могущие привести к серьезным нарушениям в его психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих.[10]
Мышление — психический процесс, который неразрывно связан с речью и характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы человеческой деятельности: предметная деятельность и общение.
Характеристикой мысли, отличающей ее от чувственных образов, является представленность в ней вычлененных образов понятных субъекту отношений между отдельными объектами или отдельными свойствами, характеристиками объекта.
Какие же операции производятся с объектами и их свойствами для того, чтобы установиться отношения между ними, отражаемые в суждении?
· Сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия
· Анализ — расчленение целостной структуры объекта
· Синтез — воссоединение элементов в целостную структуру
· Абстракция и обобщение — выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных
· Конкретизация — операция, обратная абстрагирующему обобщению, т.е. возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.[10]
Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое с настоящим и будущим, также является важнейшей познавательной функцией, потому что именно памя……..
Психология ощущения и восприятия
... Яна Игоревна Гусев Алексей Николаевич – автор вашего главного учебника по психологии ощущения и восприятия, потрясающий лектор, очень интересный человек. Несмотря на то, что многое из ... уровень и даже может подсказать. Дубровский Виктор Ефимович – работает в лаборатории “Восприятия”, прекрасно знает физику, увлекательно рассказывает о практических вещах. Нам, довольно далёким ...
Список используемой литературы
1)Психодиагностика. Теория и практика. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1986.
2)Файвишевский В. А. Бессознательно обусловленные мотивации в структуре личности / /Бессознательное. Т. 4. /Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1985
3)Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975
4)Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- Питер, 1983
5)Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988,
6)З.Фрейд. Психопатологии обыденной жизни // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М. 1978
7)Чапек К. Рассказы. «Эксперимент доктора Роуса” М., 1981
8)З. Фрейд «Психология бесcознательного»,, пер. с нем. Г.А. Барышниковой-М, Астрель, 2011 г.
9) < >
10) Конспекты по книге Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер. 2010
11) Музей Сновидений З. Фрейда