Проблема сознательного и бессознательного в личности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Факультет психологии

Заочное отделение

Курсовая работа

по дисциплине «Психология личности»

на тему:

«Проблема сознательного и бессознательного в личности»

Выполнил:

студент группы ПЗВ-214

«___» ______________ 2008 г.

Подпись: _________________

Проверил:

Конева О.Б.

«___» ______________ 2008 г.

Подпись: _________________

Челябинск

2008

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Анализ философской и психологической литературы по проблеме сознательного и бессознательного 6

1.1. Сознание, подсознание, самосознание в структуре личности 6

1.2. Проблема подсознания в истории философии и психологии 12

Глава 2. Проявление сознательного и бессознательного в структуре личности 24

2.1. Взаимосвязь сознательного и бессознательного 24

2.2. Анализ проявлений бессознательного в личности 28

Заключение 35

Список литературы 37

Введение

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознательного и бессознательного в отечественной и зарубежной психологии личности. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах активности сознания.

Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения.

История собственно психологического изучения сознания начинается с возникновения самой психологии как самостоятельной сферы научного знания. Со времен В.Вундта в мировой и отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки описать структуру сознания и объяснить принципы его работы (Б.Г.Ананьев, 1961; Л.С.Выготский, 1960; А.Н.Леонтьев, 1975; Б.Ф.Ломов, 1981; А.Р.Лурия, 1998; С.Л.Рубинштейн, 1959; В.А.Ганзен, 1984; В.П.Зинченко, 1991; Л.М.Веккер, 2000; В.В.Столин, 1983; В.М.Аллахвердов, 2003 и др.).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

Помимо сознания, обладающего сложной и разветвленной, целостной структурой, на поведение человека, весь его духовный мир большое влияние оказывают бессознательные моменты и подсознание. Согласно современным научным представлениям, область подсознательной психической деятельности человека включает в себя те ощущения, восприятия, представления, которые не достигают порой сознания, когда человек смотрит на объект и не видит, не замечает его, слушает и не воспринимает услышанного. Область подсознательного обнимает собой такие формы духовного бытия, как сновидения, состояние гипноза, неосознанные желания, тревожные предчувствия.

В подсознании оседает, накапливается огромный массив жизненной информации личности, ее индивидуальный жизненный опыт. Многие действия, совершаемые человеком автоматически, инстинктивно, выполняющие роль защитных механизмов и защищающие мозг от постоянного перенапряжения, контролируются и управляются подсознанием.

Благодаря подсознанию, сознание субъекта осуществляет саморефлексию над собой, стараясь проникнуть в глубинные, потаенные, неосознанные уголки собственного бытия, и, когда наступает озарение, инсайт, происходит слияние, интеграция, синтез сознательного и бессознательного компонентов, тогда наступает понимание и решение стоящей перед человеком задачи.

Большое внимание философскому и психическому анализу подсознания, его работы, строения, связи с сознанием и психикой уделяли в нашем столетии такие выдающиеся мыслители как З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм. Так, теория Фрейда рассматривает подсознание как основу, главный фактор поведения людей, их морали, искусства, всей духовной культуры. К.Юнг ввел в научный оборот понятие коллективного бессознательного. Используя взаимосвязь индивидуального и коллективного бессознательного, другой современный философ, социолог и психолог Э.Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена, посредника между индивидуальной психикой субъекта и социальной структурой общества, изучает влияние подсознания на ценностные, аксиологические ориентиры современного потребительского общества.

Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много непознанного, неясного.

Цель работы – раскрыть состояние проблемы сознания и подсознания (бессознательного) в психологии личности.

Объект исследования – сознание и подсознание личности.

Предмет исследования – проявления сознания и подсознания.

Задачи работы:

1. определить сущность понятий «сознание», «подсознание» («бессознательное»);

2. выделить проявления бессознательного;

3. рассмотреть особенности диагностики сознательного и бессознательного.

Методологические и теоретические основания исследования: теоретические положения о природе сознания, развитые в трудах Л.С.Выготского; деятельностный подход А.Н.Леонтьева; подход В.П.Зинченко к описанию структуры сознания; теория сознания В.М.Аллахвердова.

14 стр., 6547 слов

Функции личности и сознания

... мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятель­ность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя ... сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это ...

Метод исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение философской и психологической литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Анализ философской и психологической литературы по проблеме сознательного и бессознательного

1.1. Сознание, подсознание, самосознание в структуре личности

Сегодня проблема сознания переживает свое новое рождение, подтверждением чего являются работы В.Ф.Петренко по психосемантике сознания. Определяются новые точки роста в развитии исследований в этой области, как в отечественной (В.М.Аллахвердов; В.П.Зинченко; О.В.Гордеева; Е.В.Субботский; Ю.М.Швалб; Н.Б.Шкопоров; Е.В.Улыбина и др.), так и в западноевропейской и американской психологии, где оформилось новое направление – The Science of Consciousness.

Современный анализ различных подходов к определению и структурации сознания, включающий их соотнесение с той или иной методологической установкой (междисциплинарной, унитарной, системной), обнаруживает связь различных структурных схем сознания с двухфакторной моделью безгранично развивающегося сознания: фактор контакта (коммуникации, смыслового общения) и фактор свободы (выбора, творчества) (Акопов, 2002)………………………….

Заключение

Подсознание, бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию. В психологии бессознательное противопоставляется сознательному.

Существует коллективное бессознательное и индивидуальное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека.

Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Несколько основных классов проявлений бессознательного: неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

Доказательства о существовании подсознания человека были приведены Лейбницем. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности учеником Фрейда Карлом Юнгом, который ввёл термин «коллективное бессознательное».

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика, 1982.

2. Анри М. Значение бессознательного для психики человека // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. — Новочеркасск, 1994. – С.11-27.

3. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. — М.: Академия, 2001. — 592 с.

4. Асмолов А.Г. на перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. — Новочеркасск, 1994. – С.51-60.

5. Баландина Э.Г. Актуальные проблемы современной философии. — Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. — 130 с.

6. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. – Тбилиси, 1985.

7. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. – М., 1989.

8. Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. — Новочеркасск, 1994. – 235 с.

9. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха).

– Киев, 1989.

10. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

11. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В.М.Лейбин. – М.: Республика, 1994.

12. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 336 с.

13. Кэррол Р.Т. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: «Диалектика», 2005. — С.67-68.

14. Общая психология / А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В Петровского. — М., 1986.

15. Патнэм Х. Философия сознания. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 235 с.

16. Психические состояния. / Сост. и ред. Л.В.Куликова. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.

17. Психология сознания. / Сост. и ред. Л.В.Куликова. – СПб: Питер, 2001. – 480 с.

18. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

19. Стрельник О.Н. Философия. — М.: Юрайт, 2002. — 239 с.

20. Философия сознания. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с.

21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

22. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

23. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. — Новочеркасск, 1994. – С.81-91.

24. Шашин П.В. пути концептуализации бессознательного // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. — Новочеркасск, 1994. – С.27-40.

14 стр., 6593 слов

Научные и обыденные представления о сознании и бессознательном

... или несколько предложений) должно включать фразы типа «под сознанием (бессознательным) мы понимаем...», «сознание (бессознательное) — это...», «сознание (бессознательное) рассматривается нами как.» и т.д.; 2) фрагмент текста ... литературе (на основании работ, в которых дается обзор определений сознания (бессознательного)). На втором этапе нами проводился контент-анализ определений каждого феномена. ...

25. Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования // Вопросы философии. — 2004. — №10. — С.125-135.

26. Яковлев Д.А. Апробация проективного теста «Рисунки животных» // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. — №3.