Современное состояние методики логико

Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников

Цели развития:

Активизация познавательного интереса, активности, самостоятельности, инициативы, развитие критичности ума и т.п.

Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять , называть, обследовать свойства; преобразовывать, трансформировать, выбирать несколько решений проблемной ситуации и т.п.)

Освоение средств и способов познания (экспериментирования, моделирования, счета, измерения, вычисления, сравнения и т.п.)

Обогащение логико-математического опыта (накопление начальных логико-математических представлений, освоение умений и действий)

Идеи, лежащие в основе современных подходов к логико-математическому развитию дошкольников

Идеи

Как реализуется на практике

Идеи теории сенсорного развития (А.В. Запорожец, Б.Д. Эльконин, и др.)

Осваиваются сенсорные эталоны, организуется обследование формы предметов, фигур, размеров, движение в пространстве и т.п.

Взаимосвязи чувственной и логической ступени познания

Распределение содержания: в младшем – сенсорный опыт – к старшему возрасте- усиление логического момента. В освоении любого свойства данная связь представлена — сначала –выделение элементов множества, группировка и т.п., потом переход к вычислениям в умственном плане.

Теории поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин)- счет, измерение, вычисление, развитие логических операций.

Сначала все выполняет практически, развернуто, потом – во внутреннем плане. Считает – дотрагиваясь до предмета- потом только называя громко, а затем – «про себя».

Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать –познавать, творить»; познавательные эмоции (Михайлова, Л.М. Кларина ..

Все через интерес, эмоции, увлекательные формы (проблемные ситуации, головоломки ит.п.).

Разделы содержания (6): освоение:

форм и геометрических фигур

величин (размеров, массы) и измерения

пространственных отношений

временных отношений

количества, числа

развитие логических операций

1направление: для ориентировки в окружающем мире (знание форм)

2направление: развитие геометрического мышления и подготовка к освоению геометрии в школе (фигуры, элементы- сторона, вершина, угол и т.п.)

1 направление: развитие восприятия размеров, освоение действий и терминов (выделение-называние-обследование-сериация и классификация- определение зрительное «На глаз» размеров, пропорций и т.п.)

2 направление: освоение измерения (эталонов, правил и действий измерения)

Традиционно – 6 видов ориентировок (на себе, от себя, от другого предмета, между предметами, на плоскости, в трехмерном пространстве

По методике Л.А. Венгера –ориентировка посредством использования планов.

4 вида ориентировок:

в частях суток, календарном времени (иерархия: дни недели- месяцы –год); развитие чувства времени (ориентировка по циферблату часов, знание эталонов времени, прогнозирование числа выполненных действий за единицу времени); временная последовательность (сначала-потом, выкладывание картинок и т.п.)

Освоение множества, количественных представлений, счета, представлений о числе (состав, натуральный ряд чисел, транзитивность), вычислений (задач и примеров: составление, решение).

1направление: решение логических задач: Михайловой, А.З. Зака, В.Г. Гоголевой («найди отличия», «поиск 9», «какая фигура лишняя?» (ср.-ст. возраст);

2 направление: освоение функциональных зависимостей (по типу мультика«38 попугаев»; как поделить торт на 3-6 частей (и какая часть будет больше»?; монетами и их достоинством и т.п.

3 направление: освоение принципа сохранения количества, величины (Задачи Ж.Пиаже): переливание, пересыпание, сдвигание и т.п.

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность

Организованная деятельность (занятия)

Экспериментирование (измерение, принцип сохранения и т.п.)

Игры развивающие и дидактические

Чтение и обсуждение познавательной литературы

Поручения

Игры-эксперименты

Дидактические сюжетные игры («Магазин», «Ателье», «Супермаркет», «Зоопарк» и т.п.).

Условиями активизации самост.д. :

Организация среды (уголка, Центра);

Освоение способов деятельности (правил игры, экспериментирования и т.п.;

Свободное время;

Достаточность и вариативность материалов

Уважение к труду детей (доска успехов, файлы с индивидуальными рабочими листами ит.п.)

Использование Рабочих тетрадей

Традиционные занятия

З.на основе сюжета (литературные формы: сказки, рассказы с математическими заданиями)- «Репка», «Теремок» и т.п.

На основе проектного метода

Викторины, состязания (обобщающая функция): »Знатоки математики», «Что , где , когда».

З. по принципу выполнения цепочки заданий (мотивация: помочь персонажам)

З. обобщающие (понятие «сутки», «средства измерения времени, размера) и т.п.

З. интегрированные (интеграция познавательного и художественно-эстетического содержания и т.п.).

Средства логико-математического развития дошкольников:

1.Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки, палочки Кюизенера, пособия М. Монтесорри, «Геоконт» Воскобовича)

2. Дидактические игры (лото, домино, игры В.Воскобовича «Планета умножения», «Цифра – домино»

3.Развивающие игры (Никитина, Воскобовича (Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат», головоломки, плоскостное моделирование (Танграм, Пифагор и т.п.), конструкторы, игры с палочками (Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников».

4. Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая , объемная; натуральный ряд чисел – прямая; )

5.материалы (для взвещивания, измерения, группировки, сортировки и т.п.): абстрактные (фигуры), «жизненные» (шишки, листья и т.п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т.п.).

6.познаватльные книги и рабочие тетради. 7. Компьютерные игры и др.

Образовательные программы и разработки

Программа

Идеи

Комментарии

Детство

Содержание: — 6 основных разделов.

Раздел «Первые шаги в математику»: свойства, отношения, обобщение, принцип сохранения(неизменность величины)- соответствует логике познания (этапам познания – выделение свойств, затем- установление отношений и т.п.).

Усилена логическая составляющая и осуществляется опора на сенсорное и интеллектуальное развитие детей; учитывается «зона ближайшего развития»; Обогащение опыта детей; взаимосвязь – «чувствования — познания-–творения»;Акцент на накопление опыта в самостоятельной и совместной деятельности; занятия- носят обобщающую функцию; Использование развивающих и дидактических пособий , игр, экпсреимнетирования.

— Есть рабочие тетради (используются на енкоторых занятиях -1-2 раза в месяц)

— Разработаны некоторые проблемные ситуации (З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, О.В. Суворова, И.Н. Чеплашкина и др.).

Развитие

Ориентирована на развитие сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей.

Один из основных методов и основ – моделирование как интеллектуальная споосбнсоть. Через моделирование освоеивается все содержание всех разделов.

Разделы :математика, логика, пространство, конструирование.

Используются модели – иконические, обобщенные, знаково-символические (планы пространства, схемы сложения построек, круги Эйлера- Венна, классификационные деревья и т.п.).

Пособие «Чего на свете не бывает?», прарабработки О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой.

Сборник ст. «Слово и образ в развитии дошкольников».

Радуга

обогащение представлений о действительности (элементы географической, астрономической, экономической, художественно-эстетической направленности).

Математические представления и действия выступают средством освоения мира; «инструментом» познания. На доступных примерах показана взаимосвязь математических категорий и событий и явлений мира (как бы «математика в окружающей действительности).

Детям предстоит «поиск явлений (физических, химических, биологических, эстетических, социальных), в которых проявляет себя данное свойство или отношение». Так, дошкольники в процессе освоения числа 1 обсуждают, что единственным бывает «Земля, солнце, мама, каждый из нас, произведения искусства и т.п. Содержание различной направленности как бы группируется по заданной категории (например, числу) и насыщается, в том числе, мифологической информацией; предполагается «поиск «явлений» свойства в предметном мире, в природе и искусстве»; (ритм в музыке, движении, декоративном искусстве, литературе).

Разработаны конспекты (все),

Используется рабочая тетрадь.

Типовая (Васильевой)

Идеи традиционной методики + осовремененными методами. Упрощены некоторые разделы с учетом развитие и особенностей современных детей.

Есть 6 разделов содержания. Представлено как в старой типовой программе.

Разработаны методические рекомендации

Примерная

Опора на психологические особенности дошкольников, данные исследований. Учет «зоны ближайшего развития». Содержание математики – традиционно, «чуть выше» чем, в типовой программе. Акцент на логическое развитие детей.

Разработаны тетради, методические рекомендации

Л.Г. Петерсон

Сочетание традиционного содержания матемчтисекого развития детей, усиление логического направления (задачи на логику в каждом занятии, начиная с младшей группы!).

Нарушается логика накопления опыта детьми в совместной и самостояльной деятельности (например, освоение овала – предусмотрено в апреле!).

Рабочая тетрадь, конспекты занятий.