ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ: ПОНЯТИЕ
И ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Характеристика молодежи как социальной группы:
теоретический аспект 7
1.2. Методы и технологии социальной работы с молодежью:
теоретический аспект 18
1.3. Государственная молодежная политика в системе социальной
работы с молодежью 23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 30
2.1. Исторический аспект социальной работы с молодежью 30
2.2. Правовое регулирование социальной работы на современном
этапе в РФ 32
2.3. Правовое регулирование и характеристика молодежных
объединений как элемента социальной работы 39
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 55
3.1. Характеристика молодежной политики в Республике Бурятия 55
3.2. Социальная работа с молодежью в республике Бурятия
средствами общественных организаций и объединений. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 64
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах. Зафиксированные в Конституции права, свободы, обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами.
Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян. В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения — одной из основных задач российского государства.
Социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным ...
... умениях. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, ... Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: ...
Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.
Актуальность. Сложившееся в России законодательство в области правового регулирования социальной работы с молодежью требует своей модернизации и конкретизации в рамках провозглашенной Стратегии государственной молодежной политики до 2016 г., определяющей совокупность приоритетных направлений, связанных с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки.
Вместе с тем, рассмотрение проблемы социальной работы с подростками и молодежью носит достаточно общий и констатационный характер. В работах отечественных авторов, посвященных этой тематике, формулируются, как правило, общие требования к организации социальной работы, с различными представителями молодежи, описание существующих форм деятельности и наличие больших затруднений и огромного количества проблем в данной области социальной деятельности. В целом ряде трудов по вопросам социального обслуживания молодежи рассматривается вопрос о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к решению социальных проблем молодежи, однако обоснованных конкретных предложений по организации такого рода обслуживания не имеется.
Объектом исследования является: общественные отношения в сфере социальной работы с молодежью.
Предмет исследования составляют действующие нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу с молодежью.
Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью, ее правовое регулирование в Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие и характеристику социальной работы с
молодежью;
2) дать характеристику правового регулирования социальной работы с молодежью;
3) проанализировать социальную работу с молодежью в г. Улан-Удэ средствами общественных объединений.
14. Педагогические аспекты социальной работы
... социализации (правонарушители., накроманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения._ 28. Социальная работа со старшим поколением Пожилые люди-люди старше 60 лет, которые испытывают определенные психофизические ограничения ...
Методами исследования являются: общенаучные методы (анализ
действующего законодательства), специально — научные (статистический метод), частно-научный (сравнительно — правовой, историко-правовой), а так же формально — юридический.
В нормативную базу исследования вошли: Конституция РФ, Федеральные законы «О социальной защите молодежи в РФ», «Об общественных объединениях».
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: В.Н. Шубкина, Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича, И.М. Ильинского.
В отечественной социологии молодежи выделяют следующие наиболее известные школы:
1) комсомольские исследования молодежи И.М. Ильинского и др. — исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции;
2) школа лонгитюдных исследований М.Х. Титма и др. — изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи;
3) ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) — изучение психологии юношеского возраста и молодежной субкультуры, типов жизнедеятельности молодежи (особенно — студенческой, развития личности молодого человека); исследования молодежной субкультуры Т.Б. Щепанской, Е.Л. Омельченко — изучение неформальных объединений и асоциальных молодежных группировок, отношения молодежи к ним и к явлениям субкультуры.
Эмпирическую базу исследования составили обзоры судебной практики, статистические данные по Российской Федерации и Республике Бурятия.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список используемых источников информации.
Глава 1. Социальная работа с молодежью: понятие и характеристика
1.1. Характеристика молодежи как социальной группы: теоретический аспект
Одним из условий развития общества является жизнеспособность молодежи в настоящем и будущем. От того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом. Рассмотрение вышеобозначенных проблем позволит оптимизировать модели социализации молодежи в условиях демократического обновления общества как полноправного и полноценного его субъекта. Интерес современной науки к проблемам социализации молодежи объясняется тем, что молодежь — «необходимая для нормального функционирования социальная группа». Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой — накопить потенциал для его преобразования и обновления[3.14., 51с.].
В этом смысле представляется актуальным дать социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества. Процесс социализации молодежи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, философии образования, социологии молодежи, социологии личности, психологии, социальной философии и т.д. В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. В научной литературе высказывается много различных точек зрения о роли социализации молодежи в развитии общества. Это характеризуется тем, что указанный феномен чрезвычайно сложен, многообразен, противоречив и рассматривается в различных смысловых плоскостях и с точки зрения различных подходов[3.16., 86с.]. Социально — философский подход к проблеме взаимоотношения молодежи и общества (социализации молодежи) является комплексом методов познания социальной реальности, предполагающих следующие теоретические интенции: нацеленность на смысловое постижение указанных феноменов; рассмотрение их развития в единстве, целостности и взаимосвязи; исследование состояния их взаимоотношений в социокультурном контексте, историческом горизонте: необходимость анализа тенденций их изменений в ближайшей и отделенной перспективе; построение модели жизнеспособного, доминирующего молодежного типа личности с точки зрения критерия успешности решения социальных и личностных задач. Молодежь — это большая открытая, необходимая для нормального функционирования социума группа, объединенная не только возрастными параметрами, которые подвижны для различных социумов в разные периоды их развития. Конституирующим признаком данной общности является фактор активной социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которой происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных, гражданских и духовных качеств личности[3.18., 223с.]. Смысловыми составляющими выделения молодежи как социального субъекта являются: юридическая дееспособность (уголовная ответственность), гражданско-политическая дееспособность, активное формирование и достижение относительной сформированности смысложизненных целей и духовных ценностей, профессиональное самоопределение и достижение соответствующего социально-профессионального статуса. Социализации молодежи представляет собой вхождение молодого человека в жизнь общества, суть которого составляет триединство процессов: социальной адаптации — социальной идентификации — индивидуализации. Содержательное многообразие и диапазон процесса социализации молодежи конкретизированы разработкой критериев продуктивной социализации:
Социализация и социальные установки личности
... основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация. Социализация – это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей. Социализация определяется как ... повседневное поведение человека воздействует множество ожиданий (правила поведения в обществе) и эти ожидания люди предъявляют своим детям. На поведение ...
1) сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов;
2) достигнутый уровень образованности: сформированность интегральной картины мира;
3) социальная адаптированность личности: устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»;
4) обретение социальной идентичности: сформированность личности как социального субъекта с точки зрения ее принадлежности к определенной общности, группе, национальности и т.п., а также обретение устойчивости и целостности, в границах которых функционирует данная личность;
5) гражданская активность личности: самостоятельность и независимость в суждениях, поведении, уверенность, инициативность;
6) духовность как нравственное измерение мыслей, поступков, образа жизни и т.п.
Указанный феномен также конкретизируется анализом последствий дефицита социализации, который приводит:
1.Социальная система общества
... поколения в поколение. Виды социальной структуры общества: - социально-классовая структура общества: упорядоченные и устойчивые связи ... эти группы индивид получает первый опыт социального единства, социализации (семья, школьный класс, друзья, спортивная ... человеком, направленными на себя и, происходящими внутри личности. Основной характеристикой самоконтроля является совесть. Назначение самоконтроля: ...
1) к социальному конформизму;
2) отсутствию критицизма и ответственности;
3) выработке стандартизированного поведения;
4) утрате индивидуальности и т.п.[3.13., 288с.].
Модель жизнеспособного, доминирующего типа личности изображает культурно-исторический и социально-психологический собирательный портрет молодого человека данной эпохи (в социокультурном контексте имеющий значительные различия между разными социальными группами и слоями общества), одновременно являясь идеальным проектом. Содержательными составляющими данной модели как способа операционализации общественного идеала являются:
1) успешность в решении социальных и личностных задач;
2) вариативность мышления;
3) способность к адаптации в новых социально-экономических условиях;
4) способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее);
5) социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей;
6) духовность: осознание ценностей и смысла жизни;
7) готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских и др.;
8) национальная идентичность (национальное самосознание).
Осмысленность бытия молодым человеком в условиях переходного общества означает не только участие в различных социальных процессах, но и готовность конструировать и реформировать социальную реальность. Источниками в постановке проблем молодежи и теоретическими основаниями являются дискуссии о роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, влиянии культуры на личность, разработанные подходы к анализу социальной структуры общества, ставящие проблему поколений[3.12., 25с.].
Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций данного возраста пришлись на начало XX в., и получило дальнейшее развитие в социологических теориях молодежи (В.Т. Лисовский, В.Н. Боряз, С.П. Иваненкова, С.Н. Иконникова, И.Р. Кон и др.).
В процессе дискуссии (1960-1980 гг.) сформировалось понятие о молодежи как самостоятельной социально-демографической группе. В начале 90-х годов ХХ века утверждается понятие «российская молодежь» в возрастных границах от 15 до 30 лет. Считается, что к этому времени у молодых людей сформировывается мотивационный потенциал и адекватное общественной системе поведение. Однако ряд ученых считают, что сегодня границы между молодежью и взрослым населением в определенной степени становятся все более размытыми. Ученые делают справедливый вывод, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, исторического типа общества[3.20., 55с.].
Существуют различные методологические подходы, которые используются различными науками при исследовании феномена «молодежь». В их число входят: психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и другие подходы. С позиций социальной философии более релевантным может быть интегративный подход к определению содержания понятия «молодежь». Он учитывает такие аспекты, как возрастные границы и социально-психологические особенности молодежи; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации понимается как единство социальной адаптации и индивидуализации; специфику самоопределения и самоидентификации молодежи как социально-демографической группы. В качестве основного конституирующего признака молодежи принимается фактор социализации. Важнейшей стороной социализации является становление
Молодежь в современном обществе
... говорит об эффективности механизмов социализации. Облик общества, хотя неизбежно и меняется, но сохраняет достаточный уровень преемственности. В ситуации социальной нестабильности и повышенной ... угодить в ловушки современного общества. Молодежный возраст представляет период становления личности. Незавершенность этого процесса определяет подверженность молодежи разнообразным влияниям, а отсутствие ...
молодого человека как профессионала и гражданина. Чем сложнее сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы «молодости», и чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее данная фаза [3.27., 9с.]. В 90-х годах в научной литературе возрождается дискуссия о методологии исследования молодежи. Так, А.Ж. Кусжанова и С.П. Иваненков утверждают, что молодежь необходимо рассматривать как будущее и через представления о будущем. Связывая время с молодежью, мы констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем в виде детского и молодежного сообщества; а также обнаруживаем, что актуально существующая молодежь есть потенциальное «взрослое» общество, которое можно формировать и на которое можно воздействовать. Таким образом, молодежь — это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом общественного воздействия или субъектом общественных действий. В социальной философии, психологии, социологии накоплен значительный теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время преобладает плюралистический подход к толкованию социализации. Социализация понимается как процесс становления личности, усвоения социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности[3.23., 336с.]. Осмысление проблемы социализации на современном этапе возможно лишь с учетом отечественного и зарубежного опытов. Социальные требования к человеку возрастают с каждым десятилетием, налицо и усложнение самой социальной структуры, и появление конкурирующих и конфликтующих социальных воздействий на человека. В социальной философии понятие социализация характеризует жизнь человека в обществе с момента его рождения. Будучи процессом включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений, социализация преследует цель формирования социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, данный процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями». В каждом историческом типе общества по-разному и в различных формах происходит приобщение новых поколений к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности видоизменяются и механизмы социализации личности, поскольку прежде чем что-то передавать новым поколениям, «самой социальности надо было сначала состояться». Основными факторами социализации является государство, состояние экономики, социальной сферы, духовности в обществе, наличие или отсутствие социальных и военных конфликтов. Успех социализации зависит от целенаправленности, методичности влияния социальных и государственных институтов и их структурных элементов, которое может быть постоянным и сильным, а также слабым и маловыраженным, как следствие кризисных состояний общества. В таких ситуациях общественной жизни стихийные каналы социализации могут доминировать над традиционными и гражданскими, и привести к формированию личности, не усвоивший норм поведения общества, не усвоившей его социокультурных ценностей
Социологический анализ развития молодежи в современном обществе
... национальные черты. К числу первых относится рассмотрение молодежи как компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи с проблемами образования, рынка труда ... как социология образования, культуры, семьи. Как следствие - проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса ...
[3.24., 58-59с.]. Другим результатом недостаточной социализации индивида в обществе являются социальный конформизм, как некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, мнениям, идеологии, что приводит в результате к формированию безликой личности, утратившей свою индивидуальность, неповторимость, автономность. Характерными чертами такой личности являются: некритическое мышление, манипулируемость, фанатичная вера в непогрешимость единственной веры, стандартизированное поведение и т.п.[3.13., 288с.].
Полагаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих:
1) сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира;
2) социальная адаптированность личности;
3) устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»;
4) обретение социальной идентичности;
5) гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность;
6) духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.п.
Становление человека представляет собой диалектический процесс, где во взаимодействии его с обществом непрерывно сталкиваются личные и общественные интересы. Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи это выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, как ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными в данном сообществе. То есть сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органическую часть и подобие у……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Нормативные правовые акты
1.1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 / принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // Российская газета. — 1995. — № 67.
1.2. Конституция РФ // Российская газета. ? 1993. ? 25 декабря. ? № 237.
1.3. «Об общественных объединениях»: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 (ред. от 21.11.2012) // СЗ РФ. — 1995. — № 75. — 1135Ст.
1.4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07. 1998 (ред. от 13. 09. 2011) // СЗ РФ. — 1998. — № 41. — 2007Ст.
Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе
... ориентиров и т. д. Глава 1. Проблемы социализации современной российской молодежи В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного ...
1.5. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный закон № 120 — ФЗ от 24. 06. 1999 (ред. 07.15.2010) // СЗ РФ. — 1999. — № 17. — 1190Ст.
1.6. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»: Федеральный закон № 98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. 21. 12. 2011) // СЗ РФ. — 1995. — № 3. — 1327Ст.
1.7. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный Закон № 120-ФЗ от 24.08.1999 г. (ред. от 13.01.2001 г.) // СЗ РФ. — 1999. — № 81. — 1456Ст.
1.8. «О национальном фонде молодежи»: Указ Президента РФ № 31 от 05. 02.1995 // Российская газета. — 1995 г. — № 183.
1.9. «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи» < cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=243362>: Постановление Государственной Думы РФ № 881 от 05.12.1996 (ред. от 09.07.2010) // СЗ РФ. — 1996. — № 62. — 4071Ст.
2. Судебная практика
2.10. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в
Российской Федерации»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 03. 06. 1993г. № 5090-1// Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1993.
№ 7.
2.11. «О социальной поддержки молодых семей» < cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=203434>: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.10.1992г. № 3640-1// Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1992. — № 9.
3. Специальная литература
3.12. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П.И. Бабочкин. М., — 2000. — 25с 3.13. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы/ Н. Ф. Басов. М., — 2004. — 288с.
3.14. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. СПб., — 2004. — 51с.
3.15. Бэк, У.А. Молодежь. На пути к модерну/ У.А. Бэк. М., — 2000. — 145с.
3.16. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов Издательство «Гардарики»/ С. И. Григорьев. М., — 2006. — 86с.
3.17. Добрынин, В.В. Информационные технологии: современные дети и молодежь. /В.В. Добрынин. Курск., — 2007. — 124с.
3.18. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы./ И.Г. Зайнышева.
Воронеж., — 2002. — 223с.
3.19. Зубок, Ю.А. Интеграция молодежи в условиях нестабильного общества.
/ Ю.А. Зубок. Новосибирск., — 1998. — 81с.
3.20. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи./С.П. Иваненко. Оренбург., — 1999. — 55с.
3.21. Ильинский, И.И. Молодежь и молодежная политика./ И.И. Ильинский. М., — 2001. — 57с.
3.22. Караев, А. М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки./ А.М. Караев. Томск., — 2010. — 124-125с.
3.23. Камалдинова, Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности»/ Э.И. Камалдинова. М., — 1998. — 336с.
3.24. Ковалева, А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы./ А.И. Ковалева. М., — 1999. — 58-59с.
3.25. Колков, В.В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью./ В.В. Колков.М., 2000. — 560с.
30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи
... государственной молодежной политике в Российской Федерации», Региональный закон: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области» 31. Патогенетическая и профилактическая направленность медико-социальной работы Медико-социальная работа ...
3.26. Курбатов, В.И. Социальная работа./ В.И. Курбатов. М., — 2007. — 37с.
3.27. Козлов, С.В. «К проблеме новой концептуализации молодежи»./ С.В. Козлов. Ярославль., — 2008. — 97с.
3.28. Лисовский, В.Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ./ В.Т. Лисовский. СПб., — 1995 — 13-15с.
3.29. Луков, В.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты В.А. Луков. М., — 1999 — 240с.
3.30. Мамедова, Б.В. Новые подходы и технологии в работе с молодежью./ Б.В. Мамедова. М., — 2008 — 115с.
3.31. Мантуров, С. В. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Республике Бурятия в начале XXI века. Улан- Удэ./ С.В. Мантуров. Улан-Удэ., 2011 — 24с.
3.32. Молодежные и детские общественные объединения Республики Бурятия, г. Улан-Удэ: Госкомитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, 2012г.
3.33. Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов., — 2000. — 175с.
3.34. Омельченко, Е. А. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век./ Е.А. Омельченко. Казань., — 2006 — 175с.
3.35. Обухов, А. А. Педагогические аспекты в социальной работе./ А.А.Обухов. М., — 2004. — 18-21с.
3.36. Петров , А. И. Молодежь и государство: инновационные подходы. /А.И. Петров. Саранск., — 2005. — 244с.
3.37. Панюков, А.В. Молодежь России: социальное развитие/ А.В. Панюков. М., — 1992 — 9с.
3.38. Парьянов, С.И «Социология для социальной работы»./ С.И. Парьянов.
М., — 2010 — 450с.
3.39. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. М., — 2002. — 140с.
3.40. Полдыева, Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики»/ Д.Р. Полдыева. Новокузнецк., — 2003. — 109с.
3.41. Ручкин, Б.А. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути»/ Б. А. Ручкин. М., — 2000. — 158 — 161с.
3.42. Самойлов, В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики./ В.Т. Самойлов. М., — 1994. — 350с.
3.43. Титов, И.А. Теория социальной работы./ И.А. Титов. Омск., — 2009.
— 51-55с.
3.44. Чупров, В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические проблемы./ В.И. Чупров. М., — 1994. — 31с.
3.45. Чудиков, В. В. «Развитие предпринимательства в молодежной среде»./ В.В. Чудиков. СПб., — 2002. — 150с.
3.46 Шабанов, А. И. «Методические рекомендации по организации работы с подростками группы риска»./ А.И. Шабанов. Челябинск., — 2005. — 12с.
3.47. Щенников, Г. А. Молодежь и общество на рубеже веков / Г.А. Щенников. М., — 2012. — 63с.
3.48. Ядов, В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества / В.А. Ядов. М., — 2011. — 94с.
3.49. Ярцев, Г. П. Молодежь и становление новой России./ Г.П. Ярцев. М., — 2012. — 50-51с.