Курсовая работа. Психологический портрет собственной личности

Государственная образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская Государственная Медецинская Академия»

Министерство здравохранения социального развития.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии.

Выполнил:

Студент группы 242

Лечебного факультета

Арсланбеков М.Ю.

Проверила:

Ассистент кафедры

Кабукаева Д.А.

Нижний Новгород 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Теоретическая часть:

  1. Что такое Темперамент…………………………………………………….4-5
  2. Что такое Характер…………………………………………………………5-6
  3. Что такое Личность……………………………………………………………6

Практическая часть:

2.1 Тест Айзенка…………………………………………………………………6-8

2.2 Тест Карла Леонгарда……………………………………………………..8-10

2.3 Методика многофункционального исследования личности по Р. Кетеллу………………………………………………………………………..10-12

3. Рисуночные тесты………………………………………………………….12-13

4.Заключение……………………………………………………………………..13

5. Список использованной литературы…………………………………………14

Введение.

Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Психологический портрет показывает глубину внутреннего мира и переживаний человека, позволяет отразить полноту его личности, а также выразить бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Психология личности — раздел психология, изучающий личность и различные неиндивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее различиях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологие

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук. 1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с ...

В своей работе я рассмотрел такие понятия, как личность, характер и темперамент, и изучил основные подходы к исследованию личности. Пройдя различные психологические тесты, я составил собственный психологический портрет.

Теоретическая часть. Темперамент.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

Типы темперамента:

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

12 стр., 5928 слов

Психологические особенности личности. Темперамент и характер

Тема: Психологические особенности личности. Темперамент и характер Введение Цель данной работы - изучить психологические особенности личности. Для этого необходимо решить следующие задачи: исследовать теоретические подходы ... широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет ...

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Характер.

Хара́ктер -(греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека

Личность

Личность чаще всего определяют как человека в контексте его социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию «личность» тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность это социальное лицо, «личина» человека. Личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

Содержание: Содержание 2 Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4 Влияние микроклимата на организм человека 5 Источники производственного травматизма 6-7 Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение норм и правил охраны труда 8-10 Исследование месячных биоритмов 11-12 Список литературы 13 8. Психологические особенности человека. Характер и темперамент. ...

Практическая часть:

Тест Айзенка

Предназначен для диагностики экстра- интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи»

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.

Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени вариабельности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Результаты:

Согласно проведённому тесту, получил следующие результаты:

Ш

кала экстра — интраверсии: потенциальный экстраверт;

Шкала нейротизма: нормостеник;

Шкала лжи: ответы достоверны.

Я— Холерик

Преобладает сильный, неустойчивый тип нервной системы. Холерики отличаются быстротой движений, энергичной походкой, бурной жестикуляцией во время разговора, громким голосом.

Они проглатывают окончания слов т.к. часто спешат.

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Характер ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, ...

Им свойственна повышенная эмоциональность, при этом эмоциональные переживания бушуют на поверхности, а на глубокие чувства большинство способны мало. Этих людей легко вывести из себя, сгоряча они могут наговорить много обидных слов собеседнику. Они очень быстро остывают, ведут себя, как ни в чем не бывало. Им трудно сопереживать ближнему. Из-за беспрерывных конфликтов они часто меняют место работы, то и дело женятся и разводятся, а если остаются в браке продолжительное время, то обычно флиртуют, заводят интрижки, постоянно в кого-то влюбляются. Они быстро загораются новыми идеями, но остывают, как только сталкиваются с трудностями. У них склонность к перепадам настроения.

Пути коррекции: недопускать зазнайства, поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

Тест Карла Леонгарда.

Тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».

Термин «акцентуация» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

  • акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
  • акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)

Результаты:

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ» Кафедра менеджмента организации Акиншина Татьяна Андреевна «Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.» Курсовая ...

Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случаее превышения 18 — бального уровня.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.

  1. Гипертимность: 22 балла
  2. Эмотивность: 15 баллов
  3. Педантичность: 11 баллов
  4. Тревожность: 9 баллов
  5. Циклоидность: 9 баллов
  6. Демонстративность: 20 баллов
  7. Возбудимость: 18 баллов
  8. Дестимии: 6 баллов
  9. Экзальтированность: 12 баллов
  10. Возбудимость: 16 баллов

Результат:

Скрытый тип личности – гипертимный. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимика, пантомимика, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и другим радостям жизни.

Это люди с повышенной самооценкой, весёлые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражимости, прожектерству. Испытывают недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жёсткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Методика многофункционального

исследования личности по Р. Кетеллу.

ЦЕЛЬ: Тест предназначен для измерения факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

Личность человека в компьютеризированном мире “Когда мне по дороге в деревню сказали, что доктор прописал месячное воздержание от работы на моем компьютере,  то я потерял сознание. Привели в чyвство, поднеся к носy тюбик с термопастой для  приклейки кyлеров на процессоры….”. [28] Введение Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной ...

F1 – тревожность (4,8)

F2 – интраверсия-экстроверсия (3,3)

F3 – чувствительность (7,7)

F4 – конформность (5,4)

Результаты:

Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Интеллектуальные особенности.

(B, M, Q1) абстрактно мыслящий; практичный; консерватор

Эмоционально-волевые особенности.

(C, G, I, O, Q3, Q4) эмоционально стабильный; приспосабливающийся; жесткий; тревожный; чуть заавышенное самомнение; напряженный.

Коммуникативные свойства.

(A, H, F, E, N, L, Q2) замкнутый; застенчивый (робкий); рассудительный; застенчивый; самоуверенный; проницательный; доверчивый.

Рисуночные тесты

Человек – определение индивидуальных особенностей личности

Психологическое настоящее (центральная часть) – амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра- и интраверсии).

Размер фигуры – эгоцентризм, стремление привлекать внимание к собственной персоне. Части фигуры:

Голова – ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность. Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо стремление быть таковым.

Тело – большое тело – тенденция проявлять эмоциональный и телесный тип реагирования, недостаточное осознание своего поведения, стремление к чувственным удовольствиям. Приоритет данных ценностей в личности. Обращается внимание также на акцентирование отдельных деталей.

Ноги, стопы – фигура устойчива – личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка.

Руки, кисти рук – руки и кисти чётко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность.

Лицо – нарисовано – принятие образа Я, осознание собственной индивидуальности.

Половая принадлежность – нормативная ситуация – соответствие пола нарисованного человека полу автора.

Возраст – примерное соответствие возраста.

Человек другого пола – отражает особенности восприятия автором людей другого пола.

Фигура человека на рисунке №1 занимает большее пространство и ощущается как более значимая в социуме, чем фигура человека противоположного пола. Человек на рис.№1 воспринимается как более стабильный, уверенный в себе.

Человек под дождем — проекция поведения автора во время стрессовых ситуаций.

Количество дождя умеренное, что означает наличие проблем. Человек закрывается от дождя зонтиком, при этом на его лице отражено недовольство – это означает, что он не привык справляться со стрессовыми ситуациями и всячески старается их избежать. Однако опора присутствует, но ноги погружены в воду. Глаза не скрыты очками, что показывает на откровенность данного человека.

Семья – диагностика внутрисемейных отношений

Количество связей в семье соответствует количеству персонажей. Их четыре. Как таковых людей нет, но четко прослеживается наличие отца и матери, а также двух братьев. Пол фигур легко различим. Самой большой опорой в семье обладает отец – он занимает крайнее левое положение и занимает наибольшую площадь опоры. Мать в семье находится «под контролем»

мужской половины семьи – отца с сыном. Связи в семье между поколениями не просматривается. Однако связь между родителями довольно крепкая.

Заключение.

В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология наобходима каждому человеку, потому что они помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает приянть правильное решение в той или инной ситуации.

Таким образом, в данной работе я попытался рссмотреть подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личность», сделал попытку описания и анализов своего психологического портрета личности.

Изучение собственного психологического портрета, на мой взгляд, очень полезно. Проделанные мной тесты помогли мне лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера. Я считаю, что это поможет мне в дальнейшей жизни. Теперь я знаю, какие аспекты моей индивидуальности необходимо развивать, раелизововывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, поможет мне в общениее с разными людьми (тем более моя будущая профессия подразумевает работу с людьми), в нахождении подходов к разным людям.

Список использованной литературы:

  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. –М.: Эксмо, 2007.
  2. практическая психология. Методика и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского.
  3. Лаонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов –на-Дону, 1997.
  4. http://www.psyline.ru/leongard.htm
  5. http://www.bitnet.ru/psycho/kettel-test.html

15