Социализация и социальные установки личности

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр повышения квалификации специалистов

со средним медицинским образованием № 1»

Учебное пособие

по дисциплине _

Социализация и социальные установки личности

Для всех категорий слушателей

Контингент: специалисты со средним медицинским образованием.

Автор: _Конюков А.В._

1. Социализация

Личность является объектом изучения множества наук, прежде всего философии, психологии, социологии. Философы рассматривают личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания

и творчества. Психологи изучают личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход служит для выделения в личности социально-типического. Особенность социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что за основу берется тот ее аспект, который обнаруживается в психических свойствах, способностях и формах деятельности человека, составляющих потенциал его влияния на других людей, и проявляется в первую очередь в общении. Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация.

Социализацияэто активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей.

Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

7 стр., 3455 слов

Социализация личности 16

... мотивы 3. Сферы, этапы и институты социализации Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности: деятельность; общение; развитие самосознание ( ... изменения/аккомодации собственных реакций; индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации; социально-психологическая интеграция (постепенное усложнение, ...

Социализированностьсоответствие человека социальным требованиям,

предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

В отличии от социализированности социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Последнее качество, если его операционализировать, подразумевает:

— способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

— избирательное отношение к социальным воздействиям;

— низкую социальную ригидность;

— сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации [Волович А. С., 1990].

Социализация и воспитание:

Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, либо процесс воспитания приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе понимание тождественно понятию социализации.

Воздействие биологических и культурных факторов на социализацию:

а) Сложные виды поведения у человека скорее всего генетически не запрограммированы. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, они вообще медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. Но именно длительная зависимость ребенка от взрослого дает возможность усваивать навыки, которые намного сложнее, чем навыки любых других животных.

б) Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше в данной конкретной культуре. То что мы называем культурными ценностями лежат в основе социальных норм. Нормами называю ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах и такие законы являются социальными нормами и нарушители их подвергаются наказанию. Определенные нормы являются более важными чем другие. Однако большинство норм вообще не представлено в законах. На повседневное поведение человека воздействует множество ожиданий (правила поведения в обществе) и эти ожидания люди предъявляют своим детям.

На поведение людей так же огромное влияние оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Противоречивые идеалы могут сосуществовать. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двухсторонний разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а так же между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительную приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование и преодоление биологических факторов.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, ... является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, ...

Стадии социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979).

В системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны временные рамки процесса социализации расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на психоанализ, школы социальной психологии делают особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Так же в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. В этом случае выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании: это все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение этой стадии.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается удельный вес пожилого возраста. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.

В социальной психологии проблема социализации пожилых представлена двумя полярными позициями:

— В первом случае само понятие социализации бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения период пожилого возраста вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации.

15 стр., 7215 слов

Социализация личности 5

... социализацию человека. Объект исследования: Условия социализации личности человека Предмет исследования: Школа как фактор социализации личности Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека. Задачи: 1) Изучить понятие и сущность социализации личности 2) Изучить факторы социализации ... к изучению личности: с точки зрения бихевиоризма, гуманистической психологии ...

— Другая позиция, напротив, настаивает на новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Агенты социализации

Агенты социализации — это институты, люди и группы, которые способствуют социализации.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь.

Сверстники. Устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.

Сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят

средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации

(родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

2. Теории развития личности:

Личность формируется в процессе интеракции между людьми. На характер этих взаимодействий оказывают влияние множество факторов: возраст, пол, вес, интеллектуальный уровень. Окружающая среда также может воздействовать на личность. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего индивидуального опыта. Другим важным аспектом формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей, сверстников и т.д.

15 стр., 7437 слов

Социализация детей с задержкой психического развития в среду ...

... развития. 4. Рассмотреть средства социализации детей с задержкой психического развития. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА §1. Сущность процесса социализации дошкольников Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. ... над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях. Для этого необходимо решение ...

Теория Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид Теория множества взаимодействий.

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе взаимодействия люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов:

1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие.

2. Из того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят.

3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:

1. Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

2. Игра – дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. В процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой предают им другие члены общества.

По мнению Мида, «Я» состоит из двух частей:

1) «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.

2) «Я – меня» — это сознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей.

«Я – сам» реагирует на воздействие «Я – меня»так же как и воздействия других людей.

Обмениваясь ролями во время игры дети постепенно вырабатывают своё «Я – меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

3) Стадия коллективных игр – дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — близкого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Теория Фрейда Психоаналитическая теория:

Эта теория в какой то мере противоположна теории Мида. Она основывается на том убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этой стихии.

Теория Фрейда выделяет три составные части в психической структуре личности:

1. Оно (ид) – источник энергии, направленной на получение удовольствия. Это первобытное и животное начало. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает удовольствие.

7 стр., 3114 слов

Личность подчиненного как объект управления

... объясняет актуальность изучения личности как объекта и субъекта управления. Говоря о менеджменте, всегда важно помнить, что объектом управления является, в первую очередь, человек, личность. Ранее во многих ... пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность не была предметом ...

2. Я (эго) – эта часть личности контролирует поведение человека. «Я» руководствуется главным образом принципом реальности. «Я» регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность связанную с «Оно».

3. Сверх –Я (супер эго) – это идеальный родитель, осуществляющий нравственную или оценочную функцию. С-я регулирует поведение и стремиться усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору бессознательного. Они должны так же подчинятся моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующемся сверх сознанием. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказуемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает или чувство гордости или чувство вины.

Стадии сексуального развития:

Процесс формирования личности проходит четыре стадии каждая из которых связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными родителями и Суперэго.

— Оральная стадия. Эрогенная зона – рот. Вся энергия младенца направлена на получение удовольствия через рот. Это не только прием пищи, но и сам процесс сосания как таковой.

— Анальная стадия. Эрогенная зона – анус. В это время дети стремятся к самостоятельности. Приучение к горшку. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

— Фаллическая стадия. Эрогенная зона – пенис или клитор. Начинают проявляться половые различия. Мальчики вступают в так называемую «Эдипову стадию» — подсознательное мечтание о занятии места отца рядом с матерью. Девочки осознают, что у ник нет пениса, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

— Генитальная стадия. Главным источником удовольствия является половое сношение с представителями противоположного пола.

Теория Пиаже Теория когнитивного развития:

Когнитивное развитие или процесс обучения мышлению.

На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, но не обязательно с одинаковой скоростью и результатами.

1. до 2-х лет – Сенсомоторная стадия.

Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

2. с 2 до 7 лет – Предоперационная стадия.

Учатся различать символы и их значение. В конце этапа дети понимают разницу между символом и предметом, который он обозначает.

3. 7 – 11 лет – Стадия конкретных операций.

Учатся мысленно совершать действия, которые раньше выполнялись только руками.

4. 12- 15 лет – Стадия формальных операций.

На этом этапе могут решаться абстрактные математические и логические задачи. Происходит осмысление нравственных проблем, появляются размышления о будущем.

9 стр., 4143 слов

Методы формирования целевых антинаркотических установок наркозависимых личностей

... человека. Это может сформировать в личности суицидные мотивы. Согласно нашим наблюдениям, психотерапевты, применявшие методы кодирования, но не проводившие глубинно-психологического анализа причин потребления, формировали недолговременную целевую установку, ... тайной информацией о методе кодирования не всегда позволяет психотерапевту эффективно проводить лечение. Есть НЕЧТО, связанное с личностью и ...

Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки усвоенные на этой стадии.

Теория Колберга. Теория нравственного развития:

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к эмпатии. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

  1. Стремление избежать наказания
  2. Стремление заслужить поощрение.
  3. Отчетливое осознание мнения другого и стремление действовать так, чтобы завоевать его одобрение. Начинают формироваться собственные понятия хорошо – плохо, но в основном люди стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.
  4. Осознаются интересы общества и правила поведения в нём. Формируется нравственное сознание.
  5. Осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями. Люди способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о хорошем и плохом.
  6. Формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.

Однако поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной стадии люди могут вести себя по разному в сходных ситуациях.

Теория Братуся Теория доминирующих отношений:

. Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, Братусь намечает 4 уровня в структуре личности. 1 — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе — как к самоценности, к другим — сугубо потребительское и определяется тем, помогает этот другой личному успеху или нет. Если помогает, то оценивается положительно, если нет — то отрицательно. II — группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к людям зависит от того, входят ли они в его группу. Группа может быть как маленькой (семья), так и большой (народ, нация, партия и т. п.).

Если другой входит в эту группу, то он достоин жалости, сострадания, уважения, любви, если нет, то эти чувства на него не распространяются. III — просоциальный, или гуманистический. За каждым человеком подразумевается самоценность и равенство в отношении прав и свобод. Общая устремленность личности этого уровня на достижение таких результатов, которые принесут пользу другим, даже «дальним» людям, человечеству в целом. Братусь считает, что только начиная с этого уровня, можно говорить о нравственности, на предыдущих уровнях речь может идти лишь о морали — эгоцентрической или групповой, корпоративной. IУ — духовный. На этом уровне устанавливаются отношения человека с Богом, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и божественную ценность. На каждом уровне изменяется представление человека о благе и счастье. При этом существуют разные ступени принятия личностью этих уровней: ситуативная, устойчивая, личностно-ценностная.

3 стр., 1248 слов

Плохое поведение — информация к размышлению

Плохое поведение — информация к размышлению. Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто ... применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет ...

3. Понятие социальная установка.

Под социальной установкой (attitude) в социальной психологии понимается “определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта” (Smith M.B., 1968,-P.26).

Установка — это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В социальной психологии понятие «установка» (аттитюд) используется для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы или общества на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Этим понятием определяется едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему. Аттитюд функционирует одновременно и как элемент

психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.

Структура и функции аттитюда.

М.Смит представлял социальную установку как осознание (когнитивный компонент), оценку (аффективный компонент) и поведение (конативный, поведенческий компонент) в отношении социального объекта. В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной установки определяется более широко.

Аттитюд выступает как “ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение”

— Поведенческая составляющая социальной установки представлена не

только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями.

Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий- все, что только намеревается сделать

человек. При этом интенции в конечном счете не всегда могут найти свое воплощение в реальных действиях человека, в его поведении.

— Когнитивная составляющая. В нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта.

— Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства

и переживания, связанные с объектом установки.

Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.

Все элементы установочной системы взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одного компонента может вызвать изменение какого-либо другого. Так, например, изменение убеждений относительно некоего социального объекта может привести к изменению установки, а вслед за этим и к изменению поведения в отношении данного социального объекта.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... в себе...). Позы Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. ... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью ... - скрещенные конечности - скептическая защитная установка; - нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия; - наклон головы вниз - ...

Элементы системы могут выходить за рамки одной установочной системы и “устанавливать” взаимосвязи с элементами другой.

Функции социальной установки:

• оценка объекта;

Функция оценки объекта заключается в оценивании с помощью аттитюда поступающей из внешнего мира информации и соотнесении ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации, снабжая человека уже “готовыми” оценочными категориями. Функция оценки объекта, выполняемая аттитюдом, в конечном счете может привести человека к пересмотру фактов реальности в соответствии со своими собственными интересами и потребностями. Таким образом, посредством выполнения этой

функции аттитюд включается в процесс социального познания.

• социальное приспособление;

Аттитюд помогает человеку оценить, как другие люди относятся к

социальному объекту. При этом социальная установка опосредует отношения человека с другими людьми. Основной постулат заключается в том, что аттитюд может выступать как средство сохранения отношения с другими,

либо как средство разрыва этих отношений. Установка, по мнению М.Смита и его коллег, может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с установками других членов группы).

• Экстернализация.

Экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних, неразрешимых проблем. Установка к социальному объекту ”является открытым символическим заменителем для скрытой установки, принятой во внутренней борьбе” (Smith М., 1968, p. 43).

Таким образом, социальная установка может стать “выразителем” внутренних, глубинных мотивов человека.

Более известной функциональной теорией (имеющей определенное сходство с теорией М.Смита, Д.Брунера и Р.Уайта), является теория Д.Каца (Katz D., 1960).

В ней делается попытка интегрировать представления об установке различных теоретических ориентаций: бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и когнитивизма. Предложив изучать установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет, Кац выделяет четыре функции:

• инструментальную (приспособительную, адаптивную, утилитарную);

• эго — защитную;

• функцию выражения ценностей;

• функцию организации знания.

Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, помогает увеличить вознаграждения и уменьшить потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того поддержка определенных аттитюдов помогает человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку людей скорее привлекает тот, у кого аттитюды сходны с их собственными.

Социализация и социальные установки личности — Стр 2

Эго — защитная функция, — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или же значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

Функция выражения ценностей (функция ценности, самореализации):

— аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своим аттитюдом, человек реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он из себя представляет

Функция организации знаний — основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, “объясняют” происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий.

Формирование социальных установок

Наиболее известными подходами к изучению аттитюдов и проблемы их формирования являются бихевиористский подход (подход через научение), когнитивистский подход, мотивационный подход, а также социологический (или структурный) подход, основанный на идеях интеракционизма. В настоящее время развивается также и биологический (генетический) подход к формированию аттитюдов.

1. В рамках теории научения в качестве основных механизмов образования аттитюдов могут быть рассмотрены: стимулирование (положительное подкрепление), наблюдение, возникновение ассоциаций и подражание.

— Наиболее простой способ формирования аттитюда происходит прежде всего за счет положительного подкрепления, причем позитивное стимулирование в процессе научения может быть выражено как в материальных, так и “духовных” дополнительных стимулах.

— Налюдение. наблюдение за поведением других людей, а также наблюдение за его последствиями. Если поведение сопровождается позитивными результатами и по достоинству оценивается человеком, возможно,

что это приведет к формированию у него позитивной установки, определяющей наблюдаемое поведение.

— Возникновение ассоциативных связей между уже существующей и вновь

формируемой установкой или между структурными компонентами разных аттитюдов. Ассоциации “связывают” различные стимулы, появляющиеся одновременно. Чаще всего такая связь происходит между аффективным (эмоциональным) компонентом одного аттитюда с нейтральным социальным объектом вновь формируемого аттитюда.

— Подражание. Научение через подражание также приложимо для объяснения

формирования социальных установок. Подражание, как известно, является одним из основных механизмов социализации человека, хотя роль подражания неоднозначна на разных этапах его жизни. Люди подражают другим, особенно если эти другие являются значимыми людьми.

Процесс формирования социальных установок, как он понимается бихевиористами, фактически не предполагает активности со стороны самого субъекта. Научение, происходящее под влиянием различных внешних стимулов, определяет вновь создаваемые аттитюды.

2. Мотивационный подход рассматривает процесс формирования аттитюда как процесс взвешивания человеком всех “за” или “против” принятия нового аттитюда, а также определения последствий принятия социальной установки. Таким образом, основными для формирования социальных установок в этом подходе является цена выбора и выгода от последствий выбора.

В рамках мотивационного подхода на сегодняшний момент выделяют две теории:

а) Теория когнитивного реагирования

Теория когнитивного реагирования предполагает, что люди реагируют на определенную позицию и ее различные аспекты положительными или отрицательными мыслями (“когнитивными реакциями”).

Именно мысли определяют, будет ли человек поддерживать эту позицию или нет. При этом эти “когнитивные реакции” представляют собой исключительно субъективные оценки человека, не отражая порой объективную ситуацию.

б) Теория ожидаемых преимуществ Эдвардса

Люди принимают позицию, основанную на обдуманном взвешивании всех “за” и “против”, относящимся уже к предполагаемым результатам сделанного выбора. Люди рассматривают не только возможные последствия, но при этом также принимают во внимание насколько эти последствия вероятны. Таким образом, при выборе аттитюда люди намереваются получить для себя максимальную пользу.

3. Когнитивный подход. Роль установки, как опосредствующей вновь поступающую информацию, выполняет вся когнитивная структура, которая ассимилирует, моделирует или блокирует ее. Единичная социальная

установка лишена динамического потенциала. Он возникает лишь как

результат рассогласования когнитивных компонентов двух установок.

Теория когнитивного соответствия — Человек, имеющий различные аттитюды, которые не согласуются друг с другом, сам стремится сделать их более согласованными.

4. Структурный подход. Представляет установку как функцию структуры межличностных отношений.

С точки зрения структурного подхода группу или даже целое общество можно рассматривать как сложную сеть или структуру межличностных чувств, в которой почти все индивиды связаны с несколькими “другими” установками приязни, неприязни, уважения, ненависти и т.д. Каждый

человек связан напрямую с немногими другими, но косвенно – со всем миром. Процесс формирования установок заключается в том, что мы подгоняем наши симпатии и антипатии к установкам наших друзей в рамках нашей группы, одновременно отмежевываясь от позиций, ассоциируемых с

различными их носителями вне нашей группы.

Изменение социальных установок

Проблема изменения аттитюдов — это проблема социального влияния, которое может проходить целенаправленно (например, при воспитании ребенка) или осуществляться стихийно (например, в ходе стихийной социализации, под влиянием объективных обстоятельств жизни человека и общества).

Модели убеждающей коммуникации:

а) Вероятностная модель обработки информации Р.Петти и Дж.Качоппо Изменение аттитюдов может происходить двумя способами: центральным и периферийным.

1. Изменение установки, происходящее центральным путем, осуществляется в результате тщательного рассмотрения человеком получаемой информации, При этом реципиент проделывает большую оценочную работу — взвешивает все “за” и “против” новой информации, выдвигает контраргументы, сопоставляет их с приводимыми в сообщении аргументами. Если при внимательном рассмотрении аргументы будут выглядеть неоспоримыми и убедительными, то возможно изменение установки.

2. Изменение установок по второму, периферийному пути, происходит тогда, когда человек ассоциирует объект установки с позитивными или негативными признаками или делает поверхностное умозаключение о достоинствах новой позиции. В этом случае не происходит тщательной работы с содержанием информации. Косвенный способ убеждения основывается на факторах не являющиеся рациональными аргументами, например, привлекательность коммуникатора, интенсивность, эмоциональность его выступления.

Чем же определяется выбор способа обработки информации? Прежде всего это — заинтересованность респондента в проблеме (его мотивация), степень осведомленности в информации, когнитивные способности респондента, а также характеристики самого сообщения.

б) Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен. Люди предпочитают иметь четкие и соответствующие реальности аттитюды. Для достижения этого переработка поступающей информации может происходить двумя способами: систематическим или эвристическим.

1. Систематический способ обработки информации схож с центральным в модели Петти и Качоппо. При систематическом процессе переработки информации реципиент производит активную оценку истинности сообщения. Он изучает аргументы сообщения, оценивает их значимость. и соответствие реальности, Для изменения аттитюда, имеющегося у человека, необходима четкая аргументация нового положения, а также наличие у самого реципиента мотивации, усилий и способностей.

2. эвристический способ предъявляет гораздо меньше требований к работе с информацией. Перерабатывая информацию эвристическим путем, человек не предпринимает попыток понять содержание сообщения, его смысл, а сосредотачивается на эвристиках — моментах, позволяющих сразу же оценить ее важность и “правдоподобность”. Под эвристиками в социальном познании понимается способ “оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при формировании оценки”.

В целом, в основе выбора систематического или эвристического способа обработки информации лежат принципы эффективности и достаточности. Принцип эффективности заключается в том, что люди пытаются создавать новые аттитюды (изменяя старые) как можно более простым способом. И, если эвристический путь является адекватным, то люди не будут использовать более трудоемкий систематический способ обработки информации. Принцип достоверности состоит в том, что люди стремятся к тому, чтобы новые аттитюды соответствовали реальности и обеспечивали

правильность сделанных выводов.

Влияние социальной установки на поведение.

В основе многих психологических учений лежит предпосылка, что личные убеждения и чувства определяют социальное поведение людей. Для того, чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. В конечном итоге, вопрос о связи поведения и установок – это вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение. Многочисленные эмпирические исследования подтвердили, что специфические установки действительно предсказывают поведение, но только соответствующее их уровню. на современном этапе изучения аттитюдов, их взаимосвязь с поведением не подвергается сомнению. Но

существует ряд условий, факторов, которые ослабляют или прерывают эту взаимосвязь.

Установки определяют поведение, если:

— другие влияния уменьшены;

— установка соответствует действию

— установка сильна, потому что что-то напоминает нам о ней;

потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет наше восприятие событий и реакцию

на них: или же потому, что мы поступили именно так, как было

необходимо для усиления установки”.

Влияние поведения на социальные установки

Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

Все люди, испытывают необходимость производить на других определенное впечатление (самопрезентироваться) или по выражению Д.Майерса “занимаются управлением впечатлением” (Майерс Д., 1997).

Необходимость самопрезентации зачастую обусловлена желанием людей достичь материального или социального успеха, избежать конфликта, добиться позитивного отношения к себе со стороны окружающих, что в свою очередь может позитивно сказаться на самоотношении человека. Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ не только для других, но и для самого себя. Первоначальная самоподача обязывает человека придерживаться той линии поведения, которую он уже представил. Человек должен быть последовательным в своих действиях, что в свою очередь вынуждает человека придерживаться определенных убеждений, мнений и оценок, т.е. вырабатывать определенные аттитюды, соответствующие поведению.

Одним из важнейших и определяющих факторов самопрезентации является социальный контекст, в котором она реализуется, т.е. социальные нормы и ценности, существующие в обществе, задают допустимые границы проявлений демонстративного поведения. Одновременно с этим, управление впечатлением может быть подчинено нормативным предписаниям, составляющим основу социальной роли, которую исполняет человек.

Очень часто изначально заданное ролью поведение становится основанием для изменения убеждений и формирования новых установок человека.

С помощью исполнения чужой роли можно добиться более терпимого отношения к противоположной точке зрения, поскольку в процессе ее проигрывания человеку часто приходится публично отстаивать точку зрения, с которой изначально он был не согласен.

Влияние ролевого поведения на человека может объясняться тем, что в процессе проигрывания, исполнения роли начинает действовать самоубеждение. Когда человек сам осознает свои мысли и чувства, они становятся более значимыми, более актуальными для него и лучше запоминаются.

Эффект: “утверждение становится убеждением”

Зачастую люди высказав какие-либо идеи или мнения, пришедшие им в голову, начинают верить в то, что они сказали и впоследствии отстаивают эти убеждения.

Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания

«Замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того,

чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности”. Теория когнитивного диссонанса объясняет, как связаны между собой когниции (отдельные идеи, убеждения, предпочтения, знания или установки)

относительно поведения субъекта. Согласно этой теории, когниции могут находиться в согласованных, диссонансных (противоречивых) или иррелевантных отношениях.

Соответственно диссонанс существует, в том случае, когда один когнитивный элемент будет противоречить другому. Возникновение

диссонанса вызывает у человека стремление его уменьшить или избавиться от него полностью. При этом, существует несколько способов уменьшения диссонанса:

1) Человек может изменить поведение, сделав его соответствующим

когнициям (здесь может проявиться влияние аттитюдов на поведение).

При

этом диссонанс должен быть достаточно силен для того, чтобы изменения остались надолго.

2) Человек может изменить когниции, находящиеся в диссонансе с осуществленным поведением ( проявляется влияние поведения на аттитюды), следующими способами:

а) изменяя когницию таким образом, чтобы она стала согласованной

другой когниции;

б) вводя в качестве поддержки новую консонансную когницию;

в) преуменьшив важность диссонансной когниции;

г) предположив, что когниции иррелевантны одна другой (что они не связаны друг с другом).

1