Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения. Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом. Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: 1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта 2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»).
изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
... или перцептивная сторона общения [11, C. 234]. Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности) в социальном контексте называется социальной перцепцией. Восприятие и оценка партнера по общению представляют важную сторону ...
Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, проекции и другие).
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Возникающие при взаимопонимании впечатления играют важную регулятивную роль в процессе общения: 1) в процессе познания другого формируется и сам познающий индивид; 2) от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий[3].Кроме понимания цельность представления о другом человеке зависит от уровня собственного самосознания:богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, и наоборот. Об этом еще писал К. Маркс: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Подобные рассуждения применимы, считает Г. М. Андреева, только для конкретной ситуации общения (взаимодействия), в которой «другой» не абстрактен, а представлен в рамках некоторой социальной деятельности. При этом индивид «соотносит» себя с другим, преломляя это соотнесение в процессе разработки совместных решений. Поэтому в ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: 1) эмоциональная оценка этого другого; 2) попытка понять строй его поступков; 3) основанная на этом стратегия изменения его поведения; 4) построение стратегии своего собственного поведения[7].
Данные механизмы делятся на две группы в зависимости от объекта восприятия. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – на основе механизмов межличностного общения[8]. – в межгрупповом, деловом общении : внутригрупповой фаворитизм, физиогномическая редукция и социальная стереотипизация на основе превосходства, привлекательности, отношения; – в межличностном общении – идентификация, эмпатия, децентрация, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция[10].
Идентификация – буквально «уподобление». В работе А. А. Бодалева идентификация обозначена как способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. По А. А. Реану, идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию
Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...
... необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы ... идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти ...
Межли́чностная аттра́кция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви
Конец формы
Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы.
Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.
Физиогномическая редукция — Социально-психологический феномен восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Автор понятия — В. С. Агеев.
Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Социально-психологическая рефлексия заключается в осознании индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя»[17].