Формирование социальных умений происходит в процессе социализа-

Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обяза­тельных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вме­сте с его психической активностью, когда под руководством взросло­го раскрывается самосознание ребенка.

В детские годы физическое здоровье имеет наиважнейшее значение. Именно физическая активность определяет успешность развития психи­ческой и социальной активности. Дело в том, что взрослый, потеряв­ший физическую активность, может обладать психической и социаль­ной активностью, противоборствуя жизненным перипетиям. Ребенок же должен быть изначально здоров. Физическая активность ребенка опре­делит во многом его продвижение в умственном и личностном отноше­нии. Социальная активность ребенка младшего школьного возраста зависит от ряда условий, и прежде всего от стиля общения.

Группа сверстников становится для ребёнка младшего школьного возраста своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт горизонтального общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для детей младшего школьного возраста. Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации, по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Скаутинг дожил до наших дней не только в силу приспособляющейся идеологии, но и благодаря своим привлекательным методам. Обучая детей и опираясь только на традиционные подходы к организации работы детских объединений, взрослые сталкиваются с трудностями пробуждения у детей активной позиции в различных типах социальных отношений. Работа затрагивает данную проблему, которая характерна не только для подрастающего поколения, но и для современного обществ

8 стр., 3994 слов

Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками ...

... общения детей второй младшей группы со сверстниками. 2. Изучить уровень развития общения детей второй младшей группы со сверстниками 3. Продумать последовательность и провести серию игр и упражнений, развивающих общение детей второй младшей группы со сверстниками. ... взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров [35, С.3]. Е.И.Рогов же определяет, что общение - 1) ...

 Особенности формирования социальной активности младшего школьника Период обучения в начальной школе наиболее благоприятен для формирования активной социальной позиции. Вступив в значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности. Проявление социальной активности школьников обуславливает система следующих мотивов: — мотивы самоопределения и самоутверждения в различных социальных общностях (школа, класс, неформальная группа, двор, улица и т.д.) — широкие социальные мотивы; -мотивы личностного престижа, направленные на стремление занять определённое положение в сообществе; -мотивы личностных достижений, направленные на реализацию потребностей в самовыражении; -познавательные, направленные на удовлетворение познавательных потребностей; -индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними СП нормами и правилами.

Большое значение для становления социальной активности младших школьников имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности. Структурные элементы социальной активности младших школьников: — внутренняя позиция как система потребностей и стремлений, реализуемая в социально значимой деятельности; — система общественных и личных мотивов, определяющая направленность реализации активности; — ценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений; — самооценка и оценка другого. — качества личности: ответственность, сознательность и самостоятельность. Необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать.

Учителю нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка учителя, распределение поручений с учетом интересов. Среди приёмов формирования социальной активности можно выделить: просьба педагога о помощи, поощрение, позитивная оценка общественно полезной деятельности детей перед всем классом. Проведение тренинговых упражнений, классных часов и игр. « Мы и школа» направлено на формирвоание положительного отношения к школе. Рассказ о сделанных добрых делах. Оформить стенд о ветеранах. Распределение  обязанностей в классе. Дети должны при выполнении заданий и т.д. выссказывать свое мнение. вопрос 2

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

С учетом личностных образований младшего школьника, таких как, мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях выделим четыре уровня овладения ими социальной компетентностью.

I уровень – «стартовый». Характеризуется умением школьников устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с разными социальными группами. Школьники младших классов уже признают ценность себя, но еще не признают общение с другими людьми как ценность. Учащиеся слабо владеют умением объяснить свое состояние, потребности и желания и еще не умеют определять для себя цели совместной познавательной, учебной, игровой, трудовой и творческой деятельности. Общение с группами и с отдельными индивидами происходит на интуитивном уровне.

II уровень – «низкий», когда школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого; знает, как согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия; осуществляет анализ действий и поступков и может с некоторой точностью прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями; владеет определенной суммой умений и навыков, позволяющих лишь эпизодически демонстрировать умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой, затрудняется при согласовании мотивов собственных действий и действий других.

III уровень – «средний» — характеризуется тем, что учащийся проявляет интерес к общению, ведению продуктивного диалога и способен принимать разные социальные роли и свободно высказывать собственное мнение. Организует совместную трудовую деятельность при наличии внешней и внутренней мотивации к общению, когда сверстник выступает и как средство успешности совместной деятельности, и как ее цель. Школьник осуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей и способен управлять безконфликтным поведением. Ребенком осуществляется отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими людьми, и осознаются результаты индивидуальных и кооперативных действий.

IV уровень, «высокий», при котором школьник проявляет наличие всех компонентов социальной компетентности, осознает смысл адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации; имеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми; использует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью.

2 стр., 850 слов

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

... течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В философской, психологической, педагогической литературе ... биологический фактор. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами [3]. Дискуссионным остается ...

Вопрос 3

Формирование социальных умений происходит в процессе социализа-

ции личности, является содержанием этого процесса и его результатом Социальные умения представляют собой совокупность знаний об об-

ществе, о способах взаимодействия с другими людьми, о своём месте в социаль-

ном мире, а также гибких навыков взаимодействия. Выявлено, что в психолого-педагогических исследованиях совокуп-

ность социальных умений, которые должны быть освоены в том или ином

возрасте, определяется в зависимости от того, какая деятельность в данный

период жизни является ведущей, или социально значимой. Для младшего

школьного возраста ведущей является учебная деятельность, она играет оп-

ределяющую роль в успешной социализации ребёнка, обеспечивая его при-10

общение к общественной жизни

наиболее значимыми социальными умениями младшего школьника являются

умения, обеспечивающие успешное овладение им учебной деятельностью,

освоение социальной роли обучающегося. К ним относятся: организаторские;

коммуникативные; рефлексивные; познавательные. Анализ процесса формирования социальных умений показал, что этот

процесс необходимо индивидуализировать с точки зрения образовательных за-

дач, способов и средств освоения умений. С другой стороны, процесс формиро-

вания умения имеет коллективную природу, будучи возможен только в совме-

стной деятельности субъекта с другими людьми. Сущность процесса форми-

рования социальных умений ориентирует на деятельностный характер орга-

низации учебно-воспитательных процессов, на необходимость обеспечения

включённости каждого обучающегося в различные ситуации взаимодействия

и в процессы рефлексии.

Вопрос 4

Младший школьный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков — значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.”

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...

... и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является: уважение к личности ребенка, способности к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, которой он обучает ... и второстепенные, а также устойчивые, присущие воспитателям всех эпох, времен и народов и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором ...

Народная культура” будет способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке.

Народная культура”, наши дети смогут расти, впитывая в себя с уважением и восторгом перед своей национальной культурой, восторг и уважение культурой народов, живущих рядом. Надо постараться научить их не переставать удивляться чуду народной культуры. Предмет “Народная культура” поможет нашим детям найти к жизни гармонию с природой, любовь к ближнему, красоте и уважение к самому себе.

Вопрос5

Педагогическая запущенность (ПЗ) – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.

Психика детей с проблемой педагогической запущенности поддается коррекции. Если вовремя выявить предрасположенность к ПЗ, ребенка будет не сложно адаптировать к общепринятым нормам этического поведения.

Социально педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, не желанием придерживаться правил поведения в обществе, протест против обучения в школе или детском саду.

Виды педагогической запущенности

  1. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий и безнравственным поведением.
  2. Интеллектуально-педагогическая. Инфантильность в отношении учебы и нежелание всесторонне развиваться.
  3. Нравственно-эстетическая. Искаженное чувство «прекрасного» и «безобразного».
  4. Медико-педагогическая. Физические отклонения в последствие не соблюдения элементарных правил гигиены.
  5. Нравственно-трудовая. Отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно.

Эти виды педагогической запущенности встречаются на практике, как в отдельных проявлениях, так и совместно. Выявлять себя могут в большей или меньшей степени. Устранение проявлений асоциальности возможно только при объединении усилий педагога и семьи.

Причины педагогической запущенности

Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

  • безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
  • постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
  • регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  • чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  • унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  • другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  • со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  • со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.

Источник: http://womanadvice.ru/pedagogicheskaya-zapushchennost#ixzz3G8Bz79Ga  Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни 

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

... профессионально-психологические умения: проектировочно-прогностические: прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого-педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи психологической деятельности ...

Источник: http://womanadvice.ru/pedagogicheskaya-zapushchennost#ixzz3G8Bq51kb  Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни  Источник: http://reftrend.ru/622125.html

Литература

1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.

Звягина Н.В., Копосова Т.С. Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. –Архангельск. –2003.

Лебедев Д. Детское общественное движение: испытание временем // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 52-61.

  1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М. : Академия, 2008. — 439 с.

Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособие / М. В. Шакурова. — М. : Академия, 2007 . — 268 с

Овчарова, Р. В.. Психология родительства : учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова.- М. : Академия, 2005. — 362 с.

  1. Ранняя диагностика и коррекция / под ред. Удо Б. Брока. — М., 2007. – 58 с.