Формирование представления о первом впечатлении человека

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы формирования первого впечатления о человеке

1.1. Исследование процесса формирования первого впечатления в отечественной и зарубежной психологии………………………………5

1.2. Факторы эффекта первого впечатления…………..…….……………..15

Выводы по первой главе…………………………………………………19

Глава 2. Сравнительное изучение о первом впечатлении восприятии лица

2.1. Задачи и методы исследования……………………………………..20

2.2. Основные результаты исследования и их анализ…………………22

Выводы по второй главе…………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………29

Список использованной литературы……………………………………31

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждый человек встречает новых для себя людей. Во многих случаях на основе одного только кратковременного восприятия мы оцениваем этих людей и выбираем кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность.

Актуальность исследования состоит в том, что в общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов ХХ века в работах А.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).

19 стр., 9448 слов

Объект исследования: психология стресса

46 Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. ...

В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.).

Цель исследования — изучить особенности первого впечатления о других людях у экстравертов и интровертов

Гипотеза исследования — первое впечатление о других людях зависит от особенностей человека (экстравертов и интровертов) и особенностей общения.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы и выявить особенности формирования первого впечатления о человеке.

2. Подобрать и организовать исследования сравнительного изучения о первом впечатлении восприятии лица человека.

3. Собрать опытный эмпирический материал и проанализировать его с целью подтверждения гипотезы.

Методы исследования: в работе применялись как теоретические методы, в том числе изучение литературы, библиографический, так и практические, опрос, интервью, тесты.

Испытуемые: в эксперименте принимали участие лица в возрасте от 25 до 35 лет в количестве 20 человек. Из них 13 человек женщин и 7 человек мужчин.

Научная новизна исследования: в результате исследования выявлены особенности формирования первого впечатления у людей интровертом и экстравертов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

1.1. Исследование процесса формирования первого впечатления в отечественной и зарубежной психологии

Первое впечатление — это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Исследования разных ученых говорят о том, что для формирования первого впечатления человеку достаточно от нескольких секунд(40сек) до нескольких минут(2-4мин).

7 стр., 3339 слов

Формирование процессов саморегуляции у младших дошкольников в предметно-практической деятельности

Тема 1 Виктрова. Семёнова. Наблюдение как научный метод Психолого-педагогических исследований Вопросы теоретической части   Понятие о наблюдении как научном методе, его характеристики Виды научных наблюдений Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании Основные понятия: наблюдение как метод и как методика (техника); ...

Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым, мы часто судим по нему других людей [6].

В общей психологии процесс межличностного восприятия рассматривается с точки зрения общей познавательной способности человека, как субъекта познания окружающей действительности. С одной стороны, способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке им объектов мира вещей. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона (Р.Крачфилд, Д.Креч), пороги узнавания и различения (В.Н.Панферов), влияние на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности, последовательности (К..Иттельсон, Т.Ньюкомб, М.Слэк), законы адаптации, социальные константы (Х.Кэнтрил) [6].

Первое впечатление тесно связано с процессов восприятия, рассмотрим данную связь более подробно.

И. Брунер, Е.Н.Соколов, А.Р. Лурия изучали процесс восприятия с позиции вероятностной теории. Согласно данной теории, восприятие — сложный активный процесс, основанный на последовательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправильных гипотез и получением определенного синтеза наиболее информативных точек, который и позволяет сделать заключение о характере воспринимаемого объекта.

Под восприятием в социальной психологии понимается создание целостного образа другого человека, формируемого на основе оценки его внешнего вида и поведения в условиях непосредственного общения и совместной деятельности (А.А.Бодалев, Г.М.Андреева, В.Н.Панферов и др.).

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Character Disorders НФ Класс, 2007 год ISBN: 978-5-86375-142-8 Количество страниц: 296, ил. Содержание 7..............Предисловие к русскому изданию 11...........Предисловие 13........Введение 13...................1. ...

Функции межличностного восприятия в общении: информирование о личности партнера по общению, прогнозирование его поведения, регуляция своего поведения по отношению к партнеру, установление эмоциональных отношений с партнером, само восприятие, самопознание, накопление социального опыта (В.Н.Куницина, Н.В. Казаринова и др.) [5].

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А. Бодалев, Г.В.Дьяконов, Л.И. Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А. Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии Д. Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричарде, Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.

Процесс межличностного познания традиционно рассматривается как четырех компонентная структура, включающая в себя: 1)ивоспринимающего (реципиента), 2) воспринимаемого (инципиента), 3) сам процесс межличностного восприятиято есть формирование образа инципиента в сознании реципиента, 4) образ инципиента в сознании реципиента [7].

Как показывают исследования, интерпретация другого человека в основном осуществляется через функционально- экспрессивные признаки, то есть жесты, мимику. В исследованиях Е.А.Петровой показано, что кинетические знаки (жесты и мимика) чаще оказываются определяющими в визуальном тесте общения, однако, в ситуациях нейтральной или позитивно окрашенной информации, передаваемой «кинесикой», определяющей может стать информация, исходящая при интерпретации знаков «габитус» или «костюм».

По мнению А.А.Бодалева существуют четыре механизма выведения информации о человеке по его внешнему виду: аналитический когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (например, плотно сжатые губы высокий уровень волевого развития); эмоциональный — качество личности приписывается человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности; перцептивно-ассоциативный — человеку приписываются качества другого, внешне похожего на него; социально-ассоциативный человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности [9].

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

Команда – основа успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет добиться высоких результатов. Выполняя упражнения на знакомство, сплочение, развитие сотрудничества, тренировку уверенного поведения, координацию совместных действий и мобилизацию внимания вы познакомитесь с основами командной работы, приобретете ...

Итак, рассмотрев особенности восприятия человека, остановимся на понятии первого впечатления.

Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.

Первое впечатление является результатом аналитико-синтети-ческой деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем. В случае необходимости сформировать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительного наблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяет направление анализа и синтеза данных чувственного отражения.

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется прежде всего особенно стями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной мере направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта и обусловлива……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 365 с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.

3. Айзенка личностные опросники // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — Киев: «Наукова Думка», 1989. С. 8-11.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М., 1960. — 156 с.

10 стр., 4749 слов

Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

1. Социальная защита пожилых людей - основные понятия, направления и задачи В последнее десятилетие население республики переживает устойчивый период демографического старения. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны достаточно высока: каждый четвертый житель - пенсионер (в городе - каждый пятый, на селе - каждый третий). В ближайшие годы в пенсионный ...

5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М., 1997. — 288 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. — 432 с.

7. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.

9. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995.-279 с.

10. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. — 12. — 1994. — С. 122 — 127.

11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика . — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.

12. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна . -М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 с.

13. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. — 4-е междунар. изд. — СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. — 510 с.:ил. — (Мэтры психологии).

14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1:Общие основы психологии. — 688 с

15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Вузов . — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

16. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995.

17. Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985.

18. Парыгин Б. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 1999.- 325 с.

19. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология — СПБ: Речь, 2000

20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

... -Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учеб.пособие. –М., 2003. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. -Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000 ... интеллектуальной деятельности. Тема 15. Дифференциально-типологические аспекты учебной деятельности. Типологические особенности и учебная успеваемость. Учет типологических особенностей в педагогической работе ...

21. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984.

22. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.

23. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.

24. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.

25. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий /Под ред. Ярошевского М.Г. — М.; Воронеж, — 1998. — 538 с.

26. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000. — 250 с.

27. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 2000. — 448 с.

28. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социальнопсихологического исследования //Психологические проблемы социального регулирования поведения. — М., — 1976. — С. 278 — 295.