изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

Оглавление

Введение 3

1. Общее представление о межличностном восприятии 4

2. Эффекты межличностного восприятия 6

3. Феномен первого впечатления 12

Заключение 16

Литература 17

Введение

Межличностные отношения и межличностное взаимодействие играют огромную роль в социализации индивида, и знание основ межличностного взаимодействия и законов межличностного восприятия в работе педагога необходимо в первую очередь, поскольку он является посредником между социумом и личностью, проводником культурно-исторического опыта, и стиль педагогического общения, характер взаимодействия в системе «педагог-учащийся» и пр. во многом определяют успешность процесса социализации его учеников.

Изучением вопросов социальной перцепции занимались Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, В.А. Богданов, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др. Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в работах А.А. Бодалева, А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.Н. Панферова, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др. Вместе с тем, несмотря на множество исследований по проблеме социальной перцепции, механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе назвать полностью изученными.

Это определило выбор темы настоящего исследования: «Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе».

Цель – изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать понятие межличностного восприятия.

2. Изучить основные эффекты межличностного восприятия.

3. Изучить механизмы формирования первого впечатления.

Методы исследования – теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме эффектов восприятия и механизмов формирования первого впечатления в процессе межличностного восприятия.

1. Общее представление о межличностном восприятии

Восприятие одного человека другим – это обязательная составная часть процесса общения, или перцептивная сторона общения [11, C. 234].

Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности) в социальном контексте называется социальной перцепцией. Восприятие и оценка партнера по общению представляют важную сторону этого процесса и зависят от мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их, делает умозаключения о внутренних психологических свойствах человека и формирует определенное к нему отношение, основываясь на наблюдении внешнего облика собеседника и поведения. Эти феномены принято относить к социальной перцепции.

10 стр., 4658 слов

«Память: Физиология процесса, механизмы формирования и регуляция»

... память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При­мером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело ... – неспецифическое повышение возбудимости ЦНС для лучшего восприятия любой сенсорной информации, реакция внимания - это один из механизмов устранения избыточности сенсорного потока, избирательного подавления многих ...

Функциями социальной перцепции являются познание себя и партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений. Частным случаем социальной перцепции является межличностная перцепция – это восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик объекта, интерпретация на этой основе его поступков, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. При этом весьма своеобразно проявляется такая характерная черта, как избирательность восприятия, т.к. в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. [3, C. 5].

Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, ожиданиями, желаниями, намерениями субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание для установления с ним неких отношений [2, C. 136].

Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия:

а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (человек, группа);

б) реконструкция внутреннего облика себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представлений о себе («Я-концепция»), о собеседнике («Ты-концепция»), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически («Мы-концепция»).

Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих.

В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п.

Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности).

Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Так, дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступен анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом дети больше взрослых ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.).

10 стр., 4583 слов

Психология делового общения 4

... Общение как предмет изучения. Определение понятия «общение». Его структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Факторы, влияющие на эффективность общения. Межличностное восприятие, ... и т.д.) Аргументируйте свой выбор. 2. Тезаурус психологии делового общения. (Немов Р.С.Психология. - М., 1995) Объясните следующие ...

2. Эффекты межличностного восприятия

Выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание другого (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипы);

3) прогнозирование поведения партнера по общению.

Впечатления, возникающие в процессе общения, играют важную регулятивную роль, поскольку от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий [10, С. 180].

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе [5, С. 76]. В эти процессы включены к….

Литература

1. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [текст] / Г.М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. – М. : МПСИ, 2001.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология : хрестоматия [текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007.

4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [текст] / Л.Я. Глозман. – М. : Педагогика, 1987.

5. Жуков, Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия [текст] / Ю.М. Жуков // Вестник МГУ. Психология. – 1998, № 1.

6. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции [текст] / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

7. Кон, И. С. Открытие «Я» [текст] / И.С. Кон. – М., 1978.

8. Кон, И. С. Психология предрассудка [текст] / И.С. Кон // Новый мир. – 1996, № 9. – С. 34-39.

9. Майерс, Д. Социальная психология [текст] / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1998.

10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] / Л.А. Петровский. – М., 1989.

11. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [текст] / А.В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2002. – 461 с.

12. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992.

13. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения [текст] / Т.Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987

14. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика [текст] / Г.В. Щекин. – М., 1992.

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

... Рецензенты: А.Р. Кудашев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой менеджмента и социальной психологии БАГСУ при Президенте РБ Т.Д. Дубовицкая, доктор психологических наук, профессор ... Диагностика психологической устойчивости старшеклассника 52 Ибрагимова И.Ф. Психологические факторы формирования межличностных взаимоотношений в коллективе 59 Искендирова А.Ф. Удовлетворенность браком в ...