Педагогическое общение как творческий процесс

124 КР Педагогическое общение как творческий процесс

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы педагогического общения 6

1.1 Ретроспективный анализ понятия «педагогическое общение» 6

1.2 Понятие, сущность педагогического общения 9

1.3 Технология педагогического общения 24

Глава 2. Изучение педагогического общения как творческого процесса 29

2.1 Общие положения исследования 29

2.2 Диагностика педагогического общения 30

2.3 Рекомендации по оптимизации стиля педагогического общения 39

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Введение

Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происходящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сферу образования как позитивное, так и негативное влияние.

За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (школа — сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и компонент учреждения, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением образования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.

Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и за-дач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на личностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудничества учителя и ученика, продуктами которой одновременно являются и рациональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерство, сотрудничество педагогов и учащихся, ставшие ведущими чертами учебной жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспитанников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Невозможна успешная работа учителя там, где не налажено сотрудничество с учащимися.

11 стр., 5153 слов

Психолого-педагогические основы работы учителя музыки с музыкально ...

... определяется обновлением всех ее структурных элементов: содержания образования, педагогических технологий, материально-технической базы, системы управления и ... были сформулированы задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические основы работы учителя музыки с музыкально одаренными детьми. ... возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Для одаренного ребенка свойственна ...

По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые дело-вые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 — 18%. И наоборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 — 20% у слабых до 37% — у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъемлемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важнейших качеств его личности

В любом коллективе общение является связующим звеном между руко-водителем и подчиненными, между подчиненными. От эффективности обще-ния зависит эффективность работы того или иного коллектива, степень его психологической комфортности для его членов, его уровень развития. Поэтому тема общения в любом коллективе является наиболее актуальной. Данной проблеме посвящены труды многих психологов и педагогов. Использованные литературные источники большей частью являются психологическими (рассмотрено понятие «общение», его составляющие и его значение) и педагогическими (рассмотрено педагогическое общение).

Эта проблема рассматривалась с точки зрения влияния общения на формирование личности (А.В. Мудрик, А.А. Добрович. В.В. Бодалев и др.); с точки зрения влияния общения на формирвоание межличностных отношений в коллективе (Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева и др.).

Данное требование общества и определило тему нашей работы: «Педагогическое общение как творческий процесс»

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить сущность педагогического общения как творческого процесса.

Объект изучения: педагогическое общение.

Предмет: культура педагогического общения, стереотипы и установки.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. определить сущность понятия «общение педагога»;

3. рассмотреть специфику культуры педагога;

4. охарактеризовать технологию педагогического общения;

5. на практике определить возможности применения педагогического общения в качестве творческой составляющей;

6. разработать рекомендации по оптимизации педагогического общения.

Методы исследования: теоретические — анализ литературы, обобщение данных, систематизация материала; практически – наблюдение, тестирование, моделирование.

Экспериментальная база исследования: Копейский колледж легкой про-мышленности.

Работа состоит из 2 глав, в которых раскрыты основные вопросы по проблеме: глава 1 посвящена общему понятию «общение» и его влиянию на формирование личности педагога, особенностям общенияв педагогической деятельности, влиянию педагогического общения на формирование личности; глава 2 представляет собой практической исследование проблемы и посвящена изучению педагогического общения в качестве творческого процесса.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы педагогического общения

1.1 Ретроспективный анализ понятия «педагогическое общение»

Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению (Ерастов Н.П., 1979).

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... мыслительный анализ и синтез, проводится количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в ... связей между ними. Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих в ...

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.

Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения [6, c. 122].

Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его со-держания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую про-блему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.

Собственно психологический анализ общения начинается там, где ис-пользуются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога — это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.

В практике научного анализа широкое распространение получили раз-личные варианты сочетаний собственно психологического подхода к обще-нию с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.).

Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения), другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения) [3, c. 17].

Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабаты-ваются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социаль-ная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.).

Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).

В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

Сотрудничество учителя и учеников имеет свою специфику. Как отме-чал С.Л.Рубинштейн, педагогический процесс как деятельность учителя фор-мирует личность ребенка в меру того, как учитель руководит его деятель-ностью, а не подменяет ее. Всякие попытки учителя «внести» в ученика познавательные и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка. На его взгляд, «стадии или ступени умственного развития ребенка зависят от формы общения, в частности, педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается».

7 стр., 3312 слов

Психология в профессиональной деятельности 2

... можно описать через совокупность трех сторон: деятельность, общение, личность 005. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально непригодной. 006. Успешный руководитель ... 044. СТУДЕНТКА ЗАКОНЧИЛА ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ И ВЗЯЛА УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ. ЕЙ ТРУДНО ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПО ПСИХОЛОГИИ, Т.К. ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ВСПОМИНАЕТ АНАТОМИЮ. ЧТО ЕЙ ...

Таким образом, задача учителя — управлять деятельностью ученика, а его общение с ним должно носить управленческий характер при сохранении субъект-субъектной формы взаимодействия. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что переход к личностно-ориентированной, гуманистической педагогике связан с множеством трудностей объективного и субъективного характера. Практическое осуществление гуманистических принципов образования ограничено как со стороны мало изменившихся условий труда педагога, так и со стороны внутриличностных предпосылок: учителя очень слабо подготовлены к организации отношений с учащимися на принципах взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества.[2, c. 14]…………………..

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический про-ект, 2001. – 704 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –264 с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. –М., 1982.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ,1984.

6. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджеру. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.

7. Добрович А.А. Воспитателю и психологии и психогигиене обще-ния. – М.: Просвещение, 1993.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984

9. Ковалев Л.Г. Курс лекций по социальной психологии. – М.: Выс-шая школа, 1972.

10. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, 1996.

11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.

12. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.

14. Общение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Г.М. Андреевой, Я.Яноушека. – М., 1987.

15. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

16. Словарь по социальной педагогике/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 368 с.

17. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. – М.: АО «Изд. Дом», 1996.

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с .