Социальная антропология 3

Социальная антропология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социа́льная антрополо́гия— межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.

К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Данных исследователей относят к разряду «arm-chair anthropologists» (антропологи в креслах), так как они использовали для анализа чужие наблюдения, не отправляясь в «поле» самолично.

Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс.

Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского.

Они также выступили невольными родоначальниками структурного функционализма в социологии, так как их работы впоследствии использовали уже социологи, в первую очередь Толкотт Парсонс.

Мертон, Роберт Кинг позже критиковал Малиновского и Брауна, обвиняя их в некорректном использовании термина «функция», что привело, по его мнению, к дальнейшему кризису структурно-функциональной теории.

Социальная антропология в России

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка стоит на статье с 14 мая 2011

В Советском Союзе социальная антропология долгое время не существовала как отдельная наука, предмет её исследования изучался в различных смежных дисциплинах, главным образом — в этнографии. В начале девяностых наука получила своё самостоятельное развитие в России, она преподаётся на социологических факультетах университетов. Близкий к ней спектр вопросов изучается наукой этнологией (этнографией), преподающейся на исторических факультетах.

См. также

Культурная антропология

Ссылки

Сайт посвящён социальной антропологии

Антропология советской школы

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ... виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция — ...

Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Часто употребляется как синоним культурной антропологии.

Объектом исследования социальной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака, родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая революция, социальная организация и типология традиционных обществ, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство.

Содержание

1. История возникновения

2. Научный статус антропологии

3. Методологический статус социальной антропологии

4. Принципы антропологического исследования

5. Основные отрасли

6. Основные школы и направления

7. Рекомендуемая литература

История возникновения

Термин «антропология» появился в XVI веке в Германии в названии анатомического труда Магнуса Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека»[1], где повествуется о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат Отто Касманна «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе. Антропология, ч. II, о строении человеческого тела в методическом описании»[2]. В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.

В ХV–ХVI вв. утвердился двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Позже это позволило французским просветителям расширить значение и смысл антропологии, трактуя ее как всю совокупность знаний о человеке.

Начиная с XIX в. под антропологией в Англии, США и Франции понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В научный оборот понятие «социальная антропология» в 1906 г. ввел один из ее основателей английский этнолог Джеймс Фрэзер.Как самостоятельная наука социальная антропология начала формироваться в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

В нашей стране термин «социальная антропология» получил гражданство в начале 1990-х годов, хотя сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.

12 стр., 5813 слов

Человек как единство биологического, психического и социального. ...

... русский религиозный мыслитель С.Л. Франк[1]. Изучением проблемы человека занимается философская антропология. Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX ... индивидуальным опытом).     Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека. Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, ...

До сих пор термин «социальная (культурная) антропология» употребляется реже, чем «этнология». Хотя число выпускников антропологических кафедр, как и количество специализированных журналов за последнюю четверть века многократно возросло, антропология в России, по мнению С.С.Соколовского[3], остается дисциплиной малоизвестной. Тем не менее, в нынешней России сложились достаточно мощные научные центры, специализирующиеся на антропологических исследованиях, около 40 кафедр, в названии которых слова «антропология», «этнология» или «этнография». Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. В стране выпускается десяток специализированных журналов, ежегодно публикуются сотни книг.

В дореволюционной России проблематикой социальной антропологии занималась этнография – наука о народах. В нашей стране интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу ХVIII в.[4] В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые затем легли в основу деятельности Русского географического общества. Значительный вклад в разработку антрополого-этнографической проблематики внесли российские ученые Г.И. Новицкий, В.Н. Татищев, В.Н. Тенишев, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Н.Я. Данилевский, К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, М.А. Кастрен, П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, П.В. Шейн, М.М. Ковалевский, П.Сорокин, П.И. Кушнер, В.К. Никольский, Д.Н. Анучин, С. Широкогоров, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев, В.В. Бунак, Ю.И. Семенов, Г.С. Маслова, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, В.Н. Белицер, Н.И. Воробьев, М.Г. Левин, П.Е. Терлецкий, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.Н. Топоров, М.Л. Бутовская, О.Ю.Артёмова, Н.Н.Козлова, А.Я. Гуревич, Р.Ф.Итс, В.Р.Кабо, И.С. Кон, М.О.Косвен, Н.Н. Крадин, С.В. Лурье, И.И.Шмальгаузен, В.П. Алексеев, А.И. Першиц, В.А.Тишков, С.П.Толстов, А.К. Байбурин, А.П. Топорков, Ю.В. Арутюнян, Л.М.Дробижева, Э.А.Орлова, В.А.Шнирельман и др.

В горизонт исследований социальной антропологии сегодня входят, в частности, традиционные культуры народов России, народные знания, проблемы аудиовизуальной этнологии, межэтнические конфликты, интеграция малых этнических групп в полиэтничном обществе, соотношение народной и официальной медицины, поликонфессиональность и картографирование священных мест, структура семьи в традиционном обществе, уличная субкультура в большом городе, проблемы адаптации и натурализации, культурные механизмы поддержания социального равновесия.

Научный статус антропологии

Термин «антропология» употребляется в англоязычных странах. В Германии его заменяет этнография, а во Франции – этнология. То, что в США именуют антропологией, а также культурной антропологией, в Европе называют этнологией. В СССР термин «антропология» использовался для обозначения физической антропологии.

В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его физических, культурных и социальных аспектов.В дореволюционной России антропология связывалась с задачей полного понимания человека[5]. В таком случае она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д.

11 стр., 5060 слов

Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...

... антропологии как науки, изучающей феномен человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека. Вступление Антропология как биологическая наука о природе человека ... бытии. Будучи незавершённым природой, человек осуществляется в культуре, ибо даже для самых простейших культурных актов как охота и земледелие, ...

В широком смысле антропология включает собственно антропологию или естественную историю человека; палеоэтнологию или предысторию; этнологию — науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческие популяции, медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.

В США в составе антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию. Термин «социальная антропология» используется в Великобритании вместо двух других терминов – «этнология» и «культурная антропология».

В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось. Чаще всего ее основными разделами считают морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. Большую часть проблем, которыми, согласно американской традиции, занимается культурная антропология, российская и отчасти европейская традиция считают относящейся к «этнографии».

Все области знания, включенные в сферу антропологии, подразделяются на два больших сегмента – физическую антропологию и культурную антропологию. Первая относится к естественным наукам, а вторая – к социальным. У них разные цели и задачи, понятийный аппарат и методы исследования. К примеру, радиоуглеродный метод хронологического определения останков применяется в физической антропологии и не используется в культурной. Хотя, разумеется, представители двух родственных ветвей знания постоянно общаются между собой, обмениваются новостями и открытиями, проводят конференции и симпозиумы, а в курс обучения современного антрополога обязательно входят спецкурсы как по физической, так и по культурной антропологии.

Антропология наряду с социологией, психологией, политологией и экономикой относится к так называемым социальным, или поведенческим наукам. Они имеют общий предмет – изучают поведение людей индивидуально или в группах, – а также похожие методы исследования, а именно анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и эксперимент. При этом все они активно применяют математические методы и расчеты.

Однако в отличие от них у антропологии, если речь идет о такой ее отрасли, как культурная антропология, много общего с гуманитарным знанием, в том числе культурологией и философией.

Особенно близки между собой антропология (в первую очередь социальная антропология) и социология. Нередко антропологию называют родной сестрой социологии – настолько много у них общего. Одни авторы называют разделом социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии. Обе они разветвляются на множество направлений, отраслей и субдисциплин, большинство из которых направлены на изучение исторического, культурного и социального становления человека и человеческого рода.

13 стр., 6010 слов

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

... совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал как социоцентризм – тип философского мировоззрения и ... антропология, социология, педагогика, психология. Отличие философского учения о человекеот других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека ...

Для антропологии традиционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Метод, которым при этом пользуется ученый, называется участвующим наблюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регистрирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экспедицию, отправляется в заброшенные регионы, чтобы наблюдать за обычаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями примитивных племен. В антропологии чаще всего используется качественная методология (глубинные интервью и включенные наблюдения), в социологии – количественная методология – анкетирование и статистика.

Методологический статус социальной антропологии

В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание социальной антропологи, а для ее названия используются самые разные термины, в том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия между которыми не всегда носят принципиальный характер. До недавнего времени в нашей стране предпочтение отдавали термину “этнология”, а соотношение между этнографией, этнологией и социальной антропологией четко не прописывалось. Для некоторых авторов социальная антропология – всего лишь аналог этнологии (“этнографическая антропология”), которая специализируется на теоретическом обобщении социальной и культурной истории народов всего мира, для других – раздел социологии, объектом изучения которого выступают примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных институтов, которые исследуются социологами).

Третьи рассматривают ее как своеобразное ответвление или эмпирическое приложение философской антропологии, не получившее еще пока рельефных предметно-структурных очертаний. И сегодня считается, что этнография является преимущественно описательной (эмпирической наукой), а этнология и антропология восходят на уровень теоретических обобщений и универсально-исторических законов.

Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие – культуру, третьи – общество, четвертые – народы, населяющие те или иные регионы. Из такого разнообразия определений можно заключить, что социальная антропология оперирует понятиями философии, культурной антропологии, социологии, психологии и других наук.

В зарубежной науке тоже нет единства воззрений. Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом – как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Тем не менее, все сходятся в том, что эта дисциплина, как бы она ни звалась, занимает очень высокое, если не центральное место среди отраслей антропологии.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется ... населения. Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. ...

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей.

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях).

Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология — самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология».

Культурная антропология имеет дело не с расовыми различиями людей и биологической эволюцией человеческого рода, а с культурными различиями и развитием человеческого общества. Она исследует групповое поведение, истоки и происхождение религии, социальные нормы и обычаи, семейную и родственную структуру, механизмы власти в примитивном обществе, зачатки технологии.

Раньше считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные. В отличие от нее социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные. Однако сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

Сегодня слово «антропология» обозначает широкий – философско-гуманистический – подход к осмыслению человеческой природы во всем ее многообразии, не обязательно, а часто и вовсе не связанном с историческим прошлым.

Принципы антропологического исследования

Как естествоиспытатели антропологи собирают документальные данные, делают всевозможные замеры, систематизируют данные, строят таблицы и корреляции, основываясь на многочисленных и независимых источниках. Если им приходится иметь дело с большими массами людей, например крупной народностью, этническими беженцами или сексуальным меньшинством в современном мегаполисе, охватить которые исследователь не в состоянии, то он прибегает к выборочным опросам и наблюдениям, использует статистику и математические процедуры. Однако часто антропологу приходится иметь дело с немногочисленной общностью – вымирающим этносом, небольшим племенем, несколькими стариками и старушками, сохранившими фольклорное наследие своей деревни. В таких случаях им приходится применять субъективные методы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Основные черты использования методов полевого исследования в этнографии и антропологии выражаются в следующем:

Непосредственное наблюдение повседневного поведения людей методом участвующего наблюдения (participant observation) и получение данных из первых рук.

Непринужденная беседа с теми, кто больше всех осведомлен о повседневной жизни племени, с целью заручиться их согласием на проведение в дальнейшем научного интервью, которое может носить как неструктурированный, так и структурированный вид.

Подготовка программы интервью для получения полноценной научной информации, которая может послужить к дальнейшему углублению исследования данной общности.

Генеалогический метод.

Детальная работа с хорошо осведомленными информантами (well-informed informants) о тех или иных сторонах социальной жизни общины.

Глубинное интервью (In-depth interviewing), которое нередко завершается составлением коллекции историй жизни (life histories) конкретных людей.

Эмическое (Emic), ориентированное на ценности на местных жителей, исследование (actor-oriented), преследующее целью понять верования и взгляды аборигенного населения.

Этическое (Etic), ориентированное на ценности и задачи самого ученого, исследование (observer-oriented), позволяющее интерпретировать материал в соответствии с понятиями и теориями этнографической науки.

Проблемно ориентированное исследование самого разного толка.

Лонгитюдное исследование – продолжительное изучение одного объекта либо одного явления[6].

Антропология отличается от других наук, изучающих человека, своей

а) компаративностью (сравнительный анализ культур)

б) холистичностью (охват всех сторон общества или жизни человека),

в) глобальностью (ей доступны все культуры и все страны во все эпохи)[7].

В этнографии и антропологии полевым исследованиемназывается невключенное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (часто в отдаленные уголки Земли), где люди находятся в реальных жизненных ситуациях.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний[8].

11 стр., 5089 слов

Антропология как наука

... физической организации человека и,во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. Всоветской науке принято строгое разделение терминов “антропология”,“этнография”, “археология ... передовой общественно-политической жизни имело открытие в 1755 г.Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения вРоссии. В нем работали крупнейшие ученые-просветители ...

Основные отрасли

Археологическая антропология, или археология – исследование прошлого человечества по материальным свидетельствам. Она изучает следы деятельности человека, главным образом в напластованиях грунта, образовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации.

Экономическая антропология— научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, — исследует взаимодействие людей по поводу товаров и обеспечения услуг. Предметом исследования является экономика докапиталистических стран или так называемых крестьянских обществ, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни.

Историческая антропология– применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны, нескольких стран, а также проведение кросс-культурных исследований. Предметом исследования выступает повседневная жизнь простых людей.

Визуальная антропология(этнографическая фотография, этнографический фильм) – междисциплинарная наука, находящаяся на стыке документального кинематографа и гуманитарных наук. Она ставит задачу отображения с помощью современных средств информации реального состояния многообразных культур, в первую очередь малоизвестных и исчезающих, что помогает созданию более полной и объективной картины гуманитарного мирового сообщества

Экологическая антропология– исследования приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием морфологических и физиологических методов. Она описывает то, как под влиянием меняющейся естественной среды в ходе расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни.

Религиозная антропология– научная и богословская дисциплина, решающая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г.Плеснера, М.Шелера, А.Гелена, Г.Э.Хенгстенберга, Э.Корета, В.Паненберга, К.Ранера).

Ее, в частности, интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, преображения, теологическая танатология, поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога; теология и антропология о среде обитания человека и перспективах цивилизации; ноосфера и антропосфера; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности.

Прикладная антропология– совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач, возникающих сегодня перед обществом. В рамках прикладной антропологии выделилось несколько направлений, в том числе культурная экология, палеоэкология, социальная инженерия, прикладная антропология организаций, экологическая антропология, инвайроментальная антропология, бизнес-антропология и др.

9 стр., 4441 слов

Тема 1. Культурная антропология в системе гуманитарных наук. (4 часа)

... к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации. Раздел первый. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки Философская, религиозная, социальная, культурная антропология. Этнография (Россия), культурная антропология (США), социальная антропология (Великобритания), ...

Бизнес-антропология– антропологическая практика, в ходе которой выпускники вузов либо специалисты со стажем применяют теории и методы своей науки к решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются руководители организаций, предприниматели и менеджеры в коммерческом секторе, особенно в промышленности.

Основные школы и направления

В алфавитном порядке здесь расположены основные школы, научные направления и подходы, которые повлияли на становление научного знания в социальной и культурной антропологии, культурологии, этнографии.

Антропологическая школа– сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э.Тайлор, А.Ланг, Дж. Фрейзер, в России – Н.Ф.Сумцов, А.И.Кирпичников, А.Н.Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры.

Диффузионизм– направление в этнографии, социальной антропологии, археологии, объясняющее развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.).

Развитие идей дифузионизма связано с работами Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, В. Шмидта, В. Копперса, У. Риверса, Г. Чайлда и др. Они сводили историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции и прогресса отвергалось. Везде и всюду его представители видели лишь пространственные перемещения культурных явлений. Каналами культурной коммуникации служат торговля, завоевания, колонизация, миграция, добровольное подражание.

Культурно-историческая школа– направление в этнографии и антропологии начала XX в., возникшее как альтернатива эволюционизму. Ее представители рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров – культурных кругов. Они считали, что каждое явление культуры возникает однажды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм).

На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». Вся история культуры сводится перемещению и напластованию нескольких «культурных кругов», существующих автономно от создателей и носителей культуры. В ходе научного анализа выявлялись область распространения культуры, диффузия (с учетом привходящих черт), независимое развитие (там, где диффузия невозможна или невидима), параллелизм и конвергенция. В США к ее представителям относятся Ф.Боас, К.Уисслер, Крёбер, Р.Лоуи и др., в Европе – Ф.Ратцель, Ф.Гребнер, Л.Фробениус и др. Ими разработаны теории культурной миграции (культурного диффузионизма) и теория культурных кругов.

Социальная антропология — Стр 2

Культурно-эволюционная школа– направление неоэволюционизма в американской культурной антропологии, сформировалось в 1960-е годы из последователей и учеников Л.Уайта (Д.Ф.Аберле, Р.Н.Адамс, Р.Андерсон, Р.Карнейро,Г.Е.Докул, М.Харрис, Б.Меггерс, М.К.Оплер, М.Д.Салинс, Э.Р.Сервис и др.).

Определяющую роль в развитии направления сыграли идеи Л.&Уайта. Центральная проблема– выявление основных закономерностей, логики и этапов эволюции культуры. Эволюционный подход использовался для общего (стадиального) изучения культуры, а также для исследования параллелизма и особенностей развития конкретных обществ, сочетания случайных факторов в истории, условий среды обитания и т.д. Представители этой школы внесли весомый вклад в развитие теории культуры, в частности повлияли на исследования в экологической антропологии (Р.Вайда, Р.А.Раппопорт, Д.Андерсон).

Расово-антропологическая школа– течение в социологии и антропологии 2-й пол. XIX— нач. XX в. (Ж.А.Гобино, Ж.Лапуж, Х.Чемберлен, О.Аммон, Ф.Гальтон, К.Пирсон).

Переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы «высших» и «низших» рас и классов, признавала решающее воздействие расового фактора на культурное развитие народов. Ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), была тесно связана с социал-дарвинизмом, нередко подменяла научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.

Структурализм – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 1920-х годах и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама).

Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).

В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х во Франции (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида; особое течение – т.н. генетический структурализм Л.Гольдмана).

Функциональный подход в антропологии– совокупность теоретических представлений о культуре как системе взаимосвязанных элементов: ни один элемент не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций. Основные представители: А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон.

Эволюционизм– направление в этнографии, антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутренними свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Теория, делающая акцент только на внутренние факторы роста, называется эндогенной. Таков по существу эволюционизм (его теоретический противник диффузионизм называется экзогенной теорией).

В настоящее время крупными центрами изучения и преподавания социальной антропологии и этнографии в России являются:

Институт этнологии и антропологии РАН

Центр аудио-визуальных исследований Института этнологии и антропологии РАН

Отделение социальной антропологии факультета социологии Санкт-Петербургского университета

Кафедра этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета

Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета.

Кафедра этнологии Московского государственного университета.

Кафедра археологии и этнографии Новосибирского государственного университета.

Кафедра социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Кафедра археологии и этнографии Иркутского государственного университета.

Кафедра этнографии и археологии Казанского государственного университета.

Кафедра археологии, этнографии и источниковедения Алтайского государственного университета.

Факультет этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУ СПб).

Институт археологии и этнографии Сибирского Отделения Российской Академии Наук.

Учебно-научный центр социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета.

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ).

Рекомендуемая литература

Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. Учебное пособие

Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие

Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Культурная антропология: Учебное пособие

Козлова Н.В. Социально-историческая антропология: Учебник.

Кравченко А.И. Социальная антропология. Учебное пособие.

Орлова Э.А. Культурная (социальная антропология) Учебное пособие

Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология современности: теория, методология, методы, кейс-стади

Ссылки

1. Hundt M. Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus, de elementis, partibus et membris humani corporis. Leipzig, 1501. ↑ 1

2. Casmann O. Psychologia Anthropologica, sive Animae humanae doctrina. Anthropologiae p. 11, de fabrica humani corporis mtthodice descripta. Hanau, 1594. ↑ 1

3. Соколовский С.С. Российская антропология: иллюзия благополучия // Неприкосновенный запас, 2008. № 63. ↑ 1

4. Иван Михайлов, диакон. Наука о душе или ясное изображение ея совершенств, способностей и безсмертия. М.: Типография Решетникова, 1796. ↑ 1

5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 8–13. ↑ 1

6. Kottak, Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р. 22-35. ↑ 1

7. Ibidem. ↑ 1

8. Садохин. П. Этнология. М., 2000 ↑ 1

11