Социальные конфликты 2

Структурный функционализм —— методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Структурный функционализм.

Структурный функционализм — методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.

Структурный функционализм основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами)

27 стр., 13104 слов

Социальная психология в системе научного знания. (границы социальной ...

... -пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом. Социальная психология в системе научного знания. (границы социальной психологии). Взаимосвязь соц. психологии и с другими науками. ... построения какого-либо определенного знания. В современных работах методология социальной психологи рассматривается как трехуровневая система. Первый уровень — общая методология, некий общий философский подход, ...

1. Введение

Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы и на транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем. О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос, что же это такое. Между тем в науке существуют различные определения конфликта – от узко специализированных до всепоглощающе расширительных. Даже если обратиться к наиболее типичным определениям, – а именно тем из них, что используются последнее время в учебной литературе, – то и здесь не найти единообразия. Часть авторов (среди которых, как правило, преобладают психологи) рассматривает конфликт как болезнь общения. “Конфликт – такое общение, в котором выявляется несогласованность действий людей, отстаивающих свои интересы”. Некоторые специалисты на Западе (К.Боулдинг и др.) эти категории, наоборот, фактически отождествляют, сводя в рамках “общей теории конфликта” все многообразие конфликтов к борьбе за выживание.

По А.Г.Здравомыслову, конфликт является формой отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том – продолжает автор, – что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая трансформируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта [1]. А.Рапопорт в работе, причисленной к классике конфликтологии, доказывал, что событие может квалифицироваться в качестве конфликта лишь при наличии трех элементов: толкновения интересов, целей и поведения сторон. Среди философов есть сторонники расширительной трактовки термина “конфликт”, когда, например, говорят о конфликте между всемогуществом человека, создавшего совершенную технику атомного века, и возможностью использовать ее для самоуничтожения человечества. В общем, великое множество толкований этого термина может ввести нормального человека в конфликт с самим собой. Поэтому я рассмотрю в этой работе только наиболее типичные понятия, толкования этого термина и рассмотрю причины, виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

2. Разработка теории социального конфликта в социологии.

2.1. Понятие конфликта.

Кон­фликт — это столкновение противопо­ложных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоре­чий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противо­речия порождают открытые или закрытые конфликты. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, духовную. Обост­рение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжен­ности, которая нередко перерастает в конфликт. Большинство социологов склонны считать, что существо­вание общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы по­ведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без вся­кого сожаления. Под воздействием конфликтов общество мо­жет преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера ...

2.2. Основоположники социологии конфликта

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу­бокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении ве­щей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их поло­жительную роль в общественном развитии. Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о при­роде и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и эконо­мическое соперничество между ними. Последнее рассматрива­лось как движущая сила развития общества. Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляри­зацию между «накоплением богатства» и «привязанным к тру­ду классом». Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития.

Этих взглядов при­держивались немецкий социолог М. Вебер, австрийский со­циолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического материа­лизма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий ка­питалистического строя. Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо кон­фликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в маркси­стской концепции абсолютизировались экономические отно­шения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами. Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, не­мецкий мыслитель Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую си­лу, способную объединить противоборствующие взаимосвязан­ные стороны. Г. Зиммель писал, что «конфликт очищает воздух». Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема кон­фликта получила в XX веке. При этом теория конфликта проти­востоит теории структурно- функционального анализа общест­ва.

3 стр., 1346 слов

КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ -баланс интересов различных групп и слоев ...

... отношении граждан. 25. МАНИФЕСТИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА –провозглашение конфликта соответствующим образом. 26. МЕДИАТОРЫ– ... возникновение и развитие конфликта. Она включает не только общественно-экономические условия жизни, социально-политическое устройство общества, но и социальную политику государства в ...

Представители функционализма придерживаются равно­весной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечи­ваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические пар­тии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д. Исходя из идеи «единства» общества как предпосылки его равновесия и стабильности функционалисты называют в каче­стве решающего средства, обеспечивающего социальное «единство», наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религи­озные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и определяют практическую деятельность, как от­дельных индивидов, так и социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий подход к рассмотре­нию происходящих в обществе явлений. В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга и других представителей того направления в социологии, которое получило название социологии конфликта.

Так Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориен­тации, противопоставляет свой подход парсианской парадигме, которая была положена в основу методологии структурно-функционального анализа. Сопоставим исходные постулаты теории равновесия социальной системы, предложенные Т.Парсоном и социологии конфликта в варианте Р.Дарендорфа: Т.Парсонс 1. Каждое общество – относительно устойчивая и стабильная структура. 2. Каждое общество – хорошо интегрированная структура. 3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, то есть вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы. 4. Функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Р.Дарендорф 1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. Однако Р.Дарендорф не считает, что одна позиция является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели полезны и необходимы для социального анализа. Они различаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве и интеграции, а вторая – на конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия – сотрудничество и конфликт – постоянно присутствуют в общественной жизни в тех или иных сочетаниях. Более внимательный подход к теоретическим работам социологов позволяет утверждать, что представители социологии конфликта анализировали вопросы консенсуса и стабильности, равно как и теоретики «консенсуального» направления отнюдь не игнорировали проблематики, связанной с социальной напряженностью, конфликтами, причинами социальных взрывов и возмущению.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... учебной мотивации в подростковом возрасте добавились социальные причины: падение общего интереса к знаниям в обществе, которое озабочено материально-прагматическими проблемами.  Конфликты поведения возникают по поводу нарушения учениками ...

3. Причины, функции, субъекты социальных конфликтов. Механизм разрешения конфликтов

3.1. Причины конфликта. Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций. 2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций.

Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. 3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная. 4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина ? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную ... неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой. Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ...

3.1. Функции социальных конфликтов и их классификация.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить следующие его позитивные функции: — разрядка психологи­ческой напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и от­водных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, сти­мулирует положительные изменения. — комму­никативно-связующая функция. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявля­ются возможности для этого. Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер, дестабилизировать отношения в соци­альных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон пред­приятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики.

Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т. д. Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом: — Личностный конфликт включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивиду­ального сознания. — Межличностный конфликт разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы. — Межгрупповой конфликт это конфликт между социаль­ными группами и общностями людей с противоположными интересами. — Конфликт принадлежности когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие обра­зуют группу внутри какой-то большой группы, или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель. — Конфликт с внешней средой индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний.

Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом: — Конфронтация пассивное противостояние групп с про­тивоборствующими политическими, экономическими или со­циальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления. — Соперничество борьба за признание личных достиже­ний и творческих способностей со стороны общества, социаль­ной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признания, демонстрация пре­восходства путем достижения престижных целей. — Конкуренция особый тип конфликта, его цель — полу­чение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Конфликт с точки зрения социологии — это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей. Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет инте­ресов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявле­ны субъекты, объект и средства конфликта, а также тактика поведения, тогда это будут открытые, или полномасштабные конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, то такой тип конфликта называется скрытым, или неполным (например, на­рушение трудовой дисциплины, невыходы на работу, граждан­ское неповиновение и т. д.).

3 стр., 1325 слов

Профилактика и разрешение конфликтов между властью и предпринимателями: ...

... основную цель настоящей работы - изучить социальный конфликт как универсальное социальное явление и провести анализ конфликтов между бизнесом и властью. В соответствии с поставленной целью в ... 8) определить основные модели урегулирования конфликтов власти и бизнеса Глава I. Понятие социального конфликта, участники, способы разрешения. 1.1. Понятие конфликта, его функции и субъекты. Наиболее ...

Можно назвать еще ложный конфликт, который находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет. Существуют и иные варианты типологии социальных кон­фликтов по различным основаниям. Проблема детальной разработки типологии конфликта остается достаточно открытой и ученым еще пред­стоит продолжить анализ.

3.2. Субъекты конфликтных отношений

Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о «действующих лицах» и «исполни­телях» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник». [2] Участником конфликта может быть любой человек, органи­зация или группа лиц, которые принимают участие в кон­фликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного про­тиворечия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать кон­фликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоя­тельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими ин­тересами, оказывать влияние на поведение и положение дру­гих, вызывать те или иные изменения в социальных отноше­ниях. Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, при­тязания могут реализовываться нередко только через исполь­зование власти, постольку в конфликтах непосредственное уча­стие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т. д. Они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко со­циальный конфликт принимает форму конфликта политиче­ских, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... поведения, выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, ... формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью общества и определяются ею. Табу – включает себя систему запретов на ...

Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступа­ли исключительно представители государственных структур власти. Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов отно­сит три вида социальных групп: — Первичные группы непосредственные участники кон­фликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовмести­мых целей. — Вторичные группы те, кто стремится быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносят вклад в его разжигание. — Третьи группы силы, заинтересованные в разрешении конфликта. Следует заметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и группо­вых интересов. Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение довольно продолжительного времени. Конфликт — это борьба противоположных интересов, ценно­стей и сил.[3] Для того чтобы противоречие переросло в кон­фликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.

3.3. Механизм разрешения конфликтов и его стадии.

На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное состояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Последняя непосред­ственно предшествует конфликту, развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процес­сы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые пред­шествуют конфликтам и часто порождают несовместимые тре­бования. При этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой. Важным моментом зарождения конфликта является нали­чие объекта, обладание которым связано с удовлетворением потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта. Данная ситуация, как пра­вило, осознается конфликтующими сторонами. В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, (мате­риальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.), пред­принимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников.

Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий. Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпе­вает определенные изменения. Это связано с тем, что отноше­ния, складывающиеся в начале и в конце конфликта, сущест­венно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т. д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта. Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами кон­фликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается. Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная ста­дия, имеет свое значение. На этой стадии создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начав­шийся конфликт. Каждая сторона уже столкнулась с сопротив­лением противника, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не­случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца.

14 стр., 6507 слов

Конфликт – как социальный феномен в трудах А. Турена и М. Кастельса

... что существование общества без конфликтов невозможно. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние ... конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в ...

Именно на этом этапе могут быть предприняты дейст­вия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению. В самом конфликте действия могут быть открытыми, непо­средственными или же скрытыми, опосредованными. Они мо­гут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемы и непредсказуемы, но обычно они расширяют сферу конфликта. Итак, для наличия конфликта требуются три условия: объ­ективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличие одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие по­вода для конфликта, т. е. своеобразного «спускового механиз­ма», способствующего развитию событий. Третьей стадией протекания социального конфликта явля­ется разрешение конфликта. Это стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.[4] Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента — необ­ходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь. Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные ус­тупки).

Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, карди­нальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», ус­тановка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побу­дительные установки к продолжению противоборства. Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно: своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так на­зываемая деловая зона конфликта: обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении про­тиворечий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу; совместным поиском путей преодоления конфликта. В дан­ной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы. Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления, такие как водовороты, вихри и т. д. Впол­не допустимо рассматривать каждый его этап в виде витка спирали, имеющей свои подъемы и спады, напряженность и разрядку.

Так, в конфликте действительно наблюдается рост психо­логической напряженности. Но этот рост не может быть беско­нечным. Доходя до определенной точки, он как бы замирает, после чего наступает некоторый спад напряженности. Призна­ние такого спиралеобразного движения отношений в конфлик­те важно, так как позволяет находить и использовать средства регулирования данных отношений. В социологической науке соответствующее внимание уде­ляется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими. Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и, скажем, третья сила, не участ­вующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфлик­том, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать сле­дующие меры: сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, не­явные, латентные) достоянием гласности, максимально откры­тыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противобор­ства сторон; снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонизирующих ситуа­ций в отношениях сторон.

Разрешение социального конфликта — дело довольно слож­ное. Оно может идти различными путями, использовать раз­личные методы. Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Од­нако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина. Метод переговоров позволяет избежать применения наси­лия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять ар­гументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтер­нативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согла­сию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод использования посредничества примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организа­ции, так и частные лица, а функции посредников могут вы­полнять не только правительственные, но и любые другие уч­реждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать кон­фликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль по­средников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, ко­торые предъявляются личности посредника (авторитет, нрав­ственность, профессиональная компетентность, высокий ин­теллект).

Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сдела­ет, как правило, попытку вернуть утраченное. Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права. Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способству­ет выработке и других методов разрешения социальных кон­фликтов. Осмысление природы и содержания общественных кон­фликтов позволило ученым и практикам выработать следую­щие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта: § во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуж­дению вопросов, касающихся содержания конфликта; § стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; § необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу; § участники переговоров должны гласно и доказательно рас­крывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями; § все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу. Рациональное управление придает объективно конфликтному процессу формы, способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения.

4. Виды, формы протекания социальных конфликтов в современной России

Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получили в процессе перехода к рыночным отношениям. Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти. 10–15 млн. человек в России не живут, а существуют за физиологической чертой — недоедание, голод, дикие жилищные условия. Россия на втором месте в мире (после Индии) по количеству нищих, бомжей, отверженных обществом.[5] В то же время почти 5% населения – серхбогатые и богатые, сделавшие в основном крупные капиталы спекулятивным и криминальным путем, имеют все или почти все, даже по меркам развитых стран.[6] Они приобретают недвижимость за границей, футбольные клубы, яхты и фешенебельные виллы на лучших курортах мира. Выработался уже стиль жизни так называемый «Армагеддон», когда политическая и социальная верхушка нашего общества живут, как будто в последний день жизни, и «хапают» как можно больше для себя и своей семьи. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты. Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социальноэкономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

  1. Социально-политические конфликты.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества: — конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью; — роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти; — роль государственной власти во многих случаях как посредника. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как: — конфликты между ветвями власти ( законодательной, исполнительной, судебной) ; — конфликты внутри парламента; — конфликты между политическими партиями и движениями; — конфликты между звеньями управленческого аппарата и др. Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью. Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны — неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить. Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Официальные теоретики называют политический режим как «контролируемая демократия», «президентская демократия» и т.д. Социологические опросы показывают, что степень недоверия к нынешним властям не просто высока, но уже переходит черту для общественного сознания стереотипа «враги». Последние годы немного стабилизировалась экономическая обстановка в стране, но к сожалению, это не за счет правильных политических решений, а в основном за счет повышения цены на нефть на мировом рынке (а Россия, как известно, является крупнейшем поставщиком нефти на мировой рынок).

Усиливается кризис политической власти от недальновидной политики парламента и президента страны. Особенно ярко этот кризис проявился после принятия закона о монетизации льгот для населения. Пенсионеры, а вместе с ними национал-социалистические партии, коммунисты вышли на митинги и демонстрации по всей стране с лозунгами об отмене этого закона, который ущемляет льготы самых незащищенных слоев нашего общества — пенсионеров, инвалидов, инвалидов-детства, ветеранов труда, чернобыльцев и др. Большинство граждан не верит в заверения политических лидеров, депутатов об улучшении жизни народа. Конфликт разрастается. Что может спасти наше общество от разрушения?

  1. Социально-экономические конфликты.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов, огромные налоги. Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Мы стоим на гране социального взрыва. Такие профессии, как учитель, медик становятся не престижными в нашей стране из-за нищенской заработной платы, а ведь эти профессии самые затратные по уровню образования. Молодежь, получив образование, которое до сих пор еще очень не плохое в нашей стране, уезжает на Запад и поднимает экономику этих стран, а не России. До сих пор западный капитал боится вкладывать в нашу экономику средства в долгосрочные проекты. Чтобы лабировать свой бизнес крупные предприниматели идут во властные структуры, депутаты. Конфликты в социально-экономической сфере многочисленны. Несмотря на наш огромный запас природных и человеческих ресурсов наша страна находится все еще на уровне развивающихся стран.

  1. Межнациональные, межэтнические конфликты.

Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт. Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия между нациями. Но по причине того, что государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой. (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня и др.) Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации «коренное население» составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия).

Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения, так и главным образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага. В последние годы усилилось агрессивно-наступательного настроение в русском национальном сознании. Его питают беженцы-русские из других бывших республик СССР. Также создалось несколько национал-демократических партий по типу фашистских, которые пропагандируют, что Россия только для русских и устраивают конфликты с представителями других наций, особенно бывших советских южных республик и выходцами из стран Африки. Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности, свои причины. Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный. Тем более, что он перерос из Российского конфликта в мировой, т.к. на территории Чечни боевые действия ведутся уже не только чеченцами, но и мировыми террористическими организациями, где крутятся огромные деньги от продажи наркотиков и оружия.

5. Заключение

Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В нашей стране соз­дается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, куль­туре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества. Тем более это необходимо для менеджера, который управляет предприятием и персоналом предприятия. В этой работе я рассмотрела историю социологии конфликта, причины, функции социальных конфликтов и механизмы разрешения конфликтов, виды и формы протекания социальных конфликтов в России. Все это поможет мне понять причины конфликтов на вверенном мне предприятии, управлять возможными конфликтами и добиться успеха в отдельно взятомпредприятииивРоссиивцелом,ведьизмалогосоставляетсяцелое.

Теория социального обмена (social exchange theory)

Т. с. о. опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, к-рые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе к-рого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы. Хотя Хоманс опирался при формулировке своих положений совр. теории обмена на бихевиоральную психологию и микроэкономику, аналогичные теории можно также обнаружить в антропологии и политологии. Несмотря на то, что Т. с. о, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы. Хоманс сформулировал пять основных положений совр. теории обмена. Он попытался дать объяснение соц. поведения с использованием фундаментальных представлений о поведении, разработанных бихевиоральными психологами и неоклассическими экономистами. Бихевиористская модель оперантного обусловливания основывается на утилитаристском принципе, согласно к-рому индивидуумы будут стремиться к максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли. Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе к-рого каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с теми, к-рые он или она отдает или от к-рых отказывается. В широком смысле, соц. психологи называют ресурсами любые вещи, к-рые могут обмениваться. Хотя ресурсы могут представлять собой материальные и нематериальные предметы, Фоу и Фоу выделяют шесть классов обменных ресурсов: любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги. Далее они говорят о том, что любой ресурс, подпадающий под один из этих шести классов, может быть описан в отношении одного из двух измерений: специализированность (particularism) и конкретность (concreteness).

Специализированность ресурсов — это степень, в которой их ценность зависит от конкретного чел., вовлеченного в процесс обмена. Напр., обмен любовью обладает большей ценностью в отношениях с любимым чел., нежели в отношениях с абсолютно незнакомым, в то время как обмен деньгами обладает более универсальной ценностью. Второе измерение, конкретность, связано со степенью материальной осязаемости того или иного ресурса, напр. увеличение оклада в сравнении с повышением своего профессионального статуса. В ходе дополнительных исслед., Фоу и Фоу обнаружили, что высокоспециализированные ресурсы имеют тенденцию обмениваться на ресурсы того же класса (напр., любовь на любовь, нежели деньги на любовь), но что менее специализированные ресурсы, как правило, обмениваются на ресурсы из других классов. Напр., деньги часто обмениваются на товары и услуги.

Хоманс развил пять общих положений, касающихся соц. поведения и обмена ресурсами. Три из них воспроизводят модель бихевиоральных психологов. Первое положение, непосредственно вытекающее из модели оперантного обусловливания, гласит: «В отношении любых действий, выполняемых людьми, чем чаще человек вознаграждается за конкретное действие, тем чаще этот человек будет выполнять такое действие». Второе положение связано с признанием роли прошлого опыта: «Если в прошлом появление конкретного стимула или набора стимулов создавало ситуацию, в которой действие человека вознаграждалось, то чем больше теперешние стимулы похожи на эти прошлые стимулы, тем чаще этот человек будет выполнять такое же или похожее на него действие в настоящем». Однако, третье положение гласит, что «когда за свои действия человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает неожидаемое наказание, он приходит в ярость и может вести себя агрессивно».

Два последних положения более тесно связаны с экономической теорией. Микроэкономическая теория также уходит корнями в утилитаристские традиции. Одно из ее центральных допущений состоит в том, что в процессе максимизации удовольствия и избегания страдания, люди оказываются максимизаторами полезности (utility maximizers).

Иначе говоря, «для каждого человека любое состояние мира (state of the world) характеризуется конкретным уровнем полезности, где под полезностью понимается то, что чел. стремится максимально увеличить при помощи своих действий». По существу, четвертое положение гласит, что «чем больше выгоды человек получает в результате своих действий, тем вероятнее, что он будет вести себя таким образом». В терминах Хоманса, выгода (profit) яв-ся суммарным результатом выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за вычетом связанных с ним затрат.

Последнее положение отражает экономическое понятие снижающейся предельной полезности. Хоманс утверждает, что «чем чаще в недавнем прошлом человек получал конкретное вознаграждение, тем менее ценной для него становится любая последующая единица этого вознаграждения». Идея заключается в том, что можно пресытиться любым определенным благом, так что дополнительные его единицы больше не вызывают желания или сохраняют ту же самую ценность, к-рой они обладали изначально.

Соц. обмен и экономический обмен далее дифференцируются на основе взаимодействия. Тогда как экономические обмены осуществляются при явно заданных условиях затрат и прибылей для каждой участвующей стороны, соц. обмены никогда не бывают явными. Вдобавок, условия самого договора при экономическом обмене подлежат изучению, могут быть сделаны предметом переговоров и обеспечиваются правовой санкцией. В отношении соц. обменов, однако, считалось бы дурным тоном пытаться выторговать себе условия более выгодного обмена, и эти условия обмена не утверждаются в виде обеспеченного правовой санкцией договора, а порождают чувство личного обязательства и имеют внутреннее значение для его участников. Говорят, что соц. обмены влекут за собой неуточненные обязательства. «Один человек оказывает другому услугу, и хотя существует общее ожидание ответной услуги в некотором будущем, ее конкретный характер заранее точно не оговаривается».

Хотя Хоманс приложил немало усилий, чтобы предоставить убедительные доводы в объяснение того, почему конкретный чел. выбирает один образ действий или сохраняет определенные отношения, разрывая при этом другие, он не дает объяснения тому, что составляет выгоду для одного человека и затрату для другого. Приобретаемые ресурсы могут и не обладать независимой абстрактной ценностью, но оказываться ценными в связи с ожиданиями, обусловленными прошлой ассоц., текущими ожиданиями и сравнениями с тем, что получают другие в аналогичных взаимодействиях. Тибо и Келли представляют описание иерархий предпочтений (preference hierarchies), в к-ром принимаются в расчет биографии людей и социальные сравнения.

Разработка иерархии предпочтений. Т. с. о. можно рассматривать как теорию выбора поведения. Выбирая из ряда альтернатив, люди нуждаются в определенном стандарте или базисе, исходя из к-рого они могли бы судить о сравнительной ценности этих альтернатив. Каждый чел. делает выбор между альтернативами, «оценивая имеющийся или ожидаемый опыт в отношении каждой из них на основе ранжирования предпочтений и последующего выбора наилучшей альтернативы». Тибо и Келли обратились к проблеме ранжирования предпочтений в своей теории взаимодействия в малых группах. Они высказали предположение, что каждый чел. вырабатывает шкалу предпочтений, на основе к-рой он сравнивает варианты выбора. Средняя точка этой шкалы называется базой сопоставления, или, сокращенно, БС (comparison level, CL).

Тибо и Келли утверждают, что люди вырабатывают БС, представляющую собой норму, относительно к-рой чел. оценивает вознаграждения и затраты, связанные с включением в определенные отношения, с т. зр. восприятия их как «стоящих» (deserved) того. Отношения, исходы (последствия) к-рых превышают БС, будут представляться сравнительно «удовлетворяющими» и привлекательными для их участника; отношения, к-рые имеют исходы (последствия), оказывающиеся ниже БС, будут представляться сравнительно «неудовлетворяющими» и непривлекательными. На конкретное положение БС на индивидуальной шкале предпочтений будут влиять все те исходы (или последствия), к-рые знакомы данному участнику из непосредственного опыта или др. источников (напр., символической коммуникации).

Актуальный уровень исходов (= доходов), к-рый дает эта средняя точка шкалы удовлетворенности—неудовлетворенности, будет зависеть от уровня недавно пережитых последствий или тех последствий, за к-рые индивидуум нес основную каузальную ответственность. Люди будут удовлетворены, если они получат больше того, на что рассчитывали, и не удовлетворены, если получат меньше.

Помимо того, что каждый индивидуум обладает набором БС в отношении конкретных ресурсов, он также имеет базу сопоставления альтернативных ресурсов или альтернативных партнеров (БСальт).

Ценность конкретного ресурса, предлагаемого партнером в ходе обмена, зависит, в определенной степени, от наличия альтернативных партнеров пли ресурсов-заменителей. Напр., если чел. А предлагает человеку Б за работу $10, для предсказания его ответа нам необходимо знать, попадают ли эти $10 за подобную работу в интервал ниже или выше БС человека Б, и имеет ли чел. Б альтернативное предложение (БСальт).

Введение понятия БСальт приводит к дискуссии о власти в отношениях соц. обмена. В той степени, в к-рой одни из партнеров по обмену контролирует доступ к редким или желательным ресурсам, он обладает властью над др. партнером. В этой ситуации отсутствует альтернатива партнеру но обмену или же имеющиеся альтернативы обеспечивают менее желательные исходы. Любой чел., для к-рого последствия складывающихся отношений оказываются ближе к его БСальт, будет обладать большей властью над другим. Предполагается также, что чел., оказывающийся в силу к.-л. причины наименее заинтересованным в поддержании отношений, будет обладать властью, позволяющей ему доминировать в этих отношениях. Это получило название принципа наименьшего интереса (principle of least interest) и позволяет сделать вывод о том, что «власть кроется в зависимости другого» (power resides implicitly in other’s dependency).

Эмерсон разработал теорию отношений власти—зависимости, основанную на простой идее: поскольку обмены предполагают наличие по меньшей мере двух сторон, то каждая из них, в некоторой степени, зависит от другой в осуществляемом взаимодействии. При односторонней монополии человек А может лишь получать ресурсы от чел. Б. В отношении этого ресурса, чел. Б имеет полную власть над А. Чем больше разнообразных видов ресурсов А получает от Б, тем в большей зависимости он оказывается от Б, и, следовательно, тем большей властью Б обладает над А. Эта теория была расширена с целью охватить вопросы образования коалиций, развития энергосистем и организационных связей.

Даже если испытуемые в исслед. с использованием платежных матриц полностью сознают преимущества взаимного сотрудничества, они склонны выбирать стратегию соперничества. Возникает впечатление, что испытуемые в этих экспериментах скорее заинтересованы в максимальном увеличении различий между собой и своими игровыми партнерами, нежели в максимальном увеличении своих собственных вознаграждений. Исключения из этого правила наблюдались в условиях, в к-рых существовала возможность коммуникации между игроками или когда два игрока оказывались в близких личных отношениях. В обоих случаях возникает основа для взаимного доверия, которая благоприятствует стратегиям сотрудничества.

Дополнительный источник власти в отношениях соц. обмена возникает в ситуации, в к-рой один из партнеров может оказывать влияние на исходы (последствия) для другого своими собственными действиями. Тибо и Келли утверждали, что человек может контролировать действия или поведение другого через свой собственный выбор двумя различными способами. Первый тип контроля через влияние, или власти, называется фатальным контролем (fatal control).

«Если А посредством изменения своего поведения может воздействовать на последствия для Б независимо от того, что делает Б, то А обладает фатальным контролем над Б». Вводя этот тип контроля, чел. сужает реакции доступные другому; Б оказывается в фатальной зависимости от действий А.

Второй тип контроля через влияние называется поведенческим контролем (behavior control).

«Если А посредством изменения своего поведения может сделать желательным для Б тоже изменить свое поведение, то А обладает поведенческим контролем над Б». Это происходит в ситуации, когда А может инициировать выбор поведения, к-рый увеличивает выигрыш Б за специфическую реакцию или требует от Б больших затрат на альтернативную реакцию. Несмотря на то, что у Б все же остается возможность выбора поведения, А обладает способностью оказывать значительное влияние на последствия выбора Б и, как следствие, существенное влияние на поведение Б.

Расширения теории обмена. Хотя обсуждение Т. с. о. в рамках диадических отношений выиграло от той простоты, к-рую они дают, по всеобщему мнению, она требует расширения в применении к более сложным типам соц. взаимодействий. Одним из таких расширений явилась разработка теории справедливости (equity theory), к-рая утверждает, что при оценке удовлетворенности своим собственным успехом будут приниматься в расчет успехи др. людей. Мы рассматриваем свои результаты в сравнении с тем, что сделано другими в дополнение к нашим собственным вкладам. Предположение о том, что распределение вознаграждений должно осуществляться на основе индивидуальных достижений и вкладов, повлекло за собой разработку теорий дистрибутивной (распределительной) справедливости (theories of distributive justice).

Сети обмена (exchange networks) и степень контроля ресурсов — еще одно направление расширения Т. с. о. Исходя из проведенного Тибо и Келли анализа фатального и поведенческого контроля, можно предположить, что чел., контролирующий в сети обмена дефицитный ресурс, сохраняет источник власти над другими.

Т. с. о. тж рассматривалась в качестве важного шага в соединении микропроцессов с макроструктурами. Блау явился инициатором работы в этой области, к-рая продолжает привлекать внимание. Как уже ранее отмечалось, большая часть этого интереса оказывается на пересечении дисциплинарных границ со всеми видами общественных наук, исследующих ответвления Т. с. о.

См. также Арбитраж (третейский суд), Контроль поведения, Социальная психология, Социальное равенство

Л. Рис

Общество — это обособившееся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ним. Общество состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество — это совокупность исторически сложившихся форм, современной деятельности людей. Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами нации, а так же в процессе социальной, экономической, политической и культурной жизни и деятельности людей

.

Общество1)это обособившаяся от природы,но тесно с ней связанная часть материального мира,включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей,способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. — 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 3) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 430 дней]. 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются незавершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства

Признаки общества

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства.

2. Каждое общество имеет историю, которая хранит­ся в его памяти. Эта история может существенно отли­чаться от того, что описывают историки.

3. Общество воспроизводит само себя за счет: детей от браков между признанными членами общества: в обыч­ном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Естественно, насе­ление может пополняться за счет миграции, однако по­полнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной на­цией» (это ненаучное понятие).

Это отличает общество от большинства других социальных общностей.

4. Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, то есть не входит в каче­стве составной части в более крупное общество. Естествен­но, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения стано­вится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целост­ность общества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоятель­ную государственность и т.д.

5. Общество «соткано» из различных форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны.

6. Общество является саморегулируемой и относительно самодостаточной системой.

7. И, возможно главный признак общества — каждое общество имеет собственную культуру. Культура общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. mentalis — умственный) — образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа.

Итак, общество можно определить как исторически-конкретную совокупность людей, взаимодействующих между собой на определенной территории и имеющих общую культуру. Развитая культура по­зволяет обществу сформировать нормы и ценности, ле­жащие в основе социальных связей.

Типология обществ

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество).

Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.