Оглавление
с.
Введение
1 Теоретические основы модели психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста 3
1.1 Теория и практика психолого-педагогической поддержки 7
1.2 Анализ понятия «подростковый кризис» 9
1.3 Факторы, препятствующие эффективной социализации детей подросткового возраста 17
1.4 Педагогические условия социализации ребенка подросткового возраста 22
2 Содержание и реализация модели психолого-педагогической поддержки личности ребенка подросткового 28
2.1 Состояние процесса социализации детей подросткового возраста 28
2.2 Модель психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста 36
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 55
Введение
Система общественных отношений в России уже более 10 лет отличается крайней нестабильностью, которая характеризуется ломкой прежних норм и стереотипов, изменением ценностных ориентаций, неопределенностью перспектив.
Вакуум духовности заполняется национализмом, экстремизмом, религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей), и чисто утилитарной, прагматической идеологии.
Отсюда вызрела объективная потребность общества в такой личности, которая обладала бы высокими адаптивными способностями, могла самостоятельно определять свою жизненную стратегию, обладая при этом высоким уровнем нравственного потенциала.
Эти качества личность приобретает в процессе социализации, которая охватывает весь жизненный путь личности и разные стороны ее развития.
Согласно теории Э.Эриксона, «кризис подросткового возраста» — это кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях».
Подростки в современной ситуации оказались в трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой — жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества.
О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов ...
... положения, представляющие психолого-педагогическую поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наиболее успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. ...
Кроме того, отсутствует реальная психолого-педагогическая поддержка подростка в процессе социализации, так как современная школьная практика ориентирована в основном на учебно-познавательную деятельность.
Таким образом, налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой личности и реально существующей системой образования.
Этим и обусловлена актуальность данного исследования, которое направлено на анализ существующих и разработку новой модели социализации личности ребенка подросткового возраста.
Предмет исследования — психолого-педагогическая поддержка социализации детей подросткового возраста.
Объект исследования — процесс социализации детей подросткового возраста.
Цель исследования — создание и экспериментальная проверка модели психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1.Научно осмыслить понятие «психолого-педагогическая поддержка» и изучить имеющиеся подходы к вопросам социализации детей подросткового возраста в педагогике и психологии гуманистического направления.
2.Изучить состояние процесса социализации детей подросткового возраста и выявить причины, препятствующие эффективности данной работы.
3.Разработать модель психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста и доказать ее эффективность в ходе экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение будет способствовать повышению эффективности социализации детей подросткового возраста при условии:
-гуманистической позиции педагога;
-учета всех механизмов социализации (традиционного, институционального, стилизованного, межличностного);
-учета характерных проявления «подросткового кризиса» (негативизма, депрессии, неврозов, повышенного уровня тревожности и т.д.);
-учета индивидуальных особенностей подростков (темперамент, характер, задатки, интересы, уровень притязаний, особенности жизни в семье).
Методы исследования.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование (социометрия).
4. Психологическое тестирование (рисуночный тест «Моя семья» Халса и Хэрриса, методика определения уровня самооценки подростков С.А.Будасси).
4. Педагогический эксперимент.
5. Анкетирование (подростков и родителей).
6. Метод экспертных оценок.
8. Методы математической обработки данных.
Экспериментальной базой исследования являются учащиеся 6 классов СОШ № 3 г Краснодара.
Структура исследования.
Настоящее исследование состоит из введения и двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена «подросткового кризиса» и роли психолого-педагогической поддержки в процессе социализации подростков, рассматривается исследование проблемы социализации детей подросткового возраста в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Кроме того, в этой главе дано описание факторов, препятствующих эффективной социализации подростков и определены педагогические условия, способствующие успешной социализации.
Особенности социализации в подростковом возрасте
... Подростковый возраст как особый этап развития самосознания личности 2.2. Особенности социализации личности в подростковом возрасте ... онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, ...
Во второй главе описывается непосредственное проведение экспериментального исследования, состоящего из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В данной главе представлены результаты исследования социализации детей подросткового возраста и прослежена взаимосвязь психолого-педагогической поддержки с эффективностью процесса социализации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработан и научно обоснован подход к решению проблемы социализации детей подросткового возраста в условиях современного кризиса; создана и экспериментально проверена модель этого процесса; определены основные пути реализации психолого-педагогической поддержки, ее содержание и формы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методики повышения эффективности социализации подростков в условиях кризиса могут быть использованы педагогами-практиками как вариант психолого-педагогической поддержки в условиях вариативности современного образования.
1 Теоретические основы модели психолого-педагогической поддержки
социализации детей подросткового возраста
1.1 Теория и практика психолого-педагогической поддержки
Под психолого-педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включая помощь детям, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей (Н.В. Пакулина, Т.В. Фролова и др.).
Личностно-ориентированный подход нацелен на приоритеты индивидуальности, но при этом не отказывается от социальной детерминации и конечных целей образования. Он основывается на признании за ребенком права выбора направления саморазвития, утверждает самоценность каждого возрастного периода и его значимости в процессе социализации личности.
Интерес к личностно-ориентированной педагогике восходит своими корнями к Я.Коменскому, Песталоцци и др. Великим завоеванием общественной мысли, в том числе и в плане личностно-ориентированной педагогики, явились воззрения А.Н.Радищева, декабристов, революционеров-демократов. Надо дать сформироваться «внутреннему человеку», т.е. человеку с собственными убеждениями, стремлениями, утверждали Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Под определенным воздействием революционно-демократических идей развивались взгляды К.Д.Ушинского. Заслуга Ушинского в том, что он показал необходимость строить процесс развития личности на основе знания анатомии, физиологии и психологии ребенка.
Среди психологов советского периода приоритет идей личностно-ориентированного подхода к ребенку принадлежит Л.С.Выготскому, который ввел в психолого-педагогическую теорию понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития».
Многие из соратников и учеников О.С. Газмана разрабатывают психолого-педагогическую поддержку, прежде всего в русле оказания помощи ребенку в решении его проблем (Т Анохина, Н.Михайлова).
психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников ...
... Глава 1. Теоретические основы изучения развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст ... основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, ...
Поэтому основной целью психолого-педагогической поддержки являются проблемы ребенка, а не педагога.
Ключевыми понятиями психолого-педагогической поддержки являются: проблема — защита — самостоятельность.
Проблема — это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности ребенка в настоящий момент, связанное с невозможностью устранить причину этого состояния.
Защита предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав.
Самостоятельность — это способность подростка решать свои проблемы без посторонней помощи, рассматриваемая как результат предварительной совместной деятельности педагога и ребенка.
Успешность данного взаимодействия возникла при соблюдении следующих условий:
1.Согласие ребенка на помощь и поддержку (ребенок либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают).
Безусловное вмешательство осуществляется только в том случае, если возникла угроза жизни и здоровью ребенка.
2.Приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы и предлагает либо конкретную, либо косвенную помощь.
3.Сотрудничество, взаимодействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть психолого-педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, поиск оптимальных способов разрешения проблемы.
4.Конфиденциальность предполагает доверительное общение с детьми, что особенно важно при проведении диагностики, в интимных беседах и личном общении. Только уверенность в сохранности «секрета» может стать основой доверительного общения ребенка с взрослым и стать толчком к активно внутренней работе.
5.Доброжелательность и безоценночность. Наличие эмоционально положительного фона, на котором происходит общение педагога и ребенка, может стать залогом успеха в осуществлении психолого-педагогической поддержки. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми ни на уровне личностных качеств, ни на уровне поступков.
6.Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог занимает позицию адвоката. Он ищет возможность «смягчить» наказание, признавая право подростка на ошибку. Соблюдение вышеперечисленных условий позволит уйти от стихийно-спонтанной реакции на ситуацию, осуществлять целенаправленную деятельность по поддержке ребенка в процессе социализации.
Суть психолого-педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь подростку самостоятельно преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности и самостоятельности.
1.2 Анализ понятия «подростковый кризис»
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации (Э.Эриксон, Д.А.Фельдштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ...
... педагогической запущенности. 1.10.Особенностиличности социально и педагогически запущенного ребенка. 1.11 Значение социализации ... развития ... Психолого-педагогческие аспекты«педагогической запущенности». 1.1.Подходы к определению понятия педагогическая ...
В данном исследовании принята за основу возрастная периодизация, предложенная А.В.Мудриком. Она весьма условна, особенно после этапа юности, но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Автор выходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
— младенчество (от рождения до 1 года);
— раннее детство (от 1 года до 3х лет);
— дошкольное детство (от 3 до 6 лет);
— младший школьный возраст (от 6 до 10 лет);
— ранний подростковый возраст (10-12 лет);
— старший подростковый возраст (12-14 лет);
— ранний юношеский (15-17 лет);
— юность (18-23 года);
— молодость (23-30 лет);
— ранняя зрелость (23-30 лет);
— поздняя зрелость (40-55 лет);
— геронтологический период (после 55 лет).
Подростковый возраст — сложное время, как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие — «кризис подросткового возраста».
Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода — психоаналитические; социально-психологические, теория Э.Эриксона.
Психоаналитический подход (А.Фрейд).
Основная идея этого подхода заключается в том, что в период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе — разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.
Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:
— обожание знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;
— резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).
Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе подросткового возраста являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей, как в плане выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у подростков сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности подросткового развития процессом смены ролей.
Тогда путь подросткового развития — это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то в подростковом возрасте возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.
Синтезом этих подходов является наиболее широко сейчас распространенная теория Э. Эриксона, согласно которой, биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями на всем протяжении жизни человека. Это взаимодействие на каждой стадии развития приводит к возникновению кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после которой возникает возможность дальнейшего интенсивного жизненного развития. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос «кто я» в различных жизненных и социальных ситуациях, и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного Я.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ... изучения психики ребенка. Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от ...
Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей (любят — не любят, принимают — не принимают и т.д.).
В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.
Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы. Поиск идентичн……..
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 704 с.
2. Бернс Эрик. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1995.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997 — 240 с.
4. Козлова Е.В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. — Ставрополь, 1997 — с. 16-20
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 1998. — Кн.2.- 608 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Дом “БАХРАХ”, 1998 — 672 с.
9. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Питер Ком., 1999 — 416 с.
10. Роджерс К.К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты — М.; 1985 — с. 199-230
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. И доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 672 с.
12. Томэ Х., Кахеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. /- М.: Издательская группа Прогресс, 1996 (Общ. ред. А.В.Казанской) — с 163-172.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
... поведения, направление вины и упреков в свой адрес, особенно это характерно для родителей, ребенок которых имеет наследственную патологию. Попытка «искупить вину» в ... и методические пособия для родителей (памятки, рекомендации); - поводятся детско-взрослые праздники; - организуется поле родительской рефлексии (анкетирование, карточки родительского наблюдения за работой ребенка в группе, ...
13. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.; 1989 — с. 57 — 104.
14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995 — 544 с.