психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Особенности развития взаимоотношений в дошкольном возрасте 21

1.3 Характеристика совместной деятельности в дошкольном возрасте 33

Глава 2. Экспериментальное исследование развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 40

2.1 Изучение начального уровня развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 40

2.2 Программа развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 42

2.3 Изучение динамики развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 48

Заключение 51

Приложение 1 53

Список литературы 55

Введение

Актуальность. В отечественной психологии и педагогике особенно активно изучается вопрос деятельности, однако изучать деятельность необходимо, преломляя этот феномен в различных других областях. Классики отечественной общей и социальной психологии считают, что общение и взаимодействие с окружающими — это деятельность, которая имеет свои мотивы, цели, побуждения.

Личность развивается во взаимоотношениях: в младенческом возрасте главной фигурой является мать, в раннем возрасте — близкое окружение, состоящее в основном из родственников, в дошкольном возрасте — более широкий социальный круг, в который входят воспитатели детского сада, сверстники, взрослые.

В данном случае понятие «личность» является основополагающим, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн подчеркивают следующие общие черты личности: системность, социальная соотнесенность и субъектность. Развитие личности в дошкольном возрасте представляет в связи с этим особый интерес т.к. как отмечают В.С. Мухина, Г.С. Абрамова и Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте ребенок открывает мир общества (общается со сверстниками и взрослыми, играет в ролевые игры).

4 стр., 1574 слов

Особенности развития взаимоотношений в дошкольном возрасте

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические особенности социализации младших дошкольников 5 1.1 Влияние социального окружения на развитие личности дошкольника 5 1.2 Значение дошкольного детства в становлении личности 12 1.3 Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми 14 1.4 Обучение дошкольников в рамках личностно ориентированного подхода 16 1.5 Единство воспитания и ...

В совместной деятельности развиваются и взаимоотношения, что происходит в дошкольном возрасте в основном посредством игровой деятельности, являющейся ведущей. В связи с этим раскрывается социальная соотнесенность, как черта личности — в результате социализации общество готовит личность к существующему образу жизни, к активному участию в социальном прогрессе, а человек познает жизнь, находит себя, развивает свои природные силы и способности, необходимые ему для социального и личного самоутверждения.

Проблематика, которая выходит на первый план состоит в возможностях психолого-педагогического влияния на процесс совместной деятельности дошкольников с целью развития их взаимоотношений.

Цель исследования — изучить результативность программы психолого-педагогического вмешательства в процесс развития взаимоотношений дошкольников в ходе их совместной деятельности.

Объект исследования — развитие взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.

Предмет исследования — психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.

Гипотеза: комплекс приемов и упражнений позволяет повысить эффективность развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности (что включает повышение самостоятельности, активности, склонности к диалогу и принятию других).

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности в дошкольном возрасте.

2. Рассмотреть особенности развития взаимоотношений в дошкольном возрасте.

3. Разработать и апробировать комплекс приемов и упражнений для совместной деятельности дошкольников, направленный на повышение эффективности взаимоотношений дошкольников.

Методы исследования:

1) Библиографический — теоретический анализ используемых источников и литературы.

2) Диагностический — использование методики «Рукавички» Г.А. Цукерман.

3) Статистический — проверка гипотезы о различиях.

Методологическая база: концепция становления межличностных отношений в дошкольном возрасте М.И. Лисиной.

17 стр., 8182 слов

Взаимоотношения дошкольников в игре

... развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями». (Лукьяненко Ю.А., Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста, Электронный ресурс. ... . Положительные взаимоотношения связаны с соблюдением ребенком равноправных отношений, подчинением большинству, признанием равных прав других детей в совместной деятельности" Абдурасулова Т ...

В качестве испытуемых выступили дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад. Общее число испытуемых 40 человек, среди которых 22 мальчика и 18 девочек.

Глава 1. Теоретические основы изучения развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст принято разделять на две части: младший дошкольный возраст или раннее детство (от двух до четырех лет) и старший дошкольный возраст или середина детства (от пяти до семи лет).

В целом дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [8].

В этом возрасте появляется повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития [1].

С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми, — кроме семьи значимыми вскоре станут отношения со школой. Именно с социальным опытом старшего дошкольного возраста ребенок подходит к школьному возрасту, к кризису семи лет.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте [8].

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения [4].

2 стр., 919 слов

Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства

... необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями ... воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся ... речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка ...

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).

В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью [8].

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря Усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [9].

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками — периодами стереотипного воспроизведения достигнутого [8].

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др ... не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями. Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у ...

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров — произвольности и вербальности — в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации.

Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека.

Характерной чертой этого периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения [14].

Психофизиологические функции, их образные компоненты в это время развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях. Речь взрослого и самого ребенка, включаясь в развитие и индивидных характеристик, служит для вербализации, инструктирования, определения смысла явлений, их обобщения, программирования и регулирования поведения и деятельности. Поэтому в первоначальном естественном виде психофизиологические функции при наличии достаточно большого словарного запаса и развитой речи у ребенка в это время встречаются крайне редко.

Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие caмих психофизиологических механизмов. Благодаря речи и многообразию ее ролей складываются различные типы социализации индивидных структур и прежде всего в сфере психофизиологических функций [10].

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

Лекция 1, 2: Логопедическое обследование, его предмет, объект, цели и задачи, принципы. Содержание логопедического обследования. Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи .Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. Логопедическое обследование– ...

В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой — проявляется детализация и структурность перцептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми четырех-семи лет стало ясно, что только к шести годам дети начинают справляться с задачей выкладывания фигуры без ошибок. Младшим детям решение этой задачи почти совершенно недоступно.

Почти все психические процессы в данный период тесно связаны с развитием речи [11].

Выше было упомянуто, что все психические функции в данный период связаны с развитием речи, поэтому уместно перейти в особенностям общения в старшем дошкольном возрасте [2].

Он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.

Следовательно, взаимодействие ребенка с компьютером происходит опосредованно через общение со взрослыми. Для ребенка в этот возраст важно не только взаимодействие с новым предметом, компьютером, но и сам факт общения со взрослым, которые является его «проводником» к новому предмету в жизни. То, каким образом родители или значимые взрослые, обставляют процесс взаимодействия ребенка с компьютером, определяет насколько, во-первых, удачно он сможет использовать полученные навыки, во-вторых, насколько положительно скажется общая со взрослым деятельность, подкрепленная общением, и только в-третьих, насколько адекватным и нормированным будет контакт ребенка с компьютером.

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей

... . Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так ... докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов / Е. Г. Белякова. Тюмень, 2013 ... возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – СПб. : Питер. – 2009. – 325 с. 11. Выготский, Л. С. ...

Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения [8].

До середины детства ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями (или людьми, их заменяющими), он погружен в эти чувства и еще не умеет их анализировать. Через освоение речи он овладевает словом как формой анализа чувств. Формообразующая роль слова в анализе ребенком своих переживаний исследована, недостаточно, но изучение, феномена лжи дает основания говорить о том, что образ «Не-Я», образ чужого человека очень рано обобщается ребенком в слове и используется для установления отношений с другими людьми [1].

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятс……..

Список литературы

1) Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 672 с.;

2) Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды . — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»);

3) Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 304 с.;

4) Андреева Г.М. Социальная психология. — М:. Аспект Пресс, 2010 — 368 с.;

5) Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: Академия, 2011. — 264 с.;

6) Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. — М.: Дрофа, 2010. — 127 с.

7) Выготский Л.С. Мышление и речь, — М.: АСТ Москва, 2008. — 672 с.;

8) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2009. — 512 с.

9) Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2007. — 336 с.

10) Запорожец А.В. Психология действия. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2008. — 736 с.

11) Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. — 448 с.;

12) Кольцова М.М. Медлительные дети. Московский психологический журнал. №9 nomer9/s06.shtml

13) Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2007. — 336 с.

14) Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.- 2-е изд., расширенное, испр. и доп.- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.;

15) Кузнецов А.Н., Войнова О.С. Медлительность как одна из причин дезадаптации учащихся, releases/pedagoka_i_psichologiy/27_8/

16) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2008.

17) Леонтьев А. Лекции по общей психологии. — М.: Изд. Центр»Академия», 2007. — 511 с.;

18) Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.

19) Ломов Б.Ф. Системность в психологии. — М.: МОДЭК, 2011. — 424 с.;

20) Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

21) Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.

22) Мудрик А.В. Социализация человека, — М.:МПСИ, МОДЭК, 2011. — 624 с.

23) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов . — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 456 с.;

24) Немов Р.С. Психология, — М.: Юрайт, 2011. — 640 с.

25) Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 538 с.;

26) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. / Под ред. Запорожца А.В., Неверовича Я.З. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. Наук СССР — М.: Педагогика , 1986.-176 с

27) Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 416 с.

28) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — 720 с.

29) Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. — 256 с.;

30) Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — М.: Институт практической психологии, 2008. — 304 с.;

31) Смирнова Е.О. Детская психология. — СПб.: Питер, 2011. — 299 с.

32) Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2007. — 290 с.

33) Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2007. — 290 с.;

34) Туревская Е.И. Возрастная психология. — Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2008. — 48 с.

35) Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.

36) Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и защитные механизмы. — М.: Попурри, 2010. — 448 с.

37) Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. -Минск: Ильин В.П., 2011. — 192 с.;

38) Хилько М.Е., Ткачева М.С., Возрастная психология: конспект лекций, — М.: Высшее образование, 2008. — 194 с.

39) Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка. — М.: СПСИ, 2007. — 656 с.

40) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

— СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 2009. — 608 с.