Особенности общения детей подросткового возраста с глубоким нарушением зрения

Содержание

Введение 4

Глава 1. Общение детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения 7

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 7

1.2. Оценка общения в психологической науке 17

1.3. Психологическое и социальное развитие незрячего ребенка 25

1.4. Процесс общения детей, имеющих глубокие нарушения зрения. 31

Глава 2. Представление результатов экспериментального исследования. 37

2.1. Описание эксперимента. 37

2.2. Представление результатов экспериментального исследования 41

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования. 44

Выводы 50

Заключение 52

Список литературы 53

Приложение 55

ВВЕДЕНИЕ

Вследствие ограниченности органов чувств и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, незрячие дети имеют свои специфические социально-психологические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития, социально-психологической адаптации к условиям жизни.

Полноценная ситуация общения является одной из самых важных для нормальной интеграции индивида в общество. У детей с глубокими нарушениями зрения существуют проблемы в контактировании с окружающей действительностью, в том числе и в социальном аспекте. Особенно это проявляется в подростковом возрасте. В связи с этим будет достаточно интересным определиться с основными характерными чертами общения подростков имеющих глубокие нарушение зрения и отражением этих черт в ряде личностных особенностей. Выявление данных особенностей позволит улучшить работу по интеграции индивидов с нарушениями зрения в общество.

Необходимость полноценного общения для нормальной интеграции детей, имеющих глубокие нарушения зрения, в общество, требует оценки основных характеристик их общения по ряду параметров, связанных с личностными особенностями.

Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста.

Предметом исследования выступают особенности общения детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения.

Цель дипломной работы выявление и оценка основных особенностей общения детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения.

9 стр., 4293 слов

Классические исследования подросткового возраста

... детей различных возрастов, Н.Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста. В исследованиях ... идентичности, совпав во времени с глубокими социальными противоречиями, достигло уровня нового ... сменяются низким побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит ... начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить ...

Задачи исследования:

1. Рассмотреть роль общения в подростковом возрасте.

2. Раскрыть особенности ситуации общения детей подросткового возраста.

3. Проанализировать особенности ситуации общения у детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения.

4. Рассмотреть и выявить характерные особенности общения детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения.

Гипотезой исследования является то, что подростки с глубоким нарушением зрения, имеют более низкий уровень мотивации к общению (мотивации аффилиации), более высокий уровень межличностной тревожности.

В дипломной работе применялись следующие методы исследования:

I. Организационные.

Наблюдение. Используется для организации и отбора выборки исследования с целью обеспечения её репрезентативности.

II. Эмпирические.

1. Методика «Мотивация аффиляции» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомет-Эминова. Применяется в работе для оценки уровня мотивации аффилиации и выявления двух тенденций в ситуации общения подростков – стремления к принятию и страха отвержения.

2. Методика «Выявление уровня тревожности у подростков». Применятся в работе для выявления уровня межличностной тревожности подростков.

III. Статистико-математические.

Критерий углового преобразования Фишера (j*).

Используется для оценки достоверности различий между процентными долями подростков в выборке, имеющими преобладание мотивации аффилиации и высокий уровень межличностной тревожности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении даны методологические характеристики исследования, описаны методы исследования и структура работы.

В первой главе раскрываются вопросы, связанные с оценкой и описанием психологических особенностей подросткового возраста, роли общения для личностного развития подростков. Отдельно изучается проблема психофизиологических особенностей детей подросткового возраста с глубокими нарушениями зрения и характерные особенности их ситуации общения.

10 стр., 4669 слов

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей общения детей раннего возраста. 10 1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего детства 10 1.2. Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками 19 1.3. Анализ образовательных программ ДОУ, направленных на социализацию дошкольников 24 ...

Во второй главе приводится описание эксперимента, обосновывается выбор методик исследования, рассматриваются этапы эксперимента и анализируются его итоги.

В заключении содержаться выводы исследования, раскрываются особенности коммуникации детей с глубокими нарушениями зрения.

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ГЛУБОКИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-9 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Подростковый период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

В отечественной литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д. Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д. И. Фельдштейн – общественно-полезную деятельность, В. В. Давыдов – общественно значимую деятельность. Во всех определениях в той или иной мере присутствует характер «общественности». Действительно, рассматривая деятельность как исходную форму овладения новым для возраста содержанием, мы строим ее всегда как совместную, т.е. в определенной мере как общественную. С другой стороны, необходимо учесть стремление ребенка к общению со сверстниками.

3 стр., 1254 слов

Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

Содержание Введение ……………………………………………………………………. 3 1. Теоретический анализ коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте ……………………………….…. 7 1.1. Понятие общения в психологической литературе ……….……7 1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ……………..12 1.3. Понятие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте ……………………………………..…..29 2. Эмпирическое исследование процесса ...

Центральным психологическим новообразованием данного возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющее им сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми. В подростковом возрасте происходят сложные процессы становления отношений подростка с окружающими. И. С. Кон отмечает, что главное в общении подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Появляется заинтересованность во мнении товарищей, их одобрении, подростки начинают соперничать с оценкой и мнением учителя или иного взрослого………………….

ВЫВОДЫ

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. Общение следует рассматривать как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как её отражение в личности человека. Ситуация отражения межличностных отношений позволяет поставить вопрос о взаимовлиянии общения и личностных характеристик в таком важном периоде возрастного развития как подростковый. Показателем негативного личностного отношения к ситуации общения является отсутствие мотивации к общению (мотивации аффилиации) и высокая тревожность, связанная с общением.

При опасности психологического травмирования слепого или слабовидящего подростка в ситуации общения, особенно со сверстниками, возникает стремление избежать общения, что в конечном итоге проявляется в избегании межличностного взаимодействия, повышением тревожности, имеющей межличностные (социальные) корни. С другой стороны, остается неизменной потребность в общении, особенно в подростковом возрасте, что вызывает недовольство сложившейся системой социальных связей с ровесниками, попытку её изменить.

6 стр., 2914 слов

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории "спектральной психологии" Кена Уилбера

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории "спектральной психологии" Кена Уилбера Белковский С.А., психолог высшей категории, г. Калуга В последнее время в психологической среде растет понимание того, что профессиональное совершенство психолога невозможно без его личностного роста. В самом деле, трудно представить себе, как "профессионал в области душевного здоровья", ...

Для проверки теоретических положений было проведено практическое исследование. Выборка исследования составила 60 подростков 14-15 лет, обучающиеся в обычной средней школе, специализированном интернате для слабовидящих детей или находящиеся на домашнем обучении из-за слабого зрения. Вся выборка разделена на две группы: в первую вошли подростки, имеющие нарушения зрения, во вторую – подростки, не имеющие серьезных нарушений зрения. После завершения исследования в каждой группе был определен процент испытуемых, имеющих высокий или очень высокий уровень межличностной тревожности, а также процентное количество членов выборки, имеющих преобладание мотивации аффилиации. Полученное процентное отношение было оценено с точки зрения достоверности с использованием критерия углового преобразования Фишера (j*).

В результате экспериментального изучения выяснено, что всего в выборке 28 подростков имеют мотивацию аффилиации (46,6%).

В первой группе данный показатель составил 8 чел. (26,7%), во второй – 20 чел. (66,7%).

Высокий и очень высокий уровень межличностной тревожности в выборке имеют 13 чел. (21,6%).

В первой группе данный показатель составил 10 чел. (36,7%), во второй группе – 3 чел. (10%).

В результате статистико-математического анализа с помощью критерия углового преобразования Фишера стало ясно, что в группе 1 понижен уровень мотивации аффилиации, повышен уровень межличностной и самооценочной тревожности. Это связано, прежде всего, со спецификой ситуации общения детей с нарушениями зрения. В результате можно сделать вывод о том, что заявленная гипотеза исследования подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического и практического исследования цель дипломной работы достигнута. Гипотеза нашла своё обоснование как в теоретическом, так и в практическом плане. Теперь можно с уверенностью сказать, что дети подросткового возраста, имеющие серьезные нарушения зрения, обладают специфическими особенностями общения. Данные особенности общения напрямую связаны с личностными характеристиками, зависят от ситуации межличностного контакта в подростковой среде и влияют на всю последующую жизнь индивида.

Кроме того, актуальность данной работы предусматривает огромное количество практических и теоретических задач, рассмотрение которых позволит значительно углубить и расширить рассматриваемую в работе проблему. Среди них можно назвать необходимость разработки корректирующих личностные характеристики воспитательных и тренинговых программ, дальнейшее изучение процесса личностного роста и развития слабовидящих и слепых людей, специфику их взаимодействия между собой и многое другое. Решение этих задач позволит с большой долей вероятности улучшить воспитательную, образовательную и психологическую работу с детьми подросткового возраста, имеющих нарушения зрения или вовсе его лишенных.

4 стр., 1711 слов

При оценке индивидуальных данных установлено, что показатели гемоглобина и эритроцитов, которые были снижены (анемия I степени) у трех детей основной групп

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом радиационной педиатрии, врожденной и наследственной патологии Института клинической радиологии научного центра радиационной медицины Академии Медицинских Наук (АМН) Украины (г. Киев) Степанова Е.И. Клинические испытания гелеобразного продукта из морских бурых водорослей среди детей – жителей зон радиоактивного загрязнения в детской клинике ГУ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимушкин В. М., Моргулис М. С. Основы тифлологии: психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. — Киев, 1980.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2002.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.

4. Большой толковый психологический словарь. В 2-х тт. — М., 2000.

5. Возрастная и педагогическая психология. /под ред. Гамезо и др.- М., 1984.

6. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации).

Верхняя Пышма, 1997.

7. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н. Д. Шматко) – М., 2001.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000.

9. Захаров А.И. Детские неврозы. – М., 1995.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

12. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. – Алма–Ата, 1975.

13. Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. вып. 1.- М., 1962.

14. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

15. Кон И. С.Психология ранней юности. — М., 1991.

16. Лангмейер Й. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

5 стр., 2074 слов

Часть 1. Психология насилия над детьми

ВЫЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ   Руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей (психологи, социальные работники, социальные педагоги, медицинские работники детских учреждений и др.)   Авторы-составители: Никольская Ирина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного ...

17. Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. — Л., 1972.

18. Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- М.: Просвещение, 1985.

19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996.

20. Обучение и коррекция развития школьников с нарушением зрения.-СПб.: Образование, 1995.

21. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. — М., 1975.

22. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей.- СПб, 1995.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — М., 1994.

24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.

25. Сидоренко Е. А. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001.

26. Солнцева Л. И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста. // Воспитание и обучение слепого дошкольника. М., 1967.

27. Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М., 1999.

28. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1993.

29. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — СПб., 2003.