Содержание самостоятельной работы студентов

Задание№1

  1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Проанализируйте предлагаемые материалы и укажите, какие закономерности и факторы психического развития они иллюстрируют.

1. «По мере увеличения возраста не наблюдается постепенного и плавного улучшения зрительных пространственно-различительных функций. Наибольшая величина поля зрения обнаруживается у детей в возрасте 10 и 14-15 лет, и наоборот, сужение поля зрения имеет место у детей 9 и 12 лет. Острота зрения также меняется при переходе от одного возраста к другому. Заметное улучшение этой функции приходится на период 9-12 лет, а также 14-15 лет, а ее ухудшение наблюдается у детей 12 лет. Степень точности линейного глазомера также колеблется с возрастом: наибольшая величина ошибки в глазомере встречается у детей 10 лет, а затем, начиная с 11-летнего возраста, наступает значительное улучшение этой функции» (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, 1964).

2. «Если ребенок дошкольного возраста мыслит и запоминает так, как он воспринимает, то подросток запоминает и воспринимает так, как он мыслит» (Л.С. Выготский, 1960).

3. «…Если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Его память настолько логизирована, что запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений, а припоминание заключается в искании того пункта, который должен быть найден» (Л. С. Выготский, 1960).

4. Экспериментальное исследование возрастной динамики интеллектуальных функций (внимания, памяти, мышления) у взрослых в период с 18 до 35 лет показало, что «пик в развитии мышления падает на 20 лет, 23 года, 25 лет, 30 лет и 32 года, спады наблюдаются в 22, 24, 26, 28, 31 и 34-35 лет. Пики в развитии памяти приходятся на 19, 23, 24 и 30 лет, спады – на 21, 25, 26, 31, 34-35 лет. Пики в развитии внимания обнаруживаются в 22, 24, 27, 29, 32-33 года, спады – в 23, 25, 31, 34-35 лет» (Е. И. Степанова, 1971).

5. Исследовали 50 пар однополых близнецов в возрасте 12-17 лет. До эксперимента близнецы находились в одинаковых условиях жизни и воспитания. Значительное сходство между ними выявилось в строении и форме тела, гибкости, латентном времени двигательной реакции, результатах скоростно-силовых тестов (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), относительной мышечной силе и максимальной ЧСС. Различие обнаружилось в абсолютной мышечной силе, частоте движений, ЧСС (в покое, при работе умеренной мощности и в период восстановления), некоторых показателях ловкости (В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко, 1975).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает для детей до 6 лет — «материнскую» школу; для ...

6. В одной из школ в трех экспериментальных классах учащиеся наряду с обычными задачами часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание – решить несколько алгебраических задач, требующих догадки, и нестандартные геометрические задачи. Учащиеся экспериментальных классов лучше решали эти задачи, чем учащиеся контрольного класса (И. М. Розет, 1975).

7. Советский психолог А. Р. Лурия наблюдал за развитием двух однояйцевых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройка была сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

Рекомендуемая литература

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 9-50.
  2. Немов Р.С. Психология. Том 2. Психол. образование.– М., 2000.– С. 60-79.
  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. – С. 14-34.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. 
  5. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2001. – С. 15-30.
  6. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры.– СПб.,1998.– С. 10-53.

6. Практические занятия по психологии: Пособие для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 160 с.

Задание№2

  1. Изучение литературы по теме занятия.
  2. Подготовка докладов. Темы:

1. Кризис одного года.

2. Кризис трёх лет. 3. Кризис семи лет.

4. Кризис подросткового возраста.

3. Изучение особенностей внимания дошкольников методом наблюдения.

4. Решите следующие задачи и упражнения.

А.Место, занимаемое дошкольником (ребенком от 3 до 7 лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста.

Назовите особенности социальной ситуации развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений.

Б.В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника.

Каково содержание мотивов поведения дошкольника?

Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт.

Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, автослесари, водители».

Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно и ответственно относясь к выбранной роли.

2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».

18 стр., 8820 слов

«Психология детей со сложными нарушениями»

... помощи детям со сложными нарушеними развития за рубежом. Важно учитывать нетолько ... специалистам о реальном содержании обучения детей, об уровне требований к формируемым знаниям и навыкам учеников. [Д.№1] Немаловажную роль играет знание становления специализированных школ и ...

3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю.

Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше делать не буду!»

4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе.

Мама пришла в назначенное время празднично одетая, принесла фотографии своих товарищей по работе. Она рассказала о своей работе, о том, как они помогают друг другу. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов.

В).В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание.

Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный:

а) освоение свойств предметов и действий с ними;

б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли;

в) воспроизведение отношений между людьми;

г) высвобождение лишней энергии ребенка;

д) получение удовольствия.

Г.Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у «капитана».

– Товарищ капитан, – обратился Клим к товарищу в роли капитана, –разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошёл с «корабля» на берег вместе с другими только тогда, когда «корабль» «вернулся из плавания».

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Д.Дети играли в игру «Магазин».

Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди.

Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала:

– Я бабушка.

Витя, не хотевший никого пропускать, спросил:

– Старенькая, да?

– Конечно, бабушки всегда старенькие, – ответила Таня.

– Ну тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю, – рассудительно заметил Витя.

Воспитатель похвалила мальчика: «Молодец Витя, хорошо поступил».

Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Е.Предлагаем запись двух игр детей на одну тему.

1. Игра в «магазин».Наташа отправляется за покупками в магазин. Берёт сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу».

2. Игра в «магазин».Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, один – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.

Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы его определили.

5. Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будут посещать дети в возрасте от 2 до 6 лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту, кроме первого.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

1. Групповые игры: необходимо отвести время на то, чтобы дети общались друг с другом. Пусть они играют в групповые игры и занимаются деятельностью, в процессе которой им придется делиться игрушками и играть по очереди.

2. Развитие двигательных функций крупных мышц:_____________________

3. Развитие тонкой моторики:_______________________________________

4. Просмотр телепередач:___________________________________________

5. Питание:_______________________________________________________

6. Дисциплина:____________________________________________________

6. Используя книгу Чистяковой М. И. «Психогимнастика», подберите 5 игр на развитие внимания, памяти дошкольников, на развитие у них произвольности двигательных действий. из приведенных в. – М., 1990, с. 52-63, 67-72.

1. Ефимова Г., Новлянская З. Почему дети фантазируют // Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. – С. 275-279.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. – С. 349-448.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 163-235.

4. Немов Р. С. Психология. Том 2. Психология образования – М., 2000 – С. 80-100.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2001. – С. 301-423.

6. Самоукина Н. В. Симбиотические отношения между матерью и ребенком // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 67-81.

7. Сидоренков А. В., Вишневкина М. Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 37-47.

8. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 49-57.

9. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990. – С. 52-63, 67-72.

10. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. – С. 271-288.

Задание№3

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Изучение методом наблюдения процесс общения младших школьников со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности.

3. Письменно закончите каждое предложение, развив или пояснив мысль, заложенную в его 1-й части.

I. На уроках физкультуры в младших классах требуется частая смена заданий и упражнений, потому что …

II. Формулировки заданий и упражнений должны быть краткими, конкретными, так как …

III. Одним из ведущих принципов обучения младших школьников новым физическим упражнениям является принцип наглядности, что объясняется …

IV. При изучении новых упражнений важно также соблюдение принципа систематичности и последовательности, психологически грамотное повторение, то есть …

V. Младшие школьники очень эмоциональны, поэтому …

VI. Первоклассники склонны к фантазированию, поэтому, продумывая содержание урока, целесообразно предусмотреть …

VII. Волевые проявления младших школьников еще очень слабы, поэтому на уроках физкультуры …

17 стр., 8235 слов

Влияние темперамента младших школьников на развитие лидерских ...

... изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств. Цель нашего исследования – выявить степень влияния темперамента младшего школьника на развитие его лидерских качеств. Объектом ... типов темперамента обычно используют основные свойства темперамента, в современной психологии типы темперамента характеризуются следующим образом. Сангвиник. Люди этого типа ...

VIII. В период обучения в начальной школе наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления интенсивно развивается и абстрактное мышление, в связи с чем учителю необходимо …

IX. Одним из недостатков восприятия младших школьников является неумение выделить существенное в воспринимаемом объекте (физическом упражнении), поэтому учитель …

X. На уроках в начальной школе целесообразно как можно шире использовать игровой и соревновательный методы, что отвечает таким особенностям младших школьников, как …

XI. Для младших школьников очень значима оценка учителя, которая должна применяться психологически грамотно, то есть…

XII. В начальной школе очень велик авторитет учителя, что можно использовать для …

4. Используя книгу Чистяковой М. И. «Психогимнастика», подберите 5 игр и упражнений на развитие психомоторики у младших школьников из приведенных в. М., 1990, с. 52-74.

1. Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для развития раскрепощённости в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 45-57.

2. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника. // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 51-58.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. – С. 457-547.

4. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984. – С. 39-45.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 249-321.

6. Немов Р. С. Психология. Том 2. Психология образования. – М., 2000. – С. 106-110, 171-179.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с.

8. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М., 1988. – С. 12-24.

9. Психология / Под ред. В. М. Мельникова. – М., 1987. – С. 139-145.

10. Психическое развитие младших школьников / Под ред. Л. М. Давыдова. – М., 1990. – С. 69-96.

11. Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 47-56.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990. – С. 52-74.

Задание№4

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Подготовка докладов на темы: проблемы социализации современных подростков; подростковая агрессивность, её причины и профилактика.

3. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, – к физиологическим, социальным или интеллектуальным?

А. Четырнадцатилетний Игорь прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съёживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.

Б. Пятнадцатилетняя Лена пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили её вымыть посуду. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остаётся времени для себя!».

20 стр., 9568 слов

17. Особенности психического развития младшего школьника

... складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к ... доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в ...

В. Теперь, когда Олегу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьёй в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

Г. Бедняга Пётр! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «даёт петуха».

Д. С тех пор как Оле стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определённой наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу быть “белой вороной”.

3. Проанализируйте следующие три портрета в соответствии со схемой возрастных особенностей подростков. В том случае, когда портрет не имеет всех характеристик, содержащихся в схеме, надо достроить его. По портрету прогнозировать дальнейшее (в VIII, IX и X классах) развитие подростка и оптимальные пути воздействия на него педагогов, в частности педагога физического воспитания.

Схема анализа возрастных особенностей подростка:

уровень физического развития, характер развития (конфликтный – спокойный), место школы в жизни подростка, общественная активность, общение с одноклассниками и статус в классе, взрослость подростка (её содержание и проявление), отношение к взрослым и со взрослыми, место физической культуры в жизни ученика. Прогнозируется дальнейшее развитие подростка.

Портреты подростков.

ВИТЯ. В Vклассе большинство девочек и мальчиков очень выросли, Витя и ещё три мальчика совсем не изменились. Дома Витя многое делал сам. Ему была предоставлена самостоятельность в учении. В распределении времени, выборе занятий и друзей. Учился средне, уроки готовил от случая к случаю. С восторгом и увлечением говорил Витя о старшем брате, подражал ему. Всегда подчёркивал его силу и рост. И не случайно: как раз этого ему недоставало. Перечисляя важные и полезные учебные предметы в школе, прежде всего называл физкультуру: «Она для развития нужна».

Витя всегда хотел руководить, был уверен в своей правоте, идеи и предложения товарищей казались ему хуже собственных. Обычно он за всё брался, а выполнял плохо. В то же время он очень хотел, чтобы всё делалось именно так, как он предложил.

Витя всегда рассказывал либо о прошлом, либо о том, что с ним случилось не в школе. Рассказы не были просто выдумкой, но в них было стремление доказать свои достоинства, геройство, желание заинтересовать товарищей. Рассказы были полем его деятельности, известным способом самоутверждения и своеобразной компенсацией неуспеха в учении.

Витя очень чутко реагировал на действительные или только кажущиеся ему ущемления его достоинства, всегда раздражался и обижался, если его нарочно и даже нечаянно толкали. Сдачу давал только слабым или девочкам. Он очень обижался на критические замечания взрослых, особенно высказанные публично. Замечания и наказания переживал как личную обиду, оскорбление, унижение.

13 стр., 6043 слов

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

... возникновение заболевания. Во второй главе представлены особенности развития детей с заболеванием шизофрении, симптомы ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.2. Этиология и патогенез шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 2. Особенности развития детей с шизофренией. 2.1. Основные симптомы ранней детской шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . 8 2.2. Основные ...

К концу учебного года Витя становился всё более ранимым, обидчивым, упрямым, временами был непослушен, приставал к слабым ребятам, демонстративно грубил, говорил басом, гоготал, ходил вразвалку, держался нарочито солидно, пыжился, старался во всём оригинальничать, острил по каждому поводу, гримасничал и кривлялся, стал курить, разговаривать о выпивке.

ИРА. Ученица VII класса, 15 лет. Девочка хорошо физически развита (выше многих мальчиков в классе), выглядит девушкой, миловидна, раскована. Своей внешности Ира всегда уделяла много внимания и времени. Она могла часами вертеться перед зеркалом, хотела быть одетой хорошо и обязательно по моде. Лучше всех девочек класса играла в баскетбол, волейбол и танцевала. Училась Ира неплохо, но любимых предметов не было. Читала очень мало. Дома за книги и уроки по доброй воле не садилась.

Общение с товарищами всегда занимало в жизни Иры большое место. Постепенно оно вытеснило все остальные дела. С V класса начались «вечеринки» на квартирах у одноклассников. Мать пыталась противодействовать этому, но наталкивалась на настойчивость и упрямство дочери, которая настаивала на своём праве распоряжаться свободным временем по-своему. В семье часто возникали ссоры. Уже в IV классе Ира пользовалась у мальчиков большим успехом и знала об этом. Были у неё друзья из параллельного класса и во дворе. Ира сама проявляла к мальчикам интерес. С девочками Ира не дружила, они её не интересовали.

В VII классе отношения Иры с мальчиками, отношение к себе и своей внешности превратились в важную сторону её жизни. Она уже имела в отношениях с мальчиками своеобразный опыт полуигривого-полуромантического характера.

ПЕТЯ. Ученик V класса, первый помощник матери (учительницы начальных классов), её защитник от отца-пьяницы. Жизнь дома, несмотря на тяжёлую обстановку и различные обязанности, не тяготила его.

Школа, учение, общение с товарищами занимали в жизни Пети также большое место. Все предметы Петя считал интересными, в том числе и физкультуру. Хотел хорошо учиться, с радостью говорил о любой хорошей отметке, а двойки его огорчали до слёз. За уроки садился без принуждения, иногда заучивал материал, не понимая его. Круг умений и практических знаний у Пети был шире, чем учебных.

Петя любил играть в шашки, волейбол, футбол, выпиливать и фотографировать. Читал книги про путешественников, особенно любил читать исторические романы. Дома, когда было время, смотрел телевизор. Он всегда следил за программой передач, сообщал об этом ребятам. Соревноваться с Петей в знании названий ансамблей было трудно.

Развитие дружеских отношений Пети с товарищами зависело не только от совпадения интересов и любимых занятий, но, главным образом, от наличия у них качеств хорошего товарища: преданности другу, равенства в отношениях, уважения, взаимной помощи. В отношениях с товарищами Петя был независим, не поддавался влиянию. Никого не копировал. Предъявляемые им требования к товарищам не расходились с его собственным поведением. Он был справедлив, принципиален в оценках и высказываниях. На руководство ребятами он не претендовал. В VI классе у Пети начался процесс «кристаллизации» определённых требований к качествам собственной личности, и он стал заниматься самовоспитанием.

10 стр., 4722 слов

Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Исторический ...

... индивид, личность, индивидуальность – 4 ч Понятие личности в психологии. Основные факторы и механизмы развития личности. Основные психологические теории личности. Понятие индивида. Понятие индивидуальности, ее природа, значение ... и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1996. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. Годфруа Ж. ...

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: 2001, с. 557-638.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 2000, с. 345-406.
  3. Немов Р.С. Психология. Том 2. Психология образования. – М.: 2000, 114-119, 181-190.
  4. Психология. / Под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987, с. 145-152.
  5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. М.: 2000, 54-67.
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979, с. 101-145.
  7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995, гл. 1, 2, 7.
  8. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2002, № 5, с. 135-143.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. 
  10. Петракова Т.П., Лимонова Д.П., Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков. // Мир психологии, 1999, № 5, с. 28-35.
  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000, с. 193-204, 219-239, 423-444.
  12. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, № 6, с. 54-58.

Задание№5

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Подготовка докладов на темы: личностное развитие в юношеском возрасте; юношеское самосознание; когнитивное развитие в юношеском возрасте; психосексуальное развитие в юношеском возрасте.

3. Проанализируйте цитаты из работ известных психологов и педагогов, раскрывающие психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и старшего школьного (юношеского) возраста. Определите, о каком возрасте идёт речь?

1).

«На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что ________ возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания, главная черта которого – появление у ________ способности и потребности познавать самого себя как личность, обладающую именно ей (в отличие от всех других людей) присущими качествами. Это порождает у _________ стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию» (Л.И. Божович).

2).

«В своеобразии урока с учащимися ________ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности: 1) внимание основывается на непосредственном интересе; произвольное же внимание развито слабо; 2) усвоение основывается на запоминании посредством слушания и упражнения; пользование при усвоении книгой и записями слабо развито; 3) мышление наглядное, отвлечённое логическое мышление слабо развито; 4) самоконтроль развит слабо; 5) приёмами и средствами систематического умственного труда владеют ещё плохо; 6) очень подвижны и эмоциональны» (П.П. Блонский).

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... переходов. История развития психологического знания   Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с ...

3).

«Умственное развитие __________ заключается не столько в накоплении знаний, умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности» (И.С. Кон).

4).

«_____________ проявляют постоянную заботу о том, чтобы не показаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависла угроза лишиться поддержки класса или хотя бы ближайших друзей, они тотчас перестраивают своё поведение… Потребность в достойном положении в классе столь значима для _______ , что, оказывая ему помощь в стремлении удовлетворить её, легко установить с ним не только деловой, но и эмоциональный контакт, благодаря чему становится возможным решение любой воспитательной задачи» (А.П. Краковский).

5).

«Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания, воля ___________ развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. _______ уже сознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию» (В.И. Селиванов).

6).

«У ________ , как известно, специфическим новообразованием становится «чувство взрослости», которое выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и миру, определяет направление и содержание социальной активности, систему переживаний и аффективных реакций» (А.И. Раев, Л.А. Матвеева).

7).

«Для _______ независимость – самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» – _________ отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». _________ ответит на этот вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистичным и критическим самоанализом и самовоспитанием» (И.С. Кон).

8).

«Они не умеют отделить в воспринимаемом объекте главное и существенное от деталей подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (недифференцирован).

Эта особенность восприятия _______ является причиной многих ошибок, которые они допускают при восприятии сходных по внешнему виду предметов или изображений» (А.А. Люблинская).

9).

«В результате исследования мы обнаружили, что __________ совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития. Он переходит от конкретного мышления к мышлению в понятиях. …Для ребёнка _______ возраста слово означает фамилию, вещи. Для ________ слово означает понятие вещи, т. е. Её сущность, законы её построения, связь со всеми остальными вещами и место в системе уже познанной и упорядоченной действительности» (Л.С. Выготский).

10).

«Ценнейшее психологическое приобретение __________ возраста – открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для растущего человека настоящей коперниковской революции» (И.С. Кон).

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: 2001, с. 561-563, 600-604.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 2000, с. 420-424.
  3. Немов Р.С. Психология. Том 2. Психология образования. – М.: 2000, с. 114-119, 193-202.
  4. Дубов И.Г., Смирнова Л.М. Особенности восприятия значимых других современными старшеклассниками. // Вопросы психологии, 1991, № 3, с. 54-59.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996, с. 259-266.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. 
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000, с. 515-540.
  8. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989, с. 9-12, 90-136.
  9. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996, с. 266-275.

Задание№6

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Подготовка докладов на темы: этапы профессионального развития человека; особенности освоения профессиональных и семейных социальных ролей на этапе ранней взрослости; кризис середины жизни; эйджизм, его проявления; современное понимание поздней взрослости.

3. Составление сравнительной характеристики периодов взрослости.

4. Решите следующие психологические задачи:

А).Прочитайте сюжет и выпишите в тетрадь: 1 – поступки героини, характерные для незрелой личности и 2 – характерные для зрелой личности.

Двадцативосьмилетняя Наталья работает парикмахером. Ей нравится её работа, но хозяин парикмахерской подумывает о том, чтобы её уволить. Дело в том, что Наталья сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны её работой. Вчера она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской.

У Натальи есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он выслушал и посочувствовал её трудностям. Но Наталья никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить.

Б).Олегу и Людмиле по сорок лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть восемнадцатилетняя дочь. Олег работает портовым грузчиком на погрузке и разгрузке кораблей. Людмила никогда прежде не работала и теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место.Представьте себе, что они попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Расскажите им о том, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.

В).Планирование своей жизни помогает человеку подготовиться к старости и облегчает адаптацию. Для каждого из перечисленных аспектов жизни предложите запланировать одно мероприятие, которое помогло бы человеку адаптироваться к старости.

ЗДОРОВЬЕ__________________________________________________

ФИНАНСЫ_________________________________________________

ИНТЕРЕСЫ _________________________________________________

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ _____________________________________

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: 2001, с. 666-668, 672-673, 695-696, 770-779, 811-816, 827-830.
  2. Немов Р.С. Психология. Том 2. Психология образования. – М.: 2000, 193-202, 214-216, 301-307, 369-372.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. 
  4. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб. 2001, 586-725.
  5. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология ьная психология 2002, с. 102-156.
  6. Ермолаева М.В. Сруктура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 123-133.

Задание№7

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Подготовка докладов на темы: психологические особенности обучения; особенности развивающего обучения; педагогическое общение.

3. Решите психологические задачи. Вы – учитель физкультуры.

Вам нужно обучить новому двигательному действию учащихся 1, 6 и 9 классов. Какими методами обучения, методическими приёмами вы будете пользоваться в каждом классе? Объясните почему.

1).

Сразу после звонка на урок, когда учащиеся уже находились в зале, вы заглянули в раздевальню и обнаружили там ужасный беспорядок: разбросанную обувь, портфели, одежду. Какой будет ваша реакция, если в зале 2 класс? 7 класс? 10 класс?

2).

В конце основной части урока гимнастики вам нужно, чтобы учащиеся быстро и аккуратно убрали снаряды. Как вы организуете эту работу во 2 классе? В 6 классе? В 9 классе?

3).

В спортивном зале во время перемены подрались мальчик и девочка. Вы внезапно вошли в зал и застали эту картину. Какой будет ваша реакция, если это ученики 3 класса? 6 класса? 9 класса?

4).

Вам нужно привлечь внимание к занятиям в спортивных секциях учащихся 3, 8 и 10 классов. Как вы обратитесь к ребятам в каждом классе, какие приведёте аргументы в пользу необходимости для них занятий спортом? Обоснуйте ответ.

5).

Вам нужно провести соревнования между параллельными классами по лёгкой атлетике. Как вы организуете помощь себе со стороны учащихся 3 классов? 7 классов? 10 классов?

6).

По какому принципу вы будете подбирать физкультурный актив (физоргов, своих помощников на уроках) во 2 классе? В 5 классе? В 9 классе?

7).

Несколько ребят из класса были выдвинуты вами для участия в районных соревнованиях по кроссу. Однако на соревнования они не явились. На следующий день у вас урок в этом классе. Как вы поступите, если речь идёт об учащихся 3 класса? 8 класса? 10 класса?

4. Разработайте конспект методики выполнения задания кафедры психологии по педагогической практике 3 курса «Развитие психомоторики учащихся младшего школьного возраста на уроках физкультуры».

  1. Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. – Краснодар: КубГУ, 2002. – С. 56-83.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968. с. 143-206.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. 
  4. Психология. / Под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987, с. 158-166.
  5. Немов Р.С. Психология. – М.: 2000. – Книга 2. – С. 220-254.
  6. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. с. 13-23.
  7. Кон И.С. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 1989, с. 64-85.
  8. Реан А.А., Коломинского Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. – с. 32-34.
  9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. – № 6. – 2003. – С. 7-17.
  10. Цукерман Г.А. Виды обобщения в обучении. – Томск, 1993, с. 58-64.
  11. Шорохова Е.А. Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности. – М., 1979, с. 25-38.
  12. Предмет психологии ФВ и спорта.
  13. Психологические особенности физического воспитания.
  14. Влияние ФВ на развитие личности занимающегося.
  15. Особенности мотивации занятий ФК у лиц разного возраста, факторы закрепления положительного отношения к ФК.
  16. Влияние занятий ФК на умственную работоспособность, устойчивость к стрессам.
  17. развитие психомоторики и познавательных процессов на занятиях по ФК.
  18. Психологические особенности спортивной деятельности.
  19. Предстартовые особенности спортивной деятельности.
  20. Сравнительный анализ психологических особенностей тренировок и соревнований.

10.Психические состояния, характерные для тренировок и соревнований.

11.Личностные предпосылки спортивных достижений (особенности самооценки, мотивацию темперамента, типологических свойств нервной системы).

12. Особенности развития личности в процессе спортивного совершенствования.

13. Психологические особенности личности и деятельности тренера.

14. стили руководства тренера.

15. Педагогические особенности тренера.

16. Внешняя и внутренняя структура взаимоотношений в спортивных командах.

17. Лидерство в спортивных командах.

18. Конфликты в спортивных командах, их причины и способы разрешения.

19. Психологические предпосылки совместимости в системах отношений «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен».

20. Психологические особенности спортивных двигательных навыков.

21. Стадии формирования двигательного навыка.

22. Роль ориентировочной основы двигательных действий в процессе формирования двигательного навыка.

23. Явление переноса и интерференции двигательных навыков.

24. Идеомоторная тренировка и ее психофизические основы.

25. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов, ее задачи и основные компоненты.

26. Общая психологическая подготовка спортсменов.

27. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию.

28. Психологическое обеспечение тренировочного процесса.

29. Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию, его основные компоненты, пути их формирования.

30. Методы психорегуляции в спорте.

31. Характеристика движущих сил.

32. Неравномерность и гетерохронности, психического развития.

33. Ведущая деятельность. Ее роль в психическом развитии.

34. Кризисы психического развития их роль в психическом развитии.

35. Ведущая деятельность и психические новообразования дошкольного возраста.

36. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению к обучению в школе, ее основные компоненты.

37. Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста.

38. Социальная ситуация психического развития, ведущая деятельность, психические новообразования младшего школьного возраста.

39. Особенности игры, как ведущей деятельности дошкольников.

40. Сущность процесса психического развития.

41. Особенности познавательных процессов младших школьников.

42. Особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками.

43. Социальная ситуация развития подростков.

44. Развитие личности, эмоционально – волевой сферы младших школьников.

45. Ведущая деятельность, психические новообразования подросткового возраста.

46. Особенности общения подростков со сверстниками и со взрослыми.

47. Особенности познавательных процессов детей подросткового возраста.

48. Социальная ситуация психического развития, ведущая деятельность старших школьников.

49. Психические новообразования старшего школьного возраста.

50. Учет возрастных психологических особенностей младших школьников на уроках ФВ.

51. Психологические особенности общения старших школьников со взрослыми и сверстниками.

52. Учет возрастных психологических особенностей подростков на занятиях по ФК.

53. Психологические основы обучения. Понятие о развивающем обучении.

54. Учет возрастных психологических особенностей старших школьников на занятиях ФК.

55. Психологические основы воспитания.

56. Психологическая периодизация взрослого этапа жизни человека.

57. Особенности изменения познавательных процессов в течение взрослого периода жизни человека. Условия интеллектуального долголетия.

58. Этапы становления психического развития, их учет в обучении и воспитании.

59. Сензитивные периоды психического развития, их учет в обучении и воспитании.

60. Сравнительный анализ особенностей самопознания подростков и старших школьников.