Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными психотехнологиями

Экстремальные ситуации, обладающие мощным негативным действием, ситуации угрозы жизни, как для самого человека, так и для значимого окружения вызывают травматический стресс. Последствия травматического стресса могут проявляться внезапно или через продолжительное время пролонгировано, ухудшая со временем общее состояние человека. Психологические последствия травматического стресса выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

ПТСР определяется как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию (кратковременную или продолжительную) исключительного угрожающего или катастрофического характера, которые в принципе могут вызвать общий дистресс практически у любого человека. Примером таких событий могут быть, природные или искусственные катастрофы, сражения, серьёзные несчастные случаи, наблюдение за насильственной смертью других, роль жертвы пыток, терроризма, изнасилования или другого преступления.

Острые реакции развиваются сразу после травмы и проходят в течение нескольких часов или дней. В случае же с посттравматическим стрессовым расстройством симптомы возникают после латентного периода длящегося от нескольких недель до шести месяцев и более. Описаны клинические случаи проявления ПТСР спустя сорок лет после травмирующего инцидента.

В соответствии с этим различают три подвида посттравматических расстройств:

— острый развивающийся в сроки до трех месяцев

— хронический имеющий продолжительность более трех месяцев

— отсроченный когда расстройство возникало спустя шесть и более месяцев после травматизации.

Современному понятию ПТСР соответствуют расстройства, описанные на протяжении XIX — XX веков в терминах “травматический невроз”, “военный невроз”. Эти и последующие работы в значительной степени опираются на опыт войн своего времени . В 1971 г. переживания сходные с симптоматикой ПТСР описывал Da Costa у солдат во время Гражданской войны в Америке. Он называл это состояние «солдатским сердцем», наблюдая вегетативные реакции со стороны сердца.

  1. Значительная роль в систематических исследованиях феномена ПТСР принадлежит работам Д. Эриксона, в которых описывались функциональные расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного мозга, т.е. как органическую травму. Позже появились теории, придерживавшиеся взгляда о психогенной природе психической патологии. Г.Оппенгейм ввел специальную единицу — травматический невроз, он рассматривал физическое и психическое повреждение нервов как причину невротического расстройства. Впервые собственно психологическую трактовку травматического невроза дал З.Фрейд, идея о фиксации на травме затем стала ключевой в трактовке ПТСР.
  2. Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований. Исследования ПТСР стали еще более широкими, в них наряду с особенностями развития военной этиологии приводятся уже результаты изучения последствий стресса у жертв геноцида, других трагических событий или насилия над личностью.
  3. Наиболее важным этапом в изучении последствий воздействия травматических событий на человека было выделение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), критерии которого были определены в ходе обследований психического состояния солдат вернувшихся после войны во Вьетнаме (Figley Ch., 1978) и людей, пострадавших при различных бедствиях. При этом были выделены основные критерии, объединяющие ПТСР и отделяющие его от других расстройств.
  4. Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство»- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder).

    1 стр., 376 слов

    Расстройства личности ПЗ№1

    ... кого-либо из литературных героев, которые страдали различными душевными расстройствами. Укажите, какими событиями в жизни человека вызвано его поведение или состояние. На какие проявления или ... как здоровый нарциссизм (О. Кернберг). Феноменологический, телеологический и этиологический подходы. Классификация расстройств личности: (DSM-IV) Рекомендации для подготовки к занятию Проанализируйте подходы к ...

    Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10 [15]. Категория ПТСР (F 43.1.), в целом, заменила термин травматический невроз.

Критерии диагностики ПТСР

А. Нахождение индивидуума под воздействием травмирующего события, при котором имели место следующие явления: 1. Он пережил, был свидетелем или участником событий, которые представляли реальную или возможную угрозу смерти либо серьезного вреда или опасность нарушения физической целостности, угрожавшую самому больному или другим людям. 2. Реакция человека проявлялась в виде страха, беспомощности или ужаса. Б. Повторное переживание травмирующего события в виде одного или нескольких следующих проявлений: 1. Повторные, навязчивые воспоминания о событиях, включая образы, мысли или ощущения. 2. Повторяющиеся и вызывающие значительное беспокойство сны о пережитом событии. 3. Такие действия или ощущения словно травмирующее событие случилось снова (включая ощущение воссоздания пережитого, иллюзии галлюцинации и диссоци-. ативные эпизоды, в том числе те, которые возникают при пробуждении или в состоянии опьянения).

4. Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события. Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителе которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события. В. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общее оцепенение (отсутствовавшие до травмы), о которых свидетельствуют, по меньшей мере, три симптома из следующих: 1. Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой. 2. Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме. 3. Частичная или полная амнезия важных аспектов травмы. 4. Выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них.

9 стр., 4303 слов

Педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека

... определение логики воспитательно-образовательной работы по формированию представлений об органах чувств человека у старших дошкольников. Таким образом, актуальность темы подтверждается объективной ... сферы личности. Предмет исследования: педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека, направленный на становление социально-нравственной позиции ребенка - дошкольника. Глава ...

5. Чувство отрешенности или отчужденности от окружающих. 6. Сужение диапазона аффективной реакции (например, неспособность испытывать чувство сильной привязанности, любви).

7. Неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу (например, человек не планирует заниматься карьерой, жениться, иметь детей или строить нормальную жизнь).

Г. Устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствовавшие до травмы), о которых свидетельствует не менее двух симптомов из следующих: 1. Трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна. 2. Раздражительность или вспышки гнева. 3. Трудность концентрации внимания. 4. Сверхнастороженность. 5. Усиленная реакция на испуг. Д. Продолжительность расстройства (симптомов, описанных в рамках критериев Б, В, и Г) более одного месяца. Е. Расстройство вызывает клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности. Указанным симптомам обычно сопутствуют следующие явления: • тревога, депрессия, суицидальные мысли и действия; • изменения поведения, эксплозивность («взрывчатость»), раздражительность или склонность к физическому насилию над другими людьми; • злоупотребление психоактивными веществами, особенно для «снятия остроты» болезненных переживаний воспоминаний или чувств; • неспецифические соматические жалобы (хроническое мышечное напряжение, повышенная утомляемость, мышечно-суставные, головные, артритоподобные боли, боли в области сердца, респираторный синдром, колит, тошнота, головокружение, онемение в различных частях тела и др.).

Когда мы говорим о том, что человек страдает ПТСР, прежде всего, имеется в виду то, что человек пережил травмирующее событие, то есть с ним произошло что-то ужасное и у него есть некоторые из перечисленных симптомов. Но это событие — лишь часть общей картины. Внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе, другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые им события.

У людей переживших травматическое событие нарушена способность к интеграции травматического опыта с другими событиями жизни. Травматические воспоминания существуют в памяти не в виде связанных рассказов, а состоит из интенсивных эмоций и сопутствующего психофизиологического компонента. В силу дезинтеграции травматические воспоминания практически не подвергаются изменениям и остаются актуальными переживаниями, вместо того чтобы стать частью принятого прошлого опыта.

Со временем навязчивые мысли о том, что было постоянно возвращают человека к событиям прошлого (фиксация на травме).

11 стр., 5494 слов

Современные методики исследования психогенетики человека

... православной педагогике. Цель данной работы – теоретический обзор современных методик исследования психогенетики человека и определение области применения данных исследований в православной ... исследования – психогенетика в педагогическом контексте. Предмет исследования – современные методики психогенетики человека. Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: ...

В памяти могут всплывать ужасные сцены, связанные с пережитым, причем триггером механизмом запуска могут выступать события и не связанные напрямую с травмой. Например, звук пролетающего вертолета может вызвать травмирующие воспоминания у пережившего военные действия. Пожарный отказывается носить часы, потому что они напоминают ему об обязанности быстро реагировать на сигнал тревоги. Происходит диссоциация сознания на то, что было и то, что есть сейчас. Теперь в сознании индивида находятся две реальности, которые, взаимоисключают друг друга и существуют в сознании независимо друг от друга. То есть в психике человека сформировались две идентичности одна под действием психотравмы (пребывания в зоне боевых действий, масштабные катастрофы) другая сформировалась в мирное время.

Воспоминания, которые принято считать травматическими вытесняются сознанием и часто возвращаются во снах в виде ночных кошмаров. В связи с этим могут нарушаться сон. Человек всяческими способами избегает мыслей воспоминаний о трагическом прошлым, стремиться не попадать в ситуации, напоминающие ему о нем. Может наблюдаться снижение интереса к тем вещам, которые ранее имели значение и занимали человека. Как писалось выше для травматического события характерен сильный эмоциональный компонент. Неотреагированные и не оставленные в прошлом чувства находятся в законсервированном состоянии и при «подходящем моменте» могут переживаться вновь и вновь вызывая сильный дистресс. Вследствие этого им сложнее испытывать чувство любви и радости. Один из существенных признаков ПТСР это трудности с установлением близких дружеских отношений. Вместо этого у них проявляется чувство отстраненности, отчужденности от других людей. На фоне вышеизложенного может возникать депрессия, появляться чувство вины (Вина выжившего), с другой стороны может возникать агрессия, как на самого себя, так и на весь окружающий мир.

По мере разрастания травматического события и генерализации проявляется такая симптоматика как: повышенная тревожность, напряженность, раздражительности, гипервозбудимости. В состоянии психофизиологической гипервозбудимости происходит постоянное предвосхищение (антиципация) серьезной угрозы. Следствием этого может служить появление такого симптома как трудности с концентрацией внимания или сужение круга внимания, которое направлено на источник предполагаемой угрозы.

Одним из последствий гипервозбуждения может послужить генерализация ожидаемой угрозы. Окружающий мир становится (субъективно) полным опасностей. Внешне безобидные стимулы провоцируют реакцию тревоги и предвещают опасность. Человек не может после перенесённой травмы самостоятельно разграничить стимулы на те, которые являются действительно опасными и стимулы, которые не несут в себе угрозы, т. е. обычные.

В результате этого теряется способность гибко реагировать, на изменяющиеся условия окружающей среды, проявляющиеся в трудностях учебной деятельности, нарушает способность к усвоению новой информации.

Методика помощи страдающим птср двкд (Двойная визуально кинестетическая диссоциация.)

Данная методика была разработана основателями НЛП (нейролингвистического программирования ) Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером в начале 1970 годов.

18 стр., 8761 слов

Техники и методы консультирования клиентов после развода

... музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы; занять клиента - под предлогом помощи попросить что-либо сделать, прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…» [4;с.106-108] ... ответ в виде действия, жеста, молчания. В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. ...

Она помогает людям клиентам, испытывающим сильные фобические реакции различного происхождения. ДВКД основана на естественных способностях головного мозга психики к диссоциативным состояниям мы имеем в виду в здоровом проявлении. Умение индивидом рассматривать травматические переживания диссоциированно, то есть как бы со стороны с изменением субмодальных характеристик месторасположения переживания на линии жизни (времени).

Во много определяет его реакцию при повторном воспоминании, а так же отношение к событию и соответственно с этим образованием новых импринтов, то есть выводов в отношении события. Данная методика помогает, как бы вписать событие травмирующее воспоминание в жизненную картину индивида и сделать одним из событий в его жизни. Естественно ПТСР является серьезной проблемой требующего комплексного психотехнического подхода, но на стадии, а точнее на одном из этапов работы со страдающими эта методика будет вполне закономерна и адекватна.

Ниже будет приведено пошаговое описание процедуры проведения Двойной визуально – кинестетической диссоциации.

Шаг 1. Идентифицируйте проблему. Попросите клиента вспомнить неприятный инцидент травму страх.

Шаг 2. Установите клиенту мощный ресурсный якорь надежности и спокойствия. При этом клиент вспоминает с помощью консультанта место время, где ему было комфортно и надежно, когда он был уверен в себе и все у него было в порядке.

Шаг 3. Попросите клиента представить, что он как буд то находится в кинотеатре в знакомом месте сидящим в зале, в среднем ряду, а на экране происходит начало травматического события.

Шаг 4. Попросите клиента увидеть себя сидящим ближе к концу зала, например, на (двойная диссоциация) и рассматривать экран кинотеатра до начала травматического события. Потом клиент наблюдает за собой, находясь в будке киномеханика, прокручивая фильм.

Шаг 5. Попросите клиента начать просмотр фильма, удерживая позитивный якорь. Наблюдая за всем происходящим со стороны то есть клиент видит себя на экране и себя сидящим в кинотеатре. Причем фильм прокручивается быстро от начала до конца и потом в обратном направлении несколько раз. При этом такая процедура уменьшает фобическую реакцию и изменяя субмодальные характеристики.

Шаг 5. После прокручивания фильма происходит интеграция. Клиент из будки киномеханика интегрируется, объединяется с собой сидящим в конце в зала и в середине.

Шаг 6. Интеграция. Психолог просит клиента ассоциироваться с то есть оказаться в начале события пред тем как это все произошло и прожить этот инцидент за ново с уже другими чувствами и отношением.

Шаг7. Проход в будущее. Попросите клиента увидеть себя в будущем в тех ситуациях, которые были проблемными раньше. Здесь необходимо обратить особое внимание, нет ли старых кинестетических реакций. Если они сохраняются, то пройдите процедуру еще раз.

20 стр., 9642 слов

Проблема психического и психологического здоровья в контексте ...

... метод функциональных тренировок Психотерапия – специально-организованный процесс психологической поддержки клиента в ходе личностных изменений, выраженный переходом из состояния неудовлетворительной целостности в ... объектам действительности и характера реакций — раздражителям внешним, значению жизненных событий; 2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер эмоционально волевой и ...

Ддг (Десенсибилизация по средством движения глаз)

Следующая методика позволяющая изменить сильные реакции на травматическое событие.

Сама методика то же является диссоциативной по своему характеру и способствующая изменению отношения и восприятия к травматическому событию.

Шаг 1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточитесь на ее образе то есть на травмирующем событии.

Шаг 2. Определите или сформируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения – т. е. той негативной мысли самооценки, которая сопровождает эту неприятность, например:

Я бессилен

Я ничего не могу предпринять

Я ничтожество

Я не могу преуспеть

Я не достоин успеха

Шаг 3. Создайте противоположное суждение, которое будет отражать ваше позитивное приятное самоутверждение

Я обладаю всеми необходимыми ресурсами

Я могу многое сделать

Я человек достойный уважения

Я вполне могу преуспеть

Я достоин (на) лучшей жизни

Шаг 4 оцените собственную веру в это самоопределение по семибальной шкале 1 – полностью не верю, а 7 — верю полностью. Не удивляйтесь, что ваша оценка находится в пределах 1-2 баллов.

Шаг 5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцените уровень своего беспокойства по поводу исходной неприятности. Где 10 будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 – минимальному.

Шаг 6. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью руки, в коей точки фиксации взгляда будут выступать два сомкнутых пальца – указательный и средний. Желательно двигать глазами в горизонтальном направлении. При этом два образа первый негативный будет располагаться в левом верхнем углу, а позитивный, то есть результат в правом крайнем верхнем углу, что в паттернах НЛП будет в одном случае визуальная конструкция во втором воспоминание. Потом попросите клиента представить на удобном от него расстоянии две шкалы одну – а другую +.

Шаг 7. Клиент теперь вспоминает о неприятном событии, а психолог начинает проводить горизонтальные движения пальцами руки от воспоминания к позитивному самообразу. Данная процедура проделывается 24 раза. Потом делается перерыв на 2 – 3 минуты и затем процедура повторяется. Также желательно спрашивать за изменениями показателей шкалы в сторону положительного. Если шкала спустилось до 2 – 3 показателей, то этого явно достаточно и необходимо переходить на следующий шаг.

Шаг 8. После изменений, то есть проведенных процедур необходимо закрепить изменения, произошедшие с клиентом. Для этого психолог проводит движения руками в виде знака бесконечность или вытянутой восьмерки, закрепляя полученный результат.

11 стр., 5319 слов

Имя события как прием интерпретации

... работы – анализ журналистских материалов. Глава 1 Основные понятия 1.1. Структура события. Психологический образ события. Событие - то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, ... "Лимонка" же (теперь носит название "Другая") – издание, признанное судом "экстремистским" и запрещенное. Исходя из характера изданий, можно утверждать, что события, описываемые в их ...

Шаг 9. Проход в будущее. После проведенной процедуры клиент смотрит на себя в будущем и как теперь себя ведет в схожей ситуации (ях), испытывая другие чувства и генерируя новые поведения.