Влияние темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств Курсовая работа

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

Кафедра педагогики

Выполнила:

студентка группы БЖ1-09-01

гуманитарно-педагогического факультета

специальности Безопасность

жизнедеятельности

с дополнительной специальностью

Иностранный язык

Гаученова Дарина Николаевна

Научный руководитель:

Рябинина Анна Анатольевна, доцент

Иркутск 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Психолого-педагогические основы теории темперамента

младшего школьника……………………………………………………………5

2. Лидерство как качество личности………………………………………….16

3. Изучение влияния темперамента младших школьников на степень

развития лидерских качеств……………………………………………………..19 Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………….24

Приложения…………………………………………………………………….26

Введение

Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент составляет основу развития характера, а с физиологической точки зрения темперамент — это тип высшей нервной деятельности человека. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, и немало важно, и в характере интеллектуальной деятельности.

17 стр., 8180 слов

Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой ...

... психического развития в музыкальной деятельности и разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности. Курсовая работа состоит из введения, двух ... окружающего мира [8]. По определению О.Е. Шаповаловой эмоции - это временное переживание человеком какого-либо чувства, отношения к окружающей действительности. Автор считает, что эмоции ...

При поступлении ребёнка в школу параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, а это во многом зависит от характера ребёнка и типа его темперамента. Поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств.

Цель нашего исследования – выявить степень влияния темперамента младшего школьника на развитие его лидерских качеств.

Объектом исследования является педагогический процесс в младшей школе.

Предмет исследования – проявление лидерских качеств в межличностных отношениях младших школьников в коллективе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть типы, особенности и возрастные изменения темперамента психолого-педагогических источников.

2. Проанализировать лидерство, как качество личности.

3. Изучить влияние темперамента младших школьников на степень развития их лидерских качеств.

1. Психолого-педагогические основы темперамента младшего школьника Темперамент. Его типы и особенности проявления

Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом.

В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.

Что же такое темперамент?

Сам термин темперамент был введён античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского «temperans», что означает умеренный. Само же слово можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который считал, что тип темперамента определяется преобладанием в организме одной из жидкостей (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, лимфа).

6 стр., 2757 слов

1)Дайте атрибутивное качество человека. Дайте негативное определение человека

... темперамента, четыре типа сознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 2. Креационистская концепция, утверждающая, что человек является творением Бога. При всём почтении к этой концепции в качестве ... от преобладания в организме человека одной из 4-х жидкостей: крови, желчи, черной желчи и слизи. Соответственно выделяются 4 темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик (теория ...

Он утверждал, что преобладание крови делает человека подвижным (сангвиник), жёлтая желчь делает человека импульсивным и горячим (холерик), чёрная желчь – грустным, спокойным и боязливым (меланхолик), а преобладание лимфы придаст человеку спокойствия и медлительности (флегматик).

Л.Д. Столяренко даёт следующее определение темперамента «Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде» [16, с. 277].

Для составления психологических характеристик типов темперамента обычно используют основные свойства темперамента, в современной психологии типы темперамента характеризуются следующим образом.

Сангвиник. Люди этого типа обладают живой мимикой, выразительными движениями, громкой и отчётливой речью. У сангвиников слабая чувствительность, поэтому они не замечают очень слабых раздражителей, их привлекает всё новое. Если внешние раздражители долгое время не меняются, то люди с таким типом темперамента быстро отвлекаются от дел или эмоций и становятся вялыми и безразличными. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке, без усилий переключаются с одной работы на другую, легко переучиваются, овладевая новыми навыками [16, с.279].

Холерик. Отличается слабой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, как и сангвиник. Однако реактивность явно преобладает над активностью, поэтому холерик необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он неуравновешен и ему трудно переключать своё внимание с одной деятельности на другую. Холерик очень ярко проявляет свои чувства, за новые дела берётся с огромным пылом, отдаётся им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит зачастую к резкому спаду деятельности. Состояния обиды или гнева обычно устойчивы и продолжительны. Холерикам очень сложно усидеть на одном месте, они обладают торопливой, часто сбивчивой речью [16, с.278].

Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Он чрезмерно обидчив и даже незначительный повод может вызвать у него слёзы. Мимика и движения у меланхолика невыразительны, голос тихий, обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Чаще всего меланхолики погружены в себя и предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Люди этого типа неэнергичны, ненастойчивы и быстро утомляются [16, с.279].

Флегматик. Такие люди ровно идут по жизненному пути, они настойчивы и упорны, их очень сложно вывести из себя. Обычно у флегматиков бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, как и речь. Флегматики с большим трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, при этом они энергичны и работоспособны. Как правило, они трудно сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления [16, с.279].

Все виды темперамента для более легкого понимание представлены в форме изображений (приложение 1).

7 стр., 3370 слов

Нервная система животного и его продуктивность

... холерик, флегматик и меланхолик. Сангвинический тип ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный. У животных с такой нервной системой четко выражены основные реакции поведения, эти реакции легко ... как реагирует животное на возникающие потребности зависит от его нервной системы. Учет особенностей нервной системы животного при подборе способа содержания, кормления, транспортировки - обязательное условие ...

Трудно определить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Многие авторы создали методики по определению типа темперамента. Это такие авторы, как: Г. Ю. Айзенко, он создал опросник, с помощью которого в итоге исследования (после ответа учащихся) он мог выявить, кто является интровертом, а кто экстравертом. Так же замечательную методику создал М. В. Гамезо, но она не много нестандартна, данная методика направлена на диагностику типа темперамента, но используя, не вопросы, как это делал Г. Ю. Айзенко, а используя бланк наблюдения за учащимися. В данном эксперименте участвовал не только учитель, но и родители учащихся. При этом свойства темперамента отражены в эмоциональных реакциях, в движениях, речи и умственных действиях [19, с.83].

Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов).

Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Возрастные изменения темперамента

Как известно, все свойства организма подвержены возрастным изменениям. Возрастные изменения главным образом связаны с процессом анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма [8, с.251].

Факт возрастного изменения свойств темперамента подтверждается результатами исследований, которые наиболее полно и систематично изложены в работах таких психологов, как В.Э. Чудновский, Н.С. Лейтес и Э.И. Маствилискер.

Согласно этим исследованиям можно выделить некоторые закономерности возрастных изменений темперамента. Мы рассмотрим только некоторые из них:

1. На раннем этапе своего развития дети отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. Слабость возбуждения проявляется в быстром утомлении и в лёгком возникновении охранительного торможения. Внешнее торможение может выражаться, прежде всего, в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Это можно наблюдать, к примеру, когда мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает учащихся от школьных занятий. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, ещё маленькая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7-8 году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается.

2. Психологами доказано, что сила процесса торможения, которая, прежде всего, выражается в способности к образованию и устойчивости различных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения.

15 стр., 7493 слов

Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

... темперамента детей дошкольного возраста; 3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников; 4. Определить методы исследования темперамента дошкольников. Объект исследования — темперамент детей дошкольного возраста. Предмет исследования — эмоциональность как значимый параметр темперамента детей дошкольного возраста. ... торможения) и лабильность нервных процессов — особое ...

3. Если принять во внимание тот факт, что сила торможения в нервной системе созревает более длительное время, то можно наблюдать в первоначальный период развития неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребёнок младшего школьного возраста своим поведением напоминает холерика. Для него типичен пониженный контроль за своим поведением. Затем эта неуравновешенность постепенно уменьшается и в возрасте 12 лет ребёнок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

4. Подвижность нервных процессов возрастает с развитием индивида. Это проявляется в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Однако, в пожилом возрасте эта подвижность явно снижается, что выражается в пониженной адаптируемости к изменениям обстановки и значительной ригидности форм поведения.

Чем младше ребёнок, тем меньше его выносливость, но выше чувствительность, впечатлительность, импульсивность, интенсивность эмоциональных переживаний (переходы от слёз к улыбке).

К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Заставьте ребёнка сидеть – он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы».

Нельзя в этом случае не учитывать сказанное Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии», где он отмечал: «В каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это лёгкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата её ценных детских свойств» [17, с.168].

Однако на фоне возрастных особенностей у ребёнка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

Особенности проявления темперамента у младших школьников

Как уже было сказано ранее темперамент, как и другие свойства организма подвержен возрастным изменениям. Другими словами, на каждом возрастном этапе темперамент имеет свои особенности проявления.

Исследователи выделили следующие особенности проявления темперамента младших школьников, которые обязательно необходимо учитывать педагогу в своей работе для того, чтобы создать оптимальные для учеников условия обучения и воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

Сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят, общителен и отзывчив.

4 стр., 1749 слов

Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность ...

... личности. В связи с чем изучение особенностей темперамента младших школьников является актуальной проблемой. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых ... без учёта психофизиологических особенностей когнитивной сферы детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка. Необходимым условием для достижения нового, современного качества ...

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. Длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Своей возбуждённостью зачастую холерики заводят остальных, но имеют некоторые сложности в общении из-за своей неуравновешенности.

Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты — редкие, неэнергичные.

Обычно флегматик ровен в отношении со всеми, однако общение может быть затруднено из-за замедленности его реакций.

Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...

... Предмет исследования - взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами, объект - социально-психологический феномен лидерства. Задачи: Провести теоретический анализ существующей литературы ... данной проблеме; Рассмотреть социально-психологический феномен лидерства; Эмпирическое исследование типов темперамента и лидерских качеств; Провести количественный и качественный анализ эмпирических ...

Меланхолики — ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Зачастую меланхолики имеют трудности в общении со сверстниками из-за своей обидчивости, скрытности и мнительности.

Взаимоотношения младших школьников со сверстниками

Как уже отмечалось, при поступлении ребёнка в школу, параллельно с овладением учебной деятельностью и выработкой обязательных школьных умений и навыков, школьник включается в не менее значимый процесс усвоения социального опыта – это межличностные отношения [5, с.430]

Как правило, у первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками отступает на 2 план. Дети как бы «сами по себе», они поглощены своим новым статусом и обязанностями. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Однако вскоре они начинают активно овладевать навыками взаимодействия друг с другом. Умение заводить друзей является одной из главных задач для этого возраста.

Результаты исследований показывают, что само понимание дружбы на протяжении младшего школьного возраста различно. Вначале дети больше внимания обращают на внешние характеристики (друг — тот, с кем ребёнок сидит за одной партой, живёт рядом и.т.д.).

Начиная примерно с 8-ми лет дети уже считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно у ребёнка складывается система личных отношений в классе, основу которых составляют непосредственно эмоциональные отношения.

Положение ученика в системе межличностных отношений в классе определяется рядом факторов.

1. Дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды») обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

2. «Непривлекательные» для сверстников дети, как правило, неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

Первоклассники оценивают сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые не только ярко проявляются внешне, но и на которые обращает внимание учитель.

С возрастом (к 3-му классу) у детей снижается адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Это выражается в том, что дети, имеющие благополучное положение в классе склонны его недооценивать, а «неблагополучные» наоборот, считают своё положение вполне приемлемым. Значимость мнения сверстников в этом возрасте значительно возрастает. Младший школьник очень остро переживает замечания, полученные в присутствии одноклассников; он начинает стесняться незнакомых взрослых и незнакомых сверстников. Поэтому педагогам очень важно иметь ввиду, что зачастую «воспитательные мероприятия» за какой-либо проступок при всём классе являются для ребёнка мощным травмирующим фактором, последствия от которого нередко требуют срочного вмешательства психолога.

3 стр., 1352 слов

Особенности организации коррекционной работы в классе для детей ...

... и социальной адаптации глубоко умственно отсталых детей и подростков”. Программа должна отражать современные достижения специальной психологии, коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, специальных методик, ... Но особенно актуальной проблемой остается разработка учебников для данного вида классов. Такие учебники должны соответствовать ряду требований: - должны быть красочными, ...

Неудовлетворительное положение в классе очень остро переживается ребёнком, однако, если он имеет хоть один взаимный выбор, то это переживание заметно сглаживается.

Решающую роль в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников принадлежит педагогу. В начале школьного обучения дети безоговорочно принимают оценки учителя, который является для них высшим авторитетом. Учителя сами невольно могут способствовать изоляции ребёнка в классе. Систематические отрицательные оценки, замечания со стороны педагога становятся для него своеобразным «ярлыком». Неумеренное захваливание кого-то из учеников так же может оказать негативное воздействие на положение ученика в классе, так как его начинают считать «любимчиком» и избегают общения с ним. Вместе с этим именно педагог может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного». Это может быть сделано путём вовлечения изолированного ученика в интересную деятельность, преодоления эффективности и выработки уверенности в себе, предложения авторитетным сверстникам поддержать робкого ребёнка.

Очень важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Успеваемость здесь не главный фактор, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить другие качества, не связанные с учёбой. Главная задача взрослого – помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника для его одноклассников.

2. Лидерство как качество личности Лидерство и его критерии

В современной жизни мы часто слышим слово — лидерство. И, конечно же, в первую очередь нам нужно знать его определение.

Лидерство – это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение каких-либо целей. Так же лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.

В свою очередь под влиянием понимают такое поведение человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может. Но в любом коллективе лидер может быть и негласный. Это значит что при каком-либо исследование, например социометрии или путем наблюдения, можно увидеть из полученных результатов: кто является лидером, а кто «изгоем».

Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим — «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей. В то же время одного наличия их и стремления достичь этих целей в одиночку явно недостаточно, чтобы называться лидером.

Неотъемлемый атрибут лидерства — наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер — это элемент, упорядочивающий систему людей.

Лидерство — всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

♦ бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье);

♦ социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и т. д.);

♦ политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

В данной работе мы будем рассматривать только бытовой тип личности.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое, от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Почему человек становится лидером? Теории, дающие на это ответ, многообразны. Среди них можно выделить подходы, опирающиеся на личные качества лидера, — поведенческий и ситуационный. Не подтвердилась концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила).

Напротив, подчас лидер бывает малого роста, малой физической силы. Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. Но лидерские качества тесно зависят от темперамента. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных качеств личности. 

Личностные качества лидера:

♦ интеллигентность (вербальная и символическая);

♦ инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;

♦ уверенность в себе, благоприятная самооценка;

♦ привязанность к сотрудникам;

♦ мужественность (у лиц мужского пола ) и женственность (у лиц женского пола);

♦ мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей, обеспечивая работу, финансовое вознаграждение, власть над другими, самореализацию, достижение успехов в работе.

3. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств База и методы исследования. Анализ результатов

Исследование на влияние темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств, проводилось в Марковской средней общеобразовательной школе. В исследование принимали участие два класса: 2 «а» и 2 «в», всего 46 детей в возрасте 8 лет.

При исследовании влияния темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств нами были использованы следующие методики [19, с.93].

Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.

Для определения преобладающего типа темперамента мы использовали опросник Г.Ю. Айзенка (приложение 2): данное исследование проводилось на уроке. Каждому классу (отдельно) были выданы бланки с номерами вопросов, мы диктовали им определенные утверждения, в свою очередь, дети должны были поставить напротив каждого числа свой вариант ответа, например: если он согласен с утверждением он ставит «+», если же, напротив, от категорически против этого, он ставит «-». В сомнительных случаях дети ставили преобладающий вариант ответа. Затем производились вычисления процентного соотношения типов темперамента в каждом классе по отдельности и выявлялся преобладающий тип (приложение 3).

Следующая методика, используемая нами в исследовании позволила определить общий психологический климат в каждом классе, а также положение (социометрический статус) каждого школьника в коллективе сверстников. Этот метод носит название: социометрический.

Данный метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопросы: «Кого бы ты из класса пригласил на своё день рождение?» и т.д. Методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данные. После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ в установленной форме. Результаты оформлены в форме: социоматрицы. С результатами может быть ознакомлен лишь педагог (приложение 4).

После проведения методик: опросник Айзенка, социометрии, были сопоставлены все результаты с обоих классов и сделан общий вывод о влиянии темперамента младших школьников на развитие лидерских качеств.

Учащиеся 2 «а» класса показали следующие результаты.

В классе: флегматика – 2 человека, меланхолика – 4 человека, холериков – 13 человек и сангвиников – 5. Сопоставив результаты выявления темперамента и социометрии, мы сделали вывод: на лидерские качества огромную роль играет темперамент. По социометрическим исследованиям в классе существуют три лидера:

1место – Кондрашова Татьяна (28б)

2 место – Гнездилов Герман (26 б)

3 место – Тяпкина Анастасия (18 б).

У всех этих ребят тип темперамента – сангвиники. Из этого следует, что сангвиники могут занимать место лидера в классе. Сангвиники – это люди уверенные в себе, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, что конечно же нельзя сказать о флегматиках и меланхоликах, сангвиники легко сходятся с новыми людьми, достигают поставленных целей, очень активны на уроках. Поэтому дети и хотят с ними дружить, ходить вместе в походы или сидеть за одной партой.

Учащиеся 2 «в» класса показали следующие результаты

В классе: флегматиков – 5 человек, меланхолика – 3человека, холериков – 8 человек и сангвиников – 5. Сопоставив результаты выявления темперамента и социометрии, мы сделали вывод: на лидерские качества огромную роль играет темперамент. По социометрическим исследованиям в классе существуют четыре лидера:

1место – Огородникова Ирина (20б)

2 место – Румачик Юлия (17 б)

3 место – Константинов Артем(16 б)

Шушарин Илья (16 б)

У двух ребят тип темперамента – сангвиники, а у других двух – холерики. Из этого следует, что сангвиники, и холерики могут занимать место лидера в классе. В силу своих темпераментов они быстро идут на контакт, активны, холерики – не много вспыльчивы, но это качество и привлекает детей в них, сангвиники – уравновешенные, по сравнению с холериками и легко идут на контакт, быстро знакомятся с новыми людьми.

Заключение

Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.

В нашем исследовании мы проанализировали межличностные отношения детей в двух классах Марковской средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 46 детей в возрасте 8 лет.

Все поставленные задачи были решены.

1. Рассмотрены типы, особенности и возрастные изменения темперамента психолого-педагогических источников.

В результате исследования психолого – педагогических основ темперамента мы пришли к выводу, что наиболее логичным является определение Л.Д. Столяренко, который трактует темперамент, как врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

2. Проанализировано лидерство, как качество личности.

В результате работы над сущностью понятия «лидерство», мы пришли к выводу, что лидерство – это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение каких-либо целей.

3. Изучено влияние темперамента младших школьников на степень развития их лидерских качеств.

В конечном итоге мы установили, что тип темперамента действительно влияет на развитие лидерских качеств и выяснили, каким образом это происходит.

Согласно результатам исследования можно сказать, что в большинстве случаев те дети, у которых доминирует сангвинический тип темперамента или холерический то они становятся «звёздами», то есть получают наибольшее число выборов от одноклассников. Они обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

«Предпочитаемыми» в основном становятся дети с преобладающим сангвиническим и в двух случаях с холерическим типом темперамента. Ну а флегматики, меланхолики и в остальных случаях холерики, как правило, становятся «изолированными» от коллектива. Они, как правило, неуживчивы, многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога, естественно, при активном участии всех членов семьи.

Список литературы

1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова– СПб. : Питер, 2005. – 303 с.

2. Битянова, М. Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике [Текст] / М. Р. Битянова — М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.

3. Психология младшего школьника. [Текст]: учебное пособие / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновского — М., Воронеж, 1997. – 574 с.

4. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман – М.: МГУ, 1987. – 175 с.

5. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина – СПб.: Питер, 2004. – 542 с.

6. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

7. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст] / Я. Л. Коломинский — Минск., 1984.- 326 с.

8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие / И. Ю. Кулагина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.

10. Детская психология. [Текст]: Учебник для студентов пед. институтов /под ред. Л.А. Венгера. – 2-е издание, перераб. и доп.. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

11. Немов, С. Р. Психология. [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 1: Общие основы психологии. / С. Р. Немов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

12. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова – М.: Тривола, 1995.

13. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст]: учебное пособие /Д.Я. Райгородский – Самара.: БАХРАХ-М, 2006.- 672 с.

14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И Рогов – М.: Владос, 2000.

15. Рогов, Е.И. Психология [Текст] / Е. И Рогов – М. : МарТ, 2005. – 350 с.

16. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4-е издание. [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

17. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. [Текст] / Я. Стреляу – М.,1982.

18. Трофимова, Н.М. Возрастная психология. [Текст] / Н. М. Трофимова – СП.: Питер, 2005.

19. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников [Текст] / Г. А. Ускова – М.: Академический проект, 2004.-144 с.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Опросник г. Ю. Айзенко

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет».

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Инструкция: «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая.

При оценке выделенные ключом ответы помечаются 1 баллом.

Средние показатели:

Экстра-, интроверсия: 11 баллов;

Нейротизма: 12 баллов.

Ключ

1. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38. 41, 43, 46,49, 53, 57.

«Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм (Н):

«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50. 52, 54, 56, 58, 60.

3. «Ложь»:

«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44.

«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Флегматик

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

1

Аркасова Анна

2

Балан Артем

3

Баранов Роман

4

Баталов Руслан

5

Беляцкая Полина

6

Гнездилов Герман

7

Громыко Иван

8

Зеленова Анна

9

Карначенко Даниил

10

Климова Дарья

11

Кондрашова Таня

12

Кривогорницын Сергей

13

Кудреватых Витя

14

Кудреватых Федор

15

Курчейко Анна

16

Мусаев Денис

17

Наседкин Алексей

18

Осипов Ярослав

19

Перевалов Евгений

20

Преина Ольга

21

Рубченкова Алина

22

Скворцов Владислав

23

Тяпкина Анастасия

24

Царицын Михаил

2 человека

4 человека

13 человек

5 человек

Приложение 3

Типы темпераментов 2 «А» класса

Флегматик

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

1

Блинова Полина

2

Босак Александра

3

Вахрушев Игорь

4

Галюк Кирилл

5

Голубчикова Милена

6

Дамбуева Татьяна

7

Демидов Иван

8

Демина Анастасия

9

Иванченко Владислав

10

Кожевникова Алена

11

Константинов Артём

12

Маслов Арсентий

13

Милюткина Олеся

14

Никифорова Наталья

15

Огородникова Ирина

16

Оленникова Елизавета

17

Румачик Юлия

18

Слизаков Илья

19

Шушарин Илья

20

Яцко Виталий

5 человек

3 человека

8 человек

5 человек

Типы темпераментов 2 «В» класса

Приложение 4

Вопросы по социометрическому исследованию:

1. Кого бы ты пригласил на своё день рождение?

2. С кем бы ты из класса пошел в поход?

3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Cоциоматрица 2 «а» класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

Аркасова

3

3

3

2

Балан А

1

3

1

1

1

1

3

Баранов Р

2

2

2

4

Баталов Р

1

2

1

3

1

5

Беляцкая П

1

1

1

2

2

2

6

Гнездилов Г

2

1

2

2

2

7

Громыко И

3

3

3

8

Зеленова А

3

3

3

9

Карначенко Д

1

3

1

1

2

10

Климова Д

1

1

2

2

11

Кондрашова Т

1

2

2

3

1

12

Кривогорницы

3

2

1

1

13

Кудреватых В

1

1

2

14

Кудреватых Ф

3

2

3

1

15

Курчейко А

3

16

Мусаев Д

2

2

3

2

17

Наседкин А

1

3

3

18

Осипов Яр

2

2

1

2

3

19

Перевалов Е

3

3

3

20

Преина О

2

2

1

1

2

1

21

Рубченкова А

3

1

2

1

2

22

Скворцов В

3

3

2

23

Тяпкина А

2

3

3

24

Царицын М

1

2

3

2

Рейтинг

12

2

6

8

10

26

2

3

2

0

28

11

2

6

5

8

3

5

0

6

15

8

18

10

Cоциоматрица 2 «в» класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Блинова П

1

1

2

3

1

1

2

Босак А

1

1

2

1

2

1

1

3

Вахрушев И

1

1

2

3

1

1

4

Галюк К

2

2

2

2

1

5

Голубчикова М

2

1

1

2

1

1

1

6

Дамбуева Т

3

1

1

1

3

7

Демидов И

1

2

1

2

1

1

1

8

Демина А

2

2

1

3

1

9

Иванченко В

1

1

3

3

1

10

Кожевник-

ова А

1

1

2

1

1

3

11

Константинов

1

2

2

2

2

12

Маслов А

1

1

2

1

2

1

1

13

Милюткина О

1

2

2

1

1

2

14

Никифорова Н

2

1

1

1

11

11

15

Огородникова

3

1

2

3

16

Оленникова Е

3

3

3

17

Румачик Ю

3

3

3

18

Слизаков И

2

2

2

1

2

19

Шушарин И

1

1

3

3

1

20

Яцко В

2

1

2

3

1

Рейтинг

10

5

8

0

1

10

2

13

12

6

16

6

6

8

20

4

17

14

16

6

36