Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра изобразительного искусства

Курсовая работа

на тему:

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения.

Работу выполнила

студентка 625 группы

Иванова Н. И.

Научный руководитель

Рапейко Н. А.

Петрозаводск

2013

Оглавление:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Основные положения.

1.1. Понятие шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Этиология и патогенез шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 2. Особенности развития детей с шизофренией.

2.1. Основные симптомы ранней детской шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2. Основные формы шизофрении у детей и подростков. . . . . . . . . . . . 10

Глава 3. Работа с детьми с шизофренией.

3.1. Лечение заболевания шизофрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.2. Прогностические критерии при шизофрении у детей и подростков. . . 16

3.3. Рекомендации в отношении учебы и труда для детей с заболеванием шизофрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Введение.

Прогноз шизофрении, начавшейся в детском возрасте, значительно менее благоприятен, чем у взрослых. Актуальность исследований шизофрении определяется рядом причин. До сих пор неясна этиология шизофрении, в связи с чем весьма ограничена первичная (истинная) профилактика заболевания, и на настоящем этапе интерес исследователей направлен на разработку оптимальных методов терапии, предотвращения рецидивов во время ремиссий и развития шизофренического дефекта. Изучению этиопатогенеза шизофрении посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствующие о значимости как наследственно-обусловленных, так и психогенных факторов в возникновении эндогенных психических расстройств.

14 стр., 6862 слов

Основные этапы развития средневекового искусства

... развитию искусства этого государства на различных этапах, глава 3 - средневековое искусство на территории России и Беларуси, и заключение, в котором подвожу итоги. ГЛАВА 1 ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 1.1. Романский стиль Средневековое искусство Западной ... данной курсовой работы. Моя цель – изучить искусство средневековья и его особенности. Задачи: подробно ознакомиться с искусством ...

Шизофренией страдает около 1 % населения Земли. Этот процент не зависит от доходов, политической системы, расы и национальности. На 50 % заболевание имеет генетичекую основу. При этом шизофрения считается полигенным заболеванием, на сегодня изучено влияние только нескольких генов на развитие шизофрении, но о рисках и прогнозе болезни уже можно говорить. 

Объект исследования – психическое развитие детей.

Предмет исследования – особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения.

Были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность исследуемой темы. В первой главе рассматривается теоретическое обоснование заболевания, а также факторы, влияющие на возникновение заболевания. Во второй главе представлены особенности развития детей с заболеванием шизофрении, симптомы и основные формы заболевания, встречающиеся у детей. В третьей главе представлены методы работы с такими детьми: основные методы лечения заболевания, прогностические критерии при шизофрении у детей и подростков, психопрофилактика и реабилитация, а также рекомендации в отношении учебы и труда для детей с данным заболеванием. В заключении представлены основные выводы по результатам проведенного исследования и определяются перспективы проведения дальнейшей работы.

Глава 1. Основные положения

1.1.Понятие шизофрении.

Шизофрения — это болезнь головного мозга, которая нарушает способность человека правильно мыслить, контролировать свои эмоции, принимать решения и общаться с другими людьми. Шизофрения не является результатом плохого обращения родителей с ребенком или слабости нервной системы, а возникает, по всей вероятности, из-за нарушений химических процессов в головном мозге. Большинство больных шизофренией не представляют опасности для окружающих, даже несмотря на то, что их поведение может выглядеть странным или непредсказуемым.( «Психиатрия» О.В. Кербиков, М.В. Коркина, Р.А. Наджаров, А.В. Снежневский.)

Вопреки бытующему мнению, шизофрения – это не «раздвоение личности». Шизофрения – это душевное расстройство, тип психического заболевания, при котором человек не может отличить реальность от воображения. Время от времени люди с психическими расстройствами теряют связь с реальностью. Мир может выглядеть как беспорядочная смесь путаных мыслей, образов и звуков. Поведение людей больных шизофренией может быть очень странным и даже шокирующим. Внезапные изменения личностного и поведенческого характера, которые случаются когда больные теряют связь с реальностью, называются психотическим эпизодом.(Информационный портал «Медицинский портал eurolab» http://www.eurolab.ua/schizophrenia/1334/1335/13258/)

13 стр., 6481 слов

Повышение качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями

... 3. Охарактеризовать повышение качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями Глава 1. Теоретические основы изучения качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями 1.1 Общая характеристика понятия " ... для инкурабельных (неизлечимых) онкологических больных повышение качества жизни является основной и, пожалуй, единственно выполнимой задачей оказания помощи этой тяжелой категории ...

Название «шизофрения» дал этой болезни Э. Блейлер, который обнаружил её наиболее существенный признак — группу нарушений психики, проявляющихся в расстройствах восприятия, мышления, эмоций, поведения и «расщепления психики». Последняя характерная особенность и есть перевод с греческого языка термина «шизофрения», который происходит от двух корней — «расщепляю» и «душа», или «ум». Имеется целый ряд клинических признаков, а также нейрохимических, психологических, нейрофизиологических; существует целый ряд теорий шизофрении, но ни одна из них не может полностью объяснить все проявления этого заболевания, так как этиология шизофрении остаётся неизвестной.

В настоящее время наиболее адекватным является синдромальный подход к изучению психофизиологии шизофрении, в соответствии с которым больные могут быть разделены на группы по преобладанию позитивных или негативных симптомов. К позитивным симптомам относятся бред и галлюцинации, которые иногда определяют как синдром «нереальности», а также тревожность и повышенная эмоциональная напряженность, которые можно выделить как «активный синдром». К негативным симптомам относятся эмоциональное уплощение, социальная изоляция и обеднение, или «дефект» личности. Больные первой группы, характеризующиеся острой симптоматикой, имеют более сохранную психику и лучший прогноз, чем больные второй группы, которые, как правило, имеют длительное хроническое или особо неблагоприятное течение с быстро развивающимся дефектом личности; эти больные хуже поддаются терапии и имеют неблагоприятный прогноз.( «Психофизиология» под редакцией Ю.И. Александрова, 3-е издание.)

К счастью, шизофрения у детей встречается редко, поражая только одного ребенка на 40,000, при этом у взрослых до 1 человека на 100. Дети с шизофренией испытывают трудности в быту. Начальные стадии заболевания проявляются в том, что ребенок испытывает проблемы, которые связаны с концентрацией внимания, нарушением режима сна, учебой, а также с нежеланием общаться. Развитие болезни характеризуется бессвязной речью, ребенок начинает видеть или слышать вещи, не видимые и не слышимые окружающими. Также могут проявляться некоторые симптомы, в связи с которыми их можно спутать с детьми, страдающими аутизмом или другими распространенными пороками развития, которые встречаются у 1 на каждые 500 детей. Несмотря на то, что детей с шизофренией лечить сложнее и прогноз для них хуже, чем для пациентов, шизофрения которых началась во взрослом возрасте, исследователи считают, что многим детям с шизофренией можно помочь новым поколением нейролептических препаратов.(Информационный портал «Медицинский портал eurolab» http://www.eurolab.ua/schizophrenia/1334/1335/13258/)

6 стр., 2982 слов

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний ...

... подростков - Стр 16 Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков - Стр 17 психического инфантилизма. Реже возникает необходимость дифференцировки ... и бредового настроения. Изучение динамики подобных ипохондрических страхов при шизофрении свидетельствует об их частом переходе у детей старшего возраста и подростков в более завершенные феномены ипохондрического ...

1.2. Этиология и патогенез шизофрении

Шизофрению относят к болезням наследственного предрасположения, реализации которого часто, но не всегда способствуют различные внешние вредности.

О значении наследственной отягощенности в развитии шизофрении прежде всего свидетельствуют многочисленные клинико-генетические исследования. Такие исследования показали, что среди кровных родственников больных шизофренией доля лиц, также страдающих шизофренией или являющихся шизоидными психопатами, существенно выше, чем среди родственников здоровых людей.

Определенное значение в развитии шизофрении придаётся преморбидным особенностям личности. Значительная часть больных шизофренией до начала заболевания обладают шизоидными свойствами разной степени выраженности.

Фактор пола существенного влияния на возникновение шизофрении не оказывает: распространённость шизофрении среди мужчин и женщин одинакова. В то же время у женщин течение болезни в целом более благоприятное, доля приступообразных форм шизофрении у них выше, тогда как у мужчин выше доля непрерывнотекущих форм.

Неблагоприятным внешним воздействиям ситуационного и биологического порядка отводится провоцирующая, «выявляющая» роль в развитии шизофрении. Среди таких провоцирующих факторов особенно актуальны острый эмоциональный стресс, острые соматические и инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, роды, в том числе физиологические.

Психологические и биологические вредности часто предшествуют манифестации шизофрении. Однако у значительной доли больных шизофрения возникает спонтанно (без предшествующих стрессовых воздействий).

Шизофрения нередко развивается на измененной биологической или социально психологической почве (церебрально-органическая недостаточность, алкоголизм, наркомании, затяжные соматические заболевания, хронические психотравмирующие ситуации).

В основном признаётся патопластическое влияние измененной биологической и социально психологической почвы, т. е. влияние на клиническое оформление шизофрении и в известной мере на её динамику. Вместе с тем, нельзя исключить и определенного участия этих изменений в выявлении болезни. («Странности нашего мозга.» Стивен Джуан.)

Высказывалось суждение, что значение имеет не сам наследственный фактор, а воспитание детей в семье, где один из родителей болен психозом или был наделен тяжелыми психопатическими чертами. Особенно обращали на себя внимание матери подростков, заболевших шизофренией. Появился даже специальный термин «мать шизофреника»— schizophrenic mother. Такая мать обычно лидирует в семье и наделена чертами характера, сходными с паранойяльной акцентуацией. Она некритична к состоянию и поведению больного, предъявляет врачам невыполнимые требования, подозрительна, вязка, неспособна перенести разлуку с больным при его госпитализации, с которым у нее устанавливается «симбиотическая связь»— патологическая взаимозависимость, с ее стороны сочетающая сверхопеку со скрытыми элементами эмоционального отвержения. Отношение самого больного подростка к матери бывает амбивалентным: нелепые требования, черствость и холодность могут сочетаться с привычной зависимостью от матери, и бурный протест на госпитализацию может отражать реакцию на непривычную разлуку с ней. Типичная «мать Шизофреника» чаще встречается при вялотекущей и непрерывно-прогредиентной шизофрении и редко — при шизоаффективном психозе.  Психопатоподобные расстройства при шизофрении нередко сочетаются с особым воспитанием до болезни — доминирующей гиперпротекцией в ригидной псевдосолидарной семье с жестко регламентированными внутрисемейными отношениями. В такой семье господствуют не эмоциональные привязанности, а привычка друг к другу, ставшая неотъемлемым укладом жизни.  Однако значение семейно-ситуационных факторов относительно. Установлено, что частота заболевания шизофренией у детей от родителей, больных этим заболеванием, приблизительно одинакова независимо от того, выросли ли они в родительской семье или с раннего детства воспитывались приемными здоровыми родителями. Известны случаи шизофрении у подростков из вполне гармоничных семей при правильном воспитании и без каких-либо явных или скрытых психических травм. И, наоборот, в таких же неблагоприятных условиях сиблинги могли вырастать здоровыми. Считается, что вообще вероятность заболевания шизофренией родных братьев и сестер — около 15 %.( Информационный портал » Научного центра психического здоровья РАМН» http://www.psychiatry.ru/lib/55/book/11/chapter/5)

21 стр., 10224 слов

Программа психологической помощи ребенку в ситуации хронической болезни

... болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г.А., Михеева А.А., Коваленко Н.А. и др.). В связи с этим является актуальным разработка программы психологической помощи детям, имеющих хронические заболевания. ... ситуации развития в условиях болезни складывается из различных форм личностного переживания кризисов. Динамика кризиса развития в условиях хронического заболевания зависит, ...

Патогенез шизофрении фактически остается неясным, хотя проведены тысячи исследований этой проблемы.

К настоящему времени у больных шизофренией выявлены многообразные патологические изменения разной степени постоянства и достоверности на нейрофизиологическом, биохимическом, анатомическом, клеточном уровнях. Однако сформулировать и убедительно обосновать концепцию патогенеза шизофрении не удается.

Обнаружены многообразные патоморфологические изменения в различных мозговых структурах. Выявлено некоторое увеличение объема желудочков мозга у больных шизофренией. Найдены различные патологические изменения в нейронах, особенно 3, 5, 6 го слоев коры головного мозга. Однако связать с этими и другими изменениями патогенез шизофрении пока не удается.

Основной вопрос в проблеме этиологии шизофрении — это вопрос о соотношении особенностей или свойств организма, объединяемых термином «предрасположение», и свойств воздействующей на организм вредности. Обозревая развитие взглядов на него за последние два десятилетия, следует со всей определенностью отметить, что значение, которое придается наследственному предрасположению, падает, тогда как значение, приписываемое гипотетической шизогенной вредности, возрастает. Шизофрения уже перестала трактоваться как эндогенное, растущее только из конституции или из предрасположения заболевание.(Информационный портал » Национальная психологическая энциклопедия » )

Глава 2. Особенности развития детей с шизофренией

2.1. Основные симптомы ранней детской шизофрении.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема ... развития одарённых детей. Общее и специфическое в развитии когнитивной сферы одарённого ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. ...

Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт – мокрые пеленки, одиночество, громкий шум – и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость “коммуникативных связей”, эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием “ищущего” взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность “комплекса оживления” на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее – в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Наибольшую прогностическую информативную ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в моторике и могут рассматриваться как неблагоприятные. («Справочник психотерапевта.» А. А. Дроздов, М. В. Дроздова.)

В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Очень высок уровень реактивного общения при дефиците инициативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма.  Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в “играх с правилами”, которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... умерших, Дж.Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный ... на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать важнейшие открытия ...

В этот период ведущей деятельностью является учебная – в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.

В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими. Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности. (» Шизофрения у детей и подростков.» М. Ш. Вроно)

2.2. Основные формы шизофрении у детей и подростков

Существует несколько форм шизофрении у детей и подростков. А.И. Селецкий выделяет следующие:  1.Кататоническая форма :

В отдельных случаях характеризуется нарастающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действительности и депрессией, но чаще при ней отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм и отказ от пищи и речевого контакта. Эта форма шизофрении часто проявляется в остром виде, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками и другими предметами, размахивание руками. Потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок может забиваться в угол, не реагировать на окружающих и не отвечать на их вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые продолжительными ремиссиями, причем этот переходы совершаются внезапно для окружающих. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, при данной форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.

2.Гебефреническая или юношеская форма шизофрении:

Характеризуется медленным течением шизофрении, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается исподволь, с появления жалоб на рассеянность, острую головную боль и бессонницу. После начала таких жалоб могут пройти месяцы и даже годы, поэтому окружающие больного люди часто не могут установить время начала болезни. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Постоянными симптомами этой формы болезни являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность к чудачеству, гримасничанью и кривлянью. При этой форме также нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный и изменчивый характер, и придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособность больного сохраняется, но является чрезвычайно пониженной. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И.В. Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняется ее возникновением в юношеском возрасте, вследствие чего клетки коры больших полушарий головного мозга легко погибают. 3.Простая форма шизофрении:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Начинается в любом возрасте, но чаще встречается в детские годы и реже – в юношеские. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональное безразличие, замкнутость и снижение показателей, связанных с интеллектом. Эпизодически возникают галлюцинации и параноидное состояние, сопровождающиеся злобной агрессивностью по отношению к родным и близким людям, которые обычно настойчиво требуют, чтобы ребенок посещал школу. Больные уходят из дому, проводят время в бесцельных скитаниях по улицам, вовлекаются в антиобщественные поступки. Близкие начинают отмечать болезненное состояние только тогда, когда оно достигает значительного развития, проявляясь аффективной тупостью, немотивирован-ным упрямством и нелепыми рассуждениями. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем более значительный интеллектуальный ущерб будет нанесен. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя к оскудению психики, апатическому слабоумию.

4.Привитая форма шизофрении:

Наблюдается у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку в психическом развитии, преимущественно олигофрению. До начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взрывы раздражительности, перенесенные заболевания необъяснимой этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и т.д. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологического процесса и приводит, особенно при возникновении заболевания в раннем детском возрасте, к остановке в умственном развитии.

Течение и исход этих форм шизофрении могут заканчиваться выздоровлением, длительной ремиссией, апатическим слабоумием.(» Шизофрения у детей и подростков.» М. Ш. Вроно)

Глава 3. Работа с детьми с шизофренией

3.1. Лечение заболевания шизофрения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Выбор методов лечения детской шизофрении зависит, прежде всего, от возраста ребенка и его психофизиологических особенностей, определяющих чувствительность организма к терапевтическому воздействию и его переносимость. Чем младше ребенок, тем более ограничены возможности лечения, так как не исключены непредвиденные реакции на те или иные препараты, особенно на транквилизаторы, возможно возникновение осложнений и побочных явлений.

При лечении детской шизофрении широко используются нейролептики, однако их применение нередко сопровождается серьезными побочными эффектами. Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимо использовать также и психосоциальные методы лечения, к которым относятся тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы.( Информационный портал психологического центра «МАЦПЕН» http://www.matzpen.ru/)

Методика лечения:

1.Когнитивно-поведенческая терапия.

Детская шизофрения – болезнь генетическая. Она не распространяется путем заражения от общения с больными людьми. Развитию шизофрении, заложенной на генетическом уровне, могут предшествовать различные факторы, дополняющие и увеличивающие риск заболевания. Сильный продолжительный стресс, психотравмы, агрессия по отношению к матери во время ее беременности,  неблагоприятная экологическая среда и т.п.

Поэтому психотерапевты используя когнитивно-поведенческую психотерапию,  работая с ребенком и родителями, выясняют все тонкости и природу развития этого заболевания у ребенка и в процессе сеансов корректируют причины спровоцировавшие развитие шизофрении. Специалисты по когнитивной терапии обучают больных шизофренией, как проверять соответствуют ли реальности их мысли и ощущения, как «не слушать» голоса и как стряхнуть с себя сковывающую их апатию. Постепенно, ребенка готовят к полноценному социальному образу жизни, прививая ему навыки адекватного восприятия окружающего мира. Ребенок учится правильно воспринимать речь и эмоции окружающих его людей, адекватно им отвечать, строить реальные планы на будущее, а главное осознавать, в чем проявляется его болезнь и предотвращать ее симптомы. Это лечение эффективно облегчает симптоматику и снижает риск рецидивов.

2.Психодинамическая психотерапия.

Начало психодинамической психотерапии положил австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Поддерживающая психотерапия психодинамической ориентации дает ребенку психологическую поддержку в обычной жизни при взаимодействии его с обществом здоровых детей,  которые, как правило, из-за  своей детской жестокости, не принимают в свое общество тех, кто ведет себя иначе, чем это принято. Поскольку подобное отвержение приводит ребенка в смятение и нежелание жить среди здоровых детей, психотерапия помогает с этим справиться и является незаменимым элементом лечения, особенно на этапе реабилитации и обучения общения со здоровым обществом. Кроме того, психотерапевт помогает ребенку принять факт болезни, научиться строить свою жизнь с учетом шизофрении, справиться с депрессией, победить страх и желание отказаться от всех внешних контактов, нередко возникающее у больных, страдающих этим заболеванием.

3.Семейная консультация.

Инструктаж членов семьи,  с целью обучения правильному общению с больным ребенком и оказанию действенной помощи на пути его возвращения к обычному образу жизни, занимает одну из важных и ключевых задач при лечении детской шизофрении.

С родителями проводятся отдельные сеансы, которые помогают им в дальнейшем взаимодействовать с ребенком и учат справляться с приступами и симптомами заболевания. У родителей появляются необходимые инструменты для правильного психологического подхода к ребенку, по способам контакта и правильному поведению с ним, а также по его особенностям мышления и реакция. Умение близких помочь и правильно контактировать с больным положительно влияет на течение заболевания.

4.Медикаментозная поддержка при детской шизофрении.

Медикаментозное лечение, оказывающее успокоительное действие на организм и психику, позволяет ребенку вести обычную жизнь. Но, медикаменты, использующиеся для борьбы с детской шизофренией, которая требует пожизненного лечения даже в период затухания симптомов, также не являются безопасными для детского здоровья. Большинство антипсихотических лекарств, используемых при лечении детей, те же, что используются при лечении взрослых больных шизофренией. Эти медикаменты не являются специально предназначенными для детского лечения в основном потому, что они не были тщательно протестированы.

5.Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс программ, направленных на обучение больных шизофренией способам сохранения независимости как в условиях больницы, так и в быту. Реабилитация сосредоточена на обучении социальным навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам, необходимым в повседневной жизни, таким, как уборка дома, совершение покупок, пользование общественным транспортом и т. п., и непрерывное обучение для тех пациентов, которые хотят закончить среднюю школу, учиться в колледже или закончить колледж; некоторые больные шизофренией успешно получают высшее образование.

Лечение современными медикаментозными препаратами оказывается достаточно эффективным у подавляющего большинства больных шизофренией и перспективы на будущее представляются довольно обнадеживающими. Новейшие экспериментальные исследования в области нейрофизиологии мозга и психофармакологии позволяют надеяться на то, что медикаментозная терапия шизофрении будет еще более эффективной и поможет еще большему числу пациентов. Но полностью избавиться от заболевания все равно не удастся, можно только лишь контролировать симптомы. (Информационный портал научно — диагностического центра клинической психиатрии «Клиника вегетативных расстройств» http://www.psychopro.ru/)

Как родственники и семья могут помочь?

1. Родственники могут стимулировать принятие лекарств, предписанных лечащим врачом.

Часто дети не ощущают потребности в приеме лекарств, в особенности, когда они вновь себя нормально чувствуют. Но принимать таблетки или инъекции, предписанные врачом, необходимо. Родственники могут сыграть важную роль в стимулировании желания сделать это. Этого можно добиться путем поощрения к принятию медикамента.

2. Больной шизофренией чрезвычайно чувствителен к стрессовым ситуациям.

Родственники могут помочь ребенку, попытавшись уменьшить число стресс — факторов или помочь справиться со стрессом. Лучше всего ему можно помочь если самому расслабиться и успокоиться.

3. Жизнь с больным шизофренией может быть очень сложной.

Постарайтесь быть терпеливыми, воодушевляйтесь последовательными изменениями. Не критикуйте, не наказывайте человека, не оправдавшего ваших ожиданий. Это отрицательно. Воодушевляйте больного пытаться и хвалите за достигнутые успехи. Это положительно.

4. Разрешение семейных проблем.

Жизнь с больным шизофренией может сопровождаться некоторыми напряженностями дома. Сторонние проблемы могут иметь более выраженный характер. Иногда бывает полезно собрать семью и обсудить положение вещей. Будьте честны относительно других членов семьи.(Информационный портал «Общество семейных консультантов и психотерапевтов»http://www.supporter.ru/pages.php?idr=14&id=289&pageid=2)

3.2. Прогностические критерии при шизофрении у детей и подростков.

Детский мозг характеризуется, с одной стороны, хрупкостью, ранимостью функций, вследствие чего любой патологический процесс ведет к задержке его дальнейшего развития, с другой стороны — выраженной способностью к компенсации в процессе роста и развития ребенка. Существуют неутешительные прогнозы. Превалируют явления задержки и остановки дальнейшего развития, с годами ребенок теряет приобретенные им до болезни знания, навыки и формы поведения и его состояние уже трудно отличимо от олигофрении.

Если болезнь не остановилась в развитии, она по мере роста ребенка все более приобретает клинические признаки обычной шизофрении. Самый худший прогноз имеет кататонический синдром, исход — состояние выраженного слабоумия. У подростков происходит увеличение гебефренических проявлений. Таким образом, в каком бы возрасте ни началась шизофрения и как бы она не протекала рано или поздно наступает тяжелый дефект психики, нарушающий возможность больного самостоятельно жить в обществе; они нуждаются в систематической психиатрической и дефектологической помощи. И лишь у четверти заболевших удается достичь стойкой ремиссии, но только при своевременном обращении за медицинской помощью и при необходимом лечении. («Шизофрения у подростков.»А. Е. Личко.)

Первичная и вторичная психопрофилактака и реабилитация.

Лечение больных шизофренией детей и подростков создает благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации. С этой целью осуществляются мероприятия по включению больных в коллектив детей в стационаре с последующим постепенным, поэтапным приспособлением их к условиям обычной жизни, воспитанию в массовых или специализированных детских садах и школьному обучению. Важное место в мероприятиях по социальной адаптации принадлежит разъяснительной работе с медицинским персоналом, педагогами и родителями, задачей которой является обучение способам установления контакта с больным ребенком, приемам вовлечения его в индивидуальные и коллективные игры, трудовые процессы и учебные занятия. Важный раздел программы социальной адаптации — перевоспитание больного ребенка, формирование у него новых, здоровых форм поведения, нового отношения к учебе, труду, повседневным обязанностям.

Для профилактики шизофрении серьезное значение имеет предупреждение браков между больными этим заболеванием, поскольку риск заболевания детей в этом случае возрастает до 38-68%, в то время как при наличии одного больного родителя он составляет 14%. Изучение особенностей психического развития потомства больных шизофренией родителей возможность манифестации заболевания значительно повышается при признаках дизонтогенеза по искаженному и задержанному типу, наличии ‘’разлаженности’’ поведения, повышенной склонности к психогенным реакциям. Диспансерное наблюдение за такими детьми, коррекция их неправильного воспитания, предупреждение возникновения и тяжелого течения инфекционных заболеваний могут в той или иной степени предупреждать манифестацию болезни. Вторичная профилактика (т.е. предупреждение рецидивов и клинически неблагоприятного течения ) шизофрении у детей и подростков состоит в возможно более раннем выявлении заболевания с помощью профилактических массовых осмотров детей в школах и дошкольных учреждениях, а также в проведении длительной так называемой поддерживающей терапии больных детей после их лечения. («Шизофрения у подростков.»А. Е. Личко.)

3.3. Рекомендации в отношении учебы и труда для детей с заболеванием шизофрения

При психопатоподобных и неврозоподобных расстройствах главной задачей остается по возможности удержать подростка в среде труда, учебы, активной жизни. В зависимости от состояния и поведения подростки могут продолжать учебу или в обычной школе (или с облегченным режимом — сокращенный учебный день, дополнительные выходные дни), или в вечерней школе (с освобождением от работы), или даже проходить обучение на дому (практикуется до 8-го класса).  Вопрос об учебе в средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать интересы как больного, так и общества в целом. Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов. Даже при хороших и стойких ремиссиях риск рецидива все же достаточно высок, возможны также психогенные декомпенсации в стрессовых ситуациях; поведение больных в этих обстоятельствах трудно предсказуемо. В связи с этим, с точки зрения общественных интересов, неоправданно будет приобретение профессии, при которых в случаях рецидива совершаемые по болезненным мотивам действия больного могут создать угрозу для жизни других людей или иные опасные ситуации. 

В остальном при удовлетворительном состоянии перед больным не должны ставиться формальные преграды, обусловленные диагнозом «шизофрения». Подобный официальный диагноз в таких случаях может существенно препятствовать социальной адаптации. По данным московских диспансеров, среди тех, у кого в подростковом и послеподростковом возрасте был поставлен диагноз вялотекущей шизофрении, т. е. у кого преобладали психопатоподобные и неврозоподобные расстройства, с годами у 31 % этот диагноз был снят в реабилитационных целях. С другой стороны, оказалось также, что, судя по записям в историях болезни, диагноз вялотекущей шизофрении в 60 % явно маскируется каким-либо другим. Обучение в ПТУ не рекомендуется и обычно не удается. Профессиональную подготовку лучше осуществлять по пути индивидуального ученичества — в коллективе взрослых такие подростки легче адаптируются. 

При аффективных расстройствах при хороших полноценных интермиссиях в отношении учебы и выбора профессий не должно быть чрезмерных ограничений, кроме обстоятельств, указанных выше, учитывая, что риск повторных фаз остается достаточно высоким. После перенесенной фазы психотического уровня первые полгода лучше вообще избегать интенсивных учебных нагрузок, особенно участия в конкурсах. Если же наступают частичные ремиссии, например по тимопатическому Типу, то реабилитационная тактика должна быть такой же, как при психопатоподобных расстройствах. 

При параноидных и инкогерентных расстройствах рекомендации в отношении учебы и труда зависят от качества ремиссии и необходимой поддерживающей терапии. Нужно всячески стремиться к тому, чтобы подросток получил неполное среднее (8 классов) и даже среднее образование. При полных ремиссиях и когда для их поддержания достаточны небольшие дозы психотропных средств, возможно бывает обучение в обычной школе. При большой вялости от нейролептиков можно рекомендовать принимать их только во вторую половину дня и на ночь, на утро назначать пирацетам. При неполной ремиссии или когда поддерживающая терапия нейролептиками сопровождается выраженными побочными действиями, лучше практиковать обучение по облегченной программе — в обычной школе с сокращенным числом уроков, с дополнительным выходным днем, или в вечерней школе, или индивидуальное обучение на дому. Занятия должны быть равномерными, без искусственных напряжений — от экзаменов следует освобождать.  Обучение в ПТУ также не рекомендуется. Профессию лучше приобретать по пути ученичества на предприятиях, особенно там, где работает кто-то из близких. Поступление в высшие и средние специальные учебные заведения (если будущая профессия не создает повышенный риск рецидива и если рецидив заболевания не грозит при данной профессии социально опасными ситуациями) может быть рекомендован только при полных и стойких ремиссиях — не менее чем через год с момента, как полная ремиссия установилась. Попытки поступления лучше делать после того, как подросток предварительно включился в более облегченную систему обучения: прошел подготовительное отделение, повторил программу последнего класса. Напряженные занятия, конкурсные экзамены без предварительной учебной тренировки и вскоре после того, как установилась ремиссия, грозят ухудшением состояния и возможностью рецидива.  При неполных ремиссиях после завершения восьмилетнего образования или при достижении 16-летнего возраста рекомендуется трудоустройство. Нужно стремиться к тому, чтобы больной приобрел несложную, не требующую напряженного труда профессию. Иногда это удается достичь только в лечебных мастерских при психоневрологических диспансерах, но иногда оказывается возможным и на обычной работе, особенно если вместе с подростком трудится кто-либо из его родных.  Важно, чтобы в период ремиссий, даже неполных, подросток не оставался без дела, не был предоставлен праздности. Отдых после больницы не должен быть продолжительным (кроме привычного летнего периода).  При апатоабулических расстройствах вовлечение в учебу и труд удается только при нерезко выраженных изменениях личности и при поддерживающей терапии активирующими психотропными средствами. В этих случаях рекомендации те же, что и при неполных ремиссиях после приступов с параноидными и инкогерентными расстройствами. Следует только особо подчеркнуть вред безделья и праздности при апатоабулических расстройствах. Такие больные не могут сами чем-то занять себя. Они нуждаются в постоянном стимулировании в отношении активности, труда, учебы по облегченной программе, в отношении выполнения домашних поручений, даже в том, чтобы следить за своей одеждой и чистотой тела. 

При тяжелых апатоабулических и гефебренических расстройствах ни учеба, ни систематический труд не удаются. При улучшении состояния следует попытаться втянуть больного хотя бы в какие-нибудь простые занятия. («Шизофрения у подростков.»А. Е. Личко.)

Психиатрическая экспертиза при направлении в специальные воспитательные учреждения

Специальные учреждения — интернаты (с обучением до 8-го класса включительно) и ПТУ с режимом интернатов — созданы для делинквентных подростков, правильное воспитание которых в семье или в обычных интернатах оказалось неосуществимым. Направление в эти специальные учреждения осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних при районных и городских советах народных депутатов. 

Однако делинквентное поведение может быть не только следствием семейно-педагогической запущенности, но и проявлением медленно развивающегося психического заболевания, в особенности это относится к психопатоподобным расстройствам при шизофрении. В больших городах в работе комиссий по делам несовершеннолетних обычно принимает участие подростковый психиатр психоневрологического диспансера, в задачу которого входит не пропустить случаи, подозрительные в отношении возможности психического расстройства, и направить такого подростка на обследование. Подозрение в отношении возможного психического расстройства может возникнуть и у родителей, и у инспекторов по делам несовершеннолетних, и у самой комиссии при беседе с подростком. В этих случаях в установленном порядке они могут обратиться в психоневрологический диспансер. В случае надобности подросток диспансером может быть направлен на обследование в психиатрическую больницу или в полустационар. 

Если подросток с начинающимся психическим заболеванием окажется в специальном воспитательном учреждении, то он лишится необходимого лечения, что особенно неблагоприятно при дебютах этих заболеваний, способствует их дальнейшему развитию, вплоть до инвалидизации. Кроме того, больной подросток обычно оказывается неспособным адекватно реагировать на педагогически обоснованные для здоровых воспитательные меры и может дезорганизовать работу воспитательных учреждений. 

Все случаи, где в стационаре или полустационаре диагностирована шизофрения, независимо от формы и стадии заболевания, являются противопоказанными для направления в специальные воспитательные учреждения. Состояние ремиссии, даже хорошей и стойкой, также не должно служить исключением, так как помещение в специальное воспитательное учреждение может оказаться причиной рецидива и необходимости возобновления лечения психотропными средствами. Как противопоказания также следует рассматривать случаи, где диагноз остается неясным и необходимо продолжительное наблюдение для дифференциального диагноза между вялотекущей психопатоподобной шизофренией и психопатиями и иными непсихотическими нарушениями. 

Заключение о том, что по своему психическому состоянию подросток не должен быть направлен в специальное воспитательное учреждение, а помещен для обследования и лечения в психиатрический стационар или полустационар или взят под наблюдение подростковым кабинетом психоневрологического диспансера, делается врачебно-консультационной комиссией (ВКК) в лечебном учреждении, где проводится обследование подростка. («Шизофрения у подростков.»А. Е. Личко.)

Заключение

Биологическая незрелость всех функциональных систем ребенка, взаимодействие физиологических факторов роста и патологических болезней ведут к своеобразию клиники ранней шизофрении. Ее исследование по этой причине представляет сложную задачу и требует длительных динамических наблюдений одних и тех же групп больных. Этим можно объяснить сравнительно медленное накопление материала по ранней детской шизофрении и тот факт, что до настоящего времени обсуждается ее клиническая сущность, нозологическая принадлежность, семейная патология при ней.

Проведя исследования теоретических данных по данной теме, могу сказать, что симптомы последующего развития шизофренического процесса можно выявить на ранних этапах развития ребенка. Процесс, начавшийся в первом критическом периоде, ведет к глубоким изменениям в онтогенезе ребенка.

Таким образом, развитие шизофренического процесса часто приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, нарушениям поведения, социальной дезадаптации. Поэтому очень важны реабилитационные мероприятия, направленные на оздоровление микросоциального окружения, вовлечение больного в трудовые процессы. 

Из-за того, что на данный период времени накоплено недостаточное количество знаний о данном заболевании, полностью от него излечиться невозможно. Можно лишь контролировать его проявления при помощи медикаментозных средств, психотерапии, при помощи семейной консультации и поддержки со стороны родственников, медицинских работников и педагогов-специалистов.

Роль семьи и педагогов в реабилитации детей очень важна, так как на первых годах жизни ребенок очень тесно взаимодействует как с одними, так и с другими. Роль семьи в этиологии шизофренических неврозов широко признана. Весьма обширна литература, посвященная роли и значению родительской семьи в воз­никновении данного заболевания. Показано, что за­болеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался, стиля, типа воспитания. Такие дети часто вынужденно воспитываются дома, поскольку всякая попытка помещения их в детское дошкольное учреждение приводит к бурной эмоциональной реакции с последующим возобновлением или углублением психических расстройств либо с растянутой на многие месяцы цепочкой простудных инфекций и других соматических заболеваний, являющейся проявлением «маскированной депрессии» со снижением жизненного тонуса. И все же наиболее глубокая дезадаптация наступает не в дошкольном, а младшем школьном возрасте — в 1-2 классах, когда неконтактность ребенка, повышенная чувствительность, формальность и эгоцентризм, оказываются полностью противоречащими дисциплинарными требованиям и условиям деятельности детского коллектива. Именно здесь и вступает в процесс педагог, он должен подобрать правильный подход к такому ребенку, должен войти к нему в доверие и помочь справиться с неврозами, помочь стать частью ученического коллектива, а также должен научить его взаимодействовать с этим коллективом.

Список используемой литературы:

1. «Психофизиология» под редакцией Ю.И. Александрова, 3-е издание.2007 г.

2. «Странности нашего мозга.» Стивен Джуан.2011 г.

3. «Справочник психотерапевта.» А. А. Дроздов, М. В. Дроздова.2005 г.

4. » Шизофрения у детей и подростков.» М. Ш. Вроно.1971 г.

5. » Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.» Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф.1991 г.

6. «Психиатрия» О.В. Кербиков, М.В. Коркина, Р.А. Наджаров, А.В. Снежневский.1968 г.

7. Информационный портал психологического центра «МАЦПЕН» http://www.matzpen.ru/

8. Информационный портал научно — диагностического центра клинической психиатрии «Клиника вегетативных расстройств» http://www.psychopro.ru/

9. «Шизофрения у подростков.»А. Е. Личко.1989 г.

10. Информационный портал «Общество семейных консультантов и психотерапевтов»http://www.supporter.ru/pages.php?idr=14&id=289&pageid=2

11. Информационный портал «Медицинский портал eurolab» http://www.eurolab.ua/schizophrenia/1334/1335/13258/

12. Информационный портал » Национальная психологическая энциклопедия »

13.Информационный портал » Научного центра психического здоровья РАМН» http://www.psychiatry.ru/lib/55/book/11/chapter/5

1