Содержание 3

25

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы в изучении соотношения биологического и социального в человеке. 5

1.1. Основные положения биологизаторского подхода. 5

1.2. Основные положения социологизаторской концепции. 9

Глава 2. Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека. 13

1.1. Биологическое начало в человеке. Сущность и значение. 13

1.2. Проявление социального в человеке. Сущность и значение. 15

1.3. Дети-маугли: биологическое проявление без социального начала. 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Выделение в человеке биологического и социального начал – это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Методологической основой такого исследования служит тезис о принципиальной несводимости социального к биологическому. Главная методологическая трудность заключена при этом в необходимости учета соотношения биологического и социального в человеке, т.е. в феномене биосоциального параллелизма. Игнорировать данный феномен сейчас просто невозможно, поскольку само существование человека, этого существа с витальной неполноценностью (по выражению М.Шелера) гарантировано лишь в очень ограниченных пределах изменения стандартного состава и свойств природной среды, а именно выходом за эти пределы и чревато современное воздействие антропогенных факторов на природу. Поэтому проблема соотношения этих двух начал имеет особую актуальность.

Объектом исследования в данной курсовой работе является биологическое и социальное в человеке. Предметом изучения — подходы в изучении соотношения биологического и социального в человеке, их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека.

Целью данной курсовой работы является исследование конкретной диалектики социального и биологического в человеке. Исходя из этой цели, формируются следующие задачи:

3 стр., 1439 слов

Виды сексуальных аддикций. Социальные, биологические и психологические ...

... поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. [6, с.209] Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, ... выше уровень тревоги, депрессии, обсессивно-компульсивных проявлений, а также интерперсональнойсенситивности по сравнению с контрольной ... позднем исследовании приводится цифра в 20 миллионов человек (Соlеmаn-Kеnnеdу, Реndlеу, 2002).[9, с.326] ...

  1. Рассмотреть теоретические основы в изучении проблемы соотношения и взаимодействия биологического и сочиального начал в человеке. Основные положения биологизаторской и социологизаторской концепции.
  2. Изучить проявление биологического и социального начала в человеке и их влияние на поведение и развитие человека.

Гипотеза заключается в том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры. Эти два начала тесно взаимосвязаны и каждое из них играет важную роль в формировании личности человека, его мировоззрения, поведения и т. д.

Исследование проблемы биологического и социального в человеке в данной работе проводится путем изучения каждого из этих начал, его сущности и проявления, значения и роли в развитии и поведении человека.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть, в свою очередь, состоит из 2 глав, каждая из которых делится на 2-3 параграфа.

Глава 1. Теоретические основы в изучении соотношения биологического и социального в человеке.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями.

1.1. Основные положения биологизаторского подхода

Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется.Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся в физиогномику — учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте. [2]Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха.В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование.

На ХVI Всемирном философском конгрессе было немало выступлений в защиту тезиса о «животности» человека. Р. де Кук заявил, что инстинкты якобы вырабатывают суть поведения человека, именно они определяют структуру его психики. Управляя разумом, инстинкты лишают его свободы. По мнению Р. де Кука, в структуре психики инстинкт представлен в сложном взаимодействии с остальными ее элементами. Репродуктивная цель организма, «компонентные инстинкты», переход от элементарного психического процесса к социальной мотивации обуславливают сложное разнообразие психики. Однако основу психических мотиваций и потребностей, считает Р. де Кук, составляют запрограммированные в генах инстинкты.

12 стр., 5846 слов

Генетика поведения: насколько и как гены контролируют поведение личности

... развития и комплекс наук о поведении, включающий психологию, этологию и экологическую физиологию. Задачей этого нового направления стало изучение онтогенеза обширного класса биологических функций организма, именуемых «поведением» ... изучаются механизмы наследования форм поведения, на человеке - статистический и генеалогический ... изменчивости, дальнейшее развитие получило изучение гена и хромосом, ...

В современной западной науке значительно влияние получила так называемая социобиология. Одним из ее основоположников является американский энтомолог Э.О. Уилсон. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками, и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике (они провозглашают генетический детерминизм).Так, английский ученый Айзенк утверждает, что умственное развитие человека на 80 % зависит от генетической программы и лишь на 20 % от социальных условий.

Американский социолог Р. Докинз в книге “Эгоистические гены” провозглашает универсальность эгоизма. Организм он рассматривает как колонию генов, а основным свойством организма (или колонии генов) он считает эгоизм, выводимый из эгоизма генов. Все, что эволюционировало, утверждает он, должно быть эгоистичным. Если мы и встречаем среди организмов проявления альтруизма, то альтруизм все равно оказывается подчиненным эгоизму. Хотя человек и уникален среди живого (в данном отношении), тем не менее, и его эволюция, как и развитие всей цивилизации, направляема “эгоистичным геном”.

Майкл Рьюз в книге “Социобиология: смысл или бессмыслица” утверждает, что агрессия является важным аспектом поведения животных и человека. Главное ее назначение – в приспособлении к окружающей среде, особенно в неблагополучных условиях, когда, например, выявляется ограниченность пищевых ресурсов, территории или других компонентов обеспечения жизнедеятельности общества. В отдельные периоды агрессивность становится наиболее опасной, о чем, по мнению Рьюза, свидетельствуют две мировые войны и угроза новой термоядерной войны. Рьюз считает, что в эволюции всего живого агрессии принадлежит ключевая роль, и что культура лишь изменяет формы ее проявления. Нейтрализовать действие генов, обусловливающих проявление, агрессии у людей, можно только путем селекции и генетического манипулирования. Очевидна научная ограниченность такого рода воззрений на причины происхождения войн и сущность. Любая война, независимо от ее масштабов, средств уничтожения, по своей сущности выступает продолжением политики правящего социального слоя, класса, и, следовательно, дело вовсе не в “вечной” и “неизменной” природе человека, которой якобы присуща “драчливость”, не в существовании особых “агрессивных генов”. С идеей закодированной в человеке агрессивности связана идея биологической обусловленности преступности. Она известна в нескольких вариантах. Есть теория, утверждающая, что причиной преступного поведения человека является наличие аномалий в боте желез внутренней секреции (эндокринная теория обусловленной преступности).

Среди части современных западных социологов получила распространение точка зрения, согласно которой преступность закодирована в генах, т.е. человек рождается преступник. Лишь отчасти, по их мнению, антиобщественное поведение человека зависит от социальных условий.

Тезис о рожденной, закодированной в генах преступности, был подвергнут серьезной критике в отечественной науке. “Прирожденных преступников не бывает, – отмечал академик И. Дубинин, – их психология формируется специфическими элементами окружающей среды. В этом индивидуальные особенности человека играли определенную роль делая его более или менее податливым ко всякого рода отрицательным явлениям, ведущим к антиобщественному поведению” , Признав преступность социальным явлением, тем самым связываем ее с жизнедеятельностью общества и преодолеваем метафизический разрыв меж “добром” и “злом”, осознаем ложность посылки, согласно которой “духовное” порождается “дурным”.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы ... Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены ...

Изучая физический базис личности, американский биолог В.Моттрем абсолютизировал этот базис. В соответствии с данными генетики он указывал, что пол человека формируется хромосомами. Половые гормоны, в свою очередь, оказывают существенное влияние на характер человека. Более того, смысл бытия человека он видит в половой деятельности; его формула: “Пол определяет личность”. Особенности физического строения отдельных личностей, по Моттрему, детерминируют также ход человеческой истории. И он приводит следующий пример: мы не знаем, насколько личность царевича Алексея была сформирован гемофилией, но знаем, что это обстоятельство привело к потерям русских в Первой мировой войне, падению династии Романовых и возникновению СССР.Огромную роль играют биологическая наследственность, природные задатки индивида, особенности его типа высшей нервной деятельности, темперамента, физической внешности. И все же, признавая большое значение в жизни человека генетической программы, академик Н.П. Дубинин отмечал: “За прошедшие тысячелетия генофонд вида сохранился и будет сохраняться в дальнейшем. Прогресс этого вида приобрел социальный характер, благодаря чему эволюция человека на биологическом видовом уровне фактически прекратилась. Современный человек как, явление стал исключительно продуктом истории, сохраняя, разумеется, при этом все необходимые биологические предпосылки для развития психики”.

Среди естествоиспытателей бытует мнение, что возможно целенаправленное изменение природы человека с целью улучшения породы человека при помощи евгеники и генной инженерии. Так, в трудах Мёллера есть программа планируемой евгеники, которая дает возможность «неограниченного прогресса генетической конструкции человека, соответствующего его культурному прогрессу». Но в то же время, неоевгенические проекты создания «нового человека» порочны в социальном плане, поскольку берутся на вооружение расистской идеологией, теорией и практикой геноцида.

Таким образом, представители биологизаторского подхода придают большее значение биологическому началу в развитии и поведении человека, нежели социальному. По их мнению, генетическая структура, заложенная в человеке при рождении, влияет на дальнейшее развитие и поведение человека больше, чем то, что будет в нем заложено обществом.

1.2. Основные положения социологизаторской концепции

В трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект).

Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпретации тезиса К.Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Так, на ХVI Всемирном философском конгрессе в Дюссельдорфе (1978) французский ученый Э. Маркс заявил, что человек, имея животное происхождение, в биологическом плане до сих пор остается таковым. Вместе с тем он является носителем духовного начала. Духовного в неживой природе нет, и она не могла дать человеку того, чего не имеет. Отсюда, по мнению Маркса, следует, что толчок к появлению и прогрессу был вызван вхождением в предковый животный вид особого «оператора», который повел первобытных людей к свободе, к открытию «Я». Благодаря этому человек приобрел культуру, речь, искусство, науку, религию, интеллект. Это произошло в тот момент, когда в животном предке человека биологическая эволюция достигла своего максимального выражения. Апогей биологической эволюции послужил, по Марксу, тем рубежом, за которым начался двойственный процесс становления человека.Философия марксизма исходит из того, что духовное развитие человека хотя и зависит от генной информации, однако в целом осуществляется под определенным влиянием социальной среды. Это – неизменное положение. Суть вопроса в том, что вне общества, вне социальной среды человек не может стать человеком, поскольку в его б логической структуре нет ничего такого, что сделало бы это само по себе.Вот что говорил по этому поводу известный советский философ Э. Ильенков: «Биологически (анатомофизиологически) человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе организм, ребенок так бы и остался чисто биологически организмом-животным. Человеческое же развитие протекает как процесс вытеснения органически “встроенную биологию функций… принципиально иными функциями-способами жизнедеятельности. По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность как индивидуальная совокупность человеческих функциональных органов…». Отсюда ясно, что материалистический подход к психологической деятельности состоит в понимании того, что она в своем развитии определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений, опосредованных через созданные и создаваемые человеком для человека вещи.

2 стр., 755 слов

112.Гетерохронность развития человека в биологическом

... как его внутренний источник. В социальном плане человек также постепенно входит в общество. Все аспекты развития происходят неравномерно сами по ... о возрастном са­мосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Многомерность возрастных свойств ... Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют ...

Общественно-историческая практика и многочисленные исследования показывают, что превращение ребенка в личность происходи при решающем значении взаимодействия его со своим социальным о кружением, в процессе общения в различных коллективах. «Только в коллективе, – писали Маркс и Энгельс, – индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» Стало быть, не в глубинах “внутреннего мира”, а в социальной среде находит человек образцы социального поведения.

Сторонники этой точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей. [8. с. 115]

В то же время, марксисты не отрицают исключительной важности для человека его физиологических, биологических черт и потребностей. Имеют значение природные свойства и силы в человеке, исследуемые биологией, генетикой, психологией, педагогикой. Темперамент, неодинаковая устойчивость к определенным заболеваниям, целый ряд морфологических признаков (цвет глаз, группа крови и др.) наследуются человеком. Однако даже эти признаки наследуются не полностью, а в определенной мере зависят от социальной среды. Такие морфологические признаки, как вес, рост зависят в большей степени от окружающих условий, чем от предков. Важнейшие особенности человека как социального существа – способность производить и использовать орудия труда, членораздельная речь, высокоорганизованный мозг – это продукты развития его как существа общественного.

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... В биологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность, способность направлять эволюцию человека. Ученые ... индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются ... придавать особое значение организации социальной, духовной жизни, нравственным, эстетическим критериям оценки достижений в ...

Марксистское учение о человеке ориентируется на решение задачи создания нового человека как социальной по самому своему существу и лишь с этих позиций оно обращается к биологии и к генетике. Марксистский гуманизм, утверждая развитие богатства человеческой природы как самоцель, ставит в качестве реальной исторической задачи создание условий, обеспечивающих всестороннее — и духовное, и нравственное, и художественное, и физическое (естественное) совершенство человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе социологизаторской концепции лежит идея, в которой социальный фактор играет ведущую роль в развитии и поведении человека. Сторонниками этой точки зрения в основном являются марксисты. И они утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Биологическая же концепция, по их мнению, ложится в основу национализма.

Итак, мы видим, что в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к инстинктам, к тем или иным свойствам генов. Человек – социо-биологическое существо. Без биологической основы существование человека просто невозможно. Но в то же время как личность, он является социологическим по самой своей сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относится ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т.п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны – биологическая и социальная.

Глава 2. Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека

1.1. Биологическое начало в человеке. Сущность и значение.

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение. Естественные потребности — питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства — все это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку также как всему роду животного мира. [3] Биологическая природа — это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Человек рождается, взрослеет, затем стареет и умирает. Биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и — воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, — вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны освободить место для других. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

13 стр., 6010 слов

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

... жизни» - развивал учение о «сверхчеловеке»; - З.Фрейд – представитель психоанализа - сознание человека иррационально, т.е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты, преодолеть свою биологическую природу человек ... не в силах, т.к. источник его проблем не вне его, а внутри и кроется в психике самого человека; ...

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. [6] Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности.

Но за показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Тем не менее, превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека — его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. [12]. Только человеку свойственно размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, строить планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард — всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % — остаются неиспользованными.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек является неотъемлемой частью природы и подчиняется ее законам. Это проявляется в наличии у него биологических потребностей, таких как в еде, питье, отдыхе и т.д. Кроме того, зачастую, например, в экстремальных ситуациях человек действует бессознательно, то есть инстинктивно, что так же является проявлением биологического начала в человеке. Еще одним проявлением биологического начала в человеке служит то, что он рождается, неуклонно взрослеет, стареет и умирает. И если без социального начала человек может существовать ( пример этого будет рассмотрен в следующем параграфе), то без биологического это просто невозможно.

6 стр., 2630 слов

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

... не осталось); 3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме); 4) социальные условия (главный источник ... срочного заказа, и с ребенком погулять); внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: ( ...

1.2. Проявление социального в человеке. Сущность и значение

Вместе с элементами общественной жизни «кандидат на человека» усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности.На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем «общественным бытием», которое всегда определяет общественное сознание.Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка. Оно осуществляется системойсемейного, общественного и государственного воспитания через детские сады, школу, различные детские и подростковые организации.

Также большое влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение представителей различных профессий диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе.На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер.Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. [12].

В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а публичным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; тут же человек принимает скопленный обществом опыт производства и производственных отношений.Лишь общество обеспечивает существование человека и как индивидуума, личности, и как биологического вида.

В отличие от животных, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек.

К социальным качествам человека относят, прежде всего, такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека, обладание разумом, мышление.Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Благодаря мышлению человек преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).Мышление тесно связано с речью человека. Она тоже играет заметную роль в социальной сущности человека. Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Благодаря этому происходит накопление и передача человеческого опыта будущим поколениям. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык. К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм, то есть через культуру, создание которой также присуще только человеку как социальному существу.

11 стр., 5060 слов

Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...

... человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека. Вступление Антропология как биологическая наука о природе человека ... отношений, объективной социальной среды на развитие человека. Общество производит человека как человека. При этом данная связь не охватывает индивидуальность личности, которая, обладая ...

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Оно характеризует человеческую личность в высшем ее проявлении; в творчестве человек выражает себя, находит в нем удовлетворение и смысл бытия. Творение идей или предметов происходит часто под влиянием социальной необходимости и для других людей, а не только для данной личности. Но творчество немыслимо без личности, физиолого-биологической и генетической организации индивидуума. Оно невозможно без органов чувств, без рассудочного мышления, связанного с материальном биологическим субстратом – головным мозгом. У значительной части гениальных, талантливых людей действует ген шизофрении, стимулирующий мозговую активность; он способен передаваться по наследству. Специалисты по творчеству полагают, что не у всех людей, обладающих этим геном, проявляются гениальные способности, и при его отсутствии возможен талант. Так или иначе, а его наличие увеличивает вероятность появления гениальных ученых или художников. Исследователи установили, например, что А. Эйнштейн был носителем гена шизофрении, который воздействовал положительно на его умственные способности; сам же он не страдал душевным заболеванием.Биологическую основу творчество имеет и тогда, когда завершается интуитивный процесс и на выходе результат оказывается лишь вероятностным. Без интуиции, как известно, нельзя обойтись в творческом процессе. Сама она связана с бессознательной сферой человеческой психики, на базе особого вещественного субстрата. Она далеко не всегда истина, чаще всего дает вероятностный (проблематичный) вывод.В условиях социальной среды вероятностный характер интуиции снимается дискурсивным мышлением и практикой.Социальными являются по своей сути и открытия в науке, несмотря на свою детерминированность биологическими и генетическими факторами, видимую случайность и неповторимость. Так, открытие Г. Менделя неповторимо и уникально, но вместе с тем известно, что точно такое же открытие совершили спустя несколько лет Чермак, Корренс и де Фриз. Истории известны совпадения открытий Ч. Дарвина и Уоллеса, А. Пуанкаре и А. Эйнштейна и др. Эти факты указывают на то, что случайность и биологическая обусловленность открытий перекрываются в обществе определенной социальной необходимостью, формированием реальных социальных предпосылок научного творчества.Итак, рассмотрение творчества отдельной личности приводит к выводу, что хотя в личности ведущую роль играет социальный фактор, она в своем генезисе и в детерминированности своих проявлений выступает как социально-природное образование.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. То есть его биологическая природа человека пронизана социальностью, зафиксированной в строении и функциях его организма. [5. с. 253.]. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. [6]

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что организм человека в целом биологичен, хотя и находится под постоянным социальным воздействием. Как справедливо отмечает Л.П. Буева, человек – особое биологическое существо, способное выжить, сохранить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нормальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую “экологию человека” являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможны не только человеческий образ жизни, но и само выживание и функционирование человеческого организма.

1.3. Дети-маугли: биологическое проявление без социального начала

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». [7]

Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью. И примером этого могут послужить так называемые дети-маугли. Этой проблемой занимается доктор Анна Лудовико, и на ее практике таких примеров достаточно. Хотелось бы рассказать о некоторых из них. К 1978 году Анна Лудовико изучила 46 случаев нахождения детей маугли. Девочка по прозвищу Бэби-Хоспитал стала Маугли номер сорок семь.крестьяне, расчищавшие лес под поля в отдаленном уголке Сьерра-Леоне, обнаружили ее среди стада обезьян. Четверорукие обратились при виде людей в бегство, а девочку крестьяне оттеснили от стаи и набросили на нее сеть. Сначала они подумали, что это злой дух, из-за которого в деревне погибали куры.Когда пленника в деревне осмотрели внимательнее, выяснилось, что это дитя человеческое, девочка лет пяти. Люди пытались задавать ей вопросы, но она лишь глухо ворчала, точь-в-точь как обезьяна. Стоять она могла только сгорбившись, согнув руки и ноги. Ей дали кружку, но она не сумела из нее пить, налили воду в плошку — вылакала в мгновение ока. Положили на землю банан. Девочка упала на четвереньки и впилась в еду зубами. Совершенно невозможным оказалось надеть на нее хотя бы рубашонку: она изорвала одежду в мелкие клочки. В общем, стало ясно: это не злой дух, а ребенок, неизвестно как потерянный в лесу, подобранный и воспитанный обезьянами.Все маугли, например, даже вернувшись к людям, оказались неспособными научиться говорить. Девочка Камала, найденная в 1920 году в волчьем логове в Индии, научилась, правда, произносить по слогам несколько слов, но смысла их явно не понимала. У нее были очень длинные и мозолистые руки, ввалившиеся щеки, большие и плоские уши. Когда она принюхивалась, ноздри ее сужались и расширялись. Она была почти нечувствительна к жаре и холоду. Ела только сырое мясо и пила молоко. Кроме того, у нее была необычайно мощная нижняя челюсть и очень острые зубы. Объясняется это довольно просто: на строении тела сказалось то, что большую часть жизни она ходила на четвереньках, а зубы, которыми разжевывают сырое мясо, могут быть только острыми. Камала прожила с людьми несколько лет и умерла. Во всех случаях дети, вернувшиеся к людям после жизни среди животных, долго не выживали. Поэтому многие считают, что таких детей нужно обратно возвращать в дикую среду. Но Анна Лудовико доказывает, что это невозможно. Те же обезьяны не приняли бы вновь Бэби-Хоспитал. Во-первых, она слишком велика теперь для них, во-вторых, ведет себя уже не по-обезьяньи. Доктор Лудовико считает, что можно и нужно пробудить в Бэби-Хоспитал человеческое и постараться приобщить к миру людей. Все дети-маугли были потеряны в лесу или похищены животными в самом раннем младенческом возрасте, когда человеческие свойства и навыки в них еще не были развиты. Это и позволило им естественно приспособиться к условиям, перенимая повадки животных. С точки зрения Анны Лудовико, дети постарше выжить в лесу просто не смогли бы. [9]С такими детьми происходят даже физические изменения. Так, в 60-х годах в Уганде в джунглях нашли 4-летнего малыша, почти с самого рождения жившего с обезьянами. Тело малютки было покрыто густой шерстью. Через два года она выпала, но от обезьяньих повадок ребёнок так и не избавился. Несколько раз пытался бежать из детского дома в джунгли. В 8-летнем возрасте ему это удалось. Что с ним стало в дальнейшем – неизвестно никому. Скорее всего, он примкнул к одной из обезьяньих стай.

Таким образом, все эти примеры еще раз подтверждают то, что для того, чтобы индивиду стать человеком ему необходимо пройти определенный этап социализации, то есть жить и воспитываться в обществе. Причем этот этап должен проходить в раннем детстве индивида, когда он наиболее восприимчив к восприятию опыта старших поколений. Именно в этом возрасте закладываются основные формы поведения и происходит развитие индивида.Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. [1. с.22]Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего. [10. с.47]

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы сказать, что выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и, в известном смысле, выключается из природы, противопоставляется ей. Было бы неверно представить дело таким образом, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с природной основой и ликвидацией ее. Напротив, как справедливо отмечает ряд ученых, естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.

Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.

Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы, но это выделение не абсолютно, а относительно. Здесь имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится только к форме. Оно «пронизывает» природу человека в целом, но между социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность. Социальная среда, как и природная, задавала функциональную систему действия человека. Развитие социальных и технических систем деятельности побуждало организм к формированию специфических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реализации которых использовался и тренировался потенциал биологических возможностей. Плодотворную попытку решения вопроса о соотношении «социо» и «био» в педагогике и особенно в психологии предпринял в конце 20-х гг. Л. С. Выготский, который подчеркивал, что «ребенок в процессе своего развития формируется не только как известный биологический тип, но и как определенный тип личности, несущий на себе отпечаток всего своеобразия данной исторической эпохи». [4. с.109]

Заключение

Социальное и биологическое начала представлены в человеке не как равнозначные. Поэтому можно выдвинуть основные моменты в проблеме соотношения и взаимосвязи социального и биологического в человеке.

Во-первых, человек в своей жизнедеятельности подчиняется биологическим законам. Это касается проявления жизни на молекулярном, клеточном, тканевом и других уровнях. Отсюда следует необходимость изучения биологического в человеке как более низкой формы движения материи, признания за биологическим роли естественных предпосылок для развития социального.

Во-вторых, биологическое как низшая форма движения материи в человеке выступает предпосылкой для его вхождения в более высокую социальную форму движения. Все, что в человеке есть человеческого, детерминировано как его биологическими факторами, так и его общественными отношениями, многовековым социальным опытом, при приоритетности последних.Доказано, что 5/6 мозга формируется у человека после рождения. Морфофизиология мозга, характер нейродинамических процессов в нем определяются влиянием социальной программы.

В-третьих, человек обладает качественно новыми, надбиологическими образованиями в виде формирующих его социальную сущность труда, сознания, мышления, речи, человеческих эмоций, воли. Социальные процессы и явления подчиняются только социальным законам; биологические законы не могут объяснить общественного развития, заменить законы истории.

Социально обусловленные изменения биологических свойств человека не ведут к генетическим преобразованиям, они влияют на процессы онтогенеза каждого индивидуума, имея ненаследственный характер. Способность к исторически нарастающим биологическим изменениям базируется на универсальности генотипа человека.

В-четвертых, способность биологии человека чутко и в нужном направлении реагировать на изменение социальных условий обеспечивает возможности неограниченного социального прогресса человечества.

В-пятых, все физиологические механизмы связи человека с внешним миром — инстинкты, естественные потребности и другие влияния — интегрируются и трансформируются социальным. В результате биологическое в человеке выступает как необходимая, индивидуализированная, но вместе с тем подчиненная подструктура интегрального целого.

В-шестых, биологическое составляет естественную, природную предпосылку развития духовного мира личности. Социальное в человеке — это образование внешнего уровня, не содержащего в своей структуре биологических элементов. Тем не менее, влияние биологического, выступающего в качестве природной предпосылки формирования личности, нельзя игнорировать. Это положение имеет важнейшее значение для психологии и педагогики.

Таким образом, в ходе изучения биологического и социального начал в человеке и рассмотрении теоретических основ в данном вопросе гипотеза о том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры, а также, что каждое из них играет важную роль в формировании мировоззрения, поведения личности поддвердилась.

Список использованной литературы

  1. Аристотель. Политика. Никомахова этика // Философская антропология. Ч. I. — Йошкар-Ола, 1993. – 24с.
  2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания/ А.Н. Бабушкин. — СПб., 2000. – 325с.
  3. Бережной Н.М. Человек и его потребности./Под ред. Диденко В.Д. –М: ФОРУМ, 2000. с. 13
  4. Бим-Бад Б.М. Советская педагогика / Б.М. Бим-Бад // 1981, № 6. — с.115.
  5. Лавриенко В.Н.Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448с.
  6. Лавриенко, В.Н. Философия: учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 584 с.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.
  8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.150.
  9. Мартынов. Л. Сорок восьмой Маугли. /Л. Мартынов. // Вокруг света. – 1985. — №6.
  10. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М., 1988. С. 47
  11. http://www.textreferat.com/referat-2258-1.html