Миф и мифологиеское сознание. Содержание терминов

Антрополо́гия- совокупность научных дисциплин, изучающих человека, его происхождения, развитие, существования естественной и культурной средах.

Архаическое мышление-целостное мышление древних людей, в котором не отделены конкретное от абстрактного,образ от идеи, символ от реальности, посюстороннее от потустороннего. В нем мир предстает присутствия и действия многих «Ты» с которыми можно войти в общение. В современной культуре сохранилось немало из наследия архаического мышления.

Типология- науки или разделы наук, занимающиеся выявлением типов, сближением по набору своих внутренних характеристик явлений или объектов.

Феноменоло́гия- направление в философии XX века: беспредпосылочное описание опытапознающего сознания и выделение в нем сущностных черт.Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля— к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет, а как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).Миф- в литературе- сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. В первобытной культуре, мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир.

Мифология- часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.

Сознание- состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, способ взаимоотношений с другими. Сознание— категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Мирровоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Типы мировоззрения: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение, игогда мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрени

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).   Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания.   Сознание- ... Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке. Взаимодействуетс: антропология (псих. личности), психиатрия (клин. псих, психосоматика), биология ...

Картина мира- сложноструктурированная целостность, включающая мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образоми.1)система образов (и связей между ними)- наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с природой, обществом, с другим человеком и самим собой; составляющие картину мира образы являются зрительными и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску; 2)жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры. Особенности: 1)определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений; 2)основа, фундамент мировосприятия; 3)исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.Субъектом или носителем картины мира является отдельный человек, социальные, профессиональные группы, этнонациональные,религиозные общности.

Хронотоп- закономерная связь пространственно-временных координат.Термин, введённый А.А. Ухтомским.

Синкритизм- объединение различных систем или взглядов. Соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Общекультурное явление. Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме.

Архаическое мифологическое сознания и его особенности

Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души. Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия.Актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи- меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Постоянной областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном форльклоре. Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, преувеличение роли участия в событиях какой-либо личности.

Типология архаических мифов.

Этиологические-мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. Значение памяти в жизни человека. Виды памяти. Память ... на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. ...

Космогонические- повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.Антропогонические(часть космогонических)- о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).

Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование неких несовершенных существ. Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.Астральные(часть космогонических)-о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии.Солярные и лунарные(часть космогонических,разновидностью астральных)- архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.

Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно. Они представляют оппозицию и двух тотемных «половин» племени, ночи и дня, женского и мужского начала и т. д. В более архаических лунарных мифах месяц представляется чаще в виде мужского начала, а в более развитых — женского. Небесному существованию Луны и Солнца иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев. Некоторые специально лунарные мифы объясняют происхождение пятен на Луне.Близнечные- о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым.Тотемические- составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты.

13 стр., 6315 слов

Архетипы К.Г. Юнга и современность

... существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, "вечных" образов мировой литературы и искусства. Рассмотрим подробнее вопрос о том, как сам Юнг понимал "архетип" и соотносил его ... отменяет их архаического характера. На примитивной ступени, т.е. в душевном укладе первобытного человека, внутренний образ легко переносится в пространство, как видение или слуховая галлюцинация, не ...

Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного.Календарные- мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной, на обеспечение урожая. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.Героические-фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в мифе космогоническом. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретает духов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногда приходится пройти через временную смерть. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.Эсхатологические-о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. Эсхатологические рассказывают об их уничтожении — гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох , от мифов о конечной гибели мира. Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т. п.

Мессия- в мифах о приходе совершенного общества либо Спасителя эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления.Предопределение и участь- в некоторых мифах божественная власть замечена первенством бога над роком.Воспоминание и забывчивость- мифы о памяти имеют все шансы брать на себя форму коллективных мемуаров.Высочайшие существа и небесные боги- небо повсюду говорят священным и соотносится либо ассасциируется с высочайшими богами.

Короли и святые- мифы о королях представляют форму освященной королевской власти. Являлось, что короли имеют союз с богинями. Это был “священный брак”.Трансформация- эти мифы содержат ритуалы инициации и “ритуалы превращения” (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), и еще космическую трансформацию.

Миф как объект научного изучения. Феноменологические трактовки мифа

Концепция архитипов Юнга.

Архетипом называют врождённую часть психики, которая в качестве паттерна (формообразующего элемента) оказывает структурирующее воздействие на психологическую активность, обусловленную инстинктами. Обнаруживать его можно только по его манифестациям (проявлениям).

2 стр., 594 слов

Психологический парадокс человека общая концепция

... изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух структур ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...

Архети́п- в аналитической психологии, основанной Юнгом,- универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Набор архетипов ограничен.

Архетип- класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами. Архетипы- непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

Концепция К. Г. Юнга

Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства- сила, глубина и автономность. В 1917 году он описал доминанты- узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

Черты архетипа:

по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.

являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).

должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).

Архетип отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).

является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.

должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.

Архетип, претендующий на самостоятельное существование, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.

должен иметь черты, связывающие его с жизнью либо элементами; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.

представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».

Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.

обладает сильным влиянием на эмоции человека, собственной инициативой. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип- самостоятельная область психики.

В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Архетип является психосоматической концепцией, объединяющим в себе одновременно тело и психику, инстинкт и образ. Такая интеграция очень важна для Юнга, так как в психологии и языке образов Юнг не видел какого-либо соответствия или отражения биологических влечений. Из утверждения Юнга о том, что образы испытывают на себе действие инстинктов, видно, что и то, и другое одинаково ценно.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... жизни сознания индивида. Феноменология и экзистенциализм продолжают начатую Ф. Ницше (философия жизни) критику классического рационализма. Классическому проекту они противопоставляют программу исследования человека ... природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных по­нятийных конструкций, ...

Архетипы – причём те, которые в особенно большой степени вращаются вокруг элементарного и универсального опыта жизни можно выявить в их внешних проявлениях. Но они принадлежат ещё и к структуре человеческой психики. Такие архетипы можно хорошо наблюдать и в их отношениях с внутренней, психической жизнью, где они проявляются в качестве внутренних фигур. Теоретически число архетипов неограниченно.

Юнговская концепция архетипа стоит в традициях платоновских идей, которые существуют только в сознании Богов для того, чтобы служить любым формам человеческой жизни в качестве моделей.

Концепция структур сознания Леви-Стросса

Клод Леви́-Стросс- французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализмав этнологии, теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Малые общества с устойчивой социальной структурой Леви-Стросс считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как знаковые моделирующие системы.

Леви-Стросс создал оригинальную теорию первобытного мышления, применил её к изучению семантики мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, согласно автору, интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита.

Рассматривая мифологическое мышление в плане порождения им знаковых систем, автор выявляет роль бинарных оппозиций (например, верх-низ, мужской-женский и т.п.) и «посредничества» между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (например, жизни и смерти).

Поскольку Леви-Стросс трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой «анатомии ума».

Концепция подсознания и отображения подсознания в сознательной деятельносьти Фрейда

Зи́гмунд Фрейд- австрийский психолог, психиатр иневролог, основатель психоаналитической школы- терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных исознательных процессов.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ... становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2.Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке. 3.Формирование эмоционально- чувствительной сферы и ...

Метод свободных ассоциаций.

Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тогда как при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания. Позже он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном во время лечения действуют две силы- одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой- сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание. Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью- заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

Современное мифологическое сознание Основыные черты и характеристики

Основной особенностью современного мифологического сознания является то, что его формирование происходит под мощным воздействием средств массовых коммуникаций и массовой культуры.

Общеизвестно, что самой характерной чертой телевизионного веща-ния является его «мозаичность». Она проявляется как в структуре каждого отдельно взятого канала, так и в системе просмотра программ. Зритель, оказавшийся перед экраном, попадает в ситуации, когда перед ним разворачивается некое «представление», где вне всякого смыслового стержня объединяются различные информационные блоки. При этом его сознание ориентировано не на созерцательность и анализ, а на ускоренное получение информации

Через систему СМИ мы получаем поток обрывочных и случайных сведений, в результате чего, остаемся на поверхности явления, без критического его восприятия и вдумчивого осмысления, это дает основание назвать современную культуру тотально «мозаичной». «Мозаичность» в данном контексте является аналогом «клипового сознания».

Понятие «клиповое сознание» – феномен чрезвычайно сложный и неоднозначный. С одной стороны, использование, например, компьютерных технологий основывается на соблюдении абсолютно четкой логической цепочки. С другой стороны, продукты этих технологий, как правило, не образуют структуру. «Экран культуры» сегодня уже не выглядит как упорядоченная сеть первостепенных и второстепенных признаков.Обрывки мыслей группируются по прихоти повседневной жизни, захлестывающей нас потоками информации.

12 стр., 5563 слов

Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей

... нашего исследования - рассмотреть социальную защиту пожилых людей в современной России и выявить новые технологии социальной защиты пожилых людей. Объектом исследования является институт социальной защиты пожилых ... его культурой. [5] Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей ...

Культура пытается подстроиться к требованиям и условиям информационного пространства. Подобные изменения, связанные с процессами глобализации, приводят к тому, что возникает коммуникативное пространство, со своей системой образности и типом повествования. Современные технологии настолько изменили облик культуры, что на смену традиционным формам приходит особый вид коммуникативного пространства, основанного на принципе гиперкоммуникации.

Еще одно изменение в сознании человека, симуляционного пространства, создаваемого новейшими технологиями. Если обратить внимание на развитие информационных технологий, то можно заметить, что в конце 90-х годов на передний план выходит специфически новая форма передачи и восприятия данных, связанная с использованием технологий виртуальной реальности. Информационное пространство современного общества значительно отли-чается от того, что окружало человека 70-х – 80-х годов. Главным образом тем, что в жизнь людей входит виртуальная реальность.

Современные процессы глобализации и информатиза-ции объединяют мир именно через внедрение массовой культуры, а она порождает особый тип мышления- нечувствительный ко всякого рода метатеориям, пытающимся создать единую и цельную картину мира. Массовая культура размывает эталоны рационализма. Вместо традиционного, привычного рационалистического мышления приходит новое, основанное прежде всего на образном восприятии мира. Рациональное на экране преподносится в форме образов. И здесь главным становится вопрос, насколько эти свойства ориентируют человека в понимании «понятийности» и «образности». С этой точки зрения новое сознание можно соотнести с так называемым мифологическим сознанием, когда логическая составляющая еще окончательно не отделилась от эмоциональной. В этом случае мы можем наблюдать нерасчлененность понятий «субъект» и «объект», «предмет» и «знак». И мифологическое мышление выступает в своей знаково-символической форме.

Восприятие, рожденное СМИ, становится постепенно фундаментальным для человеческого сознания. Оно уже не может уступать иному, рожденному от общения с реальностью. Новое мозаичное сознание вытесняет традиционное. Так складывается новый современный миф. Миф, который лежит в основе нового способа восприятия мира.

В наши дни средства массовой информации становятся той силой, которая формирует сознание и мышление населения, и не только своей страны. В силу высокого уровня развития современных СМИ именно они являются катализаторами и проводниками идеологических мифов, создавая ситуацию глобализационного взрыва.