Организация, содержание культурно — досуговой деятельности для детей среднего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

Глава 1. Специфика культурно — досуговой деятельности

подростков в условиях сельской местности……………………………5

1.1 Социально-психологические особенности

подросткового возраста………………………………………………… 5

1.2 Досуговая деятельность подростков……………………………….10

1.3 Особенности организации досуга подростков в условиях сельской местности …………………………………………………………………………….14

Глава 2. Анализ организации культурно — досуговой деятельности

в Кузнецовском Центре Досуга……………………………………………23

Заключение ……………………………………………………………..26

Список используемой литературы и интернет ресурсов ……………27

Приложение …………………………………………………………….28

Введение.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

8 стр., 3722 слов

Основные направления досуговой деятельности детей и подростков в организации дополнительного образования

... ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности. 1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг ... Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества: - досуг имеет ярко выраженные физиологический, ...

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга — предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

В условиях сельской местности актуальной является задача организации культурно-досуговой деятельности детей среднего школьного возраста и подростков.

Культурно-досуговая деятельность для современных детей и подростков является одной из первостепенных ценностей, так как в этой области реализуются их многие социокультурные потребности. Для культурно-досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуговой деятельности подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Объектом курсовой работы является культурно — досуговая деятельность детей среднего школьного возраста (подростков) в условиях сельской местности. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где очень мало учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...

Предметом данной работы является организация культурно-досуговой деятельности подростков в Кузнецовском Центре Досуга, Чкаловского района, Нижегородской области.

Средний школьный возраст — переходный от детства к юности, это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.

Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности и проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Важная особенность детей среднего школьного возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста.

Досуг — чудесное пространство для развития культуры. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности.

Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей ребёнка, играют большую роль в его развитии.

Занятие ребёнка в свободное время не только развивают у него определённые качества, но и организует его, придают ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности.

Целью работы является изучение организации досуга детей среднего школьного возраста (подростков) в условиях сельской местности.

В связи с этим можно определить задачи курсовой работы:

1. Изучить особенности подросткового возраста.

4 стр., 1562 слов

Специфика деятельности СДК по организации досуга подростков

Оглавление Введение. 3 Глава I. Теоретико-методические основы организации досуга подростков в СДК 5 Сущность понятий «досуг», «свободное время». 5 Возможности СДК в организации досуга подростков. 11 Глава II. Специфика деятельности СДК по организации досуга подростков. 18 Анализ опыта работы Федоровского сельского клуба по организации досуга подростков. 18 Программа приоритетных направлений по ...

2. Выявить особенности досуговой деятельности подростков.

3.Выявить специфику организации культурно-досуговой деятельности подростков на примере вовлечения подростков в творческий коллектив.

4. Проанализировать культурно — досуговую деятельность Кузнецовского Центра Досуга.

Глава 1. Специфика культурно — досуговой деятельности

подростков в условиях сельской местности

1.1 Социально-психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст- период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. Задача педагога — учить подростка управлять собой и своим поведением. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки- подростки выглядят старше своих сверстников.

Подростковый возраст — это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст — это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

5 стр., 2045 слов

Возрастные особенности социального положения в группе у подростков

... наук / Н.И. Гуткина < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3258/source:default>. - Москва, 1983. - 175 с. ... период происходит становление мировоззрения молодого человека. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы ... позволяющих диагностировать особенности положения в группе у подростков; 3. Провести эмпирическое исследование с последующим ...

Отрочество — это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет быть вз……..

Использованная литература и другие интернет ресурсы

1. Андриенко. Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 264 c.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с. 6. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. — М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

4. Клуб: Культура досуга. — М.: Профиздат, 1987.-184с. 12. Немов Р.С.

5. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004.-С.5-6.Мудрик А.А. Социальная педагогика: учебник гриф МО РФ / А. В. Мудрик < OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/91431/source:default>. — 7-е изд., испр.и доп. — М. : Академия, 2009. — 223 с.

6. Новаторов, В.Н. Культурно — досуговая деятельность: словарь — справочник/ В.Е. Новаторов. — Омск, 2012. — 183с.

7. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия»,2010.- 608 с.

8. Мудрик А. В, Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 2010. — 112с.

9. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. — 50 с.

10. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн < opac/index.php?url=/auteurs/view/2130/source:default>, Т.Н. Бостанджиева < opac/index.php?url=/auteurs/view/26071/source:default>, И.М. Вереникина < opac/index.php?url=/auteurs/view/26072/source:default>, и др. < opac/index.php?url=/auteurs/view/14776/source:default>; ред. Д.И. Фельдштейн < opac/index.php?url=/auteurs/view/2130/source:default> . — М. : Педагогика, 2011. — 238 с. : тв. — (Образование. Педагогические науки . Педагогическая психология) . — В надзаг.: НИИ общей и пед. психологии АПН России. — Библиогр.: с.233-237.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Карельский филиал РАНХиГС УТВЕРЖДЕНО на заседании ученого совета Карельского филиала РАНХиГС «_____»_______________20___г. Протокол №__________________ Председатель ученого совета ...

11. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону, 2010.-С.230-235.