кант теология учение рассудок

Кант 1724 — 1804

кант теология учение рассудок

Жизнь и сочинения. Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии. Отец его был шорником, а мать — домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант вспоминал родителей с теплотой и благодарностью, видя в них образец безупречной честности. Мать определила юношу в государственную гимназию, известную суровостью методов воспитания. Затем в Кенигсбергском университете он прослушал курсы философии и науки. Окончание университета совпало со смертью отца (1746), принуждавшею его искать средства к существованию. Девять лет провел он домашним учителем в трех семействах, частью в самом Кенигсберге, частью в недалеких поместьях. В 1755 году. Кант сделался приват-доцентом философии в Кенигсбергском университете и только через 15 лет, на 47 году жизни, получил место ординарного профессора логики и метафизики, защитив в 1770 диссертацию «О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира». Кроме сочинений, Кант много преподавал. Несмотря на слабость голоса, его лекции своей содержательностью и оригинальностью привлекали значительное число слушателей. Помимо логики и метафизики, он читал курсы математики, физики, естественного права, этики, физической географии, антропологии, рационального богословия. В 1797 году, чувствуя приближение дряхлости, совсем прекратил преподавание. Он думал остаток жизни посвятить начатому им обширному труду, который должен был содержать энциклопедию всех наук, но ослабление умственных способностей не позволило ему продолжать это сочинение. Не дожив двух месяцев до 80 лет, Кант умер от старческой немощи.

Личность и жизнь Канта представляют цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над страстями и нравственного долга над низшими интересами. Поняв свое научно-философское призвание как высшую обязанность, он безусловно подчинил ей все остальное. В силу ее он победил даже природу, превратив свое слабое и болезненное тело в прочную опору самой напряженной умственной энергии. По природе болезненный, он силою воли и правильным образом жизни достиг того, что дожил до глубокой старости, ни разу не был болен. Весьма склонный к сердечному общению, Кант находил, что семейная жизнь мешает умственному труду, и остался навсегда одиноким. При особой страсти к географии и путешествиям он не выезжал из Кенигсберга, чтобы не прерывать исполнения своих обязанностей. Потребностям сердца Кант давал необходимое удовлетворение в дружбе с людьми, которые не мешали, а поддерживали его в умственной работе. Главным другом его был купец Грин, который с большими практическими способностями соединял такое умственное развитие, что вся «Критика чистого разума» прошла через его предварительное одобрение. Дружбой оправдывалась и единственная плотская слабость, которую позволял себе Кант: он любил удовольствия стола в небольшом обществе друзей. Но и это стало возможно для него только во второй половине жизни, когда он достиг ординатуры и когда сочинения его стали давать доход, а до 1770 года он получал всего 62 талера в год. Впоследствии его экономическое положение улучшилось настолько, что он мог делать сбережения, на которые купил дом. Впрочем, он был совершенно свободен от скудости и корыстолюбия. Когда ему была предложена кафедра в Галле с двойным жалованьем, он отверг это выгодное приглашение. Узнав, что сын одного его друга основывает книжную торговлю, чтобы поддержать его, он предоставил ему за бесценок издание своих сочинений, отказавшись от несравненно более выгодных условий других книгопродавцев.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В 6 ... будет стремиться к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в ... младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя ...

Жизнь Канта разделяется на два периода: докритический (научный) и критический (философский).

Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту, но гораздо ранее заявил себя как первостепенный ученый. До сих пор имеет значение его работа «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), согласно которой универсум возник из первоначальной туманности. Переформулированная Лапласом сорок лет спустя после Канта, она нашла немало сторонников. Важны и другие сочинения естественно-научного содержания, изданные Кантом около того же времени: об огне, о вращении Земли вокруг ее оси, об одряхлении Земли, о землетрясениях. В университете, будучи студентом, Кант заслушивался лекциями Мартина Кнутцена, излагавшего начала Ньютона и философию Лейбница и Вольфа, две оси, вокруг которых вращалась тематика сочинений докритического периода. Колебания, переосмысление и углубление этой тематики медленно приведут к позиции критицизма. Убеждение в том, что новая наука (особенно, ньютоновская физика) настолько окрепла, что готова отпочковаться от метафизики, привело Канта к мысли, что и метафизика должна быть переосмыслена в самой основе и методологически, чтобы достичь той строгости и конкретности результатов, которых достигла физика. После напряженного поиска в 1781 году вышла в свет «Критика чистого разума», вслед за ней в 1788 — «Критика практического разума», а в 1790 — «Критика способности суждения». В заключении к «Критике практического разума» Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Далее мы рассмотрим гносеологическое учение Канта, изложенное им в «Критике чистого разума». Кант ставит под сомнение все Истины прежней философии и полагает, что прежде чем говорить о них, нам нужно исследовать саму возможность как чувственного, так и разумного познания.

Учение о чувственности и рассудке. Вслед за эмпириками источником познания Кант считает чувственный опыт. Он включает в себя ощущения, результат воздействия внешнего мира на органы чувств; созерцание, которое складывается из ощущений и представляет собой целостное восприятие объекта или их совокупности в данный момент времени и места; представление — воспроизведение в сознании воспринятых объектов, образование образов. Объект чувственного созерцания называется феноменом, в чувственном опыте мы улавливаем не объект как таковой, но то, как он нам предстает в нашем сознании. Посредством чувственности объекты нам даны, мыслятся же предметы рассудком, без чувственности нет никакого объекта, а без рассудка ничто не мыслимо. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Рассудок анализирует и синтезирует чувственную информацию, выражая свое знание в понятиях, а затем устанавливает отношения между понятиями, суждения; мыслить это понимать и рассуждать. Теорию о чувственности Кант называет трансцендентальной эстетикой, теорию о рассудочном мышлении — трансцендентальная аналитикой.

8 стр., 3902 слов

Критическая философия И. Канта

... что всё знание происходит из опыта. Рамка познания по Канту – категории чистого разума. После публикации первой «Критики» Кант продолжал жить жизнью, построенной по строгому расписанию. Она не ... для тебя имеет силу всеобщего закона». В 1790 он опубликовал «Критику способности суждения», на тот момент ему исполнилось 58 лет. Эта книга посвящена вопросам эстетики, ...

В отличие от эмпириков Кант признает доопытное (априорное) существование всеобщих понятий, без которых познание невозможно. Условием возможности априорного познания Кант считает трансцендентальное единство самосознания. Говоря простым языком, если категории доопытны, то они врожденны и должны принадлежать не земному эмпирическому человеку, а его Божественной душе. Кант иногда называет Высшее Я человека Трансцендентальным Субъектом, но часто подменяет это понятие земной человеческой личностью. Ощущения осмысляются (упорядочиваются) благодаря существованию априорных форм сознания — пространства и времени. Пространство — форма внешнего чувства, условие образования и способ существования восприятий, их расположение относительно друг друга; время — форма внутреннего чувства, условие существования представлений, их следование друг за другом.

Далее Кант различает эмпирические и чистые понятия: эмпирические содержат чувственные элементы, чистые же избавлены от всего чувственного, они всеобщи и априорны. Вслед за Аристотелем он называет их категориями и дает их весьма надуманную классификацию. По мнению Канта, есть столько форм чистого мышления, сколько форм суждения. Формальная логика давала двенадцать форм суждения, значит, и категорий должно быть двенадцать. 1.Единство 2.Множественность 3.Целостность. 4.Реальность. 5.Отрицание 6.Ограничение.7.Субстанция и акциденция. 8. Причинность. 9.Взаимодействие. 10.Возможность 11.Существование 12. Необходимость и случайность.

Априорные формы сознания придают эмпирическим наукам — математике и естествознанию — необходимый и всеобщий характер. Каждый человек познает мир по-своему, всеобщие формы сознания обусловливают внутреннее единство человечества. Серьезная ошибка Канта состояла в том, что он считал математику эмпирической индуктивной наукой; геометрия основана на созерцании трехмерного пространства, арифметика на простых количественных операциях с числами.

Различие рассудка и разума. Возможна ли философия как строгая наука об Истине? На этот вопрос Кант отвечает в третьей части своей «Критики чистого разума» — трансцендентальной диалектике. Разум, по Канту, это мышление, выходящее за горизонт возможного опыта, предмет рассудка — конечное и условное, а разум интересуется бесконечным и безусловным. Разум рассматривается Кантом в качестве высшей синтетической способности человека, который призван обобщать данные рассудка, полагать цели для его деятельности, изучать методы его работы. Если с логической точки зрения рассудок есть способность суждения, то разум — способность к отвлеченным умозаключениям. Синтез эмпирических данных, по Канту, предполагает наличие в сознании априорных форм, выходящих за пределы синтезируемого материала и ему предшествующих. Кант и в разуме обнаруживает чистые формы, которые он называет идеями: мир в целом — идея о единстве объективного мира, душа — идея о единстве человека, Бог — идея о единстве всего сущего. Философ задает вопрос, что представляют собой эти идеи, они есть мысли, находящиеся только в человеческом мышлении, или им что-то соответствует в действительном мире? Он обращается здесь к философии, предметом изучения которой и являются Бог, Вселенная, Человек, и спрашивает, можно ли философию построить как строгую общезначимую науку об Истине или она представляет собой набор частных мнений, основанных на предпосылках, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты? Рассмотрим аргументы Канта, которые он приводит, доказывая невозможность истинного философского знания.

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

... современников. Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка». Задачи работы ... астафьевских персонажей так объясняет человеческую неприкаянность: «Время стронуло людей с отстоя. Плывут они по волне жизни, и кого ... по духу своему, неторопливой походке и медленным мыслям. Слава Богу, понял это тоже сам, и понял вовремя» (9, ...

Возможна ли наука о Боге? Рациональная теология, как наука, исходящая из идеи о Боге, по Канту не возможна, ибо ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога с окончательной ясностью нельзя. Он отвергает онтологическое доказательство бытия Бога, которое утверждает, если в человеческом разуме есть идея о Боге, значит, Бог есть в действительности. Для Канта быть в человеческом сознании и быть в реальности разное, если я думаю, что у меня в кармане лежит монета, это не значит, что она есть там на самом деле. Но в данном случае речь идет не о земном сознании человека, а его Божественном Разуме, если в нем есть идеи, то они есть на самом деле, так как весь мир есть воплощение мышления Бога, которому сопричастен Разум человека. Да и мышление для всех истинных философов всегда представлялось более реальным, чем мир объектов, являющихся его порождением. Онтологическое доказательство бытия Бога основано на концепции тождества мышления и бытия (вспомним Парменида!), и только эта концепция позволяет обосновать законосообразный порядок мироздания и возможность его познания человеческим разумом, но важно еще раз подчеркнуть, что речь идет о мышлении Логоса и разуме, принадлежащем бессмертной душе человека.

Далее Кант отвергает доказательство существования Бога как Первой Причины бытия на том основании, что о Божественном нельзя мыслить категориями нашего сознания. Поскольку мы не можем мыслить бесконечное конечными понятиями, постольку категория «причинности» не может быть отнесена к бесконечному Божеству. Но Кант не различает здесь два понятия о Боге, утвержденных всей предшествующей философией, в немецкой традиции, например, уже Экхарт и Беме отличали Абсолютное Божество (Gottheit) от Бога-Творца (Gott).

9 стр., 4148 слов

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

... различными направлениями академической науки, стремящимися к объективному описанию «человека в мире», так и гуманистическими подходами, ориентированными на причастное постижение «мира в человеке», как «глубинными», так ... общественных отношений существует не только личность. Чем бытие личности в этом пространстве отличается от бытия социальных институтов, знаковых систем, технологических операций, ...

Бог как Единое, охватывающее все сущее, есть Абсолют или актуальная бесконечность, Беспричинная Причина мира. Он не имеет границ ни вне, ни внутри себя, охватывает все формы мира и входит в них целиком. Он представляет собой неограниченное и бесформенное Пространство, из которого эманируют творческие силы, сам он при этом не убывает и не пребывает, не изменяет своей сущности. Такой Бог непостижим, любое понятие о нем, и человеческое, и сверхчеловеческое невозможно, поскольку будет его ограничивать. Бог-Творец или Логос является создателем определенного мира во Вселенной — планеты, солнечной системы, галактики, — он именуется Первой Причиной мира. Философы не отождествляют идеальную причину мира с ее творящей причиной; Абсолютное не творит, не обладает волей и мышлением, к Логосу все эти характеристики относятся, если при этом, конечно, не отождествлять их с земными качествами человека. Бог-Творец является потенциальной бесконечностью, он непостижим и вечен в сути своей, но познаваем в своих периодических проявлениях. Разум человека и призван постичь творение Бога и в его сущностных основаниях, и в его феноменальной данности. Теология как учение об Абсолютном Божестве и Творческом Начале мира, то есть наука о Первых Началах бытия, является основой философского знания. Только после того, как это понятие приобрело чисто религиозную окраску, оно было заменено понятием онтологии.

Возможна ли наука о Душе? В размышлениях о рациональной психологии Кант отрицает возможность познания человеческой души. Разум, имея в себе эту идею, не может обосновать реальное существование таковой в человеке, таким образом, утверждается земная эмпирическая природа последнего. В данном случае у философа также происходит отождествление двух понятий — о духе и душе, он разделяет при этом заблуждение всей христианской культуры. Но истинная философия строго их различает. Дух — есть беспредельное начало в человеке, он вечно пребывает как источник жизни и то, что связывает человека с Непостижимым и со всем сущим в проявленном мироздании. Это то, что Лейбниц называет монадой, вечной в сути, и периодически проявляющейся в различных формах. Восходит и меняется душа человека, которая является проявлением его духа. Душа человека двояка, одна представляет собой высшую бессмертную душу, которую древние философы называли словом «нус», другая — конечная и смертная — носила у них название «псюхе.» Разум есть свойство высшей души человека, рассудок — свойство души земной, так как разум принадлежит Божественному миру, только он может размышлять о Божественном.

Учение о духе невозможно, так как он непостижим в сути своей, но учение о душе и ее двух проявлениях необходимо. Это учение и должно рассматривать вопросы о различии низших и высших проявлений человеческого сознания и утверждать пути развития в человеке божественных свойств, приближающих его к Логосу. Утверждая наличие божественных высших качеств, философия во все века учила о бессмертной душе человека, и только затмение человеческого духа в последние столетия привело к ее отрицанию. Эмпирическая психология изучает сознание конечного человека, рациональная (философская) психология должна изучать сознание бесконечного человека, сознание Индивидуальности. В двадцатом веке начала формироваться глубинная или трансперсональная психология, которая обращается к изучению внутренних аспектов человеческой психики, выходящих за пределы его земной личности-персоны. Неосознаваемые дневным сознанием структуры наличествуют в глубинной памяти человека, определяя собой его настоящее и будущее. Возникновение такой психологии отвергает суждение Канта о том, что наука о душе не возможна.

7 стр., 3412 слов

Основные положения материалистического учения о душе.

... учение. “Когда человек рождается его управляющая часть души подобна папирусу. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, первая запись производится чувствами. Представление является продуктом особогопроцесса – каталепсии, предполагающего участие разума. ... с науками и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические представления западноевропейской мысли берут сво ...

Возможна ли наука о мире в целом? Далее Кант говорит, что пытаясь мыслить мир в целом, разум приходит к антиномиям, неразрешимым противоречиям, при которых можно доказать истинность двух противоположных суждений. Например, можно с достаточной убедительностью доказать истинность утверждений о том, что мир конечен и бесконечен в пространстве и во времени, мир бесконечно делим в глубину и что есть предел такому делению, у мира есть создатель и его нет, в мире царствует закон или мир управляется случайностью. Философы строят свои размышления, принимая за основу противоположные утверждения, оттого и не могут согласовать свои системы. Космология, как единое знание о мире в целом, невозможна.

По Канту получается, что априорных форм рассудка достаточно для построения единой эмпирической науки, а априорных форм разума недостаточно для построения единой философии. Значит, мало иметь эти идеи в сознании, нужно еще иметь и сам разум, отличающийся существенно от рассудка. Разрешить предложенные Кантом антиномии невозможно с помощью логических рассуждений, являющихся орудием рассудка, но можно разумом, способным к синтезу противоположных суждений. Размышлять о Боге, Духе и Вселенной в целом можно только началом, соравным им, вечным Разумом, а не временным рассудком. Разум, высшая синтетическая способность человека, ставящая человека на один уровень с Богами, должна быть не только провозглашена, но и развита. И немногие люди еще обладают ей, ибо думают все, мыслят единицы. Оттого философия во все времена была делом очень и очень немногих, она станет всеобщим знанием, общепризнанной наукой об Истине только тогда, когда хотя бы культурная часть человечества разовьет в себе разум.

Около истины не может быть противоречий. Мир в целом не имеет границ, он беспределен, един и единственен, он не сотворен и не уничтожим, мир как отдельная ограниченная в пространстве и во времени форма конечен и сотворен. При этом не имеет значения, велика или мала форма, быстротечно или неизмеримо долго время ее существования, в беспредельности галактика есть атом, а атом есть галактика. «Вмещение конечности Вселенной при осознании беспредельного пространственного Принципа принадлежат к тем вопросам, которые ученик должен решить сам, ибо это называется «Сумма суммарум»… Насколько одна Беспредельность не представляет конкретных последствий, настолько конечность будет умаляющим понятием. Только соотношение этих антиподов составит правильное решение космогонической проблемы…» «Космогония должна вызывать величественные мысли. Если Бог несознательного народа сидит на краю ничтожного шарика, то высоких дух взирает в Беспредельность, украшаясь радостью познания без границ»

18 стр., 8849 слов

Понятие свободы в практической философии Канта.

... из одиночества. 6 — Другой как участник коммуникации.   Понятие свободы в практической философии Канта. Сущ-е понятий свободы, бессмертия и Бога объясн. верой в "умопостигаемый" мир. ... признание Другого(определение Гегеля). Лекции: фил. антропология ставит акцент на том, что разум и свобода человека не абсолютны и д. рассматриваться в контексте конечности, случайности и временности ...

Учение Канта о разуме и его размышления о философии показывают, что он не вмещает противоположности, а значит остается на уровне разделяющего мир рассудка, хотя и осознает его ограниченность. Об этом свидетельствуют и его сочинения, написанные сложным и запутанным языком. Извилист путь интеллекта, но четко и ясно мыслит разум, кто четко и ясно мыслит, тот кратко и просто излагает свои мысли.

Итогом гносеологии Канта явилось утверждение, что мир явлений постижим с помощью чувств и рассудка, а мир ноуменов — духовных сущностей и первоначал непостижим, являются «Вещью в себе». От Канта отталкивались представители немецкой классической философии, такие как Гегель, Фихте, Шеллинг, продолжившие учение о Разуме и утверждавшие постижение фундаментальных Основ бытия, от Канта исходил Шопенгауэр, утверждавший интуитивное познание мира Идей. Но, с другой стороны, Кант своими размышлениями об Истине проложил дорогу многочисленным скептикам и агностикам, утверждающим непознаваемость духовного мира и Истины, а также материалистам и позитивистам, утверждающим важность эмпирической науки и отрицающим значение философии.

Итак, когда мы начинаем исследовать окружающий нас мир, мы видим, что объекты не обладают абсолютной реальностью. Все, что мы видим, имеет относительное значение, меняющееся сообразно условиям нашего восприятия, сущность же вещей остается для нас неизвестной, чтобы познать ее, человек должен познать самого себя, ибо Истина внутри его, но не во внешнем мире. Оставаясь в стороне от разума, в котором человек соединяется со Вселенским Разумом, он вынужден довольствоваться исключительно относительной истиной. «Коль скоро физический человек — ограниченный в своих возможностях и окруженный со всех сторон иллюзией — не может разглядеть истину в свете своих земных восприятии, то мы говорит о необходимости развивать в себе внутреннее знание. С того времени, когда Дельфийский оракул возвестил вопрошающему: «Человек, познай самого себя», мир не знал более высокой и важной истины. Без внутреннего восприятия человек не в состоянии познать даже многие относительные истины, не говоря уж об абсолютной. Перед тем как постигать какую-то абсолютную истину, человек должен познать себя, то есть приобрести внутренние качества, которые никогда его не обманут. Абсолютная истина — символ вечности. Никакой конечный разум не в состоянии вместить в себе бесконечность…» «Истинное знание от Духа и только в духе и не может быть приобретено каким-либо другим путем, как только через область высшего, ума — единственный план, из которого мы можем проникнуть в глубины всеохватывающей Абсолютности… Ибо один только интеллект сопровождается гордостью и эгоизмом, человека поднимает интеллект плюс духовность, ибо духовность предотвращает гордость и тщеславие».