Основные положения материалистического учения о душе.

Тема2.Античная психология

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе.

1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.

2. Учение о душе в античном материализме.

3. Учение о познании.

4. Проблема чувств.

5. Проблема воли и характера.

 

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии, поэзии, сказках, а также в религии. Эти донаучные и вненаучные представления очень своеобразны, отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается как нечто сверхъестественное, как зверёк в животном, человек внутри человека. (Деятельность человека объясняется присутствием души и наоборот. Меры дикарей, чтобы душа не покинула тело).

В отличие от этого уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и её функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «психология как наука должна была начинаться с идеи души», — писал Л.С.Выготский. Это первая научная гипотеза древнего человека, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки.

Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом как на Востоке – в Древней Индии, Китае, так и на западе – Древней Греции, Древнем Риме.

Исследования показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли всего Востока.

Определяющее влияние на последующее развитие европейской культуры оказала философия древней Греции.

В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и антологические и гносиологические аспекты, они были связаны с науками и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические представления западноевропейской мысли берут своё начало от античности.

Итак, античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени.

4 стр., 1767 слов

Представление о предмете психологии в различных психологических школах 2

1. Традиционное представление о предмете психологии С чего же начать, как не с самых древних времен. Для того чтобы понять предмет изучения психологии, нужно обратиться к названию данной науки, так как это единственная наука, названная в честь греческой богини. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею, отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота ...

Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с её идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни.

Её отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму.

Основные положения материалистического учения о душе.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. В VI веке до н.э. явилась первой формой древнегреческой философии.

Вершиной материализма был атомический материализм, родоначальником которого являлся Демокрит и его учитель Левкит (V в. до н.э.).

Период подъёма, восходящего развития рабовладельческого строя.

В эллинистический период учения Демокрита было развито Эпикуром (IVв. – IIIв. до н.э.) и его школа «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I веке до н.э. был Лукреций.

Систему атомистическогоматериализма развивали стоики в III в. до н.э. основатели Хризипп и Зекон. (В первый материалистический период своего развития.) Основой воззрений этих философов был античный атомистический материализм.

Согласно этой теории всё существующее состоит из двух начал бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота).

Атомы мельчайшие, неделимые, недоступные чувствам субстанции, различаются по форме, величине, подвижности. Все вещи из атомов.

Так называемые чувственные качества- цвет, вкус и т.п. – демокрит не приписывал атомам. Лишь в общем мнении существует цвет, эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов.

На противоречивый характер обращали внимание. “Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорил, что одно и то же одним кажется горьким, другим сладким, третьим ещё иначе”.

Эпикур (последователь) считал, что и чувстыенные качества тоже существуют объективно. Приписывал атомам вес, чтобы тело двигалось в силу тяжестей. Эпикур внёс идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Разница в этих натурфилософиях. Эпикур указал на наличие в самой материи источника движения. Новые моменты внесли стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира.

На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы – атомы огня.

12 стр., 5519 слов

Выявление представлений о душе древнегреческих философов досократиков

... есть смерть: покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе, а никакого "загробного" мира существования души согласно атомизму нет и быть не может. Демокрит считал, что ... основной вопрос философии. Например, пифагорейская школа, милетская школа, философская школа стоиков и др.) Первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями ...

Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные, и, наконец, человек.

Через некоторое время начинается обратный процесс, когда всё возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом новое образование мира и опять всё будет уничтожено.

Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются.

Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность возникновения и уничтожения, и рок или судьба как их проявление в единичной человеческой жизни.

На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе в античном материализме.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Состоит из мелких, круглых, гладких, подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов. Когда мелкие частицы проникают в тяжёлые (т.к. движутся всегда) приводят тело в движение, становятся душой тяжёлого тела.

Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются на маленькие, выходят из них рассеиваются в пространстве. Значитсмертна, уничтожается с телом. Когда дышим – втягиваем, выдыхая – выбрасываем часть души, т. к. этих частиц, составляющих душу, много в воздухе.

Т.о.душа обновляется с каждым дыханием.

Демокрит считал, что душа у всех, даже у мёртвого тела, только очень мало.

Так демокрит приходит к панпсихизму: все растения и камни имеют душу. В старости число подвижых атомов уменьшается. Болезнь – изменение пропорции атомов в частях тела.

Благоприятное соотношение в мозгу.

Орган страстей – сердце., печень – чувственных желаний и вожделений. Душа – продукт организации тела, не является изначальным принципом. Она не существует вне тела.

Ограниченностью взглядов демокрита является колическтвенный принцип, не позволя.щий отличать психические процессы от материальных. Отличая душу от тела, считал её особым телом.

4 стр., 1797 слов

Тема 1. Представления о душе в древности

... о душе Учение о познании Учение о чувствах Учение о воли, характере, темпераменте Демокрит         Стоики ( ... эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии. 3. Ф.Гальтон и ... вопросы Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм ...

Античному материализму свойственна материализация души. Аргументация – душа движет телом, значит сама материальна. Механизм действия представляла в виде толчка. Лукреций подробно развивал представления о телесном.

Эпикур, Лукреций, стоики развили представления о душе. По эпикуру, душу имеют только те, кто ощущает. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум человека, инстинкт животного), от неё происходит 7 других частей души, распределяются по телу как щупальца осьминога.

Пять из семи – это чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Например, слух – это пленка, распространяющаяся от управляющей части до ушей и т.д.

Две другие: 1 – воспроизводящая от управляющей части до детородных органов, 2 – Зенон назвал голосом: от управляющей части до языка, горла.

Управляющая часть, словно в мироздании, помещается в шарообразной голове.

В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом. Разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называется ещё умом, он – душа+ души.

Учение о познании.

В античном атомистическом материализме различают два познания: ощущение и мышление. Они дают знания о вещах, на сне обманывают. Ошибки вознкают от разума (Эпикур).

Демокрит называет чувственное познание тёмным родом познания. Оно ограничено в своих возможностях, т.к. не может проникнуть до атома, до сокровенного по Эпикуру. В учении Демокрита непоследовательность, связанная с различением качеств, породило философскую проблему первичных и вторичных качествразвития в Новое время (Дж.Локк XVIIв.)

Восприятие рассматривается как физический процесс. От вещей истекают тончайшие пленочки, образы, идолы (Эйдолы), летают в пространстве, ужимаются до размеров, позволяющих войти в глаз. Из глаза идёт поток атомов души, улавливающий образы. Когда поток образов изнутрисливается с потоком извне, воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза.

Так, образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через другие органы чувств.

Демокрит сделал попытку объяснить процесс восприятия материалистически, естественным путём, хотя как и Эпикур – защищает теорию истечений, указывает, что качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

8 стр., 3967 слов

3.Учение Платона о государстве. Основные типы государств

1.Представление Платона о сущности философского знания и о личности философа. платон-афинский философ,настоящ имя-аристокл,а платон-это прозвище(от лат,платос-широкий)учения платона:1.учение про бытие2.учения про бога3.учение про мир.4учение про возникновение мира5.учение про душу6.учение про познание7.учение о морали8.учение про общ-во. первый европ.идеалист(отец идеализма),учился у сократа,вел ...

Лукреций – о силе взаимодействия, способной производить ощущения. Чувств опровергнуть ничем невозможно. Они дают истинное познание.

Стоики внесли новые моменты в учение.

“Когда человек рождается его управляющая часть души подобна папирусу. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, первая запись производится чувствами. Представление является продуктом особогопроцесса – каталепсии, предполагающего участие разума.”

Продолжением ощущения является мышление.

Демокрит называет его светлым родом познания, схватывает атом, недоступный ощущению.

По Эпикуру – мышление, в отличие от ощущений, даёт знание общего в виде понятий или общих представлений, преимущество в этом, позволяет охватить большое колическтво частных явлений.

Для Декарта, лукреция и Эпикура характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они различаются. Они сходны по своим механизмам. В основе — истечение образов из предметов.

“Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят образы извне. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа.”

Стоики различали внешнее и внутреннее мышление. Внешнее мышление или внешняя речь – речевое мышление, превращение внутренних мыслей в речевое рассуждение. С выделением речевого мышления стоики начали анализ слова как явление языка.

Хризипп положил начало учению о слове по его происхождению (этимологии).

Этим была поставлена проблема значения слова.

Проблема чувств.

Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики.

“Удовольствие – есть состояние, соответствующее природе живого организма, страдание – состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решений, относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать.”

Целью жизни Демокрит считал “хорошее спокойное расположение духа”. Это состояние достигается, если сделать свои удовольствия независимыми от преходящих вещей, вообще “от умеренности в наслаждении и гармонической жизни”.

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

... наблюдения вступают в противоречие друг с другом. Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую ... о том, что только душа может влиять на тело, но само влияние тело на душу незначительно. Эту идею можно назвать революционной. Декарт ... себе истину. Философ относил сюда такие виды идей как идеи Бога, Идеи "Я" и идеи числа. Причем это знания, которые доступны ...

По Эпикуру, чувство еть некоторая помеха, и для удовлетворённого состояния необходимо избегать душевных тревог. В тоже время он утверждал, что цель жизни-удовольствие (не распутников и чувственное наслаждение) как свободу от телесных страданий и душевных тревог.

Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, является страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека.

“Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь всё хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть – есть лишение ощущения.”

Надо освободиться от страха и перед богами. Он не отрицал существования богов, но призывал к правильному представлению о них. Оно достигается теоретическим познанием.

По Лукрецию чувства целиком зависят от разума. В противном случае они вводят нас в заблуждение.

Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах.

Аффекты – это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.

К отдельным аффектам применяли определение “неразумное”, например, желание и т.д. Всего 26 аффектов. Делили их по классам: удовольствие… неудовольствие… желание…страх. Стоики различали три стадии нарастания аффективного состояния.

Аффекты как и все другие проявления души, телесны.

I ст. под влиянием внешних воздействий наступают физилогические изменения в организме.

II ст. Непроизвольно наступает мнение о том, что произошло и как нужно реагировать.

III ст. Должен вмешаться разум

а) разум не даёт влечение сделаться аффектом;

б) если разум слаб или отягчён обычными предрассудками, он улекается к непрерыному суждению и тогда возникает аффект.

Т.о. аффект своё основание имеет в разуме, быть или не быть аффекту зависит от разума. Поэтому, где нет разума, там нет аффектов: у детей, животных. Поскольку аффект основывается на неправильном суждении, Хризипп называет его ошибкой разума. Проповедовали моральной задачей к безусловному искоренению аффектов. Говорили о наличии добрых страстей: их три: радость, осторожность и воля, радость противоположна наслаждению, осторожность – страху, воля – желанию.

Была разработана “рецептура” по борьбе с аффектами. Это учение занимает важное место в истории психологии. Имеет большое воспитательное значение.

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... вполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые ... два вида нервных волокон: чувствительные и двигательные. Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги. Из ...

Дальнейшее развитие и итоги психологии в античности

 

При всем наивно-материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древнейших греков имеется зерно позднейшего раскола.

У Фалеса душа есть нечто особое, у Аниксимена она – воздух, у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело для нее является чем-то случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно нарастают идеалистические тенденции. Пифогорец Филолай впервые обозначил тело тюрьмой для души.

Анаксагор выдвинул учение об уме «нус» как причине всего, принципе космоса, движения, целесообразности, признавая в то же время и причины эмпирического естественнонаучного характера. Против этой непоследовательности Анаксагора выступил Сократ. Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Душа невидима, является началом божественного, он защищал бессмертие души. Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (427-347 гг. до н.э.) ставшего основоположником объективного идеализма. Наибольшее место психологическим проблема отводится в его сочинениях «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филей».

Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны и незримы, существуют самостоятельно независимо от чувственных вещей.

В отличие от идей материя – это небытие, бесформенное незримое. Это ничто может стать всем при соединении с определенной идеей.

Чувственный мир, т.е. материальные вещи, предметы, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле.

Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи – их подобия.

Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе.

Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают и занимаются содержанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души.

Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу.

Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, чтобы между ними была соразмерность.

По Платону, есть три начала человеческой души. 1-ое – низшее неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворить свои телесные потребности. Именно этой частью души человек влюбляется, испытывает голод, жажду. Составляет большую часть души человека.

2-ое – разумное начало противоборствует стремлениям вожделеющего начала.

3-е начало – яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником и ради справедливости готов переносить голод, стужу, муки.

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является попечение обо всей душе в целом… начало же яростное должно ей подчиняться и быть ее союзником».

Нов душе нет гармонии, происходит распря между вожделеющим и разумным началом.

Нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление – к удовольствию. Так в описании жизни души вводится чувство.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. После смерти душа ответственна за все действия тела.

Миф о бессмертии души изображает перевоплощение душ – то ниспадающих с неба на землю, то восходящих с земли на небо, как циклический процесс. Идея бессмертия души утверждает, что духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.

Платон различает 1) мнение, 2) рассудок, 3) разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир.

Мнение это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение темнее знания и яснее незнания. Мнение – это чувственное познание, низший вид знания.

Познание, направленное на бытие (идеи), т.е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах. Во-первых, 2) рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами.

3) Разум или ум – это постижение идей отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу.

Ощущения, чувства не могут быть источником знания. Понятия не могут образовываться из впечатлений чувственного опыта. Образы нужны как поводы для схватывания идей.

Идеи существовали до нашего рождения, забыли все в момент падения души с небес.

Процесс познания по Платону есть припоминание – ономнезис. В нем чувственный опыт служит толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе.

Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувственное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию.

Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление, что высшее благо заключается в удовольствии.

«…удовольствию не принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно далеко и от третьего».

У Платона различаются низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые – с эстетическими и умственными занятиями).

Вопрос.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля».

Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергал положение об отделенности идей от вещей (стр. 44).

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы, допускает существование форм без материи – это нематериальный энергетический ум, верховный разум. Он – это форма форм.

Душа по Аристотелю, есть форма живого органического тела (например, про топор, глаз стр. 44-45).

Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе заложена цель активности живого тела, она властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное.

По Аристотелю, не душа, а «человек, благодаря душе сочувствует, учится или размышляет».

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество – пневма (в крови вырабатывается у животных).

Орган души – сердце.

Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Аристотель критиковал Платона за деление души на части и доказывая единство души, говорил не о частях, а о силах (дюнамис) души, которые в переносном смысле называл частями.

В то же время, признавая самостоятельность двух начал: 1) души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, 2) и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. (например, стр. 46 зачитать об уме)

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, что они – иной род души, только эти способности могут существовать отдельно, как вечное отдельно от приходящего. А относительно прочих частей души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга, вопреки утверждению некоторых.

Учение античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине. Врач и философ Апклион Кротонский (VI в до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ «отец медицины» считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Зачитать стр. 55. Наибольшую известность получило учение о темпераментах. (преобладание крови (sanguis – кровь) – сангвиник, слизи – флегма, желтой желчи – холерического (chole – желчь) черная желчь – melama chole – черная желчь).

И. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе вариантов поведения капитальные черты».

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии. В Александрии было разрешено некоторое время вскрытие трупов «безродных людей». Героджли, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Эразистрат подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины мозговых полушарий.

Римский врач Гален (II в. до н. э.) соединил и дополнил анатомо-физиологические сведения. Его книга была настольной до XVII века, открыл функции головного и спинного мозга. Критиковал Аристотеля мозг – не холодильник сердца, он седалище интеллекта и чувств. Развил учение Гиппократа о температурах.

4. Итоги психологии античности.

В психологических системах античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т.п.

Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.

Греческие мыслители много рассуждали о видах познания соответственно объектам его, но понятие сознания почти игнорировалось ими, хотя и встречались указания на внутреннюю жизнь, особенно повышается интерес к внутреннему миру в идеалистических системах поздней античности в неоплатонизме (основатель Платон) и патристике.

Платон указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.

Аврелий Августин (354-430) вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого тезис о достоверности нашего существа. Августин погружается во внутреннюю жизнь, говорит о глубине и богатстве сознания. «Люди отправляются в странствия, чтобы насладиться горными высотами, морскими волнами (реками, океанами, звездами) себя же самих они забывают и не останавливаются в удивлении перед собственной внутренней жизнью».

В самопогружении человек «человек должен превзойти самого себя» и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине.

Интерес к воле, характерный для античной мысли в связи с этическими проблемами, особенно Августин приписывает воле решающую побудительную силу.

Различал две воли – плотскую и духовную. Для Августина «воля становится ядром человеческого существа, в основе своей … все ради деятельности внешних чувств и мышление суть волевые акты». Этот поворот в истории психологии был охарактеризован так: господствующий примат представлений вытеснен у Августина приматом воли. Августин уделял внимание жизни чувств. Сведения о душе и ее процессах античных мыслителей послужили предпосылкой последующей эмпирической работы.