I описание результатов психологического обследования
Эмоциональное состояние
- фон настроения: повышен, снижен, нормальный, эйфоричный;
- настроение неустойчивое:
- повышенная (высокая) тревожность;
- уплощение эмоций;
- скудность внешних проявлений эмоции;
- незрелость эмоциональной сферы;
- эмоциональные реакции адекватны (не адекватны) в ситуации обследования;
- острые аффективные реакции (сопровождаются слезами, криками и т. д.);
- недержание эмоций;
- торпедность эмоциональных проявлений;
- быстрая эмоциональная возбудимость;
- болезненно реагирует на смену привычной обстановки;
- не выраженные эмоциональные состояния: удовольствия, неудовольствия.
- заинтересованность;
- волнение, настороженность;
- возбуждение;
- безразличие;
- неадекватная веселость, фамильярность с взрослыми;
- чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
Восприятие
(целостность, точность, дифференцированность)
Зрительное
- затрудняется в узнавании предметов в необычном ракурсе (при развороте, по контуру);
- знает, называет основные цвета (оттеночные), формы;
- соотносит по цвет) и форме, но не называет;
- различает цвета основного спектра и некоторые оттеночные;
- сформировано;
- сформировано (не сформирована прослеживающая функция глаза, не сформировано цветоразличение, цветовосприятие);
- не доступно узнавание простейших изображений;
- сенсорные эталоны сформированы;
- выделяет, различает, сравнивает геометрические фигуры;
- формы различает, но затрудняется в их словесном обозначении;
- при соотнесении предметов с учетом величины наблюдается способ работы (хаотичный, целенаправленный, путем примеривания, путем зрительного соотнесения).
Слуховое
- не нарушено;
- тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия;
- соотносит звук с предметом;
- воспринимает неречевые звуки;
Тактильное
- тактильная чувствительность снижена (повышена);
- способ обследования предметов: двуручный, одноручный;
- совмещает зрительный и осязательный образ;
- узнает на ощупь основные свойства предметов (величина, форма…);
- узнает на ощупь дополнительные свойства предметов (колючий, гладкий, твердый, теплый…)
- трудность дифференциации поверхность на ощупь
Внимание
(произвольность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость)
1.Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и ...
теор. задачи - изучение реч. расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. практ. задачи - профилактика, выявление и устранение реч. нарушений. теор. и практ. задачи тесно связаны. 2.Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Для осуществления своих задач логопедия осуществляет ...
- объем — сужен, недостаточен;
- концентрация — нарушена, сформирована недостаточно;
- устойчивость — снижена;
- распределяемость — затруднена;
- переключаемость — нарушена, затруднена;
- ослаблено внимание, неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного внимания, нарушение пространственных и временных синтеза и анализа, недостаточность организации и исполнения сложных двигательных программ
- внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные
- отвлекаемость наблюдается к концу задания
- колебания внимания отмечаются по мере столкновения с трудностями
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, либо вязкое, плохо переключаемое, организующая помощь эффективна
- ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания) на протяжении всего исследования, либо ярко выраженная ригидность, организующая помощь малоэффективна
произвольность
- способность к длительному сосредоточению и переключению внимания
- способность к концентрации внимания проявляется не стойко
- концентрация внимания на короткий срок
- произвольное внимание не сформировано
Мышление
принятие задачи
- принимает неохотно;
- задачу понимает, принимает;
- принимает простую задачу;
- принимает задачу после многократного повторениязадачу не принимает;
- понимает отдельные речевые инструкции.
понимание инструкции
- инструкция понимается, сохраняется до конца задания;
- инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу), некоторые правила постигаются в процессе работы;
- инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции;
- принимается общая цель задания, элементы инструкции; ребенок не сохраняет до конца задания даже легкие правила;
- стихийная активность, инструкция не усвоена.
степень самостоятельности при выполнении задания, способы действия
Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...
... я тебя понимаю!"; б) Похвалить девочку за правильно построенную фразу и хорошее произношение; в) Не ... то, что говорят девочки, а потом уже принимать решение; б) После контрольной обязательно прояснить ... же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению ... на козла?"; д) Несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры ...
- хаотическая просьба;
- целенаправленная проба;
- примеривание;
- соотнесение
операционная сторона
(анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание, результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок)
- мыслительные операции не сформированы;
классификация (т. Когана) — предметная, геометрическая
- выполняет самостоятельно по 2-м признакам (одному признаку), вербализация затруднена
- выполняет правильно (с помощью, с ошибками)
- при выполнении нуждается в постоянной направляющей помощи
- выполняет правильно после обучающей помощи
- геометрическая классификация табличным способом
обобщающие понятия
- не сформированы (сформированы)
- основные сформированы в пассиве
- сформированы на бытовом уровне
- обобщает на вербальном уровне
- обобщает по внешним (несущественным) признакам
- обобщение на основе ситуативной близости
- по функциональному признаку
динамика мыслительной деятельности
- инертность
- ригидность
- соскальзывание
- темп замедлен, нормальный, быстрый
- торпидность
- стереотипность, застревание
- тутоподвижность
сюжетный ряд
- выложил самостоятельно (с помощью)
- рассказ адекватный, соответствует сюжету, изображенную ситуацию понимает правильно
- рассказ логичный, соответствует порядку (в случае неправильного расклада)
- рассказ по наводящим вопросам
- ребенок учитывает, что события происходят в логической последовательности (если правильно подобрал ряд картинок)
- не объединяет серию в один сюжет. Рассказ о каждой картинке отдельно.
- выделяет сюжетное содержание в серии картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но затруднения вызывает логическая последовательность
- воспринимает события на серии картинок как единое целое, может составить последовательный рассказ.
установление сходств и различий
- устанавливает(не устанавливает)
- устанавливает по внешним (несущественным) признакам
пространственный анализ и синтез
«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...
... личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально позитивных, либо, напротив, разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный ... функционирующем в ее целостной структуре, и недостаточная разработанность проблемы особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это ...
- разрезную картинку из _ _ частей складывает самостоятельно (с помощью)
- методом подбора
- зрительное соотнесение
- недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, что затрудняет пространственную организацию движений (ДЦП)
операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственных зависимостей
- затрудняется в установлении причинно-следственных связей
- трудности установления логических связей
- суждения примитивны, на бытовом уровне
- выстраивает сложные логические цепочки при формировании умозаключений
- страдает словесно-логическое мышление
- логические построения не доступны
- доступны простейшие умозаключения и выводы
форма мышления
- наглядно-действенное
- преобладает наглядно-образное
- с элементами словесно-логического
- на уровне базальных потребностей
результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок принятие различных видов помощи
- использует все виды помощи
- помощь не принимает
- нуждается в постоянной помощи: направляющей, обучающей, стимулирующей, массированной, организующей
- требует массированной помощи при организации поведения за столом
- не заинтересован в результате деятельности
- критичность снижена, высокая, некритичен
Личностные характеристики
характерологические особенности (только психолог):
- повышенный уровень экстраверсии;
- интроверт;
- экстраверт;
- наблюдается формирование истероидно-демонстративных черт;
- формирование личности по тревожному типу;
- формирование личности по эпилептоидному типу;
- формирование личности по шизоидному типу;
- развиты коммуникативные способности;
- наблюдаются патохарактерологические реакции;
- формирование личности протекает благоприятно.
контактность
- уходит от контакта;
- избегает контакта глаз при общении;
- протестная реакция на установление контакта;
- настороженно, в контакте, ожидает угрозы;
- наблюдается постепенное вхождение в контакт;
- трудности установления контакта;
- контакт легкий, поверхностный;
- не соблюдает дистанцию при общении с взрослым;
- проявляет инициативу в общении, обращается с вопросами;
- требует постоянного внимания к себе;
- в речевой контакт не вступает, взаимодействует невербально;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется;
- в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудности, низкой работоспособности);
- контакт устанавливается легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
- в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
Самооценка и уровень притязаний:
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
... анализ литературы, посвященной проблеме взаимосвязи самооценки и успешности деятельности; показать зависимость самооценки и уровня притязаний от успешности деятельности; ... / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. 10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика ... В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. - №3. – С.116 ...
- адекватная самооценка;
- завышенная (высокая) самооценка;
- заниженная (низкая) самооценка;
- адекватный уровень притязаний;
- высокий (низкий) уровень притязаний;
- неустойчивая самооценка;
- самооценка как устойчивое личностное образование не сформирована;
- эмоционально завышенная самооценка;
- неустойчивый уровень притязаний;
- высокая значимость внешней оценки действий;
- несформированность «Л — образа», невыраженность притязаний.
Особенности поведения:
- двигательно беспокоен;
- двигательно расторможен, не организуется за столом;
- импульсивность действий;
- поведение организованное;
- двигательно скован, напряжен, мало подвижен;
- наблюдаются навязчивые движения;
- наблюдаются тикоидные гиперкинезы;
- вялая, пассивная;
- негативизм;
- доброжелательная;
- благодушная;
- спокойная;
- негативизм;
- принимает закрытые позы;
- нет контакта глаз, голова опущена;
- агрессивное поведение;
- реакции аутоагрессии;
- полевое поведение;
- реакции негативизма;
- немотивированные поступки;
- демонстративное поведение, манерность, кривляние, привлечение к себе внимания громким голосом, обильная жестикуляция;
- поведение вычурное, неадекватное ситуации обследования;
- торпидность поведенческих реакций;
- аутичиные реакции,
- конфликтное поведение.
Общая осведомленность
- знает свое имя, родителей, возраст, адрес
- ориентируется в родственных отношениях
- знает профессию, место работы родителей
- недостаточно социально адаптирован в силу замкнутости социально-бытового пространства
уровень сформированности временных представлений.
Буква С – рецептивная речь, поведение слушателя
... - нарисовать линию от начала до конца в простом лабиринте Буква С – рецептивная речь, поведение слушателя 1. Откликаться на имя 2. Следуя инструкции, выполнить приятные действия ... – вербальная имитация (эхо) 1. Имитация звуков по запросу 2. Имитация нескольких звуков подряд сразу вслед за инструктором 3. Имитация первых звуков слова 4. Повторение множества комбинаций о
- Обобщенный
- Элементарный
- Фрагментарный
- Отсутствие представлений.
отношение к школе, учебе:
- сформирована мотивация достижения в учебной деятельности;
- наблюдается мотивация избегания неудач в учебной деятельности;
- требует постоянной стимуляции учебной деятельности;
- наблюдается стойкое негативное отношение к школе (процессу обучения, учителям), с реакцией избегания;
- фрустрирована потребность в успешности обучения;
- зациклен;
- испытывает страх ситуации проверки знаний (страх ответов у доски, с места, страх сделать ошибку);
- ждет прихода учителя, к занятиям относится с интересом;
- учебная деятельность осуществляется только на фоне внешней стимуляции;
Описание результатов логопедического обследования
фонематический анализ и синтез
- не сформирован, формируется
- может выделить первый звук в слове (последний)
- недоступен анализ
- может составить слово из 3-х названных звуков
- синтез недоступен
- подбирает слова на заданный звук
- выделяет заданный звук в звуковом потоке
- определяет место звука в слове
- образует слово из заданных звуков
- не может произвести морфологический разбор слова,
- не может выделить корень слова, суффикс
- не может произвести синтаксический разбор слова
- не может выделить главные члены предложения, подлежащее, сказуемое…
- не может произвести фонетический разбор слова
- не может выделить звонкие, глухие, гласные, согласные
языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез)
- затрудняется (допускает ошибки) при морфологическом разборе предложения
словарный запас, состояние фразовой речи
словарь:
- в пределах возрастной нормы
- беден, преобладает предметный
- преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики
- ограничен качественный словарь
- ограничен словарь слов-признаков
- не употребляет наречий
- не употребляет приставочных глаголов
- затрудняется в подборе синонимов, антонимов
- не использует изобразительные средства языка
- страдает описательная сторона речи
- правильно называет окружающие предметы и явления,
- владеет достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий,
- заменяет наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник — рубашка),
- замена видовых понятий родовыми (автобус, троллейбус — это машины),
- отсутствует пассивный словарный запас (из-за отказа от контактов на вербальном уровне),
- автономные звукосочетания, возникающие спонтанно или отраженно при благоприятном расположении ребенка,
- обрывки общеупотребительных существительных и глаголов.
- в речи отдельные звукоподражания, вокализации.
- бедность и инертность словарного запаса
связная речь
Глава 1: «Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез»;
... в которой находится он сам. Раздел 8: «Источниковедческий анализ». Цель источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза – воссоздание произведения как исторического явления. Источниковедческое исследование имеет ... Раздел 1: «Исторические условия возникновения источника»; Сложность проведения источниковедческого анализа и синтеза должна быть понята исследователем, прежде чем он приступит к ...
- фраза простая нераспространенная
- малораспространенная
- аграмматичная
- пользуется сложноподчиненными, сложносочиненными предложениями.
- нарушено строение предложно-падежных конструкций
- нарушено управление и согласование
- бедность и однообразие синтаксических конструкций, грамматических конструкций
- неумение распространить предложение однородными членами
- речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, их грамматическое оформление неполноценно;
- речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, безцельными манипулированиями, излишней детализацией.
- характеризуется звукокомштексами, словосочетаниями и отрывками отдельных фраз.
- в речи много неологизмов.
- мутизм как отсутствие мотивации к речевому общению.
- частичный мутизм (необращенность речи к окружающим).
- бедность и однообразие синтаксических конструкций: в речи в основном простые предложения.
- ограничивается перечислением предметов или действий.
- владеет развернутой фразой.
- ведет длительную монологическую речь без обращения к окружающим.
- в речи отдельные вокализации, слова-звукоподражания., примитивные слова
- преобладает монологическая речь на аффективно-значимые темы
- в диалоге не способен к длительному речевому общению, взаимодействию с окружающими
- речь чаще всего не связывается с непосредственными действиями
- речевое развитие значительно опережает праксис
слоговая структура слова
- нарушена, грубо нарушена
- не нарушена (не искажает)
- искажает в словах со сложной слоговой структурой (усечения, перестановки слогов).
- искажает в словах со стечением согласных
- контур (абрис) слова удерживает
- нарушено в словах 3-4-х слоговой структуры
- сокращение количества слогов, чаще — при стечении согласных в слове (атос — автобус),
- добавление лишних звуков и слогов (лимонт, глазики — глазки),
- пропуск звуков (тол — стол, вок — волк),
- перестановка звуков и слогов,
- меняющаяся структура одного и того же слова с увеличением количества повторений слова,
грамматический строй
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим ...
... и целостно.Правое полушарие не рассматривает отдельные части, оно склонно воспринимать цельные конструкции. Левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению, способствует пониманию обращенной ... мозга, левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, оно специализируется на оперировании словами, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным ...
- допускает ошибки при согласовании числительных с существительными
- допускает ошибки в падежных окончаниях
- допускает ошибки при изменении существительных по числам
- не согласует существительных в роде, числе, падеже.
- правильно согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже
- правильно употребляет все простые предлоги ( у. в, на, под, с, из, за, по, после), свободно пользуется ими в высказываниях,
- образует существительные в уменьшительно-ласкательной форме,
- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе,
- изменяет единственное число существительных во множественное,
- изменяет форму родительного падежа единственного и множественного числа.
- недостаточно использует различные части речи
- допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций
- гиперкинезы (насильственные движения мимической мускулатуры),
- синкенезии (содружественные движения мимической мускулатуры и пальцев рук),
- нарушения голосообразования (сдавленность, фальзет, немодулированный голос)