«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Особенности дошкольного возраста и причины агрессии у дошкольников 12

1.3 Психолого-педагогические условия предупреждения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 19

2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26

2.1 Этапы, методы, методики исследования 26

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 30

2.3 Формирующий эксперимент и анализ результатов повторного исследования 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

ЛИТЕРАТУРА 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Введение

Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей, отражая социальные запросы об-щества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жес-токости. В изучении этой проблемы особое значение уделяется профилактике и коррекции агрессивного поведения (Г. Аммон, А. Бандура, А.Х. Басс Ю.М. Антонян, С. Миллгрэм, Г. В. Морозов, Н.Г. Незнанов, В.П. Пошивалов, С. Фишбах, и др.).

Исследование особенностей агрессивного поведения у детей и его предупреждения является необходимым элементом для решения широкого круга актуальных и практически значимых задач, стоящих перед обществом на современном этапе развития: диагностика психологического механизма агрес-сивных реакций позволяет понять причины и условия, способствующие их возникновению и закреплению как поведенческого стереотипа, определить адекватные и наиболее эффективные пути первичной и вторичной профилактики агрессивных проявлений. Особое значение имеет изучение особенностей агрессии у дошкольников, что способствует выявлению предрасположенности к агрессивному поведению и профилактики социальной дезадаптации и девиантного поведения.

Актуальность данного исследования определяется значимостью свойства агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально позитивных, либо, напротив, разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и противоправный характер. Отсутствие четкого представления об агрессивности как свойстве личности, функционирующем в ее целостной структуре, и недостаточная разработанность проблемы особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста».

18 стр., 8728 слов

Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

... агрессивного поведения; - раскрыть психосоциальные особенности развития личности детей подросткового возраста; - выявить особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста ... детей агрессивному поведению. А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования ...

Цель настоящего исследования — изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста.

Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности агрессии и возможности ее психо-лого-педагогической коррекции у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: психолого-педагогические методы являются эффективным средством коррекции агрессии детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессии детей дошкольного возраста и методов ее психолого-педагогической коррекции.

2. Исследовать проявления агрессивности и агрессивного поведения в группе детей дошкольного возраста.

3. Составить и апробировать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников.

4. Провести повторное исследование проявлений агрессивности и агрес-сивного поведения в группе детей дошкольного возраста

5. Сравнить результаты первичного и повторного исследований и сделать выводы об эффективности коррекционной программы.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литерату-ры по проблеме исследования;

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

... ;Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста Ведущие факторы формирования и развития ребенка. Формирование и развитие ребенка в ... я — сам» в отечественной психологии. Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и подчеркивалось ... В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса ...

2. Эмпирические: наблюдение, анкета, тесты (методика «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова; анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Г. П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич).

3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни.

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 458. Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 5,5−6,5 лет.

1 Теоретический анализ проблемы агрессии детей дошкольного воз-раста

1.1 Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе

Агрессия — это сложный, многоуровневый феномен, множественные проявления которого значительно варьируют по объекту, целям, механизмам, методам, результатам и масштабу воздействия [7; 11; 39].

Существует различные подходы к определению данного феномена, при этом каждый из исследовательских подходов акцентирует внимание на каком-либо отдельном аспекте агрессии.

Ряд авторов акцентируют внимание на последствиях агрессивной деятель-ности, т. е. той или иной форме деструкции. При этом одни авторы определяют как агрессивное лишь то поведение, которое приводит к физической дест-рукции и телесным повреждениям [11], другие понимают под ним любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически [29], уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [48], наносит ему материальный ущерб, препятствует осуществлению его намерений или противодействует его интересам [53].

Другие авторы акцентируют внимание на намерении агрессора, подчеркивая, что агрессия имеет место тогда, когда есть намерение нанести ущерб. В этом случае агрессия понимается как вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому, нацелено на оскорбление или причинение вр…

7 стр., 3340 слов

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

... в заранее приготовленные карты – схемы. Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе (составлена на основе материалов, представленных в источнике ... .п.)_________________________________________________________ Характер нарушения поведения В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст           Агрессия Физическая Ломает предметы ...

Литература

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии: пер. с нем. / А. Адлер. — М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.

2. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. — СПб.: Речь, 2000. — 238 с.

3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 1991. — 246 с.

4. Антонян Ю.М., Тихонова Т.П., Тюменкова Г. В. Механизмы человеческой агрессии / под ред. Е.Н. Гаповой, А.Р. Усмановой. — Минск: Нропилеи, 2000. — 268 с.

5. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — С. 55−60.

6. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершенно-летних с девиантным поведением. — М., 1999. — 182 с.

7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.И. Берковиц. — СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 512 с.

8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.

9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

10. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.

11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991. — 88 с.

13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003. — 336 с.

14. Выготский Л.С. Развитие психики в детском возрасте [текст] / Л.С. Выгот-ский // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение. — 1991.

15. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. — М.: Гном и Д, 2002.

16. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1993. — № 5, C. 8−16.

2 стр., 555 слов

Стивен Р. Уилсон, Фелисия Робертс, Джессика Джэй Рэк и Джули И. Дэлани материнская вербальная агрессия как показатель поведения матери и ребенка во время и

... Исследователи указывают на то, что материнская вербальная агрессия проявляется в поведении даже во время коротких игровых взаимодействий, при ... Уилсона и Фелисии Робертс, изучает связь между материнской агрессией и поведением матери и ребенка во время коротких игровых периодов ... Джэй Рэк и Джули И. Дэлани МАТЕРИНСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ИГРЫ (реферат) ...

17. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

18. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.

19. Капалин А.И., Немудрая Е.Ю., Моисеева С.А. Этапы работы по коррек-ции девиантного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. Профилактика девиантного поведения / под ред. А.Ф. Аменд. — 2003. -№ 17. — с. 140 -147.

20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. Российское педагогическое агентство — М., 1997.

21. Краткий психологический словарь: 2-е изд., расшир., испр. и доп. / под об-щей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.

22. Крейхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи; пер. с англ. А. Лисицыной. — СПб.: Питер, 2003. — 336 с.

23. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. Уч-щ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 185 с.

24. Кудрявцев И.А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 192 с.

25. Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа. — 2001. — № 2. — С. 26−28.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

27. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло / К. Лоренц. — М.: Прогресс, 1994. — 272 с.

28. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

29. Мацумото Д. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. — СПб.: Питер, 2003. — 718 с.

30. Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И.С. Кона. — М.: Наука, 1988. — 429 с.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ...

31. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с.

32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е изд. — М.: Академия, 1999. — 456 с.

33. Мясищев В.Н. Психология отношений. — СПб.: НИИПиН, 1998. — 240 с.

34. Охматовская А.В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): дис. … канд. психол. наук / А.В. Охматовская. — М., 2001. — 120 с.

35. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Форум, 1997. — 152 с.

36. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: 2-е изд., перераб. и доп. / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.

37. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.

38. Рожков М. И., Ковальчук М. А., Кузнецова И. В. Воспитание трудного ре-бенка. Дети с девиантным поведением. — М.: Владос, 2001. — 239 с.

39. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1991.

40. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. — М.: Смысл, 2003. — 218 с.

41. Северный А.А., Вострокнутый В.М. Школьная дезадаптация: эмоциональ-ные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М.: Новая школа, 1995. — 178 с.

42. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.

43. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector