Словарь терминов по курсу «Общая психология»

Словарь терминов по курсу «Общая психология»

Абсолютный верхний порог– это максимальная величина раздражителя, при которой ещё сохраняется ощущение данной модальности.

Абсолютный нижний порог– это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Абстрагирование– это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явления и выделение основного, главного признака.

Абстрактно-логическоемышление – вид мышления, основанное на выделении существенных свойств и связей объекта, отвлечении от несущественных. Осуществляется с помощью логических операций с понятиями.

Агглютинация(склеивание) – механизм создания образов воображения, предполагающий соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств и частей предметов.

Адаптация– приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющаяся в повышении или понижении порога.

Аккомодация глаза– изменение формы хрусталика при удалении и приближении предметов. Обеспечивается сокращением или расслаблением мышц глаза.

Анализ– мыслительная операция выделения в сложном объект составляющих его частей, сторон, элементов, свойств, связей, компонентов.

Апперцепция — зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношений к жизни, установок, знаний.

Быстрота мышления– это скорость протекания мыслительных процессов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлечёнными знаковыми структурами.

Взаимодействие ощущений– это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой анализаторной системы.

Восприятие– это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.

25 стр., 12123 слов

Предмет, задачи, структура и система основных понятий педагогической ...

... таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации па данном этапе культурно-исторического развития общества. Таким образом, образование как система занимал важное место ... и его результатами. 3. Целостность и единство педагогического процесса: показывают соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливают необходимость единства рационального, эмоционального, ...

Воображение– это психический процесс создания образов предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений.

Воображение активное– это создание новых образов с помощью волевых усилий – преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воображение воссоздающее– воображение, в процессе которого образ создаётся на основе описания, чертежа, схемы, т.е. есть основа, которую человек наполняет образами.

Временная локализация– знание, что определённое событие должно произойти в определённый отрезок времени.

Вторичные образы– представления, порождаемые психикой человека. Различают представления памяти и представления воображения. Также ко вторичным образам относятся сновидения, истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Галлюцинации- образы, порождённые психикой, но такие яркие и правдоподобные, что размещаются человеком во внешнем мире.

Гештальттеория(gestalt– нем. Целостная форма, структура) — теория, согласно которой важнейший фактор восприятия – взаимосвязь между раздражителями. Главный, первичный и основной элемент психики – психические структуры, целостные образы.

Гибкость мышления– это способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений. Это умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Умение переструктурировать исходные данные, понимание и использование их относительности

Гиперболизация– механизм создания образов воображения предполагающий преувеличение или акцентирование деталей.

Глубина мышления– это умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия, проявляющиеся в существенности признаков, в степени их обобщённости.

Грёзы– образы воображения, не связанные с волей и не предполагающие претворение в жизнь.

Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений , а не восприятия. Развёрнуто во времени, имеет чётко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Дифференциальный порог– минимальное различие в интенсивности двух раздражителей, вызывающих едва заметное различие ощущений.

Инертность мышления- склонность к шаблону, первичному ходу мысли.

Инициативность мышления– качество мышления, сочетающее быстроту, широту и глубину

Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную её оценку. В широком смысле интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. В узком смысле под интеллектом часто понимают мышление.

Интенсивность ощущений- отражение количественной стороны воздействующего раздражителя.

11 стр., 5161 слов

Слуховое восприятие. Ощущения и восприятие

... дополнение к ним включает в работу другие органы чувств. Следующий момент, касающийся слухового восприятия — это определение физических характеристик воспринимаемого звука, к которым, как нам известно ... в них, соответственно в состоянии воспринимать колебания давления среды в виде слуховых ощущений). Основной такой средой для человека выступает земная воздушная атмосфера, поскольку человек ...

Интеракционизм– теория восприятия, согласно которой сенсорный опыт Ч определяется состоянием сенсорных нервов. Каждый орган чувств связан с нервами, вырабатывающими специфическую энергию. В ответ на стимул. Один и тот же стимул, воздействую на разные нервы, вызывает разные качества переживаний. Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному качеству.

Интроспекционизм– теория восприятия, согласно которой используя метод аналитической интроспекции можно определить мельчайшие фундаментальные единицы восприятия – ощущения. Предполагалось, что так можно дойти до физиологических коррелят ощущений.

Интероцептивные ощущения – ощущения, представляющие информацию о внутренних процессах организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся внутри тела. Делятся на органические и болевые

Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов. Является минимально осознанным.

Критическое мышление – мышление, направленное на выявление недостатков в суждениях других людей.

Конкретизация– мыслительная операция, предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации прибегают, когда высказанная мысль непонятна, позволяет показать, как общее проявляется в единичном.

Константность восприятия — относительное постоянство восприятия предметов и явлений при изменении условий их восприятия.

Контраст ощущений– это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Контраст может быть последовательным и одновременным.

Локализованность ощущений– соотношение ощущения с источником (раздражителем) Возникает за счёт такого свойства психики, как проекция, т.е. проецирование внутреннего мира на внешнее. В экстероцептивных О происходит как отражение координаты раздражителя в пространстве.

Мечта– это создание образа желаемого будущего. Это необходимое условие преобразующей деятельности, может быть побудительной причиной, мотивом деятельности.

Модальность (качество) ощущений- это качественное отличие одного ощущения от другого Ощущения мономодальны.

Мышление– это процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

Наглядное мышление – мышление на основе образов представлений предметов.

Наглядно-действенное мышление – вид мыслительного процесса, который опирается на непосредственное восприятие объектов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное- вид М, характеризующийся опорой на представления и образы. Ситуация преобразуется в плане образа или представление субъекта оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... О какой закономерности ощущений здесь идет речь? А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов произносится детьми обычно ... продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? ...

Обобщение- это мыслительная операция, мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Осознанность мышления– проявляется в возможности выразить в словах как результат работы, так и способы, с помощью которых этот результат был достигнут.

Отражение– всеобщее свойство материи, состоящее в способности системы воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других систем. Одна система отражает другую путём изменения собственного состояния

Ощущение — элементарный познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств (соответствующие рецепторы).

Первичные образы– образы ощущений и восприятий, порождаемые воздействием окружающего мира.

Перцепт– образ

Понятие– это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Форма мышления.

Последовательность мышления– это умение соблюдать строгий логический порядок при рассмотрении проблем.

Практическое мышление– один из видов мышления. Связан с постановкой целей, выработкой планов и проектов. Часто развёртывается при дефиците времени и наличии рисков.

Предмет восприятия- объект, находящийся в центре восприятия (иначе называют фигурой)

Предметность- отражение объектов и явлений окружающего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, а также отнесённость всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации.

Представления– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Проприоцептивные ощущения– ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве. Являются афферентной основой движений. Рецепторы находятся в суставах и мышцах. Делятся на ощущения равновесия и движения.

Психика– форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психические процессы- Целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляторной спецификой

Психические состояния- текущее своеобразие психической деятельности.

Психические свойства личности – типичное для индивида своеобразие его психической деятельности.

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... восприятие, выступает как осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, ... методики по исследованию зрительного восприятия объектов сложной формы. 3. Выявить особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у дошкольников с нарушениями ...

Репродуктивное мышление – мышелние на основе образов представлений, почерпнутых из каких-то определённых источников.

Самостоятельность мышления– умение увидеть и поставить новый вопрос и затем решить его своими силами.

Сенсорный порог– это величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию и не вызывающие её.

Синестезии– частный вид взаимодействия ощущений. Это возбуждение одной анализаторной системы под воздействием раздражителя другой анализаторной системы

Синтез– мыслительная операция, предполагающая объединение свойств и частей в единое целое.

Сенсорная организация личности- это характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Представляет одну из существенных черт индивидуальности.

Силлогизм– простейшая и типичная форма умозаключения на основе частной и общей посылок.

Сообразительность– качество мышления, сочетающее инициативность и критичность.

Сравнение– это мыслительная операция, сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними.

Стробоскопический эффект– восприятие движения при его отсутствии.

Структурность восприятия– свойство восприятия отражать обобщённую структуру объекта, абстрагированную от мгновенных ощущений. Структура формируется в течение некоторого времени.

Суждение– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Темп развития мыслительных процессов– это минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Схематизация – механизм создания образов воображения предполагающий сглаживание различий между объектами, выделение основного.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованими в ходе мамой познавательносй деятельности по его созданию.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Типизация– механизм создания образов воображения, предполагающий выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение в конкретном образе (чаще осуществляется в литературных произведениях).

Умозаключение– форма мышления, выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Устойчивость мышления– это качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков.

Фантазия– форма творческого воображения, создание новой реальности.

Фи-феномен– восприятие движения, возникающее не из восприятия двух последовательных точек нахождения предмета, а между ними.

Целостность восприятия– свойство восприятия предоставлять психике целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения информации об отдельных свойствах предметов в виде различных ощущений.

8 стр., 3842 слов

Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников ...

... данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует ... что в данный момент воздействует на нас. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных ... в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию - выделение свойств ...

Функционализм– теория рассматривающая восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Согласно этой теории образ восприятия – функция перцептивной системы.

Широта ума– это умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Экономичность мышления– это число логических ходов, посредством которых усваивается новая закономерность.

Экстероцептивные ощущения– ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для сознательного поведения.

Эмпирическое мышление– вид мышления, направленный на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений.