16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия

16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.

основные закономерности восприятия:

  • апперцепция, зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний
  • категоризация, иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений.
  • вербальное опосредование. Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи.
  • зависимость от установки, субъективность. В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо. Субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно
  • принцип изоморфизма — структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое, в то время как в результате восприятия складывается образ.

17 вопрос: понятие о памяти. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Свойства памяти: точность, объем, скорость процессов забывания и запоминания.

8 стр., 3551 слов

27. Восприятие и его основные свойства

... образы вещей и событий. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ... или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания ...

Виды памяти: 1) образная 2) словестно-логическая 3) сенсорная 4) эмоциональная 5) кратко- и долговременная 6) оперативная 7) промежуточная 8) эпизодичная 9) процедурная

Процессы памяти:

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

    Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо.

18 вопрос: понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Характеристика мыслительных операций.

Мышление — это психический процесс, который выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события; находит различия между теми или иными вещами и рассуждениями; осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; предполагает оптимальный вариант решения и последующих действий.

Свойства мышления: 1) направленность 2) логичность 3) развитое и неразвитое 4) развиваться в результате понимаия 5) гибкость

Виды мышления: 1) наглядно-действительное 2) наглядно-образное 3) абстрактное 4) теоретическое 5) практическое 6) аналитическое 7) интуитивное 8) реалистическое 9) эгоцентричное 10) продуктивное и репродуктивное 11) логическое

14 стр., 6605 слов

Психология развития мыслительных операций

... Понятие и индивидуальные особенности мышления……………..….5 1.2. Мыслительные операции – процесс мышления………………………8 ГЛАВА 2. Особенности мыслительных операций в младшем школьном возрасте………………………………………………..……………… ... программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма ...

К основным мыслительным операциям относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Анализ — мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составные части. Синтез — мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое. Сравнение — мыслительная операция, характеризующаяся сопоставлением свойств, отношений предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий. Обобщение — мыслительная операция, при которой происходит объединение предметов или явлений по определенному признаку. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении у них основного, главного. Конкретизация — мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.

19.виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

Т.к. мышление является сложнейшей и многосторонней психической деятельностью, то выделение его видов осуществляется по разным основаниям:

1. Вид мышления в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие:

— предметно-действенное (наглядно-действенно) — мышление связанное с практическими, непосредственными действиями с предметами (характерно для детей раннего возраста);

— наглядно-образное — мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

— абстрактное мышление — мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых).

2. Виды мышления в зависимости характера результата мышления:

— репродуктивное мышление — когда четко прослеживается ход мысли другого человека;

1 стр., 403 слов

Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение

... Мышление. Воображение Вопросы для обсуждения: 1. Понятие мышление. Социальная природа мышления. 2. Виды мышления. Структура мышления. 3. Процессы мышления. Индивидуальные особенности мышления. 4. Понятие интеллект. 5. Понятие воображение. Виды воображения ... действие, деятельность, игра, интериоризация, операция, труд, учение, цель, ... личности, активность, самосознание, образ «Я», самооценка, уровень ...

— творческое мышление — создание новых идей, предметов, оригинальных решений, доказательств.

3. В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическую и теоретическое мышление.

— эмпирическое мышление — дает первичные обобщения на основе опыта.

— теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытии закономерности развития различных явлений.

Таким образом, можно сказать, что мышление это психический процесс который развивается на протяжении всей жизни человека и именно развитие мышление помогает человеку познавать окружающий его мир.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

Самостоятельность мышления,

Гибкость мышления.

Оперативность мышления.

20. Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).

Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение — основная характеристика памяти, преобразование — основная характеристика воображения. Таким образом основная характеристика памяти это воспроизведение, основная характеристика воображения это преобразование. Все образы воображения опираются на представления памяти, т. е. воображение это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом, но все образы, так или иначе опираются на образы памяти.

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

... любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого и креативного мышления. В чем состоит развитие креативного мышления? Конечно, есть люди, обладающие таким талантом ... на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать. Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты ...

Воображение — познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям:

Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

— непроизвольное или пассивное воображение — новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

— произвольное, или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшего развития в детских играх.

Активное воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное (это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме картине, данное воображение позволяет людям обмениваться опытом, знаниями), и творческое. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение разделяется на такие виды как мечта и фантазия.

Основные способы создания нового образа:

Агглютинация — способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств (например сказочные образы: дракон, ковер-самолет).

Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

... но, как правило, преобладает хорошее настроение. Флегматический темперамент Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. ... в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических ...

Схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать — пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это обобщённые типы».

21. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.

Темперамент — это врожденные и индивидуальные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1.Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный. — человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его чувства не устойчивые и легко сменяются противоположными чувствами. Быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным.

2.Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

— человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивые в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало.

9 стр., 4091 слов

Практическая работа № 1 Исследование типологических особенностей нервной системы

... особенностей личности, обусловленных типом нервной системы. Результат теста онлайн – сильный, уравновешенный, подвижный сангвиник Сангвиника характеризует «активный» тип темперамента. У них сильная, уравновешенная, подвижная нервная ... интересов и эмоциональной уравновешенности в значительной мере связана с темпераментом человека. Можно считать, что флегматики и меланхолики относятся к ...

3.Холерик — сильный, но неуравновешенный, быстрый, порывистый, с сильными загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

4.Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения. — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи. Обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой не привычной обстановке, часто смущаются.

Таким образом, все люди обладают различными типами темперамента, но каждый имеет в своем темпераменте свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести ни к одному из определенных типов темперамента.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector