16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия

16 вопрос: Закономерности восприятия. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.

основные закономерности восприятия:

  • апперцепция, зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний
  • категоризация, иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений.
  • вербальное опосредование. Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи. 
  • зависимость от установки, субъективность.  В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо. Субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно
  • принцип изоморфизма — структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью. 

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое, в то время как в результате восприятия складывается образ.

17 вопрос: понятие о памяти. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. 

Свойства памяти: точность, объем, скорость процессов забывания и запоминания.

Виды памяти: 1) образная 2) словестно-логическая 3) сенсорная 4) эмоциональная 5) кратко- и долговременная 6) оперативная 7) промежуточная 8) эпизодичная 9) процедурная

8 стр., 3551 слов

27. Восприятие и его основные свойства

... глаза, две руки, два уха; · Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость); · ... непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая. Впечатления, которые ...

Процессы памяти:

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

    Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. 

18 вопрос: понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Характеристика мыслительных операций.

Мышление – это психический процесс, который выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события; находит различия между теми или иными вещами и рассуждениями; осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; предполагает оптимальный вариант решения и последующих действий.

Свойства мышления: 1) направленность 2) логичность 3) развитое и неразвитое 4) развиваться в результате понимаия 5) гибкость

Виды мышления: 1) наглядно-действительное 2) наглядно-образное 3) абстрактное 4) теоретическое 5) практическое 6) аналитическое 7) интуитивное 8) реалистическое 9) эгоцентричное 10) продуктивное и репродуктивное 11) логическое

К основным мыслительным операциям относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составные части. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое. Сравнение – мыслительная операция, характеризующаяся сопоставлением свойств, отношений предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий. Обобщение – мыслительная операция, при которой происходит объединение предметов или явлений по определенному признаку. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении у них основного, главного. Конкретизация – мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.

19.виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

Т.к. мышление является сложнейшей и многосторонней психической деятельностью, то выделение его видов осуществляется по разным основаниям:

1. Вид мышления в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие:

— предметно-действенное (наглядно-действенно) – мышление связанное с практическими, непосредственными действиями с предметами (характерно для детей раннего возраста);

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи ... Под речью принято понимать как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития ...

— наглядно-образное – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

— абстрактное мышление – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых).

2. Виды мышления в зависимости характера результата мышления:

— репродуктивное мышление – когда четко прослеживается ход мысли другого человека;

— творческое мышление – создание новых идей, предметов, оригинальных решений, доказательств.

3. В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическую и теоретическое мышление.

— эмпирическое мышление — дает первичные обобщения на основе опыта.

— теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытии закономерности развития различных явлений.

Таким образом, можно сказать, что мышление это психический процесс который развивается на протяжении всей жизни человека и именно развитие мышление помогает человеку познавать окружающий его мир.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

Самостоятельность мышления,

Гибкость мышления.

Оперативность мышления.

20. Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Таким образом основная характеристика памяти это воспроизведение, основная характеристика воображения это преобразование. Все образы воображения опираются на представления памяти, т.е. воображение это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом, но все образы, так или иначе опираются на образы памяти.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям:

Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные ... можно оценить по следующим критериям: - законченность рассказа; - яркость и оригинальность образов; - необычность поворота и сюжета; - неожиданность концовки. Составление рассказа с ...

— непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

— произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшего развития в детских играх.

Активное воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное (это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме картине, данное воображение позволяет людям обмениваться опытом, знаниями), и творческое. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение разделяется на такие виды как мечта и фантазия.

Основные способы создания нового образа:

Агглютинация – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств (например сказочные образы: дракон, ковер-самолет).

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать – пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщённые типы».

21. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.

Темперамент – это врожденные и индивидуальные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1.Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его чувства не устойчивые и легко сменяются противоположными чувствами. Быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда – инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным.

2.Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3 стр., 1058 слов

Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности

... людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент ... скорость реакций; ? Склонность к уединению; ? Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность; ? Самоконтроль мимики; ? Заторможенность в ...

– человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивые в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало.

3.Холерик – сильный, но неуравновешенный, быстрый, порывистый, с сильными загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

4.Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения. – эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи. Обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой не привычной обстановке, часто смущаются.

Таким образом, все люди обладают различными типами темперамента, но каждый имеет в своем темпераменте свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести ни к одному из определенных типов темперамента.