Система специального образования в РБ

Система специального образования

Даже наилучшие учреждения становятся дурными, когда нравственность перестает быть их основанием…

Наполеон I

На государственном уровне специальная помощь в Республике Беларусь оказывается в рамках Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социаль­ной защиты. Это вызывает определенные трудности, так как межведомственные барьеры порой мешают созданию целостной, слаженной и действенной системы. Для координации усилий этих и других структур при Совете Министров создан Межведомственный совет по проблемам инвалидов.

Система учебно-образовательных учреждений для детей с ОПФР в Республике Беларусь существует и развивается в соответствии с Законами «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизическо­го развития (специальном образовании)», Концепцией реформи­рования специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с осо­бенностями психофизического развития и рядом других законо­дательных актов и документов.

Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответству­ющего образования, оказание коррекционной помощи, социаль­ную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями пси­хофизического развития (специальном образовании)», глава 1, 1.1).

Принципы построения системы специального образования следующие:

• государственный характер;

• общедоступность образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• опора на наследие национальной культуры;

• адаптивность системы образования к уровням и особен­ностям развития и подготовки учащихся;

• коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса;

• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспита­нии;

• преемственность в работе всех звеньев системы образова­ния и другие.

Государственный характер образования дополняется наличи­ем частных учреждений, что связано с развитием рыночных от­ношений, однако эти учреждения работают под контролем госу­дарственных структур. В последние годы активизировалась по­мощь со стороны общественных, благотворительных и родитель­ских организаций.

8 стр., 3766 слов

«Я-концепция» как система психологических особенностей ...

... как система психологических особенностей отношения человека к себе.   Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения ... смотрит на свою деятельность и на свои возможности развития в будущем. Представление индивида о самом себе, чаще ... с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально ...

Организация специального образования в настоящее время осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение спе­циального образования; на дому; в условиях организаций здра­воохранения; в условиях учреждений социального обслужива­ния. К учреждениям, обеспечивающим получение специально­го образования, относятся специальные учреждения образования и учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизичес­кого развития.

Специальное образование представляет собой сложную диф­ференцированную систему, развитие которой шло весьма нерав­номерно. Первые шаги в формировании системы специального образования связаны с прогрессивными идеями Л. С. Выготско­го, А. Р. Лурия, Р. М. Боскис, А. Н. Граборова, В.П. Кащенко, М. С. Певзнер, Р. Е. Левиной, Ф. Ф. Pay и других, отстаивающих индивидуальный подход в обучении ребенка с особыми образо­вательными потребностями с позиции учета его комплексного психофизического развития (педологический подход).

Цели гу­манизации и наиболее полной социальной реабилитации этих детей были на долгие годы заменены педагогикой, идущей в сво­ей деятельности не от ребенка, а от предмета, от методики его преподавания, пытающейся изолировать проблемного ребенка от общества, создавая значительное число закрытых специальных учреждений.

На пике своего расцвета (1990/1991 учебный год) система спе­циального образования охватывала около 1,5 % детского насе­ления СССР, что, по мнению многих отечественных исследова­телей, составляло не более трети нуждающихся. Провозглашен­ный в начале 90-х годов переход к построению демократическо­го, открытого гражданского общества, признанию самоценнос­ти каждого человека закономерно повлек за собой изменение отношения государства к детям с отклонениями в развитии и их правам. Созданная прежде система, казавшаяся оптимальной, мала подвергаться резкой критике за ее закрытость, институализацию (безвариативность — возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в определенных видах специ­альных учебных заведений), недостаточный охват нуждающих­ся, недооценку роли родителей в процессе образования, ориен­тацию специального образования на получение школьных зна­ний, умений и навыков в ущерб личностному и социально-эмо­циональному развитию детей.

Система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура основывается на возрастных особен­ностях учащихся и ступенях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:

1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).

2. Дошкольный период (от 3 до 6—7 лет).

3. Период обязательного обучения (от 6—7 до 16 лет).

4. Период среднего образования и профессиональной подготов­ки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).

5. Период обучения и переподготовки взрослых-инвалидов.

Горизонтальная структура учитывает уровень психофизиче­ского развития ребенка, особенности его познавательной деятель­ности и характер нарушения. Варианты обучения в системе спе­циального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными воз­можностями учащегося.

4 стр., 1910 слов

Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования ...

... психолога. М., 1993. Одаренные дети. - М., 1991. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № ... преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М.: Высшая школа, 1990. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. № 1. Ковалева ...

Дети от рождения до 3-х лет воспитываются в учреждениях здравоохранения (детских яслях, домах ребенка), в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в дошкольных и школьных уч­реждениях образования или социальной защиты, где оказыва­ется помощь и поддержка детям-инвалидам. К категории детей-инвалидов относят тех, кто из-за значительных ограничений жизнедеятельности получает социальные пенсии.

Система оказания педагогической помощи детям дошкольно­го возраста с отклонениями в развитии начала развиваться с кон­ца 60-х годов XX века и представлена специализированными дошкольными учреждениями с круглосуточным и дневным пре­быванием детей, специализированными детскими домами, а так­же сетью специальных групп при массовых детских садах и дошкольных групп при специальных школах-интернатах. Во все эти образовательно-коррекционные учреждения принимаются дети в возрасте от 3 до 7-8 лет. Их комплектование, решение вопроса о зачислении ребенка в подобное учреждение и выводе из него находится в компетенции психолого-медико-педагогиче­ской комиссии (консультации).

Специальные дошкольные образовательные учреждения мо­гут открывать по профилю группы кратковременного пребыва­ния для детей, посещающих обычные детские учреждения или воспитывающихся дома. В некоторых из них коррекционная помощь оказывается силами квалифицированных специалистов, начиная с первого года жизни ребенка.

Специальная школа-интернат долгое время выступала ос­новным типом учреждений для детей с особенностями психофи­зического развития. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и спо­собствует формированию компенсаторных способностей, разви­тию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо обеспечения развития ребенка, формирова­ния его первоначальных взглядов на природу, человека, обще­ство, приобретения необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, специальная школа осуществляет всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение лично­сти, выявление возможностей каждого учащегося с целью выра­ботки необходимых форм и методов учебно-воспитательной ра­боты с учетом индивидуальных его особенностей.

Здесь также осуществляется лечебно-восстановительный про­цесс (2 раза в год проводится углубленный медицинский осмотр, консультации у специалистов; выполнение лечебных рекомен­даций; установление режима, качества питания школьников, дозировки физических и умственных нагрузок).

Структурно школа состоит из двух основных ступеней: на­чальной (4 года) и базовой (5 лет).

19 стр., 9248 слов

Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов ...

... поддержки детей в системе специального образования: опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные ... самопознания и навыков продуктивного общения. В образовательной среде интерната также необходимы изменения, т.к. существующая ситуация не способствует ...

Комплектование классов осу­ществляется областным, городским, районным отделами образо­вания на основе заключения психолого-медико-педагогических консультаций (центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).

Наполняемость классов составляет от 8 до 10— 12 человек, при комбинированных дефектах — 6 (См. Положе­ние о специальной общеобразовательной школе (школе-интерна­те) для детей с особенностями психофизического развития).

Каж­дая специальная школа разрабатывает свой устав, в котором определяются нормы и правила жизни коллектива с учетом его осо­бенностей и перспектив развития.

В настоящее время школьная система включает 15 типов спе­циального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специ­альных школ с обеспечением содержания, методов и форм орга­низации.

В российских нормативно-правовых и официальных докумен­тах введены коды для специальных школ, которые называются по их видовому порядковому номеру:

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние I вида (школа-интернат для глухих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние III вида (школа-интернат для незрячих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми наруше­ниями речи);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние VII вида (школа или школа-интернат для детей с труд­ностями в обучении — задержкой психического развития);

• специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умст­венной отсталостью).

В этих школах обеспечивается специальное обучение не толь­ко названных категорий детей, но и детей с различными множе­ственными нарушениями (например: нарушение слуха в сочета­нии с умственной отсталостью, нарушение зрения в сочетании с умственной отсталостью; нарушение опорно-двигательного аппа­рата в сочетании с задержкой психического развития и т.д.).

Именно в связи с этим отмечается 8 видов специальных школ (или 6, когда имеет место внутренняя интеграция: школа для детей с нарушениями зрения, школа для детей с нарушением слуха) и 15 типов специального обучения. Для детей с эмоцио­нальными нарушениями и девиантным поведением официаль­ых специальных учреждений в России и Беларуси не сущест­вует.

Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных (для детей с интеллектуальной недостаточностью), дают цензо­вое образование. Цензовость образования — обеспечение образо­вания в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.

24 стр., 11593 слов

Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте

... психолого-педагогических основ речевой готовности детей к школе; 3. Изучение основ обучения детей грамоте; 4. Проведение практической работы по изучению проблемы коммуникативно-речевой готовности детей к школе при обучении грамоте; 5. Определить выводы ...

В Республике Беларусь определяются четыре варианта по цензовости/нецензовости образования.

Цензовое образование:

1. Начальная школа (1-4 классы), базовая (основная) школа (5-10 классы).

Структура специального образования идентична структуре общего образования.

Специальное образование обеспечивает формирование базово­го объема знаний, соответствующего государственному уровню обязательных требований и оказание коррекционной помощи и поддержки. Осуществление этих задач достигается реализацией базового и коррекционного компонентов учебного плана и про­грамм специальной школы или программ общеобразовательной школы, если доступно содержание обучения. Данный вариант приемлем для детей с нарушениями зрения, слуха (1-е отделе­ние), с задержкой психического развития, речевыми нарушени­ями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторых другими нетяжелыми отклонениями.

2. Цензовое образование с увеличением срока обучения. Сро­ки обучения на начальной и базовой ступенях по сравнению с обычной школой удлинены на один год.

Специальное образование обеспечивает общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, трудовое (про­фессионально-трудовое) обучение. Осуществление этих задач достигается на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной школы. Данный вариант приемлем для детей с тяжелыми формами на­рушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Учащиеся, успешно окончившие базовую школу первого или второго варианта специального образования, имеют право про­должать общеобразовательную подготовку в полных средних школах или в профессионально-технических учреждениях.

Нецензовое образование:

3. Младшие классы (1-5 классы), старшие (6-10 классы), углубленная социальная и профессиональная подготовка (11-12 классы).

Образование обеспечивает адекватную познавательным воз­можностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспо­могательной школы. Рекомендуется для детей с легкой степенью умственной отсталости (1-е отделение), с умеренной и тяжелой степенью (2-е отделение).

4. Нецензованное, абилитационное образование. Срок обуче­нии определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости. Специальное образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адапта­цию и социализацию. Обучение осуществляется по специально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных ва­риантов в зависимости от характера нарушений и уровня обуча­емости. Рекомендуется для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

Противопоказания к приему в специальную школу:

1. Соматические заболевания (ревматизм в активной фазе, бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами, туберку­лез, гемофилия, эндокринные нарушения и др.).

7 стр., 3399 слов

психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению

... достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один ... жизни. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Авторами дается не только ...

2. Неврологические заболевания (миопатия, тяжелые наруше­ния опорно-двигательного аппарата).

3. Хирургические заболевания (спинномозговая грыжа, не­держание мочи, кала).

4. Кожные заболевания (все в стадии обострения).

5. Психоневрологические (тяжелые формы умственной отста­лости с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков само­обслуживания, явные психопатоподобные и психические рас­стройства, органические заболевания головного мозга с дневны­ми или частыми ночными судорожными припадками, выражен­ные энцефалостенические состояния, синдром двигательной расторможенности).

В отечественной педагогике долгое время сохранялось поня­тие «необучаемые дети», которое отсутствовало как в теории, так и педагогической практике цивилизованных стран. Под необу­чаемостью у нас понималась неспособность ребенка освоить школьную программу, в то время как англичане, например, рас­сматривали это понятие как неспособность получить пользу от обучения. В этом случае на первый план выходят не интеллек­туальные и эмоционально-волевые свойства учащегося, а уровень качества и сложности программных требований, осуществляет­ся образование, имеющее смысл; образование для ребенка, а не ребенок для образования. Если ребенок не может освоить одну программу, предлагается другая, посильная для него.

Итак, помимо учебы в специальном учебном заведении, суще­ствуют разнообразные формы получения образования: интегри­рованное обучение и другие варианты в учреждениях образова­ния общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития; индивиду­альное обучение на дому; обучение в условиях стационарного лечебного (социального) учреждения (для часто и длительно бо­леющих детей), дистанционное обучение. Избранная форма и вариант специального образования могут изменяться в зависи­мости от познавательных возможностей и учебных успехов ре­бенка, его физической и психической работоспособности. Допу­скаются сочетания различных форм получения образования, обучение по индивидуальным учебным планам. Для взрослых людей с ограниченными возможностями для получения или продолжения образования открыты вечерние школы, специальные техникумы, специальные группы в техни­кумах и колледжах, отделения в вузах, реабилитационные цен­тры, учебные и производственные мастерские обществ слепых, глухих и инвалидов. В соответствии с Законом об образовании лиц с особенностями психофизического развития (статья 11, пункт 9) учреждения образования должны обеспечивать патро­нат выпускников в течение двух лет после окончания учебного заведения (см. Инструкцию о патронате лиц с особенностями психофизического развития. Постановление Министерства обра­зования Республики Беларусь от 27. 05. 2005 № 42).

Проблема профессионального образования лиц с нарушения­ми психофизического развития стоит остро повсеместно. Данное звено — самое слабое в общей системе образования любой стра­ны. Причины такого положения разные: ограниченные возмож­ности здоровья, низкая физическая и умственная работоспособ­ность, отсутствие преемственности между профессионально-тру­довым обучением в школе и после ее окончания, слабая подго­товка педагогических кадров и учебно-методической базы про­фессиональных учебных заведений.

16 стр., 7656 слов

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание младших подростков ...

... детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. В основе этих отклонений лежат нарушения различных сторон психофизического развития: ... педагогической поддержки и организационной помо­щи продолжали образование в обычной школе.[12, стр.82] В первом случае дети характеризовались как стойко неуспеваю­щие, во ...

Стратегическим направлением в проектировании специально­го профессионального образования должно стать создание опти­мальных условий для обучения всех категорий инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с реабилитационным потенциалом личности и требованиями рын­ка труда. По новому Положению в структуре специальной шко­лы может открываться отделение социальной адаптации и ре­абилитации, которое наряду с консультативными абилитационными задачами, оказывает помощь в профориентации, получе­нии профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

В отношении инвалидов необходимо государственное регули­рование вместо диктата свободного рынка. Занятость для этих людей — главная ось жизни, безработица ведет к обесцениванию человека. Во всех педагогических, социально-психологических произведениях на протяжении более 100 лет подчеркивается ог­ромное значение труда для психического и нравственного разви­тия человека.

Таким образом, в системе специального образования выделя­ются три основные ступени (звена): дошкольная, школьная (об­щее образование) и профессиональная.

Развитие специального образования в современных усло­виях идет двумя путями. Первый путь — это дифференциация и совершенствование существующей сети специальных учрежде­ний, а также создание новых реабилитационных служб помощи детям с особенностями психофизического развития. Второй путь связан с интеграцией этих детей в общество и развитием моде­лей интегрированного обучения. За основу изменения системы специальной помощи положена идея ориентации не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка как составной части со­циума.

Главную роль в построении и эволюции коррекционного обу­чения играют социальные потребности, на основе которых обра­зовательные отношения регулирует государство. Средствами ре­гуляции выступают финансирование, обеспечение материальной базы учебных заведений, введение стандартов, подготовка педа­гогических кадров, контроль и т. д. Для того чтобы не подавлять педагогическую инициативу и не препятствовать новаторским поискам, внешняя регуляция должна основываться на демокра­тических принципах и соблюдать баланс между стандартизаци­ей и дестандартизацией, единообразием и разнообразием, адап­тацией и индивидуализацией. Вместе с тем эффективность коррекционного обучения зависит не только от внешних факторов, но и от меры его соответствия потребностям и интересам, идеа­лам и ценностям человека с особенностями в развитии.

В наше время на первый план выходит задача формирования общественно-государственной системы специального образова­ния, поскольку одно государство, без опоры на личность и обще­ство, не в состоянии решить весь комплекс проблем обучения детей с ограниченными возможностями.

12 стр., 5630 слов

Методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

... С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и воспитывают специальные физические качества. Цель работы - изучение методики развития специальных ... усиленный рост мышц в толщину за счет образования массивных мышечных волокон, увеличивается общая масса мышц ... зрелость, индивидуальные различия в темпах роста и развития детей и подростков одного паспортного возраста диктует тренеру ...

Структурные изменения предполагают получение специаль­ного образования с увеличением срока обучения на один год; приближение специальной помощи по месту жительства; расши­рение образовательных структур интегрированного профиля; обеспечение надлежащих условий и расширение возможностей для получения профессионального образования лицами с особен­ностями в развитии, неконкурентоспособным на рынке труда; создание инновационных коррекционно-реабилитационных уч­реждений; уменьшение числа интернатов и разукрупнение спе­циальных школ-интернатов с целью возвращения учащихся в семью; создание службы коррекционной психолого-педагогиче­ской помощи, начиная с первых месяцев жизни ребенка и др.

Актуально создание специальных школ нового типа для не­зрячих и слабовидящих детей: гимназии, лицеи; полных сред­них школ для детей с нарушениями слуха (дневные, вечерние).

В ряде регионов России открываются муниципальные школы-предприятия — комплексное коррекционное учреждение с тре­мя структурными подразделениями: общеобразовательная шко­ла; психологический консультативный центр; центр социальных услуг для малоимущих слоев населения. На базе специальных (вспомогательных) школ создаются УВК — учебно-воспитатель­ные комплексы, состоящие из детского сада и школы, которые работают по разноуровневым программам, ведут активный по­иск новых педагогических, методических и организационно-уп­равленческих форм и методов работы, осуществляют междуна­родное сотрудничество.

Н. Н. Малофеев (2001) называет прообразом специальных школ XXI века образовательные учреждения комбинированно­го типа (УКТ).

Подобное заведение может быть как дошкольным, так и школьным, включая в себя подготовительные группы или классы для нормально развивающихся детей и для детей с опре­деленным нарушением в развитии. В одном таком комплексе могут обучаться и воспитываться слышащие дети и дети с нарушением слуха; в другом — с сохранным и нарушенным зрением, и третьем — нормально развивающиеся и дети с задержкой психического развития и т. д. Каждое подобное заведение, по мне­нию представителей НИИ коррекционной педагогики РАО, пред­положительно станет специализироваться на интегрированном обучении детей с определенным нарушением в развитии. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте, где есть 2—3 школы, можно будет организовать обучение всех детей с особы­ми образовательными потребностями.

Одним из подходов к созданию системы помощи «проблем­ным» детям является дальнейшее развитие систем коррекционно- развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на наиболее адекватные педагогические условия для детей группы риска. Это потребует повышенного внимания к вопро­сам охраны здоровья обучающихся, личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, активной диффе­ренцированной помощи специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, медиков), комплексного психолого-педагогиче­ского и медико-социального изучения развития ребенка (С. Г. Шевченко).

В общеобразовательной школе для таких детей утверждают­ся в качестве формы дифференцированного обучения различные типы коррекционных классов: классы выравнивания, компен­сирующего обучения, классы адаптации, здоровья, интенсивно­го развития, педагогической поддержки, классы для детей «груп­пы риска», педагогически запущенных, с трудностями в обуче­нии, соматически ослабленных и т. п.

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...

... актуального развития ребёнка; - психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства; - сенсомоторное развитие младенца. Основные направления оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии: - сенсорное развитие ...

В Республике Беларусь с 1992 года широкое распространение получил новый тип учреждения — центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Они предназна­чены для создания комплексной системы социально-педагогиче­ской, психологической, медицинской реабилитации детей с осо­бенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество.

Основными целями центра являются:

• создание специальных условий для получения образова­ния лицами с тяжелыми и (или) множественными физичес­кими и (или) психическими нарушениями на уровнях до­школьного и общего базового образования, их социальной адаптации и интеграции в общество;

• социальная реабилитация лиц с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирова­ние жизнеспособной личности, включение в активное соци­альное взаимодействие;

• обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью по месту жительства;

• формирование позитивного общественного мнения в от­ношении лиц с особенностями психофизического развития.

Направления деятельности центра: диагностическая рабо­та; педагогическая работа; коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация; консультативная работа; методичес­кая работа; социально-психологическая работа и информацион­но-аналитическая.

Пункт коррекционно-педагогической помощи может откры­ваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольно­го, общего базового и общего среднего образования для оказа­ния коррекционно-педагогической помощи детям с особенностя­ми психофизического развития, имеющим стойкие или времен­ные трудности в освоении учебных программ. (См. Постановле­ние Министерства образования Республики Беларусь от 09. 11. 2004 № 65 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи»).

Главными задачами пункта являются:

• осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;

• создание необходимой коррекционно-развивающей сре­ды для обеспечения индивидуально-ориентированной педа­гогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

• формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандар­тов на уровнях дошкольного и общего базового образования;

• повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования пози­тивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функ­ций самоконтроля у детей;

Система специального образования в РБ — Стр 2

• разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития,

• консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания. В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы группы для детей: с нарушениями речи, слуха, зрения, с нарушениями психического развития, (трудностями в обучении), с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени); с другими особенностями психофизического развития.

На пункт принимаются дети дошкольного и школьного возраста после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им корреционно- педагогической помощи.

Количество детей с артикуляторно-фонетической дислалией может составлять не более 20 % от количества детей с наруше­ниями речи, которые одновременно получают коррекционно-педагогическую помощь на пункте.

В Республике Беларусь в настоящее время образовательные yслуги и коррекционно-педагогическую помощь детям с особен­ностями психофизического развития (в системе Министерства образования, данные за 2006/2007 учебный год) оказывают 53 специальных дошкольных учреждения (Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха; 48 специальных дошкольных учреждения; 9 специальных детских домов), 1275 специальных дошкольных групп и 110 интег­рированных; 522 пункта коррекционно-педагогической помощи на уровне общего среднего образования. Функционируют 62 спец. школы-интернаты и 19 спецшкол (из них: 45 — для де­тей с интеллектуальной недостаточностью, 13 — для детей с на­рушением слуха, 11 — для детей с трудностями в обучении, 7 -для детей с нарушениями зрения, 4 — для детей с тяжелыми на­рушениями речи, 1 — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), 142 центра коррекционно-развивающего обуче­ния и реабилитации, 221 специальный класс, 5375 классов ин­тегрированного обучения; 1161 школьный пункт коррекционно-педагогической помощи. В 37 ПТУ обучается молодежь с особен­ностями психофизического развития по 26 специальностям.

Дальнейшее развитие системы специального образования и Республике Беларусь предполагает:

• продолжение реструктуризации существующей системы специального образования с достраиванием нового базиса -системы раннего (с первых дней рождения) выявления и ранней комплексной помощи;

• определение содержания постшкольного сопровождения, обеспечивающего углубленную профессиональную и соци­альную подготовку учащихся, обеспечение сбалансирован­ного развития специальных учреждений и образовательных структур интегрированного профиля;

• создание условий для стабильного функционирования су­ществующих специальных учреждений в качестве откры­тых образовательных учреждений, повышение качества об­разовательного процесса применительно ко всем категори­ям детей с особенностями психофизического развития на основе практико-ориентированного, просоциально направ­ленного обучения, улучшение социально-эмоционального и нравственного развития, трудовой подготовки и интеграции в общество;

• совершенствование информационного обеспечения в сфе­ре специального образования, что позволит принимать обос­нованные решения по структурному совершенствованию системы специального образования в стране, лучше исполь­зовать инновационный методический опыт, осуществлять снабжение необходимой информацией педагогов и родите­лей;

• обеспечение взаимодействия массового и специального образования по внедрению адаптивной образовательной мо­дели, созданию адаптивного образовательного пространст­ва и реализации коррекционных и интегративных подходов к обучению детей с особенностями психофизического разви­тия;

• создание условий для подготовки к жизни, для углублен­ного социального развития и профессионального обучения на основе анализа современного передового опыта профес­сиональной подготовки учащихся с особенностями психофи­зического развития и инвалидов, для региональных потреб­ностей и возможностей, разработки и использования соот­ветствующего программно-методического обеспечения и технического оснащения процесса обучения.

• ориентирами будущего для людей с психическими и физическими недостатками могли бы быть общины, существующие во многих странах мира как форма социализации личности инвалида. В организации общин проявляется тенденция к самоизоляции в самостоятельном мире обособленных поселений во имя выражения, стремления быть самим собой, а не подстраиваться под нормальное большинство (субкультура глухих и некоторых других категорий).

Все общины в мире можно рассматривать. как своеобразную форму изоляции с элементами интеграции.

Интересный опыт лечебной педагогики можно наблюдать в Кемпхилл-общинах. «Вместе жить, учиться, работать!» — под m к им лозунгом создавалась система таких лагерей. Первый из них был основан в 1940 году австрийским доктором Карлом Кенингом (1902—1966) во время его эмиграции в Шотландии (по­местье Кэмпхилл в Абердине).

В Австрии и в Германии подоб­ные общины стали создаваться с 1959 года. Основной их девиз — «С верой в других людей, в мир с Богом!». Позднее этот опыт был распространен по просьбе родителей детей с ограниченны­ми возможностями по всему миру. Это движение (Camphill movement), объединяющее более 70 таких поселений в 22 стра­нах мира, ориентировано на оказание специальной социально-педагогической поддержки лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в обычных условиях затрудни­тельна. На идеях К. Кёнинга возникло 80 олигофренопедагогических и социотерапевтических направлений.

Социальная концепция интегративной формы жилищного объединения выражается в помощи детям, молодым и пожилым людям с ограниченными возможностями. Главную задачу общи­ны доктор Кёнинг видел в организации совместной жизни, где каждый живет и работает для других. Общины создаются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в про­мышленных регионах.

Цели и задачи этого движения находят отражение:

• в христианской направленности жизни общин;

• в своеобразии отношений «персонал — клиент» (нет чет­кого деления на две категории);

• в финансировании общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой, заработной платы нет, но матери­альные потребности каждого человека удовлетворяются.

С 1990 года это движение стартовало и в России, в Москве сейчас действует 5 общин, объединяющих 150 человек. Всего в мир более 700 общин.

Детские деревни SOS. Цель деревни SOS — помочь осиротевшим и покинутым детям независимо от их национальности и веры, постараться вернуть им семью, постоянное жилище, заложить фундамент будущей самостоятельной жизни.

Основателем этого движения является Герман Гмайнер, коч торый организовал первую SOS-деревню в 1949 году в Австрии.!

Сейчас насчитывается 343 такие деревни в 125 странах, в том числе в Беларуси и других бывших советских республиках, а также более 1000 связанных с ними заведений типа SOS-детских садов, молодежных, социальных и медицинских центров имени Германа Гмайнера.

Идея SOS-детской деревни основана на четырех принципах:

1. Каждый ребенок имеет в деревне мать, братьев и сестер.

2. Родные братья и сестры не разлучаются.

3. SOS-семья проживает в своем отдельном доме, который в свою очередь является частью SOS-общины.

4. Дети обретают чувство принадлежности к семье и осозна­ние того, что у них есть дом.

Дети проживают в деревне до тех пор, пока не обретают само­стоятельности, т. е. достигают того уровня, когда могут поддер­живать себя в материальном плане.

В Европе и Северной Америке действует 18 ассоциаций, спон­сирующих и поддерживающих это движение.

Хоспис — это уже не только лечебно-воспитательное учреждение для безнадежно больных людей, где им помогают без боли и страданий оставить этот мир, наполнить каждый уходящий день радостью, а система взглядов, мировосприятия, иная философия общества, заключающаяся в осознании того, что если в силу обстоятельств (онкология, миопатия) дальнейшая жизнь ребенка невозможна и его неминуемо ждет смерть, нужно сделать все, чтобы оставшееся время он прожил по возможности полноценно, в нормальных условиях и отошел в мир иной достой­но и без лишних мук. По мнению А. Г. Горчаковой, основателя детского хосписа в Беларуси, он необходим не только для тех, кто умирает, но и тем, кто остается жить. Это своеобразный спа­сительный круг, который помогает очень многим, потому что дает возможность посмотреть на себя и свои проблемы со стороны.

Происходит своеобразная взаимотерапия: тому, кто умирает, легче, потому что он не один, а тот, кто помогает, ощущает, что он кому-нибудь нужен, и жизнь его приобретает новый смысл.

В целом по всем материалам, мож­но сделать следующие заключения:

• специальное образование находится в постоянном разви­тии;

• оно занимает приоритетную позицию в государственной образовательной политике;

• наиболее актуальной проблемой выступает повышение качества специального образования с ориентацией на инди­видуальный подход, развитие ученика как личности, его профессиональное обучение;

• создаются новые рычаги взаимодействия массовой и спе­циальной школ;

• разрабатываются основные направления и программы развития специального образования, которые строятся на базе или с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций стран.

Таким образом, под системой специального образования в настоящее время следует понимать не только сеть учебно-воспи­тательных учреждений для детей с нарушениями психического и физического развития, но и систему коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями в целом на разных воз­растных этапах.

Заключительный этап реформирования специального образо­вания в Республике Беларусь (2007 — 2010 годы) нацелен на даль­нейшее сближение специального и общего образования.

Вопросы и задания

Какими звеньями представлена система специальных образователь­ных учреждений? Какое звено пока самое слабое?

Какие характеристики имеет направленность процесса обучения в специальной школе?

Что такое цензовое/нецензовое образование?

Что лежит в основе реформы специального образования?

Какой новый смысл вкладывается в понятие «специальное образо­вание»?

На альтернативной основе заполните таблицу и определите опти­мальные варианты образования для перечисленных диагнозов по ней. Добавьте к списку пять диагнозов.

Литература для самообразования

Варенова Т. В. Система социально-педагогической реабилитации в Ве­ликобритании // Дэфекталоия. 1996. Вып.З.

Линьков В. В. Особенности социально-философского подхода к пробле­ме взаимоотношений государства и специального образования // Дефектология. 1999. № 1.

Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология. 2001. № 5.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность учрежде­ний, обеспечивающих получение специального образования. Мн., 2003

Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь http: //minedu.unibel .by

Условия и механизмы повышения качества специального образования / А.Н. Коноплева и др. Науч.ред. Т.Л. Лещинская. Мн., 2006.

Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.