Психолого-педагогическая помощь детям младшего школьного возраста по преодолению школьной тревожности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Преодоление школьной тревожности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1. Проблема тревожности, факторы возникновения, причины и классификация…………………………………………………………………………………….5

1.2. Содержание школьной тревожности с учетом возрастных особенностей младших школьников…………………………………………. 8

1.3. Основные формы и методы работы педагога-психолога по преодолению школьной тревожности у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………10

Выводы по главе 1

Глава 2. Психолого-педагогическая помощь детям младшего школьного возраста по преодолению школьной тревожности

2.1 Диагностический комплекс изучения школьной тревожности ребёнка…………………………………………………………………………………………………15

2.2 Психологический портрет ребёнка, испытывающего школьную тревожность………………………………………………………………………………………..18

2.3 Рекомендации для успешного преодоления школьной тревожности ребёнком……………………………………………………………………..

Выводы по главе 2

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………

Введение

Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Взаимоотношения ребёнка со сверстниками всегда было интересным вопросом, ведь это очень сильно влияет на настроение, учебную деятельность и вообще на душевное состояние ребёнка в целом.

16 стр., 7643 слов

Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности ...

... определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно ... ребёнка, его поступков. Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность ... Самыгина, «семья - это социально- педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей ...

Психологи, педагоги отмечают, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога выступает как фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, ребенка охватывает паника, которую усиливает страх неудачи, как следствие тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в большей степени, особенно на современном этапе — в социальных факторах, раскрывающихся в условиях социализации.

Данный вопрос рассматривается в работах Л.И. Божович, Г.М. Бреслава, И.В. Дубровиной, К.Е. Изарда, Н.В. Имедадзе, Л.Ф. Обуховой, А.М. Прихожан и других. Психолого-педагогическая обусловленность выбора эффективного метода коррекции и профилактики тревожности детей младшего школьного возраста определяется работами М.М. Безруких, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова, М.К.Тутушкиной, Д.Б. Эльконина, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогическая помощь младшим школьникам по преодолению тревожности.

Целью работы является:.выявление возможности психолого-педагогической помощи младшим школьникам по преодолению тревожности в условиях общеобразовательной школы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать сущность понятия «тревожность» и выявить причины возникновения повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста;

2) изучить основные формы и методы работы педагога-психолога по преодолению тревожности младших школьников в условиях общеобразовательной школы;

3) Анализ психолого — педагогической литературы по теме исследования.

4) Разработать рекомендации по преодолению школьной тревожности ребёнком

Теоретической основой при написании курсовой работы послужили работы таких авторов, как Г.Ш. Габдреевой (Основные аспекты проблемы тревожности в психологии), В.И. Гарбузова, И.В. Дуьровиной, К.Е. Изарда, Н.В. Имедадзе, Л.И. Костиной, Л.В. Макшанцевой, Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой,

Методы исследования: : теоретический, логический.

Структура работы: определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Преодоление школьной тревожности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

5 стр., 2473 слов

Коррекция ситуативной тревожности младших школьников как психолого-педагогическая ...

... исследования. 2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент (программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников). Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик: - проективная методика «Дом-Дерево-Человек» ...

1.1 Проблема тревожности, факторы возникновения, причины и классификация

Проблема тревожности постоянно привлекает внимание исследователей.

Например, А.М. Прихожан пишет, что тревожность — это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».[14,c.143]

По определению Р.С. Немова: «Тревожность -психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т.е временное состояние человека и как устойчивая черта его личности».[11,c.627]

Из определения данных понятий можно сделать вывод, что тревожность стоит понимать как : психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность человека; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. К примеру, бывает так, что ребёнок переживает по каким-либо совсем не значимым поводам, это может быть ответ у доски, выступление перед большим количеством людей. Но это беспокойство проявляется не всегда, порой в тех же самых ситуациях ребёнок остаётся совершенно спокойным. Это — проявления тревоги. Если состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях то тогда уже следует говорить о тревожности.

Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.[3]

Среди младших школьников выделяются дети с высокой и устойчивой тревожностью, которая становится яркой особенностью личности. Ситуативная тревожность становится эмоциональным состоянием, сопровождающим каждого человека на протяжении всей его жизни. Она полезна, так как включается в произвольную регуляцию поведения. Активная познавательная деятельность, в том числе учение, невозможна без этой эмоции. И ребёнку и взрослому нужно не полное отсутствие тревожности, а оптимальный её уровень и умение адекватными способами выходить из слишком сильных и длительных эмоциональных состояний.

Ситуативная тревожность может стать устойчивой, фиксироваться в структуре личности. Личностная тревожность формируется при авторитарном стиле, сочетающемся с высоким уровнем притязаний, ожиданий родителей по отношению к ребёнку, и при гиперопеке, когда тревожные родители воспроизводят это качество в своём ребёнке.

Если кто-то из родителей тревожен и проявляет гипертрофированную заботу о ребёнке, его жизни и здоровье, это порождает у него переживание нестабильности окружающего мира, предчувствия надвигающейся со всех сторон опасности. Ребёнок боится жить и выйти за рамки привычных отношений, ориентируется только на семью. Но при искусственном ограничении социального опыта семья не обеспечивает ему переживания надёжности, защищённости. Отсюда- чувство беззащитности, неуверенности в своих силах, высокая тревожность.

22 стр., 10936 слов

Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности ...

... изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет ... для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Родительская любовь имеет ... - эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, поддержка, искренность, взаимность. ...

Гораздо чаще дети становятся тревожными, когда в семье им предъявляют непосильные требования, проявляют раздражение чаще, чем беспокойство, постоянно и открыто выражают недовольство их поведением. Конечно, взрослые должны оценивать действия ребенка, адекватно выражать свое отношение к проступкам. Но очень важно то, как часто и в какой форме это делается. Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за все подряд — лежащую не на месте игрушку, пролитый чай, грязные руки, слишком громкую или слишком тихую речь и т. д., — всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон. Возникают тревожное ожидание неприятностей, страх перед наказанием

Ранняя личностная тревожность считается результатом нарушения детско-родительских отношений. Она может проявиться при отсутствии безусловной родительской любви, неприятии ребенка таким, какой он есть на самом деле, — некрасивым, не очень умным, слишком резвым или, наоборот, тихим и замкнутым. Но обычно тревожность резко повышается в период подготовки к школьному обучению. Родители, остро не реагировавшие раньше на то, что делает ребенок, начинают предъявлять ему слишком высокие требования. Ожидая больших успехов, они нервничают и раздражаются по поводу их отсутствия. Устойчивая тревожность проявляется у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность[17,с. 353-354].

Развитию тревожности младших школьников способствуют авторитарный стиль общения учителя с классом, ориентация педагога не на индивидуальную, а на социальную норму, «наклеивание ярлыков» на детей, этой норме не соответствующих. Эмоциональная холодность, нетактичность, иногда откровенная грубость учителя определяют особую психологическую атмосферу в классе, вызывающую общее повышение тревожности учеников, особенно в начале обучения. «Бестактность педагога, больно ранящая всех детей, — подчеркивает А. М. Прихожан, — оказывается наиболее губительной для тех, кто уже имеет тревожность или находится в состоянии «тревожной готовности», т. е. чувствует себя беспомощным, не имеющим защиты, возможностей сопротивления» (Прихожан А. М.).

Проблемы тревожных детей разнообразны: с одной стороны, это неуспеваемость или неумение наладить контакты со значимыми людьми, с другой — снижение самооценки, уверенности в себе, чувство вины, острое переживание каждой неудачи, «разрастание» негативного эмоционального опыта, возможность невротических реакций.

Чтобы помочь таким детям, снизить уровень их тревожности, прежде всего необходимо обеспечить им достижение успеха. А поскольку главное — не сам по себе успех, а реакция на него, родители и учителя не должны заострять внимание на неудачах и отдельных ошибках. Им следует поощрять малейшие позитивные сдвиги в учебной работе, а замечания делать в особой форме: «Ты молодец. У тебя получается очень хорошо. Но пока еще получилось не до конца. В следующий раз ты наверняка сделаешь еще лучше, чем сейчас».[4,c.99]

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.[15,с.82]

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

1.2 Содержание школьной тревожности с учетом возрастных особенностей младших школьников

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития [16,с.24].

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

· внутриличностные……..