Особенности, структура и цели естествознания. Предметом ест-я являются различные формы движения материи в природе. Материя – это объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от нашего сознания. Вопрос о строении материи – это физический вопрос, а вопрос об отношениях нашего сознания к этому объективному миру – это вопрос философский. Материя несотворима, неуничтожима, неисчерпаема, малообразна, универсальна и строго структурирована на: живую, неживую и социальную. Социальная природа или материя – это ещё и культура. Цели етс-я раскрывать возможности и использовать на практике познанные законы, силы и вещества природы. |
Закон – это необх. устойчивая, повторяющаяся связь предметов и явлений действительного мира. Находить сущность явления природы, и на этой основе создавать новые явления. Сущность – это самое главное. Закономерности: 1.Обусловленность практикой в конечном счете; 2.Относит. самостоятельность, общая логика развития предмета – в противовес гуманитарному знанию. 3.Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов исследований. 4.Постепенность развития ест- я при чередовании периодов эволюционного развития и резкой революционной логике развития теорет. основ естеств-я. 5.Повторяемость идей, концепций с постоянным возвратом к прошлому, но на более высокой ступени развития сознания. |
Вывод: Непонимание противоречивости природы, влечет опасность падения в односторонность, крайность, тогда как познание идет по спирали, т.к. диалектично. Традиционно в ест-е входили: физика, математика, биология (ест-е дело с новыми организмами, к кот. относимся и мы). Это естественно условно, новые знания и современные дисциплины, такие как биология, биофизика. Наука выполняет 2 основные функции: 1..познавательную (объяснительную), кот. заключается в проникновении в суть вещей (формирует картину мира). Научная картина мира – это обобщенный образ реальности, который свободен от влияния наших желаний и настроений, иллюзий. Всегда включает в себя ценностные суждения. 2. Практически – действенная отражает участие науки в преобразовательной деятельности человека и общества. |
Наука выполняет функцию исторической памяти . Наука – это часть человеческой культуры , это деятельность по производству новых объективно истинных знаний о мире, представленных в абстрактно – логической форме понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез. Человечество познавало всегда сначала в изуальной форме (из уст в уста), от учителя к ученику по принципу «Делай как я». Знание всегда было секретным (священным) и давалось не многим, но лучшим. Существовало оно в паронаучной форме, в виде магии, алхимии. Предпосылками возникновения знания были: процесс классообразования, изменение эк — х обстоятельств, накопление опытных знаний о природе. Первоначально мировоззрение людей включало магические действия. |
В Др.Греции был высоко развит стиль абстрактного мышления. Первые Др. греческие философы создали первую картину мира: главное в их понимании заключалось в том, что сущность вещей не дана нам в наших чувственных восприятиях, а постигается с помощью мыслительной деятельности. Знание дается лучшим, в свободных размышлениях мудреца. Они открыли первые: вопрос о природе вещей, о происхождении и строении мира, о создании его, натурально – философскую концепцию (философия природы). Они открыли, что все вещи состоят из атомов, кот. движутся в пустоте: в этом заключается существо мира; стояли у истоков всех наук (физика, геология, логика, математика, психология, астрономия и др.). |
Ученым энциклопедистом является Аристотель (4 в до н.э.). Греки создали целостную картину мира, т.о. античная картина мира называется преднаучной. 2 –я картина мира – её называют классической или механической. Возникла в результате научной революции 17 в. и связана с открытиями Н.Коперника (16 в), И.Кеплера (17 в), Рене Декарта, Г.Галлилея, И.Ньютона. Вершиной этого периода стали законы классической механики Ньютона, кот. были чем глубоко математически обоснованы. Предметом науки в этот период является общее знание и необходимое. Основной лозунг: «Наука – враг случайности». Это период экспериментальной деятельности. Основные убеждения ученого в этот период является господство человека над природой. |
Ученые были убеждены, что все явления природы, включая живые организмы, можно описать с помощью законов классической механики. Этот период называется механистической картиной мира. 3-я картина мира – эволюционная. Связана со второй глобальной научной революцией; с законом сохранения энергии; открытием клеточного строения материи, а также эволюционной теорией И. Дарвина. В современной естественной научной картине мира, которая охватывает 70 г. 20 в., но в настоящее время имеет место саморазвитие. В этой картине мира присутствует человек и его мысль, она эволюционна и необратима. В ней естественно – научное знание связано с гуманитарным, она отражает собой античный принцип, который гласит:«Во Вселенной одновременно сошлись около 40 физико – химических констант, которые создали предпосылки для возникновения сознания». |
Апогеем сознания является человек, который сегодня является судьёй и оценщиком всего того, что происходит с ним и с миром, в котором он живет. Значит от него зависит целостность этой планеты и благополучная жизнь будущих поколений. Об этом гласит этика науки. В истории науки выделяют 2 парадима (образца) понимания социальной проблемы ученых: 1.Традиция ограничения. Архимед отказался изменить свои математические открытия в виду опасности их инженерного применения. Он считал, что только сам может применить их, но только при угрозе военной опасности. 2.Традиция связана с мнением Галилея , кот. говорил, что научное исследование не может быть подвергнуто каким – либо продиктованным из вне ограничениям. Со 2 половины 20 в доминирует 2 традиция. Ставится вопрос о применении техники. |
Организация научного знания. Интегративные науки: 1.Естествознание – это наука о природе и её закономерностях: физика, химия, биология, психология. 2.Антропологические – это совокупность наук о человеке, его природных и общественных связях: философская антропология, педагогика, культура, соц. Антропология. 3.Обществознание – это наука об обществе, его функционировании, законах, ценностях: социология, история, религиоведение, этнография. 4.Технические науки – это науки о законах создания и функционирования сложных технических устройств, создание системы: человек – техника: машиностроение, инженерная деятельность, дизайн. = Математика – наука о пространственных формах и количественных отношениях. Это вспомогательная наука, она не ставит задач. |
= Логика – это наука о законах и формах правильного мышления (основатель Аристотель 4 в. до н..э.). Чтобы мышление было правильным, оно должно отвечать 3 требованиям:
= Философия – это учение об общих принципах бытия, познания и отношение человека к другим людям и к одному себе. = Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. = Синергетика – учение об общих механизмах самоорганизации (творчестве) природы (основные (рус-белые)Илья Притожин). = Общая теория систем (система – это совокупность взаимосвязанных элементов) – основатель австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи. |
Ведущей основательной любой системы является её структкра. Структура – это способ связи элементов, их повторяемость, упорядоченность, иерархичность. Способ связи делает систему устойчивой, развивающейся от простого к сложному. Системная организация материи. Современная наука выделяет 3 больших типа материальных систем и 3 структурных уровня соответствующих им: 1.Неживая природа (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические системы, земля и другие планеты, звезды, галактики, системы галактик, часть Вселенной). 2.Живая материя (ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоцинозы, биосферы (сфера всего живого) – Эдуард Зюс развил как материалов — Вернадский). 3.Соц – организационная материя или общество – это |
результат пересечения двух линий саморазвития материи: а)естественные эволюции живой и неживой природы б)искусственные эволюции, кот. реализуются благодаря человеческой деятельности. Принципы организации материи. 1.Все уровни организации материи связаны между собой генетически, т.к. каждый из них развивается из другого. Из неживого – живое, из живого – социальное. 2.При анализе материальных структур нельзя допускать редукционизма (упрощения). Строение неживой материи. Изучая неживую природу наука продвигается в глубинные структуры материального мира, а также изучает в земных и космических масштабах. Соответствующее этому строение материи представлено 3-мя мирами: 1.Микромир – структурными элементами которого |
являются элементарные частицы: ядра, атомы, молекулы. Их свойства резко отличаются от явлений привычного нам мира. Пространственные интервалы измеряются здесь млр долями сантиметра, а время – млр долями секунды. Микромир изучает квантовая физика, прогресс которой начался с 1911 г., а сейчас мощно продолжается — квантнеделимая порция энергии, обладающая способностью переходить из одного состояния в др., а именно: из сост. ве-ва в сост. поля. До 2-й мировой войны физики знали только 6 элементарных частиц, однако после войны стали создавать мощные ускорители, способные разгонять протоны, электроны до гигантских энергий и скоростей. Сегодня известно 350 частиц. Возникла систематика этих частиц: лептоны – легкие частицы, адроны – тяжелые, нуклоны – входящие в ядро, странные, античастицы. |
Микромир изучается с помощью вероятностных законов и стат. закономерностей. Элементарные частицы участвуют во всех типах взаимодействия в природы. Их 4: Гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное. 2.Макромир – это привычный нам мир объектов, зрительно воспринимаемых человеком. Измерения выражаются в см и км, а время в сек, мин, часах – это господство классической физики, и здесь работают динамические закономерности (поведение элементов предсказуемо). 3.Мегамир – мир огранных вселенских масштабов и скоростей(планетные си-мы, галактики, мегагалактики) – этот мир изучается с помощью астрофизических и матем-х моделей. Методы научного познания. Наука включает в себя 3 важные компонента: объект исследования, субъект исслед., язык(естественный или |
искуственный) – формулы, символы. Методы: 1.Эмпирический (опытный)– это сбор, обработка, накопление парных фактов с помощью наблюдения, подсчета, классификации, эксперимента. Индуктивное обобщение – это умозаключение от отдельных фактов(обнаруж. в процессе эксперимента). К общему выводу. Такие общие выводы наз. эмпирическим законом (закон свободного падения тел, закон притяжения). 2.Теоретический – его задачей является объяснение научных фактов. Ставит вопросы: в чем причина рака? Ставит проблемы, научные задачи, кот. требуют творческого воображения. С помощью этого метода выводят теоретические обобщения. Используется: гипотеза, синтез, анализ, индукция, дедукция. |
Главным является: гипотетико – дедуктивный метод. Его суть: сначала выдвигается гипотеза, кот. дедуктивно развертывается в ряд более частых научных утверждений, так получаются основные формы теоретического знания – теоретические законы. Гипотеза – научным образом объясняет лучшие факты и дает предсказания, кот. могут быть проведены опытным путем. 3.Парадигмальный – модель, образец. Ввел в обиход амер. исслед. Томас Кун в 20 в.: «Под парадигмой я подразумеваю признание всеми научного достижения, кот. в течение одного времени дают научному сообществу модель постановки научных проблем и их решение». Сердцевину составляет: фундаментальная научная теория, кот. базируется на научных законах. Смена парадигмы наз. научной революцией (динамика Аристотеля, таблица Менделеева, теория относительности — Эйнштейн). |
1.Детерминизм – Индер (лат. «определяю»). Учение об определяемости всего в мире. Детерминизм бывает разным: 1.Решения объясняют все происходящее сверхестественной причиной (божьей волей). 2.Наука ищет естественные причины происходящих в мире явлений и ничего не принимает на веру. 2.Индетерминизм – учение о том, что имеются состояния или события, для кот. не существует причинного объяснения. Тем самым отриц. Закономерность явлений в природе и обществе. Такие представления возникают обычно в условиях качественного преобразования. 3.В объяснениях некоторых явлений мат. Причина подменяется идеальной целью, возникает –Генеология – учение о цели и целесообразности. Религия – замысел Бога о мире и человечестве. Некот. учения – изначальная внутренняя заданность |
явлений и процессов. Виталисты считали (в 19 в.), что организм имеет внутреннюю цель – выжить. Ученые по частям (кускам) воссоздают картину порядка в природе. Симметрия и асимметрия в природе. Для описания существующей в природе упорядоченности современная наука использует понятия – симметрия и асимметрия. Симметрия (соразмерность, равенство, строгая правильность в расположении костей) – обеспечивает устойчивость си-х образований: симметрия кристалла. Симметрия – строгое равенство в расположении систем. Например: симметрия кристаллов, взаимное расположение атомов, молекул, ионов, органов живых организмов; периодический закон Менделеева; смена дня и ночи; симметрия в живых организмах; круговорот веществ в биосфере; пространственно – временная сим-я |
— она означает неизменность или инвариант всех законов природы для всех моментов времени и всех точек пространства. Из этого вытекают, возникают законы сохранения энергии, массы, импульс. В тоже время симметрия обеспечивает устойчивость системы и процессов и свойственно для неживой природы, и связана с асимметрией, кот. обеспечивает изменчивость систем. В итоге асимметрия обеспечивает эволюцию от менее к более сложным условиям. Наличие левосторонних молекул, кот. составляют живые симметрии; симметрия в композиции частей тела. Асимметрия левого и правого полушария мозга ( эволюция). Для объяснения этого явления надо учитывать положение общей теории систем, что любая система существует в определенной среде и находится с ней во взаимоотношениях. Поэтому все си-мы делятся на закрытые (физически изолированные от среды с ними |
имеет дело классическая механика) и открытые, кот. постоянно обмениваются со средой веществом, энергией и информацией. Отсюда вытекает разное поведение таких систем. Открытые си-мы способны к самоорганизации в процесс своей эволюции. Например 6 любой живой организм. В 20 в. внимание ученых все больше привлекают открытые си-мы. В них за счет поступления и стока энергии поддерживается определенная неравновесность, кот. не означает соскальзывание к хаосу, а в сильно неустойчивых си-х происходит переход от беспорядка к упорядоченности си-м (порядок связи элементов) структуры, происходит самоорганизация си-мы, а значит её эволюция. В результате обобщения (исследования) таких си-м возникла новая область знания, кот оказалась приложима к миру живой и неживой прир. и к явлениям |
Общественной жизни – это синергетика (от греч. Совместный, согласованно действующий). Много школ. Одна из них И. Р. Пригожин (русско – бельгийский ученый, 1917 г., живет в США). Синергетика – это теория самоорганизации. Она изучает механизмы самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения структур в открытых нелинейных си-х. Нелинейная (развивающаяся неравномерно и не по прямой). Механизм синергетики выглядит так: Открытые си-мы развив. (эволюция) от устойчивого равновесного состояния к состоянию неустойчивого равновесия. Под влиянием факторов случ. хар-ра (флюктуации) это состояние нарушается. От неустойчивого происходит переход си-мы к устойчивому состоянию с образованием её структуры. |
С течением времени вновь наступает неустойчивость и т.д. по кругу. Так образуются новые состояния Вселенной, состояния плазмы, образование новых видов организмов в живой природе, новые явления в науке, обществе и т.д. Важно иметь в виду, что такие си-мы (эволюционные) содержат в себе разные возможности, разные альтернативные пути развития, проходя через точки ветвления этих путей (биффуркация). Си- ма под влиянием разных факторов совершает выбор, кот. закрывает другие пути эволюции, закрывая тем самым их. Так эволюцию живых организмов иногда представляют в виде ветвящегося дерева (от простого к сложному). Эти переходы подчиняются законам ритма, циклической смены состояний и описывают переходы от порядка к хаосу, от хаоса к порядку. Переходы сопровождаются взрывными, катастрофическими процессами, кот. возникают под действием незначительных случ. причин, |
нарушающих неустойчивые уже состояния си-мы. Например: сход снеж. лавины, камнепад, ядерная реакция, революционный взрыв в обществе. Т.о. синергетика отводит случайности особую творческую роль по принципу Пригожина (порядок через случайности). Изменилось отношение к равновесным устойчивым си-м. Если раньше считали, что всякие отклонения от равновесия ведут к хаосу, то синергетика показывает, что взяли от равновесия. В открытых си-х возникают процессы самоорганизации. Хаос превращается в порядок (в основном это свойство открытых си-м). Синергетику хар-т 3 – на:
Система. Элемент. Структура. К 20 в. (середине) постепенно стали складываться |
утверждения, что все многообразие природных явлений можно представить как сложную организацию, включенную в другие более общие целостности, кот. подчиняются общим принципам и законам. Постепенно возникла общая теория си-м. Основы её заложил австрийский биолог Людвиг Фон Берталанфи. Его определение: си-ма (греч. целое) – это совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент – это част си-мы, далее не разложимая. Ведущей основой любой си-мы явл. её структура. Структура – это способ связи элементов в структуре их повторяемость, иерархичность, однозначность, необходимость. Когда эл-ты теряют связь между собой, то нарушается принцип целостности си-мы и связи структурности, что означает утрату си-мы и далее это будет набор эл-в. В виду множественности связей, в кот. включена каждая си-ма. Существует множество моделей её поведения. |
Только в компьютерной модели можно учесть самые разные факторы, кот. влияют на это поведение. Например: демографические, экологические, экономические, социальные модели. Только кибернетика может описать множество связей поведения си-м. Структурные уровни строения материи. В науке широко принято. Например: см. 1, 2 лекции. Происхождение и эволюция жизни. Это явл. самым трудным вопросом. Т.к. на сегодня нет концепции, объясняющей эволюцию живого от простого к сложному. Чтобы говорить о живом, нужно выяснить сущность живого (признаки). Сущностью живого занимается биология. Биология – наука о живом во всех его видах и проявлениях. Началась биология с крупнейшего ученого Аристотеля. По мере накопления знаний преобразовалась в биологию(ботаника, зоология, |
антропология; частные науки: вициология, физиология). Эти науки тесно связаны между собой и опираются на выводы: физики, химии, математики. Они объеденены общим объектом – жизнь, живая материя. Было много попыток дать определение живого: живой организм – это тело (слагаемое) из живых объектов; неживое – слагаемое из неживых предметов. Ф. Энгельс – 1 определение: Живое – это способ существования белковых тел, существенным моментом кот. явл. взаимообмен ве-в с окружающей природой. 30 г. 20 в. В. Валькенштейн определил жизнь, живое – есть способ существования открытых си-м(сложных), способных к самоорганизации, самовоспроизводству. Этот вопрос связан с эволюцией жизни. Отличие живого от неживого. В вещественном плане:живое (обязательно: белки, ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты). |
В структурном плане: клеточное строение (единство живой природы, клетка – кирпичик всего живого). Цитология – М. Шлейден, Теодор Шванн. 1.V = 0,01 –10 см. размеры клетки 2.Универсальна, слож. структура: оболочка, викл, ядро, жидкость, мембрана, межклеточная. 3.Обмен ве-в: передача инф-и – ген, стабильность – устой организма. 4.Имеет единый живой цикл. В функциональном плане: 1.Воспроизводство самих себя 2.Рост и развитие 3.Регуляция своего состава и ф-й; способностью к активному вмешанию во внеш. Жизнь. 4.Раздражимостью 5.Приспособленностью к среде 6.Активность |
Однако строго научного отделения живого от неживого — нет. Например: вирусы, находясь вне клеток организма хозяина не проявляют свойств живого. Концепции возникновения жизни. 1.Креационизм (Божественное происхождение жизни) явл. религиозной и к науке прямого отношения не имеет. 2.Многократного, самовоспроизвольного произведения жизни из неживого ве-ва (Аристотель – живое – в результате разложения почвы). Бомбаст Парацельс 16 в. считал, что зарождение мыслей происходит путем смешения муки с грязным бельем. Опытным путем это опровергли в Италии 17 в. – Ф. Рези и Спалацци – 18 в.; Л. Пастер. Рези и Пастер выдвинули принцип, что все живое из живого. 3.Концепция стационарного существования Вселенной (жизнь существовала всегда). Мало сторонников. |
4.Концепция пансперини. Жизнь имеет внеземное происхождение и была занесена на Землю из вне (с метеоритными остатками – ограничение соединения, кот. сыграли роль семян). В нач. 20 в. была господствующей. До сих пор значима. 5.В историческом прошлом в результате процессов, кот. подчиняются физическим и химическим законам. Имеет 2 варианта: а)результат случайного образования единичной живой молекулы, в строение кот. был заложен весь план дальнейшего развития живого. б)жизнь – событие, исключительность кот. надо сознавать как рез-т закономерной эволюции материи. Эволюция живого выстраивалась от химической организации к биохимической. От праклетки к клетки, далее простых, и в итоге – сложных организмов. Эту концепцию отстаивал А. И. Опарин в 1924 г. |
Его книга «Происхождение жизни». Он отстаивал идеи, что при определенных условиях химическая революция может превратиться в биологическую. Первоначально – С+Н+О2+N3 ,следовательно- 1 орг. в-ва углеводороды – белковые молекулы – в первичном океане+Н2О – выпадение примитивных жив. орг-в (коацерватные капли) + ве-ва свободные; грозовые разрывы; УФ излучение; t – высокая; уров. радиации, влажность, давление; опред. Направленность Вселенной + время, а также срединное положение Земли среди планет солнечной си-мы. Но, остались невыясненными , каков механизм естеств. отбора эволюционных изменений, почему происходит химич. эволюция (и направлена от простого к сложному)? Существуют и другие концепции: — энергетическая (жизнь – это материя и энергия); |
— биокибернетическая (жизнь – это информационный процесс). Единой концепции пока нет. Существует концепция Жака Бюффона о том, что существует последовательность постепенного совершенствования живых организмов. Эту последовательность впервые построил Жан Баттист Ламарк – проанализировал и составил описание эволюционное. 10000 видов животных и растений. Он считал, что осн. фактором эволюции явл. упражнение одних органов и неупражнение других. Против теории Ламарка выступил Ж. Кювье (нач. 19 в.). Разработал идею неизменности видов и теорию катастроф. Он считал, что на Земле время от времени происходят гигантские катаклизмы, кот. уничтожали целые материки. А вместе с ними и обитателей. Позднее появились новые организмы, но причиной этому была телеология. |
Против Кювье выступил англ. Чарльз Лойель (2 пол. 19 в.). Он доказал постепенный (эволюционный) характер геологических изменений. При этом одновременно рождались новые виды и доживали свой век старые. Однако, Ч. Дарвин в 1862 г. доказал, что (корабль «Викинг — 17») «Происхождение видов» выявил след шага эволюции: все живое является результатом действия 3 – х факторов:
Однако, Дарвиновская теория (она не опровергается) имеет ряд ошибок. Они были подмечены в синтетической теории эволюции. Развитие эволюционного учения. Оно связано с развитием генетики, кот. объяснила причины наследственности и изменчивости. В нач. 30- х годов 20 в. развитие синтеза дарвинизма и генетики, |
формируется синтетическая история революции, у истоков кот. стояли С. С. Четвериков, Н. В. Тимофеев – Ресовский, Н. И. Багилов, а также Э. Майр, Д. Хаксли. Заметим, что современное учение не отбрасывает дарвинизм, а расширяет, добавляет его теоретические положения. С позиции СТР: 1.элементарной единицей эволюции явл. не организм, как считал Дарвин, а популяции в целом (популяции – совокупность особей одного вида, обладающих единым генофондом и занимающих единую территорию). В основном внутри популяции происходит свободное скрещивание и столь же свободный обмен генами. Изменение отдельных генотипов воздействует на генофонд популяции в целом. 2.постулат синтетической си-мы эволюции изменения генотипического состава популяции вызывается следующими эволюционными факторами: |
А)мутационный процесс – это наследственные изменения отдельных особей, кот. поддерживают очень высокую степень генетической разнородности популяции. Мутации не являются направляющей силой эволюции – это случайные изменения, кот. носят вероятностный характер. Мутации негативны, иногда нейтральны, и в редких случаях позитивны. Б)популяционные волны – это колебания численности популяции от средней численности входящих в них особей (индивидумов). Они вызываются внешними природными условиями. Они носят вероятностный характер. Волны зависят от солнечной активности. В)изоляция географическая и биологическая – это возникновение внутрипопуляционных барьеров, предшествующих процессу свободного скрещивания. Она закрепляет родовые различия в популяции и между |
ними. Изоляция делит исходную популяцию на две или более новых. Является фактором, усиливающим эволюцию. Г)естественный отбор – явл. единственным направляющим фактором эволюции, кот. обеспечивает выживание и большую вероятность оставить потомство для наиболее приспособленных к внешней среде организмов. Но действие отбора распространяется в пределах популяции. Т.о. все вышеперечисленные факторы создают эволюционный процесс. Особая роль в этом принадлежит генетике, кот. изучает процесс преемственности жизни на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях (биосферный уровень организации живой материи – это область, кот. охватывает нижнюю часть(40 км) атмосферы, гидро — |
сферу (4 км, вода) и литосфера). Вернадский включил и геологическую деятельность человека, кроме этих трех компонентов. Термин биосфера ввел Э. Зюсс. Современные концепции развития генетики. Генетике принадлежит особая роль механизмов возникновения и существование биосферы. Они определяют целостность и разнообразие жизни, а также осн. закономерности живой природы. Возникновение генетики связано с Г. Мендель. В 1865 г. он открыл законы наследственности, проводя опыты над цветочным горшком. Мендель – основатель генетики. Мичурин – поли основатель. В 1900 г. законы Менделя были переоткрыты 3 учеными: Чермак, Кофрес, Фриз. Ими было открыто, что в |
передаче отдельных признаков от родителей к потомству сущ. опред. закономерности. Ген – единица наследственной информации. Наследственность – это воспроизведение одних и тех же морфологических, биохимических, физиологических особенностей в разных поколениях у организмов. Была разработана хромосомная теория наследственности (амер. биолог Т. Морган) при переходе генетики на клеточный уровень – в молекулах ДНК хранится и передается наследственная информация. К наст. времени расшифрован генетический код и синтезирован ген, ответственный за строение одного из белков клетки, кот. участвует в формировании ряда признаков организма. Выяснилось, что между геном и признаком нет строгого соответствия. И сделан вывод, что каждый ген обычно влияет на многие признаки, а каждый признак зависит от многих генов. |
На клеточном и организменном уровне стали изучать изменения наследственности, т.е. мутации. Мутации – это изменения генетического материала, кот. приводят к изменению свойств организма. Причины изменений: А)изменение числа хромосом, потеря любой из 46 хромосом, или удаление лишней, ведет к тяжелым последствиям (болезнь дауна); Б)нарушение структуры хромосом в зародышевых клетках родителей. В таких случаях – поражение нервной си-мы (глухие дети, с нарушением анатомии гортани у детей). Мутации могут вызываться специально искусственным фактором в результате селекции. Однако было выяснено, что человечество, в результате обладания мутации, обладает значительным количеством дефективных генов и хромосомных аномалий, вызывающих наследственные болезни (шизофрения, аллергия, сахарный диабет). |
В связи с этим перед генетикой сегодня стоит задача развития молекулярной природы появления мутации. Сегодня на стыке достижений биохимии, генетики, физиологии родилась генная инфенерия (ГИ). Задача ГИ – расшифровка структуры генов, синтез генов биохимическим путем, клонирование генов (клонирование – это перенос выделенных или вновь синтезируемых отдельных генов из одной клетки или организма в др., в целях направленного изменения наследственных свойств организма, т.е. управление наследственностью). Методы ГИ позволяют по новому решать коренные задачи с/х. В растениеводстве появились технологии, кот. обеспечивают высокое производство злаковых культур, кот. могут освобождаться от вирусов и обладают устойчивостью к грибковым заболеваниям, содержат большое количество белка. |
В животноводстве ведутся работы с целью получения домашних животных с генами, кот. обеспечивают рост их продуктивности и устойчивы к болезни. Биотехнологии появляются в медицине, животноводстве, растениеводстве. Проблемы клонирования. Стало возможным методом генной инженерии размножения и низких организмов. Для появления на свет живого организма не требуется слияние женских и мужских клеток. Начало клонирования появляется в СССР: лягушка, мышка – Машка (в 1987 г.), овечка – Долли (в 1997 г.). Клонирование открывает для человечества возможность выращивать человеческие дубликаты, а также их же для трансплантации организмов. Клонирование позволяет изменить ген. код животных, но мало вероятно, что клонирование будет разрешено в цивилиз-ом го-ве. |
Сегодня правительство обсуждает юридические аспекты клонирования, и говорит о возможности экспериментов клонирования. Они требуют принятия закона, ставящего под жесткий контроль использование клонирования для воспроизводства человека и возникает наука, кот. наз. биоэтика – это этическое и законодательное регулирование биомедицинских исследований и защита прав человека на жизнь, здоровье и свободное самоопределение своей жизни. Этические проблемы:
|
Биоэтика появилась в 70 г. 20 в. Отечественная биоэтика формируется. Сущ. публичное обсуждение проблем. В нашей стране в биоэтике сущ. 2 направления: консервативное (религиозное); либеральное – можно все, что не запрещено. Соотношение биологического и социального в человеке. Мы знаем, что человек двуален и принадлежит к двум мирам: биологическому и социальному. Развивается в двух координатах наследственности: генетической и соц., и обе стороны активно влияют на человека. В связи с этим различают 2 понятия: генотип (совокупность всех генов, носитель наследственной инф-и); фенотип (совокупность признаков, кот. возникают при |
взаимодействии генотипа и внешней среды). Следовательно, генотип с одной стороны, и фенотип с другой, влияют на наследственность в ходе индивидуального развития организма. Возникает вопрос: имеет ли значение наследственности в становлении психологических свойств человека. Сущ. 2 точки зрения: 1)Социбиологи: психика человека не заложена в генах, и все люди рождаются с одинаковыми возможностями к развитию психики. Поэтому генетическая программа не оказывает влияния на развитие человека и полностью определяется соц. условиями жизни индивида. Путем воспитания и обучения можно создать и сформировать комплекс таланта. 2)Генетики: доказывают, что никакие условия среды не воспитают выдающегося художника, певца, математика из ребенка, не имеющего наследственных задатков. Люди уже при рождении различны, как в морфофизиологических, так и в психологических |
свойствах. Ген. различия влияют на психику человека, хотя связь между генотипом обоснована многими звеньями, как биологическими, так и социальными, в частности общечеловеческой культурой, поэтому правомерно выделить ген. многообразие людей по таким качествам: темперамент, память, интеллект, склонность к определенному виду деятельности, способности к таланту, общие черты характера. Важная роль в проявлении этих качеств принадлежит культуре, отсюда возникает вопрос: что влияет на развитие человеческой популяции в целом: эгоизм или популизм. 1)Р. Докинс – генегоист: все, что было зачато, родилось и выжило только благодаря эгоизму. 2)В. Эфроимсон – альтруистическое поведение закрепляется в генофонде и помогает популяции выжить. Ноосфера. Это итог развития биосферы. |
Ноосфера – сфера разума. Интерприказ – этот приказ относится ко всему живому как к самому себе. Способы решения проблем: 1)Образование, экологическое воспитание. 2)Соблюдение экологического императива: уважение ко всему живому – принцип биохимии. Теория Чижевского. В 19 в. считалось, что Вселенная развивается по своим законам. В конце 19-20 в. возникла другая установка, разработанная русскими космистами: Циалковский, Вернадский, Чижевский, Умов, Федотов. Религиозная направленность – Соловьев, Булгаков, Федоров. Человек связан единым космическим законом. С развитием Вселенной он живет в ритме со Вселенной. |