Шпаргалка к экзамену

Особенности, структура и цели естествознания.

Предметом ест-я являются различные формы движения материи в природе.

Материя – это объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от нашего сознания.

Вопрос о строении материи – это физический вопрос, а вопрос об отношениях нашего сознания к этому объективному миру – это вопрос философский.

Материя несотворима, неуничтожима, неисчерпаема, малообразна, универсальна и строго структурирована на: живую, неживую и социальную.

Социальная природа или материя – это ещё и культура.

Цели етс-я раскрывать возможности и использовать на практике познанные законы, силы и вещества природы.

Закон – это необх. устойчивая, повторяющаяся связь предметов и явлений действительного мира.

Находить сущность явления природы, и на этой основе создавать новые явления.

Сущность – это самое главное.

Закономерности:

1.Обусловленность практикой в конечном счете;

2.Относит. самостоятельность, общая логика развития предмета – в противовес гуманитарному знанию.

3.Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов исследований.

4.Постепенность развития ест- я при чередовании периодов эволюционного развития и резкой революционной логике развития теорет. основ естеств-я.

5.Повторяемость идей, концепций с постоянным возвратом к прошлому, но на более высокой ступени развития сознания.

Вывод: Непонимание противоречивости природы, влечет опасность падения в односторонность, крайность, тогда как познание идет по спирали, т.к. диалектично.

Традиционно в ест-е входили: физика, математика, биология (ест-е дело с новыми организмами, к кот. относимся и мы).

Это естественно условно, новые знания и современные дисциплины, такие как биология, биофизика.

Наука выполняет 2 основные функции:

1..познавательную (объяснительную), кот. заключается в проникновении в суть вещей (формирует картину мира).

Научная картина мира – это обобщенный образ реальности, который свободен от влияния наших желаний и настроений, иллюзий. Всегда включает в себя ценностные суждения.

2. Практически – действенная отражает участие науки в преобразовательной деятельности человека и общества.

Наука выполняет функцию исторической памяти .

Наука – это часть человеческой культуры , это деятельность по производству новых объективно истинных знаний о мире, представленных в абстрактно – логической форме понятий, суждений, умозаключений, законов, теорий, гипотез.

Человечество познавало всегда сначала в изуальной форме (из уст в уста), от учителя к ученику по принципу «Делай как я». Знание всегда было секретным (священным) и давалось не многим, но лучшим. Существовало оно в паронаучной форме, в виде магии, алхимии.

Предпосылками возникновения знания были: процесс классообразования, изменение эк — х обстоятельств, накопление опытных знаний о природе.

Первоначально мировоззрение людей включало магические действия.

В Др.Греции был высоко развит стиль абстрактного мышления.

Первые Др. греческие философы создали первую картину мира: главное в их понимании заключалось в том, что сущность вещей не дана нам в наших чувственных восприятиях, а постигается с помощью мыслительной деятельности.

Знание дается лучшим, в свободных размышлениях мудреца.

Они открыли первые: вопрос о природе вещей, о происхождении и строении мира, о создании его, натурально – философскую концепцию (философия природы).

Они открыли, что все вещи состоят из атомов, кот. движутся в пустоте: в этом заключается существо мира; стояли у истоков всех наук (физика, геология, логика, математика, психология, астрономия и др.).

Ученым энциклопедистом является Аристотель (4 в до н.э.).

Греки создали целостную картину мира, т.о. античная картина мира называется преднаучной.

2 –я картина мира – её называют классической или механической. Возникла в результате научной революции 17 в. и связана с открытиями Н.Коперника (16 в), И.Кеплера (17 в), Рене Декарта, Г.Галлилея, И.Ньютона.

Вершиной этого периода стали законы классической механики Ньютона, кот. были чем глубоко математически обоснованы.

Предметом науки в этот период является общее знание и необходимое.

Основной лозунг: «Наука – враг случайности».

Это период экспериментальной деятельности. Основные убеждения ученого в этот период является господство человека над природой.

Ученые были убеждены, что все явления природы, включая живые организмы, можно описать с помощью законов классической механики. Этот период называется механистической картиной мира.

3-я картина мира – эволюционная. Связана со второй глобальной научной революцией; с законом сохранения энергии; открытием клеточного строения материи, а также эволюционной теорией И. Дарвина.

В современной естественной научной картине мира, которая охватывает 70 г. 20 в., но в настоящее время имеет место саморазвитие.

В этой картине мира присутствует человек и его мысль, она эволюционна и необратима.

В ней естественно – научное знание связано с гуманитарным, она отражает собой античный принцип, который гласит:«Во Вселенной одновременно сошлись около 40 физико – химических констант, которые создали предпосылки для возникновения сознания».

Апогеем сознания является человек, который сегодня является судьёй и оценщиком всего того, что происходит с ним и с миром, в котором он живет.

Значит от него зависит целостность этой планеты и благополучная жизнь будущих поколений. Об этом гласит этика науки.

В истории науки выделяют 2 парадима (образца) понимания социальной проблемы ученых:

1.Традиция ограничения. Архимед отказался изменить свои математические открытия в виду опасности их инженерного применения. Он считал, что только сам может применить их, но только при угрозе военной опасности.

2.Традиция связана с мнением Галилея , кот. говорил, что научное исследование не может быть подвергнуто каким – либо продиктованным из вне ограничениям.

Со 2 половины 20 в доминирует 2 традиция. Ставится вопрос о применении техники.

Организация научного знания.

Интегративные науки:

1.Естествознание – это наука о природе и её закономерностях: физика, химия, биология, психология.

2.Антропологические – это совокупность наук о человеке, его природных и общественных связях: философская антропология, педагогика, культура, соц. Антропология.

3.Обществознание – это наука об обществе, его функционировании, законах, ценностях: социология, история, религиоведение, этнография.

4.Технические науки – это науки о законах создания и функционирования сложных технических устройств, создание системы: человек – техника: машиностроение, инженерная деятельность, дизайн.

= Математика – наука о пространственных формах и количественных отношениях. Это вспомогательная наука, она не ставит задач.

= Логика – это наука о законах и формах правильного мышления (основатель Аристотель 4 в. до н..э.).

Чтобы мышление было правильным, оно должно отвечать 3 требованиям:

  • последовательность;
  • доказательность;
  • непротиворечивость.

= Философия – это учение об общих принципах бытия, познания и отношение человека к другим людям и к одному себе.

= Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации.

= Синергетика – учение об общих механизмах самоорганизации (творчестве) природы (основные (рус-белые)Илья Притожин).

= Общая теория систем (система – это совокупность взаимосвязанных элементов) – основатель австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи.

Ведущей основательной любой системы является её структкра. Структура – это способ связи элементов, их повторяемость, упорядоченность, иерархичность. Способ связи делает систему устойчивой, развивающейся от простого к сложному.

Системная организация материи.

Современная наука выделяет 3 больших типа материальных систем и 3 структурных уровня соответствующих им:

1.Неживая природа (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические системы, земля и другие планеты, звезды, галактики, системы галактик, часть Вселенной).

2.Живая материя (ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоцинозы, биосферы (сфера всего живого) – Эдуард Зюс развил как материалов — Вернадский).

3.Соц – организационная материя или общество – это

результат пересечения двух линий саморазвития материи:

а)естественные эволюции живой и неживой природы

б)искусственные эволюции, кот. реализуются благодаря человеческой деятельности.

Принципы организации материи.

1.Все уровни организации материи связаны между собой генетически, т.к. каждый из них развивается из другого. Из неживого – живое, из живого – социальное.

2.При анализе материальных структур нельзя допускать редукционизма (упрощения).

Строение неживой материи.

Изучая неживую природу наука продвигается в глубинные структуры материального мира, а также изучает в земных и космических масштабах. Соответствующее этому строение материи представлено 3-мя мирами:

1.Микромир – структурными элементами которого

являются элементарные частицы: ядра, атомы, молекулы. Их свойства резко отличаются от явлений привычного нам мира. Пространственные интервалы измеряются здесь млр долями сантиметра, а время – млр долями секунды. Микромир изучает квантовая физика, прогресс которой начался с 1911 г., а сейчас мощно продолжается — квантнеделимая порция энергии, обладающая способностью переходить из одного состояния в др., а именно: из сост. ве-ва в сост. поля.

До 2-й мировой войны физики знали только 6 элементарных частиц, однако после войны стали создавать мощные ускорители, способные разгонять протоны, электроны до гигантских энергий и скоростей. Сегодня известно 350 частиц. Возникла систематика этих частиц: лептоны – легкие частицы, адроны – тяжелые, нуклоны – входящие в ядро, странные, античастицы.

Микромир изучается с помощью вероятностных законов и стат. закономерностей. Элементарные частицы участвуют во всех типах взаимодействия в природы. Их 4: Гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.

2.Макромир – это привычный нам мир объектов, зрительно воспринимаемых человеком. Измерения выражаются в см и км, а время в сек, мин, часах – это господство классической физики, и здесь работают динамические закономерности (поведение элементов предсказуемо).

3.Мегамир – мир огранных вселенских масштабов и скоростей(планетные си-мы, галактики, мегагалактики) – этот мир изучается с помощью астрофизических и матем-х моделей.

Методы научного познания.

Наука включает в себя 3 важные компонента: объект исследования, субъект исслед., язык(естественный или

искуственный) – формулы, символы.

Методы:

1.Эмпирический (опытный)– это сбор, обработка, накопление парных фактов с помощью наблюдения, подсчета, классификации, эксперимента.

Индуктивное обобщение – это умозаключение от отдельных фактов(обнаруж. в процессе эксперимента).

К общему выводу. Такие общие выводы наз. эмпирическим законом (закон свободного падения тел, закон притяжения).

2.Теоретический – его задачей является объяснение научных фактов. Ставит вопросы: в чем причина рака? Ставит проблемы, научные задачи, кот. требуют творческого воображения. С помощью этого метода выводят теоретические обобщения.

Используется: гипотеза, синтез, анализ, индукция, дедукция.

Главным является: гипотетико – дедуктивный метод. Его суть: сначала выдвигается гипотеза, кот. дедуктивно развертывается в ряд более частых научных утверждений, так получаются основные формы теоретического знания – теоретические законы.

Гипотеза – научным образом объясняет лучшие факты и дает предсказания, кот. могут быть проведены опытным путем.

3.Парадигмальный – модель, образец. Ввел в обиход амер. исслед. Томас Кун в 20 в.:

«Под парадигмой я подразумеваю признание всеми научного достижения, кот. в течение одного времени дают научному сообществу модель постановки научных проблем и их решение». Сердцевину составляет: фундаментальная научная теория, кот. базируется на научных законах. Смена парадигмы наз. научной революцией (динамика Аристотеля, таблица Менделеева, теория относительности — Эйнштейн).

1.Детерминизм – Индер (лат. «определяю»).

Учение об определяемости всего в мире. Детерминизм бывает разным:

1.Решения объясняют все происходящее сверхестественной причиной (божьей волей).

2.Наука ищет естественные причины происходящих в мире явлений и ничего не принимает на веру.

2.Индетерминизм – учение о том, что имеются состояния или события, для кот. не существует причинного объяснения. Тем самым отриц. Закономерность явлений в природе и обществе. Такие представления возникают обычно в условиях качественного преобразования.

3.В объяснениях некоторых явлений мат. Причина подменяется идеальной целью, возникает –Генеология – учение о цели и целесообразности.

Религия – замысел Бога о мире и человечестве.

Некот. учения – изначальная внутренняя заданность

явлений и процессов.

Виталисты считали (в 19 в.), что организм имеет внутреннюю цель – выжить.

Ученые по частям (кускам) воссоздают картину порядка в природе.

Симметрия и асимметрия в природе.

Для описания существующей в природе упорядоченности современная наука использует понятия – симметрия и асимметрия.

Симметрия (соразмерность, равенство, строгая правильность в расположении костей) – обеспечивает устойчивость си-х образований: симметрия кристалла.

Симметрия – строгое равенство в расположении систем. Например: симметрия кристаллов, взаимное расположение атомов, молекул, ионов, органов живых организмов; периодический закон Менделеева; смена дня и ночи; симметрия в живых организмах; круговорот веществ в биосфере; пространственно – временная сим-я

— она означает неизменность или инвариант всех законов природы для всех моментов времени и всех точек пространства. Из этого вытекают, возникают законы сохранения энергии, массы, импульс. В тоже время симметрия обеспечивает устойчивость системы и процессов и свойственно для неживой природы, и связана с асимметрией, кот. обеспечивает изменчивость систем. В итоге асимметрия обеспечивает эволюцию от менее к более сложным условиям. Наличие левосторонних молекул, кот. составляют живые симметрии; симметрия в композиции частей тела. Асимметрия левого и правого полушария мозга ( эволюция).

Для объяснения этого явления надо учитывать положение общей теории систем, что любая система существует в определенной среде и находится с ней во взаимоотношениях. Поэтому все си-мы делятся на закрытые (физически изолированные от среды с ними

имеет дело классическая механика) и открытые, кот. постоянно обмениваются со средой веществом, энергией и информацией. Отсюда вытекает разное поведение таких систем. Открытые си-мы способны к самоорганизации в процесс своей эволюции. Например 6 любой живой организм.

В 20 в. внимание ученых все больше привлекают открытые си-мы. В них за счет поступления и стока энергии поддерживается определенная неравновесность, кот. не означает соскальзывание к хаосу, а в сильно неустойчивых си-х происходит переход от беспорядка к упорядоченности си-м (порядок связи элементов) структуры, происходит самоорганизация си-мы, а значит её эволюция.

В результате обобщения (исследования) таких си-м возникла новая область знания, кот оказалась приложима к миру живой и неживой прир. и к явлениям

Общественной жизни – это синергетика (от греч. Совместный, согласованно действующий).

Много школ. Одна из них И. Р. Пригожин (русско – бельгийский ученый, 1917 г., живет в США).

Синергетика – это теория самоорганизации. Она изучает механизмы самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения структур в открытых нелинейных си-х.

Нелинейная (развивающаяся неравномерно и не по прямой).

Механизм синергетики выглядит так: Открытые си-мы развив. (эволюция) от устойчивого равновесного состояния к состоянию неустойчивого равновесия. Под влиянием факторов случ. хар-ра (флюктуации) это состояние нарушается. От неустойчивого происходит переход си-мы к устойчивому состоянию с образованием её структуры.

С течением времени вновь наступает неустойчивость и т.д. по кругу.

Так образуются новые состояния Вселенной, состояния плазмы, образование новых видов организмов в живой природе, новые явления в науке, обществе и т.д. Важно иметь в виду, что такие си-мы (эволюционные) содержат в себе разные возможности, разные альтернативные пути развития, проходя через точки ветвления этих путей (биффуркация).

Си- ма под влиянием разных факторов совершает выбор, кот. закрывает другие пути эволюции, закрывая тем самым их. Так эволюцию живых организмов иногда представляют в виде ветвящегося дерева (от простого к сложному).

Эти переходы подчиняются законам ритма, циклической смены состояний и описывают переходы от порядка к хаосу, от хаоса к порядку. Переходы сопровождаются взрывными, катастрофическими процессами, кот. возникают под действием незначительных случ. причин,

нарушающих неустойчивые уже состояния си-мы. Например: сход снеж. лавины, камнепад, ядерная реакция, революционный взрыв в обществе. Т.о. синергетика отводит случайности особую творческую роль по принципу Пригожина (порядок через случайности).

Изменилось отношение к равновесным устойчивым си-м. Если раньше считали, что всякие отклонения от равновесия ведут к хаосу, то синергетика показывает, что взяли от равновесия. В открытых си-х возникают процессы самоорганизации. Хаос превращается в порядок (в основном это свойство открытых си-м).

Синергетику хар-т 3 – на:

  • нелинейность;
  • неустойчивость;
  • необратимость + неравновесность (иногда)

Система. Элемент. Структура.

К 20 в. (середине) постепенно стали складываться

утверждения, что все многообразие природных явлений можно представить как сложную организацию, включенную в другие более общие целостности, кот. подчиняются общим принципам и законам. Постепенно возникла общая теория си-м. Основы её заложил австрийский биолог Людвиг Фон Берталанфи. Его определение: си-ма (греч. целое) – это совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент – это част си-мы, далее не разложимая. Ведущей основой любой си-мы явл. её структура.

Структура – это способ связи элементов в структуре их повторяемость, иерархичность, однозначность, необходимость. Когда эл-ты теряют связь между собой, то нарушается принцип целостности си-мы и связи структурности, что означает утрату си-мы и далее это будет набор эл-в.

В виду множественности связей, в кот. включена каждая си-ма. Существует множество моделей её поведения.

Только в компьютерной модели можно учесть самые разные факторы, кот. влияют на это поведение. Например: демографические, экологические, экономические, социальные модели.

Только кибернетика может описать множество связей поведения си-м.

Структурные уровни строения материи.

В науке широко принято. Например: см. 1, 2 лекции.

Происхождение и эволюция жизни.

Это явл. самым трудным вопросом. Т.к. на сегодня нет концепции, объясняющей эволюцию живого от простого к сложному. Чтобы говорить о живом, нужно выяснить сущность живого (признаки).

Сущностью живого занимается биология. Биология – наука о живом во всех его видах и проявлениях. Началась биология с крупнейшего ученого Аристотеля. По мере накопления знаний преобразовалась в биологию(ботаника, зоология,

антропология; частные науки: вициология, физиология).

Эти науки тесно связаны между собой и опираются на выводы: физики, химии, математики. Они объеденены общим объектом – жизнь, живая материя. Было много попыток дать определение живого: живой организм – это тело (слагаемое) из живых объектов; неживое – слагаемое из неживых предметов.

Ф. Энгельс – 1 определение: Живое – это способ существования белковых тел, существенным моментом кот. явл. взаимообмен ве-в с окружающей природой.

30 г. 20 в. В. Валькенштейн определил жизнь, живое – есть способ существования открытых си-м(сложных), способных к самоорганизации, самовоспроизводству. Этот вопрос связан с эволюцией жизни.

Отличие живого от неживого.

В вещественном плане:живое (обязательно: белки, ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты).

В структурном плане: клеточное строение (единство живой природы, клетка – кирпичик всего живого).

Цитология – М. Шлейден, Теодор Шванн.

1.V = 0,01 –10 см. размеры клетки

2.Универсальна, слож. структура: оболочка, викл, ядро, жидкость, мембрана, межклеточная.

3.Обмен ве-в: передача инф-и – ген, стабильность – устой организма.

4.Имеет единый живой цикл.

В функциональном плане:

1.Воспроизводство самих себя

2.Рост и развитие

3.Регуляция своего состава и ф-й; способностью к активному вмешанию во внеш. Жизнь.

4.Раздражимостью

5.Приспособленностью к среде

6.Активность

Однако строго научного отделения живого от неживого — нет. Например: вирусы, находясь вне клеток организма хозяина не проявляют свойств живого.

Концепции возникновения жизни.

1.Креационизм (Божественное происхождение жизни) явл. религиозной и к науке прямого отношения не имеет.

2.Многократного, самовоспроизвольного произведения жизни из неживого ве-ва (Аристотель – живое – в результате разложения почвы).

Бомбаст Парацельс 16 в. считал, что зарождение мыслей происходит путем смешения муки с грязным бельем. Опытным путем это опровергли в Италии 17 в. – Ф. Рези и Спалацци – 18 в.; Л. Пастер. Рези и Пастер выдвинули принцип, что все живое из живого.

3.Концепция стационарного существования Вселенной (жизнь существовала всегда).

Мало сторонников.

4.Концепция пансперини. Жизнь имеет внеземное происхождение и была занесена на Землю из вне (с метеоритными остатками – ограничение соединения, кот. сыграли роль семян).

В нач. 20 в. была господствующей. До сих пор значима.

5.В историческом прошлом в результате процессов, кот. подчиняются физическим и химическим законам. Имеет 2 варианта: а)результат случайного образования единичной живой молекулы, в строение кот. был заложен весь план дальнейшего развития живого.

б)жизнь – событие, исключительность кот. надо сознавать как рез-т закономерной эволюции материи. Эволюция живого выстраивалась от химической организации к биохимической. От праклетки к клетки, далее простых, и в итоге – сложных организмов. Эту концепцию отстаивал А. И. Опарин в 1924 г.

Его книга «Происхождение жизни». Он отстаивал идеи, что при определенных условиях химическая революция может превратиться в биологическую.

Первоначально – С+Н+О2+N3 ,следовательно- 1 орг. в-ва углеводороды – белковые молекулы – в первичном океане+Н2О – выпадение примитивных жив. орг-в (коацерватные капли) + ве-ва свободные; грозовые разрывы; УФ излучение; t – высокая; уров. радиации, влажность, давление; опред. Направленность Вселенной + время, а также срединное положение Земли среди планет солнечной си-мы. Но, остались невыясненными , каков механизм естеств. отбора эволюционных изменений, почему происходит химич. эволюция (и направлена от простого к сложному)?

Существуют и другие концепции:

— энергетическая (жизнь – это материя и энергия);

— биокибернетическая (жизнь – это информационный процесс).

Единой концепции пока нет. Существует концепция Жака Бюффона о том, что существует последовательность постепенного совершенствования живых организмов. Эту последовательность впервые построил Жан Баттист Ламарк – проанализировал и составил описание эволюционное. 10000 видов животных и растений. Он считал, что осн. фактором эволюции явл. упражнение одних органов и неупражнение других.

Против теории Ламарка выступил Ж. Кювье (нач. 19 в.).

Разработал идею неизменности видов и теорию катастроф. Он считал, что на Земле время от времени происходят гигантские катаклизмы, кот. уничтожали целые материки. А вместе с ними и обитателей. Позднее появились новые организмы, но причиной этому была телеология.

Против Кювье выступил англ. Чарльз Лойель (2 пол. 19 в.).

Он доказал постепенный (эволюционный) характер геологических изменений. При этом одновременно рождались новые виды и доживали свой век старые.

Однако, Ч. Дарвин в 1862 г. доказал, что (корабль «Викинг — 17») «Происхождение видов» выявил след шага эволюции: все живое является результатом действия 3 – х факторов:

  • наследственности;
  • изменчивости;
  • естественном отборе.

Однако, Дарвиновская теория (она не опровергается) имеет ряд ошибок. Они были подмечены в синтетической теории эволюции.

Развитие эволюционного учения.

Оно связано с развитием генетики, кот. объяснила причины наследственности и изменчивости. В нач. 30- х годов 20 в. развитие синтеза дарвинизма и генетики,

формируется синтетическая история революции, у истоков кот. стояли С. С. Четвериков, Н. В. Тимофеев – Ресовский, Н. И. Багилов, а также Э. Майр, Д. Хаксли.

Заметим, что современное учение не отбрасывает дарвинизм, а расширяет, добавляет его теоретические положения.

С позиции СТР:

1.элементарной единицей эволюции явл. не организм, как считал Дарвин, а популяции в целом (популяции – совокупность особей одного вида, обладающих единым генофондом и занимающих единую территорию).

В основном внутри популяции происходит свободное скрещивание и столь же свободный обмен генами. Изменение отдельных генотипов воздействует на генофонд популяции в целом.

2.постулат синтетической си-мы эволюции изменения генотипического состава популяции вызывается следующими эволюционными факторами:

А)мутационный процесс – это наследственные изменения отдельных особей, кот. поддерживают очень высокую степень генетической разнородности популяции. Мутации не являются направляющей силой эволюции – это случайные изменения, кот. носят вероятностный характер. Мутации негативны, иногда нейтральны, и в редких случаях позитивны.

Б)популяционные волны – это колебания численности популяции от средней численности входящих в них особей (индивидумов).

Они вызываются внешними природными условиями. Они носят вероятностный характер. Волны зависят от солнечной активности.

В)изоляция географическая и биологическая – это возникновение внутрипопуляционных барьеров, предшествующих процессу свободного скрещивания. Она закрепляет родовые различия в популяции и между

ними. Изоляция делит исходную популяцию на две или более новых. Является фактором, усиливающим эволюцию.

Г)естественный отбор – явл. единственным направляющим фактором эволюции, кот. обеспечивает выживание и большую вероятность оставить потомство для наиболее приспособленных к внешней среде организмов. Но действие отбора распространяется в пределах популяции.

Т.о. все вышеперечисленные факторы создают эволюционный процесс. Особая роль в этом принадлежит генетике, кот. изучает процесс преемственности жизни на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях (биосферный уровень организации живой материи – это область, кот. охватывает нижнюю часть(40 км) атмосферы, гидро —

сферу (4 км, вода) и литосфера).

Вернадский включил и геологическую деятельность человека, кроме этих трех компонентов.

Термин биосфера ввел Э. Зюсс.

Современные концепции развития генетики.

Генетике принадлежит особая роль механизмов возникновения и существование биосферы. Они определяют целостность и разнообразие жизни, а также осн. закономерности живой природы. Возникновение генетики связано с Г. Мендель. В 1865 г. он открыл законы наследственности, проводя опыты над цветочным горшком.

Мендель – основатель генетики.

Мичурин – поли основатель.

В 1900 г. законы Менделя были переоткрыты 3 учеными: Чермак, Кофрес, Фриз. Ими было открыто, что в

передаче отдельных признаков от родителей к потомству сущ. опред. закономерности.

Ген – единица наследственной информации.

Наследственность – это воспроизведение одних и тех же морфологических, биохимических, физиологических особенностей в разных поколениях у организмов.

Была разработана хромосомная теория наследственности (амер. биолог Т. Морган) при переходе генетики на клеточный уровень – в молекулах ДНК хранится и передается наследственная информация.

К наст. времени расшифрован генетический код и синтезирован ген, ответственный за строение одного из белков клетки, кот. участвует в формировании ряда признаков организма.

Выяснилось, что между геном и признаком нет строгого соответствия. И сделан вывод, что каждый ген обычно влияет на многие признаки, а каждый признак зависит от многих генов.

На клеточном и организменном уровне стали изучать изменения наследственности, т.е. мутации.

Мутации – это изменения генетического материала, кот. приводят к изменению свойств организма.

Причины изменений:

А)изменение числа хромосом, потеря любой из 46 хромосом, или удаление лишней, ведет к тяжелым последствиям (болезнь дауна);

Б)нарушение структуры хромосом в зародышевых клетках родителей. В таких случаях – поражение нервной си-мы (глухие дети, с нарушением анатомии гортани у детей).

Мутации могут вызываться специально искусственным фактором в результате селекции. Однако было выяснено, что человечество, в результате обладания мутации, обладает значительным количеством дефективных генов и хромосомных аномалий, вызывающих наследственные болезни (шизофрения, аллергия, сахарный диабет).

В связи с этим перед генетикой сегодня стоит задача развития молекулярной природы появления мутации. Сегодня на стыке достижений биохимии, генетики, физиологии родилась генная инфенерия (ГИ).

Задача ГИ – расшифровка структуры генов, синтез генов биохимическим путем, клонирование генов (клонирование – это перенос выделенных или вновь синтезируемых отдельных генов из одной клетки или организма в др., в целях направленного изменения наследственных свойств организма, т.е. управление наследственностью).

Методы ГИ позволяют по новому решать коренные задачи с/х.

В растениеводстве появились технологии, кот. обеспечивают высокое производство злаковых культур, кот. могут освобождаться от вирусов и обладают устойчивостью к грибковым заболеваниям, содержат большое количество белка.

В животноводстве ведутся работы с целью получения домашних животных с генами, кот. обеспечивают рост их продуктивности и устойчивы к болезни. Биотехнологии появляются в медицине, животноводстве, растениеводстве.

Проблемы клонирования.

Стало возможным методом генной инженерии размножения и низких организмов. Для появления на свет живого организма не требуется слияние женских и мужских клеток.

Начало клонирования появляется в СССР: лягушка, мышка – Машка (в 1987 г.), овечка – Долли (в 1997 г.).

Клонирование открывает для человечества возможность выращивать человеческие дубликаты, а также их же для трансплантации организмов. Клонирование позволяет изменить ген. код животных, но мало вероятно, что клонирование будет разрешено в цивилиз-ом го-ве.

Сегодня правительство обсуждает юридические аспекты клонирования, и говорит о возможности экспериментов клонирования. Они требуют принятия закона, ставящего под жесткий контроль использование клонирования для воспроизводства человека и возникает наука, кот. наз. биоэтика – это этическое и законодательное регулирование биомедицинских исследований и защита прав человека на жизнь, здоровье и свободное самоопределение своей жизни.

Этические проблемы:

  • Каковы критерии определения смерти?
  • Существуют ли пределы в поддержании жизни обреченного человека?
  • Как оценить применение эвтанарии?
  • Соот. ли принципам гуманизма исскуств. оплодотворение?

  • Как распоряжаться жизнью псих. больных?
  • Каково использование пренатальных (дородовых) материалов?

Биоэтика появилась в 70 г. 20 в. Отечественная биоэтика формируется. Сущ. публичное обсуждение проблем. В нашей стране в биоэтике сущ. 2 направления: консервативное (религиозное); либеральное – можно все, что не запрещено.

Соотношение биологического и социального в человеке.

Мы знаем, что человек двуален и принадлежит к двум мирам: биологическому и социальному. Развивается в двух координатах наследственности: генетической и соц., и обе стороны активно влияют на человека. В связи с этим различают 2 понятия: генотип (совокупность всех генов, носитель наследственной инф-и); фенотип (совокупность признаков, кот. возникают при

взаимодействии генотипа и внешней среды).

Следовательно, генотип с одной стороны, и фенотип с другой, влияют на наследственность в ходе индивидуального развития организма.

Возникает вопрос: имеет ли значение наследственности в становлении психологических свойств человека. Сущ. 2 точки зрения:

1)Социбиологи: психика человека не заложена в генах, и все люди рождаются с одинаковыми возможностями к развитию психики. Поэтому генетическая программа не оказывает влияния на развитие человека и полностью определяется соц. условиями жизни индивида. Путем воспитания и обучения можно создать и сформировать комплекс таланта.

2)Генетики: доказывают, что никакие условия среды не воспитают выдающегося художника, певца, математика из ребенка, не имеющего наследственных задатков. Люди уже при рождении различны, как в морфофизиологических, так и в психологических

свойствах. Ген. различия влияют на психику человека, хотя связь между генотипом обоснована многими звеньями, как биологическими, так и социальными, в частности общечеловеческой культурой, поэтому правомерно выделить ген. многообразие людей по таким качествам: темперамент, память, интеллект, склонность к определенному виду деятельности, способности к таланту, общие черты характера.

Важная роль в проявлении этих качеств принадлежит культуре, отсюда возникает вопрос: что влияет на развитие человеческой популяции в целом: эгоизм или популизм.

1)Р. Докинс – генегоист: все, что было зачато, родилось и выжило только благодаря эгоизму.

2)В. Эфроимсон – альтруистическое поведение закрепляется в генофонде и помогает популяции выжить.

Ноосфера.

Это итог развития биосферы.

Ноосфера – сфера разума.

Интерприказ – этот приказ относится ко всему живому как к самому себе.

Способы решения проблем:

1)Образование, экологическое воспитание.

2)Соблюдение экологического императива: уважение ко всему живому – принцип биохимии.

Теория Чижевского.

В 19 в. считалось, что Вселенная развивается по своим законам. В конце 19-20 в. возникла другая установка, разработанная русскими космистами: Циалковский, Вернадский, Чижевский, Умов, Федотов.

Религиозная направленность – Соловьев, Булгаков, Федоров.

Человек связан единым космическим законом. С развитием Вселенной он живет в ритме со Вселенной.